АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ К ВУЗУ 10
1.1 Общетеоретические подходы к определению потребительской лояльности 10
1.2 Лояльность иностранных студентов как инструмент повышения
конкурентоспособности вуза 14
1.3 Формирование лояльности иностранных студентов в период пандемии: опыт
системы высшего образования 31
ГЛАВА 2. ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОГРАФИКИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ К ВУЗУ 40
2.1 Инфографика как семиотическая система: понятие, особенности создания и
современные тенденции в развитии 40
2.2 Визуальная коммуникации посредством использования инфографики 47
2.3 Применение инфографики в современной системе высшего образования 52
ГЛАВА 3. ФОРМИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ ИНФОРМАЦИОННОГО ГИДА ДЛЯ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ НИ ТГУ 61
3.1 Выявление ключевых критериев создания гида-инструкции для иностранных студентов:
проведение и анализ анкетирования иностранных студентов НИ ТГУ 61
3.2 Разработка методических рекомендаций по применению инфографики: выявление и формулировка основных разделов гида-инструкции для иностранных студентов НИ ТГУ 70
3.3 Формирование общих рекомендаций по визуальному оформлению гида-инструкции для
иностранных студентов НИ ТГУ в формате интерактивной инфографики 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 78
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 80
ПРИЛОЖЕНИЕ А 87
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 93
ПРИЛОЖЕНИЕ В 96
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 105
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 106
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 107
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 111
ПРИЛОЖЕНИЕ З 115
ПРИЛОЖЕНИЕ К 116
В эпоху цифровых технологий и интегрированной экономики глобализация и интернационализация в обществе выходят на первый план. Данные процессы стали неизбежными тенденциями, которые управляют не только экономической деятельностью, но и оказывают большое влияние на научную и образовательную деятельность во всем мире, и Россия не исключение. Под влиянием глобализации и интернационализации высшее образование постепенно становится товаром, торгуемым на международном рынке экономики знаний посредством переговоров и обмена опытом между странами. Этот обмен часто называют интернационализацией высшего образования. Она постепенно становится основной тенденцией и рассматривается как благоприятное условие для развития и интеграции с глобальными знаниями.
Образование является одной из самых перспективных сфер в плане развития государства. Предоставление услуг для иностранных граждан имеет для России огромное значение. Привлечение иностранных студентов обучаться в РФ и создание для них нормальных условий помогает российскому правительству и органам образования формировать будущее взаимодействие с другими странами, что, безусловно, положительно влияет на международные рейтинги России в целом, тем самым поднимая её авторитет.
На сегодняшний день, в условиях растущей конкуренции на рынке образовательных услуг, многие вузы сосредоточены на работе с потенциальными потребителями (абитуриентами), не осознавая важность формирования лояльности обучающихся в вузе студентов. В связи с этим поднимается тема поведенческого отклика, при котором необходимо отслеживать готовность студента дать рекомендации или советы, например, своим друзьям, знакомым или потенциальным абитуриентам поступать в определенный вуз или же на конкретное направление подготовки. Исходя из этого, формирование лояльного отношения иностранного студента к вузу, а также оказание ему необходимой поддержки должны учитываться представителями университета, преимущественно, на первом курсе, в период адаптации абитуриента из дальнего зарубежья к особенностям чуждой ему страны, или города.
В период обучения студента в вузе его лояльность определяется непосредственно взаимодействием с внутренней структурой вуза, удовлетворенностью качеством образования, оправданностью собственных ожиданий относительно устройства высшего учебного заведения. Лояльность (в контексте образовательной организации) - это благожелательное, корректное, уважительное отношение студента к вузу, его руководству и преподавателям, соблюдение существующих правил, норм, предписаний даже при несогласии с ними.
Лояльность потенциальных абитуриентов зависит от таких факторов как: участие в мероприятиях, которые проводятся вузом; положительные отзывы знакомых, друзей и родственников; посещение сайта университета и факультета, а также связанных групп в социальных сетях и многое другое. Исследования лояльности в области образования в основном показывают, что оценки студентов, посещающих университет, оказывают непосредственное влияние на потенциальных кандидатов - иностранных студентов. В условиях растущей конкуренции на рынке образовательных услуг университеты должны использовать различные меры, чтобы найти способы привлечения потенциальных кандидатов не только в ходе вступительных кампаний, но и во время их обучения в университете. При этом очень важно формирование лояльного отношения иностранного студента к вузу, а также оказание ему необходимой поддержки, именно на первом курсе, в период адаптации абитуриента из дальнего зарубежья к особенностям чуждой ему страны, или города.
Следует заметить, что студента, обладающего высоким уровнем лояльности к университету, можно считать рекомендателем. Лояльность клиентов, в общем понимании данного термина, следует рассматривать как поведенческое намерение поддерживать постоянные отношения с поставщиком услуг (Singh and Sirdeshmukh, 2000). Таким образом, создание базы лояльных клиентов имеет крайне важное значение для сохранения и роста доли рынка, а также для создания устойчивого конкурентного преимущества (Popli, 2005; Kotler and Armstrong, 2008). При сформированной лояльности абитуриента (студента) к вузу у него будет желание приобрести услугу по получению высшего образования в выбранном университете.
Основные трудности, с которыми сталкиваются студенты из дальнего зарубежья, проявляются в том, что они находятся в другой, сложной для них ситуации, а именно: переход в другую языковую, культурную и политическую среду; появление проблем в общении из-за изменения межличностной среды, перехода в общественность с иным менталитетом и установления новых норм, традиций обучения, а также изменение климатических и географических условий. Тем не менее, студенты, еще не прибывшие в страну обучения, которые находятся на стадии отбора высшего учебного заведения для получения образования, а также студенты первого и второго курсов, практически совсем не понимают русского языка, а некоторые и не знают английского. Перечисленные характеристики влекут за собой проблемы для самого университета, связанные со сложностями при формировании студенческой лояльности.
В качестве улучшения понимания и более эффективного использования иностранными студентами и абитуриентами информации, которая непосредственно может касаться городской жизни и жизни кампуса университета, стоит принять во внимание использование инфографики. Инфографика в последние годы превратилась в средство массовой коммуникации; она предназначена для охвата более широкой аудитории за счет упрощения сложных тем, тезисов и аспектов, и их организации восприятия в формате, в отличие от других типов визуализаций. По словам Рэнди Крама, одного из ведущих «экспертов» в области инфографики в англоязычном сегменте интернета, инфографика - это более крупный графический дизайн, который объединяет визуализацию данных, иллюстрации, текст и изображения в один законченный формат повествования. Инфографика широко используется в газетах и новостях, потому что они эффективно объединяют несколько деталей изображения, оставаясь при этом ясными и точными.
Благодаря широкому распространению и использованию в качестве инструмента для передачи сложного содержания широкому кругу аудиторий, инфографика имеет значительный потенциал как эффективный, точный и понятный способ передачи содержания и может использоваться как эффективный способ формирования лояльности иностранных студентов к вузу.
Основная проблема, решаемая в данной работе - это отсутствие краткого информационного руководства для иностранных студентов НИ ТГУ в формате инфографики, которое способно стать инструментом по формированию лояльности к вузу и установить визуальную коммуникацию университета со студентами из дальнего зарубежья.
Степень изученности темы. Исследуемая тема работы была представлена в разных источниках, прежде всего в статьях русскоязычных и англоязычных авторов, но не в совмещенном формате. Тема студенческой лояльности не раз составляла основу обсуждений в научных работах и фундаментальных исследованиях. Одним из первых исследователей студенческой лояльности считается Винсент Тинто, на чьи работы опираются большинство исследований в этой области. В 2001 году появилась одна из первых моделей измерения студенческой лояльности, которая была создана немецким ученым Хеннингом-Турау и его коллегами. В качестве продолжения его исследования в 2007 году Хельгесен предложил свой вариант измерения студенческой лояльности.
Исследования и статьи относительно инфографики и ее применения находят отклик во многих сферах современного гуманитарного знания: журналистика, реклама, статистика и так далее. Сложившись в западном дизайне и маркетинге, инфографика сегодня получает всё большее распространение, в том числе и в русскоязычном пространстве. Теория инфографики привлекала внимание многих зарубежных и отечественных исследователей с позиций анализа разных аспектов, в первую очередь, изображения, дизайна и маркетинга.
Объектом исследования является формирование лояльного отношения иностранных студентов к российским вузам.
Предметом исследования является использование инфографики для формирования лояльности иностранных студентов к российским вузам.
Гипотеза исследования - инфографика будет служить эффективным способом формирования лояльности иностранных студентов к российским вузам при условии, что она будет в интерактивном формате, соответствуя современным визуальным тенденциям, а также будет решать соответствующие информационные трудности, которые возникают у иностранных студентов в период поступления, обучения и жизни в городе.
Цель работы - рассмотреть инфографику как эффективный способ формирования лояльности иностранных студентов к российским вузам. Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
1) Рассмотрение фактора формирования лояльности студентов как инструмента повышения конкурентоспособности вуза.
2) Изучение практик российских и зарубежных университетов по формированию лояльности иностранных студентов к вузам в период пандемии COVID-19, а также опыта по формированию лояльности иностранных студентов в НИ ТГУ.
3) Выявление основных аспектов использования инфографики и способов ее применения при создании руководства в формате инфографики для иностранных студентов.
4) Проведение и анализ анкетирования среди иностранных студентов НИ ТГУ о трудностях, возникающих в период поступления и переезда в Томск, а также об информационных предпочтениях.
5) Разработка методических рекомендаций по созданию информационного гида- инструкции на основе данных, выведенных посредством проведенных опросов, а также изучения теоретической базы.
Теоретико-методологическая основа.
Общенаучный уровень представленной работы рассматривается в соответствии с семиотическим подходом к изучению инфографики и представлен работами таких авторов- семиотиков как: Чарльз Сандерс Пирс, который классифицировал семиотические признаки и выявил основную типологию знаков: иконические, указательные и символические; и Роберт Ходж и Гюнтер Кресс (книга «Социальная семиотика», 1988), британские ученые, которые изучали социальную семиотику и объяснили, что выбор знаков и построение текста обусловлены конкретными коммуникативными целями.
Изучением визуальной теории занимались Гюнтер Кресс и Тео ван Лёвен. В своей работе «Reading images - the grammar of visual design» предоставили языковые исследования с набором категорий и опций для мультимодального анализа текста. Эта теория основана на системно-функциональной грамматике, то есть на трех метафункциях (значениях). Вышеупомянутые авторы считают, что изображение следует рассматривать как то, чем оно является на самом деле: семиотическую систему, передающую значения и работающую автономно как изображение или, по отношению к вербальному тексту.
Специально-научный уровень представляют авторы, работы которых направлены на изучение особенностей маркетинговых и социальных коммуникаций, а также посвященные продвижению. К авторам, работы которых составляют представленный данный уровень методологии относятся: Л. Г. Почебут, Королева,. Дейнека, Е. В. Сидоренко, которая рассматривала лояльность как «приверженность», работы О. Н. Губиной и И. М. Марковской. Поведенческие показатели лояльности изучала Ю. Ю. Милешкина.
Прикладной уровень составляют работы, авторы которых изучают формирование лояльности студентов к высшему учебному заведению; работы об особенностях инфографики и поспособствовавший ее популяризации феномен «клиповости» мышления. К авторам данного уровня методологии относятся: О. Н. Губина и И. М. Марковская, рассматривающие характер формирования лояльности студентов; Мартин и Диксон, которые в 1991 году выявили основные факторы, влияющие на выбор вуза (академические программы, социальный климат, стоимость и местоположение, влияние знакомых); вьетнамские исследователи Нгуен Тхань Лонг, Нгуен Тхи Тхуи, Ле Зан и Нгуен Тхи Тчанг, смоделировавшие ключевые факторы, влияющие на лояльность студентов. Кроме того, работы О.В. Мельников, А.Ф. Мельникова по основам формирования студенческой лояльности, основанной на теории четырех компонент (Познавательная, Мотивационная, Эмоциональная, Поведенческая (трансакционная)).
Работы по изучению клиповости мышления таких авторов как: С. И. Симакова ("Клиповизация мышления у молодежи как следствие развития визуальных коммуникаций в СМИ"); А.Тоффлер, американский футурист (1984), рассматривавший концепцию "клиповости" как компонент общей информационной культуры; К. Фрумкин ("Клиповое мышление и судьба линейного текста" ), он выделил ключевые факторы, способствовавшие феномену «клипового мышления». Марк Смикиклас, графический дизайнер, а также специалист в области цифрового маркетинга и социальных медиа, оказал особое влияние на формирование теории инфографики.
В данной работе были использованы следующие методы: аналитический метод, эмпирический метод (количественное и качественное исследование), изучение теоретических материалов, наблюдение и систематизация.
Практическая ценность данной работы состоит в последующем практическом применении выделенных авторами рекомендаций по созданию инфографического продукта в виде гида-инструкции для иностранных студентов НИ ТГУ. Итоговый вариант инфографики может быть размещён на официальном сайте вуза или в социальных сетях.
Структура ВКР. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, которая включает в себя три главы, заключение, список литературы и ряд приложений. Первая глава посвящена разработке теоретических основ формирования лояльности иностранных студентов к университетам, в том числе формулированию теории концепции «лояльности», описанию лояльности как инструмента повышения конкурентоспособности вуза, а также представлен опыт системы высшего образования по формированию лояльности студентов во время пандемии COVID-19. Вторая глава включает в себя информацию, которая акцентирует внимание непосредственно на применении инфографики для формирования лояльности иностранных студентов к российским вузам, изучаются концепции информационной графики, установление визуальной коммуникации посредством инфографики, современная инфографика как семиотическая система и применение в университетах. В третьей главе представлена информация относительно визуальной составляющей разработанной концепции инфографики как гида-инструкции для иностранных студентов и ее основ (графическое содержание и текстовое), а также проведенные исследования и опросы, которые направлены на составление руководства.
В заключении проделанной работы, можно сказать, что на сегодняшний день, в условиях растущей конкуренции на рынке образовательных услуг, многие вузы сосредоточены на работе с потенциальными потребителями (абитуриентами), не осознавая важность лояльности обучающихся в вузе студентов. В связи с этим поднимается тема поведенческого отклика, при котором необходимо отслеживать готовность студента дать рекомендации или советы, например, своим друзьям, знакомым или потенциальным абитуриентам поступать в определенный вуз или же на конкретное направление подготовки.
Исследования лояльности в области образования в основном показывают, что оценки студентов, посещающих университет, оказывают непосредственное влияние на потенциальных кандидатов - иностранных студентов. Исходя из этого, формирование лояльного отношения иностранного студента к вузу, а также оказание ему необходимой поддержки должны учитываться представителями университета, преимущественно, на первом курсе, в период адаптации абитуриента из дальнего зарубежья к особенностям чуждой ему страны, или города.
Кроме того, мы живем в мире, где информация имеет неограниченные возможности. Информации много, но как передать ее, чтобы сделать ее ценной и помочь многим людям понять, - это проблема, которую необходимо решить. Результаты эмпирического исследования показали, что в условиях растущей потребности в информировании любой социальной группы людей, в нашем случае иностранных студентов НИ ТГУ, которые прибыли из дальнего зарубежья, на первый план выходит обязательное обновление и создание контента, который будет актуален из расчёта настоящего времени. Информацию стоит создавать в форме краткого содержания, используя инфографику, а также иные способы, как, например, краткий гид-инструкция, или путеводные карты, при этом делая ссылки на главную информацию (в полном содержании).
Фактор формирования непосредственного влияния инфографики на восприятие студентами и абитуриентами высших учебных заведений, может исходить из проблемы «клиповости мышления», которая, как показывают научные работы современных авторов, имеет яркое выражение у молодежи настоящего времени.
Клиповое мышление неизбежно ведет к изменению визуального контента в медиа и одной из задач современных СМИ становится развитие визуального языка взаимодействия с аудиторией. Клиповое мышление становится одним из способов адаптации к современным условиям жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что чем более визуализировано переданное аудитории сообщение, тем выше вероятность того, что отдельный визуальный элемент будет воспринят необходимым образом и останется в памяти у получателя.
Контент также должен быть оформлен в красивой форме, чтобы он был более привлекательным с точки зрения визуальной составляющей, тем самым позволяя охватить большую аудиторию. Таким образом, в контексте данной работы мы предлагаем один из способов улучшения и упрощения жизни студентов НИ ТГУ, которые поступили из дальнего зарубежья, посредством предоставления руководства, включающего в себя основные разделы относительно ключевых информационных проблем, с которыми они сталкиваются. Соответственно, такой метод может способствовать улучшению отношения иностранных студентов к университету и формированию их лояльности, а в последствии и лояльности абитуриентов.
Анализ результатов эмпирического исследования показал, что наиболее распространенной проблемой, с которой сталкиваются студенты из дальнего зарубежья считается наличие языкового барьера. Тем не менее, возникают частые проблемы, связанные с труднодоступностью к необходимой информации, что ведет к следующим выводам: большинство студентов вынуждены делать все самостоятельно, без посторонней помощи; проблемы с изучением всей информации на русском языке (не на английском), трудности с оформлением и получением страховки, нестабильные погодные условия, плохой интернет, а также актуальной проблемой стоит считать онлайн-обучение (дистанционное); возникают сложности относительно культурных различий, из-за которых студенты чувствуют себя неловко и неуверенно, потому что не знают культурных особенностей, традиций, и привычек русских людей; а также многонациональный характер социальной среды, особенно в общежитии, где проживают иностранные студенты, что провоцирует трудности межличностного взаимопонимания.
1. Аванесов С. С. Визуальность и коммуникация // Проблемы визуальной семиотики. Томск, 2014. № 2. С. 11-25.
2. Авиденко А. В. Инфографика как альтернативный способ подачи информации // Университетские чтения Пятигорск. гос. ун-та. 2016. С. 58-62.
3. Академическая мобильность иностранных студентов в России // Факты образования, выпуск 7, июль 2016 г. - URL: https://ioe.hse.ru/data/2016/08/04/1119531130^O7A, свободный
4. Арефьев А.Л. Экспорт российского образования: основные показания и тенденции // Высш. образование в России. - М., 2010. - № 1.
5. Беззубова О. В. Визуальная культура и визуальный поворот в культуральных исследованиях второй половины XX века // Учен. зап. Орлов. гос. ун-та. Сер. : Гуманитарные и социальные науки. 2012. № 5. С. 75-79.
6. Беккер И. Л., Иванчин С. А.. Социокультурные аспекты адаптации иностранных студентов // Гуманитарные науки. Педагогика
7. Бизнес-школа СКОЛКОВО - skolkovo.ru // Высшее образование в мире: какие
проблемы высветила пандемия - URL: https://www.skolkovo.ru/expert-
opinions/vysshee-obrazovanie-v-mire-kakie-problemy-vysvetila-pandemiya/
8. Вадутова Ф.А., Кабанова Л.И., Шкатова Г.И. Оценка и прогнозирование адаптации иностранных студентов к условиям обучения в российских вузах // Вестник Томского государственного педагогического университета
9. Вашурина Е.В., Вершинина О. А., Газиев Ч. Ф., Евдокимова Я. Ш., Крылов А. А., Мухамедиева С. А., Павлова О. В., . Хайдаров Ф. А. Привлечение иностранных студентов в российские университеты, практическое руководство // Казанский федеральный университет
10. Визуальный поворот в массовых коммуникациях : моногр. / С. И. Симакова, С. С. Распопова, Е. В. Выровцева ; под ред. С. И. Симаковой. Челябинск, 2017. 112 с.
11. ВЛИЯНИЕ ПАНДЕМИИ COVID-19 НА СЕКТОР ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И
МАГИСТРАТУРУ: международный, национальный и институциональный ответ - URL: https://www.ntf.ru/sites/default/files/Vliyanie%20pandemii%20COVID-
19%20na%20sektor%20vysshego%20obrazovaniya%20i%20magistraturu.pdf
12. Воробьева, И. М. Иностранные студенты в российском вузе: повышение конкуренции российского образования или вынужденная необходимость / И. М. Воробьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 10 (90). — С. 1115-1119.
— URL: https://moluch.ru/archive/90/18764/
13. Вузы держат дистанцию: как коронавирус повлияет на российское высшее образование - URL: https://news.rambler. ru/education/43852717-vuzy-derzhat- distantsiyu-kak-koronavirus-povliyaetna-rossiyskoe-vysshee-obrazovanie/
14. ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: УРОКИ ПАНДЕМИИ. Оперативные и стратегические
меры по развитию системы / Аналитический доклад / - URL:
http://www.tsu.ru/upload/iЫock/аналитический%20доклад_для_МОН_итог2020.pdf
15. Габова М. В. Визуальная культура современного общества (опыт типологии) // Человек. Культура. Образование. 2017. № 2 (24). С. 30-40.
16. Гладких А. С. Потенциал семиотического подхода в контексте современной визуальной культуры // Вестн. ВГУ. Сер. : Филология. Журналистика. 2018. № 4. С. 109-112.
..73