РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Характеристика связной монологической речи 5
1.2. Механизмы порождения связных высказываний 10
1.3. Особенности формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 16
1.4. Возможности продуктивных видов деятельности для развития связной монологической речи
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Исследование связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 24
2.2. Методические рекомендации по развитию связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием продуктивных видов деятельности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ СРЕДСТВАМИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
1.1. Характеристика связной монологической речи 5
1.2. Механизмы порождения связных высказываний 10
1.3. Особенности формирования связной монологической речи у детей с общим недоразвитием речи 16
1.4. Возможности продуктивных видов деятельности для развития связной монологической речи
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
2.1. Исследование связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 24
2.2. Методические рекомендации по развитию связной монологической речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием продуктивных видов деятельности 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 39
В настоящее время, проблема развития связной речи все больше привлекает внимание педагогов и психологов, это обусловлено тем, что дошкольники в первую очередь овладевают разговорной формой речи, а именно диалогической речью.
В свою очередь, монологическая речь считается более сложной формой речи, требующей от ребенка дошкольного возраста достаточного уровня общего развития. Исходя из данных исследований отечественных ученых, монологическая форма речи появляется у детей достигших пятилетнего возраста. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Успешное овладение монологической речью означает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных текстов. Дошкольное детство является важнейшим периодом в становлении ребенка, ведь именно в это время происходит формирование важнейших основ развития, от которых будет зависеть успешность дальнейшей адаптации его в школе.
Проблема состояния связной речи у детей с общим недоразвитием речи является актуальной, поскольку у таких детей слабо развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Наибольшие трудности дети с общим недоразвитием речи испытывают в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания, а также владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме.
Изучением данного вопроса занимались такие известные ученые, как В.П. Глухов, Р.Е Левина, В.К. Воробьева, Г.В. Чиркина и др.
По мнению Н.К. Крупской, ребенок очень рано начинает стремиться самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: словами, движением, мимикой. Необходимо дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне деятельности, поэтому для успешного овладения связной речью необходимо использовать продуктивные виды деятельности.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-содержательные аспекты развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием продуктивных видов деятельности.
Объект исследования: особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием продуктивных видов деятельности.
В основу нашего исследования была положена гипотеза: для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны трудности в овладении связной монологической речи. Формирование связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе продуктивных видов деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- организация комплексной работы учителя-логопеда, воспитателя и педагога изобразительной деятельности;
- систематическое включение продуктивных видов деятельности в систему логопедической работы....
В свою очередь, монологическая речь считается более сложной формой речи, требующей от ребенка дошкольного возраста достаточного уровня общего развития. Исходя из данных исследований отечественных ученых, монологическая форма речи появляется у детей достигших пятилетнего возраста. С этого времени ребенок начинает овладевать сложнейшей формой сообщения в виде монолога-рассказа о пережитом и увиденном. Успешное овладение монологической речью означает целенаправленное обучение, формирование определенных навыков построения связных текстов. Дошкольное детство является важнейшим периодом в становлении ребенка, ведь именно в это время происходит формирование важнейших основ развития, от которых будет зависеть успешность дальнейшей адаптации его в школе.
Проблема состояния связной речи у детей с общим недоразвитием речи является актуальной, поскольку у таких детей слабо развито умение связно и последовательно излагать свои мысли. Наибольшие трудности дети с общим недоразвитием речи испытывают в программировании связного высказывания, в синтезировании отдельных его элементов в структурное целое и в отборе материала, соответствующего той или иной цели высказывания, а также владеют набором слов и синтаксических конструкций в ограниченном объеме.
Изучением данного вопроса занимались такие известные ученые, как В.П. Глухов, Р.Е Левина, В.К. Воробьева, Г.В. Чиркина и др.
По мнению Н.К. Крупской, ребенок очень рано начинает стремиться самыми разнообразными способами выразить полученные им впечатления: словами, движением, мимикой. Необходимо дать ему возможность расширить область выражения складывающихся у него образов. Надо дать ему материал: пластилин для лепки, карандаши и бумагу, материал для построек, научить, как обращаться с этим материалом. Развитие речевой активности детей не может происходить само по себе, вне деятельности, поэтому для успешного овладения связной речью необходимо использовать продуктивные виды деятельности.
Проблема исследования: совершенствование коррекционно-педагогической работы по развитию связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: определить организационно-содержательные аспекты развития связной монологической речи у дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием продуктивных видов деятельности.
Объект исследования: особенности связной монологической речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования: организационно-содержательные аспекты развития связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием продуктивных видов деятельности.
В основу нашего исследования была положена гипотеза: для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи характерны трудности в овладении связной монологической речи. Формирование связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи в процессе продуктивных видов деятельности будет эффективным при соблюдении следующих условий:
- организация комплексной работы учителя-логопеда, воспитателя и педагога изобразительной деятельности;
- систематическое включение продуктивных видов деятельности в систему логопедической работы....
В настоящее время, развитие связной монологической речи является одной из важнейших задач в процессе формирования речевых навыков детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Перед педагогом стоит задача научить каждого ребенка содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли в монологической речи. Для этого детям необходимо в полном объеме владеть лексикой, грамматикой и стилистикой.
В своих исследованиях В.П. Глухов, В.К. Воробьева и др., писали, что развитие связной монологической речи лучше проводить по средствам включения продуктивных видов деятельности в работу.
В ходе проведенного нами исследования было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в формировании навыков связной монологической речи. Наибольшие затруднения у таких детей возникают в самостоятельном составлении рассказов.
Это определило необходимость разработки методических рекомендаций по формированию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием продуктивных видов деятельности. Главный принцип работы - комплексное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и преподавателя изобразительной деятельности, ведь только совместная деятельность этих специалистов сможет дать качественный результат.
Работа над развитием связной речи проводится в форме групповых занятий и проходит в три этапа, где основная роль на подготовительном этапе отводится воспитателю и преподавателю изобразительной деятельности; на основном - учителю-логопеду, на заключительном этапе все специалисты участвуют в закреплении полученных навыков.
Таким образом, цель и задачи в процессе исследования были решены.
В своих исследованиях В.П. Глухов, В.К. Воробьева и др., писали, что развитие связной монологической речи лучше проводить по средствам включения продуктивных видов деятельности в работу.
В ходе проведенного нами исследования было выявлено, что у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи наблюдается отставание в формировании навыков связной монологической речи. Наибольшие затруднения у таких детей возникают в самостоятельном составлении рассказов.
Это определило необходимость разработки методических рекомендаций по формированию связной монологической речи дошкольников с общим недоразвитием речи с использованием продуктивных видов деятельности. Главный принцип работы - комплексное взаимодействие учителя-логопеда, воспитателя и преподавателя изобразительной деятельности, ведь только совместная деятельность этих специалистов сможет дать качественный результат.
Работа над развитием связной речи проводится в форме групповых занятий и проходит в три этапа, где основная роль на подготовительном этапе отводится воспитателю и преподавателю изобразительной деятельности; на основном - учителю-логопеду, на заключительном этапе все специалисты участвуют в закреплении полученных навыков.
Таким образом, цель и задачи в процессе исследования были решены.
Подобные работы
- ФОРМИРОВАНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ
ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Развитие связной монологической речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи П-Ш уровня средствами народных сказок
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2023 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ОБУЧЕНИЮ ПЕРЕСКАЗУ СКАЗОК
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КАРТ ПРОППА
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА ПО СЮЖЕТНЫМ КАРТИНКАМ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2016 - ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2018 - СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПЕРЕСКАЗА
В ПРОЦЕССЕ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2016 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ ПОСРЕДСТВОМ ЗАГАДОК-ОПИСАНИЙ
Бакалаврская работа, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4365 р. Год сдачи: 2021





