АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОНЦЕПЦИЯ ПРОЕКТА 11
1.1 Визуальные коммуникации детских образовательных центров: элементы и
инструменты 11
1.2 Особенности дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций детских
образовательных центров 34
1.3 Анализ детского образовательного центра #thekidSpace как субъекта дизайна, его
целевой аудитории и конкурентов 47
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 81
2.1 План поэтапной реализации проекта по созданию дизайна сайта как инструмента
визуальных коммуникаций детского образовательного центра #thekidSpace 81
2.2 Разработка дизайна сайта детского образовательного центра #thekidSpace с учетом
особенностей визуальных коммуникаций детских образовательных центров 83
ГЛАВА 3. ОТЧЕТ О РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 103
3.1 Оценка эффективности дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций
детского образовательного центра #thekidSpace 103
3.2 Рекомендации в формате лендинга по разработке дизайна сайта как инструмента
визуальных коммуникаций детских образовательных центров 105
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 109
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 111
ПРИЛОЖЕНИЯ 117
Сегодня, в условиях сверхкоммуникативного общества, ввиду стремительного развития информационных технологий, происходят существенные трансформации в сфере коммуникаций, приводящие к переосмыслению и развитию прежних методов воздействия. Визуальные коммуникации не являются исключением. Согласно исследованию Nature Communications , социальные сети и постоянное присутствие цифровых технологий в жизни человека оказывают сильное влияние на концентрацию внимания, что приводит к сужению объема коллективной памяти. Причиной этого выступает перенасыщенность информационного поля в цифровой среде, что, в сочетании с постоянным воздействием мультимедийных потоков, способствует формированию клипового мышления, то есть невозможности долго концентрироваться и воспринимать однотипные образы. Все эти факторы подчеркивают, что визуальные коммуникации — это неотъемлемая часть взаимодействия субъекта с целевой аудиторией в современном коммуникативном пространстве. Визуальные коммуникации эффективно транслируют ценности, идеи и ключевые сообщения, обеспечивая высокую степень быстроты и легкости восприятия информации для получателя. Целью диджитал-дизайнеров, которые работают в цифровом пространстве, при разработке дизайн-продуктов, включая дизайны сайтов, является усиление воздействия на целевую аудиторию, повышение ее вовлеченности и лояльности. Однако без глубокого анализа визуальных коммуникаций и выявления значимых особенностей дизайна сайтов в определенной сфере достижение указанной цели становится невозможным.
В современном интернет-пространстве прослеживается тенденция, при которой компании делают упор на представительство в сети через веб-сайт, а не на социальные сети, из-за блокировок и миграций пользователей из ряда социальных платформ. Сайт, по сравнению с социальными сетями, является универсальным средством - автономной площадкой, которую можно улучшать и оптимизировать под изменяющиеся потребности целевой аудитории. Более того, сайт с эффективным дизайном и версткой выступает не только как инструмент информирования, но и как источник доверия, формируя отношение пользователей к организации, вызывая положительные ассоциации и укрепляя ее имидж.
Детские образовательные центры (ДОЦ), которые предоставляют свои услуги в офлайн-пространстве, нуждаются в освещении своей деятельности и в онлайн-среде, в частности - через веб-сайт. При грамотной реализации дизайна с учетом особенностей визуальных коммуникаций сайт может использоваться не только как инструмент донесения информации: размещение актуальных новостей, расписания занятий и других важных обновлений, а также для отстройки от конкурентов; формирования имиджа и узнаваемости через уникальный дизайн и фирменный стиль; привлечения новых клиентов за счет удобной и понятной презентации услуг; повышения доверия родителей к организации через демонстрацию компетенции преподавателей, достижений центра; упрощения коммуникации с родителями: использование онлайн-форм для записи на занятия.
В июле 2020 года Координационный центр доменов провел исследование среди своих пользователей через онлайн-опрос «Домены против соцсетей: в чью пользу счет» . В результате, почти половина пользователей (47%) задействуют несколько средств для успешной коммуникации с аудиторией (одновременно сайт и соцсети). 42% пользователей считают, что компании достаточно иметь свой сайт и только 4% присутствуют исключительно в соцсетях.
Используя сервис Яндекс Вордстат, удалось выявить, что запрос «сайт детский образовательный центр» и «детский образовательный центр официальный сайт» набирали в поиске Яндекс 238 раз за октябрь 2024 года (высокий показатель для такого узкого запроса). Запрос «детский образовательный центр» 11 762 раза. Приведенные данные подтверждают интерес пользователей к получению информации о детских образовательных центрах и их услугах через такое средство коммуникации как веб-сайт. Однако далеко не все организации в этой сфере работают с визуальными коммуникациями эффективно, в связи с чем возникает проблема донесения ключевых сообщений целевой аудитории. Многие пренебрегают визуальным контентом и оформлением, делая акцент на текстовом наполнении сайта. Это снижает привлекательность онлайн-ресурса, усложняет восприятие информации и затрудняет процесс принятия решения о выборе детского образовательного центра. Так, заказчик проекта - детский образовательный центр #thekidSpace (The Kid Space for training and education LLC, официально зарегистрирован с 2023 года), который предоставляет услуги дополнительного детского образования в сфере робототехники, программирования, изобразительного искусства и шахмат, расположенный в ОАЭ, Дубай, столкнулся с проблемой малой эффективности веб¬сайта, который не привлекает новых посетителей и не вовлекает целевую аудиторию из-за его низкоэффективного дизайна: чрезмерная консервативность, перегруженность сайта текстовой информацией, отказ от использования ярких и запоминающихся образов. Сайт не выделяет субъект на фоне конкурентов, что снижает его узнаваемость и затрудняет формирование визуального образа субъекта в глазах целевой аудитории.
Согласно исследованиям, проведенным университетом науки и технологий штата Миссури, пользователю требуется менее двух десятых секунды, чтобы сформировать первое впечатление о веб-сайте . Первое, на что обратят внимание пользователи - это не текстовый компонент, а именно визуальная составляющая. Уже в визуальную составляющую дизайнер должен уместно интегрировать текстовое наполнение, чтобы сохранить баланс и не перегрузить пользователя. В исследовании Web Design Statistics, Trends & Predictions 2021 года показано, что 94% пользователей назвали плохой дизайн сайта основной причиной недоверия или ухода с него . Особенно это важно учитывать при работе с целевой аудиторией родителей, которые выбирают образовательный центр для своих детей через их представительство в интернете. Родители чаще принимают решение в пользу центров, чьи сайты через визуальные образы демонстрируют внимание и заботу о детях, подчеркивают безопасность и комфорт образовательного пространства.
Степень теоретической изученности. Различные аспекты темы, поднимаемой в настоящей выпускной квалификационной работе, находят отражение в трудах современных исследователей. Вопросы, связанные с ролью дизайна в визуальных коммуникациях и его влиянием на восприятие, исследуются в книгах В.О. Пигулевского, А.В. Овруцкого, Т.Г. Межецкой «Визуальные коммуникации в рекламе и дизайне», В.О. Пигулевского, А.С. Стефаненко «Дизайн визуальных коммуникаций», А. Уолтера «Эмоциональный веб-дизайн», И. Маркотта «Отзывчивый веб-дизайн». Статьях Н.М. Сокольниковой, Е.В. Сокольниковой «Формирование визуальных коммуникаций средствами дизайна», Т.М. Никольской «Графический дизайн как средство визуальной коммуникации», С.В. Савиновой, А.А. Харнужевой «Подходы к определению свойств и функций визуальных коммуникаций и их классификация», Н.И. Юстиной «Визуальная коммуникация и конструирование социальных представлений» и т.д.
Вопросы психологических аспектов восприятия визуальных объектов изучаются в работах Г. Браэма «Психология цвета», Е.О. Грубовой «Влияние цвета на конверсию веб-сайта», Т.В. Гавриловой «Роль цвета в дизайне сайта», М.Э. Барышевой «Цвет как инструмент дизайна и его влияние на психологию потребителей» и т.д.
Существует ряд работ, посвященных функциональным и структурным аспектам веб-ресурсов в сфере образования, но все они апеллируют к сайтам высших учебных заведений, а не учреждениям дополнительного детского образования. К примеру, статья Е.В. Буняевой, Е.В. Зверевой «Методы оценки качества и проектирования веб-сайтов образовательных организаций». Также, несмотря на наличие исследований, посвященных визуальным коммуникациям и архитектуре образовательных сайтов, вопрос применения дизайнерских решений для эффективной визуальной коммуникации с родителями и детьми в контексте детских образовательных центров остается недостаточно изученным.
Так, ввиду недостаточной теоретической изученности вопроса визуальных коммуникаций в сфере детских образовательных центров и преуменьшения важности дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций, большинство сайтов в этой сфере не отвечают правилам «хорошего дизайна» , из-за чего не реализуется эффективная коммуникация с целевой аудиторией.
В данном проекте нехватка знаний в области особенностей дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций детских образовательных центров затрудняет разработку дизайна сайта, который выполнял бы функцию эффективного средства коммуникации с целевой аудиторией, увеличивал количество целевых действий на сайте, а также способствовал формированию уникального образа заказчика проекта #thekidSpace в сети Интернет.
Таким образом, проблема, которую необходимо решить в рамках выпускной квалификационной работы, представляет собой невыявленность особенностей дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций детских образовательных центров, что затрудняет разработку дизайна сайта для конкретного субъекта - детского образовательного центра #thekidSpace.
Объект выпускной квалификационной работы - визуальные коммуникации детских образовательных центров.
Предмет выпускной квалификационной работы - дизайн сайта детского образовательного центра #thekidSpace как инструмент его визуальных коммуникаций.
Цель выпускной квалификационной работы - разработка дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций детского образовательного центра #thekidSpace с учетом выявленных особенностей дизайна сайтов в этой сфере.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить элементы и инструменты визуальных коммуникаций детских образовательных центров.
2. Выявить и описать специфические особенности дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций детских образовательных центров на основе социальной практики.
3. Проанализировать субъект дизайна - детский образовательный центр #thekidSpace. Описать базисный субъект, целевую аудиторию, проанализировать конкурентов.
4. Составить поэтапный план проекта по созданию дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций для детского образовательного центра #thekidSpace.
5. Разработать дизайн сайта как инструмент визуальных коммуникаций для детского образовательного центра #thekidSpace.
6. Оценить эффективность проекта по разработке дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций детского образовательного центра #thekidSpace.
7. Разработать рекомендации в формате лендинга по разработке дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций детских образовательных центров.
Теоретико-методологическую базу проекта составляет метод семиотического анализа У. Эко и иконографический метод интерпретации визуальных образов Э. Панофского. Эти методы были использованы для анализа визуальных решений сайтов детских образовательных центров и позволили определить, какие смыслы транслируются через визуальные элементы, как они интерпретируются и какие ассоциации формируют у целевой аудитории. Теоретическую основу исследования составили классические и современные труды специалистов в области визуальных коммуникаций, коммуникативного и веб-дизайна: В.О. Пигулевского, А.В. Овруцкого, А.С. Стефаненко, Т.М. Никольской, Н.М. Сокольниковой, Е.В. Сокольниковой, Я. Нильсена, Х. Лоанжера, А. Уолтера, А. Уиллера, И. Маркотта, К. Ньюарка и др, в рамках которых дизайн рассматривается как средство выстраивания осмысленного диалога с целевой аудиторией.
Методы, которые используются в работе: метод понятийного анализа, критический анализ научной литературы и других источников, интерпретация и обобщение полученных результатов, сравнительный анализ, кейс-стади (анализ дизайна сайтов детских образовательных центров), дизайн-проектирование (методы UI-дизайна), структурно-визуальный анализ пользовательского интерфейса сайта (структура, иерархия, навигация, визуальный код).
При реализации проекта будут использованы следующие ресурсы: материально-технические: графический онлайн редактор для разработки интерфейсов и прототипирования (Figma), растровый графический редактор (Adobe Photoshop), онлайн-платформа для создания визуальной карты сайта (Miro), онлайн блочный конструктор сайтов (Tilda Publishing); финансовые ресурсы: затраты на создание и реализацию сайта.
Стейкхолдеры проекта: детский образовательный центр #thekidSpace, сотрудники отдела маркетинга и отдела контента #thekidSpace, специалисты в сфере рекламы и PR, дизайна.
Поэтапный план реализации проекта:
Концепция проекта (аналитический этап проекта). В рамках данного раздела были изучены и описаны элементы и инструменты визуальных коммуникаций детских образовательных центров, выделены их специфические особенности, которые необходимо учитывать при их интеграции в дизайн сайта ДОЦ. Также были проанализированы кейсы использования дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций в сфере дополнительного детского образования и выявлены специфические особенности дизайна сайтов в этой сфере. Был проанализирован базисный субъект проекта, его целевая аудитория и конкуренты.
Механизм реализации проекта (стратегический и внедренческий этап проекта). В рамках данного раздела был разработан план поэтапной реализации проекта по созданию дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций для детского образовательного центра #thekidSpace. Были определены основные разделы и блоки сайта, разработаны визуальные карты страниц сайта, прототипы, составлен мудборд, написаны тексты для наполнения сайта, подобран визуальный контент, созданы дизайн-макеты страниц сайта как инструмента визуальных коммуникаций детского образовательного центра #thekidSpace, а также выполнена верстка дизайн-макета в конструкторе Tilda Publishing и проведено тестирование сайта.
Отчет о реализации проекта (презентационный этап проекта). На данном этапе была проведена оценка эффективности проекта по разработке дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций для детского образовательного центра #thekidSpace по качественным и количественным показателям. Также были разработаны рекомендации в формате лендинга по разработке дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций ДОЦ.
Конечным продуктом проекта является дизайн сайта как инструмент визуальных коммуникаций детского образовательного центра #thekidSpace, а также - рекомендации в формате лендинга по разработке дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций детских образовательных центров.
Оценка эффективности проекта
Качественные показатели: повышение доверия целевой аудитории к детскому образовательному центру #thekidSpace за счет эмоционального вовлечения и формирования привлекательного визуального образа; улучшение коммуникации с целевой аудиторией.
Количественные показатели: рост посещаемости веб-сайта детского образовательного центра и увеличение числа онлайн-заявок на занятия после запуска обновленной версии сайта.
Оценка данных показателей основывается на статистических метриках, полученных с помощью встроенной аналитики платформы Tilda Publishing и подключенной CRM-системы. Ключевыми параметрами являются: общее количество просмотров страниц сайта, количество сессий, число уникальных посетителей, количество лидов, коэффициент конверсии. Оценка также предполагает учет качественных данных: отзывы о новом дизайне, собранные у посетителей ДОЦ #thekidSpace, а также у представителей отдела маркетинга.
Риски проекта
Низкая оценка эффективности нового дизайна сайта со стороны целевой аудитории, низкий уровень вовлеченности. Способы коррекции: систематический сбор обратной связи после публикации веб-сайта на конструкторе Tilda Publishing и внесение корректировок.
Возникновение проблем с функционированием и производительностью ресурса (продолжительная загрузка страниц, некорректное отображение на разных устройствах, ошибки). Способы коррекции: внедрение адаптивной верстки и тестирование сайта на всех типах устройств; регулярное тестирование веб-ресурса с целью проверки корректного отображения текста и мультимедийных материалов, а также работоспособности кнопок и ссылок.
Несоответствие дизайна сайта ценностям и позиционированию #thekidSpace, что может привести к снижению доверия со стороны целевой аудиторию. Способы коррекции: глубокий анализ фирменного стиля и ценностей субъекта перед разработкой дизайна, консультация с заказчиком проекта; гибкость в доработке дизайна сайта на основе обратной связи от пользователей и стейкхолдеров.
Низкое количество целевых действий (запись на занятия). Способы коррекции: эффективное расположение CTA-кнопок, оптимизация формы записи, A/B тестирование различных элементов сайта.
Научная новизна работы заключается в выявлении специфических особенностей дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций детских образовательных центров.
Практическая значимость проектной работы заключается в том, что дизайн сайта для детского образовательного центра #thekidSpace будет отражать все изученные особенности его использования как инструмента визуальных коммуникаций в сфере детских образовательных центров. Макет будет служить для специалистов сферы рекламы и PR, дизайнеров наглядным шаблоном, отражающим ключевые принципы работы с визуальными коммуникациями центров детского образования. Он также будет полезен при создании дизайна сайтов для организаций в области ДОЦ и в смежных с ней областях. Более того, он будет внедрен в деятельность учреждения детского образовательного центра #thekidSpace как средство визуальных коммуникаций с целевой аудиторией. Также разработанные рекомендации в формате лендинга по разработке дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций ДОЦ будут служить в качестве методических материалов для специалистов, работающих над оформление веб-ресурсов в сфере дополнительного детского образования. Их применение позволит улучшить пользовательский опыт, повысить доверие к детскому образовательному центру и увеличить конверсию сайта, способствуя привлечению новых клиентов и укреплению образа организации в цифровой среде.
Структура ВКР проектного типа включает в себя введение, три главы, семь параграфов, заключение, список литературы и источников, приложения.
Ввиду стремительного роста значимости визуальных коммуникаций в условиях цифровизации, сайт образовательной организации становится не только инструментом информирования, но и ключевым средством взаимодействия с целевой аудиторией, формирующим образ субъекта в глазах пользователей. Особенно это актуально для детских образовательных центров, где выбор учреждения тесно связан с доверием родителей, эмоциональной вовлеченностью и визуальной репрезентацией атмосферы центра.
В рамках настоящей выпускной квалификационной работы была обозначена проблема невыявленности особенностей дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций ДОЦ, что затрудняло разработку дизайна сайта для конкретного субъекта ДОЦ #thekidSpace. Целью работы была разработка дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций детского образовательного центра #thekidSpace с учетом выявленных особенностей дизайна сайтов в этой сфере. Для ее достижения были выполнены все поставленные задачи.
В первой главе была проведена аналитическая работа: изучены визуальные коммуникации в сфере детских образовательных центров, проанализированы сайты десяти ДОЦ, выявлены как положительные тенденции, так и типичные проблемы (визуальная перегруженность, использование стоковых фотообразов, отсутствие индивидуальности, слабая типографика). Также был исследован субъект проекта - ДОЦ #thekidSpace, его целевая аудитория и конкуренты. На основе анализа были сформулированы требования к структуре сайта, его визуальному наполнению и взаимодействию с пользователями.
Во второй главе был разработан и реализован поэтапный план проекта. Были составлены визуальные карты сайта с логически выстроенной последовательностью страниц и блоков; созданы прототипы страниц сайта, отражающие структуру и расположение основных элементов интерфейса. Также был составлен мудборд, определивший стилистическое направление дизайн-концепции; подобран визуальный контент, соответствующий идентичности субъекта проекта. На основе этих решений были созданы визуальные макеты страниц, учитывающие выделенные особенности визуальных коммуникаций ДОЦ и специфику субъекта #thekidSpace. Финальным этапом стала адаптивная верстка дизайн-макета и тестирование сайта на предмет удобства использования и отсутствия технических ошибок. В результате была разработана и реализована новая дизайн-концепция сайта, ориентированная на потребности целевой аудитории и специфику ДОЦ #thekidSpace. Сайт был сверстан и запущен в работу как инструмент визуальных коммуникаций и эффективное средство взаимодействия с целевой аудиторией (https://thekidspace.ae/).
В третьей главе была проведена оценка эффективности реализованного проекта. Количественные данные зафиксировали рост уникальных пользователей с 310 (в январе) до 735 (в мае) и увеличение количества заявок с 7 до 51, а конверсия выросла с 2.26% до 6.94%. Качественные показатели (отзывы родителей и сотрудников центра) подтвердили положительное восприятие нового дизайна - зафиксирован рост эмоциональной вовлеченности, повышение уровня доверия, а также высокая оценка визуального образа центра и логики структуры сайта.
Также были разработаны рекомендации в формате лендинга по разработке дизайна сайта как инструмента визуальных коммуникаций детских образовательных центров. Рекомендации основаны на результатах анализа визуальных коммуникаций в сфере дополнительного детского образования, а также на практическом кейсе редизайна сайта #thekidSpace.
Особое внимание уделено следующим аспектам:
• выстраиванию визуальной идентичности на основе смыслов;
• использованию аутентичного визуального контента;
• обеспечению визуально-семиотической целостности сайта;
• созданию логичной и интуитивно понятной структуры;
• внедрению динамичных и интерактивных элементов;
• отказу от формальной образовательной эстетики в пользу современного, технологичного и креативного образа образовательной среды.
Разработанные рекомендации имеют практическую значимость и могут быть использованы специалистами в сфере дизайна, коммуникаций, цифрового продвижения при проектировании сайтов детских образовательных центров и других учреждений, работающих с родительской и детской аудиториями.
Таким образом, все поставленные цели и задачи были выполнены. Проект получил положительную оценку со стороны заказчика и целевой аудитории. Результаты работы являются подтверждением того, что дизайн сайта, разработанный с учетом специфических особенностей визуальных коммуникаций и характеристик субъекта, позволяет существенно повысить эффективность коммуникации с целевой аудиторией, сформировать доверие к организации и устойчивое положительное восприятие детского образовательного центра в онлайн-пространстве.
1. Алентьева Е. Ю. Веб-сайт компании как коммуникативный маркетинговый инструмент // Социально-экономические явления и процессы. - 2014. - №9.
2. Арсентьева, А. А. Исследование применения концепции семиотики для построения стратегии визуальных коммуникаций / А. А. Арсентьева // XIII Конгресс молодых ученых : Сборник трудов, Санкт-Петербург, 08-11 апреля 2024 года. - Санкт- Петербург: федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Национальный исследовательский университет ИТМО", 2024. - С. 236-239.
3. Барышева М. Э. Цвет как инструмент дизайна и его влияние на психологию потребителей / М. Э. Барышева, М. Н. Марченко // Modern Science. - 2022. - № 4-2. - С. 268.
4. Болбат О. Б. Психология визуальных коммуникаций / О. Б. Болбат, Т. Б. Шкоркина // Образование и проблемы развития общества. - 2024. - № 4(29). - С. 13-17.
5. Болбат О. Б. Цифровые методы в формировании компетенции визуальной коммуникации / О.Б. Болбат, О.Ю. Хекало // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2022. - № 8-3(71). - С. 45-47.
6. Бондарева Н. И. Визуальные коммуникации как один из вопросов в современной дизайнерской деятельности / Н. И. Бондарева, О. В. Назарова // Матрица научного познания. - 2024. - № 4-2. - С. 522-531.
7. Бочаров М. П. Фонология: контекстное позиционирование // Маркетинговые коммуникации. 2008. №2. С. 108-121.
8. Василенко, Е. В. Применение цвета в web-дизайне / Е. В. Василенко, П. Г. Василенко, Ю. С. Мареева // Современные тенденции изобразительного, декоративного прикладного искусств и дизайна. - 2019. - № 1. - С. 28-33.
9. Гаврилова Т. В. Роль цвета в дизайне сайта / Т. В. Гаврилова // Студенческая наука и XXI век. - 2020. - Т. 17, № 1-1(19). - С. 69.
10. Герасимчик А. А, Грошкова А. А., Махова А. И. Роль цвета в web-дизайне / А. А. Герасимчик, А. А. Грошкова, А. И. Махова [и др.] // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. - 2018. - Т. 3, № 4(14). - С. 660.
11. Гладких А. С. Потенциал семиотического подхода в контексте современной визуальной культуры // Вестн. ВГУ. Сер. : Филология. Журналистика. 2018. № 4. С. 109-112.
12. Грубов Е. О. Влияние цвета на конверсию веб-сайта / Е. О. Грубов, Ю. В. Грубова // Материалы международной научно-технической конференции "Состояние и перспективы развития электро- и теплотехнологии" : (XVIII Бенардосовские чтения), Иваново, 27-29 мая 2015 года / ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И.Ленина»; Академия электротехнических наук РФ. Том IV. - Иваново: Ивановский государственный энергетический университет им. В.И. Ленина, 2015. - С. 20-23.
13. Гундарин М. В. Теория и практика связей с общественностью: основы медиарилейшнз: учебное пособие. - М.: ФОРМУМ: ИНФРА-М, - 2007. - 336 с.
14. Дубровин И. А. «Маркетинговые коммуникации: учебник». 2-е изд. М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2010. - 580 с.
15. Ефремченко И. А. Некачественный дизайн как одна из проблем юзабилити сайта / И.
A. Ефремченко, В. В. Харитонова // Донецк: Донецкий национальный технический университет, 2016. - С. 444.
...71