АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РУССКО-ТАТАРСКОГО ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В Г. ТОМСКЕ 15
1.1. Этнокультурная характеристика тюркоязычного населения Томского уезда в
XVII в 15
1.2. Формирование русского населения г. Томска в XVII в 19
ГЛАВА 2. ЭТАПЫ ВЗАИМНОГО ВЛИЯНИЯ ТАТАРСКОЙ И РУССКОЙ
КУЛЬТУР В Г. ТОМСКЕ (XVII - НАЧАЛО XX ВВ.) 25
2.1. Национальные татарские традиции и обряды 25
2.2. Культура русских сибиряков г. Томска 35
2.3. Трансформации татарской и русской культур на фоне межкультурных
контактов 38
2.4. Механизмы межкультурного взаимодействия русских и татар г. Томска 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 63
Актуальность темы исследования. Многовековой опыт России в мирном и взаимовыгодном сосуществовании различных народов в одной стране сейчас особенно актуален. В современных исторических исследованиях эта тема привлекают все больше и больше внимания. Наиболее популярным является изучение межэтнических отношений в области культуры. Для многонациональной Сибири характер межэтнических отношений играет особо важную роль . Так, в Томске важным фактором развития различных сфер жизни были взаимоотношения коренного и пришлого населения. Их тесные связи принимали различные формы: колонизация, аккультурация, симбиоз и консолидация. Процесс трансформации традиционной культуры являлся основным элементом социально-экономических изменений, которые затронули татар Западной Сибири. Ответом на единство национальной культуры является стремление народов Сибири сохранить свои традиционные ценности. Непрерывное взаимодействие культур русских и татар наложило отпечаток на их традиционные отношения, каноны и нормативные системы. Эти процессы усиливаются под влиянием политических и социально-экономических факторов и подпадают под рамки осуществления национальной политики. Поэтому к началу XXI века процесс национально-культурной трансформации стал обычным явлением. Вопрос сохранения традиции становится очень важным. Меняется не только национальная культура, но и этнос в результате этнических процессов, политики, проводимой государством, и глобальных вызовов нашего времени .
В настоящее время территорию России населяет свыше 190 различных народов, имеющих свою историю, традиции и культуру. Учитывая быстроменяющиеся условия современного мира, стремление каждого региона к стабильному существованию и улучшению уровня жизни, стремление народов к укреплению своей этнической идентичности, считается необходимым обратить внимание на исторические условия, в которых складывалось и продолжает существовать поликультурное российское общество. Исследуя опыт межкультурного диалога народов конкретного региона, особенности их межкультурных коммуникаций, становится возможным разрешение и предотвращение противоречий между современными этнокультурными общностями. Поэтому тема изучения русско-татарских межкультурных контактов в г. Томске представляется нам актуальной.
Вопрос изучения влияния русско-татарских контактов на традиционные культуры, интересен потому, что вначале любая страна была этнически неоднородной и в течение своего существования она постоянно подвергалась влиянию различных изменений, отраженных в ее традиционной культуре. В связи с этим актуализируется вопрос анализа механизмов межкультурного взаимодействия русских и татар г. Томска, что может быть сделано при рассмотрении процесса формирования и развития общности русских и татар в г. Томске.
Степень изученности темы. В связи со значительным объемом исторической литературы по данной тематике обзор проводился по хронологическому принципу, что, на наш взгляд, позволяет более точно определить приоритеты исследований на определенных этапах и проследить эволюцию научных взглядов на исторические события и явления.
Историографию по данному вопросу можно условно разделить на следующие периоды:
1. Историография до революции 1917 г.
2. Советская историография.
3. Современная российская историография.
Историография до революции 1917 г. Начало изучения истории Сибири связано с именем Герхарда Миллера, выдающегося ученого немецкого происхождения, принимавшего участие в Великой Северной экспедиции 1733-1743 годов. Он первым приступил к систематическому изучению источников по истории Сибири. В общей сложности он проанализировал более двадцати архивов сибирских городов и частных коллекций, составил уникальную коллекцию актов по истории Сибири XVI-XVIII вв., на основе которых выделил, как наиболее ценные русские (в том числе, Ремезовскую летопись или Краткую Сибирскую Кунгурскую летопись), так и оригинальные монгольские и татарские рукописи.
Многочисленные оригиналы и копии документов, собранные Миллером, легли в основу его коллекции. В результате многолетних исследований в 1750 году историк опубликовал первый том своего основополагающего труда «Описание Сибирского царства и всего, что происходило в нем с момента его создания и особенно с момента его завоевания Российской империей и до настоящего времени» . В то же время Миллер, исходя из перспективы западноевропейской науки, также отметил ужасающие последствия похода Ермака и последующей колонизации региона для сибирских народов, что вызвало большую критику со стороны российского научного сообщества.
При этом российская историография поддерживала идею о том, что тюрко-татарские государства тормозили экономическое и политическое развитие России и препятствовали развитию российского общества и культуры. В какой-то степени важной вехой в изучении русской истории и народов, вошедших в ее состав, стала «История России с древнейших времен», изданная в 1851-1879 годах профессором Московского университета Сергеем Соловьевым. Один из наиболее ярких примеров государственной школы в русской историографии, Соловьев считал невозможным понять историю нации, не изучив историю ее правления. Он провозглашает государство главной движущей силой общественного развития. С. М. Соловьев вводит два новых элемента в концепцию утвержденного государством повествования: постоянная и неустанная борьба между русским народом и кочевыми племенами Востока («борьба между лесом и степью») и, как следствие, логический процесс русской колонизации Восточноевропейской равнины и Сибири («продвижение леса в степь»). Тюрко-татарские государства воспринимались как неизбежное и неприятное препятствие на пути России к славе и величию. По его мнению, завоевание Казанского ханства «было священным и необходимым подвигом, совершенным для защиты христианства от ислама» .
Тема завоевания Сибирского ханства и колонизации Сибири освещалась также в исторических трудах таких ученых, как П. Словцов , П. Небольсин , В. Андриевич , П. Буцинский и ряд других.
Изучение ислама, восточных языков и этнографии нерусских народов, формирование политики и изучение последствия христианизации были связаны с казанскими миссионерскими ориентационными исследованиями второй половины XIX- начала XX вв. и деятельностью Казанской духовной академии. Труды известных ученых- миссионеров П. Знаменского, Е. Малова, Я. Коблова, А. Можаровского в первую очередь информирует нас о политике, проводимой Россией и Православной Церковью в отношении мусульман и других неправославных народов, но в то же время они содержат уникальные данные по истории и этнографии народов.
Ш. Марджани, основоположник татарской исторической науки, создал ряд ценных работ по истории татарских ханств, наиболее значимым из которых считается труд «Мустафад аль-ахбар фи ах - вали Казан ва Булгар» . Работая над историей местного края, Марджани опирался на труды русских историков и русские летописи, но для того, чтобы восстановить ряд событий, он обратился к огромному количеству татарских первоисточников.
Публикации Х. Атласи также представляют собой ценный материал по истории татарского народа. Опираясь на источники смешанного характера, он исследовал историю Казанского и Сибирского ханств, практически заложив основу татарского взгляда на политические события того времени, на причины завоевания татарских ханств и последствия этих событий.
Историография советского периода. В первые десятилетия существования Советского государства были написаны первые работы по истории татарской литературы и просвещения. В этих рамках в 1940-50-е годы появились исторические работы по некоторым вопросам Волго-Уральского региона и Сибири в XVI-XVII вв. В этом смысле наиболее показательными являются работы С. Бахрушина , К. Наякшина , А. Усманова и др. Они обычно писали о праведности и прогрессивном значении аннексии народов этого региона, хотя также раскрывали особенности политики русификации и христианизации в регионе.
Данная концепция нашла подробное отражение в работах ученых автономных республик в 1960-80-е годы. Утверждение о несомненной прогрессивности создания многонационального государства в целях борьбы с внешними врагами, привело к тому, что негативные стороны аннексии либо не были замечены, либо были опровергнуты. Кроме того, все народы Волго-Уральского региона и Сибири наблюдались в контексте классовой борьбы против царского правительства, проводившего политику христианизации, национального угнетения и жестокой эксплуатации многонационального крестьянства. Кроме того, с конца 1960-х годов исследователи стали уделять особое внимание скрупулезному анализу этнической истории народов Волго-Уральского региона и Сибири, а также их социально-экономическому и культурному развитию в 16-18 веках.
Современная российская историография. На рубеже XX-XXI веков в российской исторической науке ярко проявился интерес к изучению средневековых тюрко-татарских государств (Казанского, Астраханского, Сибирского ханств и Ногайской Орды), а также возникли вопросы присоединения народов и территорий к России (труды В.В. Трепавлова , А.Л. Хорошкевича , Б.Р. Рахимзянова и др.). Основной тенденцией стало акцентирование внимания на изучении тюрко-татарских государств не как «препятствий» на пути российского экспансионистского государства, а как активных участников международных отношений XV-XVI1 вв., со своими внешнеполитическими интересами и особенностями взаимодействия с другими странами.
Казанский ученый Г. Файзрахманов, основавший свои труды на археологических, письменных и других источниках, подготовил монографию по политической и этнической истории западносибирских татар, начиная со времен древнетюркского населения и до начала ХХ века .
В целом следует отметить, что изучение прошлого татарского народа в период XVII-XX вв. прошло значительный путь от оригинальных описаний и представления о нем как об объекте воздействия царского правления до понимания присущей татарской истории ценности как одного из акторов в полиэтнической Российской империи. За это время изменилось несколько концепций: от тех, которые обосновывали необходимость аннексии Волго-Уральского региона и Сибири, до теорий, демонстрирующих сложность и трагичность процессов завоевания и колонизации этих регионов, которые не всегда оказывали прогрессивное влияние на нерусские народы.
Отметим, что за последние десятилетия была расширена источниковая база для историко-исследовательской работы, которая показывает многомерность и многообразие событий и явлений прошлого. Все это дает возможность представить историю взаимоотношений русского и татарского народов более комплексно и объемно, не как какое-то региональное событие, а как полноценную часть общегосударственной истории России.
Цель исследования - выявление специфики межкультурных коммуникаций русского и татарского этносов и анализ результатов их взаимодействия.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- дать характеристику тюркоязычного населения Томского уезда в XVII в.;
- выявить основные этнокультурные черты русских жителей Томска и уезда в XVII в.;
- рассмотреть этапы взаимного влияния татарской и русской культур на примере томских татар и русских жителей г. Томска на протяжении XVII начала XX вв.;
- определить механизмы русско-татарского межкультурного взаимодействия;
- проанализировать проблемы и перспективы русско-татарских межкультурных контактов в Томске.
Объект исследования - межкультурные коммуникации в Сибири в XVII начале XX вв.
Предмет исследования - русско-татарские межкультурные контакты в XVII начале XX вв.
Методология и методы исследования. Методологической основой исследования является принцип историзма и диффузионистская концепция.
Принцип историзма в нашей работе предполагал единство логического и исторического методов познания в процессе исследования русско-татарских межкультурных контактов. Логический метод воспроизводил исследуемый объект в форме его теории, а исторический - в форме его истории. Эти методы взаимодополняют друг друга. Использование в исследовании исторического и логического методов позволило получить знание основных существенных ступеней развития русско-татарских межкультурных контактов в их конкретно-исторической форме.
Взаимодействие культур как теоретическая проблема стала предметом исследования, начиная с конца XIX века и наибольшее развитие получила в трудах диффузионистов - Ф. Гребнера, Ф. Ратцеля, В. Риверса. В отличие от эволюционистов, которые рассматривают каждое культурное явление как звено в цепи эволюции, дифузионисты исходили из представления о пространственном распространении культуры или ее элементов из какого-либо центра или центров вследствие культурного взаимодействия. В культурологии понятие «взаимодействие культур» толкуется как особый вид непосредственных отношений и связей, которые формируются между двумя (или более) культурами, а также тех влияний, взаимных изменений, которые проявляются в процессе этих отношений.
Культурное взаимодействие - неотъемлемая составляющая социокультурного процесса; ее базовым механизмом является социокультурная коммуникация, обеспечивающая формирование связей, регулирование культурной сферы человечества, трансляцию социокультурного опыта. Вследствие диффузионных процессов формируются новые духовные ориентиры в обществе, создаются инновационные формы культурной активности людей, происходят изменения в их языке, обычаях, художественной и религиозной практике.
При написании работы также применялись общенаучные методы - описание, анализ, синтез.
Из специальных методов выделим сравнительно-этнографический метод и историко-генетический. Сравнительно-этнографический метод применялся при проведении компаративного анализа русских и татарских культур. Историко¬генетический был нацелен на изучение генезиса (происхождения, этапов развития) русско-татарских межкультурных контактов и анализ причинности их изменений.
Практическая значимость работы состоит в том, что материал, который был получен в результате исследования, можно использовать для дальнейших исследований по этой проблеме, при преподавании и разработке уроков и при подготовке учебной и методической литературы.
Хронологические рамки исследования охватывают XVII - начало XX вв. Нижняя граница характеризует начало освоения русскими территории Томского Приобья. Выбор верхней границы объясняется началом политической нестабильности в России и сменой системы власти в 1917 г. На это время приходится основной корпус литературы по русско-татарским межкультурным контактам в г. Томске. По некоторым вопросам, связанным с формированием томских татар, привлекался материал по более ранним периодам.
Территориальные рамки охватывают город Томск в его современных границах, а также сельские поселения Томского района.
Источниковая база исследования. Существует широкий спектр источников по истории русско-татарских межкультурных контактов в г. Томске, которые можно разделить на четыре основные группы.
Делопроизводственная документация, законодательные акты. Среди богатого разнообразия законодательных актов решающее значение имеют указы центральных органов власти, законы и постановления, позволяющие более полно проследить политику самодержавия по отношению к татарскому народу. В «Полном собрании законов Российской империи» и «Своде законов Российской империи» содержатся законы, регулирующие отношения государства и татарского населения в вопросах землепользования, торговли, налогообложения и пошлин, переселения и т. д. Правовой статус различных социальных слоев, включая мусульман, можно найти в «Своде законов о благополучии», «Положении о состоянии сельского хозяйства» и других .
Применение норм шариата в регулировании семейных отношений, разделе собственности и вопросах наследования между татарами привело нас к выделению мусульманского права как отдельной подгруппе законодательных актов - нормы шариата.
Периодическая печать. Также нами были использованы материалы из газет по татарской тематике «Халкым минем» , «Исламский край» , «Ислам Минбаре» , в которых в виде небольших очерков содержится краткая информация о различных культурных сторонах жизни сибирских татар.
Справочная литература. Это прежде всего, «Историческая энциклопедия Сибири» , в которой в виде небольших очерков содержится краткая информация о различных сторонах жизни сибирского общества, о межкультурных контактах народов Сибири.
Структура работы определена задачами, предметом и целью исследования. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.
Во введении обуславливается актуальность исследования, определяются цели, задачи, объект и предмет исследования, приводятся источниковедческий и историографический обзоры. В I главе «Начальный этап русско-татарского этнокультурного взаимодействия в г. Томске» рассматривается этнокультурная характеристика тюркоязычного населения Томского уезда в XVII в., анализируются особенности формирования русского населения г. Томска в XVII в.Во II главе «Этапы взаимного влияния татарской и русской культур в г. Томске (XVII - начало XX вв.)» изучаются национальные татарские традиции и обряды, культура русских сибиряков г. Томска, трансформации татарской и русской культур на фоне межкультурных контактов и определяются механизмы межкультурного взаимодействия русских и татар г. Томска. В заключении сформулированы основные результаты исследования.
В течение XVII-XX вв. Россия прошла долгий путь от небольшого царства на окраине Европы до империи. Россия стала не только огромной империей, но и территорией с разнообразными природно-географическими условиями и пестрым в культурном плане населением.
Превращение монокультурной, моноэтнической и православной страны в империю с разнообразным населением, исповедующую различные религии и верования, от протестантизма и католицизма на западе до буддизма и шаманизма на востоке, было главным итогом развития страны в XVI-XVII веках. При этом в этот период все татарские государства были завоеваны Россией.
Все вышесказанное имело широкий спектр последствий, которые привели к значительным изменениям как в расселении татар, так и в социально-классовой структуре татаро-мусульманского общества. В то же время произошли кардинальные изменения в структуре татарского населения, которое, по сути, стало сельским, в значительной степени потеряв свой городской светский слой и почти всех специалистов по сложным и специализированным ремеслам. Вместо городской и аристократической светской культуры была сохранена и распространена исламская культура. Она повлияла на все сферы жизни и деятельности татар, способствуя сохранению общества и усилению его традиционализма. Взаимодействие с завоеванным татарским обществом было первым и очень важным опытом для России и ее правящей элиты. Это был первый случай, когда российское государство захватило не только рассеянное иноязычное население, но и большую общину других конфессий со сложной социально-классовой структурой и монотеистической религиозной системой со своим собственным духовенством.
В результате анализа научной литературы мы выявили, что к XVII веку сформировались территории следующих коренных тюркоязычных этнических оразований: тоболо-иртышские татары, в том числе тюменско-туринские, тобольские, ясколбинские, курдак-саргатские татары; барабские татары; томско-обская тюркоязычная группа, в которую входили эуштинские татары, чаты, обские татары и калмаки.
Основу тюркоязычного населения Томского уезда в XVII в. составляли томские татары. Томские татары - это восточная группа сибирских татар, проживающая в Томском уезде и в г. Томске. В состав аборигенных томских татар в разное время вливались казанские татары, мишари, бухарцы, телеуты.
Русские на территорию Томского уезда пришли с севера в погоне за соболиными мехами и ясаком. На земле томских татар по просьбе князца Тояна отряд воевод Г.И. Писемского и В.Ф. Тыркова заложил Томский острог. Большинство первых поселенцев прибыли из уездов северной и северо-восточной России, откуда был проложен первый путь в Сибирь. По своим религиозным убеждениям большинство русских сибиряков, в том числе и старообрядцы, принадлежат к православному направлению христианства.
Самым первым желанием было изменить сложившуюся ситуацию. Была предпринята попытка христианизировать и русифицировать татарское население. Однако эти попытки закончились полным провалом. В конце XVIII века правительство решили сделать ставку на постепенную русификацию дворянства, лишить мусульманскую аристократию служилых людей и земель и передать ясачное население дворянам.
Имперские власти отказались от политики русификации и христианизации и перешли к более гибкому взаимодействию с мусульманскими общинами, вовлекая их в административную и политическую систему империи. Эти действия проложили путь к интеграции татар-мусульман в российское политическое пространство. Именно татарская элита, купцы, извлекали выгоду из взаимной лояльности. В значительной степени она возникла из служилого сословия, которое в начале XVIII века было лишено всех сословных привилегий. С одной стороны, они придерживались мусульманских традиций, но, с другой стороны, стремились защитить свои новые права, интегрируясь в российскую политическую систему.
Несмотря на то, что суннитский ислам стал доминирующей религией томских татар, традиционное мировоззрение сохранило черты ранних религиозных форм, связанных с поклонением предметам, животным и явлениям природы.
Также мы выявили, что в жизни томских татар в XVII-XX века важную роль играли семейные обряды, свадьбы и погребальные обряды, обряды, связанные с рождением детей, которые носили как мусульманские черты, так и ранних религиозных форм.
При этом в ХХ веке хозяйственная структура томских татар претерпела серьезные изменения и многие традиционные черты были утрачены. Однако на данный момент среди томских татар значительно возрос интерес к национальной культуре, а на ее основе и стремление к консолидации нации.
Схожие черты можно отметить и у русских сибиряков. Так, календарные обряды были очень важны в жизни сибиряков. При этом в них сочетаются христианские и более древние народные традиции, определяемые сменой времен года. Календарные обряды русского сибирского народа сформировались в европейской части России и устойчиво сохранялись в Сибири. Календарные ритуалы, повторяемые каждый год, вводили новое поколение в экономическую и социальную жизнь, способствуя созданию новых семей и продолжению поколений.
На государственно-политическом уровне отношения между татарами и русскими (в лице их правящей элиты) представляли собой противостояние этноконфессионального характера, которому были подчинены экономические и культурные элементы. В то же время на бытовом уровне серьезного противостояния между татарами и русскими выявлено не было. Взаимодействие русских с татарами широко проявлялось в быту, языке, праздничной культуре. При этом движущим механизмом межкультурного взаимодействия русских и татар г. Томска были тесные экономические связи.
Итак, поставленные в работе задачи полностью выполнены, и работа представляет собой законченное исследование, в результате которого была достигнута основная цель - выявлена специфика межкультурных коммуникаций русского и татарского этносов и проведен анализ результатов их взаимодействия.
Делопроизводственная документация, законодательные акты
1. Миллер Г. Ф. и др. История Сибири. - Издательская фирма» Восточная лит-ра» РАН, 1999.-Т. 3.
2. Полное собрание законов Российской империи URL: nlr.ru/e-res/law_r/content.html (дата обращения: 29.04.2021).
3. Свод законов Российской Империи. Издание в 16-ти томах URL: pravo.gov.ru/proxy/ips/?empire (дата обращения: 29.04.2021).
Справочная литература
4. Историческая энциклопедия Сибири. [т. 1] / рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Институт истории ; Издат. дом "Истор. наследие Сибири" ; [гл. ред. В. аА Ламин ; отв. ред. В. И. Клименко]. - Новосибирск : [Историческое наследие Сибири], 2009. - 715 с.
5. Историческая энциклопедия Сибири. [т. 2] / Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Институт истории ; Издат. дом "Истор. наследие Сибири" ; [гл. ред. В.А. Ламин ; отв. ред. В. И. Клименко]. - Новосибирск : [Историческое наследие Сибири], 2009. - 807 с.
6. Историческая энциклопедия Сибири. [т. 3] / [Рос. акад. наук, Сиб. отд-ние, Институт истории, Издат. дом "Историческое наследие Сибири" ; [гл. ред. В А. Ламин ; отв. ред. В. И. Клименко]. - Новосибирск : [Историческое наследие Сибири], 2009. - 783с
7. Патканов С.К. Статистические данные, показывающие племенной состав Сибири, язык и роды инородцев. Т. 2. Тобольская, Томская и Енисейская губернии. СПб., 1911. С. 148-161.
8. Постников С. П. Историческая энциклопедия Сибири: В 3 т./Гл. ред. ВА Ламин. Новосибирск: Историческое наследие Сибири, 2009. Т. 1-3 //Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2011. - №. 3. - С. 195-199.
Периодические издания
9. «Халкым минем» URL: https://tatspb.tatarstan.ru/index.htm/news/1329764.htm (дата обращения: 29.04.2021)
10. Ислам Минбаре. № 3(301)-4(302) /Март-Апрель, 2021/
11. Исламский край. №6 (15) (июнь 2010 года).
Литература
12. Абашин С. Н., Арапов Д. Ю., Бекмаханова Н. Е. Центральная Азия в составе Российской империи. - 2008.
13. Абашин С. Н., Бобровников В. О. Соблазны культа святых //Подвижники ислама: Культ святых и суфизм в Средней Азии и на Кавказе. М.: Вост. лит. - 2003. - С. 3¬16.
14. Абдрахманов М. А. К вопросу о закономерностях языкового смешения (на материале тюркского говора дер. Эушта, Томского района). Авторсф. дис. на соиск, учен, степени канд. филол. наук. Томск, 1960, с. 1-2; Тумашева Д. Г. Язык сибирских татар, с. 127, и др.
15. Алексеев В. В. и др. История казачества Азиатской России. - 1995. С. 27
..124