АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Корпоративная культура вузов в условиях модернизации высшего образования России
1.1 Модернизация высшего образования в России: проблемы, перспективы 5
1.2 Корпоративная культура: функции, структура, типологии 11
1.3 Методология диагностики и изменений корпоративной культуры 25
1.4 Специфика управления корпоративной культуры вузов 30
2 Изменение корпоративной культуры НИ ТГУ
2.1 Характеристика деятельности НИ ТГУ 40
2.2 Диагностика изменений корпоративной культуры НИ ТГУ 44
Заключение 53
Список использованной литературы 55
С начала XXI века во многих странах развитие системы высшего образования стало одной из первоочередных задач. Причинами тому стало развитие информационного общества, а также Интернета, всё чаще стало применяться дистанционное образование. Теперь высшее образование становится важным фактором решения глобальных проблем, таких, как Мир и Взаимопонимание, сохранение Земли для будущих поколений, решение громадных экологических проблем на всём земном шаре, и самое главное - сохранение самого человека.
Россия вступила в Болонский процесс в 2003 году, но реальные шаги в модернизации высшего образования стали делаться не так давно.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что сегодня министерство образования, а, следовательно, и вузы ставят задачи, которые требуют изменения всей системы образования, в том числе и корпоративной культуры. Любые изменения корпоративной культуры влекут за собой сопротивление со сторон её приверженцев. Следовательно, эти изменения необходимо отслеживать, чтобы понимать насколько те мероприятия, которые сегодня проводятся в вузе, соотносятся со стратегией, в том ли направлении изменяется культура, чтобы обеспечить достижение этой стратегии.
От правильной диагностики корпоративной культуры зависит эффективность деятельности вузов, увеличение её показателей, достижение поставленных целей. В данной работе используется подход к диагностике и изменению корпоративной культуры Камерона и Куинна.
Целью работы является анализ изменений корпоративной культуры НИ ТГУ в рамках реализации «Программы повышения конкурентоспособности»
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- изучить основные направления и проблемы модернизации высшего образования в России;
- исследовать теоретические аспекты изменения корпоративной культуры;
- выявить специфику управления корпоративной культуры вузов;
- описать методологию диагностики и изменений корпоративной культуры вузов;
- изучить практику проведения диагностики и изменений корпоративной культуры вузов;
- дать характеристику деятельности НИ ТГУ;
- провести диагностику корпоративной культуры НИ ТГУ и направления ее изменений.
Объект: Корпоративная культура вузов
Предмет: Процесс изменения корпоративной культуры вузов в условиях модернизации высшего образования
В данной работе был проведен анализ изменений корпоративной культуры НИ ТГУ в рамках реализации «Программы повышения конкурентоспособности». Для этого были рассмотрены проблемы и перспективы модернизации высшего образования в России; функции, структура, типологии корпоративной культуры; методология диагностики и изменений корпоративной культуры, а также специфика управления корпоративной культуры вузов. В России модернизация образования началась с подписания декларации Болонского соглашения. Последствием этого стало реформирование высшего образования в России в рамках разработанных программ с государственной поддержкой. Вузы, вставшие на путь глобализации, стремятся к 2020г. выйти на уровень с Мировыми университетами. Так, основные проблемы, выявленные в ходе изучения модернизации высшего образования в Росси стали сокращение часов как теоретического, так и практического обучения, а также предметов специализации, которые являются основополагающими для формирования базы навыков специалиста. А также малая степень независимости и автономности университетов, низкие показатели мобильности студентов и преподавателей. Решение этих проблем и определяет главный вектор направления и проведения модернизации, так как они представляют собой основные положения Болонской декларации.
Было исследовано понятие «корпоративная культура», её структура и функции и основные типологии, изучен опыт диагностики корпоративной культуры российских вузов. Проанализировав стандарты, ценности университета, изучив устав, программу развития, структуру сайта и множество статей, был сделан вывод о том, что до получения Томским государственным университетом статуса НИУ в 2010 году, университет имел кланово-бюрократический тип корпоративной культуры. После чего направления модернизации, определенные Болонским процессом, и ставшие основой для концепции развития 2010 - 2019 стали реализоваться высокими темпами, таким образом, выведя НИУ ТГУ в 2013 году на новый уровень - программу ВИУ.
На данный момент университет находится пути к рыночно-адхократичной культуре, реализуя год за годом, стратегические задачи концепции развития 2010 - 2019, однако сталкивается с трудностями, которые находят свое отражение в первую очередь в том, что любые изменения влекут за собой сопротивление со стороны приверженцев прежней культуры. Смена корпоративной культуры в университете не исключение, поэтому её реализация должна быть поэтапной, осторожной и продуманной. Вход в какую-либо культуру влечет за собой выход из противоположной, таким образом, ТГУ, делая шаги в направлении рыночной культуры, сокращает влияние клановой.
Все изменения, происходящие сейчас в университете, являются неотъемлемой частью реализации концепции развития, поэтому всем участникам данного процесса - преподавателям, профессорам, руководителям, студентам, нужно содействовать данным нововведениям, а не сопротивляться им, чтобы в итоге университет стал занимать ведущие позиции мировых рейтингов, выпуская год за годом специалистов составляющих конкуренцию на международном уровне.
1. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон
РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. - Электрон. дан. - М., 2016. - URL: http://www. garant.ru (дата обращения: 02.06.2016)
2. Об образовании [Электронный ресурс]: федеральный закон Рос. Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 // Гарант:справ.правовая система. - Сетевая версия. - Электрон.дан. - М., 2013. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос.ун-та.
3. Об утверждении государственного образовательного стандарта в части классификатора направлений и специальностей высшего профессионального образования [Электронный ресурс]: приказ государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию от 5 марта 1994 г. № 180 // КонсультантПлюс : справ.правовая система. - Сетевая версия. - Электрон.дан. - М., 2011. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос.ун-та.
4. Аксеновская, Л.Н. Ордерная модель организационной культуры / Л.Н. Аксеновская.— М. : Академический Проект. - 2007. - 218 с.
5. Альтбах Ф. Дж., Салми Дж. Дорога к академическому совершенству. Становление исследовательских университетов мирового класса. - М.: Весь мир, 2012.
6. Аржанова И. В. Тренды развития вышей школы России // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № (6)94. - С.35-42
7. Байденко В.И. Компетнтностный подход к проектированию государственных
образовательных стандартов высшего профессионального образования
(методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.
8. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. - № 11. - 2004 с.
9. Белоцерковский А.В. К вопросу о «количестве качества» и «качестве количества» системе образования // Высшее образование в России. 2013. № 7. С.22-29.
10. Белоцерковский А.В. Российское высшее образование: о вызовах и рисках // Высшее образование в России. 2012. № 7. С.3-9.
11. Богдан Н . Н ., Парфенова И . Ю. Организационная культура вуза в условиях реформ // Университетское управление практика и анализ. 2009. № 6. С. 23-30.
12. Богословский В.А. Проектирование основных образовательных программ вуза при реализации уровневой подготовки кадров на основе федеральных государственных образовательных стандартов / В.А. Богословский. - М.: МИПК МГТУ им. Н.Э. Баумана,
2010. - 212 с.
13. Богуславский, М. В. Высшее образование в российской традиции: опыт и современность / М. В. Богуславский, Е.В. Неборский // Гуманитарные, социально¬экономические и общественные науки. - Краснодар : Наука и образование, 2014. -№ 9. - С. 229-232.
14. Волкова И. Е. Качество высшего образования в информационном обществе // Открытое образование. 2009. № 2. С. 20.
15. Волкова Т.И. Исследовательская деятельность в вузе: департаменты развития // Университетское управление: практика и анализ. - 2014. - № 2 (90). - С.92-101
..48