МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ТОМСКОМ РАЙОНЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Общая характеристика бюджетной системы Российской Федерации 5
1.1 Особенности бюджетного устройства РФ 5
1.2 Сущность, необходимость, субъекты и объекты межбюджетных отношений 17
1.3 Нормативно-правовое регулирование системы межбюджетных отношений в России28
2 Особенности межбюджетных отношений на местном уровне на примере Томского района 34
2.1 Социально-экономическое развитие Томского района 34
2.2 Анализ исполнения бюджета Томского района за 2013-2015 годы 45
2.3 Анализ межбюджетных отношений в Томском районе и направления совершенствования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
1 Общая характеристика бюджетной системы Российской Федерации 5
1.1 Особенности бюджетного устройства РФ 5
1.2 Сущность, необходимость, субъекты и объекты межбюджетных отношений 17
1.3 Нормативно-правовое регулирование системы межбюджетных отношений в России28
2 Особенности межбюджетных отношений на местном уровне на примере Томского района 34
2.1 Социально-экономическое развитие Томского района 34
2.2 Анализ исполнения бюджета Томского района за 2013-2015 годы 45
2.3 Анализ межбюджетных отношений в Томском районе и направления совершенствования 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 66
Бюджетная система страны является центральным звеном системы централизованных финансов, принимая во внимание значимость бюджета как инструмента распределения и перераспределения финансовых потоков. По оценке экономистов, посредством бюджетной системы РФ распределяется более 35% всего национального дохода. Бюджет является главным инструментом обеспечения выполнения социально, экономической, оборонной и многих других функций государства.
На сегодняшний день бюджетная система России включает в себя три уровня: федеральный, региональный и местный. Выделение местных бюджетов в отдельный уровень бюджетной системы обусловлено наделением органов местного самоуправления определенным набором полномочий и закреплением состава доходов. С 2006 года полноправными субъектами бюджетных отношений стали и бюджеты поселений, которые до реформы 2006 года финансировались по смете расходов районных бюджетов.
Многоуровневая бюджетная система вкупе с дифференциацией развития субъектов РФ и муниципальных образований, распределением полномочий между уровнями государственной власти явились причинами возникновения системы межбюджетных отношений в России, которая прошла сложный и достаточно долгий путь реформирования. На сегодняшний день, не смотря на определенные успехи достигнутые в системе совершенствования межбюджетных отношений, остается нерешенной главная проблема: высокая дотационность как большинства субъектов РФ, так и всех муниципальных образований. Помимо высокой дотационности существует и еще ряд проблем, решить которые до сих пор не удается.
Межбюджетные отношения является широко обсуждаемой темой, но анализ литературы по данной тематике свидетельствует, что в основном научные изыскания касаются межбюджетных отношений на федеральном и региональном уровне. Межбюджетные отношения на уровне муниципальных районов оказываются за рамками серьезных научных исследований. В виду этого, исследование межбюджетных отношений на местном уровне, анализ данного процесса, выявление основных проблем представляется весьма актуальным.
Целью работы является исследование экономико-правовых аспектов межбюджетных отношений в России на уровне муниципальных районов.
Задачи:
1. Изучить особенности бюджетного устройства в России;
2. Исследовать сущность, принципы, объекты межбюджетных отношений;
3. Изучить систему нормативно-правового регулирования межбюджетных отношений в России;
4. Провести анализ бюджета Томского района;
5. Провести анализ межбюджетных отношений в Томском районе, выделить основные проблемы и предложить направления совершенствования.
Объект исследования - межбюджетные отношения.
Предмет исследования - межбюджетные отношения на местном уровне.
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили:
• Нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные отношения в РФ;
• Учебники по государственным и муниципальным финансам, а также монографии и статьи из периодических изданий, включая электронные ресурсы по заданной тематике;
• Статистические данные из сборников Росстата;
• Информационные материалы с сайта Администрации Томского района.
На сегодняшний день бюджетная система России включает в себя три уровня: федеральный, региональный и местный. Выделение местных бюджетов в отдельный уровень бюджетной системы обусловлено наделением органов местного самоуправления определенным набором полномочий и закреплением состава доходов. С 2006 года полноправными субъектами бюджетных отношений стали и бюджеты поселений, которые до реформы 2006 года финансировались по смете расходов районных бюджетов.
Многоуровневая бюджетная система вкупе с дифференциацией развития субъектов РФ и муниципальных образований, распределением полномочий между уровнями государственной власти явились причинами возникновения системы межбюджетных отношений в России, которая прошла сложный и достаточно долгий путь реформирования. На сегодняшний день, не смотря на определенные успехи достигнутые в системе совершенствования межбюджетных отношений, остается нерешенной главная проблема: высокая дотационность как большинства субъектов РФ, так и всех муниципальных образований. Помимо высокой дотационности существует и еще ряд проблем, решить которые до сих пор не удается.
Межбюджетные отношения является широко обсуждаемой темой, но анализ литературы по данной тематике свидетельствует, что в основном научные изыскания касаются межбюджетных отношений на федеральном и региональном уровне. Межбюджетные отношения на уровне муниципальных районов оказываются за рамками серьезных научных исследований. В виду этого, исследование межбюджетных отношений на местном уровне, анализ данного процесса, выявление основных проблем представляется весьма актуальным.
Целью работы является исследование экономико-правовых аспектов межбюджетных отношений в России на уровне муниципальных районов.
Задачи:
1. Изучить особенности бюджетного устройства в России;
2. Исследовать сущность, принципы, объекты межбюджетных отношений;
3. Изучить систему нормативно-правового регулирования межбюджетных отношений в России;
4. Провести анализ бюджета Томского района;
5. Провести анализ межбюджетных отношений в Томском районе, выделить основные проблемы и предложить направления совершенствования.
Объект исследования - межбюджетные отношения.
Предмет исследования - межбюджетные отношения на местном уровне.
Информационной базой для написания выпускной квалификационной работы послужили:
• Нормативно-правовые акты, регулирующие бюджетные отношения в РФ;
• Учебники по государственным и муниципальным финансам, а также монографии и статьи из периодических изданий, включая электронные ресурсы по заданной тематике;
• Статистические данные из сборников Росстата;
• Информационные материалы с сайта Администрации Томского района.
Изменения, происходящие в социально-экономической сфере России, делают актуальной задачу рационального использования финансовых ресурсов в интересах развития страны, ее регионов и муниципальных образований. Решение данной проблемы требует нахождения реальных путей усиления воздействия межбюджетных отношений на экономический рост и получения с их помощью высоких экономических и социально значимых результатов.
Современную систему развития финансовых отношений в нашей стране невозможно представить без постановки проблемы совершенствования межбюджетных отношений, в том числе на муниципальном уровне.
Совокупность межбюджетных отношений в России основывается на бюджетном федерализме. Бюджетный федерализм — это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, предполагающая учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и самостоятельного управления функционированием всех звеньев бюджетной системы.
В современных условиях рыночных преобразований не всегда удается следовать этим принципам. В большинстве муниципальных образований в России, согласно исследованиям, существуют следующие проблемы:
• отсутствие соотношения расходных полномочий органов местного самоуправления и закрепленных доходных источников муниципалитетов;
• определение источников формирования доходов в бюджеты разных уровней для обеспечения расходных полномочий;
• организация взаимодействия между бюджетами и, прежде всего, оптимальная организация трансфертов между бюджетами разного уровня.
Решение этой проблемы во многом определяется состоянием и устойчивостью муниципальных финансов, которые являются источником финансирования мероприятий по решению социально-экономических задач муниципальных образований. Кроме того, формы и методы предоставления средств из бюджетов, механизмы налогообложения доходов физических лиц могут оказывать активное влияние на процессы в муниципальных образованиях, их развитие.
Совершенствование финансового механизма обеспечения муниципальных образований требует осуществления комплекса мер, нацеленных на создание эффективной системы развития и функционирования муниципальных образований для обеспечения потребностей населения.
Все-таки главной проблемой в России была и остается проблема самообеспечения регионов и муниципальных образований, доходность бюджетов всех уровней. К сожалению, большинство наших регионов — дотационные. Теоретически очевидно, что бюджетная политика на всех уровнях и развитие межбюджетных отношений должны быть сфокусированы на росте ВРП регионов и экономического потенциала муниципальных образований и поселений.
Для решения вышеупомянутых проблем необходима разработка научно обоснованных подходов к функционированию муниципальных финансов, совершенствованию нормативно-правовой базы. Это предполагает должное государственное регулирование муниципальных финансов, так как оно способно поддержать социально-экономическое развитие муниципальных образований и поселений.
В выпускной работе была рассмотрена система межбюджетных отношений в Томском районе Томской области. Предварительно был проведен анализ районного бюджета, который показал, что Томский район находится в сильной зависимости от межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета.
В ходе анализа системы межбюджетных отношений в Томском районе были выявлены следующие проблемы:
• Между бюджетами муниципального района и поселений существуют как прямые, так и обратные финансовые потоки. Их одновременное существование приводит к появлению излишних встречных финансово-бюджетных потоков, для ликвидации которых необходимо внедрение специальных механизмов финансирования.
• При установлении единых нормативов отчислений от налогов их начинают получать и «бедные», и «богатые» поселения. Такое решение можно считать оправданным только в случае, если уровень обеспеченности всех поселений низкий и равномерный.
• Существует неопределенность в разграничении ответственности между субъектами РФ и муниципальными районами в отношении выравнивания бюджетной обеспеченности поселений. Соответствующим полномочием обладает как муниципальный район, так и субъект РФ. В результате между ними иногда возникают конфликты: каждая сторона заявляет о недостаточности средств на выравнивание, предоставленных другой стороной.
• Единственно возможная формула распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов — доведение их бюджетной обеспеченности до единого уровня, то есть, по сути, уравниловка.
• Не предусмотрена возможность замены дотаций другими налогами (в частности, налогом на прибыль и налогом на имущество организаций, перспективными с точки зрения создания стимулов для муниципалитетов).
Можно выделить основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений в Томском районе:
• При определении объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований термин «критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности» необходимо заменить на термин «минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности» по аналогии с тем, как это установлено в отношении дотаций на выравнивание, выделяемых субъектам РФ из федерального бюджета.
• Необходимо предоставить субъектам РФ право замещать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований любыми налогами, подлежащими зачислению в бюджет субъекта РФ. Это должно стать дополнительным инструментом стимулирования развития экономики и налоговой базы муниципальных образований.
• Совершенствование структуры межбюджетных трансфертов, обеспечивающее: переход от трансфертов, имеющих узкую целевую направленность, к блочным трансфертам; сокращение роли субсидий и субвенций в межбюджетных трансфертах.
• Развитие форм межмуниципального сотрудничества, в т.ч.: объединение ресурсов в форме софинансирования расходов; заключение договора о приобретении услуг (снижение цены услуги в рамках межмуниципального соглашения); создание совместных администраций; развитие ассоциативных форм межмуниципального сотрудничества; формирование кредитных организаций, способных вести выдачу беспроцентных ссуд на несколько месяцев.
• Активизация работы исполнительных органов местной власти с региональным и федеральным правительствами по своевременному распределению и перечислению межбюджетных трансфертов. В рамках решения этой проблемы следует изучить возможности исключения субсидий, передаваемых на софинансирование программ социально-экономического развития, из перечня целевых трансфертов, подлежащих в случае неосвоения возврату, и установления ежемесячного графика перечисления муниципалитетам межбюджетных трансфертов (за исключением распределяемых по конкурсу) в соответствующем приложении к закону об областном бюджете.
Реализация указанных предложений позволит повысить финансовую самостоятельность местных бюджетов и будет способствовать стабилизации системы государственных и муниципальных финансов.
Современную систему развития финансовых отношений в нашей стране невозможно представить без постановки проблемы совершенствования межбюджетных отношений, в том числе на муниципальном уровне.
Совокупность межбюджетных отношений в России основывается на бюджетном федерализме. Бюджетный федерализм — это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, предполагающая учет интересов всех участников бюджетного процесса на основе достижения компромисса и самостоятельного управления функционированием всех звеньев бюджетной системы.
В современных условиях рыночных преобразований не всегда удается следовать этим принципам. В большинстве муниципальных образований в России, согласно исследованиям, существуют следующие проблемы:
• отсутствие соотношения расходных полномочий органов местного самоуправления и закрепленных доходных источников муниципалитетов;
• определение источников формирования доходов в бюджеты разных уровней для обеспечения расходных полномочий;
• организация взаимодействия между бюджетами и, прежде всего, оптимальная организация трансфертов между бюджетами разного уровня.
Решение этой проблемы во многом определяется состоянием и устойчивостью муниципальных финансов, которые являются источником финансирования мероприятий по решению социально-экономических задач муниципальных образований. Кроме того, формы и методы предоставления средств из бюджетов, механизмы налогообложения доходов физических лиц могут оказывать активное влияние на процессы в муниципальных образованиях, их развитие.
Совершенствование финансового механизма обеспечения муниципальных образований требует осуществления комплекса мер, нацеленных на создание эффективной системы развития и функционирования муниципальных образований для обеспечения потребностей населения.
Все-таки главной проблемой в России была и остается проблема самообеспечения регионов и муниципальных образований, доходность бюджетов всех уровней. К сожалению, большинство наших регионов — дотационные. Теоретически очевидно, что бюджетная политика на всех уровнях и развитие межбюджетных отношений должны быть сфокусированы на росте ВРП регионов и экономического потенциала муниципальных образований и поселений.
Для решения вышеупомянутых проблем необходима разработка научно обоснованных подходов к функционированию муниципальных финансов, совершенствованию нормативно-правовой базы. Это предполагает должное государственное регулирование муниципальных финансов, так как оно способно поддержать социально-экономическое развитие муниципальных образований и поселений.
В выпускной работе была рассмотрена система межбюджетных отношений в Томском районе Томской области. Предварительно был проведен анализ районного бюджета, который показал, что Томский район находится в сильной зависимости от межбюджетных трансфертов, получаемых из областного бюджета.
В ходе анализа системы межбюджетных отношений в Томском районе были выявлены следующие проблемы:
• Между бюджетами муниципального района и поселений существуют как прямые, так и обратные финансовые потоки. Их одновременное существование приводит к появлению излишних встречных финансово-бюджетных потоков, для ликвидации которых необходимо внедрение специальных механизмов финансирования.
• При установлении единых нормативов отчислений от налогов их начинают получать и «бедные», и «богатые» поселения. Такое решение можно считать оправданным только в случае, если уровень обеспеченности всех поселений низкий и равномерный.
• Существует неопределенность в разграничении ответственности между субъектами РФ и муниципальными районами в отношении выравнивания бюджетной обеспеченности поселений. Соответствующим полномочием обладает как муниципальный район, так и субъект РФ. В результате между ними иногда возникают конфликты: каждая сторона заявляет о недостаточности средств на выравнивание, предоставленных другой стороной.
• Единственно возможная формула распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов — доведение их бюджетной обеспеченности до единого уровня, то есть, по сути, уравниловка.
• Не предусмотрена возможность замены дотаций другими налогами (в частности, налогом на прибыль и налогом на имущество организаций, перспективными с точки зрения создания стимулов для муниципалитетов).
Можно выделить основные направления совершенствования системы межбюджетных отношений в Томском районе:
• При определении объема дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований термин «критерий выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности» необходимо заменить на термин «минимальный уровень расчетной бюджетной обеспеченности» по аналогии с тем, как это установлено в отношении дотаций на выравнивание, выделяемых субъектам РФ из федерального бюджета.
• Необходимо предоставить субъектам РФ право замещать дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных образований любыми налогами, подлежащими зачислению в бюджет субъекта РФ. Это должно стать дополнительным инструментом стимулирования развития экономики и налоговой базы муниципальных образований.
• Совершенствование структуры межбюджетных трансфертов, обеспечивающее: переход от трансфертов, имеющих узкую целевую направленность, к блочным трансфертам; сокращение роли субсидий и субвенций в межбюджетных трансфертах.
• Развитие форм межмуниципального сотрудничества, в т.ч.: объединение ресурсов в форме софинансирования расходов; заключение договора о приобретении услуг (снижение цены услуги в рамках межмуниципального соглашения); создание совместных администраций; развитие ассоциативных форм межмуниципального сотрудничества; формирование кредитных организаций, способных вести выдачу беспроцентных ссуд на несколько месяцев.
• Активизация работы исполнительных органов местной власти с региональным и федеральным правительствами по своевременному распределению и перечислению межбюджетных трансфертов. В рамках решения этой проблемы следует изучить возможности исключения субсидий, передаваемых на софинансирование программ социально-экономического развития, из перечня целевых трансфертов, подлежащих в случае неосвоения возврату, и установления ежемесячного графика перечисления муниципалитетам межбюджетных трансфертов (за исключением распределяемых по конкурсу) в соответствующем приложении к закону об областном бюджете.
Реализация указанных предложений позволит повысить финансовую самостоятельность местных бюджетов и будет способствовать стабилизации системы государственных и муниципальных финансов.
Подобные работы
- ПРОБЛЕМЫ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2018 - МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ И ИХ РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ
БЮДЖЕТОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Магистерская диссертация, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2017 - ДОХОДЫ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА КАК ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ
ФОРМИРОВАНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОГО БЮДЖЕТА
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4550 р. Год сдачи: 2017 - ПЛАНИРОВАНИЕ БЮДЖЕТА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«МИРНЕНСКОЕ СЕЛЬСКОЕ ПОСЕЛЕНИЕ»
Дипломные работы, ВКР, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4500 р. Год сдачи: 2017 - СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВЛАСТИ (НА ПРИМЕРЕ СТАРОРОГОВСКОГО СЕЛЬСКОГО СОВЕТА ГОРШЕЧЕНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Повышение эффективности процессов реализации и финансового обеспечения отдельных полномочий органов местного самоуправления в Красноярском крае
Бакалаврская работа, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ДОХОДОВ МЕСТНЫХ
БЮДЖЕТОВ
(на примере муниципального образования Поспелихинский район)
Дипломные работы, ВКР, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2019 - ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД ТОМСК»
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4890 р. Год сдачи: 2019 - БЮДЖЕТНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТИ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
Бакалаврская работа, Государственное и муниципальное управления. Язык работы: Русский. Цена: 4670 р. Год сдачи: 2018





