Введение 4
Глава 1. Состояние вопроса по данным литературных источников и на практике 6
1.1. Анализ официальных документов, регламентирующих учебно¬
тренировочный процесс и соревновательную деятельность в художественной гимнастике 6
1.2. Повороты, как одни из базовых элементов в художественной
гимнастике 7
1.3. Характеристика координационных способностей, влияющих на качество
выполнения поворотов. Методы их развития и оценка 8
Глава 2. Методы и организация исследования 12
2.1. Методы исследования 12
2.2. Организация исследования 15
Глава 3. Разработка и экспериментальная проверка методики совершенствования техники выполнения поворотов девочками 9-10 лет в школьной секции гимнастики 18
3.1. Предварительное обследование развития координационных способностей
у девочек 9-10 лет в школьной секции гимнастики 18
3.2. Характеристика экспериментальной методики 20
3.3. Анализ эффективности применения экспериментальной методики 22
3.3.1. Анализ эффективности применения экспериментальной методики по
результатам тестирования 22
3.3.2. Анализ эффективности применения экспериментальной методики по
результатам соревновательной деятельности 26
Выводы 27
Практические рекомендации 28
Список литературы 29
Приложение 33
В современной художественной гимнастике высокие требования к подготовке спортсменок. По мнению специалистов [1, 2, 3, 8, 9] технические действия во многом зависят от психологического, теоретического и физического состояния гимнасток, а так же уровень совершенствования гимнасток зависит от результата выступлений на соревновательной площадке.
В развитии техники художественной гимнастики произошел высокий скачек, за последнее десятилетие. Для достижения высоких результатов, тренеру и гимнасткам необходимо постоянно находить новые пути решения преодоления барьеров, которые появляются на пути достижения высоких результатов в художественной гимнастике. Эти пути решения приводят к выбору отдельных элементов и к повышению технически правильному исполнению гимнасткой. К таким элементам можно отнести «повороты», они улучшаются за счет координационных способностей.
Проблема совершенствования техники выполнения поворотов в художественной гимнастике является одной из наиболее важных, поскольку данные элементы составляют значительную часть соревновательной программы спортсменок.
Таким образом, проблема исследования заключается в необходимости совершенствования техники выполнения поворотов девочками 9-10 лет в школьной секции гимнастики.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что методика
совершенствования техники выполнения поворотов окажется более эффективной, если параллельно с совершенствованием техники будет проводиться работа по целенаправленному развитию специальных
координационных способностей.
Цель исследования - разработать и экспериментально обосновать координационных способностей и совершенствование техники выполнения поворотов девочками 9-10 лет.
Задачи исследования:
1. Проанализировать теоретико-методические предпосылки
совершенствования техники выполнения поворотов в художественной гимнастике.
2. Разработать комплекс заданий для развития специальных координационных способностей и совершенствования техники выполнения поворотов девочками 9-10 лет.
3. Определить влияние разработанного комплекса упражнений на развитие координационных способностей гимнасток, а также на качество выполнения поворотов гимнастками в условиях соревновательной деятельности.
Объект исследования - учебно-тренировочный процесс гимнасток 3-4 классов на базе МБОУ СОШ №17.
Предмет исследования - совершенствование техники выполнения поворотов девочками 9-10 лет в школьной секции гимнастики.
Методы исследования:
- теоретический анализ и обобщение данных литературных источников;
- педагогический эксперимент;
- тестирование;
- анализ соревновательной деятельности;
- методы математической статистики.
1. Анализ и обобщение данных из литературных источников и документальных материалов выявили, что методология совершенствования техники выполнения поворотов в художественной гимнастике представляет собой многократное повторение данных как элемента в целом или по частям.
2. В результате проведенной работы была разработана
экспериментальная методология, в которой параллельно с
совершенствованием технологии проводилась работа по целенаправленному развитию специальных координационных способностей, влияющих на технику прохождения поворотов.
3. Разработанная экспериментальная методика совершенствования технологии поворотов основана на последовательном и взаимосвязанном решении задач по разработке специальных ДКС и непосредственно работающих над техникой выполнения этих элементов.
4. Анализ результатов испытаний достоверно указывает на лучшие результаты гимнасток экспериментальной группы во всех контрольных упражнениях (р <0,01).
5. Анализ соревновательной деятельности гимнасток в конце эксперимента показывает, что гимнастки из экспериментальной группы из 36 заявили о трудностях с успешно завершенным поворотом 27. В то время как гимнастки из контрольной группы из 36 заявленных трудностей были подсчитаны судьями только 14.