Введение 3
1 История японской гравюры и манги 0
1.1 Эпоха Эдо 0
1.2 Гравюра эпохи Эдо и откуда появилось слово «манга» 5
1.3 Характерные приемы гравюр эпохи Эдо 10
1.4 Когда начались современные нам манга? 29
1.5 Манга Сегодня. Объем рынка и ключевые игроки 34
2 Анализ использования приемов традиционной гравюры в современных
манга журнала Weekly Shonen Jump 40
2.1 Структурирование манг и объяснение принципа выборки 40
2.2 Сопоставление панелей манги и приемов гравюр эпохи Эдо 44
Заключение 67
Список использованных источников и литератры 69
В начале нулевых манга была известна немногим за пределами Японии. Безусловно, она имела какую-то популярность в тогда еще только формирующимся интернете. Но для большинства японская комикс индустрия казалась скорее загадкой, чем интересным открытием, о котором, или которое, они читают каждый день. С течением времени, изменением интернета в более удобное для обычного пользователя русло и появлением возможности читать что угодно из любой точки мира, манга начала приобретать все большую популярность. Сегодня, в том числе благодаря интернету и популяризации азиатских культур мангу читает огромное количество людей, любой подросток или ребенок понимает, о чем идет речь и на какой сайт можно зайти, чтобы прочесть новую вышедшую главу. В любом книжном магазине можно найти отдельную полку с надписью «японские комиксы» или даже просто «манга». Прилавки наполнены новинками печатных изданий и их историями, уникальными и интересными для читателей со всего мира. Фанаты скупают и следят за развитием сюжетов, посещают выставки и путешествуют по странам, чтобы проникнуться атмосферой любимых историй.
Комиксы манга принято рассматривать как феномен современной культуры, обращающийся прежде всего к молодой аудитории (12-17 лет), и это действительно так. Однако в данной работе представлена попытка рассмотреть манга в историческом контексте развития японской визуальной культуры. Исследование связи между традиционными японскими гравюрами эпохи Эдо и современными комиксами манга позволяет глубже понять культурное наследие и его роль в формировании визуального и нарративного стиля манги, продолжая влиять на одну из самых динамичных и популярных форм искусства сегодня.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление ключевых художественных приемов в традиционной японской гравюре эпохи Эдо и исследование их влияния на современные комиксы манга, с целью установления параллелей и анализа преемственности визуальных и нарративных приемов.
Объектом исследования являются панели комиксов (один из блоков, окон на странице манги, который содержит определённый кадр действия) а предметом — приемы японской традиционной гравюры. Материалом для анализа выступают комиксы, публиковавшихся в еженедельном журнале Weekly Shonen Jump за период с мая 2023 года по май 2024 года. Это еженедельный японский журнал манги, выпускаемый издательством Shueisha с 1968 года, он является одним из старейших из старейших изданий Японии, тираж составляет порядка 2 миллиона экземпляров.
Для реализации цели нами были поставлены следующие задачи:
• дать обзорную характеристику эпохи Эдо, исторические и культурные предпосылки, способствующие развитию гравюры в этот период;
• на основании теоретических работ исследователей гравюры и сборников гравюр японских мастеров того времени, охактеризовать особенности гравюры эпохи Эдо, выделить их основные приемы в построение истории и визуального языка;
• провести отбор материала современных манга для сопоставительного анализа;
• на основании анализа сделать обобщающие выводы о культурном и графическом влиянии традиционных гравюр на современные манга.
Данная дипломная работа состоит из двух глав, введения, заключения и списка литературы. В первой главе рассматривается история японской гравюры, ее своеобразие, связь с культурой и ее основные приемы. Основой для ее написания послужили работы исследователей Адама Л. Керна и Шота Фредерика Л., а также серии гравюр «Сто видов Эдо» авторства Утагава Хиросигэ и «Тридцать шесть видов Фудзи» авторства Кацусики Хокусайя. Также в первой главе рассмотрена история возникновения манги, ее культурное значение.
Вторая глава — аналитическая, в ней представлены результаты сопоставительного анализа, комментарии к нему и выводы. Источником материалов для анализа стали комиксы с официального сайта издательства WEEKLY SHONEN JUMP. Иллюстрационный материал расположен в тексте работы для удобства сопоставления.
В данной выпускной квалификационной работе были выявлены ключевые художественные тенденции в традиционной японской гравюре эпохи Эдо и исследовано их влияние на современные комиксы манга. В процессе исследования нами были проанализированы более 200 гравюр и более 1000 панелей комиксов. Основной целью было установление параллелей и анализ преемственности визуальных и нарративных приемов.
Мы выделили и проанализировали следующие ключевые приемы, характерные для японской гравюры эпохи Эдо:
• Линейная перспектива
• Упрощенные формы
• Контрастное использование цветов и светотени
• Композиционная динамика создаваема посредством линий
• Нисики-э (техника панельной печати)
• Кейган
• Интеграция текстовых блоков в визуальный язык
Анализ показал, что в последние годы наблюдается тенденция к повышению использования этих приемов в современных комиксах манга. Эти приемы придают манга уникальный художественный стиль, поддерживая визуальную связь с традициями эпохи Эдо. В некоторых произведениях использовались приемы, сохранявшие свою актуальность на протяжении всего времени существования манги, такие как интеграция текстовых блоков, упрощение форм и динамика, создаваемая линейными штрихами.
Результаты данного исследования подчеркивают значимость изучения традиционных художественных методов и их эволюции в современных медиаформатах. Большое будущее этого направления исследований заключается в возможности дальнейшего изучения и адаптации традиционных приемов в новые визуальные формы, что может открыть новые горизонты для художников и исследователей.
Хотелось бы предположить, что данное исследование будет служить помощью для будущих работ в этой области, углубляющих наше понимание взаимодействия между традицией и современностью в искусстве.