Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЦИФРОВЫХ ФИНАНСОВЫХ АКТИВОВ

Работа №179964

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

экономика

Объем работы108
Год сдачи2025
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 4
Введение 3
1 Теоретические основы цифровых финансовых активов и их регулирования 5
1.1 Понятие, классификация и характеристики цифровых финансовых активов 5
1.2 Правовые основы и регулирование цифровых финансовых активов в РФ 14
2 Методические подходы к оценке цифровых финансовых активов 32
2.1 Методические подходы к оценке цифровых финансовых активов 32
2.2 Методические подходы к оценке традиционных финансовых инструментов 45
2.3 Систематизация методических подходов к оценке ЦФА и разработка
усовершенствованного методического подхода к оценке ЦФА 55
3 Практическое применение методических подходов к оценке цифровых финансовых
активов 69
3.1 Анализ рынка цифровых финансовых активов в России 69
3.2 Оценка ЦФА на основе усовершенствованного методического подхода и
разработка практических рекомендаций по его применению 80
Заключение 91
Список использованных источников и литературы 93


Цифровые финансовые активы недавно появились на современном финансовом рынке, трансформируя привычные представления об инвестировании и управлении капиталом. Банк России в «Основных направлениях развития финансового рынка РФ на 2025 год и период 2026 и 2027 годов» упоминает о том, что растет объем выпусков ЦФА: совокупный объем сделок приобретения вырос с 64 млрд руб. за 9 месяцев 2023 года до 372 млрд руб. за три квартала 2024 года. Рынок ЦФА привлекает крупные компании и субъекты МСП, причем объем привлеченных средств МСП достиг 10 млрд руб.
Узаконивание ЦФА в России в 2020 году на основе соответствующего федерального закона стало важнейшим шагом к легализации и регулированию этого нового класса активов, положив начало формированию правовой базы для их оборота и развития рынка. Однако, сама по себе легальность не гарантирует эффективного и безопасного вложения средств. Успешное инвестирование в ЦФА требует тщательного анализа и профессиональной оценки. В отличие от традиционных финансовых инструментов, оценка ЦФА представляет собой значительно более сложную задачу, требующую учета множества специфических факторов, включая различные виды таких активов, технологические риски, волатильность рынка, а также юридические и регуляторные нюансы.
Отечественные и зарубежные авторы уже затрагивали данную тему в своих научных работах: Б. С. Киселев с своей работе рассматривает аспекты многокритериального анализа оценки эффективности ЦФА для корпораций, С. В. Федин и А. В. Аванесов изучали оценку инвестиционной привлекательности ЦФА в контексте их выпуска банками, М. В. Добрина рассматривает инструменты количественного анализа рисков инвестирования в ЦФА.
В этой связи необходимо систематизировать методические подходы к оценке цифровых финансовых активов с учетом их особенностей по сравнению с финансовыми активами с целью упрощения процесса принятия решений, связанных с инвестированием в цифровые финансовые активы.
Объектом исследования выступает оценка цифровых финансовых активов.
Предметом исследования являются методические подходы к оценке цифровых финансовых активов.
Целью работы является систематизация методических подходов к оценке цифровых финансовых активов с учетом их особенностей и разработка усовершенствованного методического подхода к оценке ЦФА для частных инвесторов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть теоретические основы цифровых финансовых активов и сравнить цифровые финансовые активы с финансовыми активами;
2) изучить особенности регулирования цифровых финансовых активов;
3) исследовать существующие методические подходы к оценке цифровых финансовых активов;
4) исследовать существующие методические подходы к оценке финансовых активов (акций и облигаций);
5) систематизировать методические подходы к оценке цифровых финансовых активов, учитывающие их особенности;
6) разработать усовершенствованный методический подход к оценке ЦФА;
7) проанализировать состояние рынка цифровых финансовых активов в России;
8) оценить цифровые финансовые активы по усовершенствованному методическому подходу к оценке.
Решение поставленных в работе задач осуществлялось с использованием следующих методов:
1. Теоретический анализ и синтез - изучение теоретических концепций понятия цифровых финансовых активов и методов их оценки,
2. Статистический анализ - изучение данных об выпуске и обращении цифровых финансовых активов,
3. Метод сравнения - изучение различных авторских и нормативно-правовых понятий цифровых финансовых активов, их особенностей по сравнению с финансовыми активами,
4. Метод аналогий - анализ применения методов оценки финансовых активов к оценке цифровых финансовых активов с учетом их особенностей,
5. Метод группировок - составление классификации цифровых финансовых активов и методов их оценки,
6. Контент-анализ нормативно-правовых актов - анализ законодательных документов, регулирующих выпуск, обращение и учет цифровых финансовых активов.
Практическая значимость работы заключается в применении ее результатов для оценки цифровых финансовых активов частным инвесторам при принятии решений об инвестировании в ЦФА.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цифровые финансовые активы представляют собой цифровые права, устанавливающие обязательства эмитента перед держателем (долговые обязательства; обязательства, связанные с эмиссионными ценными бумагами). Будучи новым на рынке инструментом инвестирования, ЦФА являются предметом интереса для эмитентов и инвесторов. В целях принятия решений об инвестировании становится значимым вопрос об оценке цифровых финансовых активов.
В рамках задачи о рассмотрении теоретических подходов к ЦФА было проведено сравнение понятий различных авторов, большинство из которых придерживаются мнения, что цифровые финансовые активы являются аналогами классических инструментов инвестирования. Было проведено сравнение ЦФА с ценными бумагами и выявлены их особенности. В рамках задачи по изучению регулирования выявлена узконаправленность понятия ЦФА, установленного в законодательстве РФ. Предложена классификация ЦФА по правовой природе, выявлена потребность в изучении оценки инвестиционной привлекательности для инвесторов ввиду разнообразия видов ЦФА.
В работе были рассмотрены и систематизированы по видам ЦФА несколько методических подходов к оценке ЦФА, акций и облигаций, включающие как инвестиционную привлекательность, так и риски инвестирования. На их основе был предложен авторский методический подход к оценке ЦФА, удостоверяющих право на денежное требование (как альтернативный облигациям инструмент). Результат подхода подразумевает расчет индекса инвестиционной привлекательности по нескольким критериям. Предложены рекомендации в применении и алгоритм работы с подходом для частных инвесторов.
При анализе состояния рынка ЦФА в России были выявлены особенности по статистике выпусков ЦФА за два года: более 90% выпусков связаны с ЦФА денежного требования. Рынок обладает высокой концентрацией и все еще фрагментирован. При этом более половины эмитентов ЦФА не имеют кредитного рейтинга, что выявляет проблему оценки инвесторами рисков кредитоспособности.
Для оценки ЦФА по авторскому подходу был выбран набор ЦФА, удостоверяющих денежные требования различных эмитентов и ОИС. Оценка происходила на основе критериев: кредитоспособности эмитента, рисков ОИС и инвестиционных характеристик. На основе данных о выпуске ЦФА и значений критериев был рассчитан индекс инвестиционной привлекательности каждого ЦФА и возведен в рейтинги по типам
инвестирования. На основании результата был сделан вывод о то, что на момент исследования инвестиционные характеристики ЦФА похожи настолько, что рейтинги по типам инвестирования друг от друга почти не отличаются. Достоинством методического подхода является его гибкость в возможностях для инвестора учесть свои потребности при оценке и получить результат на основе информации из открытых источников. Однако, данный подход не учитывает оценку других видов ЦФА. В связи с этим, необходимо его усовершенствование и/или дальнейшее изучение возможностей оценки ЦФА для облегчения принятия инвестиционных решений.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): федер. закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ: (в ред. от 31 октября 2024 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. -URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 10.02.2025).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федер. закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2024 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. -URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.03.2025).
3. О банках и банковской деятельности: федер. закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1- ФЗ (в ред. от 28 февраля 2025 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.03.2025).
4. О рынке ценных бумаг: федер. закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2024 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.03.2025).
5. Об оценочной деятельности в Российской Федерации: федер. закон от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ (в ред. от 14 февраля 2024 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 31.03.2025).
6. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: федер. закон от 7 июля 2001 г. N 115-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2024 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.03.2025).
7. О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 2 августа 2019 г. N 259-ФЗ (ред. от 8 августа 2024 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 13.03.2025).
8. О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: федер. закон от 31 июля 2020 г. N 259-ФЗ (ред. от 25 октября 2024 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.01.2025).
9. Об установлении обязательных для некредитных финансовых организаций требований к обеспечению защиты информации при осуществлении деятельности в сфере финансовых рынков в целях противодействия осуществлению незаконных финансовых операций: положение Банка России от 20 апреля 2021 г. N 757-П (в ред. от 20 апреля 2021
г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. - URL:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.03.2025).
10. О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его
применения: положение Банка России от 24 ноября 2022 г. N 809-П (в ред. от 2 ноября 2024 г.) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. - URL:
http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.03.2025).
11. О случаях и порядке зачисления цифровых финансовых активов номинальному
держателю цифровых финансовых активов, который учитывает права на цифровые финансовые активы, принадлежащие иным лицам: указание Банка России от 3 декабря 2020 г. N 5646-У // Банк России. - М., 2025. - URL:
https://www.cbr.ru/Queries/UniDbQuery/File/90134/1216 (дата обращения: 12.03.2025).
12. О признаках цифровых финансовых активов, приобретение которых может осуществляться только лицом, являющимся квалифицированным инвестором, о признаках цифровых финансовых активов, приобретение которых лицом, не являющимся квалифицированным инвестором, может осуществляться только в пределах установленной Банком России суммы денежных средств, передаваемых в их оплату, и совокупной стоимости иных цифровых финансовых активов, передаваемых в качестве встречного предоставления, об указанных сумме денежных средств и совокупной стоимости цифровых финансовых активов: указание Банка России от 25 ноября 2020 г. N 5635-У // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.03.2025).
13. О порядке передачи оператором информационной системы, исключенным из реестра операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск цифровых финансовых активов, хранящейся в информационной системе сводной информации о лицах, выпустивших цифровые финансовые активы, а также об обладателях цифровых финансовых активов, выпущенных в информационной системе, и принадлежащих им цифровых финансовых активах оператору иной информационной системы : указание Банка России от 25 июня 2021 г. N 5828-У // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 14.03.2025).
14. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 32 "Финансовые инструменты: представление" (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 28.12.2015 N 217н) (ред. от 14.12.2020) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 23.02.2025).
15. Международный стандарт финансовой отчетности (IFRS) 9 "Финансовые инструменты" (введен в действие на территории Российской Федерации в редакции 2014 года Приказом Минфина России от 27.06.2016 N 98н) (ред. от 17.02.2021) // «Консультант Плюс»: справочная правовая система. - М., 2025. - URL: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 02.03.2025).
..74


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ