АННОТАЦИЯ 4
Введение 3
1 Теоретические аспекты цифровых финансовых экосистем 6
1.1 Понятие и сущность цифровых финансовых экосистем 6
1.2 Недостатки цифровых финансовых экосистем и проблемы их развития 15
2 Оценка влияния цифровых финансовых экосистем на экономику России 26
2.1 Ключевые экосистемы российских банков ПАО Сбербанк, АО «Тинькофф Банк»,
Банк ВТБ (ПАО) 26
2.2 Оценка влияния банковских экосистем на экономику России 49
3 Методика сравнительного анализа эффективности банковских экосистем 56
3.1 Определение критериев оценки эффективности деятельности банковских
экосистем 56
3.2 Разработка методики сравнительного анализа 59
Заключение 68
Спписок использованных источников и литературы 71
В современных быстро меняющихся реалиях банковский сектор экономики претерпевает глубокие трансформационные изменения, которые в существенной степени обусловлены стремительным прогрессом и повсеместным внедрением передовых цифровых технологий, радикально преобразивших традиционные способы и каналы взаимодействия финансово-кредитных институтов с их многочисленными клиентами. Функционируя в условиях нарастающей жесткой конкуренции, современные банки осознают насущную необходимость активного внедрения инновационных моделей финансового посредничества для сохранения и укрепления своих конкурентных позиций на рынке. Одним из наиболее перспективных и динамично развивающихся направлений развития банковского сектора в настоящее время выступает FinTech - сфера финансовых технологий, демонстрирующая сегодня беспрецедентно высокие темпы роста.
Инновационная деятельность в современной банковской отрасли по своей сути представляет собой сложный многоэтапный процесс разработки, создания и практического применения принципиально новых технологических решений, банковских продуктов и услуг, позволяющих соответствующим финансово-кредитным организациям существенно повысить производительность и эффективность своих операций, а также упрочить рыночные позиции на крайне конкурентном финансовом рынке. Ключевой отличительной особенностью инновационных процессов, протекающих в банковском секторе экономики, выступает непреходящее стремление к непрерывному совершенствованию качества предоставляемых услуг и услуг и расширению ассортимента банковской продуктовой линейки. Современные банки активно внедряют новейшие технологии, развивают собственные уникальные экосистемы с целью ускорения процессов обслуживания клиентов, повышения качества банковского сервиса, а также комплексной оптимизации внутренних бизнес-процессов.
Феномен экосистем представляет собой относительно новое для XXI века явление, что обуславливает высочайшую актуальность дальнейших научных исследований и разработок в данной перспективной области, причем как с теоретической, так и с практической точки зрения. Это объясняется тем, что расширение доступности банковских продуктов и услуг для максимально широкого круга клиентов объективно предполагает необходимость детального всестороннего изучения и квалифицированной оценки новых цифровых инструментов. Показательно, что тема экосистем активно и заинтересованно обсуждалась в рамках специализированной панельной сессии под названием «Цифровое будущее в финансах: борьба экосистем», проводившейся в ходе Петербургского международного экономического форума 2021 года.
Переход от традиционной классической модели организации банковской деятельности к современной инновационной экосистемной концепции и парадигме позволяет соответствующим финансовым институтам предоставлять своим клиентам широчайший ассортимент различных товаров и услуг на единой унифицированной платформе, создавая тем самым мощный синергетический эффект при комплексном объединенном приобретении несколько товаров или услуг. Более того, данная цифровая платформа обеспечивает гибкое, оперативное и эффективное взаимодействие базового банка с его многочисленными партнерами посредством так называемого API (Application Programming Interface) специального набора правил, стандартов и методов,
регламентирующих и упорядочивающих процессы обмена данными между различными программными приложениями и продуктами.
Данная тема изучалась многими авторами, среди которых можно выделить работы А. С. Обухова, О. А. Павлова, Я. В. Черных, Е. С. Беляева, Н. М. Костюк, которые исследовали современные тенденции развития цифровой экономики и предложили перспективные направления развития, Т С. Колмыкова, К. Ю. Халамеева, А. В. Зеленов, изучивших тенденции развития цифровой экономики в России на основе международных рейтингов; Н. П. Казаренкова, О. В. Остимук, рассмотревших стратегии эффективного взаимодействия коммерческих банков и предприятий реального сектора экономики; О. В. Беляева, М. С. Кирина, Н. Ю. Шуляк, которые изучили потенциал региональной банковской системы в обеспечении инвестиционной привлекательности регионов.
В сфере непосредственно инновационных банковских технологий и процессов развития банковской деятельности, специфики выработки современных стратегий в банковском менеджменте, то есть в сугубо банковском направлении активности инновационного характера, могут быть выделены труды Марковой О.М., Мартыненко Н.Н., Косарева В.Е., О.И. Лаврушина и других ученых, но большая часть трудов обладает в основном общетеоретическим характером и посвящается решению определенных сторон проблемы управления инновациями. Стоит отметить, что при высокой проработанности этих направлений в исследованиях, почти без внимания остались стратегические вопросы в развитии инновационных технологий и оценка эффективности коммерческих банков.
Целью исследования является разработка методологии оценки эффективности деятельности банковских экосистем в цифровой экономике.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1) изучить понятие и сущность цифровых финансовых экосистем;
2) выявить недостатки цифровых финансовых экосистем и проблемы их развития;
3) проанализировать показатели ключевых цифровых финансовых экосистем России (ПАО Сбербанк, АО «Тинькофф Банк», Банк ВТБ (ПАО));
4) оценить их развитие и влияние на экономику России;
5) определить наиболее значимые показатели, которые влияют на эффективность деятельности банковских экосистем;
6) разработать методологию и рассчитать индекс эффективности деятельности ПАО Сбербанк, АО «Тинькофф Банк», Банк ВТБ (ПАО).
Объектом исследования являются банковские экосистемы кредитных организаций.
Предметом исследования выступает эффективность деятельности банковских экосистем в цифровой экономике.
В ходе исследования использовались методы системного и сравнительного анализа, классификации, статистического наблюдения и группировки, экспертной оценки.
Информационно-статистическими источниками являются данные Федеральной службы статистики, годовые отчеты организаций, обзоры рейтинговых агентств Акционерное общество «Рейтинговое агентство «Эксперт РА» (АО «Эксперт РА»); Аналитическое Кредитное Рейтинговое Агентство (Акционерное общество) (АКРА (АО)) в сфере банковской деятельности, аналитические обзоры состояния кредитных организаций Банка России, материалы научных журналов и литературы по теме исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. Во введении обоснована актуальность темы исследования, поставлена цель и задачи исследования. В первой главе «Теоретические аспекты цифровых финансовых экосистем» обоснованы понятие и сущность цифровых финансовых экосистем, выявлены недостатки цифровых финансовых экосистем и проблемы их развития. Во второй главе «Оценка влияния цифровых финансовых экосистем на экономику России» проведено описание и сравнение ключевых цифровых финансовых экосистем России (ПАО Сбербанк, АО «Тинькофф», Банк ВТБ (ПАО)), представлена оценка влияния цифровых финансовых экосистем ПАО Сбербанк, АО «Тинькофф», Банк ВТБ (ПАО) на экономику России. В третьей главе проведено исследование и предложена методика оценки эффективности банковских экосистем в цифровой экономике. В заключении подведены итоги исследования. Работа представлена на 71 странице, в исследовании 24 рисунков, 38 источника использованной литературы.
В современных быстро меняющихся условиях цифровой трансформации мировой и российской экономики, финансовый сектор претерпевает качественные структурные изменения, активно внедряя передовые инновационные решения в форме цифровых экосистем. Концепция экосистемы изначально была заимствована современным бизнесом из области биологической науки и успешно адаптирована под потребности цифровой экономики.
Цифровые финансовые экосистемы становятся одним из ключевых драйверов и инструментов ускоренного развития экономики в эпоху повсеместной цифровизации и внедрения инновационных технологий. Процесс активного внедрения передовых цифровых технологий в различные сферы экономики приобретает все большую значимость и актуальность, способствуя формированию принципиально новой цифровой экономики будущего.
В современной научной и аналитической литературе в настоящее время отсутствует единое общепринятое определение понятия цифровой финансовой экосистемы. Согласно официальной трактовке, предложенной Центральным банком Российской Федерации, экосистемы представляют собой совокупность интегрированных платформенных сервисов и услуг одного класса компаний, предоставляющих конечным пользователям максимально широкий и разнообразный спектр взаимосвязанных продуктов в рамках единой омниканальной среды.
В настоящий момент времени банковская сфера стремится активно создавать и развивать цифровые экосистемы, построенные вокруг собственных брендов и объединяющие различные продукты и услуги. Ключевым фактором при формировании подобной экосистемы для банка выступают актуальные потребности целевых клиентских сегментов, которые в значительной степени определяют состав включаемых в нее продуктов, услуг и партнерских организаций. Банки выходят далеко за рамки традиционного набора финансовых услуг, предлагая также разнообразные нефинансовые сервисы с целью максимального удовлетворения меняющихся клиентских потребностей и создания дополнительных источников дохода.
Тщательный анализ показывает, что процесс внедрения экосистемной бизнес-модели в текущую деятельность коммерческих банков наряду с очевидными преимуществами и возможностями также несет определенные риски и потенциальные угрозы как для самих кредитных организаций, так и для их клиентов. Для эффективной минимизации возможных рисков требуется своевременное и грамотное государственное регулирование процесса становления банковских экосистем, а также фокус самих банков на формировании эффективных партнерских взаимоотношений с ведущими IT-компаниями, развитии собственного кадрового и интеллектуального потенциала, а также поддержании ключевых направлений традиционной банковской деятельности.
В рамках данной работы рассматриваются функционирующие цифровые экосистемы трех наиболее технологичных и инновационных российских банков: ПАО Сбербанк, Банк ВТБ (ПАО) и АО "Тинькофф Банк" в условиях современной цифровой экономики и стремительной цифровой трансформации финансового сектора.
На российском банковском рынке наиболее ярко и динамично развитыми экосистемами обладают две кредитные организации, работающие в рамках стратегии инновационного развития и цифровой трансформации: ПАО Сбербанк, реализующий агрессивную масштабную программу построения принципиально новой экосистемы, и АО "Тинькофф Банк", активно инвестирующий значительные средства в развитие собственной передовой технологической модели внутри компании. Данные банки по праву являются безусловными лидерами внедрения инноваций в российском банковском секторе, первыми приступившими к формированию собственных уникальных цифровых экосистем будущего.
В рамках комплексного исследования инновационных бизнес-моделей и передовых стратегий развития в банковском секторе было выявлено, что одним из ключевых факторов долгосрочного успеха и устойчивого роста является выстраивание прочных доверительных отношений с широкой клиентской базой. Основой для формирования подобных доверительных отношений служит разработка и внедрение специализированных клиентоориентированных моделей обслуживания, а также предложение ценностных услуг, максимально соответствующих актуальным потребностям и предпочтениям различных целевых клиентских сегментов.
На основании всестороннего анализа данных, полученных в ходе проведенного исследования, были сформулированы следующие ключевые рекомендации для финансовых институтов, стремящихся к созданию эффективно функционирующей цифровой экосистемы в современных условиях цифровой трансформации:
1) Обеспечить налаживание четких процессов регулирования и управления внутри создаваемой экосистемы. Поскольку банк берет на себя ответственность за широчайший спектр разнообразных услуг и деятельность многочисленных дочерних компаний, крайне важно не только грамотно распределить полномочия высшего руководства, но и четко разграничить сферы ответственности менеджмента среднего звена.
2) Предоставить входящим в экосистему подконтрольным компаниям и сервисам значительную степень автономии в принятии решений. На примере успешной практики ПАО Сбербанк было наглядно продемонстрировано, что в вопросе создания эффективно функционирующей экосистемы нет места излишним амбициям к тотальному контролю всех процессов. Многие малые бизнесы, выкупаемые крупными игроками, уже имеют выстроенную и зарекомендовавшую себя модель управления, и главная задача компании-агрегатора - не создавать излишних бюрократических препятствий для их деятельности. Для технологических стартапов критически важны своевременные инвестиции и поддержка, а не избыточные проволочки и ограничения.
3) Стремиться не столько к неограниченному увеличению количества предоставляемых услуг и подконтрольных сфер деятельности, сколько к постоянному повышению качества каждого отдельного продукта, чтобы клиенты, оставаясь в рамках единой экосистемы, были полностью уверены в наиболее полном удовлетворении своих актуальных потребностей. Недостаточно опираться исключительно на существующее доверие к традиционному банковскому бизнесу, необходимо завоевать доверие потребителей к каждому отдельному рыночному предложению в составе экосистемы.
4) Обеспечить надежное разграничение капиталов внутри финансовой организации и предпринять все необходимые меры по предотвращению рисков, связанных с нецелевым использованием средств клиентов в инвестиционных целях. Нельзя упускать из виду, что в первую очередь головная организация экосистемы - это банк, и безусловное сохранение денежных средств населения является первоочередной стратегической задачей высшего руководства.
5) Избегать злоупотребления доступом к личной конфиденциальной информации клиентов, а также принять все возможные технические и организационные меры по обеспечению надежной защиты персональных данных клиентов. В современных реалиях цифровой эпохи сохранность личной информации потребителей в цифровом пространстве является приоритетом наравне с защитой их имущества и денежных средств.
6) Стремиться не просто использовать создаваемую экосистему как инструмент привлечения и удержания клиентов, а выстроить вокруг них действительно комфортную и удобную цифровую среду, направленную на максимальное улучшение клиентского опыта и всестороннее покрытие широкого спектра жизненно важных потребностей конечных потребителей продуктов и услуг.
В результате работы была предложена авторская методика сравнительного анализа эффективности деятельности банковских экосистем, по которой были посчитаны индексы и составлен рейтинг экосистем российских банков ПАО Сбербанк, АО «Тинькофф Банк», Банк ВТБ (ПАО). Методика опирается на открытые данные и может быть использована для оценки других видов экосистем
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ: (в ред. от 26 июня 2018 г.) // «Консультант Плюс»: справ. правовая система. - Версия Проф. - М., 2021 - Режим доступа: локальная сеть Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): федер. закон от 10.07.2002 г № 86-ФЗ. (в ред.13.06.2023.) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - №28. - ст. 2790.
3. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 02.12.1990 № 395-1 (в ред.29.12.2022) // Собрание законодательства РФ. - 05.02.1996. - № 6. - ст. 492.
4. Азарова С. А. Цифровые экосистемы как инструмент достижения конкурентных преимуществ на финансовом рынке / С. А. Азарова, Н. А. Янчук // Многополярный мир от науки к практической реализации: состояние и перспективы развития: сборник научных статей по итогам международной межвузовской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24-25 марта 2023 года. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский центр системного анализа, 2023. - С. 105-109.
5. Банки и банковское дело / А. И. Балабанов, Л.М. Гончаров, О.Н. Лапшина [и др.]; под ред. А.И. Балабанова - СПб.: Питер, 2021. - 448 с.
6. Банковское дело: учебник/ Юзвович Л.И., Мокеева Н.Н., Слепухина Ю.Э., Бакунова Т.В., Заборовская А.Е., Чеботарева Г.С. - Екатеринбург: Министерство науки и высшего образования Российской Федерации, Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина, 2020. - 296с.
7. Банковское право Российской Федерации: Учебное пособие / отв. ред. Е.Ю. Грачева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2021. - 399 с.
8. Беляева Е. С. Тенденции развития цифровой экономики Российской Федерации / Е. С. Беляева, Н. М. Костюк // Стратегия формирования экосистемы цифровой экономики : сборник материалов II Международной научно-практической конференции, Курск, 20 марта 2020 года / редкол.: Т С. Калмыкова (отв. ред.) [и др.]. - Курск : Юго¬Западный государственный университет, 2020. - С. 15-20.
9. Боркова Е.А. Цифровизация экономики на примере банковской системы / Боркова Е.А, Осипова К.А, Светловидова Е.В, Фролова Е.В .// Креативная экономика. - 2019. - Том 13. - № 6. - С. 1153-1162.
10. Ештокин С. В. Оценка конкурентоспособности банка в цифровой экономике: количественный и качественный подходы / С. В. Ештокин // Beneficium. - 2021. - № 1(38).
- С. 16-27.
11. Журавлева Т. А. Роль цифровых платформ банков в продвижении цифровых услуг в экономике России / Т. А. Журавлева, Ю. И. Гревцева // Предпринимательство, маркетинг и логистика в цифровой экономике: Материалы Всероссийской конференции, Орел, 28 октября 2022 года / Редколлегия: И.Р. Ляпина [и др.]. - Орел: Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева, 2023. - С. 160-165.
12. Зверькова Т.Н. Банки в условиях построения экосистем // Азимут научных исследований: экономика и управление. - 2021. № 4 (37).Т.10. - С. 124-127.
13. Индикаторы цифровой экономики: 2022: статистический сборник / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др.;Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2023. - 332 с.
14. Клейнер Г.Б. Рыбачук М.А, Карпинская В.А. Развитие экосистем в финансовом секторе России // Управленец. - 2020. - Т. 11. - № 4. - С. 2-15.
15. Концепция общего регулирования деятельности групп компаний,
развивающих различные цифровые сервисы на базе одной «Экосистемы» / Национальная программа «Цифровая экономика» - [Москва], 2021. - URL:
https://www.economy.gov.ru/material/file/cb29a7d08290120645a871be41599850/koncepciya_2 1052021.pdf (дата обращения 04.05.2024).
..38