Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В КУРСЕ ФИЗИКИ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

Работа №180045

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

педагогика

Объем работы385
Год сдачи2002
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
36
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ МЕТОДОЛОГИИ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 19
§ 1. Методология как основа теории познания 19
§ 2. Методология межпредметных связей 32
§ 3. Понятийный аппарат методологии межпредметных связей ....46
§ 4. Развитие идеи межпредметных связей в истории педагогики и частных дидактиках 61
§ 5. Состояние проблемы межпредметных связей в современной дидактике 80
Выводы по главе 101
Глава И. ПСИХОЛОГО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ 106
§ 1. Специфика развивающего обучения как педагогической системы 106
§ 2. Психологические основы межпредметных связей 114
§ 3. Статус межпредметных связей в теории обучения 119
§4. Функции межпредметных связей и их типология 134
§5. Дидактические основы построения межпредметной
структуры учебных знаний 158
Выводы по главе 169
Глава III. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ
СВЯЗЕЙ В ШКОЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ 171
§ 1. Теоретическая модель дидактической системы межпредметных связей в развивающем обучении 171
§ 2. Профессиональная подготовка учителя — основа реализации модели дидактической системы межпредметных связей 189
§3. Методика реализации дидактической системы межпредметных связей при обучении физике 205
§4. Средства реализации дидактической системы межпредметных связей при обучении физике 218
Выводы по главе 250
Глава IV. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА
ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТАННОЙ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ФИЗИКЕ 252
§ 1. Организация и методика проведения педагогического эксперимента 252
§2. Анализ результатов педагогического эксперимента 270
§ 3. Итоги педагогического эксперимента 284
Выводы по главе.; 287
Заключение 290
Литература 298
Приложения 337

Важной особенностью современных исследований межпредметных связей (МПС) в общей и частных дидактиках является то, что они рассматриваются в контексте многообразия педагогических систем, что коренным образом изменяет их статус и дидактические функции.
Теоретические основы межпредметных связей были заложены в исследованиях таких видных ученых-педагогов, как Ян Амос Коменский, К.Д. Ушинский, Н.К. Крупская и многие другие. М.А. Данилов, Б.П. Есипов и Э.И. Моносзон наряду с теоретическими обоснованиями дали конкретные практические рекомендации по углублению и расширению взаимосвязи учебных предметов в школе и специальных дисциплин в вузе. К зарубежным классикам, активно работавшим в этой области, следует отнести, прежде всего, Джона Локка, И. Гербарта, А. Дистервега, Дж. Дьюи.
В настоящее время идеи МПС получили свое дальнейшее развитие в работах М.Н. Берулавы, Г.А. Берулавы, А.А. Боброва, Г.Г. Гранатова, Н.В. Груздевой, Д.И. Зверева, В. Р. Ильченко, Ц.Б. Кац, В.Н. Максимовой, A. В. Петрова, С.А. Старченко, Н.Н. Тулькибаевой, А.В. Усовой, B. Н. Федоровой, О.А. Яворука, В.Н. Янцена и других.
Проведенный нами анализ научно-методической литературы по проблеме межпредметных связей позволяет сделать заключение о том, что в выполненных работах рассматриваются общие проблемы межпредметных связей конкретного учебного предмета (физики, химии, биологии, математики и т.д.) с каким-либо другим родственным предметом, но практически нет работ, в которых исследовалась бы методика осуществления межпредметных связей какого-либо учебного предмета с циклом учебных дисциплин, например, физики с химией, биологией, математикой, географией.
А это, по нашему мнению, является не только назревшей проблемой, но и в определенной степени начавшей свое разрешение, как с содержательной, так и с методической стороны. С содержательной стороны она в определенной степени решается за счет пособий и рекомендаций для учителей и учащихся, нового учебного курса «Концепции современного естествознания» и, вышедшей в 2000 году энциклопедии «Современное естествознание», рассчитанной на преподавателей средних школ, учащихся старших классов, студентов и аспирантов вузов. С методической стороны - разработанной академиком А.В. Усовой концепцией естественнонаучного образования с указанием педагогических условий эффективной ее реализации. Все это определяет необходимость серьезных исследований феномена межпредметных связей в современном образовательном пространстве.
В настоящее время в теории и практике межпредметных связей существует ряд противоречий:
между потребностью включения естественнонаучных дисциплин и, в частности, физики, в целостную систему образования и традиционной ориентацией учебных предметов на узкопредметное научение школьников в отрыве от целостной естественнонаучной структуры, в рамках которой формируется мировоззрение современного человека;
- между многообразием практических попыток интеграции и дифференциации учебных дисциплин главным образом через введение дополнительных спецкурсов, предметов, факультативов и т.д. и отсутствием целостной концепции, раскрывающей сущностные признаки феномена межпредметных связей и определяющей возможность и целесообразность интеграции и дифференциации учебных знаний в процессе преподавания наук гуманитарного и естественнонаучного циклов;
- между представлениями о развивающем обучении как новой целостной образовательной концепции, предполагающей изменение психики, сознания и деятельности учителя и учащегося, а, значит, и приоритетных целей, содержания и технологии современного образования, и бытующим в массовой практике мнением о том, что любое обучение является развивающим;
- между необходимостью формирования у учащихся современного научного стиля мышления и отсутствием соответствующего дидактического обеспечения.
Разрешение этих противоречий, по нашему мнению, возможно только за счет разработки необходимых для этих целей дидактических средств, главным из которых является дидактическая система межпредметных связей, позволяющая формировать межпредметную структуру учебных знаний и осуществляемая как в рамках классно-урочной системы обучения, так и при проведении различных видов внеклассных занятий. Содержание такой системы должно определяться следующими факторами: требованием формирования современного диалектического интегративного типа мышления; необходимостью разработки дидактики межпредметных связей; теоретическим осмыслением функций межпредметных связей в новых условиях обучения; возможностью разрешения указанных противоречий в системе современного образования.
Анализ психолого-педагогической и методической литературы, многолетний опыт работы автора в вузе и школе, а также результаты педагогического эксперимента позволяют нам выделить теоретические и практические проблемы межпредметных связей в системе современного образования.
К первым мы относим:
- отсутствие единой общепринятой точки зрения на статус межпредметных связей в обучении, связанной с возникновением в настоящее время различных педагогических систем (модульное, продуктивное, проблемное, развивающее обучение);
- неопределенность сущностных, нормативных и процессуальных функций межпредметных связей;
- недостаточная разработанность типологии межпредметных связей, учитывающей в основном традиционную систему обучения;
- отсутствие в интегральной педагогической модели развивающего обучения целостной дидактической модели, построенной на базе межпредметной структуры знаний.
Ко вторым:
- нарушение единого общеобразовательного пространства;
- предоставление школам права самим определять учебные планы и программы, приводящее к тому, что содержание обучения нередко оказывается без опоры на научно-обоснованные критерии;
- чрезмерное увлечение инновациями и рассогласованность в преподавании отдельных предметов, приводящие к перегрузке учеников и отсутствию представлений о взаимосвязях процессов и явлений окружающего мира и т.д.;
- отсутствие межпредметной структуры учебных знаний в педагогическом арсенале учителя.
Не вызывает сомнения тот факт, что реализация межпредметных связей в теории и практике современного образования требует многоаспектного подхода, синтеза и обобщения накопленных ранее идей и практических решений.
К сожалению, следует констатировать, что единой системы межпредметных связей на современном этапе развития школы пока не существует.
Все это в целом и определяет комплексную проблему межпредметных связей и актуальность нашего исследования, которая связана с требованиями повышения мировоззренческой подготовки школьников и развития современного диалектического интегративного мышления учащихся на основе реализации дидактической системы межпредметных связей.
Объектом нашего исследования является процесс обучения физике в средней школе с ориентацией на формирование у учащихся межпредметной структуры знаний.
Предметом исследования являются методологические основы построения и реализации системы межпредметных связей физики с циклом смежных естественных дисциплин в условиях педагогической системы развивающего обучения.
Целью исследования является разработка методологических основ межпредметных связей в развивающем обучении.
В настоящем исследовании под основами межпредметных связей мы понимаем главные положения теории межпредметных связей в различных педагогических системах.
В своей работе мы исходили из следующей гипотезы: предлагаемая в исследовании методика будет дидактически обеспеченной и эффективной, если:
- разработать модель дидактической системы межпредметных связей и определить их роль в целостной педагогической системе развивающего обучения;
- определить сущностные, нормативные и процессуальные функции межпредметных связей и их статус в системе принципов развивающего обучения;
- представить для учителя физики межпредметную структуру учебных знаний;
- разработать методику реализации дидактической системы межпредметных связей учитывающую их методологические особенности в условиях педагогической системы развивающего обучения.
Это создаст необходимые условия для развития у учащихся диалектического мышления, формирования у них фундаментальных естественнонаучных понятий, целостного представления о мире, » повышения качества знаний.
Ведущая идея исследования. Основу выдвигаемой нами гипотезы составили ряд предположений о путях осуществления межпредметных связей в преподавании физики. По нашему мнению, решение данной стратегической задачи возможно, если будет:
- уточнено содержание самого понятия «межпредметные связи»;
- обоснована необходимость введения межпредметных связей в статус дидактического принципа с соответствующими сущностными, нормативными и процессуальными функциями и определены его роль и место в системе принципов развивающего обучения;
- разработана и апробирована дидактическая система межпредметных связей физики с циклом естественных дисциплин;
- обоснованы содержательные и процессуальные аспекты подготовки учителя к осуществлению межпредметных связей в процессе преподавания физики в рамках целостной педагогической системы развивающего обучения;
- реализована система профессиональной подготовки учителя к преподаванию физики с ориентацией на осуществление межпредметных связей в условиях развивающего обучения.
Необходимость построения дидактической системы межпредметных связей обусловлена, по нашему мнению, следующими факторами: требованием формирования у учащихся современного диалектического типа мышления и разработки научно обоснованной теории межпредметных связей; введением в учебный процесс школ предметов, спецкурсов и т.д., ведущих к предметной перегрузке учащихся.
Задачи исследования:
- осуществление анализа эволюции межпредметных связей в теории и практике образования и состояния проблемы межпредметных связей в современном образовательном пространстве;
- выявление состояния проблемы межпредметных связей в теории и практике обучения физике;
- определение роли и статуса феномена межпредметных связей в системе современного образования;
- определение нормативных, процессуальных и сущностных функций принципа межпредметных связей в развивающем обучении;
- создание модели дидактической системы связи физики с предметами естественнонаучного цикла в развивающем обучении;
- совершенствование дидактического обеспечения эффективной реализации межпредметных связей не только за счет соответствующих методов, приемов и форм обучения, но и за счет теоретически обоснованной методики обучения, учитывающей характер психологического развития учащихся;
- разработка учебных пособий и методических рекомендаций для учителей и учащихся содержащих межпредметную структуру учебных знаний;
- проведение педагогического эксперимента с целью проверки эффективности разработанной нами модели межпредметных связей.
Методологическую и теоретическую основу настоящей работы составили:
- философские и психолого-педагогические идеи и концепции по проблеме развивающего обучения (Ю. К. Бабанский, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, В.Ф. Паламарчук, А.В. Петров, В.Г. Разумовский, М.Н. Скаткин, А.В. Усова, В.А. Черкасов, Д.Б. Эльконин и др.);
- современные философоско-методологические концепции реализации межпредметных связей в теории и практике обучения;
- психологическая теория деятельности (К.А Абдульханова-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.);
теоретические обобщения по проблеме развития познавательных способностей учащихся в процессе обучения (В.И. Загвязинский, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, А.В. Усова, Г.И. Щукина и др.);
основополагающие идеи философской и педагогической антропологии о целесообразном и личностно-творческом характере человеческой деятельности;
культурологический, аксиологический, личностно-творческий, деятельностный подходы и подход, ориентированный на концепцию единства личности, психики, сознания и деятельности, которые являются методологическими ориентирами исследования (К.А. Абдульханова- Славская, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.В. Петров, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);
системно-целостный подход к познанию и преобразованию педагогической парадигмы, который рассматривался в качестве основополагающей методологии в исследовательской работе.
Научная новизна исследования заключаются в том, что:
разработаны и теоретически обоснованы содержательный, нормативный и процессуальный компоненты учебного предмета физики с предметами естественного цикла (химией, биологией, физической географией);
разработана и апробирована модель деятельности учителя физики по реализации системы межпредметных связей с циклом естественных дисциплин в условиях развивающего обучения, позволяющая формировать у учащихся теоретическое интегративное, синтетическое мышление;
рассмотрены пути и методы организации процесса подготовки учителей физики в педагогических вузах с ориентацией на выработку у них специальных умений, связанных с реализацией системы межпредметных связей в развивающем обучении;
- определены условия эффективной реализации разработанной системы межпредметных связей, способствующей повышению качества усвоения учащимися фундаментальных естественнонаучных понятий, законов и теорий и формированию у них теоретического интегративного, синтетического мышления;
- разработано содержание понятий «связь», «межпредметные связи», «дидактичекий принцип», «интеграция содержания образования»;
- введены в дидактику новые понятия: «межпредметная структура учебных знаний», «теоретическое интегративное синтетическое мышление»;
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:
- обоснован статус межпредметных связей в дидактике как основополагающего принципа, обладающего всеобщностью воздействия на педагогический процесс и позволяющего решать главную задачу обучения - формирование современного диалектического стиля мышления;
- определен статус межпредметных связей в системе развивающего обучения как дидактического принципа, что существенно повышает их роль в современном образовательном пространстве;
- разработаны нормативные, сущностные и процессуальные функции основополагающего принципа межпредметных связей, обозначено его место в иерархии других принципов дидактики, а также в теории развивающего обучения, что позволяет обосновано построить модель дидактической системы МПС.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в нем:
- решается проблема использования в учебном процессе задач, требующих комплексного применения знаний по предметам естественного цикла и математики;
- создан дидактический комплекс для учителей физики, преподавателей и студентов педагогических вузов, включающий программы, учебные пособия и методические рекомендации межпредметного характера, соответствующие межпредметной структуре знаний и позволяющие формировать у учащихся диалектический стиль мышления;
- на основе системного подхода разработаны образцы проектирования уроков и других форм учебных занятий, тем, разделов школьного курса физики в рамках предлагаемой дидактической системы МПС;
- разработана структура подготовки учителей физики, способствующая реализации в их практической деятельности принципа межпредметных связей с его нормативными, процессуальными и сущностными функциями в педагогической системе развивающего обучения.
Основные этапы исследования
В соответствии с поставленными задачами исследование осуществлялось с 1995 по 2002 годы. Оно включало в себя шесть этапов.
На первом этапе (1995 - 1996 уч. г.) изучались правительственные документы, психологическая, дидактическая и методическая литература, а также материалы научно-методических конференций и семинаров, относящиеся к проблеме межпредметных связей и развивающего обучения, с целью определения состояния исследуемой проблемы в педагогической науке и практике обучения в общеобразовательной школе, педагогических вузах и выделение ее теоретических основ.
На втором этапе (1996 - 1997 уч. г.) рассматривалось состояние проблемы реализации межпредметных связей при проведении лабораторных работ на первой ступени обучения физике в рамках развивающего обучения. К 1997 году была написана и защищена кандидатская диссертация по теме «Развитие самостоятельности и творческой активности учащихся при выполнении лабораторно-экспериментальных работ по физике на первой ступени обучения», в которой были рассмотрены лабораторные работы межпредметного характера. В рамках настоящего исследования в 1997 году под руководством автора была проведена Всероссийская научно- методическая конференция «Теория и практика развивающего обучения», а также издана монография «Развитие творческой активности учащихся при обучении физике».
На третьем этапе (1997 - 1998 уч.г.) были уточнены тема докторской работы по проблеме межпредметных связей, объект и предмет исследования, цель работы, сформулированы гипотеза и задачи, а также разрабатывались пути и средства реализации целостной педагогической системы межпредметных связей в теории и практике развивающего обучения. В рамках школы развивающего обучения А.В. Петрова и лаборатории межпредметных связей А.В. Усовой проводился констатирующий и лабораторный педагогический эксперимент. С 1998 года в Республике Алтай при непосредственном участии автора исследования (заместитель главного редактора) начал издаваться международный журнал «Наука, культура, образование», имеющий электронную версию в Internet, что позволило установить рабочие связи с учеными и педагогами регионов нашей страны и зарубежными коллегами по проблемам межпредметных связей. На страницах данного журнала публикуются материалы проводимых нами Всероссийских и Международных конференций по рассматриваемой проблеме.
На четвертом этапе (1998 - 1999 уч. г.) с участием автора осуществлялся пробный (зондирующий) эксперимент и систематическое экспериментальное обучение с целью проверки эффективности разрабатываемой системы межпредметных связей и методики ее реализации. Была осознана необходимость исследования настоящей ф, проблемы для подготовки будущих учителей в вузе. С этой целью для аспиранта Карнаух И.Е. была сформулирована тема кандидатской диссертации «Реализация принципа межпредметных связей в профессиональной подготовке студентов педагогических вузов».
Для студентов IV-V курсов физико-математического факультета автором диссертации с 1999 года проводится спецкурс «Основы реализации принципа межпредметных связей в теории и практике развивающего обучения».
В августе 1999 года на основе школы-лаборатории межпредметных связей в Республике Алтай начал работать научно-методический семинар для учителей школ, аспирантов и преподавателей ГАГУ «Межпредметные связи в системе развивающего обучения»; начала функционировать «Лаборатория межпредметных связей». В рамках учебного плана РИПКРО автором постоянно читались лекции по проблеме реализации межпредметных связей в развивающем обучении, проводились семинары и практические работы с учителями Республики Алтай.
На пятом этапе (1999 - 2001 уч. г.) под непосредственным руководством автора настоящего исследования организована и проведена Международная научно-практическая конференция «Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения». При непосредственном участии автора проводился контрольный эксперимент и дополнительная проверка эффективности используемой экспериментальной методики с учетом внесенных корректив на основе анализа результатов предыдущего этапа эксперимента. Разрабатывалась учебная программа подготовки учителя физики к реализации межпредметных связей в практике обучения.
На шестом этапе (2001 - 2002 уч. г.) основной теоретический материал был представлен в виде монографии «Межпредметные связи в современной системе образования». Анализировались основные результаты исследования, в окончательном виде отрабатывались теоретические основы исследования, формулировались выводы и оформлялась диссертация.
Апробация и внедрение результатов исследования. Теоретические выводы и практические результаты исследования использовались при написании кандидатской диссертации, монографий, составлении
методических рекомендаций, учебных пособий для учителей, преподавателей, студентов и учащихся. Материалы исследования докладывались более чем на 40 научно-практических конференциях, симпозиумах, семинарах и совещаниях, наиболее значимые из них:
- Международная научно-практическая конференция «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» - Челябинск, 1995 год; Международная научно-практическая конференция «Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения»- Горно-Алтайск, 2001 год; IV Международная научно- практическая конференция «Развитие творческих способностей детей с использованием элементов ТРИЗ» - Челябинск, 2001 год.
- Первая Всероссийская научно-практическая конференция «Психодидактика высшего и среднего образования» - Барнаул, 1996 год; Всероссийская научно-практическая конференция «Методология, теория и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов» - Челябинск, 1998 год; Всероссийская научно-практическая конференция «Инновационные процессы в системе современного образования» - Республика Алтай, 1999 год.
- XXXI зональное совещание преподавателей педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока «Межпредметные связи как одно из условий интенсификации профессионально-методической подготовка учителя физики» - Орск, 1998 год; XXXIII зональная конференция преподавателей физики, методики обучения физике, астрономии и технических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока «Подготовка студентов к исследовательской работе» - Новосибирск, 2000 год.
- Всероссийская научно-практическая конференция «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов Вузов» - Челябинск, 2000 год; Всероссийская научно-практическая конференция «Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов Вузов» - Челябинск, 2001 год.
- XXXIV зональная конференция педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока «Методологические аспекты в профессиональной подготовке учителя физики» - Нижний Тагил, 2001 год.
- Межвузовская научно-практическая конференция «Проблемы интеграции естественнонаучных дисциплин в высшем педагогическом образовании» - Нижний Новгород, 2001 год.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись также в ходе педагогического эксперимента в школах Республики Алтай, Алтайского края, Тюменской области.
С 1999 года и по настоящее время в рамках школы развивающего обучения А.В. Петрова в Республике Алтай под руководством автора диссертации работает «Лаборатория межпредметных связей», в задачи которой входит:
- реализация главного стратегического направления развития системы образования, заключающегося в решении проблемы личностно-ориентированного развивающего обучения, в котором личность ученика была бы в центре внимания педагога;
- объединение усилий учителей-практиков Республики Алтай и ученых- методистов естественнонаучных дисциплин Горно-Алтайского государственного университета по реализации межпредметных связей в процессе преподавания предметов естественнонаучного цикла;
- структурирование моделей межпредметных уроков;
- авторская защита моделей межпредметных уроков на семинарах школы- лаборатории;
- внедрение авторских методик по проблеме реализации межпредметных связей в школы Республики Алтай;
- проведение в рамках курсовых и дипломных работ исследований по проблеме реализации межпредметных связей в процессе обучения физике;
- разработка технологии формирования умения интегрировать полученные знания, применять их для получения новых знаний и объяснения явлений, происходящих в окружающем мире.
В настоящее время предложенная нами модель дидактической системы межпредметных связей внедрена во многих школах Республики Алтай через систему учебно-методических пособий для учителей и учащихся. Во всех внедрениях получен позитивный результат.
На защиту выносятся методологические основы построения и реализации дидактической системы МПС в курсе физики средней школы, а именно:
- теоретическая модель дидактической системы межпредметных связей в условиях развивающего обучения, позволяющая формировать у учащихся межпредметную структуру учебных знаний;
- методика использования предлагаемой системы межпредметных связей физики с химией, биологией и географией в практике школьного обучения в общеобразовательной средней школе, основой которой является личностно-деятельностный подход;
- комплекс дидактических средств для формирования межпредметной структуры учебных знаний при обучении физике в основной и средней общеобразовательной школе, включающий в себя учебно-методические пособия для учителей и учащихся средних школ, программу курсов РИПКРО по данной проблеме для учителей физики, программу спецкурса для студентов физико-математического факультета Горно- Алтайского университета, оборудование для межпредметных лабораторных работ, видеозаписи занятий по физике межпредметного содержания;
- сущностные, нормативные и процессуальные функции принципа межпредметных связей, отражающие процесс его реализации в целостной педагогической системе развивающего обучения;
- результаты педагогического эксперимента.
Достоверность и обоснованность представленных в диссертации основных положений и выводов обеспечиваются:
- методологическим обеспечением исходных положений концептуальной модели межпредметных связей;
- комплексным подходом к разработке теоретических основ построения дидактической системы межпредметных связей в развивающем обучении, базирующемся на теоретических положениях и результатах исследований таких наук, как педагогика, психология, математическая статистика; методика преподавания физики, биологии, химии, географии; естественные науки;
- непротиворечивостью полученных результатов исследования основным концепциям современного образования;
- согласованностью теоретических данных с результатами опытно-экспериментальной работы;
- соответствием используемых методов цели, предмету и задачам исследования;
- воспроизводимостью результатов исследования и репрезентативностью полученных данных, их количественным и качественным анализом с использованием методов математической статистики;
- проведением длительного педагогического эксперимента на базе научно-исследовательских лабораторий развивающего обучения профессора А.В. Петрова и межпредметных связей, возглавляемой автором диссертации и работающих в тесном контакте с соответствующей лабораторией академика А.В. Усовой в Челябинском государственном педагогическом университете.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Лейтмотивом настоящего исследования является формирование у учащихся и учителей естественнонаучных дисциплин интегративного теоретического мышления на основе разработанной дидактической системы межпредметных связей. Мы стремились показать, что процесс развития каждого, отдельно взятого человека, протекающий в условиях той или иной педагогической системы будет существенно иным в зависимости от того, в какой конкретно педагогической системе ведется обучение. В своей работе мы опирались на основополагающие идеи развивающего обучения, рассмотренные в работах Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, А.Н. Леонтьева. В рамках выделенной педагогической системы нами рассмотрен статус межпредметных связей (как дидактического принципа), определено место и роль принципа межпредметных связей в системе принципов развивающего обучения, определены его сущностные, нормативные и процессуальные функции, разработана методика реализации Й; межпредметных связей в условиях педагогической системы развивающего обучения.
В ходе проведенного исследования нами были выполнены все поставленные задачи, а именно:
осуществлен анализ литературы по рассматриваемой проблеме, позволяющий сделать вывод о том, что ныне действующие учебные планы педвузов и программы дисциплин психолого-педагогического цикла пока не создают необходимой базы для подготовки студентов, будущих учителей физики к практическому решению проблемы реализации межпредметных связей в их дальнейшей практической деятельности. Это связано, по нашему мнению, с недостаточной разработанностью теории межпредметных связей, что, в свою очередь, приводит к дидактической необеспеченности учебного процесса. В результате формы и методы обучения, применяемые при изучении педагогики, психологии и частных дидактик в педвузах, еще во многом не обеспечивают такой подготовки студентов, которая давала бы им возможность, в первые же годы работы в школе, успешно применять современные методы обучения - методы, которые всемерно способствовали бы реализации принципа межпредметных связей. Структура и содержание большинства ныне действующих учебников и учебных пособий не сориентированы на межпредметную структуру учебных знаний, что не позволяет в полной мере реализовать принцип межпредметных связей в практике школьного и вузовского обучения;
- определен статус межпредметных связей как основополагающего дидактического принципа в педагогической системе развивающего обучения с его нормативными, процессуальными и сущностными функциями, что позволяет существенно повысить роль межпредметных связей в процессе обучения;
- создана модель дидактической системы связи физики с предметами естественного цикла, определяющая главные стратегические направления в деятельности педагога и учащихся по реализации принципа межпредметных связей в развивающем обучении;
- создан учебно-методический комплекс, включающий программу спецкурса для студентов физико-математических факультетов педагогических вузов и учителей естественных дисциплин; пособия для учащихся, студентов, учителей школ, содержащие межпредметную структуру учебных знаний и способствующий формированию у учащихся теоретического интегративного мышления;
- разработаны методические методы и приемы, учитывающие специфику развивающего обучения с ориентацией на формирование у учащихся межпредметной структуры учебных знаний;
- проведен расширенный педагогический эксперимент, результаты которого показали, что предложенная в данном исследовании модель дидактической системы межпредметных связей способствует получению более глубоких и прочных знаний учащимися, развитию их творческих способностей, формированию у них целостной естественнонаучной картины мира, современного естественнонаучного мышления.
В ходе эксперимента были решены следующие задачи:
1. Осуществлена апробация разработанной дидактической системы межпредметных связей, направленной на формирование современного интегративного естественнонаучного мышления учащихся.
2. Прослежено отношение учащихся к новой методике обучения, ориентированной на осуществление целостной системы МПС.
3. Определено влияние разработанной системы межпредметных связей на качество усвоения учащимися фундаментальных естественнонаучных понятий, способности устанавливать связи между понятиями смежных предметов.
В ходе эксперимента выявлены следующие условия эффективной реализации межпредметных связей в процессе обучения:
понимание учителями и студентами роли, целей и задач реализации межпредметных связей в учебном процессе при использовании различных педагогических систем;
наличие у учителей, учащихся и студентов позитивной мотивации к осуществлению межпредметных связей;
знание учителями и студентами педагогических вузов теоретических и методических основ межпредметных связей;
ориентация учителей физики на установление общих естественнонаучных понятий, законов, теорий, изучаемых в курсах физики, химии, биологии и географии;
обеспеченность учителей и учащихся достаточным количеством учебных пособий, приборов и методических рекомендаций, ориентированных на реализацию принципа межпредметных связей в учебном процессе;
систематическое самосовершенствование учителей по реализации межпредметных связей в предметном обучении;
планомерная и систематическая работа администрации школ по стимулированию деятельности участников педагогического процесса (учителей-предметников и учащихся школ) к осуществлению межпредметных связей;
соответствие применяемых методик обучения, форм и методов учебной деятельности возрастным особенностям учащихся;
опора при формировании межпредметной структуры учебных знаний на существующую в настоящее время предметную систему школьного естественнонаучного образования;
организация учителями-предметниками системы исследовательских, поисковых работ учащихся, требующих комплексного применения знаний по предметам естественного цикла;
создание внутришкольных и районных методических объединений учителей смежных дисциплин.
При этом нами были выявлены следующие негативные факторы, отрицательно влияющие на реализацию межпредметных связей в процессе обучения:
1. Ослабление внимания к естественнонаучной подготовке учащихся, нашедшее отражение в базисных учебных планах (общее снижение количества часов, отводимых на изучение физики, биологии, химии, астрономии).
2. Психологическая неготовность учителей-стажистов к новым методикам обучения, ориентированным на реализацию межпредметных связей в процессе обучения и слабая адаптация начинающих учителей к инновационным процессам в школе.
3. В большинстве случаев нежелание учителей-стажистов к обмену опытом работы по реализации межпредметных связей в процессе обучения.
4. Формальный подход большинства руководителей районных и городских отделов образования к организации работы школ по осуществлению межпредметных связей.
5. Практическое отсутствие в учебных планах, программах и учебных пособиях различных предметов установок на реализацию межпредметных связей в процессе обучения.
6. Отсутствие учебников и учебных пособий, в которых была бы представлена целостно межпредметная структура учебных знаний.
7. Снижение у большинства учащихся интереса к изучению естественных наук, в частности к физике.
Наиболее существенным в настоящей работе является то, что в ней представлена межпредметная структура учебных знаний по соответствующему предмету, рассмотрены методологические предпосылки и определены теоретические подходы к решению изучаемой проблемы, разработана и апробирована соответствующая концепция. Следует отметить, что к началу обучающего эксперимента была завершена разработка целостной системы реализации межпредметных связей, включающая: 1) цели; 2) задачи; 3) принципы; 4) содержательную основу (общие понятия, законы и теории); 5) деятельностную основу (общие учебно-познавательные умения); 6) общие методы исследования (наблюдение, эксперимент, построение гипотез и теорий, моделирование); 7) средства и методы осуществления МПС на учебных занятиях; 8) формы организации учебных занятий, способствующие реализации МПС (конференции, семинары, обобщающие лекции, интегративные уроки); 9) задачи и задания, требующие комплексного применения знаний; 10) лабораторные работы и экскурсии комплексного характера; И) задания исследовательского характера, требующие от учащихся комплексного применения знаний. Эта система дополняется ознакомлением учителей с основными направлениями в деятельности педагогов по реализации межпредметных связей разработанными А.В. Усовой (373, С. 132), гарантирующими реализацию системы МПС в условиях развивающего обучения.
В результате проведенного исследования можно обозначить основные направления в дальнейшем развитии теории и практики межпредметных связей в современной системе образования. Это:
- расширение сети учебных заведений реализующих принцип межпредметных связей в педагогической системе развивающего обучения;
- качественное преобразование дидактической системы межпредметных связей в соответствии со спецификой конкретного учебного заведения;
- создание и совершенствование учебников и учебных пособий по физике, а также методических рекомендаций для учителей, отражающих взаимосвязь физики с другими предметами естественного цикла;
- введение в курс методики преподавания физики обязательного раздела по вопросам методики осуществления МПС;
- выделение в тематике РИУ и РИПКРО лекций и семинаров,
посвященных рассмотрению теории и практики МПС в процессе обучения предметам естественнонаучного цикла.
В заключение необходимо сказать, что проблема реализации межпредметных связей в процессе обучения требует, на наш взгляд, дальнейшего исследования в направлении повышения эффективности и вариативности методики развивающего образования. Кроме того, важно исследовать возможности использования рассмотренных в данной работе теоретических подходов к проблеме межпредметных связей в моделировании содержания учебного предмета физика и других естественнонаучных дисциплин, отражения межпредметных связей в образовательных стандартах естественных дисциплин.



1. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. - М.: Просвещение, 1990. - 141 с.
2. Абдульханова-Славская. Психология личности в социалистическом обществе. Активность развития личности. - М., 1989. - 114 с.
3. Абдурахманов С.Д. Исследовательские работы по физике в 7-8 классах сельских школ. - М.: Просвещение, 1990. — 112 с.
4. Аверьянов А.Н. Системное познание мира: Методологические проблемы. - М.: Политиздат, 1985. - 263 с.
5. Атутов П.Р, Бабкин Н.И. Связь трудового обучения с основами наук. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 128 с.
6. Андреев В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988.-236 с.
7. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс. Книга 2. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1998. - 317 с.
8. Аринштейн Э.А. Значение обобщающих курсов в формировании современных естественнонаучных представлений // Роль межпредметных связей в системе развивающего обучения. Материалы международной научно - практической конференции. 21 -25 августа 2001. - С. 157 -158.
9. Аринштейн Э.А. Роль и содержание курса « Концепции современного естествознания» // Инновационные процессы в системе современного образования. Материалы Всероссийской научно — практической конференции. 16-20 августа 1999 . - С. 108-110.
10. Артеменко А.И. Органическая химия и человек: Теорет. основы: углубл. курс: Учеб, для общеобразоват. учреждений с углубл. изучением предмета. — М.: Просвещение, 2000. - 79 с.
11. Аулик И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте. -М.: Медицина, 1979- 191 с.
12. Аурелио Печчеи. Человеческие качества. - М.: Прогресс, 1985. - 312 с.
13. Афанасьев В.Г. О системном подходе в социальном познании // Вопросы философии, 1973. - № 6. - С. 98 - 111.
14. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание, управление. — М.: Политиздат, 1981. - 432 с.
15. Ахутин А.В. История принципов физического эксперимента. От античности до XVII в. - М.; 1976. - 292 с.
16. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения. - М.: Педагогика, 1977-256 с.
17. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
18. Бабанский Ю. К. Взаимосвязь закономерностей, принципов обучения и способов его оптимизации//Советская педагогика. - 1982.- №11.- С. 33.
19. Баврин И.И. Начала анализа и математические модели в естествознании и экономике: Кн. для учащихся 10 -11 кл. - 2-е изд. — М.: Просвещение, 2000. - 80 с.
20. Бадмаев Б.Ц. Психология в работе учителя. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 160 с.
21. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - М.: Педагогическое общество России, 1982.-192 с.
22. Башарин В.Ф., Горбушин Ш.А. Тезаурус курса физики средней школы. Фонд образовательного стандарта по физике средней школы (понятия, явления, законы, методы познания). - Ижевск: Издательство Удмурдского университета, 1996. - 245 с. (Д4)
23. Балашов М.М., Мякишев Г.Я. и др. Проекты программ по физике для
Ц? средней школы. - М.: Мирос, 1992. - 72 с.
24. Белановский А.С. Значение физики для ветеринарии и зоотехнии. - М.: 1984.
- 19 с.
25. Беленький Г.И. О сущности и видах межпредметных связей. В кн.: Некоторые теоретические и практические аспекты межпредметных связей. - М., 1982.-С. 3-22.
26. Беленок И.Л., Величко А.Н. Профессиональная исследовательская деятельность учителя физики: Учебное пособие. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1995.-88 с.
27. Беленок И.Л. Цикличность познания в профессионально-методической подготовке учителя физики // Современные методы и формы обучения в подготовке учителя физики. Тезисы докладов ХХУ111 Зонального совещания преподавателей физики, методики преподавания физики, астрономии и общетехнических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока. (10-12 октября 1995 г.). - Часть 1. - С.53.
28. Белый Н.С. Пути осуществления межпредметных связей в обучении физике // Физика в шк. - М., 1984. - № 6. - С.54-55.
29. Белякова Э.М. Формирование у учащихся 4-6 классов умения самостоятельно вести наблюдения в процессе изучения курсов природоведения и физики: Дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 1976. - 183 с.
30. Берулава Г.А. Диагностика и развитие мышления подростков. - М.:
Педагогика, 1993.-240 с.
31. Берулава М.Н. Интеграция содержания образования. - М.: Педагогика, 1993. - 172 с.
32. Биология: Временный государственный образовательный стандарт (проект). - М.: Институт общеобразовательной школы РАО, 1993. - 50 с.
33. Биология: Программы общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 1994.- 143 с.
34. Блауберг И.В., Садовский В.Н., Юдин Э.Г. Системный подход в современной науке // Проблемы методологии системного исследования. - М.: Мысль, 1970. -С.7-48.
35. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Становление и сущность системного подхода. - М.:
Наука, 1973.-270 с.
36. Блауберг И.В., Юдин Э.Г. Философские проблемы исследования систем и структур // Вопр. философии. - М., 1970.- № 5. - С. 57-68.
37. Блонский П.П. Педология. - М., 1934.- 132 с.
38. Бобров А.А. Формирование у учащихся старших классов обобщенных экспериментальных умений в условиях осуществления межпредметных связей физики с химией: Дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 1981. - 203 с.
39. Бобров М.Я. Гомология как наука о материальной и духовной жизни человека в третьем тысячелетии: Монография. 2-е изд., испр. и доп. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 1999. - 218 с.
40. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов: Изд-во Ростов, ун-та, 1983. - 173 с.
41. Большая Советская Энциклопедия. - (В 30 томах). /Гл. ред. А.М. Прохоров. Изд 3-е. - М., «Советская энциклопедия», 1976. Т. 23 Сафлор - Соан. 1976.-640 с.
40 42. Большой Энциклопедический словарь. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.:
Большая Российская энциклопедия, 1998. - 1456 с.
43..Бойко Е.Ф. Содержательный и деятельностный аспекты межпредметных связей в условиях стандартизации образования // Межпредметные связи в условиях стандартизации образования. Тез. Докл. — Челябинск: ЧГПУ, 1996.-С. 77.
44. Браверман Э.М. Урок физики в современной школе Творческий поиск учителей: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 288 с.
45. Братченко Л.С. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). -М.: Смысл, 1999. - 137 с.
46. Вайзер Г.А. Формирование у школьников способов самостоятельной работы над задачей. - М.: Лаборатория психологии учения ПИ РАО, 1998.-112 с.
47. Валович Е.С. Решение задач как одно из средств реализации межпредметных связей физики с другими естественно-научными дисциплинами (6-7 классы): Дис.... канд. пед. наук. - Челябинск, 1984. - 227 с.
48. Васильев Ю.К. Политехническая подготовка учителя средней школы. М.: Педагогика, 1978. - 174 с.
49. Введенский Б. А. Энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия, 1987. - Т.1.-656 с.
50. Величко А.Н., Беленок И.Л. Один из видов интеграции в организации учебных занятий // Тез. докл. XXVIII Зонального совещания преподавателей физики, методики преподавания физики, астрономии и общетехнических дисциплин педвузов Урала, Сибири и Дальнего Востока. - Красноярск, 1995. - С.12-13.
51. Воронин В.Н. Интеграция эвристического и технологического подходов в проектировании дидактических комплексов в вузе: Дисс... д-ра. пед. наук. - Тольяти, 1999.— 331 с.
52. Войцеховский Б.Т. Развитие творчества учащихся при конструировании / Под ред. А.В.Перышкина. - М.: Учпедгиз, 1962. - 156 с.
53. Войшвилло Е.К. Понятие как форма мышления: Логико-гносеологический анализ. - М.: Изд-во МГУ, 1989. — 239 с.
54. Волкова Э.В., Левко А.И. и др. Роль категорий диалектики в изучении биологических явлений. - Минск, 1967. - 250 с.
5 5.Володарский В.Е. Янцен В.Н. Задачи и вопросы по физике с межпредметным содержанием // Физика в шк. - 1984. - № 2. - С.80-82.
56. Володарский В.Е. Развитие мышления учащихся в работе с физическими задачами (научно-методическое издание для учителей, студентов и
i учащихся). - Барнаул - Новокузнецк: Изд-во Алт. ун-та, 1996. - 268 с.
57. Выготский Л.С. Педология подростка. - М., 1934. - 112 с.
58. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
59. Газиева В.К., Шестакова Е.В. Совместный урок физики и литературы «Путешествие в страну «Мир световых явлений» // Физика в школе. -2000.-№ 1.-С. 30-34.
60. Галанин Д.Д. Состояние методики физики и задачи политехнического обучения. - М., 1959. - 35 с.
61. Галочкин А.И. Модульно-рейтинговая технология обучения. - Барнаул, 1993.-184 с.
62. Гальперин П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий // Исследования мышления в советской психологии. - М.: Наука, 1966. - С. 236 - 277.
63. Гильметдинова Р.Г. Роль межпредметных связей в повышении научного уровня знаний учащихся по физике // Межвуз. сб. науч. тр. «Межпредметные связи в преподавании основ наук в средней школе.» — Челябинск, 1982. - С. 99 - 102.
64. Ганелин Ш.И. О преемственных и межпредметных связях // Преемственность в обучении и взаимосвязь между учебными предметами в V-VII классах / Под ред. Ш.И. Ганелина, А.К. Бушли. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1961. - С. 5 - 24.
65. Гейзенберг В. Физика и философия: Часть и целое. - М., 1989. - С.85.
66. Гнедина Т.Е. Физика и творчество в твоей профессии. - М.: Просвещение, 1988.- 158 с.
67. Голобородько М.Я., Соколова Ф.П. Влияние межпредметных связей на формирование физических и химических понятий // Межпредметные связи естественно-математических дисциплин: Пособие для учителей. Сб ст. / Под ред. В.Н. Федоровой. - М.: Просвещение, 1980. - С. 119-128.
68. Голуб Б.А. Основы общей дидактики. Учеб, пособие для студ. пед. вузов. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 96 с.
69. Гольдфарб Я.Л., Ходаков Ю.В., Додонов Ю.Б. Сборник задач и упражнений по химии: Учебное пособие для учащихся 7-10 классов средней школы - 5-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1997. - 192 с.
70. Гольтфельд М.Г. Химическая картина природы и межпредметные связи в курсе химии // Журнал ВХО им. Д.И. Менделеева. -1983.-№5.- С. 17-28.
71. Гомоюнов К.К. Совершенствование преподавания общенаучных и технических дисциплин. — СПб: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1993. - 252 с.
72. Готт В.С. Урсул А.Д. Общенаучные понятия и их роль в познании. — М.: Знание, 1975. - 63 с.
73. Готт В.С. Философские вопросы современной физики.: Учеб пособие для вузов.. - 3-е изд. Перераб. И доп. - М.: Высш. Шк., 1988. - 343 с.
74. Горбушин Ш.А., Башарин В.Ф. Тезаурус курса физики средней школы. - Ижевск.: Издательстве Удмуртского университета, 1996.— 245 с.
75. Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М.: Педагогика, 1977.- 136 с.
76. Гранатов Г.Г. Идейно-понятийное содержание современного
естествознания. Учебно-методическое пособие. — Магнитогорск: МаГУ,2001.-183 с.
77. Границкая А.С. Научить думать и действовать. - М.: Просвещение, 1991. - 175 с.
78. Григорьев Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. - М.: Политиздат, 1987. - 286 с.
79. Гриднева В. И. Учебные задания по курсу физиологии человека и животных для студентов биологического факультета. Часть 1. - Томск, 1986.-38 с.
80. Груздева Н.В. Межпредметные задачи как средство формирования познавательных умений системного обобщения знаний старшеклассников: Дис.... канд. пед. наук. - Л., 1987. — 235 с.
81. Гуревич А.Е ., Исаев Д.А. и др. Преподавание физики и химии в 5-6 классах средней школы: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1995. - 64 с.
82. Гурьев А. И. Учителю о межпредметных связях. - Горно-Алтайск, 2000. - 96 с.
83. Гурьев А. И., Петров А.В. Актуальные проблемы межпредметных связей в системе современного образования. Выпуск 1. - Горно-Алтайск, 2001. — 64 с.
84. Гурьев А.И. Некоторые проблемы осуществления межпредметных связей в условиях современной школы. // Вестник 41 НУ. Серия 3. Педагогика. Психология. Методика преподавания. - Челябинск: Изд. 41 ПУ «Факел», 1998. -№3.-С. 89-91.
85. Гурьев А.И. Формирование естественно-научных понятий у учащихся школ при осуществлении межпредметных связей в процессе обучения физике // Методология и методика формирования научных понятий у учащихся школ и студентов вузов. Тез. докл. Всерос. научн.- практич. конф. 11-13 мая 1999 г. - Челябинск: Изд. 4111У, 1999. - С. 135-136.
86. Гурьев А.И. Экспериментальные экскурсионные работы по физике в 7-8 классах. Учеб, пособие для учителей и учащихся. - Горно-Алтайск, 1996. -36 с.
87. Гурьев А. И. Межпредметные связи в системе современного образования: Монография. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. - 212 с.
88. Гурьев А. И. Межпредметные связи в процессе обучения физике: Монография. - Барнаул: Изд-во Алт. Ун-та, 2002. - 165 с.
89. Гурьев А. И. Развитие творческой активности учащихся при обучении физике: Межпредметный аспект. Монография. - Челябинск, 1997. - 176 с.
90. Гурьев А. И. Сборник межпредметных задач по физике. Пособие для уч- ся сред. школ. Горно-Алтайск, 1998 - 96 с.
91. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения // Педагогика, 1995. - №1.-С. 29-40.
92. Давыдов В.В. Проблемы развивающегося обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. - М.: Педагогика, 1986.-240 с.
93. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
94. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - М. -Т. 1, 1955. - 699 с.
95. Даммер М.Д. Методические рекомендации по систематизации знаний учащихся на первой ступени обучения физике. — Челябинск: Издательство ЧГПИ, 1990.-23 с.
96. Даммер М.Д. Методические рекомендации по осуществлению межпредметных связей физики и математики при изучении опережающего курса физики. - Челябинск: Издательство ЧГПУ «Факел», 1996. - 20 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ