ВВЕДЕНИЕ 3
1. Организация учебной деятельности студента и роль самостоятельной
работы в ней 6
1.1. Место смысложизненных ориентаций в процессе
профессионального самоопределения в учебной деятельности в ВУЗе 6
1.2 Роль самостоятельной работы студента в процессе обучения в ВУЗе 16
2. Эмпирическое исследование самоорганизации студентов в учебной
деятельности 32
2.1 Методы и организация исследования 32
2.2 Результаты эмпирического исследования 36
2.3 Анализ результатов эмпирического исследования 43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 52
Актуальность. В связи с переходом на новые стандарты обучения, объем самостоятельной работы студентов стал гораздо больше. Студент, недавний школьник, чье обучение весьма сильно контролировалось семьей и школой, попадает в среду, где свое обучение в большинстве случаев контролирует он сам. Потому что преподавателям выделяется крайне мало времени на контроль и проверку самостоятельной работы студентов, а семья не может контролировать самостоятельную работу студента по территориальным причинам, так как в большинстве случаев студент живет отдельно. Поэтому контроль за образованием, академическая самоорганизация ложатся на плечи студента. Но при отсутствии подобного опыта, он не может правильно и гармонично организовать свое самообразование.
Во ФГОСах 3-его поколения прописаны компетенции, которыми должен обладать выпускник бакалавриата. Среди них также есть «Способность к самоорганизации и самообразованию». Формирование этой компетентности в данное время относится к одной из фундаментальных проблем возрастной и педагогической психологии. Она непосредственно связана с решением задачи формирования социально-активной личности, добивающейся в деятельности стабильных и эффективных результатов.
Самостоятельная работа - это планируемая в рамках учебного плана деятельность обучающихся по освоению содержания ОПОП НПО/СПО, которая осуществляется по заданию, при методическом руководстве и контроле преподавателя, но без его непосредственного участия [1].
Задачи организации СР состоят в том, чтобы:
- Мотивировать обучающихся к освоению учебных программ;
- Повысить ответственность обучающихся за свое обучение;
- Способствовать развитию общих и профессиональных компетенций обучающихся;
- Создать условия для формирования способности обучающихся
Проблемы с академической самоорганизацией встречаются на разных этапах обучения. Но зачастую происходит так, что студенты, академически успешные на младших курсах (логично предположить, что перспективные в данной специальности), в целом эрудированные и любознательные, на старших курсах сильно сдают позиции за счет снижения самоорганизации. Работы выполняются в последний момент, что почти наверняка влияет на их качество, учащаются опоздания, ухудшается посещаемость занятий, и мы можем наблюдать снижение успеваемости и результативности обучения.
Проблема: большой объем самостоятельной работы студентов,предусмотренных современными образовательными стандартами, и неумение студентов организовать свою самостоятельную работу, что в целом ведет к ухудшению качества подготовки специалистов.
Объект исследования - академическая самоорганизация студентов старших курсов.
Предмет - взаимовлияние смысложизненных ориентаций и академической самоорганизации студентов старших курсов.
Цель исследования - выявить взаимосвязь между академической самоорганизацией и смысложизненными ориентациями.
Теоретический анализ литературных источников по заявленной проблеме позволил сформулировать гипотезу:
Осмысленность обучения является ключевым фактором формирования и сохранения высокой академической самоорганизации.
Исходя из цели и гипотезы исследования, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Осуществить анализ литературных источников по проблеме самоорганизации.
2. Осуществить анализ литературных источников по формированию смысложизненных ориентаций.
3. Выявить связь между уровнем академической самоорганизации и смысложизненными ориентациями.
4. Эмпирически исследовать особенности академической самоорганизации студентов
Для достижения цели и проверки гипотезы использовались следующие методы:
1. Общенаучный метод: анализ литературы по проблеме исследования, обобщение, сравнение и систематизация теоретических и эмпирических данных.
2. Эмпирический метод: анкетирование, опрос (К. Лэй - общий уровень прокрастинации, Д. Леонтьев - смысложизненные ориентации).
Базой исследования служил ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет»
Выборку исследования составили студенты 3-4 курсов. Всего в исследовании приняли участие 100 человек, из них 80 девушек и 20 юношей, в возрасте от 20 до 23 лет.
Проведенное нами исследование было посвящено проблеме академической самоорганизации.
Данное исследование помогло установить следующее. Для высокой самоорганизации студенту необходимо иметь внутренний локус контроля или значимого наставника, который будет выступать его внешним локусом контроля. Также важно совершать пробы на самых ранних этапах обучения, чтобы иметь реалистичное представление о своей специальности. И не менее важно личное принятие смысла обучения.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение. Студент со сформированной позитивной профессиональной Я-концепцией, более ответственно относится к учебе, и более рационально организовывает ее. При этом его самоорганизация более устойчива.
В позитивную профессиональную Я-концепцию входит - принятие смысла обучения, внутренний локус контроля, наличие профессиональной цели, стремление ее достичь.
Студент является очень сложной фигурой сам для себя. Еще не взрослый, уже не ребенок. Со взрослыми «надо» и детскими «должен». Как правило, кризис личностных смыслов происходит где-то перед окончанием школы. Но в наше время университет стал такой неотъемлемой частью жизни и обучения, что воспринимается большинством молодых людей как продолжение школы. Поэтому различные экзистенциальные вопросы («Кто я?» и «Зачем я?») начинают возникать у нынешнего поколения уже в процессе обучения. Первые пару лет, бывший школьник еще «играет» в студента. Вопрос конкретно профессиональных смыслов появляется в период проб своей специальности, которые в большинстве вузов происходят примерно в середине обучения. Поэтому у студентов на третьем-четвертом курсе очень часто падает самоорганизация.
На основе полученных данных были выдвинуты рекомендации по решению проблем самоорганизации студентов на разных уровнях.
1. Горшенина Н. В. Самостоятельная работа обучающихся как основа организации образовательного процесса: современные подходы и практики // 2012.
2. Панкратова Г. В. Самостоятельная работа студентов // 2014.
3. Носко И. В. Психология развития и возрастная психология // Владивосток, 2003.
4. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология развития человека // Москва: ПСТГУ, 2014.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основные ступени развития субъектности человека // Москва: Школьная Пресса, 2000.
6. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Психология труда // Москва,2001.
7. Фромм Э. З. Бегство от свободы // Москва: АСТ: Астрель, 2011.
8. STELAZIN Цирк дрессированных демонов имени Корбиниана Бродмана: Прокрастинация [Электронный ресурс] http://stelazin.livejoumal.com/108533.html , 2014.
9. Чулкова М. А. Смысложизненные ориентации и особенности их проявления в юношеском возрасте // Челябинск, 2012.
10. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций // Москва: Издательство Московского университета, 1984.
11. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. // Москва: Смысл, С. 487, 2003.
12. Прохоров А.О. Семантические пространства психических состояний Дубна: Феникс+. 2002, С. 30.
13. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность // Москва: 1975.
14. Жучкова С. М. Смысложизненные ориентации как субъективные составляющие феномена смысла жизни // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. Часть III. - Новосибирск: СибАК, 2011.
15. Википедия [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%80%D0 %B0%D 1 %81 %D 1 %82%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D 1 %86%D0%B8%D 1 %8F
16. Карловская Н. Н., Баранова Р.А. Взаимосвязь общей и академической прокрастинации и тревожности у студентов с разной академической успеваемостью // Психология в вузе. Омск, 2008. - №3, С. 38-49
17. Ищенко О. А. // Воронеж: Воронеж. гос. проф. - пед. колледж. - Воронеж: ВГППК, 2016.
18. Волгин Ю. И. Методические рекомендации по выполнению самостоятельной работы студентов // Воронеж, 2015.
19. Г.Г. Силласте, Е.Е. Письменная, Н.М. Белгарокова Самостоятельная работа студентов: методические рекомендации // Москва, 2013, С. 5.
20. Трегубович Е. Е. Информационно-ресурсный потенциал Интернета как средство организации самостоятельной работы студентов юридических специальностей // Ижевск, 2009, С. 15.
21. Деркач А. А. Акмеологический словарь. // РАГС, 2004.
22. Гузунова Б. А. Детерминанты системной саморегуляции в профессиональной педагогической деятельности // Улан-Удэ, 2015, С. 53-58.
23. Конопкин О.А. Психическая саморегуляция произвольной активности человека (структурно-aфункциональный аспект) // Вопросы психологии. 1995. - № 1, С. 6.
24. Моросанова В.И. Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - № 6.
25. Галеева Е. С. Педагогические механизмы саморегуляция учебной деятельности: теоретико-исторический аспект // Молодой ученый, 2015, №10.
26. Моросанова В. И. Стиль саморегуляции поведения // Москва: Когито-Центр, 2004.
27. Чепуренко Г. П., Панова Н. В. Смыслы профессиональной деятельности в личностном развитии педагога // 2014, [Электронный ресурс] http://murzim.ru/nauka/pedagogika/28899-smysly-professionalnoy-deyatelnosti-v- lichnostnom-razvitii-pedagoga.html
28. Т. Г. Маруценко Самостоятельная работа студента: Учебно¬методическое пособие // [Электронный ресурс]
http: //pandia.ru/text/77/500/50593. php
29. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация: Учебное пособие для студентов вузов. - Москва: Академия, 2001, 192 с.
30. Змиевская Е.В. Обзор классификаций самостоятельных работ // [Электронный ресурс] http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=1075
31. А.Л. Журавлев, В.А. Барабанщиков, М.И. Воловикова. Психология человека в современном мире. Том 1. Комплексный и системный подходы в исследованиях психологии человека. Личность как субъект жизненного пути (Материалы Всероссийской юбилейной научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения С.Л. Рубинштейна, 15-16 октября 2009 г.) / Москва: «Институт психологии РАН», 2009, С. 334.
32. [Электронный ресурс]
http: //www.psichology.vuzlib.su/book_o350_page_27. html
33. Ищенко О. А. // /Воронеж: Воронеж. гос. проф. - пед. колледж. - Воронеж: ВГППК, 2016.
34. А.Д. Ишков. Учебная деятельность студента: психологические факторы успешности: Монография. - М.: Издательство АСВ, 2004.
35. Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития (в традиции культурно-исторической теории Л.С. Выготского), Москва: Тривола, 1994.
36. Бернс Р. Б. Что такое Я-концепция (Развитие я-концепции и воспитание) // Москва: "Прогресс", 1986.
37. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис // Психология личности в трудах зарубежных психологов. Санкт-Петербург, 2000.
38. Леонтьев Д.А., Шелобанов Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего. / «Вопросы психологии», 2001.
39. Башкова С. А. Представления о будущем современных старшеклассников. //Возможности практической психологии в образовании. / Под ред. Пилипко Н.В., Москва, 2000.