АННОТАЦИЯ 3
Введение 3
1 Материальный мир в сказках таежных народов Томской области 21
1.1 Общая характеристика народов таежной зоны Томской области.... 21
1.2 Основные занятия и образ жизни в сказках хантов и селькупов 29
1.3 Жилища, одежда, пища в сказочном фольклоре как этнические
маркеры таежных народов Томской области 39
2 Духовный мир жителей тайги в их сказках 50
2.1 Божества и духи хантыйских и селькупских сказок 50
2.2 Ценности сказок коренных народов Томской области 64
2.3 Сказки народов тайги в восприятии учащихся школы «Эврика-
развитие» 73
Заключение 78
Список использованных источников и литературы 83
Приложения А 92
Приложение Б 93
Приложение В 94
Актуальность темы исследования обусловлена возрастающей ролью культуры в различных сферах российского общества. Непосредственно современная государственная культурная политика и ее программы продолжают оставаться ключевым инструментом создания необходимых условий для формирования и укрепления национальной безопасности в условиях сохранения серьезных угроз для традиционных духовно-нравственных ценностей нашей страны. Историко-культурные ценности многочисленных народов России являются основой преемственности ее исторической судьбы, а также основополагающим фактором, способным стимулировать восходящее и непрерывное развитие всего государства.
Укрепление единства российского общества посредством приоритетного культурного развития, укрепление национальной и этнической идентичности, сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования, обеспечение гражданам доступа к знаниям, информации и культурным ценностям - это задачи культурной политики современной России, реализация которых позволит возродить ценность традиционных приоритетов, а также сохранить духовную целостность народа. Представляется, что особенно сейчас, в новую эпоху геополитического и геокультурного переустройства мира важно войти в неё с внушительным багажом духовного, культурного, идеологического наследия, сохранив и популяризировав этнокультурное многообразие Российской Федерации. Каждый из народов, больших и малых, со своим языком, историей и самобытной культурой, внёс свой особый вклад в историю государства, объединившись в уникальный феномен - «российская нация».
Таким образом, ключевые цивилизационные особенности общественно¬политического устройства России основываются на интеграции этносов, образовавшей единый социокультурный процесс в общем географическом, политическом и духовном пространстве. Сохранив самостоятельность и культурную идентичность, ни один даже самый малый этнос и ни один язык российских территорий не исчез с лица земли.
Много веков созидавшие совместно с другими этносами многонационального Российского государства, коренные малочисленные народы Томской области на данном историческом этапе переживают процесс внутриэтнической напряженности. По последним данным было выявлено, что ныне на территории Томской области проживает всего 997 селькупов и 495 хантов . Девальвация этнической самобытности хантов и селькупов и их национального самосознания, протекающая под влиянием дисперсности расселения, отрыва от ареалов традиционного проживания, социально-экономических и политических факторов, требует сохранения и развития традиционных историко-культурных ценностей данных народов.
Томская область - земля коренных народов Сибири - кладовая мудрости таёжного края. Возрождение духовных идеалов, сохранение и дальнейшее развитие этнического разнообразия традиционной культурной палитры таёжных народов Томской области не представляется возможным без обращения к фольклору, который стал зеркалом их культурно-исторической самобытности. Непосредственно фольклор во всем его разнообразии - продуктов коллективной творческой деятельности народа - представляет собой внушительный пласт исторической памяти, которая обладает способностью сохранять в массовом сознании людей оценки прошлого и обеспечивать на их основе неразрывную преемственность времён и поколений. Знакомясь со сказочным фольклором таёжных народов Сибири, мы тем самым всецело погружаемся в их историю, материальную культуру, духовный мир, что позволяет нам получать более широкую, глубокую информацию о тех или иных событиях, связанных с определенным этносом.
Следует также подчеркнуть, что на сегодняшний день крайне актуальна внутренняя потребность человека найти своё место в меняющемся мире через обращение к традициям. Бесспорно, что для того, чтобы ясно увидеть своё будущее, нужно непрерывно обращаться к своему прошлому. Вместе с тем очевидно усиление новых вызовов и угроз национальной безопасности, среди которых - размывание традиционных культурных ценностей, что ведёт к утрате нравственных ориентиров подрастающего поколения. К сожалению, современные школьники не знают своих корней, не говоря уже о культуре коренного населения региона. Однако именно сказки у разных народов способствовали гармоничной и успешной адаптации подрастающего поколения к ценностным ориентирам своей культуры.
В связи с этим актуальным представляется межкультурный диалог разных народов регионов через знакомство с этническим, сказочным фольклором. Такой диалог невозможен без выявления культурных особенностей, ценностных идеалов, отраженных в сказках каждого народа. Поэтому актуально посмотреть на фольклор как на возможную платформу межкультурных коммуникаций, что актуализирует проблему восприятия чужой культуры через призму своей. Можно уверенно говорить о том, что знакомство со сказками разных народов в школьном возрасте закладывает основу для более адекватного восприятия народами друг друга в будущем.
Таким образом, в свете усиления внимания государства к национальной компоненте коренных малочисленных народов России автором была выбрана тема настоящего исследования - «Культура охотников и рыболовов Томской области в их сказочном фольклоре».
Степень изученности проблемы. Работы ученых, связанные с темой данного исследования можно объединить в несколько проблемно-хронологических блоков. Первый блок посвящен проблемам этногенеза и этнической истории хантов и селькупов. В работе доктора исторических наук Галины Ивановны Пелих «Происхождение селькупов» наиболее удачно и полно отражены вопросы этнической истории и культуры селькупов. Достоинством монографии учёного является широта хронологического охвата и тот факт, что она основана на данных этнографических экспедиций 1951¬1970 гг. Г. И. Пелих рассматривает культуру селькупов Нарымского края, как сложное явление, сохранившее в своем быту ряд архаических черт, давно исчезнувших у других народов.
Целесообразно отметить также работы сибирских археологов Я.А. Яковлева , А.И. Бобровой , Е.Д. Прокофьевой , в которых рассматриваются дискуссионные вопросы древней истории хантов и селькупов. В коллективной монографии «Очерки культурогенеза народов Западной Сибири» (1994) были впервые рассмотрены поселения и жилища народов Западной Сибири, начиная от палеолита и до современности.
Второй блок литературы охватывает разные аспекты этнической культуры угро-самодийских народов Томской области. Особого внимания в разработке проблемы традиционной культуры коренных этносов Сибири заслуживают труды доктора исторических наук, участника и руководителя этнографических экспедиций к разным группам хантов Надежды Васильевны Лукиной . В частности, интерес для исследования представляют материалы учёного по многочисленным проблемам истории и культуры хантыйского этноса. В том числе, материалы по фольклорным произведениям хантов.
Историю и традиционную культуру хантов, проживающих на территории Томской области (васюганско-ваховских хантов), доктор исторических наук Владислав Михайлович Кулемзин в соавторстве с Н.В. Лукиной на основании полевых материалов, музейных коллекций и литературных данных рассматривают в совместной монографии (2006) .
В данной работе этнографами даётся обширная характеристика социальной организации, традиционной материальной и духовной культуры васюганско-ваховских хантов в конце XIX - начале XX вв.
В совместной работе Н.В. Лукиной и В.М. Кулемзина «Знакомьтесь: ханты» (1992)9 успешно проанализированы все сферы жизни хантыйского этноса, как в материальном, так и в духовном выражении. Ценность данной книги заключается в том, что она была написана на основе экспедиционных материалов, собранных среди разных групп хантов, по просьбе самих хантов и явилась первым серьезным трудом с общей характеристикой культуры хантов после работы этнографа Г.А. Старцева «Остяки» (1928 г.).
В работе одного из ветеранов отечественной этнографии, советника ИЭА РАН 3.П. Соколовой (1961) отражены этнические процессы, протекающие у коренных народов Томской области. Ценной для разработки проблемы этнических особенностей таёжных народов Томской области является совместная работа ведущих специалистов в области сибиреведения И.Н. Гуемуева, В.И. Молодина и З.П. Соколовой «Народы Западной Сибири: Ханты. Манси. Селькупы, Ненцы, Нганасаны. Кеты» (2005) . Широко используя материалы полевых исследований, авторы целостно обобщили сведения о коренных этносах Сибири, описав их традиционную культуру (материальную и духовную), социальную организацию, быт, и пр.
Традиционный костюм народов Сибири рассматривает А.Ш. Бодрова ; религиозной культуре хантов посвящена работа Е.М. Главацкой .
В работе профессора Е.П. Мартыновой «Очерки истории и культуры хантов» рассмотрена этническая история и традиционная культура хантов по отдельным этнографическим ареалам, различающимся по особенностям материальной и духовной культуры. Томские ханты Александровского и Каргасокского районов отнесены к Аганско-Васюганскому ареалу/
В работах С.М. Малиновской (2013, 2014) отражена проблема утраты традиционной культуры коренных малочисленных этносов Томской области (народы теряют свои традиционные хозяйственные занятия - охоту и рыболовство; трудовые и бытовые навыки; весь многовековой уклад жизни в суровых условиях Севера; этнические особенности своей культуры). Историк рассматривает перспективы развития образования коренных малочисленных народов Томского Севера, акцентируя особое внимание на недопустимости потери культурного многообразия и важности изучения этносоциальных и культурных особенностей коренных, «исчезающих» народов.
Третий блок литературы посвящен, как общим проблемам фольклористики, так и исследованиям селькупского и хантыйского фольклора. О.В. Кормильцева раскрывает научные подходы в определении сущности фольклора. Б.Н. Путилов рассматривает вопросы жанровой классификации фольклора. Значительный вклад в исследование различных аспектов фольклора внёс отечественный филолог В.Я. Пропп (2022) .
Среди всего комплекса исследованных работ, посвященных истории и этнокультурной специфике селькупов, особо следует выделить научные труды доктора исторических наук Натальи Анатольевны Тучковой .
В одной из своих работ (2018) Н.А. Тучкова выделяет фольклорные ареалы селькупов - среднетазовский, туруханский, верхне-, среднекетский. А также среднеобский, тымско-васюганский и «крайне-южный». Ученым акцентировано внимание на изолированности и самобытности фольклора чумылкупов (селькупов центрального диалектно-локального ареала) - как мотивами, так и целыми сюжетными линиями в нем.
В монографии Т.В. Волдиной (2002) , где особое внимание уделено отечественной историографии проблемы, нашли свое отражение этнические особенности устного народного творчества хантыйского этноса.
Анализ научной литературы по этнографии хантов и селькупов Томской области позволяет сделать вывод о достаточно обширной и глубокой проработанности тем, связанных с историей и традиционной культурой этих народов. Однако, работы, специально посвященные связи материальной и духовной культуры, отсутствуют, как и сравнительные исследования по сказочному фольклору хантов и селькупов. Это обстоятельство определило проведение данного исследования.
Объектом исследования выступает традиционная культура таёжных народов Томской области: хантов и селькупов.
Предмет исследования - сказки таёжных народов Томской области, в которых представлена их традиционная культура.
Цель работы - выявить в сказках хантов и селькупов Томской области сюжеты, характеризующие их материальную и духовную культуру, образ жизни и ценностные ориентации.
Исходя из выбранной цели исследования, в данной работе поставлены следующие ключевые задачи:
1. Провести анализ сказочных текстов селькупов и хантов Томской области.
2. Сравнить традиционную культуру таёжных народов Томской области по этнографической литературе и их сказкам.
3. Выявить основные ценностные ориентиры сказок коренных народов Томской области.
4. Выявить особенности восприятия сказок хантов и селькупов учащимися 2 Монтессори класса школы «Эврика-развитие».
Хронологические рамки исследования ограничены периодом фиксации сказок - XIX - ХХ вв. Нижний хронологический рубеж обоснован началом записи фольклора, в первую очередь, финскими учеными, что положило начало новым формам бытования устного народного творчества коренных малочисленных народов Томской области. Верхний хронологический рубеж обусловлен изменением традиционного хозяйства. Одно из крупнейших политических событий XX века - Октябрьская революция 1917 г. - и последующие за ней социалистические преобразования привели к несовпадению бытования фольклорных сюжетов и существенному изменению хозяйственно-экономической ситуации; значительно усилился процесс слияния коренных народов с русским.
Территориальные рамки исследования. В настоящем исследовании автором рассматривается север Западной Сибири - территория Томской области, издревле являвшейся местом традиционного расселения этносов с богатейшей самобытной культурой - селькупов и хантов - народов, которым было свойственно особое восприятие природы.
Историки (археологи, этнографы) выделяют в современном селькупском этносе две изолированные территориальные группы - южные селькупы (Томская область) и северные (Ямал и низовья Енисея) . Было время, когда этот коренной «исчезающий» народ Сибири занимал территорию, превосходившую размерами многие европейские государства .
Для южных селькупов (остяки, остяко-самоеды, томские самоеды) исконной являлась территория Нарымского и Томского Приобья. В рамках современного административного районирования селькупским национальным административно-территориальным образованием является Колпашевский район Томской области, нарымские (южные) селькупы живут также на севере Парабельского и Каргасокского районов.
В настоящее время селькупы Томской области объединены в Ассоциацию коренных малочисленных народов Севера Томской области «Колта Куп» (Обской человек) , являющуюся региональным отделением АКМНСС и ДВ РФ . Усилиями активистов проводятся занятия по селькупскому языку, экспедиции по сбору фольклора, праздники и фестивали. «Колта Куп» работает в тесном сотрудничестве с Ассамблеей народов Томской области, национально-культурными автономиями.
Исследователи - угроведы выделяют три большие этнографические группы хантов - северную, южную (прииртышскую) группу, а также восточную группу хантов. Этот коренной малочисленный финно-угорский народ в настоящее время проживает преимущественно на территории Тюменской области, по последней переписи населения их общая численность составляет 31,5 тыс. человек. Небольшая часть хантов (ханты восточной группы) проживает и в Томской области. В рамках современного административного районирования ханты восточной группы (васюганские, ваховские и александровские) населяют два самых северных района Томской области - Каргасокский (р. Васюган) и Александровский район (р. Обь).
Источниковая база исследования. Источниковая база дипломной работы представлена несколькими видами источников.
Законодательные и нормативные документы. По мнению автора исследования, дальнейшее поступательное развитие исторической науки должно быть неразрывно связано с ключевыми приоритетами государства, одним из которых является сохранение культуры малых и исчезающих народностей. Право сохранения и развития национальных особенностей входит в состав основных прав народа, человека и гражданина.
Традиционно возглавляет систему правовых актов Конституция Российской Федерации. На сегодняшний день, являясь одним из крупнейших полиэтнических государств мира, Россия с населением свыше 146 млн. человек включает в себя представителей 193 национальностей, различных этнических культур, более 60 конфессий. А также порядка 277 языков и территориальных диалектов. Уникальность цивилизации была закреплена в первых строках Основного закона РФ: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле» .
В современной национальной политике Российской Федерации, которая учла многие элементы социально-правовой парадигмы и мировой опыт, произошло значимое смещение акцентов от национально-территориальных к культурно-просветительным аспектам. Сохранение этнокультурной самобытности народов РФ легло прочной основой к формированию ключевых тезисов «Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» (Стратегии ГНП РФ) . Стратегия ГНП РФ вслед за Конституцией РФ была призвана явиться одной из основ для преодоления духовно-нравственного кризиса российского общества на основе традиций многонациональной культуры - для возрождения и дальнейшего развития самобытных национально-культурных традиций и культурного наследия народов России.
«Основы государственной культурной политики» , утверждённые в 2014 году, определили дальнейшие ключевые направления государственной культурной политики страны, задачей которой является искоренить раскол в духовной жизни современного российского общества. В Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года отмечено, что на сегодняшний день прослеживается низкий статус культуры, что не соответствует общим стратегическим интересам Российской Федерации.
Неслучайно 2022 г. был объявлен годом культурного наследия народов России . Он был посвящен, в том числе, сохранению культурных традиций, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов РФ.
На правовом уровне Российская Федерация движется в едином, общем направлении международного вектора развития в отношении диалога коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с государством. В этой связи важно выделить ФЗ № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» , принятый и одобренный в 1999 г., гарантирующий самобытное культурное развитие, защиту исконной среды обитания, традиционного образа жизни, а также хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России.
Следующую группу составили источники личного происхождения. В работе этнографа Михаила Бонифатьевича Шатилова «Ваховские остяки» (1931) рассмотрена этническая культура ваховских хантов.
Ценность для исследования представляет историко-статистический очерк А.Ф. Плотникова «Нарымский край» (1901) , в котором автор на основании личных наблюдений и материалов, собранных в течение четырех лет, рассматривает традиционный быт, семейную жизнь, экономическое положение, промыслы «инородцев» северной местности Томской губернии.
Важной частью этого вида источников являются труды финских ученых, в частности, исследователя финно-угорских языков и фольклора М.А. Кастрена (1813-1852) . Матиас Александр Кастрен для сбора материала в течение четырех лет (1845-1849) объездил практически всю Сибирь, фиксируя свои наблюдения над культурой ее народов.
Хантывед К.Ф. Карьялайнен (1871-1919) в период между 1898-1902 гг. провел четыре года на территории распространения хантыйского языка, в районе р. Оби и её притоков, собрав богатый фольклорный материал .
Значительный вклад в исследование материальной культуры (о жилище, домашних ремеслах и средствах передвижения и пр.) финно-угорских народов внес финский этнограф Уно Тави Сирелиус (1872-1929) .
Список источников дополнили также труды исследователя культуры селькупов Кая Рейнолда Доннера (1888-1935). Во время своих экспедиций в августе 1911 г. и в июне 1914 г. по малолюдным областям тундры и тайги между реками Обь и Енисей финский лингвист был погружен в быт и нравы местных аборигенов. В работе «Самоедский эпос» (1915) представлены выводы ученого по поводу собранного фольклорного материала.
Фольклорные источники. Основным эмпирическим материалом для анализа послужили тексты сказок селькупов и хантов , опубликованные в фольклорных сборниках и монографиях на русском языке, в которых представлена традиционная культура данных народов. Самые ранние записи по фольклору хантов, хранящиеся в Томске, были сделаны в 1870-х гг. священником Петром Васильевичем Красновым. Его рукопись «Описание быта инородцев-остяков Томского округа 5-го участка Васюганской волости» хранится в Музее археологии и этнографии Сибири ТГУ .
Как отмечает Н.В. Лукина, наиболее полным и ценным собранием архивных материалов по обско-угорскому фольклору в Томске являются записи этнографа Валерия Николаевича Чернецова (1905-1970) .
Большую ценность для разных областей гуманитарной науки имеет сокровищница этнографического материала по селькупскому фольклору, собранная Г.Н. и Е.Д. Прокофьевыми в 20-60-х годах ХХ века.
Полевые материалы. На протяжении нескольких недель на базе Школы «Эвика-развитие» мною проводилась работа с учениками 2 Монтессори класса по прочтению и обсуждению сказок селькупов и хантов. В результате данной работы учениками были выделены и анализированы описания быта этих народов, выделены и обобщены ценности, которые учащиеся отметили в текстах коренных таёжных народов Томской области. В заключение учениками был изготовлен макет, отражающий основные моменты бытования данных народов, отраженных в сказках.
Таким образом, имеющаяся источниковая база дает обширный эмпирический материал для проведения данного исследования.
Теоретико-методологическая основа исследования. В основу исследования положены общие методы научного исследования (анализ, классификация, абстрагирование, синтез и др.). Для соблюдения ключевых принципов объективности и историзма был использован историко-сравнительный метод, как метод интерпретации накопленных фактов.
Важной теоретической основой для проведения данного исследования стали работы этнографов, культурологов, фольклористов, социологов, посвященные проблемам определения таких категорий как «этническая культура», «этничность», «культурные ценности», «фольклор» и т.д.
Так, в работе Т.И. Герасименко упорядочен понятийно-терминологический аппарат и систематизированы теоретико-методологические подходы к изучению этничности и этнической культуры.
Каждый этнос обладает этнической культурой - совокупностью созданных и накопленных им материальных и духовных ценностей, а также устойчивыми стереотипами заученного поведения, с помощью которых основные понятия и представления могут быть переданы от одного поколения к другому или от одной общности людей к другой.
В своей работе Т.И. Герасименко дает важное для исследования уточнение о том, что трансформация этнической культуры происходит под влиянием различных факторов - урбанизации, географического положения, ландшафтов, соседства с другими этносами, взаимной комплиментарности.
В информационно-справочной публикации О.Л. Фирсовой и Л.В. Шестопаловой уточнено содержание термина «культурные ценности» в сфере сохранения культурного наследия (материальной и нематериальной культуры). Авторы отмечают, что термин «культурные ценности» вторичен по отношению к понятию «культурное наследие». Кандидат исторических наук М.И. Косорукова оценивает культурное наследие России как основополагающий ресурс её возрождения и дальнейшего развития.
Интересным представляется уточнение В.В. Кочетковым дефиниций «национальная идентичность» и «этническая идентичность». Опора на его работу позволила глубже рассмотреть проблему культурного наследия в неразрывной связи с формированием идентичности. Говоря об идентичности (от лат. identifico - «отождествляю»), следует понимать осознание принадлежности человека к той или иной культурной общности путем самоотождествления с ее культурными образцами. Сказанное заставляет полагать, что этническая идентичность - это осознание принадлежности человека к определенной этнической общности, при этом национальная идентичность предполагает приверженность к определенной государственной форме этнической общности людей. Дополняя и взаимно обогащая культуру, национальная и этническая идентичность должны мирно сосуществовать в рамках единого материального и духовного пространства.
Крупнейший советский фольклорист, доктор филологических наук Владимир Яковлевич Пропп справедливо утверждал, что ни одна гуманитарная наука (этнография, история, лингвистика, культурология и т.д.) не может обходиться без информативности, которую несет в себе фольклор .
Фольклор (от англ. folk-lore - «народная мудрость»), как коллективное творчество этноса (носителя культуры), уходящий своими корнями в историю народа, является сложным и многослойным художественным явлением в словесном и музыкальном искусстве. Фольклор имеет свое ключевое отличие от письменной литературы своим устным характером народнопоэтического творчества, а также отсутствием определенного автора.
Следует отметить, что фольклор имеет свои специфические и уникальные черты: синкретизм, традиционность, анонимность. А также вариативность и импровизация (искусство, которое создаётся во время процесса его исполнения). В фольклористике данное понятие имеет два основных значения. В рамках филологического подхода фольклор - это устное народное творчество. В рамках этнографии и антропологической фольклористики фольклор - это вся традиционная духовная культура народа.
Этот тезис обосновывается тем, что знакомясь с устным творчеством народа, обладающим глубокой «смысловой емкостью» и высокой степенью образности, мы тем самым всецело погружаемся в его культуру, историю, самосознание и внутренний мир, что позволяет нам получать более широкую информацию о тех или иных событиях, связанных с определенным этносом .
Особенно это крайне актуально для коренных малочисленных народов Сибири, которые не имели собственной письменности . Для коренных народов Томской области - селькупов и хантов - фольклор, как сумма во многом уникальных данных, был одним из важнейших способов передачи культурной и исторической информации между поколениями.
Самый популярный из жанров фольклора в прозе среди произведений эпического волшебного, героического или бытового характера - это сказка. Народные сказки - это жанр фольклора, который основан на нарочитом вымысле и обладает обширным тематическим диапазоном и многообразием персонажей. Художественный стиль сказок позволяет уверенно относить их к произведениям художественной литературы, обладающим высокой степенью образности (живостью, наглядностью, красочностью изображения).
Сказочный фольклор характеризуется отсутствием претензий на историчность повествования, а также своей нескрываемой вымышленностью повествовательного сюжета. Об этом говорил критик В.Г. Белинский, отмечая, что признак сказок состоит именно в том, что в действительность рассказываемого не верят ни рассказчик, ни слушатель сказки .
Таким образом, в исследовании применялись как общенаучные методы - описание, анализ, синтез, так и специальные. К последним относятся сравнительно-этнографический и историко-генетический методы. Сравнительно-этнографический метод позволил сопоставить данные селькупского и хантыйского сказочного фольклора, в котором отражена традиционная культура, с известными историческими фактами, а также выявить общее и особенное в понимании этнических ценностей хантами и селькупами. Применение различных методов исследования было направлено на обеспечение полноты и достоверности результатов проведённого анализа, аргументированности и обоснованности полученных выводов.
Практическая ценность исследования заключается в том, что представленные в работе результаты могут дополнить накопленный опыт анализа этнических особенностей и культуры коренных народов Томской области. Результаты исследования уместно будет использовать в дальнейшей научно-исследовательской работе студентов, изучающих историю и этнографию Сибири; в лекционных курсах преподавателей общественно-научных дисциплин: этнографов, историков, краеведов; а также в практике современных томских школ по вопросу изучения культуры своего края.
Структура выпускной квалификационной работы подчинена цели и задачам исследования. Она состоит из Введения, двух глав, Заключения, списка источников и литературы, а также трех Приложений.
В первой главе работы исследован материальный мир хантов и селькупов, отражённый в сказках таёжных народов Томской области. Первый параграф главы посвящён общей характеристике народов таёжной зоны Томской области. Во втором параграфе охарактеризованы основные занятия и образ жизни коренных малых народов Томской области, отражённые в сказочном фольклоре хантов и селькупов. Третий параграф посвящён исследованию жилища, одежды, пищи хантов и селькупов в фольклоре в контексте этнических маркеров таёжных народов Томской области.
Во второй главе исследования раскрыт духовный мир жителей тайги в их сказках. В первом параграфе данной главы выполнен анализ Божества и духов в хантыйских и селькупских сказках. Во втором параграфе обобщаются культурные ценности сказок коренных народов Томской области. Третий параграф второй главы посвящён анализу восприятия сказок народов тайги учащимися 2 класса Школы «Эврика-развитие» г. Томска.
В заключении подведены ключевые выводы, обобщения и итоги, полученные в ходе предпринятой исследовательской деятельности.
Ключевые цивилизационные особенности общественно-политического устройства России основываются на интеграции этносов, вовлеченных в единое культурное пространство и скрепленных единым языком межнационального общения - русским языком. Данная интеграция образовала уникальный социокультурный процесс в едином политическом и духовном пространстве. В настоящий момент особое внимание государства направлено на возрождение духовных идеалов, сохранение и дальнейшее развитие этнического разнообразия традиционной культурной палитры коренных малых этносов. Одними из которых являются охотники и рыболовы Томской области - ханты и селькупы - таёжные народы, исчезающие в результате крупномасштабного освоения западносибирских территорий, на которых жили их предки. Благодаря плодотворному труду исследователей этнографических, исторических и языковых явлений (этнографов, археологов, историков, лингвистов, фольклористов) удалось сохранить знания о традиционной культуре народов Западной Сибири.
Обширные пространства севера современной территории Томской области (нарымских, васюганских болот и тайги) издревле служили местом жительства хантов (остяков) и селькупов (остяко-самоедов). Это явилось причиной того, что традиционная культура селькупов приближена к культуре хантов, а не к родственным по языку северным самодийским народам - ненцам, энцам и нганасанам. Архаичный жизненный уклад, отсутствие письменности, значительная удаленность от культурных центров, охотничий и рыбацкий быт в суровых условиях тайги, - все это способствовало сохранению традиционного фольклора таёжных народов Западной Сибири, для которого характерен многовековой опыт познания окружающего мира; сложность композиции, многосюжетность, национальный колорит, конкретность, установка на реальность и художественная выразительность.
Изучение традиционной этнической культуры хантов и селькупов Нарымского края через богатство содержания их фольклора открывает для исследователя широкие возможности для историко-культурных реконструкций и анализа. Наиболее распространённым жанром фольклорного творчества, как «не сознательного художественного отражения действительности», коренных малочисленных этносов Томской области были и остаются сказки. Являясь любимым развлечением в разгар трудовых будней или минуты отдыха, именно сказка вносила живость в однообразную жизнь жителей тайги. Герои хантыйских и селькупских сказок попадают не в сказочный лес, а в тайгу. Действующими лицами сказок жителей тайги выступают простые люди; герои (борцы за свое племя), наделенные сверхъестественной физической и духовной силой; животные; добрые и злые духи (хозяева стихий). В таёжной сказке, максимально приближенной к этнографической реальности, мы встречаем названия той или иной местности (к примеру, поселение Шеркалы), сибирских рек и озер (Тым-река, Мамонтово озеро и т.д.). Для большинства хантыйских и селькупских народных сказок типичен мотив скитальчества: для таёжного охотника и рыболова домом являлась вся тайга и все в ней были между собой равны.
В сказку таёжных народов Нарымского края глубоко проникают детали описания их материальной культуры (жилища, одежды и пр.). Проведенный анализ образцов сказочного фольклорного нарратива свидетельствует о том, что в них хорошо прослеживаются основные виды хозяйственной деятельности и таёжный полукочевой образ жизни исследуемых народов: сочетание охоты (белка, как главный объект пушной охоты в тайге, горностай, соболь, лось, росомаха, лисица, заяц). И рыболовства (налим, осетр, нельм, щука, карась). К примеру, «внук подрос, стал ходить на охоту и на рыбалку» (отрывок из известной хантыйской сказки «Ими-Хиты и Вошинг Урт»). Поиск элементов традиционной культуры показал, что кроме охоты и рыболовства одним из ведущих видов деятельности хантов и селькупов являлось собирательство (ореховый промысел). В период «урожая» орехов томские остяки, как и нарымские селькупы, отправлялись в тайгу на их добычу. Тексты сказок жителей тайги насыщены ключевыми «маркерами», которые отображают орудия и способы охоты и рыболовства коренных сибирских народов: лук и стрелы, ружье, сети, запоры, ножи и т.д.
Анализируя фольклор коренных западносибирских этносов - хантов и селькупов - автору удалось обратить внимание на то, что тексты сказок включают в себя обильную, однако весьма «распылённую» информацию по характеристике их поселений. Охотники и рыболовы тайги жили в стойбищах вдоль берегов рек в срубных бревенчатых землянках или полуземлянках (карамо) - рыли яму и ставили туда деревянный чум. Для обогрева селькупы и ханты использовали трубу-чувал. В южно-селькупском и в восточно¬хантыйском фольклоре имеются сведения о подземных ходах к землянкам. Таким образом, сравнив этнографические детали из контекста селькупских и хантыйских сказок с имеющимися сведениями в истории, можно заключить, что они позволяют выявить общий «облик» этноса.
Духовная культура охотников и рыболовов Томской области, широко отразившаяся в народных сказках, была тесно связана с их мистическим отношением к природе и с бытовой деятельностью. Анализ сказочного фольклорного материала селькупов и хантов, отражающего архаический анимизм, позволил заключить, что в текстах фигурируют разнообразные элементы мира сверхъестественных существ: боги, духи (воды, земли, леса, огня), злые демоны, хозяева природных объектов, активно участвующие в жизнедеятельности людей. А также вещие силы, волшебные превращения людей в животных и птиц, смерть и последующее оживление героев сказок. Вся окружающая природа в сказках таёжных народов Нарымского края наделена разумом и способна оказывать влияние на судьбу человека.
Обобщая изложенное, следует подчеркнуть, что сказки хантов и селькупов в направлении ведущего методологического принципа критической деятельности - «конкретного историзма» - не могут претендовать на высокую результативность, которой обладают тексты исторических преданий. Здесь следует обратить внимание на то, что накопленный ранее опыт привлечения фольклорного материала к решению этноисторических вопросов подтверждает неоспоримый и вполне логичный факт - для исторических реконструкций (достоверности и репрезентативности) целесообразно опираться на те нарративы, которые наименее «обработаны» художественным способом. Опираясь на многолетний труд исследователя-селькуповеда Н.А. Тучковой, в котором ученым представлены результаты ее обширного анализа фольклора с использованием методов корпусной фольклористики, следует подчеркнуть, что, бесспорно, фольклорный материал обладает большим потенциалом для выявления и вычленения этнографического облика культуры этноса. Вместе с тем Н.А. Тучкова дает важное научное уточнение, что полноценную реконструкцию этногенеза с опорой только на фольклорный материал построить крайне сложно. Фольклор может выступать дополнительным инструментом исследователя, гармонично дополняя те или иные детали.
Также в рамках заключения к предпринятому исследованию особенно важно подчеркнуть, что использование и приобщение современного молодого поколения к сказочному фольклору играет важную роль в сохранении и развитии этнической культуры, языка, обычаев, воспитывает бережное отношение к традиционным историко-культурным ценностям коренных малочисленных народов Томской области. Как очень ёмко и верно отметила Татьяна Владимировна Волдина, «в тех, кто воспитан и живёт в фольклорной традиции, - истинное достойное продолжение жизни народа». Сюжеты хантыйских и селькупских сказок имеют огромное познавательное и воспитательное значение; являются средством формирования духовно¬нравственных ценностей у детей, доступной возможностью переосмыслить окружающий мир; служат примером бережного отношения к природе, помощи своим сородичам и соседям. На наш взгляд, сказанное служит объективным обоснованием для необходимости популяризации традиционного сказочного фольклора таёжных народов Западной Сибири.
Таким образом, подводя логичный итог, справедливо говорить о том, что в соответствии с поставленной целью исследования - реконструкция материальной и духовной культуры охотников и рыболовов Томской области на основе анализа сказочного фольклора коренных народов Сибири, - автору удалось решить все поставленные задачи работы. В ограниченных рамках настоящего исследования не представляется возможным охватить все ключевые аспекты выбранной проблемы, однако, на наш взгляд, приведенные результаты позволяют дополнить разработку ряда существующих проблемных полей и наметить дальнейшее актуальное направление исследований. Для открытой научной полемики все ещё остается крайне важным непрерывный поиск эффективных путей решения проблем в сфере возрождения, сохранения и передачи молодому поколению национальных традиций коренных народов Нарымского края, которые в настоящий момент находятся на грани исчезновения. Именно поэтому важно продолжить дальнейшую, более глубокую разработку данной проблемы.
1. Конституция РФ (прин. всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020. - № 31. - ст. 4398.
2. Федеральный закон «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» от 30.04.1999 № 82-ФЗ // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22928/ (дата обращения: 20.08.2023).
3. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139350/ (дата обращения: 20.08.2023).
4. Указ Президента РФ от 24.12.2014 № 808 «Об утверждении Основ государственной культурной политики» // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_172706/ (дата обращения: 20.08.2023).
5. Указ Президента Российской Федерации от 30.12.2021 № 745 «О проведении в Российской Федерации Года культурного наследия народов России». - URL: https://base.garant.ru/403336665/ (дата обращения: 20.07.2023).
6. Распоряжение Правительства РФ от 29.02.2016 № 326-р (ред. от 30.03.2018) «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // КонсультантПлюс. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_194820/ (дата обращения: 20.07.2023).
7. «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 10.07.2023) // КонсультантПлюс. -
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1870/ (дата
обращения: 20.07.2023).
Источники личного происхождения:
8. Антология фольклора народностей Сибири, Севера и Дальнего Востока / сост. Владимир Санги. - Красноярск: Красноярское книжное издательство, 1989. - 493 с.
9. Доннер К. Самоедский эпос / Пер. с англ. В.М. Крутовского. - Томск: Типо-лит. Сиб. тов. печ. дела, 1916. - 16 с.
10. Доннер К. У самоедов в Сибири / Пер. с нем. А.В. Байдак. - Томск: Изд-во «Ветер», 2008. - 176 с.
11. Земля верхнекетская: сборник научно-популярных очерков к 60- летию образования Верхнекетского района / [отв. ред. Я.А. Яковлев]. - Томск: Издательство Томского университета, 1997. - 430 с.
12. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Т. 1, 2. / Перевод и публикация Н.В. Лукиной. - Томск, 1994. 1995. - 152 с., 284 с.
13. Карьялайнен К.Ф. У остяков. Путевые записки / К.Ф. Карьялайнен // Сибирские вопросы. - 1911. - Т.7. - № 30-62.
14. Кастрен А. Путешествие в Сибирь (1845 - 1849). Сочинения в 2-х томах. Т. 2 / А. Кастрен; под ред. С.Г. Пархимовича. - Тюмень: Изд-во Ю. Мандрики, 1999. - 352 с.
15. Кастрен М.А. Собрание старых и новых путешествий // Путешествие Александра Кастрена по Лапландии, северной России и Сибири (1838-1844, 1845-1849) / М.А. Кастрен. - М., 1860. - Ч. 2. - 495с.
...89