АВТОРСКИЕ ШАХМАТЫ ПО МОТИВАМ СКАЗКИ Л. КЭРРОЛЛА «АЛИСА В
СТРАНЕ ЧУДЕС» И СТИЛИЗАЦИЯ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО
ИСКУССТВА С УЧАЩИМИСЯ ДХШ РАЗНОГО ВОЗРАСТА
АННОТАЦИЯ 2
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ИССЛЕДОВАНИЕ ШАХМАТ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ 6
1.1 История шахмат 6
1.2 Шахматы в искусстве 11
1.3 Шахматы как произведение искусства 17
2 ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЦЕССА 21
2.1 Стандарты 21
2.2 Формирование и реализация художественного замыла 22
2.3 Анализ персонажей 23
2.4 Оборудование и инструменты 26
2.5 Работа над шахматными фигурами 27
2.6 Работа над шахматной доской 31
3 ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ
СТИЛИЗАЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА С УЧАЩИМИСЯ ДХШ РАЗНОГО ВОЗРАСТА 37
3.1 Краткая характеристика проекта 37
3.2 Возрастные особенности 38
3.3 Цель и задачи 40
3.4 Содержательное наполнение занятий 44
3.5 Апробация программы 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ А 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 87
Актуальность темы дипломной работы обусловлена тем, что до настоящего времени специфика шахмат как произведения искусства не становилась предметом комплексного исследования.
Объектом исследования данной дипломной работы стали шахматы как произведение декоративного искусства.
Целью дипломной работы является создание в материале авторского шахматного набора по мотивам произведения Л. Кэрролла «Алиса в стране чудес» для использования этого опыта в разработке методики преподавания стилизации на занятиях декоративно-прикладного искусства с учащимися ДХШ разного возраста.
Данная дипломная работа состоит из двух частей: теоретической и практической.
Цель теоретической работы: изучение данной темы с таких сторон как: историческая, искусствоведческая и практическая, для дальнейшего применения полученного опыта в разработке педагогической возможности темы.
Цель практической работы: создание оригинального тематического шахматного набора.
В соответствии с целями дипломной работы были поставлены следующие задачи:
• на основе анализа исторических данных определить особенности становления и развития шахмат;
• разработать варианты эскизов композиционного решения шахматного набора;
• совместить утилитарную и художественную функции в творческом изделии;
• изучить, углубить и расширить теоретические знания о художественной керамике как виде декоративно прикладного искусства;
• выполнить итоговую работу в материале;
• разработать практические рекомендации для занятий, посвященных стилизации на занятиях ДПИ;
• установить возрастные особенности обучения ДНИ у детей разного возраста;
• применить полученный опыт в разработке планов-конспектов занятий для ДОУ по заданным темам.
Методы работы:
• исследовательский: изучить историческую, искусствоведческую, научно—
популярную, методическую, педагогическую и психологическую литературы, отвечающие на запросы поставленных целей и задач;
аналитический: проанализировать и систематизировать полученные в процессе изучения сведения на тему скульптуры, а также методики преподавания стилизации на уроках скульптуры у учащихся ДХШ;
практический: разработать визуальное решение поставленной задачи.
Осуществление всех этапов выполнения выпускной квалификационной работы позволяет перейти к заключению. В результате теоретического исследования мной были изучены и проанализированы исторические и хронологические аспекты возникновения и развития шахмат и их становление в области культуры и искусства. Выявлены особенности развития шахматных наборов для разных периодов и народов. Рассмотрены комплекты шахмат, выполненные в разных стилях, а также набор, официально утвержденный ФИДЕ. Изучены наборы с применением разнообразных техник, материалов и сюжетов. Изучение истории развития темы шахмат в искусстве позволяет сделать вывод о том, что данная тема интересовала художников на протяжении веков и по сей день реализовывается в большом разнообразии форм и материалов.
Также в процессе работы были проанализированы шахматные наборы, основанные на исторических и сказочных сюжетах. В результате исследования была придумана комбинированная технология создания авторских шахмат в технике шликерного литья и моделирования, а также ремесленного дела, которая объединила в себе теоретические знания о гончарном ремесле и технологических процессов, применяемых при обработке деревянных изделий.
Шахматный набор получил название «Преломление». Такое название обусловлено абстрактностью Страны чудес, где все перевернуто с ног на голову. Технологический процесс не только пройден автором работы самостоятельно от начала и до конца, но и подробно описан в данной квалификационной работе. В ходе выполнения практической части дипломной работы был получен собственный опыт создания керамических изделий в технике шликерного литья и моделирования, стилизации изделий, которая была взята за основу при разработке авторского курса занятий ДПИ для муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования.
Готовая работа отражает взаимосвязь литературного произведение и декоративной скульптуры. Шахматный набор подходит для экспонирования в детской художественной школе и является наглядным примером культурного единства и взаимосвязи разных ремесел. Также работа может использоваться как наглядное пособие, на которое смогут ориентироваться учащиеся, осваивающие данный вид декоративно-прикладного искусства. Теоретические знания и навыки в области педагогики и декоративно-прикладного искусства совместно с практическими навыками в гончарном ремесле позволили разработать авторский курс «Основы стилизации в ДНИ» для обучения детей возраста 9-10 лет и подростков 16-18 лет в учреждениях дополнительного образования. Курс рассчитан на одну четверть и подробно представлен в тексте квалификационной работы в виде методического комплекса и поурочных разработок.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студентов вузов / Г. С. Абрамова. — Москва: Изд. центр "Академия": Раритет, 1997. — 811 с.
2. Акунова Л.Ф. Технология производства и декорирование художественных керамических изделий / Л.Ф. Акунина — Москва: Высшая школа, 1984. — 56 с.
3. Барадулин В.А. Основы художественного ремесла в 2-х частях / В.А. Барадулин — Москва: Просвещение, 1987. — 267 с.
4. Безрукова B.C. Достоинства и недостатки современного урока // Директор школы. — 2004. — 118 с.
5. Бондарева О.А. Художественная керамика / О.А. Бондарева — Москва: Берлин, 2019.
— 50 с.
6. Ботвинник М. Искусство ли шахматы? // Матч-реванш Смыслов-Ботвинник 1959 год.
— Москва: гос. изд-во Искусство, 1960.
7. Бурдейный М.А. Искусство керамики / М.А. Бурдейный — Москва: Профиздат, 2009.
— 102 с.
8. Вильямс Г. Шахматы: история, фигуры, игроки / Г. Вильямс; пер. с анг. Г.А. Цедрик.
— Москва: изд-во АРТ-РОДНИК, 2004. — 160 с.
9. Волков Н.Н. Цвет в живописи / Москва: «Искусство», 1965. — 171 с.
10. Воронова М.В. Зооморфные мотивы в современной художественной керамике // Художественные традиции Сибири. — Красноярск, 2019.
11. Воронцово. Глина, огонь, вода: каталог — Москва: ЭТПК Воронцово, 2006. — 167 с.
12. Воронцово. Глина, огонь, вода: каталог — Москва: ЭТПК Воронцово, 2014. — 183 с.
13. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. — Москва: Астрель, 2008. — 671 с.
14. Газарян С.Н. Прекрасное — своими руками / С.Н. Газарян — Москва: Детская литература, 1986. — 78 с.
15. Гегель. Сочинения в 14-ти томах. Т.14 / Москва: «Искусство», 1958. — 440 с.
...51