АННОТАЦИЯ 4
Введение 4
1. Номенклатура дел организации Российской Федерации и Республики Узбекистан 14
1.1 Понятие и назначение номенклатуры дел 14
1.2 Характеристика нормативной базы при подготовке номенклатуры дел в
организации Российской Федерации и Республики Узбекистан 24
2. Разработка номенклатуры дел в организациях Российской Федерации и
Республики Узбекистан 36
2.1 Порядок составления и утверждения номенклатуры дел в организациях 36
2.2 Структура номенклатуры дел в организациях 43
3. Сравнительный анализ номенклатуры дел в Российской Федерации и
Республике Узбекистан 50
Заключение 60
Список использованных источников и литературы 63
ПРИЛОЖЕНИЕ А Номенклатура дел 68
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Номенклатура дел в Россйиской Федерации 72
ПРИЛОЖЕНИЕ В Номенклатура дел в Республике Узбекистан 75
Сегодня, в условиях модернизации форм управления и активной трансформации хозяйственной деятельности организаций наблюдается стремительное увеличение объемов документации, сопровождающей повседневную работу компаний. Особенно ярко эта тенденция проявляется в сфере электронной коммерции и цифровой экономики, где электронные документы становятся доминирующим инструментом взаимодействия между организациями и клиентами. В такой ситуации возрастает значимость вопросов систематизации и классификации документов - ведь именно от грамотного подхода к управлению этими ресурсами зависит эффективность всей организационной структуры. Одним из наиболее распространенных инструментов, позволяющих успешно справляться с растущими потоками документации, является создание специальной номенклатуры дел. Этот нормативный акт предполагает формирование четкой системы распределения документов внутри архива предприятия, чтобы обеспечить оперативность поиска необходимой информации, минимизировать потери документов и повысить прозрачность внутренней отчетности 1.
По определению ГОСТ 7.08-2025 номенклатура дел - это систематизированный перечень заголовков дел, создаваемых в организации, с указанием сроков их хранения . Однако по мере усложнения структуры современной государственной и экономической жизни, административных и хозяйственных органов, коммерческих организаций и объединений возрастает потребность в систематизации и классификации комплексов документов, образующихся в результате их деятельности.
Основной задачей формирования номенклатуры дел является обеспечение качественного исполнения функций административно-управленческого аппарата по классификации, хранению и учету документации в строгом соответствии с установленными нормативными требованиями, способствуя повышению эффективности документооборота и устранению излишней бюрократической нагрузки. От того, в каком порядке хранятся документы, насколько легко их можно найти по запросу, насколько грамотно они классифицированы и систематизированы, зачастую зависит быстрое и качественное решение многих задач, деятельность всей организации. Правильная классификация позволяет не только быстро работать с документами, но и облегчает работу с архивами . Организация работы с помощью документации влияет на качество аппарата управления, организацию и культуру труда работников, занимающих руководящие должности. От того, насколько профессионально ведутся документы, зависит успех всей управленческой деятельности.
В условиях глобализации и интеграции мирового сообщества сотрудничество между различными странами становится всё более значимым. Одним из ключевых аспектов успешного взаимодействия является эффективная организация документооборота и управления документацией. Номенклатура дел представляет собой важный инструмент в этой сфере, поскольку она позволяет систематизировать документы организации и обеспечивает их быстрый поиск и доступ к ним.
Актуальность работы заключается в том, что Российская Федерация и Республика Узбекистан представляют собой государства с различными правовыми системами, что оказывает существенное влияние на требования к оформлению и хранению документов. Исследование номенклатуры дел в странах позволит выявить уникальные особенности каждой из них и разработать рекомендации по оптимизации процессов подготовки дел для передачи в архив и хранению документов.
Кроме того, сравнительный анализ номенклатуры дел может помочь выявить слабые места и неэффективные процессы в управлении документацией. Это позволит оценить, насколько существующие подходы соответствуют международным стандартам в этой области. На основе полученных данных можно будет разработать рекомендации по улучшению процессов, что, в свою очередь, поспособствует интеграции стран в мировое сообщество и повысит их международную конкурентоспособность.
Таким образом, исследование номенклатуры дел организаций Российской Федерации и Республики Узбекистан является актуальным и имеет практическое значение для обеих стран.
При изучении данной темы были рассмотрены работы российских и узбекских исследователей. Изучению вопросов номенклатуры дел организации посвящены научные труды следующих авторов:
М. Л. Гавлиной «Проблема выбора номенклатуры дел» . В статье определено, что номенклатура дел в реальности далеко не всегда дает возможности учесть многие особенности при комплектовании бумажных документов в дела, и в еще большей степени не дает реализовать все возможности электронного документооборота. Возникает множество проблем, прежде всего в отношении приемлемой систематизации, организации подготовки к хранению и поиска документации, особенно документов массового характера: производственной, научно- технической, конструкторской документации, бухгалтерских и финансовых документов и др. Некоторые исследователи и практики считают, что с помощью традиционных методов документооборота и номенклатуры дел решение этих проблем сильно затруднено.
В статье О. Г. Ковалева рассматриваются правовые и организационные особенности учета архивных документов в учреждениях и органах УИС . На основе проведенного сравнительного анализа нормативных правовых документов, выявлены и описаны основные и вспомогательные документы, используемые для учета архивных документов и порядок их составления.
Следует отметить работу Е. В. Фертиковой «Особенности разработки и составления номенклатуры дел» . В данной работе рассматривается процесс оформления номенклатуры дел. Также раскрываются правила составления, виды номенклатуры дел и этапы её разработки. Определён круг документов для включения в номенклатуру и нормативные документы, на которые можно опираться при составлении номенклатуры дел.
Представляет интерес статья В. Ф. Янковой «Номенклатура дел на 2023 год. Какие выполнить шаги и исключить ошибки, чтобы документ был полезным» . В статье объясняется, почему важно правильно определить цели и задачи номенклатуры дел, чтобы она была эффективной и полезной для организации. Автор делится практическими советами по внедрению номенклатуры дел в организации, включая использование специализированного программного обеспечения, обучение сотрудников и регулярный пересмотр и обновление документа.
В свою очередь различные аспекты управления архивами и ведения документации в Узбекистане, раскрывают следующие авторы.
Н.Н. Курбонова рассматривает особенности ведения делопроизводства на государственном языке Узбекистана. Она подчеркивает значимость государственного языка в официальном документообороте и описывает практические трудности, возникающие при переводе документов с русского языка на узбекский. Автор затрагивает проблему грамотного оформления документов согласно стандартам национального законодательства, а также необходимость совершенствования системы терминологии в государственных учреждениях. Вопросы учета особенностей национальной письменности влияют непосредственно на процесс формирования номенклатуры дел, поскольку правильно составленная документация должна учитывать требования местного нормативного регулирования .
Работа М. D. Абдурахимова посвящена эффективности управления архивами в Республике Узбекистан. Автор выделяет проблемы и недостатки существующей системы хранения документов, включая сложности с систематизацией архивных материалов и недостаточное использование современных технологий. Особое внимание уделяется вопросам разработки единой информационной базы архива, что связано с необходимостью четкой классификации документов и правильного построения номенклатурных записей, обеспечивающих быстрый доступ к необходимой информации .
М.С. Исакова исследует развитие архивного дела в период обретения независимости Республики Узбекистан. Работа охватывает исторический аспект становления архивной службы страны, отражая изменения в нормативно-правовом регулировании и практике документирования. Основное внимание уделено созданию государственной политики архивного хранения и обеспечению сохранности исторических документов. Эта публикация косвенно касается вопросов номенклатуры дел, так как эффективное ведение архивов невозможно без правильной структуры учетных единиц, определяемых номенклатурой .
А.О. Алиев предлагает концепцию развития единого информационного пространства архивного дела в Узбекистане. Исследуется возможность внедрения цифровых технологий для оптимизации процессов обработки и хранения документов. Рассматриваются перспективы перехода от традиционного бумажного архивирования к электронному документообороту. Важность номенклатуры дел подчеркивается автором, так как правильное построение классификационных схем является основой эффективного функционирования информационных систем архивов .
В то же время, на сегодняшний день в трудах ученых не проводился единый комплексный сравнительный анализ номенклатуры дел Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Объектом исследования выступает номенклатура дел организации.
Предметом исследования является номенклатуры дел в организациях Российской Федерации и Республике Узбекистан.
Цель работы - провести сравнительный анализ номенклатуры дел организации Российской Федерации и Республики Узбекистан, выявить общее и особенное.
Исходя из поставленных целей, в дипломной работе были поставлены следующие задачи:
- Определить нормативную базу, необходимую для разработки номенклатуры дел в Российской Федерации и Республики Узбекистан;
- Рассмотреть номенклатуру дел организации: сущность и содержание;
- Выявить требования к созданию и оформлению номенклатуры дел в Республике Узбекистан и Российской Федерации;
- Провести сравнительную характеристику номенклатуры дел в
России и Узбекистане, выявить общие черты и особенности.
Методологическая основа исследования. В работе использовались следующие методы:
1. Метод анализ - использовался при изучении литературы и материалов, а также анализ преимуществ и недостатков номенклатуры дел.
2. Метод описание -позволил провести процедуры сбора информации, определить и охарактеризовать данные номенклатуры дел.
3. Классификация - использовалось для разделения номенклатуры дел на виды.
4. Сравнение - применялся для анализа и сопоставления номенклатуры дел организаций Российской Федерации и Республики Узбекистан.
Источниковую базу исследования составили следующие нормативные акты:
Федеральный Закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «Об архивном деле в Российской Федерации» . Закон играет ключевую роль в регулировании процессов, связанных с управлением архивными документами и номенклатурой дел в организациях, устанавливает правовые основы хранения, комплектования, учета и использования архивных документов, определяет полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также обязанности и права организаций в области архивного дела. Законом определено, что номенклатура дел является основным документом для систематизации и учета документов, она должна соответствовать установленным правилам и срокам хранения документов, что обеспечивает их надлежащее архивирование и доступность для дальнейшего использования.
Приказ Росархива от 31.07.2023 № 77 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях» . Приказ утверждает правила, которые регулируют процессы хранения, комплектования, учета и использования архивных документов в различных организациях. Эти правила обязательны для исполнения всеми государственными органами, органами местного самоуправления и организациями. Номенклатура дел является ключевым инструментом в реализации данных правил. Она служит основой для систематизации и учета документов, что позволяет эффективно управлять архивными материалами. Приказ также подчеркивает важность номенклатуры дел как документа, который должен соответствовать установленным правилам и обеспечивать надлежащее хранение и использование документов.
ГОСТ Р 7.0.8-2025 . Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения, раскрывающий понятие номенклатуры.
Приказ Росархива от 20 декабря 2019 года № 236 утверждает Перечень типовых управленческих архивных документов, которые образуются в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций. В документе указаны сроки хранения этих архивных документов, что способствует упорядочению архивного дела и обеспечивает эффективное управление документацией. Приказ был зарегистрирован в Министерстве юстиции России 6 февраля 2020 года под номером 57449 .
Приказ Министра экономики и финансов Республики Узбекистан от 14 июня 2024 года №143 «Об утверждении Положения о документах и документооборот», определяющий порядок составление номенклатур дел и формирование дел .
Закон Республики Узбекистан, от 15.06.2010 г. № ЗРУ-252 «Об архивном деле» № ЗРУ-252 от 15.06.2010 г .
Закон Республики Узбекистан «Об архивах» от 1999 г. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - Ташкент. - 1999 .
Приказ Министра экономики и финансов Республики Узбекистан от 14 июня 2024 года №143 «Об утверждении Положения о документах и документообороте» .
Закон Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» от 2003 г. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - Ташкент. - 2003 .
Закон Республики Узбекистан «Об информатизации» от 2004 г. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - Ташкент. - 2004 .
Закон Республики Узбекистан «Об электронной цифровой подписи» от 2004 г. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - Ташкент. - 200422.
Закон Республики Узбекистан «Об архивном деле» от 2010 г. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - Ташкент. - 201023.
Для сравнения номенклатуры дел РФ И РУ использовались следующие критерии:
1. Нормативная база для подготовки номенклатуры дел;
2. Разработка номенклатуры дел;
3. Содержание;
4. Сроки хранения дел;
5. Оформление.
Структура работы обусловлена целью, а также задачами исследования и включает в себя: введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
В процессе своей деятельности любая организация накапливает значительное количество документации, что требует структурированного и упорядоченного подхода к её хранению и использованию. Ключевым инструментом для этого является «Номенклатура дел», которая обеспечивает эффективное управление информационными ресурсами, предотвращая путаницу и беспорядок, а также позволяя быстро находить нужные сведения и обеспечивать долгосрочное хранение важной документации.
В ходе анализа номенклатуры дел в РФ и РУ можно выделить общие черты.
В обеих странах номенклатура дел является важным нормативным актом, необходимым для упорядочивания документации. Основная цель — обеспечить доступность и сохранность документов для эффективной работы организаций. Более детализированные рекомендации по разработке номенклатуры дел, основанные на методиках Росархива и стандартах, утверждаемых профильными ведомствами. Регулирование изложено менее подробно, с ключевыми положениями, зафиксированными в распоряжении Минфина. Возможность адаптации номенклатуры дел к особенностям различных сфер деятельности, особенно в государственных учреждениях и бюджетном секторе. Сегментация в законодательстве пока недостаточно развита. Активное применение современных технологий передачи информации с использованием электронной подписи. Внедрение цифровых инструментов находится на начальной стадии, несмотря на наличие соответствующего законодательства.
Таким образом, российская нормативная база отличается большей глубиной проработки и гибкостью, охватывая широкий круг ситуаций и потребностей организаций различных форм собственности. Она предлагает эффективные механизмы разработки номенклатуры дел и ведения документации. В то же время законодательная база Узбекистана отражает актуальные тенденции развития экономики и административного устройства республики, обеспечивая минимально необходимые условия для правильного ведения документации. В целом, российская нормативная среда в данной области представляется более развитой и комплексной, тогда как законодательство Узбекистана находится на стадии активного совершенствования и стремится приблизиться к международным стандартам делопроизводства.
Эти различия в подходах к разработке и использованию номенклатуры дел подчеркивают уникальные аспекты управления документацией в каждой из стран. В России акцент на централизованное управление позволяет обеспечить единообразие и стандартизацию процессов, что особенно важно для государственных учреждений и крупных корпораций. Это способствует более эффективному контролю за соблюдением норм и правил документооборота, а также упрощает процесс аудита и проверки. С другой стороны, трехуровневая система в Узбекистане, предоставляет возможность более гибкого подхода к управлению документами. Это позволяет учитывать специфику работы различных подразделений и адаптировать систему под конкретные потребности организации. Такой подход может быть особенно полезен для малых и средних предприятий, которым необходимо быстро реагировать на изменения в бизнес-среде. Важным аспектом является также влияние цифровизации на процесс управления документацией. В обоих странах наблюдается тенденция к внедрению электронных систем документооборота, что значительно упрощает процессы создания, хранения и поиска документов. Цифровизация не только повышает эффективность работы с документами, но и способствует улучшению безопасности информации, снижая риски утраты или несанкционированного доступа к важным данным.
В заключение, можно отметить, что несмотря на различия в подходах к разработке и использованию номенклатуры дел в России и Узбекистане, обе страны стремятся к созданию эффективной системы управления
документацией. Это позволяет обеспечить высокое качество документооборота, соответствие законодательным требованиям и защиту информации. Постоянное совершенствование этих систем, адаптация к новым условиям и внедрение современных технологий будут способствовать дальнейшему развитию организаций и повышению их конкурентоспособности на рынке.
1. Федеральный закон "Об архивном деле в Российской Федерации"
от 22.10.2004 N 125-ФЗ (последняя редакция). URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1406/. (Дата обращения: 04.07.2025).
2. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 25.12.2023)
«Об архивном деле в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. № 43. Ст. 4169. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1406/. (Дата обращения: 04.04.2025).
3. ФЗ Об электронной подписи 2011. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112701/. (Дата обращения: 04.04.2025).
4. "ГОСТ Р 7.0.97-2016. Национальный стандарт Российской
Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов" (утв. Приказом Росстандарта от 08.12.2016 N 2004-ст) (ред. от 14.05.2018). URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216461/. (Дата обращения: 04.04.2025).
5. ГОСТ Р 7.0.8-2025. Национальный стандарт Российской
Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. М., Стандартинформ, 2019. URL:
https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_500321/. (Дата обрушения: 04.04.2025).
6. Приказ Росархива от 31.07.2023 № 77 «Об утверждении Правил организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в государственных органах, органах местного самоуправления и организациях». URL:https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=456 545 (Дата обращения: 04.07.2025).
7. Приказ Росархива от 20.12.2019 № 236 «Об утверждении Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения». URL: https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=345020 (Дата обращения: 04.07.2025).
8. Приказ Росархива от 11 апреля 2018 года № 43 "Об утверждении Примерного положения об экспертной комиссии организации". URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300357/. (Дата обращения: 04.07.2025).
Нормативные акты Республики Узбекистан
1. Закон Республики Узбекистан «Об архивах» от 1999 г. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - Ташкент. - 1999. URL: https://lex.uz/docs/3425. (Дата обращения: 04.07.2025).
2. Закон Республики Узбекистан «Об электронном документообороте» от 2003 г. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - Ташкент. - 2003. URL: https://lex.uz/docs/165074. (Дата обращения: 04.07.2025).
3. Закон Республики Узбекистан «Об информатизации» от 2004 г. // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан. - Ташкент. - 2004. URL: https://lex.uz/docs/82956. (Дата обращения: 04.07.2025).
4. Закон Республики Узбекистан, от 15.06.2010 г. № ЗРУ-252 «Об архивном деле» № ЗРУ-252 от 15.06.2010 г. URL: https://lex.uz/docs/1645544. (Дата обращения: 04.07.2025).
5. Приказ Министра экономики и финансов Республики Узбекистан от 14 июня 2024 года №143 «Об утверждении Положения о документах и документообороте». URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=35540574 (Дата обращения: 04.07.2025).
6. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении нормативных документов по архивному делу» от 1999 г. // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - Ташкент. - 1999. URL: https://lex.uz/docs/331300. (Дата обращения: 04.07.2025).
7. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О дальнейшем совершенствовании управления архивным делом в Республике Узбекистан» от 2004 г. // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - Ташкент. - 2004. URL: https://lex.uz/docs/89355. (Дата обращения: 04.07.2025).
8. Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан «О совершенствовании архивного дела в Республике Узбекистан» от 2012 г. // Собрание законодательства Республики Узбекистан. - Ташкент. - 2012. URL: https://lex.uz/docs/1993488. (Дата обращения: 04.07.2025).
Литература:
9. Нумерация сквознаяАбдурахимов М. D. Узбекистан Республикасида архивларни бошкариш самарадорлиги / М. D. Абдурахимов / / фан ва амалиёт Ахборотномаси. - 2016. - № 11(12). - 287-291 бетлар.
10. Алиев А. O. Узбекистан Республикасининг «Arxiv иши» ягона ахборот тизимини ривожлантиришнинг концептуал зарурати / А. O. Алиев / / ахборот жамиятида хужжатлар: инсон, жамият ва давлат манфаатлари йулида ракамли трансформация: XXVIII халкаро илмий-амалий конференция маърузалари ва коммуникациялари, Москва, 28 Йил 29-2021 Октябр. Москва: «Бутунроссия хужжатлар ва Arxiv ишлари илмий-тадкикот институти» Federal бюджет муассасаси, 2022, 177-184 бетлар.
11. Бабаев А. Г. Теоретические основы номенклатуры дел в современных условиях / А. Г. Бабаев // Вестник архивоведения и документоведения. - 2024. - № 2. - С. 45-53.
12. Гавлин М. Л. Проблема выбора номенклатуры дел / М. Л. Гавлин // Современная школа России. Вопросы модернизации. - 2022. - № 9(44). - С. 76-79.
13. Докубаева А. Э. Роль номенклатуры дел в делопроизводстве современной организации / А. Э. Докубаева, Ю. С. Осипова // Актуальные проблемы и современные тенденции социально-экономического развития региона и страны: Сборник научных трудов по итогам Международной научно-практической конференции, Саратов, 13 апреля 2017 года. - Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова", 2018. - С. 20-21.
14. Зыбина С. М. Номенклатура дел / С. М. Зыбина, С. Ю. Шевцова, Ю. А. Щурова // Учетно-аналитические инструменты развития цифровой экономики: Материалы II Международной научно-практической конференции, Княгинино, 18 ноября 2021 года. Том I. - Княгинино: Нижегородский государственный инженерно-экономический институт, 2021. - С. 57-59.
15. Исакова М. S. Мустакиллик остонасида Узбекистонда Arxiv иши / М. S. Исакова / / ХХ асрда янги давлатлар. Тарихий хужжатлар ва археография, манбашунослик, замонавий ва замонавий даврнинг рус ва universal тарихининг долзарб муаммолари: ёш олимлар ва мутахассисларнинг ун иккинчи халкаро конференцияси материаллари, Москва, 14 йил 15-2022 апрел. Москва: сиёсий енциклопедия нашриёти, 2022, 83-87 бетлар.
...26