Аннотация 4
Часть I. Литературные альманахи первой половины XIX века: издательская концепция и принципы составления (на материале библиотеки А. В. Никитенко) 1
Введение 1
1 глава. Литературные альманахи первой половины XIX века 9
1.1. Литературные альманахи первой половины XIX века в историческом аспекте 9
1.2. Издательская концепция и алгоритм ее анализа 16
2 глава. Коллекция литературных альманахов в библиотеке А.В. Никитенко 20
2.1. Личные связи А.В. Никитенко с издателями и принцип составления коллекции 20
2.2. Анализ издательской концепции альманахов 1820-1830-х гг. (Полярная звезда,
Календарь муз, Денница, Новоселье, Комета Белы) 26
2.3. Анализ издательской концепции альманахов 1840-х гг. (Утренняя заря, Невский
альманах) 44
Заключение 57
Список использованной литературы 59
Часть II. Редактура части рукописи «Новая Москва: тайны продолжаются» Виктории Журавлевой 65
Рецензия на рукопись «Новая Москва: тайны продолжаются!» 66
Часть III. Экономический расчет себестоимости издания «Асфальт пахнет мятой» Евгения Рудашевского
На сегодняшний день в России выпускаются альманахи разных видов. От традиционных литературных альманахов, таких как «Новое Слово», «День поэзии» до научно-методических («Альманах Института коррекционной педагогики»). Есть исторические, краеведческие и историко-краеведческие альманахи, а также общественно-политические. Число литературных альманахов в России растет, так как в последние годы замечается тенденция к увеличению российских авторов на книжном рынке и большой интерес к их творчеству. Не все из писателей могут напечатать свои произведения в крупных издательствах и не всем хватит материала для сборников, если писатели специализируются на малых жанрах. Выходом из такой ситуации и могут являться альманахи, в которых молодые писатели или поэты смогут издавать свои произведения. В настоящее время даже делаются попытки реконструировать некоторые классические альманахи, такие как «Северные цветы», «Невский альманах».
Литературные альманахи - сборники, содержащие литературно-художественные произведения, объединённые по определённому признаку. Чаще выпускаются ежегодно. Но довольно часто можно увидеть слово альманах в заголовках различных журналов. Почему так происходит, и где отличия между журналом и альманахом?
По принятым в 2020 г. современным нормативам (ГОСТ 7.0.60 Издания. Основные виды) альманахом считается сборник, содержащий литературно¬художественные и/или научно-популярные произведения, объединённые по определённому признаку. В структуре документа ГОСТ альманах относится к группе 3.2.10 Виды непериодических изданий по характеру информации и 3.2.10.4 Литературно-художественные издания. В примечании еще дополнительно указано, что альманах может быть непериодическим или сериальным изданием. Таким образом, подчеркивается несколько раз именно непериодический характер издания, в отличие от журналов.
Сам вид издания альманах отчасти задает определенные критерии для издателя. Принципы составления единого целого из отдельных сочинений отдельных авторов должны быть подчинены какому-то замыслу, теме или направлению. Это и есть издательская концепция - замысел, выраженный в совокупности содержания и формы издания. В концепции отражается основная точка зрения издателя (редактора) на издание - его состав, содержание и форму всех элементов, редакционно-технические, экономико-юридические и полиграфические средства исполнения.
Издательская концепция должна быть привязана к реальным читательским потребностям, к ситуации на книжном рынке, должна учитывать возможности издательства как экономические, так и социальные. Концепция издания предполагает анализ читательской аудитории, уровень ее образованности, интересы и возможные запросы. Эти данные позволяют уточнить основную идею издания, собрать материал, имеющий прямое отношение к его теме и назначению, определенным образом организовать материал, добавить иллюстрации и т.д.
При определении концепции издателю необходимо руководствоваться целевым назначением и читательским адресом, однако проблема литературных альманахов первой половины XIX века заключается в том, что в них сложно определить концепцию и выявить принцип отбора материала (как текстовый, так и иллюстративный), который войдет в выпуск.
Очевидно, существует проблема не изученности принципов составления литературно-художественных альманахов, выбора как текстового материала, так и художественного оформления и реализации его в сборниках.
Анализ вопроса, как менялся альманах в XIX в. с точки зрения редакторского замысла и воплощения, даст возможность выявить структурные признаки данного вида издания и более четко определить его назначение.
Актуальность исследования связана с необходимостью более точно определить особенности данного вида издания, так как он снова возвращается на книжный рынок. Для этого важно рассмотреть классические альманахи российского книгоиздания, которые выпускались XIX веке, для выявления их отличительных особенностей и принципов составления. Изучение классических альманахов, изданных в, так называемый, «альманаший» период позволит выявить основные принципы составления сборников для усовершенствования современных изданий.
В Научной библиотеке Томского государственного университета хранится личное книжное собрание Александра Васильевича Никитенко (1804-1877), профессора словесности, цензора, критика, историка литературы. В его библиотеке сохранились различные виды изданий, характерные для издательского процесса XIX в., в том числе интересная коллекция альманахов 1820-1840 - х гг. До настоящего времени эти издания не являлись предметом научного изучения в комплексе с исследованием связей А.В. Никитенко с издателями и редакторами альманахов.
Цель - на материале библиотеки А.В. Никитенко определить издательскую концепцию редакторов литературных альманахов первой половины XIX века, которая следует из принципов составления, отбора и представления авторов и сочинений.
Задачи:
1. Выявить способы собирания коллекции альманахов в библиотеке Никитенко, рассмотреть личные связи Никитенко с издателями.
2. Определить алгоритм анализа концепции литературного альманаха, выявить принципы составления и оформления альманахов для раскрытия определенного замысла.
3. Проанализировать издательские концепции редакторов конкретных альманахов 1820-х - 1840-х гг. из библиотеки Никитенко.
Объект исследования - литературно-художественный альманах первой половины XIX века.
Предмет исследования - издательская концепция и принципы составления литературно-художественного альманаха XIX века.
История вопроса. Рассмотрение альманаха с точки зрения издательской практики потребовало опоры на научные работы, которые освещают разные аспекты этого вида издания. Обращается к вопросу разграничения понятий «альманах» и «сборник» Н. П. Смирнов-Сокольский в библиографическом указателе «Русские литературные альманахи и сборники XVIII - XIX вв.» , но в итоге дает им общее определение «отдельные номера журналов, издаваемые не периодически, а от случая к случаю». Альманах как историческое и культурное явление рассматривают в своей статье С. В. Артюшина и Л. М. Руднева .
Литературоведческий разбор альманахов пушкинской эпохи воплощен в диссертации Т. К. Батуровой «Альманахи литераторов пушкинского круга : Религиозно-нравственные искания в поэзии и прозе». В этой работе рассматриваются московские и петербургские альманахи 20-30-х годов XIX века, в том числе те, которые находятся в библиотеке Никитенко и рассматриваются с точки зрения участия в них А. С. Пушкина и его ближайшего окружения. В этой диссертации альманахи проанализированы под литературоведческим углом и сделан акцент на выявлении в них религиозного аспекта . В диссертации «История России на страницах русских литературно-художественных альманахов 1800-1830-х гг.» Л. А. Сорокина выявила альманахи, которые содержали статьи, позволяющие лучше изучить историю начала XIX века. Также во введении она выделяет типологию альманахов как вида издания.
Альманах как особый тип издания рассматривает в своих работах Ю. Б. Балашова , а в диссертации рассматривает проблему недостаточной изученности альманаха как типа издания, несмотря на его долгую историю, но в своем исследовании она рассматривает альманахи 1920 - начала 1930-ых гг.
О концепции издания писал в своей статье «О редакторской концепции издания» Жариков И. А. В этой статье предлагается вариант обоснования редакторской концепции, предусматривающий выделение ее уровней и компонентов. Показана специфика решения редактором задач, связанных с оценкой и уточнением составительской концепции коллективного стихотворного сборника. Концепцию периодических изданий рассматривает в своей статье Иваницкий В. Л. Основной проблемой он ставит коммуникативную стратегию.
Что касается личности А. В. Никитенко, то здесь можно выделить некоторые работы, позволяющие раскрыть его важную роль для литературоведческой и издательской областей в 20-х - 40-х гг. XIX века. Так, дневник А. В. Никитенко раскрывает личность профессора, позволяет рассмотреть его связи с издателями 20-х - 40-х гг. XIX века.
Изучение личной библиотеки Никитенко является еще одним важным аспектом в работе, ее изучением занималась Н. В. Гончарова. В ее диссертации о личной библиотеке А. В. Никитенко была проанализирована библиотека и рассмотрена роль Никитенко как критика и цензора. Но отдельная коллекция альманахов в данной работе не выявлялась.
Несколько статей Д. Ю. Дрожжиной посвящены выявлению изданий А. Ф. Смирдина в личной библиотеке Никитенко. В ее работах упоминаются альманахи «Календарь муз на 1827 год», «Новоселье», цензором которого был сам Никитенко, и другие издания . Автор характеризует издания и в целом деятельность А. Ф. Смирдина в культурологическом аспекте.
Новизна исследования определяется выявлением издательской концепции альманахов первой половины XIX века из коллекции Никитенко. Впервые в исследовательской практике будет произведен анализ содержания альманахов с точки зрения редакторского замысла. На основании принципов составления, отбора и представления авторов и сочинений, подбора иллюстраций будут сделаны выводы о редакторской концепции альманахов. Также будут изучены взаимоотношения А. В. Никитенко с издателями и редакторами альманахов.
Материалом исследования служат альманахи первой половины XIX века из коллекции А. В. Никитенко, а именно: Календарь муз, Полярная звезда, Денница, Новоселье, Утренняя заря, Невский альманах, Вчера и сегодня. Также материалом является Дневник Никитенко, статьи и рецензии издателей, критиков и писателей.
Теоретико-методологическая основа:
В методологическом аспекте работа опирается на уже имеющиеся фундаментальные исследования и учебные издания по теории издательской концепции. Примером анализа концепции периодических изданий являются методические указания А.М. Лобина, который дает такое определение концепции издания: «Концепция издания - это модель, замысел, необходимый для подготовки издания к печати, который определяет состав, содержание и оформление номера, процесс его подготовки и состав исполнителей». Также в этих указаниях автор дает план анализа концепции периодического издания.
В учебном пособии С. Г. Антоновой «Редакторская подготовка изданий» в главе 6 «Литературно-художественные издания» рассмотрены следующие пункты: 2.4. Оценка редактором произведений различных жанров художественной литературы, 3. Работа редактора над изданием, 3.1. Читательский адрес литературно-художественных изданий, 3.2. Отбор произведений, 3.3. Работа редактора над изданиями различных видов и типов. А также в главе 8 к пункту 1 Видо-типологические признаки периодических изданий и их виды .
Теоретическими основами работы являются труды Ю.Б. Балашовой, Н. П. Кашина, Л. А. Сорокиной. Так, ими было определено место альманаха в системе периодических и непериодических изданий, выявлены основные особенности этого вида издания. А. И. Рейтблат в работе «Литературный альманах 1820 - 1830-х гг. как социокультурная форма» выявил в качестве основных литературных жанров любовную (альбомную) лирику, светскую и историческую повести, моралистические эссе и фрагменты, а также годичное литературное обозрение.
Методы исследования: редакторский анализ, который подразумевает исследование анализа целостности и редакторской задумки, биографический метод (связан с изучением личности Никитенко), аналитико-тематический (позволяет установить тематический состав альманаха, выявить его общую идейную направленность в масштабах одного названия альманаха), структурно-типологический (изучается альманах как вид издания, проводится анализ его структуры).
Теоретическая значимость работы состоит в расширении понимания принципов отбора материала для составления литературных альманахов первой половины XIX века, когда этот вид издания являлся важным общественным явлением.
Практическая значимость работы состоит в изученном опыте создания издательской концепции литературных альманахов первой половины XIX века.
Выпускная квалификационная работа состоит из следующих разделов: введение, две главы, заключение, список использованных источников. В первой главе рассматриваются такие теоретические аспекты, как развитие альманахов и издательская концепция. В первом разделе были рассмотрены история возникновения альманахов и их развитие в России, а также были описаны особенности этого типа издания и принципы составления некоторых первых альманахов. Во втором разделе рассмотрены аспекты издательской концепции и разработан алгоритм анализа альманахов по этим аспектам.
Вторая глава посвящена анализу альманахов в библиотеке А. В. Никитенко. В первом разделе были выявлены личные связи Никитенко с издателями, и рассмотрены принципы появления альманахов в его коллекции. Во втором разделе проанализированы альманахи 1820-1830-х годов в соответствии с алгоритмом, описанным в первой главе. В третьем разделе проанализированы альманахи 1840-х годов, в соответствии с алгоритмом, описанным в первой главе.
В ходе нашего исследования была поставлена цель определить издательскую концепцию редакторов литературных альманахов первой половины XIX века, которая следует из принципов составления, отбора и представления авторов и сочинений на материале библиотеки А. В. Никитенко. Проблема заключалась в не изученности принципов составления литературно-художественных альманахов, выбора как текстового материала, так и художественного оформления и реализации его в сборниках.
В рамках исследования были проанализированы работы, посвященные разным аспектам, которые связаны с альманахом, как одним из основных типов издания в первой половине XIX века. Это литературоведческий аспект, исторический и некоторые другие. Часть исследуемой литературы содержит необходимые тезисы об отличительных чертах альманаха, которые связаны как с типологическими особенностями, так и с особенностями его концепции как литературного сборника. В процессе работы были проанализированы теоретические особенности литературно-художественных альманахов. Были отмечены особенности исходя из исторического периода, а также некоторые особенности составления альманахов более ранней эпохи.
На первом этапе работы были выявлены предпосылки появления первых альманахов в России, описаны истории их возникновения и выявлены их особенности. Так, было выяснено, что первый литературный альманах появился еще в конце XVIII века и уже тогда принял вид альманахов первой половины XIX века. Литературные альманахи часто создавались литературными сообществами, или были привязаны к учебным заведениям. Основными особенностями альманахов являются наличие в них произведений разных жанров, разделение на прозу и стихи, причем именно в разделе стихов чаще наблюдается разнообразие жанров. Также для альманахов типично богатое украшение иллюстрациями или виньетками,
однако было выяснено, что не для всех альманахов это утверждение является истинным.
Для того, чтобы определить алгоритм анализа альманахов, необходимо было понять, что входит в концепцию периодического издания. Мы определили несколько пунктов. Заглавие альманаха, читательская аудитория, состав авторов, тематика произведений, принципы составления и оформления. Важно было понять, насколько процесс включения произведений в альманах был случайным.
Прежде чем переходить к анализу самих альманахов, был рассмотрен принцип составления коллекции этих альманахов А. В. Никитенко. Так, в ходе работы было выяснено, что библиотека профессора — отражение его профессионльной деятельности и разных жизненных этапов, из чего делаем вывод, что случайных книг в его библиотеке нет, и все альманахи появлялись с определенной целью или благодаря дружеским связям с издателями.
По приведенным пунктам были проанализированы некоторые альманахи первой половины XIX века. Не все из них отвечали тем канонам, которые выделяли исследователи, и не у всех четко прослеживалась единая концепция всего издания, но это не мешало им пользоваться большим спросом у современников и получать хвалебные рецензии.
Перспективы исследования могут быть связаны в дальнейшем с изучением того, как альманахи, которые выпускались в столичных городах соотносились с региональными, для того чтобы проследить различие или сходство тематик альманахов, а также сравнить целевую аудиторию, на которую были рассчитаны разные альманахи. Также возможно изучить влияние альманахов как инструмента продвижения молодых и неизвестных авторов как в эпоху XIX века, так и позже.
1. Денница : альманах на 1834 год / изданный М. Максимовичем. - Москва : в Университетской типографии, 1834. - 240 с.
2. Календарь муз на 1827-й год / [изданный А. Е. Измайловым и П. Л. Яковлевым]. - Санкт-Петербург : в типографии А. Смирдина, 1827. - [2], II, 240, 99 с.
3. Комета Белы : альманах на 1833 год / [издатель В. Н. Семенов]. - Санкт- Петербург : в типографии вдовы Плюшар с сыном, 1833. - VI, 376 с.
4. Никитенко, А. В. Дневник: в 3-х т. М.: Захаров, 2005.
5. Невский альманах на 1846 год, издаваемый Е. Аладьиным : [стихи и проза]. - Санкт-Петербург : типография К. Жернакова, 1846. - [2], IV, 280, II, IV с.
6. Невский альманах на 1847 и 1848 годы : (в пользу воспитанников Николаевской школы). Вып. 1 / [издатель Е. В. Аладьин]. - Санкт- Петербург : в типографии Карла Крайя, 1847. - [2] , III, [2], 314 с.
7. Новоселье : [сборник. Кн. 1 / издатель А. Ф. Смирдин]. - Санкт- Петербург : в типографии вдовы Плюшар с сыном, 1833. - VII, 587 с.
8. Новоселье : [сборник. Кн. 2 / издатель А. Ф. Смирдин]. - Санкт- Петербург : в типографии вдовы Плюшар с сыном, 1834. - 575 с.
9. Полярная звезда : карманная книжка для любительниц и любителей русской словесности на 1823 год / изданная А. Бестужевым и К. Рылеевым. Санкт-Петербург : в типографии Н. Греча, 1823. - [2], 390, [4] с.
10. Утренняя заря : альманах на 1839 год / изданный В. Владиславлевым. - Санкт-Петербург : типография Е. Фишера, [1839]. - [2], 384, VI с.
11. Утренняя заря : альманах на 1840 год / изданный В. Владиславлевым. - Санкт-Петербург : типография А. Плюшар, 1840. - [2], 442 с.
12. Утренняя заря : альманах на 1841 год, изданный В. Владиславлевым. - Санкт-Петербург : в типографии III отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1841. - 394 с.
13. Утренняя заря : альманах на 1842 год, изданный В. Владиславлевым. - Санкт-Петербург : в типографии III отделения Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1842. - 372 с.
Официально-нормативные документы
14. ГОСТ 7.0.60— 2020. Издания. Основные виды. Термины и определения. - Москва: Стандартинформ, 2020. - 46 с.
Научная литература
15. Альманахи Карамзина "Аглая" (1794-1795) и "Аониды" (1796-1799): Материалы к библиографии // Литературоведческий журнал. - 2017. - № 40. -С. 275-301.
...58