Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ В РФ ( НА ПРИМЕРЕ АО «ТОМСКАЯ ПТИЦЕФАБРИКА»)

Работа №180236

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей 6
1.1 Сущность системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей 6
1.2 Особенности применения сельскохозяйственными товаропроизводителями специального
налогового режима единого сельскохозяйственного налога 19
1.3 Динамика поступления в консолидированный бюджет ЕСХН 26
2 Анализ и оценка системы налогообложения сельскохозяйственного производителя АО
«Томская Птицефабрика» 35
2.1 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности 35
АО «Томская Птицефабрика» 35
2.2 Анализ практики применения ЕСХН в АО «Томская Птицефабрика» 38
2.3 Сравнительный анализ применения ЕСХН с упрощенной системой налогообложения и
общей системой налогообложения 47
3 Основные проблемы и направления развития системы налогообложения
сельскохозяйственного производителя АО «Томская Птицефабрика» 51
3.1 Пути оптимизации налогообложения в АО «Томская Птицефабрика» 51
3.2 Проблемы применения и пути совершенствования ЕСХН 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЕ А 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 78
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79


Государственное регулирование аграрного сектора одно из основных условий эффек-тивности функционирования экономики страны. Ключевая задача, которую должно решать государство в процессе регулирования аграрной сферы, это создание благоприятной среды для действенного ведения хозяйственной деятельности.
Ситуация в отрасли представляется достаточно разноречивой. Наблюдается с одной стороны разрушение производственного потенциала хозяйствующих структур отрасли и упадок аграрного производства, а с другой наблюдаются некоторые положительные приме-ры успешного поиска методов и форм приспособляемости к достаточно непростым обстоя-тельствам рыночной среды, в которых им приходится функционировать.
Вывод экономики сельского хозяйства из кризисного состояния и обеспечение импортозамещения требуют дальнейшего совершенствования программ развития отрасли и регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Очевидно, что все перечисленное актуализи-рует проблему поиска направлений усовершенствования инструментов государственно¬
го регулирования развития агропромышленного комплекса на уровне государства, регионов, предприятий в контексте обеспечения стабильного экономического развития рынка агропро-довольствия, экономического роста и финансовой устойчивости АПК, улучшение благосо-стояния сельского населения.
Изменение внутренней и внешней экономической политики РФ актуализировали вопросы модернизации форм и методов поддержки развития сельскохозяйственных товаропроизводителей, в том числе за счет совершенствования применяемых специальных налоговых режимов. Методологической основой их использования является эффективная реализация важнейших функций налогов (фискальной и регулирующей) в сфере сельского хозяйства. Следует подчеркнуть, что чем эффективнее выполняется регулирующая функция специальных налоговых режимов, тем более существенным является фискальный эффект от их применения. Следовательно, представляет определённый научный интерес исследование фискальной роли специальных налоговых режимов в формировании налоговых доходов бюджетов и изучение их регулирующего значения для развития сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Целью настоящего выпускного квалификационного исследования является анализ эффективности налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в РФ. Указанная цель определила следующие задачи исследования:
- рассмотреть сущность системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- выявить особенности применения сельскохозяйственными товаропроизводите-лями специального налогового режима единого сельскохозяйственного налога;
- проанализировать динамику поступления в консолидированный бюджет ЕСХН;
- дать общую характеристику финансово-хозяйственной деятельности АО «Томская Птицефабрика»;
- проанализировать практику применения ЕСХН в АО «Томская Птицефабрика»;
- произвести сравнительный анализ применения ЕСХН с упрощённой системой налогообложения и общей системой налогообложения;
- разработать пути оптимизации налогообложения в АО «Томская Птицефабрика»;
- выявить проблемы применения и пути совершенствования ЕСХН.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает система налогообложения сельскохозяйственного товаропроизводителя в РФ на примере АО «Томская Птицефабрика».
Предметом исследования является механизм применения специальных систем налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в РФ.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют фундаментальные положения экономической науки и теории организации, управления, логический и ситуационный анализ, методы теоретического обобщения и экспертных оценок, исследова-ния отечественных и зарубежных специалистов в области налогообложения, развития малого и среднего предпринимательства, применения специальных налоговых режимов в сельском хозяйстве.
Основу исследования составляют научные труды таких авторов, как Ю. В. Абрамов, А. А. Артемьев, Л. И. Гончаренко, О. И. Долгополов, М. В. Калинская, З. И. Кругляк, Н. В. Курочкина, Т. Н. Межуева, К. А. Нурбагандова, В. Г. Пансков, И. А. Толмачёв, М. А. Шад-рина, Р. К. Шакирова, Т. Ф. Юткина и другие, которые внесли значительный вклад в изуче-ние проблем применения специальных налоговых режимов.
В качестве информационной базы исследования послужили федеральные законодательные акты и нормативные документы Российской Федерации в области налогообложения, налогового права, развития и государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей и государственном регулировании деятельности крупных предприятий, решения Правительства РФ и региональных органов управления по вопросам поддержки развития малых предприятий, данные государственной статистики, материалы научных конференций, семинаров и сети Интернет, научные доклады Института экономики РАН, а также экспертные оценки и расчёты аналитиков.
Последовательность изложения материала основана на соблюдении логической и причинно-следственной связи факторов и элементов исследуемых проблем и объектов.
Структурно главы и параграфы работы сформированы таким образом, чтобы в оптимальной форме отразить актуальность, проблематику, основные положения и разработки по теме выпускной квалификационной работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка использованных источников и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В условиях рыночной экономики большое влияние на динамичное развитие любой сферы, в том числе и агропромышленного комплекса (АПК), вместе с другими факторами оказывает рациональное налогообложение, эффективное использование налоговых льгот. Сфера АПК и налоговые отношения в ней отличаются от других сфер особенностями нало-гообложения и налогового учёта, специальными налоговыми режимами, предусмотренными налоговым законодательством.
Агропромышленный комплекс - это инновационное направленная, территориально локализованная интегрированная структура с элементами сетевой организации, основанная на сельскохозяйственном производстве, включающая разные сферы АПК, входящие в техно-логическую цепочку создания добавленной стоимости. В условиях обострения геополитиче-ской ситуации в мире, а также проведения в РФ политики импортозамещения, развитие АПК как стратегической отрасли экономики - важное направление государственной политики в рамках снабжения промышленности сельскохозяйственным сырьём и обеспечения продо¬вольственной безопасности. Всё это предопределяет необходимость усиления поддержки со стороны государства предприятий АПК, которые не в полной мере справляются с обеспече¬нием внутригосударственных нужд, отстают по уровню инвестиционной привлекательности и инновационного развития от зарубежных аналогов.
В настоящее время одним из сдерживающих факторов, тормозящим развитие органи-зационных форм кооперации, является недостаточно развитая социально субъектная база ко-операции. Другими словами, потенциальными кооператорами сегодня являются владельцы низкодоходных личных подсобных и фермерских хозяйств, бывшие колхозы и совхозы. При этом развитие малых форм хозяйствования в аграрном секторе является одним из приори-тетных направлений национального проекта «Развитие АПК».
В Российской Федерации существуют различные формы экономической поддержки сельхозпредприятий: субсидии, дотации, целевые программы и налоговые льготы. Особую роль в поддержке сельского хозяйства государством играют последние, важнейшей из кото-рых является предоставление сельхозпроизводителям возможности применять особую си-стему налогообложения - единый сельскохозяйственный налог. Безусловно, он существенно снижает бремя фискальной нагрузки на отрасль, создает благоприятные условия для развития, однако его использование имеет и негативные последствия.
Стимулирует сельскохозяйственных товаропроизводителей государство с помощью особых условий налогообложения - единого сельскохозяйственного налога, тем самым снижая налоговую нагрузку. Налогоплательщиками ЕСХН являются индивидуальные предприниматели и организации, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводите-лями, которыми признаются: во-первых, индивидуальные предприниматели и организации, производящие, перерабатывающие и реализующие сельскохозяйственную продукцию; во-вторых, сельскохозяйственные потребительские кооперативы. Ставка ЕСХН составляет 6%. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставки процентная доля налоговой базы. В соответствие с Налоговым кодексом РФ, индивидуальные предприниматели, которые перешли на уплату ЕСХН, освобождаются от обязанности по уплате ряда налогов.
Оценка положений, определяющих ЕСХН и закреплённых в НК РФ, позволяет сделать вывод о привлекательности данной системы для налогоплательщиков, что должно способствовать развитию, как отечественного сельхозпроизводителя, так и субъектов малого предпринимательства. Специальный налоговый режим в виде ЕСХН является привлекательным, прежде всего, для фермеров и фермерских крестьянских хозяйств, которые в соответствии с действующим законодательством признаются субъектами малого предпринимательства.
Основная деятельность АО «Томская Птицефабрика» - производство, переработка и дальнейшая продажа птицеводческой продукции. Как сельскохозяйственный товаропроизводитель АО «Томская Птицефабрика» находится на системе уплаты единого сельскохозяйственного налога. При этом АО «Томская Птицефабрика» освобождается от обязанности уплачивать налог на прибыль, НДС и налога на имущество. Налоговым периодом является календарный год. Объектом налогообложения по единому сельскохозяйственному налогу являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Налоговая ставка установлена в размере 6,0 %. Единый сельскохозяйственный налог АО «Томская Птицефабрика» платит до 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. По истечении налогового периода АО «Томская Птицефабрика» представляет в налоговые органы налоговую декларацию.
Сравнительный анализ применения ЕСХН с упрощённой системой налогообложения и общей системой налогообложения показал, что, не смотря на ежегодное увеличение сумм уплачиваемых взносов во внебюджетные фонды доход после налогообложения при применении упрощённой системы налогообложения 6% в 2014 - 2016 годах остаётся высоким. Учитывая, что расходы в деятельности АО «Томская Птицефабрика» незначительны, данная система налогообложения является достаточно выгодной.
Отчетным периодом по ЕСХН признается полугодие, а налоговым периодом - календарный год (п. 1, 2 ст. 346.7 НК). Налоговая декларация по единому сельскохозяй-ственному налогу сдается ежегодно за предшествующий календарный год до 1 апреля (подп. 1 п. 2 ст. 346.10 НК). Срок сдачи декларации по ЕСХН за 2016 - 31 марта 2017 г.
Отчетность КФХ на ЕСХН в 2016 году сдается в этот же срок, не позднее 31 марта 2017 г. Поскольку отчетным периодом по единому сельскохозяйственному налогу признает-ся полугодие, а налоговым - год, налогоплательщикам не требуется сдавать налоговую декларацию по ЕСХН 2 раза в год.
Если налогоплательщик, применяющий ЕСХН, прекращает деятельность, сдать налоговую декларацию по единому сельскохозяйственному налогу нужно до 26 числа месяца, следующего за месяцем подачи в налоговую уведомления о прекращении деятельно-сти в качестве сельхоз товаропроизводителя (подп. 2 п. 2 ст. 346.10 НК).
С 2019 года у плательщиков ЕСХН появится новая обязанность, от которой они, казалось бы, навсегда должны были быть освобождены как пользователи одного из специальных режимов, призванного упростить ведение налогового учета и исчисление налогов. Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ в п. 3 ст. 346.1 НК РФ внесена принципиальная поправка, которая будет применяться с 01.01.2019. С 01.01.2019 организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕСХН, будут признаваться плательщиками НДС.
К несомненным преимуществам применения единого сельскохозяйственного налога можно отнести следующие:
- сокращенный перечень отчетности;
- добровольный порядок применения единого сельскохозяйственного налога, предусматривающий возможность перехода на общий режим налогообложения или упро-щенную систему налогообложения;
- снижение налоговой нагрузки;
- установление достаточно продолжительного отчетного периода - полугодие;
- уведомительный порядок перехода на ЕСХН (п. 1, 2 ст. 346.3 НК);
- освобождение от обязанности уплаты ряда налогов (налог на прибыль, НДС, налог на имущество) - п. 3 ст. 346.1 НК;
- уплата налога всего 2 раза в год (п. 2, 5 ст. 346.9 НК).
При применении единого сельскохозяйственного налога организация сталкивается со следующими проблемами:
- ограничение рынка сбыта в связи с освобождением от уплаты налога на добавленную стоимость, что делает невыгодным приобретение у нее сельскохозяйственной продукции из-за невозможности получения налогового вычета по НДС;
- при переходе на единый сельскохозяйственный налог исключается возможность применения налоговых вычетов, которые не были учтены до момента такого перехода;
- существует опасность падения конкурентоспособности продукции вследствие увеличения затрат на производство для снижения налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу, которой являются доходы, уменьшенные на величину расхо-дов;
- невозможность учесть некоторые виды расходов, например, представительские расходы, в связи с тем, что перечень расходов является закрытым, в отличие он налога на прибыль организаций;
- необходимость включения в налоговую базу полученных от покупателей аван-сов, которые впоследствии могут оказаться ошибочно зачисленными, а также возможность учета в составе расходов только оплаченных затрат;
- для применения режима ЕСХН доля дохода от реализации сельхозпродукции должна составлять не менее 70% (п. 2, 2.1. ст. 346.2 НК);
- кассовый метод признания доходов (подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК);
- перечень расходов, уменьшающих налоговую базу, меньше, чем на ОСН (п. 2 ст. 346.5 НК);
- нет права на вычет НДС с приобретенных товаров, что увеличивает затраты (п. 3 ст. 346.1 НК).
Изменение системы налогообложения является позитивным решением, однако применение ЕСХН отдельными категориями налогоплательщиков представляется несовершенным и имеет ряд негативных последствий.
Государственная политика поддержки сельскохозяйственных производителей в Российской Федерации как одно из направлений включает налоговое регулирование, обеспечивающее использование налоговых льгот и применение специального налогового режима - Единого сельскохозяйственного налога. В результате налоговое бремя аграрных предприятий как крупного, так и малого бизнеса невелико, но имеет тенденцию к росту.
Право выбора, предоставляемое производителю сельскохозяйственной продукции, позволяет поддерживать оптимальный налоговый учёт на предприятии, что, в свою очередь, позволит оптимизировать (минимизировать) платежи в бюджет, привести бухгалтерскую документацию в соответствии с требованиями налоговых органов и в конечном итоге укрепить финансовое состояние предприятия. Система налогообложения, выбранная организацией, существенно влияет на финансовый результат ее деятельности. Оптимальной налоговой нагрузкой для крупнейших финансовых результатов деятельности являются крупные сельскохозяйственные сбытовые организации в различных налоговых системах. При применении ЕСХН средняя налоговая нагрузка ниже, чем у организаций, применяющих общую систему налогообложения, что отражается как на финансовых показателях деятельности, так и на их платёжеспособности.
В качестве основных мероприятий по совершенствованию единого сельскохозяйственного налога можно предложить следующие:
1. Организации и индивидуальные предприниматели, которые являются плательщиками единого сельскохозяйственного налога, выполняют обязанности налоговых агентов, они освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость, однако, в ряде случаев, это является скорее отрицательным фактом, чем положительным.
2. Расширение перечня расходов, учитываемых при определении налоговой базы, при исчислении единого сельскохозяйственного налога включив в него потери, обусловленные чрезвычайными природными ситуациями.
3. Следующей рекомендательной мерой по развитию стимулирующей роли ЕСХН является нивелирование такого действующего в настоящее время ограничения: не менее 70 % от их общего дохода должен составлять доход от реализации произведённой продукции сельхозпроизводителями.



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г. : (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ; от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ; от 5 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ) // КонсультантПлюс : справ.правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М., 2014. - Доступ из локальной сети Науч. б- ки Том. гос.ун-та.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть вторая [Электронный ресурс] :
принята 5 авг. 2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 3 дек. 2017 г.) // Консультант-
Плюс : справ.правовая система. - Версия Проф. - Электрон.дан. - М., 2017. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос.ун-та.
3. Абрамов Ю. В. Специальные налоговые режимы: учебное пособие / Ю. В. Абрамов. - М. : МосУ МВД России, 2013. - 73 с.
4. Авилова В.В. Опыт поддержки малого и среднего предпринимательства в развитых странах // В.В. Авилова, С.А. Башкирцева // Вест.Казан.технолог.ун-та.- 2016. - № 10. - С. 238-246.
5. Адамайтис Л. А. Необходимость внедрения эффективных методов
управленческого учета в организациях АПК // Л.А. Адамайтис, С.Р. Концевая, Г.Я. Остаев // Потенциал социально-экономического развития Российской Федерации в новых экономиче-ских условиях: материалы II Международной научно-практической конференции: в 2-х
частях; под ред. Ю.С. Руденко, Л. Г. Руденко. -М., 2016. -С. 426-432.
6. Алексеева К.В. Налоги как способ стимулирования развития малого бизнеса // ScienceTime. - 2016. - № 3 (27). - С. 36-43.
7. Беловолова М.В. Анализ эффективности применения ЕСХН // В сборнике: Современная экономика: актуальные вопросы, достижения, инновации //Сборник статей победителей VII Международной научно-практической конференции. - М., 2017. - С. 127¬130.
8. Белоусова С.Н. Оценка налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы в Российской Федерации // Известия Юго-Западного государственного университета. Экономика. Социология. Менеджмент. -2016. - № 3 (20). - С. 123-128.
9. Бесценный Д.С. Роль субъектов малого и среднего предпринимательства в экономиках развитых стран // Вестник Омского университета. Экономика. -2016. - № 4. -С. 56-58.
10. Бондарь О.А. Налоговое стимулирование малого и среднего бизнеса: изменение сроков уплаты налогов // Сибирская финансовая школа. 2015. - № 2 (109).-С. 50-52.
11. Бочкарёва И. В. Прогнозирование и планирование в налогообложении. Специальные налоговые режимы: учебное пособие //И. В. Бочкарёва, Ю. В. Шпортько И. П. Монич ; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное гос. бюджетное об-разовательное учреждение высш. проф. образования "Забайкальский гос. ун-т". -Чита : За-байкальский гос. ун-т, 2014. - 216 с.
12. Верецкий А. В. Развитие специальных налоговых режимов для сферы малого и среднего предпринимательства : дис. ... канд.экон.наук : 08.00.10 / А. В. Верецкий. - М.,
2014. -155 с.
13. Гонежук З.А. Налоговые риски договорных отношений при ЕСХН // В сборнике: Научное обеспечение АПК// сборник статей по материалам 72-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2016 год. 2017. С. 461- 463.
14. Горина Г. А. Специальные налоговые режимы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Экономика" // Г. А. Горина, М. Е. Косов.- 2-е изд, перераб. и доп. - М. : ЮНИТИ, 2014. - 150 с.
15. Государственные финансы: консолидированный бюджет Российской
Федерации:[Электронный ресурс] //Федеральная служба государственной статистики. - Электрон. дан. - [Б. м.], 1999-2018. - URL: http://www.gks.ru/ free_doc/doc_2016/fin16.pdf (дата обращения: 22.03.2017).
...69


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ