Введение 5
ГЛАВА 1. Историко-теоретические подходы к делопроизводству 10
1.1. Организация делопроизводства в России в историческом аспекте 10
1.2. Нормативно-правовая база делопроизводства в государственных органах власти 16
1.3. Современные тенденции совершенствования делопроизводства в России и за рубежом 27
Выводы по первой главе 40
ГЛАВА 2. Анализ организации делопроизводства в Федеральном бюджетном учреждении «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области» (ФБУ ИЗ-62/1 УФСИН России по Рязанской области) 41
2.1. Характеристика деятельности «Следственный изолятор № 1 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Рязанской области» 41
2.2. Практика организации делопроизводства в ФБУ ИЗ-62/1 УФСИН России по РО 53
2.3. Система контроля исполнения документов ФБУ ИЗ-62/1 УФСИН России по РО 68
Выводы по второй главе 73
ГЛАВА 3. Рекомендации по совершенствованию делопроизводства в ФБУ ИЗ-62/1 УФСИН России по РО 76
3.1. Совершенствование нормативной базы документационного обеспечения ФБУ ИЗ-62/1 УФСИН России по РО 76
3.2. Совершенствование элементов системы управления электронным документооборотом 80
Выводы по третьей главе 89
Заключение 92
Глоссарий 96
Список сокращений 100
Список используемой литературы 101
Приложения 109
...
организациях, мы выбрали актуальное на современном этапе направление научного исследования, имеющее теоретическое и практическое значение.
Для современного документоведения важны исследования возможностей современных информационных технологий с точки зрения их использования в управлении документацией. Необходимы анализ накопленных достижений в области теории и практики документоведения, выявление тенденций их дальнейшего развития и получение на этой базе новых научных результатов.
Выбор темы настоящего исследования обусловлен несколькими факторами:
во-первых, наличием социального заказа общества, связанным с необходимостью упорядочения документальной среды как средства повышения эффективности управления, прежде всего, государственного;
во-вторых, потребностью архивной службы России в глубокой проработке взаимосвязанных проблем документоведения и архивоведения в новых условиях для трансформации их в прикладные научные разработки;
в-третьих, возрастающими темпами информатизации России и актуальными задачами вхождения ее в мировое информационное пространство, в том числе в сфере управления документацией.
Решение проблемы организации делопроизводства в современных условиях, по нашему мнению, позволит целенаправленно формировать информационные ресурсы организаций, обеспечить их эффективное функционирование, а также открыть доступ потребителям к информационным ресурсам с наименьшими затратами времени, труда и средств.
Степень разработанности и изученности темы. Следует отметить, что вопросы организации делопроизводства в отечественной литературе как самостоятельные до настоящего времени не ставились. Лишь в отдельных работах А.Н. Соковой можно увидеть попытки ввести управление документацией в качестве предмета исследования в постановочном плане как отражение зарубежного опыта и перспективное направление развития отечественного документоведения и организации делопроизводства.
Между тем в развитых странах, давно прошедших этап «первоначального накопления» средств вычислительной техники и связи, в обществе, которое теперь характеризуют как «постиндустриальное» или «информационное», разработке проблем управления документацией уделяется все больше внимания.
Изучение работ западных специалистов показывает, что большинство ученых склоняется к признанию системы делопроизводства полноценной функцией менеджмента организаций (Ф. Хортон, К. Леннон, А. Морделл, А. Рикс, К. Хар, Д. Маклеод, Дж. Саммервил, Д. Стефенс и др.). Следует подчеркнуть, что многие ученые и специалисты неоднократно отмечали важность взаимодействия управления документацией и управления информацией в организациях, оценивая документацию как неотъемлемую составную часть информационных ресурсов организации. Исходя из такой оценки, выдвигается требование ...
Создание в нашей стране правового государства с эффективно работающими институтами представительной, исполнительной, судебной властей, производства, науки и образования обуславливается не только всесторонним и полноценным юридическим обоснованием их деятельности, но и формированием рациональных, конкретных правил и процедур их функционирования, в том числе в области работы с документами. Для упрочения российской государственности рациональное управление документацией может послужить одной из важных опорных точек укрепления аппарата управления и существенным элементом его стабильности.
Современное управление государственным бюджетным предприятием или коммерческой организацией – это в значительной степени непрерывная череда процессов составления и перемещения документов. Практически все процессы управления предприятием вплотную связаны с теми или иными документами. Документация, будучи тесно связана со всеми формами управленческой деятельности, используется аппаратом управления в качестве способа и средства реализации возложенных на него функций.
Таким образом, документированная информация составляет основу управления и выполняет важнейшую роль, обеспечивая наполнение информационных ресурсов организаций.
В связи с усложнением структуры и содержания информационных ресурсов, взрывным ростом их объема возникла необходимость упорядочения потоков информации, установления необходимого и достаточного количества видов документов, исполняющих роль информационного обеспечения функций управления.
В рамках работ по совершенствованию организационных структур и методов управления, улучшению системы правового регулирования хозяйственной деятельности все более отчетливо выделяется комплекс целенаправленных мероприятий по упорядочению социальной и технико-экономической информации, совершенствованию документирования и документооборота в системах государственного управления.
В ходе написания настоящей работы и анализа системы организации делопроизводства в следственном изоляторе был выделен ряд недостатков существующей системы.
Ввиду существующей технологии работы с документами, в канцелярии следственного изолятора не соблюдается главное правило организации документооборота — оперативное прохождение документа по наиболее короткому и прямому маршруту с наименьшими затратами времени.
С нечеткой организацией движения документов в канцелярии связано много недостатков в организации документооборота следственного изолятора.
При существующей схеме движения документооборота сотрудникам следственного изолятора катастрофически не хватает времени приступить к оформлению дел в то время, как параллельно необходимо проверить достоверность документов. Следует добавить, что материалы оформляются вручную, а это занимает много времени, так что к концу рабочего дня управление следственного изолятора не успевает выполнить необходимый объем работы. В течение месяца материалы накапливаются, что влечет за собой избыточность документооборота, который имеет тенденцию к постоянному и все более ускоряющемуся росту, потерю документов, задержки прохождения и исполнения документов. В связи с этим возникают проблемы своевременного исполнения решений, так как неформальная передача информации и ее отсутствие в документированном виде об исполнении в реальном времени порождает противоречивость принимаемых решений.
Отсутствие контроля за соблюдением законности при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях и иной информации, за своевременностью и полнотой регистрации и сроками разрешения сообщений о преступлениях и иной информации, а также правильностью ведения документации, порождает противоречивость принимаемых решений.
Таким образом, в существующей системе документооборота ФБУ ИЗ-62/1 УФСИН России по РО существуют следующие проблемы документационной деятельности:
задержки прохождения и исполнения документов;
потеря документов;
избыточность документооборота;
противоречивость принимаемых
...
1. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
2. Постановление Минтруда РФ от 25.11.1994 № 72 «Об утверждении Межотраслевых укрупненных нормативов времени на работы по документационному обеспечению управления».
3. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // «Российская газета», № 165, 29.07.2006.
4. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 29.06.2010) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.04.2006) // «Российская газета», № 95, 05.05.2006.
5. Федеральный закон от 01.06.2005 № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 20.05.2005) // «Собрание законодательства РФ», 06.06.2005, № 23, ст. 2199.
6. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» (с изменениями от 8 ноября 2007 г.) // Российская газета от 12 января 2002 г. № 6.
7. Федеральный закон от 22.10.2004 № 125-ФЗ (ред. от 13.05.2008) «Об архивном деле в Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 01.10.2004) // «Парламентская газета», № 201, 27.10.2004.
8. Федеральный закон от 29.07.2004 № 98-ФЗ (ред. от 24.07.2007) «О коммерческой тайне» (принят ГД ФС РФ 09.07.2004) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2008) // «Парламентская газета», № 144, 05.08.2004.
9. Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ (ред. от 08.11.2007) «Об электронной цифровой подписи» (принят ГД ФС РФ 13.12.2001) // «Российская газета», № 6, 12.01.2002.
10. Федеральный закон от 29.12.1994 № 77-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об обязательном экземпляре документов» (принят ГД ФС РФ 23.11.1994) // «Собрание законодательства РФ», 02.01.1995, № 1, ст. 1.
11. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 27.07.2010) «О персональных данных» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // «Российская газета», № 165, 29.07.2006.
12. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 29.06.2010)»О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (принят ГД ФС РФ 21.04.2006) // «Российская газета», № 95, 05.05.2006.
13. Федеральный конституционный закон от 25.12.2000 № 2-ФКЗ (ред. от 10.11.2009) «О Государственном гербе Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000) // «Российская газета», № 244, 27.12.2000.
14. Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (принят ГД ФС РФ 08.07.2006) // «Российская газета», № 165, 29.07.2006.
15. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ (ред. от 28.09.2010) «О техническом регулировании» (принят ГД ФС РФ 15.12.2002) // «Российская газета», № 245, 31.12.2002.
16. Закон РФ от 21.07.1993 № 5485-1 (ред. от 18.07.2009) «О государственной тайне» // «Собрание законодательства РФ», 13.10.1997, № 41, стр. 8220-8235.
17. Закон РФ от 25.10.1991 № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в ред. от 11.12.2002) // «Ведомости СНД и ВС РСФСР», 12.12.1991, № 50, ст. 1740.
18. Постановление Правительства РФ от 27.12.1995 № 1268 (ред. от 14.12.2006) «Об упорядочении изготовления...