Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОНЦЕПЦИИ МАССОВОГО ИЗДАНИЯ В ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ПРАКТИКЕ СССР И СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ (НА ПРИМЕРЕ ВЫПУСКА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФАНТАСТИКИ)

Работа №180207

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

книжное дело

Объем работы171
Год сдачи2022
Стоимость4910 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 5
Часть I. Концепции массового издания в издательской практике СССР и современной России (на примере выпуска отечественной фантастики) 3
Введение 4
Глава 1 Фантастика в практике советского книгоиздания 9
1.1 Понятия концепции, массовой литературы и массового издания 9
1.2 Общие принципы редакционно-издательской подготовки в СССР в 1960-е
и 1980-е гг 14
1.3 Место научной фантастики на советском книжном рынке 1960-х и 1980-х гг 17
1.4 Концептуальные особенности научно-фантастических изданий 1960-х и 1980-х гг. 23
Глава 2 Фантастика в практике российского книгоиздания 36
2.1 Общие принципы редакционно-издательской подготовки массовой литературы
в современной России в 1990-2010-е гг 36
2.2 Место фантастики на российском книжном рынке 1990-2010-х гг 37
2.3 Концептуальные особенности изданий фантастики в 1990-2010-х гг 53
Глава 3 Взгляд издателей и читателей на концепцию современной фантастической книги 69
3.1 Интервью с издателем А. А. Прокоповичем 69
3.2 Концептуальные составляющие современных изданий фантастики в восприятии
читателей 79
3.3 Анализ концепции издания «Каждому свое» С. С. Тармашева и рекомендации
по ее совершенствованию 83
Заключение 92
Список использованных источников и литературы 95
Приложение. Данные социологического опроса 106
Часть II. Редактура пьесы «Годы вышей жизни» У. Сарояна 114
Редакторское заключение на пьесу «Годы вашей жизни» У. Сарояна 115
Часть III. Расчет себестоимости издания «Летний сад» Б. Г. Кипниса 116


На современном этапе развития книжного рынка массовая литература отличается низким качеством издательской подготовки. Это отмечают и многие исследователи (Н. С. Агафонова, О. М. Крижовецкая, Н. А. Купина, О. Я. Обухова, Т. А. Скокова, Б. Л. Цветкова, М. А. Черняк). В условиях российской рыночной системы, казалось бы, утрачены традиции советской издательской системы. Однако в связи с запросом читателей появилась тенденция переиздания советских книг, в особенности массовых. Детально воспроизводятся устаревшие принципы как внутреннего, так и внешнего оформления (показательна серия «Ретро библиотека приключений и научной фантастики» издательства «Престиж Бук»). Ввиду этого на примере самого популярного жанра массовой литературы мы рассматриваем проблему представления массовых изданий современному российскому читателю.
Данная работа направлена на сопоставление системной советской издательской школы и современных издательских подходов к массовой литературе. Исследование ограничено изданиями фантастики отечественных авторов, этапами 1960-1980-е гг. («золотой век» советской фантастики) и 1990-2010-е гг. (постсоветская Россия). Сравнение концептуальных подходов советских и российских издателей может стать основанием для совершенствования подготовки массовых книг. С учетом этого мы хотим предложить оптимальные в наших реалиях рекомендации по разработке концепции фантастического издания.
Актуальность исследования определяется потребностью изучения и сопоставления советской и российской издательских школ. Существует научный и культурно¬исторический интерес к ушедшей эпохе в книгоиздательской отрасли — концептуальным тенденциям, их сравнению с издательскими подходами на современном этапе. Рекомендованные способы воплощения издания могут быть применены в сегодняшней издательской деятельности.
Результатом изучения тематических научных работ стало формирование теоретической базы, включающей мнения ученых о ключевых понятиях, роли научной фантастики в советском обществе, месте фантастики на советском и российском книжных рынках, общих принципах редакторской подготовки массовой литературы в Советском Союзе и современной России.
На начальном этапе исследования мы опирались на работы А. М. Лобина, М. В. Верковой, С. Г. Антоновой, в которых дано обоснование редакторской концепции издания, предусматривающее выделение ее уровней и компонентов. Исследователи сошлись во мнении касательно терминов и их определений, выделили схожие принципы, характеристики, показатели концепции, что помогло сформировать цельное представление о понятии.
Исследования Ю. М. Лотмана, М. А. Черняк, В. Е. Хализева, Н. А. Купиной, О. М. Крижовецкой в области массовой литературы показали, что однозначного определения у этого термина на сегодняшний день не существует. Предприняты попытки разобраться в его сути. О. М. Крижовецкая обобщила лидирующие мнения ученых, установив, что термин «массовая литература» имеет два значения. М. А. Черняк выделила главные признаки массовых изданий.
В работах В. В. Попова, С. Г. Антоновой, А. Э. Мильчина, С. Ф. Добкина объяснена специфика книжного дела в СССР, главными чертами которого являются системность и строгая стандартизированность печатных процессов, представлены политически обусловленные общие принципы, раскрыта роль редактора в издательском процессе.
Из фундаментальных трудов В. В. Комиссарова, Р. С. Каца получена важная для исследования информация о положении изданий научной фантастики на книжном рынке 1960-х и 1980-х гг.: о причинах востребованности жанра, выдающихся авторах, цензурной политике по отношению к авторам и их произведениям.
Общие принципы редакционно-издательской подготовки массовой литературы в 1990-е, 2000-е и 2010-е гг. освещены в монографиях и статьях М. А. Черняк, А. А Кочетковой. Работы этих исследователей позволили сделать вывод о новых издательских подходах в отрыве от советских традиций.
Большой вклад в изучение фантастики на российском книжном рынке сделала исследовательница Е. Н. Ковтун, подробно разобрав важные вопросы коммерческого издательского процесса, фэндома, смены доминирующего типа фантастического повествования и читательских предпочтений.
Таким образом, подводя итоги в обзоре критической литературы, можно отметить, что в фундаментальных трудах многочисленных исследователей хорошо изучена фантастика на книжном рынке, изложены общие стратегии выпуска массовой литературы, но не рассматривается проблема концепций массовых фантастических книг, не сопоставлены советские и современные издательские подходы.
Исходя из этого, представляется значимым выявление концептуальных особенностей подготовки изданий фантастики в советский период и на современном этапе, а также их соотношение для формулирования рекомендаций по совершенствованию комплексной подготовки литературы рассматриваемого вида.
Научная новизна дипломной работы заключается в выявлении и систематизации концептуальных принципов редакционно-издательской подготовки массовых изданий научной фантастики в Советском Союзе, сопоставлении системной советской издательской школы и современных издательских подходов к массовой литературе на примере фантастики.
Практическая значимость: материалы, выводы и практические рекомендации могут быть использованы при редакционно-издательской подготовке массовой литературы в условиях современного книжного рынка.
Объект исследования — советские издания научной фантастики, выпущенные в 1960-е и 1980-е гг.; постсоветские издания фантастики, выпущенные в 1910-е, 2000-е и 2010-е гг.
Предмет — концептуальные принципы подготовки научно-фантастических изданий в 1960-е и 1980-е гг.
Материал исследования включает издания фантастической литературы рассматриваемых периодов и результаты анкетирования, проведенного среди любителей фантастики. В ходе работы будут проанализированы следующие издания.
Советские сборники рассказов и повестей: «Шесть спичек» братьев Стругацких, издательство «Детгиз» (1960), «Сердце змеи» И. А. Ефремова, издательство «Детская литература» (1964); «Фантастика 64», издательство «Молодая гвардия» (1964), «Фантастика 84», издательство «Молодая гвардия» (1984); «Русская и советская фантастика», издательство «Правда» (1989); «Ариэль. Последний человек из Атлантиды» А. Р. Беляева, «Омское книжное издательство» (выпущен в 1992, сдан в набор в 1989).
Советские моноиздания: «Звезда КЭЦ» А. Р. Беляева, «Восточно-Сибирское книжное издательство» (1984); «Лезвие бритвы» И. А. Ефремова, издательство «Правда» (1987); «Туманность Андромеды» И. А. Ефремова, издательство «Детская литература» (1987).
Постсоветские моноиздания: «Экипаж „Меконга“» Е. Войскунского, И. Лукодьянова, издательство «РИФ» (1992); «Логово Зверя» В. В. Головачева, издательство «Эксмо-Пресс» (1999); «Черная кровь» С. В. Логинова, Н. Д. Перумова, издательство «Эксмо-Пресс» (1999); «Топор гуманиста» А. В. Тюрина, издательство «Вече» (2003); «Черное копье» Н. Д. Перумова, издательство «Эксмо» (2004); «Там, где лес не растет» М. Семеновой, издательства «Эксмо», «Домино» (2007); «Дорога в ночь» Ю. А. Архаровой, издательство «Альфа-книга» (2011); «Непоседа» С. В. Лукьяненко, издательство «АСТ: Астрель» (2011); «Метро 2033: Кошки-мышки» А. В. Калинкиной, издательство «АСТ» (2013); «Пляска бесов» М. Ахмедовой, издательство «АСТ» (2015); «Плачущий лес» А. Нури, издательство «Эксмо» (выпущено в 2020, подписано в печать в 2019); «Порог» С. В. Лукьяненко, издательство «АСТ» (2019); «Ключ от всех миров» А. Лидина, издательство «Флюид ФриФлай» (2019).
Постсоветские сборники: «Стратегия захвата» Е. Я. Гуляковского, издательство «Армада» (1994); «Сотворение миров» О. Н. Ларионовой, издательство «III111 Параллель» (1995); «Убить чужого», издательство «Эксмо» (2008); «Утопия» М. Ю. Дяченко- Ширшовой, С. С. Дяченко, издательство «Эксмо» (2005); «Русская фантастика-2005», издательство «Эксмо» (2005); «Конкистадоры» А. В. Малышевой, издательство «АСТ: Астрель: Полиграфиздат» (2010); «Империя превыше всего» Н. Д. Перумова, издательство «Эксмо» (2014).
Цель работы — определение концептуальных подходов издателей к книжной продукции рассматриваемого вида в Советском Союзе и постсоветской России.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи.
1. Собрать и систематизировать теоретический материал по теме исследования.
2. Дать определения основным понятиям.
3. Выявить принципы работы издателей в СССР (1960-е, 1980-е гг.) и современной России (1990-е, 2000-е, 2010-е гг.).
4. Охарактеризовать положение фантастики на советском книжном рынке 1960-х и 1980-х гг., на постсоветском книжном рынке 1990-х, 2000-х и 2010-х гг.
5. Выбрать материал для исследования, который репрезентативен исследовательской цели.
6. Проанализировать важнейшие элементы книжной концепции и определить концептуальные особенности изданий фантастики в 1960-е, 1980-е, 1990-е, 2000¬е и 2010-е гг.
7. Сделать вывод о концептуальных подходах советских и российских издателей к массовой фантастической литературе.
8. Провести интервью с издателем и определить взгляд специалиста на вопрос разработки концепций.
9. Провести анкетирование любителей фантастики и сделать выводы о читательских предпочтениях.
10. Провести анализ современного издания фантастики и на основе выявленных концептуальных подходов и читательских предпочтений дать рекомендации по совершенствованию его концепции.
11. Сделать выводы о концептуальных подходах советских и российских издателей в сопоставлении.
Методы, применяемые в работе: синтез, обобщение, сравнение, описание, анализ сегмента книжного рынка, редакторский анализ, интервью, социологический опрос.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и приложения.
В первой главе приведены и обобщены научные подходы к основным понятиям исследования. Раскрыты общие принципы редакционно-издательской подготовки в Советском Союзе и определено место научной фантастики в советской издательской системе. Представлены концептуальные особенности изданий научно-фантастической литературы в СССР, обнаруженные в результате анализа важнейших составляющих концепции; сделан вывод о концептуальных принципах.
Вторая глава посвящена выявлению концептуальных подходов к массовым фантастическим книгам в постсоветской России. Обозначены общие принципы подготовки; исследовано положение массовой фантастической литературы на отечественном книжном рынке; определены концептуальные особенности современных изданий фантастики отечественных авторов.
В третье главе приведено мнение специалиста о подготовке массовых фантастических изданий; выявлены читательские предпочтения касательной составляющих концепции. На основе концептуальных подходов и предпочтений читателей проведен анализ современного издания фантастики, даны рекомендации по совершенствованию его концепции.
В заключительной части сформулированы основные выводы исследования, обозначены перспективы его продолжения.
Приложение включает вопросы созданной нами анкеты для читателей и данные социологического опроса.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования нам удалось выявить единый концептуальный подход советских издателей к массовым научно-фантастическим книгам, которые отличались высоким качеством материалов, экономичными и надежными способами полиграфического исполнения. При общей строгости концептуальных элементов очевидно повышенное внимание к художественному оформлению: специалисты соблюдали обязательные нормативные ограничения и вместе с тем стремились привлечь внимание читателей многочисленными увлекательными иллюстрациями авторитетных художников.
Достойный уровень издательской подготовки массовых книг был обусловлен специфической внутригосударственной обстановкой. В советской книжной культуре отсутствовала рыночная основа распространения и популяризации. Также массовая литература в СССР была идеологически обусловлена и предназначалась для формирования в широких кругах представлений о высоких коммунистических принципах, особенно органично в государственный тематический план вписывались научно-фантастические идеи о технологическом прогрессе и покорении советским человеком космоса. Советские издатели не были вынуждены гнаться за броской привлекательностью и утрированной доходчивостью: читатель в условиях книжного дефицита и распространения фантастики огромными тиражами (сотнями тысяч экземпляров) приходил за книгой сам. Массовая литература по уровню издательской подготовки не уступала классике, в то же время сохраняя именно массовые черты (серийность, стабильно востребованные писатели, аппарат популяризаторского характера).
В постсоветскую рыночную эпоху концептуальный издательский выбор, по западному образцу, определяют экономические возможности и рекламные стратегии. Издатели при подготовке массовой фантастики по-прежнему руководствуются критерием качества, однако определяющее значение имеет ценовая политика. Книги, рассчитанные на читателя со средним или низким бюджетом, оформлены крайне экономно для того, чтобы оставаться, в первую очередь, доступными. От предпочтений и экономических возможностей потенциального покупателя зависит выбор каждой составляющей концепции и итоговая цена издания. Таким образом, при разработке концептуальных решений издатель опирается на конкретизированную целевую аудиторию.
С развитием медиатехнологий изменился образ массового читателя, отдельной средой бытовая фантастики стал интернет. Теперь, в отличие от советских времен, книга не предназначена для всех. Люди предпочитают альтернативные формы досуга, а чтение, в том числе массовой фантастики, требует определенной подготовки — по этой причине на первое место выходит рекламный аспект, развиваются медиапроекты. Печатная книга должна быть связана с многочисленными виртуальными формами существования жанра и привлекать рассредоточенное внимание цифрового читателя.
Серийность, характерная для массовых изданий и в советские, и в постсоветские периоды, на сегодняшний день стала мощным маркетинговым инструментом. В рамках конкретного серийного проекта, как и в советское время, наблюдается единообразие на уровнях внутреннего и внешнего оформления, которое, однако, теперь зависит не только от тематики, но и от «точечных» предпочтений своего читателя.
При анализе изданий мы выявили и тенденцию следования традиционным советским подходам. Разрабатывая концепцию фантастической книги, специалисты пытаются балансировать между массовыми рекламными и более сдержанными элементами, закрепившимися в практике и сознании читателей характеристиками. Теперь обращение к советскому опыту объясняется главным образом экономическими предпосылками. Издатели имеют широкие возможности для создания самых разных концепций и внедряют традиционные элементы с целью сокращения расходов. В целом же, концепция массовой книги разрабатывается в совокупности со способами ее продвижения, что требует новых гибких издательских решений. Воспроизведение советских серийных проектов, как в случае с серией «Ретро библиотека приключений и научной фантастики» издательства «Престиж Бук», опять же, — не что иное, как маркетинговый ход, воздействующий на узкую целевую аудиторию ностальгирующих читателей зрелого и пенсионного возраста.
Важно понимать и читательские предпочтения любителей фантастики. Результаты проведенного нами опроса показали, что читатель массовой фантастической литературы в современной России такой же избирательный, как и в Советском Союзе. Он критично подходит к содержанию издания, при выборе полагается в большей степени на личные предпочтения и мнения единомышленников, а не экспертов. Лоялен к оформлению и имеет стандартное представление о внешних показателях качества книги. Из-за политики издательств, направленной, как и в Советском Союзе, на выпуск широко признанных авторов, читатель ищет новых, интересных ему писателей на виртуальных просторах и жалуется на отсутствие нетривиальных произведений в бумажном виде. Для него привычным альтернативным источником фантастического текста служит электронная книга. При выборе бумажного издания для читательской аудитории важно сочетание ценовой доступности, лаконичного, но при этом не однотипного дизайна (без обильных рекламных элементов), разнообразия содержания и продуманного аппарата.
На основе сопоставленных концептуальных особенностей и читательских предпочтений мы провели финальный анализ концепции издания и дали практические рекомендации.
Представленные в дипломной работе аналитические материалы могут учитываться при разработке способов концептуального совершенствования фантастических книг. Перспективой исследования также является изучение издательской политики при выпуске фантастики в 2020-е годы. Уже сейчас понятно, что появляются новые тенденции развития массового фантастического издания: меняются подходы к отбору авторов и произведений, художественного оформления; эволюционирует фэндом, у читателей появляются новые потребности. Также наша работа может послужить основой для масштабного исследования массовых изданий в традиционных и медиа- форматах.



Использованные источники
1. Архарова, Ю. А. Дорога в ночь / Ю. А. Архарова. — М.: Альфа-книга, 2011. — 409 с.
2. Ахмедова, М. Пляска бесов / М. Ахмедовой. — М.: АСТ, 2015. — 317 с.
3. Беляев, А. Р. Ариэль. Последний человек из Атлантиды / А. Р. Беляев. ; ил. А. В. Старцева — Омск : Омское книжное издательство, 1992. — 288 с. — Текст : непосредственный.
4. Беляев, А. Р. Звезда КЭЦ / А. Р. Беляев. — Иркутск : Восточно-Сибирское книжное издательство, 1984. — 160 с. — Текст : непосредственный.
5. Войскунский, Е. Л. Экипаж «Меконга». / Е. Л. Войскунский, И. Б. Лукодьянов ; вступ. ст. В. Гопмана; худож. В. Те. — М. : РИФ, 1992. — 444 с.
6. Головачев, В. В. Логово зверя / В. В. Головачев. — М.: Эксмо-Пресс, 1998. — 506 с.
7. Гуляковский, Е. Я. Стратегия захвата / Е. Я. Гуляковский. — М.: Армада, 1994. — 560 с.
8. Дяченко, М. Ю. Утопия / М. Ю. и С. С. Дяченко. — М.: Эксмо, 2005. — 699 с.
9. Ефремов, И. А. Лезвие бритвы / И. А. Ефремов ; ил. Г. Н. Бойко, И. Н. Шалито. — М.: Правда, 1987. — 672 с. — Текст : непосредственный.
10. Ефремов, И. А. Сердце змеи / И. А. Ефремов : ил. В. Таубера. — М.: Детская литература, 1964. — 368 с. — Текст : непосредственный.
11. Ефремов, И. А. Туманность Андромеды / И. А. Ефремов ; предисл. А. Казанцева ; ил. Б. А. Лаврова. — М.: Детская литература, 1987. — 366 с. — Текст : непосредственный.
12. Калинкина, А. В. Метро 2033: Кошки-мышки / А. В. Калинкиной. — М.: АСТ, 2013. — 352 с.
13. Ларионова, О. Н. Сотворение миров / О. Н. Ларионова ; авт. послесл. В. Черных ; ил. Е. Лимановой. — Н. Новгород : Н1П1 «Параллель», 1995. — 697 с.
14. Лидин, А. Ключ от всех миров / А. Лидин. — М.: Флюид ФриФлай, 2019. — 720 с.
15. Лукьяненко, С. В. Непоседа / С. В. Лукьяненко. — СПБ: АСТ: Астрель, 2011. — 480 с.
..105


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ