Введение 3
Глава 1. Истоки алжирской миграции во Францию
1.1. Истоки зарождения алжирской миграции во Францию 11
1.2. Алжирская миграция и меры по ее регулированию в период с
1954 по 1989 год 17
Глава 2. Миграция в период с 1989 - 2012 и ее влияние на внутреннюю политику Французской Республики
2.1. Алжирская миграция, ее причины и меры по ее регулированию
в период с 1989 по 2012 год 33
2.2. Влияние миграционных потоков на внутреннюю политику
Франции 48
Заключение 61
Литература и источники 68
Алжирская миграция во Францию - явление, которое началось в конце XIX века. Изначально оно представляло собой именно трудовую миграцию. Мигрантами чаще всего являлись мужчины и рабочие, которые переезжали в большие города, в основном в Париж, Марсель, Лион и Сент-Этьен, в поиске лучшей жизни. Миграция из Алжира во Францию сократилась во время кризиса 1930-х годов и в период Второй мировой войны. Однако с 1945 года и во время Славных лет потоки ускорились. Впоследствии, характер алжирской миграции во Францию, которая до тех пор была временной, изменился, особенно в связи с разрешением воссоединения семей. Война за независимость Алжира (1954-1962 гг.) стала большим ударом по французскому влиянию. Военные действия вынудили огромное количество людей покинуть родную страну и переехать во Францию. Алжирцы беспокоились за свою собственную жизнь и будущее, что удвоило количество мигрантов на территории Франции. Увеличение миграционных потоков привело к ужесточению миграционного законодательства и введению антидискриминационных законов во Французской республике в период президентства Жоржа Помпиду, Жискара д'Эстена, Жака Ширака и Николя Саркози.
Актуальность исследования. Миграцию можно определить как совокупность перемещений, результатом которых является перенос места жительства соответствующих лиц из определенного места происхождения в определенное место прибытия. Таким образом, миграция в основном характеризуется тем, что она влечет за собой перемену места жительства и начало проживания в новом месте.
С древнейших времен человечество находилось в движении. Некоторые люди переезжают в поисках работы или экономических возможностей, чтобы воссоединиться с семьей или учиться. Другие переезжают, чтобы избежать конфликтов, преследований, терроризма или нарушений прав человека. Третьи- в ответ на неблагоприятные последствия изменения климата, стихийных бедствий или других факторов окружающей среды. На данный момент, 47,5% мигрантов, проживающих во Франции, родились в Африке. Безусловно, Франция также принимает мигрантов на свою территорию, являясь 7 государством по количеству мигрантов. Согласно статистике на 2021 год, во Франции проживает 7,0 млн мигрантов, т.е. 10,3% всего населения, 36% из которых получили французское гражданство. (Рис.1)
Рис.1 Соотношение количества мигрантов по отношению к населению Франции
В 2021 году 47,5% мигрантов, проживающих во Франции, родились в Африке. 32,2% родились в Европе. (рис.2) Самые крупные миграционные потоки до сих пор представлены выходцами из Алжира (12,7%).4
Сам процесс алжирской миграции имеет положительные и отрицательные аспекты. Что касается положительных, стоит отметить, во-первых, что в период Славных лет с 1946 по 1975 года, когда французская экономика быстро росла, мигранты стимулировали экономику и новшества в рыбную промышленность и в сельское хозяйство, используя новые удобрения и новую технику. Во-вторых, приток новых алжирских мигрантов способствует увеличению населения и, главным образом, омоложению населения Французской Республики. Вместе с позитивными сторонами миграции, существуют и негативные. Во-первых, это социальная напряженность в обществе. Миграция часто рассматривается как угроза национальной идентичности и социальной сплоченности и, как следствие, создает разрыв между теми, кто принадлежит обществу, и теми, кто не принадлежит, в данном случае страна происхождения или национальность является определяющей характеристикой. Во-вторых, это проблема с интеграцией во французское общество. Французское правительство проводит стратегию интеграции, которая требует от иммигранта изучения новых образцов поведения и выборочно оставляет ему элементы его собственной культуры. Так, в 2007 году, прибывающие во Францию алжирские иммигранты обязаны заключить интеграционный контракт, а также пройти курс по страноведению и изучить особенности жизни во Франции.
Таким образом, учитывая все положительные и отрицательные аспекты влияния миграции, а также объем потоков мигрантов из Алжира, можно судить об актуальности данной работы, поскольку для анализа современной миграционной ситуации во Франции необходимо понимать ее исторический контекст.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1989 по 2012 гг. Выбор нижней границы исследования обусловлен началом новой тенденции ужесточения миграционной политики Французской республики.
Выбор верхней границы символизирует окончание президентского мандата Николя Саркози.
Объектом исследования является миграционные потоки во Францию.
Предметом исследования является влияние миграционных потоков на внутреннюю политику Французской Республики.
Цель исследования - определить влияние алжирской миграции на внутреннюю политику Франции.
Для достижения данной цели было установлено несколько задач:
• Дать определение миграции;
• Изучить и проанализировать историю алжирской миграции во Францию;
• Определить причины, которые породили алжирскую миграцию;
• Определить влияние миграционных процессов на внутреннюю политику Французской республики;
• Проанализировать действия Французского правительства по отношению к мигрантам.
Для решения поставленных задач были применены структурно-функциональный (обозначение основных причин алжирской миграции во Французскую республику; определение действий французского правительства по отношению увеличению миграционны потоков из Алжира), процессуально-динамический (описание основных этапов миграционных потоков из Алжира, определение причин миграционных потоков в разные периоды), исторический (предоставление краткой исторической справки двусторонних отношений Франции и Алжира) методы исследования, а также описание и синтез.
Аспекты настоящего исследования неоднократно анализировались в отечественной и зарубежной литературе. Вопросу миграции и ее влиянию на внутреннюю политику Франции особое внимание уделяли следующие авторы: Р.Г .Ланда, И.М. Мохова, А. Бернар, Ф. Максенс, Ф. Талахите, Н. Гримо, П. Эммер, Л. Лукассен, Э. Уэбстер, Йорг Л., П. Менье, Э. Галлахер, Г. Карузо, В. Мюллер, Б. Тертре Ф. Джобар, Р. Леви, П. Дердер и другие. Перечисленные мной авторы транслируют консервативный и либеральный подход к рассмотрению данной темы. Авторы консервативных мыслей делали акцент именно на роли государственной поддержки мигрантов и помощи в интеграции во французское общество. В то время, как либеральные авторы делают акцент на постепенной интеграции иммигрантов во французское общество, а также на трудности, которые вызывают в процессе этой интеграции.
Теоретической базой работы являются труды вышеперечисленных зарубежных и отечественных исследователей, специализирующихся на изучении Алжира и Франции, а также миграционных и интеграционных процессов. Так как первой задачей являлось предоставление определения миграции и мигранта, в ходе их выполнения было необходимо обратиться к исследованиям общего характера в области политической теории, миграциологии и др. Следовательно, были изучены официальные отчеты, опубликованные на сайтах Международной организации по миграции , Департамента по экономическим и социальным вопросам ООН , Национального института статических и экономических наук (INSEE) . Отдельно хотелось бы отметить работу Э. Домешанта, который провел анализ среди множества определений и выделил одно общее, использованное в данном исследовании при объяснении феномена миграции.
Для предоставления исторической справки алжиро-французских отношений были изучены работы российских (Р.Г. Ланда), западных (А. Бернар , Дж. Хаус ). В процессе определения причин миграции алжирцев во Францию использовались статьи на английском и французском языках. Например, стоит отметить работы П. Детер , которая выделяла ряд причин увеличения миграционных потоков с конца XIX века до 1962 года (обнищание в сельской местности, нехватка земли, ресурсов, призыв алжирских мужчин во французскую армию). И наконец, для определения влияния миграционных потоков из Алжира на французскую внутреннюю политику были использованы работы следующих зарубежных и российских исследователей: К. Катеба, И.М. Моховой, Р. Эниарта, Р. Бурклия-Хасана, Ж.М. Саркисяна, М.Арзуна, И.С. Новоженовой и других. Так, например, И.С. Новоженова в статье “Алжирская диаспора во Франции” рассматривает историю формирования алжирской диаспоры, а также обязанности и права выходцев Алжира во Франции. Данная статья посвящена социальному аспекту влияния алжирской миграции на внутреннюю политику Франции. На территории Франции алжирские мигранты обладают правом на свободное вероисповедание и культурную идентичность, однако, согласно автору, некоторые законы противоречат этому праву. Например, закон, запрещающий ношение бросающихся в глаза религиозных символов в общественных местах. Политический и культурный аспекты влияния алжирской миграции на внутреннюю политику Франции были рассмотрены в работе Роя Эниарта “Суверенитет на кону: восстание алжирцев во Франции и транснационализм во Французской Республике”. В статье затрагиваются вопросы отношения французов к исламу и светскости государства, создания политических алжирских ассоциаций. Автор пришел к выводу, что алжирских мигрантов постепенно вводили в процесс принятия важных политических решений, причиной чего было создание Совета мусульман Франции (CFCM) в 2003 г., с которым можно вести переговоры и от которого государство могло черпать легитимность для своих решений.
Несмотря на то, что в исследовании рассматривалась литература, необходимо было также и обращение к определенным электронным ресурсам, представлявших, в основном, официальные документы Французского и Алжирского правительств на французском языке и архив статей, опубликованный на официальном сайте газеты Le monde. Основными рассмотренными документами стали: во-первых, конвенция между главнокомандующим французской армией и Его Высочеством деем Алжирским , которая провозгласила признание Алжира французской колонией; во-вторых, закон от 20 сентября 1947 г. об органическом статусе Алжира , разрешающий свободу передвижения между Францией и Алжиром; в-третьих, франко-алжирское соглашение от 27 декабря 1968 года между правительством Французской Республики и правительством Алжирской Народной Демократической Республики о передвижении, трудоустройстве и проживании алжирских граждан и их семей , Циркуляр от 7 декабря 1971 г., касающийся алжирских граждан, навсегда покидающих Францию , ограничивающие миграционные потоки во Францию; в-четвертых, закон от 1 июля 1972 г. о борьбе с расизмом , устанавливающий наказание за разжигание расовой и национальной вражды; в-пятых, закон от 24 апреля 1997 г., содержащий различные положения, касающиеся иммиграции .
Структура ВКР: Данное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и литературы. Первая глава посвящена истокам алжирской миграции во Французскую республику, а также мерам ее регулирования французским правительством в период с 1954 по 1989 года. Во второй главе рассматриваются миграционные потоки и методы их регулирования в период с 1989 по 2012 год, а также их влияние на внутреннюю политику Французской республики. В Заключении предоставляется подтверждения раскрытия поставленных задач, обобщается влияние миграционных потоков на внутреннюю политику Франции.
В ходе исследования были выполнены следующие задачи:
1. Было дано определение миграции. Отталкиваясь от нескольких определений, предлагаемых разными исследователями, удалось выделить общее, согласно которому миграция - это совокупность перемещений, результатом которых является перенос места жительства соответствующих лиц из определенного места происхождения в определенное место прибытия. Что касается причин миграции, были выделены следующие: поиск работы и экономических возможностей, воссоединение с семьей, получение образования, конфликты, преследования, терроризм или нарушение прав человека, неблагоприятные последствия изменения климата, стихийных бедствий или других факторов окружающей среды.
2. Был изучен исторический бэкграунд алжирско-французский отношений и алжирской миграции во Францию. Алжир стал колонией Франции в 1830 году, однако начало алжирской миграции не совпадает с колониальным завоеванием. Окончательное установление французской колониальной системы в 1848 г., усугубило положение коренного населения. В основном во Францию переезжали мужчины, становясь рабочей силой в городах и на фермах на средиземноморском побережье. Алжир был также вовлечен в Первую мировую войну, что безусловно сказалось на миграционных процессах. В период Второй мировой войны миграционные потоки значительно уменьшились из-за оккупационного режима во Франции. Алжирская миграция восстановилась лишь в 1946 году благодаря принятию Статута Алжира, который признавал фактическое равенство между всеми французскими гражданами.
3. Были определены причины, которые породили алжирскую миграцию. Первоначально причинами алжирской миграции во
Францию стали обнищание в сельской местности, прирост населения, нехватка земли и ресурсов, что было обусловлено притоком европейцев в Алжир. В начале XX века экономические причины миграции оставались доминирующими, но также добавлялась и военная причина- участие Французской республики в Первой и Второй мировых войнах и призыв алжирцев во французскую армию. В период войны за независимость в Алжире (1954-1962) миграционный поток также увеличивался из-за ситуации в Алжире: нищета, неполная занятость и несправедливость колониальной системы, усугубляемая репрессиями. После обретения независимости Алжиром миграция оставалась экономической, когда мужчины занимали наиболее тяжелые и низкооплачиваемые рабочие места. Однако, в данный период появлялись новые тенденции в миграционных потоках: присутствие становится более продолжительным, все больше мужчин мигрируют с семьями. С 1988 экономический, политический кризисы и вооруженное насилие в Алжире стали главными причинами для начала крупномасштабных миграционных потоков. В 1991 году в Алжире началась гражданская война, которая спровоцировала усиление миграционных процессов между Алжиром и Францией, поскольку алжирцы спасались от политических преследований и экономических трудностей. С 2003 года конфликт в Алжире пошел на убыль, объем миграционных потоков не изменился, тенденция экономической миграции не изменилась, однако к этому прибавились образовательные (получение образования в университетах, колледжах) и семейные (воссоединение семьи) причины.
4. Были проанализированы действия Французского правительства по отношению к мигрантам. С начала миграционных потоков из Алжира мигранты формально уже имели французское гражданство, являясь ее подданными, и, следовательно, не являлись иностранцами, но в то же время они не имели права французских граждан. Алжирские миграционные потоки подчинялись строгим правилам.
Значимым шагом со стороны французского правительства стало подписание Статута Алжира в 1947 году. Все граждане Алжира получили права граждан материковой Франции, без различия происхождения, расы, языка или религии, и должны были исполнять те же обязанности. Они пользовались, в частности, всеми демократическими свободами, всеми политическими, экономическими и социальными правами, связанными со статусом гражданина Французского Союза.
В период Алжирской войны материковая в целях защиты алжирских мигрантов от влияния представителей ФНО французское правительство создало ряд специализированных социальных услуг, предназначенных исключительно для алжирцев (социально-административная помощь, медицинская помощь, грамотность, жилье, трудоустройство и т. д.). В 1968 г. между правительств Алжира и Франции было подписано соглашение, которое разрешало въезд 35 000 алжирцев на три года. Самым важным положением было введение десятилетнего вида на жительство для всех рабочих, что закрепило особое положение алжирцев во французской иммиграционной политике.
С 1971 года отношение к мигрантам во Франции изменилось из-за национализации углеводородов в Алжире, что привело к принятию соглашения 1971 года, которое сократило миграционный поток с 35 000 до 25 000 человек. Рост насилия в отношении мигрантов привел к принятию французским правительством антидискриминационного закона в 1972 году.
В период президентства Валери Жискар д’Эстена миграционные потоки начали сокращаться. Он учредил «помощь при возвращении на родину» в размере 10 000 франков для иностранцев, желающих
навсегда вернуться в страну своего происхождения.
Правительство Франсуа Миттерана также продолжало ограничивать миграционные потоки из Алжира. Основным документом в этот период стал первый закон Паскуа (в доступе на территорию Франции может быть отказано любому иностранцу, чье присутствие может представлять угрозу общественному порядку).
В период гражданской войны (1991-2002) Франция закрыла свое посольство на территории Алжира, что также несколько усложнило миграцию. Что касается регулирования миграции со стороны французского правительства, в этот период были приняты несколько законов, цель которых состояла в том, чтобы ограничить прибытие иностранцев во Францию, ужесточить условия размещения и сделать незаконное проживание причиной для высылки из страны. Основные документами стали: закон Килеса (1992), который предусматривал удержание лиц, ищущих убежища, в зоне ожидания портов и аэропортов; второй закон Паскуа (1993), ужесточающий условия получения виз или сертификатов на проживание; закон Дебре (1997), который предусматривал сбор отпечатков пальцев и конфискацию паспортов мигрантов; 2003 - закон Саркози, создающий базу с отпечатками пальцев и фотографиями мигрантов. Поскольку прошение о предоставлении убежища было способом въезда на национальную территорию, ужесточение права на убежище способствовало контролю над миграционными потоками. Реформы в данном направлении: запрет на работу лицам, ищущим убежища (Закон Шевенмана, 1998), помещение законных беженцев в приемный центр для лиц, ищущих убежища (Закон Крессона, 1991), расширение права на убежище с конституционным убежищем (для людей, которым угрожают не официальные власти их страны, а вооруженные движения или отдельные лица) (Закон Шевенмана, 1998), создание списка «безопасных стран происхождения» и
понятие «внутреннее убежище» (Закон Саркози 2003).
Таким образом, с начала 1990-х годов во Франции произошли кардинальные изменения в стратегии иммиграционного контроля: от новых визовых режимов и ограничений на наем иностранных рабочих до более строгих правил рынка труда.
5. И наконец, последней выполненной задачей является определение влияние миграционных процессов на внутреннюю политику Французской республики. В исследовании было рассмотрено влияние алжирской миграции на четыре сферы жизни общества: политическую, экономическую, культурную и социальную. Исходя из этого, можно сделать ранжирование по степени влияния на каждую сферу жизни общества Франции. Самому большому влиянию подверглась политическая сфера. Во-первых, в связи с увеличением миграционных потоков, был принят ряд законов, упомянутых ранее, которые ограничивали, либо же, наоборот, ослабляли миграционный контроль из Алжира.
Во-вторых, влияние миграционных потоков безусловно влияет на электоральные процессы в стране. К 2006 году во Франции проживало 1,5 миллиона алжирцев, 600 000 из которых имели алжирское гражданство. Это означает, что большая часть алжирской диаспоры являлось гражданами с французским гражданством и, следовательно, с правом голоса. Избиратели алжирского происхождения представляли 900 000 потенциальных голосов. Если рассмотреть выборы президента в 2007 году, кандидаты в предвыборной кампании учли тот факт, что электорат в том числе состоит из алжирских мигрантов. Так, Николя Саркози
во время второго тура выборов выступил с обращением, в котором
указывал на необходимость улучшения уровня жизни проживающих на территории Франции мигрантов.
Далее по степени влияния можно определить культурную и социальную сферы. Во-первых, в 2000-х встал вопрос о соотношении религии алжирских мигрантов и светскости государства. В 2010 был принят закон, согласно которому в госучреждениях и школах теперь запрещено носить любые знаки, демонстрирующие религиозную принадлежность, - большие кресты, хиджабы, чалмы, еврейские кипы или сикхские тюрбаны.
Во-вторых, алжирская диаспора во Франции организует культурные фестивали, культурные ассоциации, способствующие языковому и историческому образованию этнического сообщества, и политические организации, взаимодействующие с государством с помощью различных средств для продвижения своих соответствующих программ. Примерами являются Ассоциация Франция-Алжир, Алжирская ассоциация талантов и лидеров, Ассоциация алжирских студентов Реймса.
В-третьих, французским правительством были организованы культурные и художественные проекты, связанные с франко-алжирским гражданским обществом, например, Джазаир, или Год Алжира во Франции.
В-четвертых, французское правительство проводит социальную политику по отношению к алжирским мигрантам. В данном случае речь идет о существенных расходах на иммигрантов.
На последнем месте по степени влияния находится экономическая сфера. Экономическое воздействие миграции можно измерить в нескольких областях: национальное богатство, занятость и заработная плата. Во всех этих областях алжирская миграция описывается как маргинальная. Во-первых, относительно Франции некоторые исследования отмечают менее значительный положительный эффект, чем в некоторых других странах, из-за структуры миграции - часто низкоквалифицированной и с высоким уровнем безработицы. Во-вторых, во Франции влияние алжирской миграции на государственные финансы отрицательное: чистая разница вкладов коренных жителей составляет около -0,3% ВВП. На основе обзора литературы France Strategie пришла к выводу, что увеличение рабочей силы на 1% за счет алжирской миграции, согласно исследованиям, привело к изменению занятости неиммигрантов от -0,3% до +0,3%. Также стоит отметить тот момент, что социальные расходы на содержание алжирских мигрантов стали серьезной обузой для французских граждан, в том числе, ухудшая социально-экономическое положение низших слоев населения.
Таким образом, в данном исследовании удалось достичь главной цели работы- определить влияние алжирской миграции на внутреннюю политику Франции. Как удалось выяснить, миграционные потоки алжирцев на территорию Французской республики влияют на политическую, культурную, социальную, экономическую сфера жизни французского общества. Политическая сфера больше всего подвержена влиянию миграционных процессов за счет создания нового законодательства, связанного с мигрантами, участия алжирцев в выборных процессах в стране и создания отдельных советов представителей мигрантов с целью их участия в политической жизни. Самому низкому влиянию была подвержена экономическая сфера, поскольку экономический вес мигрантов оказался нейтральным.
1. Ланда Р.Г. История Алжира. XX век./ Ланда Р.Г. - М.: Институт востоковедения РАН, 1999. - 308 с.
2. Мохова И.М. «Харрага» - новая форма алжирской эмиграции // Институт Ближнего востока. [Электронный ресурс] URL: http://www.iimes.ru/?p=8513
3. Новоженова И.С. Алжирская диаспора во Франции // Актуальные проблемы Европы. - 2009. - № 4. - С. 95.
4. Осипов Е.А. «Пока все хорошо. Но главное приземление». 15 лет закону о запрете ношения религиозной одежды во французской школе // Политика и общество. - 2019. - № 3. - С. 1-7.
5. Саркисян Ж.М. Современные миграционные тенденции во Франции //Московский экономический журнал. 2019. №7. [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.rU/article/n/sovremennye-migratsionnye-tendentsii-v o-frantsii
6. Alilat F., Giscard a-t-il tente de renvoyer les Algeriens en Algerie?/JeuneAfrique.- 2015. [Электронный ресурс] URL: https://www.jeuneafrique.com/mag/241341/societe/giscard-a-t-il-tente-de- renvoyer-les-algeriens-en-algerie/
7. A.P, L’Insee decortique le port du voile chez les musulmanes en France/ 2023. [Электронный ресурс] URL: https://www.bladi.net/port-voile-musulmanes-france,101197 .html
8. Barah M., La loi sur le voile vue du Moyen-Orient/ Revue international et strategique. - n° 55. - 2004. - pp. 35-44. [Электронный ресурс] URL: https://www.cairn.info/revue-internationale-et-strategique-2004-3-page-35 .htm
9. Becuwe S., Blancheton Bertrand, « Le commerce international de la France dans la premiere mondialisation (1850-1913). Analyse statistique de la provenance des importations francaises »/ Histoire & mesure. -
2011. - Vol. XXVI. - p. 105-130. [Электронный ресурс] URL : https://www.cairn.info/revue-histoire-et-mesure-2011 -2-page- 105.htm
10. Bernard A., L'Algerie /Annales. - P.- 1929- №3.- pp. 477-478
11. Birchem N., L’impact « modere » de 1’immigration sur l’economie fran^aise. / LaCroix. - 2020. [Электронный ресурс] URL: https://www.1a-croix.com/France/Immigration/Limpact-modere-1immigrat ion-leconomie-francaise-2020-01 -22-1201073460
12. Blanchard E., Police judiciaire et pratiques d’exception pendant la guerre d’Algerie 1954-1962/ P - Perrin. - 2009. - pp.255-272. [Электронный ресурс] URL: https://hal.science/hal-00522206/document
13. Blanchard E., «Les brigades des agressions et violences (BAV): une police parisienne des Algeriens (1953-1962)?»/ P — ENS. — 2005. [Электронный ресурс] URL: http://barthes.enssib.fr/clio/revues/AHI/articles/preprints/blanchard.pdf
14. Bouklia-Hassane R., Migration pour le travail decent, la croissance economique et le developpement: le cas de l'Algerie / Bureau International du travail. - Geneve. - 2010. [Электронный ресурс] URL: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—africa/—ro-abidjan/—ilo-al giers/documents/publication/wcms_242335.pdf
15. Bousquet G.-H., Petrole et gaz au Sahara francais / L'Actualite economique.- V.35, №3- 1959. URL: https://www.erudit.org/fr/revues/ae/1959-v35-n3-ae1511947/1001663ar.p df
..99