Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие логических мыслительных операций у обучающихся второго класса методами технологии проблемно - диалогического обучения

Работа №18009

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы43
Год сдачи2018
Стоимость5900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
623
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Теоретические основы развития логического мышления в младшем
школьном возрасте 6
1.1 Особенности мышления у детей младшего школьного возраста 6
1.2 Способы развития мыслительных операций в младшем школьном
возрасте 12
1.3 Проблемно - диалогическое обучение, как способ развития
мыслительных операций в младшем школьном возрасте 13
Выводы по первой главе 21
2 Эмпирическое исследование по теме «развитие логических мыслительных
операций у обучающихся второго класса МАОУ Лицей №1» 22
2.1 Диагностика уровня развития логических мыслительных операций у
обучающихся второго класса МАОУ Лицей №1 22
2.2 Апробация конспектов уроков с включением методов технологии
проблемного диалога 23
2.3 Анализ результатов и выводы по итогам эмпирического исследования 31
Заключение 34
Список использованных источников 38
Приложение А 40
Приложение Б 41


Мышление, в психологическом словаре терминов трактуется, как одно из высших проявлений психического, процесс познавательной деятельности индивида. Мыслительная деятельность совершается при помощи мыслительных операций: анализ и синтез, сравнение, абстрагирование, обобщение. В тесной связи с мышлением развиваются все познавательные процессы [2].
На сегодняшний день меняются приоритеты образования. Ученик должен иметь не только знания, умения и навыки, но и уметь организовывать собственную учебную деятельность [12]. Обучение чаще всего сводится к подаче материала в «готовом» виде, что не способствует развитию логического мышления школьников. Проблема построения таких моделей процесса обучения, которые способствовали бы не только усвоению знаний, но и психическому развитию учащихся, является одной из самых актуальных. Вопросом развития мыслительных операций у детей младшего школьного возраста занимались многие отечественные и зарубежные учёные, в том числе Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Жан Пиаже. Решение проблемы происходит через поиск новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в образовательных учреждениях [8].
Исходя из этих целей, необходимо использовать новую организацию совместной деятельности. С этой целью практикуется технология проблемно - диалогического обучения, которая помогает учащимся самостоятельно открывать знания. На смену монологу приходит диалог. Диалог - форма речи, состоящая из регулярного обмена высказываниями, репликами [13].
Суть проблемно - диалогического обучения - обеспечение усвоения знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т.е. сформулировать тему урока, тем самым вызывая интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем учитель организует подводящий диалог с целью поиска решения или «открытия» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, так как нельзя не понимать то, до чего додумался сам [9].
Технология соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, поскольку формирует, прежде всего, регулятивные учебные действия, обеспечивая формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия. Коммуникативные: умение организовывать совместную познавательную деятельность с учителем и одноклассниками [13].
Как отмечает Мельникова Е.Л. наряду с этим происходит формирование и других УУД: познавательных: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач [13].
Значимость проблемы развития мышления, по мнению Л.С. Выготского связано с тем, что мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно¬образного к словесно-логическому, понятийному мышлению, что придает мыслительной деятельности ребенка двойственный характер: конкретное мышление, связанное с реальной действительностью и непосредственным наблюдением, уже подчиняется логическим принципам. Младший школьный возраст имеет большое значение для развития основных мыслительных действий и приемов: сравнения, выделения существенных и несущественных признаков, обобщения, определения понятия. Следствия несформированности полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются фрагментарными, а порой и просто ошибочными [3].
Актуальность проблемы развития мышления младших школьников и возможность реализации технологии проблемно - диалогического обучения, развивающей мышление у детей младшего школьного возраста, обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы.
Объект исследования: процесс развития мышления у младших школьников.
Предмет исследования: методы технологии проблемно - диалогического обучения, как способ развития логических мыслительных операций у обучающихся второго класса.
Цель: теоретически обосновать и эмпирически проверить возможность развития логических мыслительных операций у обучающихся второго класса с помощью методов технологии проблемно - диалогического обучения.
Задачи:
- Провести теоретический анализ источников по проблеме развития мышления младших школьников;
- Проанализировать существующие способы развития логических мыслительных операций в младшем школьном возрасте;
- Провести диагностику уровня развития логических мыслительных операций у обучающихся второго класса МАОУ Лицей №1;
- Проверить опытно - экспериментальным путём результативность уроков с включением методов технологии проблемно - диалогического обучения.
Гипотеза: развитие логических мыслительных операций у обучающихся второго класса будет результативным, если уроки будут построены на основе методов технологии проблемно - диалогического обучения, таких как:
- «Побуждающий диалог»;
- «Подводящий диалог».
База исследования: МАОУ Лицей №1 г. Красноярска. В исследовании приняли участие учащиеся 2А класса в количестве 25 человек.
Методы исследования: методы теоретического анализа (изучение и систематизация психолого-педагогической литературы по проблеме исследования), методы эмпирического исследования (наблюдение за процессом обучения, тестирование, педагогический эксперимент), математическая обработка результатов исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В бакалаврской работе рассматривалась проблема развития логических мыслительных операций у младших школьников, а также использование методов технологии проблемного диалога, как способ развития логических мыслительных операций.
В ходе работы были определены объект и предмет исследования, предлагаемая гипотеза, которая заключалась в том, что развитие логических мыслительных операций у обучающихся второго класса будет результативным, если в основу урока включать методы:
- «Постановка учебной проблемы»;
- «Поиск решения учебной проблемы».
Для проверки гипотезы, была поставлена цель и определены задачи, методология исследования. Г лавной целью работы было теоретически обосновать и эмперически проверить возможность развития логических мыслительных операций у обучающихся второго класса с помощью методов технологии проблемного диалога.
Нами были выполнены следующие задачи:
- Провести теоретический анализ источников по проблеме развития мышления младших школьников;
- Проанализировать существующие способы развития логических мыслительных операций в младшем школьном возрасте;
- Провести диагностику уровня развития логических мыслительных операций у обучающихся второго класса МАОУ Лицей №1;
- Проверить опытно - экспериментальным путём результативность уроков с включением методов технологии проблемно - диалогического обучения.
Были уточнены ключевые понятия бакалаврской работы: « мышление », «мыслительные операции», определены особенности развития мышления младшего школьного возраста. Было определено, что технология проблемно- диалогичекого обучения соответствует требованиям ФГОС.
Изучен опыт специалистов в области педагогики и психологии, выделены аспекты мышления младших школьников и способ измерения уровня его развития. Посредством научных электронных библиотек, изучения научных изданий проанализированы отечественные и зарубежные исследования по проблематике ВКР, связанные с опытом применения методических приемов, направленных на развитие логических мыслительных операций, а также с спецификой технологии проблемно - диалогического обучения.
В ходе практики были разработаны конспекты уроков с включением методов технологии проблемно - диалогического обучения.
Был составлен план опытно-экспериментальной работы:
1 этап
Цель: подобрать методики и провести диагностику логических мыслительных операций у обучающихся второго класса МАОУ Лицей №1.
Для проведения исследования была определена целевая группа - обучающиеся 2А класса МАОУ Лицей №1.
Методы исследования:
- «Исключение лишнего»;
- «Простые аналогии».
Методика «Исключение лишнего». Цель: исследование способности к анализу, классификации, абстрагированию. Ход: учащимся предлагается 12 рядов слов, в каждом из которых три слова объединены общим родовым понятием, четвертое к нему не относится. Результаты были следующие: у 5 человек, что составляет 20% от 100% класса, развитие мышления находится на высоком уровне; 9 человек, что составляет 36%, развитие мышления находится на среднем уровне, 11 человек, что составляет 44%, развитие мышления находится на низком уровне.
Методика «Простые аналогии», которую мы использовали для исследования, была на уровень сложнее предыдущей, поскольку определяла сформированное^ сразу комплекса логических мыслительных операций. Цель: определение способности к комплексу мыслительных операций: анализ и синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование. Ход: ученик изучает пару слов, размещенных слева, устанавливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним. Результаты были следующие: у 3 человек, что составляет 12% от 100% класса, развитие мышления находится на высоком уровне; 10 человек, что составляет 40%, развитие мышления находится на среднем уровне, 12 человек, что составляет 48%, развитие мышления находится на низком уровне.
2 этап
Цель: провести серию уроков по предметам: русский язык,
математика, литература, окружающий мир с включением методов технологии проблемного диалога.
Все уроки были построены на основе методов технологии проблемного диалога, таким образом, по завершении практического исследования был проведен повторный анализ ситуации, для выявления влияния технологии проблемного диалога на развитие мыслительных процессов у учащихся 2 А класса.
3 этап
Цель: анализ результатов эмпирического исследования и оформление выводов.
Исходя из результатов вторичной диагностики уровня развития мышления учащихся 2А класса полученных с помощью методик «Исключение лишнего» и «Простые аналогии», можно сделать следующие выводы:
- После проведения экспериментальной работы наблюдалась положительная динамика в развитии мыслительных операций.
- На уроке нет «пассивных», учащиеся вступают в диалог с учителем, а также с одноклассниками при групповой организации деятельности. Дети выражают свои мысли, предлагают гипотезы в поиске решения проблемы и активно вступают в обсуждение относительно учебной задачи.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наше предположение подтвердилось.



1. Абрамова, Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. - Москва: «Академия», 2006. - 672 С.
2. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://psvchology.academic.ru/
3. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка: Пособие для учителя / Л. С. Выготский. - Москва: «Смысл», 2007. - 1136 С.
4. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. - Москва: «Директ- Медиа», 2014. - 570 С.
5. Дубровина, И. В. Психология / И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, А.М. Прихожан. - Москва: «Академия», 2007г. - 464 С.
6. Ефимова, Н. С. Основы общей психологии: Учебник / Н.С. Ефимова. - Москва: ИД «ФОРУМ» ИНФРА-М, 2014. - 289 С.
7. Кулагина, И. Ю. Младшие школьники: особенности развития / И.Ю. Кулагина. - Москва: «Эксмо», 2009. - 176 С.
8. Леонтьев, А. А. Педагогика и психология / А. А. Леонтьев // «Школа 2100». Пути модернизации начального и среднего образования. - Москва: «Баласс», 2002, С. 258 - 265.
9. Мельникова, Е. Л. Преемственность в использовании проблемно¬диалогического метода в начальной и основной школе / Е. Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после. - 2003. - №6. - С. 9 -13.
10. Мельникова, Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя / Е.Л. Мельникова. - Москва: 2002. - 168 С.
11. Мельникова, Е. Л. Технология проблемного диалога и пути ее освоения учителем / Е. Л. Мельникова // Актуальные проблемы развития системы повышения квалификации. Начальное и дошкольное образование: сборник научных статей. - Москва, 2003.
12. Мельникова, Е. Л. Технология проблемно-диалогического обучения / Е. Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100»: Сб. программ. - Москва, 2004.
13. Мельникова, Е. Л. Проблемный диалог: вчера, сегодня, завтра / Е. Л. Мельникова // Начальная школа плюс до и после. - 2005. - № 6.
14. Мельникова, Е. Л. Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, предметная специфика / Е. Л. Мельникова // Образовательная система «Школа 2100»: Сб. мат. - Москва, 2006.
15. Мельникова, Е. Л. От теории мышления - к технологии обучения / Е. Л. Мельникова // Психология и школа. - 2008. - № 1.
16. «Общественно-педагогического движения по созданию коллективного способа обучения» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://kco-kras.ru/
17. Обухов, А.С. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Обухов, 3. И. Айгумова, К. Б. Зуев [и др.]. - Москва: «Юрайт», 2017. — 424 С.
18. Проблемно - диалогическое обучение. Мельникова Е. Л. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://pdo-mel.ru/
19. Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие / Е. И. Рогов. - Москва: «Владос - пресс», 2003. - 384 С.
20. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - Москва: «Просвещение», 2007. - 720 С.
21. Сластенин, В. А. Общая педагогика: учебное пособие для вузов / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - Москва: «Владос», 2007. - 256 С.
22. Сластенин, В. А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. - Москва: «Академия», 2013. - 576 С.
23. Смирнов, С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие для вузов / С.А. Смирнов, И.Б. Котова. - Москва: «Академия», 2008. - 512 С.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ