ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. Теоретический обзор исследований совладающего поведения родителей в ситуации наличия у ребенка интеллектуального нарушения 19
1.1. Стресс в семейном контексте 19
1.1.1. Основные подходы к определению понятий «трудная жизненная
ситуация», «психическая напряженность» и «стресс» 19
1.1.2. Стресс в семье, имеющей ребенка с интеллектуальным
нарушением 30
1.2. Диспозиционные особенности родителей, обусловленные
интеллектуальным нарушением у ребенка 41
1.3. Совладание родителей в отношениях «родитель - ребенок с
интеллектуальным нарушением» 52
1.3.1. Совладание в детско-родительских отношениях 64
1.3.2. Отношение матери к ребенку с интеллектуальным нарушением в диаде
как важный фактор ее совладания с хроническим стрессом 68
Выводы по первой главе 72
ГЛАВА 2. Эмпирическое исследование совладающего поведения матерей в диадических отношениях «мать - ребенок с интеллектуальным нарушением» 75
2.1. Организация эмпирического исследования 75
2.2. Представление и интерпретация результатов эмпирического
исследования 88
2.2.1. Исследование материнского отношения в диаде «мать-ребенок» 88
2.2.2. Исследование стратегий совладающего поведения матерей 102
2.2.3. Особенности взаимосвязи смысложизненных ориентаций и стратегий
совладания матерей 116
2.2.4. Исследование взаимосвязи ориентаций оптимизма/пессимизма и стратегий совладания матерей в диаде «мать-ребенок с интеллектуальным
нарушением» 133
2.2.5. Исследование взаимосвязи эмпатических способностей матерей и
стратегий совладания 139
2.2.6. Исследование отношения матерей к разным сторонам семейной
жизни 151
Выводы по второй главе 162
ГЛАВА 3. Расширение спектра продуктивного совладания матерей через реконструкцию отношений в диаде «мать - ребенок с интеллектуальным
нарушением» 165
3.1. Условия реализации программы по расширению спектра продуктивного совладания матерей в диаде «мать - ребенок с интеллектуальным
нарушением» 165
3.2. Представление и интерпретация результатов формирующего
эксперимента 180
3.3. Интерпретация результатов отсроченной диагностики 185
Выводы по третьей главе 189
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 191
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 194
ПРИЛОЖЕНИЯ 218
Актуальность исследования обусловливается наличием значительного числа трудностей, с которыми сталкивается семья умственно отсталого ребенка. Трудности вызваны особенностями отношения социального окружения к детям с интеллектуальными нарушениями и их семьям, вопросами социализации, необходимостью сопровождения такого ребенка в течение всей жизни.
Большинство матерей не могут объективно оценить возможности ребенка, замыкаются в своем горе, пассивны в отношении социального окружения, с трудом идут на контакт со специалистами. Ситуация воспитания ребенка с нарушением интеллектуального развития приводит к изменениям жизненных перспектив семьи, порождает трудности, связанные с утратой определённой жизненной позиции родителей, ведет к возникновению сложностей с социумом (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л.А. Нисневич, 2001; В.В. Ткачева, 2007; Л.М.Шипицына, 2005).
Дети с интеллектуальными нарушениями не могут получить высшего образования, а перечень доступных специальностей ограничен узким кругом и не может удовлетворить всех профессиональных запросов данной категории детей и их родителей. Сам факт обучения не в массовой, а в коррекционной школе родителями часто скрывается, так как социальное окружение негативно оценивает таких детей.
У родителей возникают серьёзные опасения по поводу возможности создания умственно отсталым ребенком своей семьи, необходимости постоянного сопровождения его на протяжении всей жизни, оказания помощи в социальной адаптации.
Изменяются взаимоотношения семьи с социальным окружением: к ребенку приковано пристальное внимание и естественное желание родителей снизить количество социальных контактов. Все это нарушает привычные взаимоотношения с социальным окружением и приводит к снижению социальных контактов (Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич, 2001; М.М. Кабанов, 1985; Л.М. Шипицына, 2005).
В.Н. Мясищев и др. отмечают, что именно нарушенные взаимоотношения личности с различными аспектами окружающего мира являются источником болезненных переживаний личности.
Все это является причиной глубоких переживаний родителей, ведущих к возникновению хронического стресса (М.С. Голубева, 2006; Л.М. Колпакова, 2011; Л.А. Нисневич, 2001; В.В. Ткачева, 2007; Л.М. Шипицына, 2005).
В научной литературе проводятся исследования совладающего поведения «особых» детей и их семей (М.П. Билецкая; М.С. Голубева; Е.А. Иванова; Л.М. Колпакова и др.), однако исследований совладания с ситуацией наличия умственной отсталости у ребенка недостаточно.
Отечественные исследователи большое внимание уделяют изучению особенностей воспитания, развития, обучения детей, имеющих интелектуальные нарушения (В.В. Воронкова, С.Д. Забрамная, Б.В. Зейгарник, Д.Н. Исаев, В.В. Лебединский, В.И. Лубовский, И.И. Мамайчук,
А.Р. Маллер, Е.М. Мастюкова, Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Л.М. Шипицына и др.), а также изучению межличностных отношений, личностных особенностей их родителей (И.С.Багдасарьян; И.В. Добряков, О.В. Защиринская; Л.Г. Заборина; И.Ю.Левченко; В.В. Ткачева и др.). Исследований, касающихся изучения особенностей совладающего поведения родительниц, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями, недостаточно.
В отечественной психологии изучением вопроса совладания с трудностями занимаются исследователи: Н.О. Белорукова, М.С. Голубева, Т.В. Гущина, А.Л. Журавлев, М.С. Замышляева, Е.А. Иванова, Т.Л. Крюкова, Е.В. Куфтяк, Е.А. Петрова, О.Б. Подобина, М.В. Сапоровская, Е.А. Сергиенко, С.А. Хазова, Н.С. Шипова и др.
исследованиях на сегодняшний день понимается как осознанная, осмысленная, произвольная активность субъекта, позволяющая справиться с трудной жизненной ситуацией, ослабить или смягчить ее стрессовое воздействие. (Л.И. Анцыферова, 1994; Р.М. Грановская, 2000, 2007; А.Л. Журавлев, Т.Л. Крюкова, Е.А. Сергиенко, 2008; Т.Л. Крюкова, 2006).
Т.Л. Крюкова, И.М. Никольская, Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский и другие исследователи копинга указывают, что совладающее поведение можно целенаправленно развивать и формировать.
«Копинг-навыки можно приобрести и/или восстановить, направленно формировать в многообразных структурированных (специально созданных) или неструктурированных условиях» (Т.Л. Крюкова) [92].
В.Н. Мясищев [129] обращает внимание на то, что для социального, личностного становления ребенка большое значение имеет эмоциональное благополучие его родителей. Неумение родителей найти продуктивный выход из трудных ситуаций может повлечь за собой снижение стрессоустойчивости, растерянность, что, конечно же, отражается на взаимоотношениях с ребенком, имеющим умственную отсталость.
Все вышеперечисленные обстоятельства обусловили выбор проблемы исследования, касающейся особенностей совладающего поведения матерей, имеющих ребенка с интеллектуальным нарушением, связи копинга с жизненными ориентациями оптимизма/пессимизма родительниц, их эмпатическими способностями.
Знание особенностей копинг-поведения родительниц, имеющих ребенка с интеллектуальными нарушениями, их ресурсных возможностей может послужить основой для создания психологических программ помощи членам семьи. Все это указывает на объективные основания в пользу актуальности избранной темы и перспективности исследования.
Цель исследования: выявление особенностей стратегий совладающего поведения матерей в диаде «мать-ребенок с интеллектуальным нарушением» и разработка программы по укреплению у матерей продуктивных способов
совладания с трудностями через оптимизацию отношений в диаде «мать - ребенок с интеллектуальным нарушением».
Объект: совладающее поведение матерей в диаде «мать-ребенок с интеллектуальным нарушением» .
Предмет исследования: стратегии совладания матерей в диаде «мать- ребенок с интеллектуальным нарушением», расширение спектра продуктивного совладания матерей.
Общая гипотеза исследования: мы предполагаем, что особенности и последствия психологического стресса для матерей в диаде «мать-ребенок с интеллектуальным нарушением» обусловлены рядом диспозиционных и ситуационных факторов и определяют ресурсные возможности коррекции в сложившейся хронической стрессовой ситуации.
Частные гипотезы:
1. Ситуация в диаде «мать-ребенок с интеллектуальным нарушением» оценивается матерями как труднопреодолимая хроническая стрессовая и оказывает влияние на совладающее поведение матерей, создавая ограничения в использовании проблемно-ориентированных копинг- стилей/стратегий.
2. Ситуация наличия в семье с умственно отсталым ребенком второго ребенка с типичным развитием играет существенную роль в повышении уровня осознанности жизни матерями и является копинг- ресурсом, способствующим выбору продуктивного совладания.
3. Матери в диаде «мать-ребенок с интеллектуальным нарушением» проявляют амбивалентное отношение к ребенку.
4. Реконструкция отношений в диаде «мать - ребенок с интеллектуальным нарушением» будет способствовать укреплению у матерей продуктивных способов совладания с трудностями через реализацию тренинговой программы.
В соответствии с целью и гипотезами исследования были поставлены следующие задачи:
Теоретические:
- рассмотреть основные направления исследований, посвященные изучению совладающего с трудными жизненными ситуациями поведения;
- рассмотреть влияние трудностей, связанных с наличием у ребенка интеллектуального нарушения, на психологические особенности матерей.
Методические:
- разработать диагностический комплекс, направленный на исследование особенностей совладания матерей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями, а также их смысложизненных ориентаций, материнского отношения в контексте диады «мать-ребенок», обусловленного данной трудной жизненной ситуацией;
- разработать и реализовать тренинговую программу, направленную на укрепление продуктивных способов совладания у матерей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями.
Эмпирические:
- подготовить и провести эмпирическое исследование особенностей совладающего (копинг) поведения матерей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями, их смысложизненных ориентаций, ориентаций оптимизма/пессимизма, эмпатийных способностей, специфики материнского отношения в диаде «мать-ребенок с интеллектуальным нарушением»;
- выявить особенности материнского отношения в контексте диады «мать-ребенок», обусловленного интеллектуальным нарушением у ребенка;
- изучить стили/стратегии совладающего поведения матерей, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью;
- рассмотреть диспозиционные, ситуационные факторы, определяющие выбор копинг-стратегий матерями детей с интеллектуальными нарушениями;
- определить устойчивость во времени результатов, полученных по итогам реализации программы по расширению спектра продуктивных способов совладания с трудностями у матерей, имеющих детей с
интеллектуальными нарушениями, через отсроченную во времени
диагностику.
Семья ребенка с интеллектуальным нарушением смотрит в будущее с тревогой и волнением, поскольку выпускники данной категории испытывают трудности трудовой, бытовой и социальной адаптации.
Согласно полученным результатам диссертационного исследования ситуация, когда в семье рождается ребенок с интеллектуальным нарушением, расценивается матерями как тяжелое жизненное испытание, которое своим длительным негативным воздействием вызывает состояние психической напряженности, оказывающее сильное и отрицательное влияние, ведущее к
возникновению хронического стресса.
Проведенный нами теоретический анализ основных подходов по данной проблеме позволяет сделать вывод, что матери, имеющие детей с интеллектуальными нарушениями, так же как и матери, имеющие ребенка с типичным развитием, сталкиваются с «нормативными стрессами», но их прохождение сопровождается негативным сопутствующим влиянием хронического стресса, вызванного умственной отсталостью ребенка, поэтому отличается бОльшими трудностями.
На сегодняшний день человек стал рассматриваться не как пассивный объект в трудной жизненной ситации, а как субъект, активно преодолевающий прептствия.
Из полученных нами результатов следует, что у матерей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями, так же как и у матерей, имеющих детей с типичным развитием, наблюдается тенденция к обращению к копинг-стратегиям, ориентированным на решение. Однако матери в диаде «мать-ребенок с интеллектуальным нарушением» показывают более частое обращение к стратегиям, ориентированным на эмоции.
В работе показано, что матерей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями, характеризует преобладание стилей/стратегий направленных на преимущественное снижение эмоционального напряжения, что помогает
снизить уровень напряжения, но не позволяют гибко осуществлять совладание, направленное на разрешение проблемы.
У матерей, имеющих двоих детей, из которых лишь один имеет интеллектуальные нарушения, в трудной ситуации проблемно- фокусированный копинг представлен более широко. Однако, не смотря на это, у них выявлена низкая активность в использовании стратегий, связанных с обращением к социальному окружению.
В работе отмечается, что важной предпосылкой формирования у личности «психологического иммунитета» к жизненным кризисам является такое явление, как осознанность смысла жизни. Полученные результаты исследования показали, что матери, имеющие детей с интеллектуальными нарушениями, достоверно меньше убеждены в том, что человек может планировать и контролировать свою жизнь, а сам человек не свободен в принятии решения, направленность и временная перспектива отличается у
них ограниченностью и размытостью.
У матерей, имеющих детей с типичным развитием, низкий уровень пессимизма и средний уровень оптимизма влияют на предпочтение проблемрешающего совладания, тогда как у матерей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями, отмечается влияние пессимизма на
предпочтение эмоционального совладания.
Основу для глубокого взаимопонимания между детьми и родителями составляет эмпатийное всматривание во внутренний мир ребенка, проникновение в его эмоциональное состояние. У матерей, имеющих детей с интеллектуальными нарушениями, выявлен низкий показатель эмпатии, который снижает возможности в использовании проблемно-ориентированных способов совладания, а внутрисемейные взаимоотношения характеризуются как неоптимальные.
Нами было выявлено, что матери по отношению к ребенку с интеллектуальными нарушениями проявляют амбивалентное отношение: они стараются опекать ребенка во всем, не веря в его силы, но при этом одновременно присутствует раздражительность, вспыльчивость по отношению к нему из-за неоправданных надежд, ограниченных возможностей.
Разработанная и апробированная психологическая программа по укреплению активного копинга у матерей, в диаде «мать - ребенок с интеллектуальным нарушением» показала достаточную эффективность, обеспечивающую освоение эффективных способов совладания с жизненными трудностями данной категории родительниц.
В результате исследования все гипотезы получили подтверждение.
В перспективе дальнейших исследований нам представляется интересным использование системного подхода, предполагающего исследование вопроса семейного восприятия и оценки стрессора, семейных стратегий решения проблем.
Кроме того, актуальным является исследование изменений семейного копинг-поведения с течением времени в ответ на меняющиеся потребности развивающегося ребенка с умственной отсталостью.
1. Абабков, В. А., Перре, М. Адаптация к стрессу. Основы теории, диагностики, терапии / В. А. Абабков, М. Перре. - СПб.: Речь, 2004.- 166 с.
2. Абабков, В.А., Вассерман, Л.И., Трифонова, Е.В. Совладание со стрессом: теория и психодиагностика / В.А. Абабков, Л.И. Вассерман, Е.В. Трифонова.- СПб.: Речь, 2010.-192 с.
3. Абульханова-Славская, К.А. Стратегия жизни / К.А. Абульханова- Славская.-М.: Мысль, 1991.- 299 с.
4. Абульханова, К. А., Березина, Т. Н. Время личности и время жизни / К.
А. Абульханова, Т. Н. Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.
5. Агавелян, О. К. Общение детей с нарушениями умственного развития: автореф. дисс.... д-ра психол. наук: 19.00.10 / Агавелян Оганес Карапетович. - М., 1989.- 36 с.
6. Аллахвердова, О.В., Иванов, Е.М., Мосолов, Ю.П. Индивидуальные свойства и эмпатия / О.В. Аллахвердова, Е.М. Иванов, Ю.П. Мосолов // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга. - М., 1979. - С. 86-93.
7. Александровский, Ю. А. Глазами психиатра / Ю. А. Александровский.- М.: Сов. Россия, 1985. - 256 с.
8. Александровский, Ю. А. Предболезненные состояния и пограничные психические расстройства (этиология, патогенез, специфические и неспецифические симптомы, терапия) / Ю. А. Александровский. - М.: Литтерра, 2010.- 272 с.
9. Александровский, Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация / Ю. А. Александровский. - М: Наука, 1976. - 270 с.
10. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001.- 288с.
11. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование жизненных ситуаций и психологическая
защита / Л. И. Анцыферова // Психол. журнал. - 1994.- № 1. - С. 3 - 18.
12. Анцыферова, Л. И. Мудрость и ее проявление в разные периоды жизни человека / Л.И. Анцыферова // Психол. Журнал. - 2004. - № 3. - С. 17-24.
13. Ахмеров, Р.А. Динамика картины жизненного пути в самосознании у инвалидов / Р.А. Ахмеров // Психологическая наука и общественная практика: Сборник тезисов.- М.: Институт психологии РАН, 1987.- С. 197-199.
14. Багдасарьян, И.С. Межличностные отношения в семье, имеющей умственно отсталого ребенка: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.10 / Багдасарьян Ирина Сергеевна. - Красноярск, 2000. - 175 c.
15. Баскакова, С.А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами / С.А. Баскакова // Социальная и клиническая психиатрия. - Т. 20. Вып. 2. - М., 2010. - С.88-97.
16. Басова, А. Г. Понятие эмпатии в отечественной и зарубежной психологии / А. Г. Басова // Молодой ученый. - 2012. - №8. - С. 254-256.
17. Белорукова, Н.О. Семейные трудности и совладающее поведение на разных этапах жизненного цикла семьи: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / Белорукова Наталья Олеговна. - Кострома, 2005. - 27 с.
18. Бенеш, Н. Л. Психологические механизмы эмпатии в актерской психотехнике: автореф. дис. кандид. психол. наук: 19.00.01 / Бенеш Наталья Леонидовна. - Хабаровск, - 2007. - 22 с.
19. Билецкая, М. П. Семейная психотерапия детей с психосоматическими расстройствами (ЖКТ) / М. П. Билецкая. - СПб.: Речь, 2010. - 192 с.
20. Белопольская, Н. Л. Детская патопсихология: Хрестоматия / Н. Л. Белопольская. - М.: Когито-Центр, 2001. - 351с.
21. Битюцкая, Е.В., Баханова, Е.А., Корнеев, А.А. Моделирование процесса совладания с трудной жизненной ситуацией / Е.В. Битюцкая, Е.А. Баханова, А.А. Корнеев // Национальный психологический журнал . - 2015. -
№2 (18). - С. 41-55.
22. Бурлакова, М. И., Билецкая, М.П. Психологические особенности семей детей, больных бронхиальной астмой / М.И. Бурлакова, М.П. Билецкая // Педиатр. - 2012. - № 4. - С. 74-77.
23. Бодалев, А. А. Восприятие и понимание человека человеком / А. А. Бодалев. - М.: МГУ, 1982. - 200 с.
24. Бодров В. А. Информационный стресс: Учебное пособие для вузов /
В. А. Бодров. - М.: ПЕРСЭ, 2000. - 352 с.
25. Бодров, В. А. Проблема взаимосвязи стресса, адаптации и личности // Психология совладающего поведения: материалы Междунар. науч.- практ. конф. / Отв. ред.: Е. А. Сергиенко, Т. Л. Крюкова.- Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2007. - С. 22-24.
26. Бодров, В. А. Проблема преодоления стресса / В. А. Бодров. // Психологический журнал. - 2006. - № 1.- С.122-133.
27. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович; под ред. Д. И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1997. - 352 с.
28. Бойко, В. В. Диагностика уровня эмпатических способностей / Д. Я. Райгородский // Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. - Самара, 2001. - С.486-490.
29. Бойко, В. В. Энергия эмоций в общении : взгляд на себя и других / В. В. Бойко. - М.: Филинтъ, 1996. - 472 с.
30. Борисенко, С. Б. Методы формирования и диагностики эмпатии учителей: автореф. дис. . канд. пед. наук: 13.00.04 / Борисенко Светлана Борисовна.- Л., 1988. - 16 с.
31. Бохарт, А.К. Эмпатия в клиент-ориентированной психотерапии: сопоставление с психоанализом и Я-психологией / А.К. Бохарт // Иностранная психология.- 1993. - №1. - С. 33-38.
32. Братусь, Б. С. Леонтьевские основания смысловых концепций личности / Б. С. Братусь // Вопросы психологии. - 2004. - №4. - С. 102-112.
33. Братусь, Б.С. Нравственное сознание личности: психологическое ис¬следование / Б. С. Братусь. - М : Знание, 1985. - 64 с.
34. Бурлачук, Л. Ф., Коржова, Е. Ю. Психология жизненных ситуаций: учебное пособие / Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова. - М.: Российское педагогическое агентство, 1998. - 263 с.
35. Бэрон, Р., Ричардсон, Д. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон: Пер с англ. - СПб.: Питер, 1997. - 336 с.
36. Вассерман, Л. И., Абабков, В. А., Трифонова, Е. А. Совладание со стрессом. Теория и психодиагностика / Л. И. Вассерман, В. А Абабков, Е.
А.Трифонова. - СПб.: Речь, 2010. - 191с.
37. Вассерман, Л.И. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля: пособие для врачей и психологов / Л.И. Вассерман, О.Ф. Ерышев, Е.Б. Клубова и др. - СПб.: НИПНИ имени В.М. Бехтерева, 1998.- 48 с.
38. Василевская, К. Н. Трудная жизненная ситуация: проблема определения и диагностики / К. Н. Василевская // Человек в трудной жизненной ситуации: Материалы I и II научно-практических конференций / под ред. Е.А. Петровой. - М.: РГСУ, 2004. - С. 42-46.
39. Василюк, Ф. Е. Психология переживания / Ф. Е. Василюк. - М.: Московский университет, 1984. - 200 с.
40. Вербрюгген, А.А. Защитные механизмы и копинг стратегии удетей с
двигательными нарушениями: дисс....канд. психол. наук: 19.00.04
/ Анастасия Алексеевна Вербрюгген. - СПб., 2008.- 202 с.
41. Власова, Т. А., Певзнер, М. С. О детях с отклонениями в развитии / Т. А. Власова, М. С. Певзнер. - М.: Просвещение, 1973. - 157 с.
42. Воскресенский, Б. А. Духовное как социотерапевтический фактор / Б. А. Воскресенский // Независимый психиатрический журнал. - 2004.- № 4.-
С. 2-26.
43. Воронкова, В. В. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / В. В. Воронкова. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.
44. Выготский, Л. С. Основы дефектологии. Собрание сочинений: в 6 т.
/ Л. С. Выготский. - М.: Педагогика, 1982.- 5 т.
45. Гаврилова, Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии (Исторический обзор и современное состояние проблемы) / Т. П. Гаврилова // Вопросы психологии. -1975. - № 2. - С.147-158.
46. Гаврилова, Т. П. Эмпатия и ее особенности у детей младшего и среднего школьного возраста: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Татьяна Павловна Гаврилова. - М., 1977. - 149 с.
47. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? / Ю.Б. Гиппенрейтер.- М: АСТ: Астрель, 2007.- 240 с.
48. Голубева, М.С. Совладающее поведение родителей, воспитывающих детей с тяжелыми сенсорными нарушениями: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.13 / Голубева Марина Сергеевна. - Кострома, 2006. - 22 с.
49. Гофман, И. Стигма: Заметки об управлении испорченной идентичностью / И. Гофман / Стигма и социальная идентичность Ч.1. // пер. Добряковой М. С. - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2001.-234с.
50. Грановская, Р. М. Никольская, И. М. Психологическая защита у детей / Р.М. Грановская, И. М. Никольская. - СПб.: Речь, 2000.- 507 с.
51. Грановская, Р. М. Психологическая защита / Р.М. Грановская. - СПб.: Речь, 2007. - 476 с.
52. Гримак, Л. П. Общение с собой: начала психологической активности / Л. П. Гримак. - М.: Либроком, 2009. - 336 с.
53. Гринберг, Дж. Управление стрессом / Дж. Гринберг. - СПб.: Питер, 2002. - 496 с.
54. Гущина, Т.В. Защитное и совладающее поведение в дисфункциональной семье в период кризиса: автореф. дисс. . канд. психол. наук:19.00.05 / Гущина Татьяна Владимирована. - Кострома, 2005. - 28 с.
55. Дикая, Л. Г., Махнач, А.В. Отношение человека к неблагоприятным жизненным событиям и факторы его формирования / Л. Г. Дикая, А. В. Махнач // Психол. журнал- 1996. - № 1 - С. 19-34.
56. Дульнев, Г.М. Книга для учителя вспомогательной школы. / Г.М.
Дульнев. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
Министерства просвещения РСФСР, 1959. - 448 с.
57. Дульнев, Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе: пособие для учителей / Г.М. Дульнев; под ред. Т.А. Власовой, В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1981.- С. 176.
58. Душков, Б. А., Золотухин, А. Н., Логунов, Н. И. и др. Изучение эмоционального напряжения оператора в условиях умеренной гипокинезии и относительной сенсорной изоляции / Б. А. Душков, А. Н. Золотухин, Н. И. Логунов // Проблемы сенсорной изоляции. - М., 1970. - С. 45-78.
59. Еремьева, А., Киршбаума, Э. Психологическая защита / Еремьева А., Киршбаума Э. - М.: Смысл, 2005.- 86 с.
60. Заборина, Л.Г. Базисные убеждения родителей детей-инвалидов в условиях хронического стресса: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13 / Заборина Ларис Геннадьевна. - М., 2008. - 23 с.
61. Забрамная, С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения: учебное пособие для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / С. Д. Забрамная. - М.: Просвещение, 1988. - 94 с.
62. Замышляева, М.С. Оптимизм и пессимизм в совладающем поведении в юношеском возрасте: автореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.13 / Замышляева Марина Сергеевна. - М., 2006. - 22 с.
63. Занков, Л. В. Психология умственно отсталого ребенка / Л. В.
Занков. - М.: Государственное учебно-педагогическое издательство
наркомпроса РСФСР, 1939. - 64 с.
64. Занковский, А.Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния / А. Н. Занковский // Психологические проблемы профессиональной деятельности. - М.: Наука, 1991. - С. 144-156.
65. Занковский, А.Н. Психическая напряженность как свойство личности / А. Н. Занковский // Психическая напряженность в трудовой деятельности. - М.: Наука, 1989. - С. 225-237.
66. Захарова, Г. И. Психология семейных отношений: учебное пособие /
Г. И. Захарова. - Челябинск: ЮУрГУ, 2009.- 63 с.
67. Зейгарник, Б. В., Братусь, Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности / Б. В. Зейгарник, Б. С. Братусь. - М.: МГУ, 1980. - 157 с.
68. Зильберман, П. Б. Эмоциональная устойчивость оператора / П. Б. Зильберман; под ред. Е. А. Милеряна // Очерки психологии труда. - М.: Наука, 1974. - С. 138-172.
69. Зинкевич-Евстигнеева, Т.Д., Нисневич, Л.А. Как помочь «особому» ребенку / Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Л. А. Нисневич. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 128 с.
70. Иванова, Е.А. Психологические факторы преодоления жизненных трудностей инвалидами по зрению: атореф. дис. . канд. психол. наук: 19.00.10 / Иванова Екатерина Александровна. - М., 2010. - 22 с.
71. Ивасишин, В. А., Джужа, Н. Ф. Эмпатия как механизм социального развития личности / В. А. Ивасишин, Н. Ф. Джужа // межвуз. сб. Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в онтогенезе. - М.: 1987. - С. 143-150.
72. Ильин, Е. П. Психофизиология состояний человека / Е. П. Ильин. - СПб.: Питер, 2005. - 412 с.
73. Ильин, Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. - СПб: Питер, 2001. - 752 с.
74. Исаева, Е. Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни: монография / Е.Р. Исаева. - СПб.: СПбГМУ, 2009. - 136 c.
75. Исаев, Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д. Н. Исаев. СПб.: Речь, 2003. - 391 с.
76. Исаев, Д. Н. Эмоциональный стресс, психосоматические и соматопсихические расстройства у детей / Д. Н. Исаев. - СПб.: Речь, 2005. - 400 с.
77. Исурина, Г. Л. Групповые методы психотерапии и психокоррекции / Г. Л. Исурина // Кабанов М. М. Методы психологической диагностики и
коррекции в клинике. - Л., 1983, с. 231-254.
78. Кабанов, М. М. Реабилитация психически больных / М. М. Кабанов. - Л.: Медицина, 1985. - 216 с.
79. Карабанова, О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О.А.Карабанова. - М.: Гардарики, 2005. - 320 с.
80. Карамуратова, Р.Б. Психологическое исследование роли оценочной эмпатии в педагогическом процессе: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Карамуратова Раиса Башибаевна. - Алма-Ата, 1984. - 24 с.
81. Карвасарский, Б. Д. Психотерапия / Б. Д. Карвасарский. - СПб.: Питер, 2002. - 672 с.
82. Карелин, А.А. Психологические тесты / Методика PARI (Е.С.Шефер, Р.К.Белл; адаптация Т.В.Нещерет) / А.А. Карелин. - М.: 2001. - Т.2.- 130-143 с.
83. Карпинский, К.В. Смысложизненный кризис как детерминанта совладающего поведения в стрессовых ситуациях / К.В. Карпинский // Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.- практ. конф., Кострома, 23-25 сент. 2010 г. В 2 т. Т. 2 / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М.
B. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. -
C. 26-28.
84. Карпова, Ю. А. Формирование коммуникативных умений эмотивно- эмпатийного взаимодействия будущего устного переводчика: автореф. дисс.
. канд. пед. наук: 13.00.02 / Карпова Юлия Алексеевна. - Нижний Новгород, 2011. - 24 с.
85. Кеннон, В. Физиология эмоций. Телесные изменения при боли, голоде, страхе и ярости / В. Кеннон. - Л.: Прибой, 1927. - 175 с.
86. Китаев-Смык, Л.А. Психология стресса Психологическая антропология стресса / Л. А. Китаев-Смык. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
87. Ковалев, А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы
руководства / А.Г. Ковалев. - М.: Политиздат, 1978. - 279 с.
88. Ковалев, В. В. Психиатрия детского возраста / В. В. Ковалев. - М.: Медицина, 1979. - 608 с.
89. Кожевникова, Е. Ю. Личностные ресурсы преодоления ситуации социально-экономической депривации: автореф. дис. . канд. психол. наук: - 19.00.01 / Кожевникова Екатерина Юрьевна. - Краснодар, 2006. - 26 с.
90. Колпакова, Л. М. Психология адаптивности к трудной ситуации (на примере матерей, имеющих детей с двигательной патологией): автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / Колпакова Людмила Михайловна. - Казань, 2011.- 48 с.
91. Крюкова, Т. Л. Методы изучения совладающего поведения: три копинг - шкалы / Т. Л. Крюкова. - Кострома: Авантитул, 2007. - 60 с.
92. Крюкова, Т. Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: дис. . д-ра психол. наук: 19.00.13 / Крюкова Татьяна Леонидовна. - Кострома: РГБ, 2006. - 473 с.
93. Крюкова, Т. Л., Сапоровская, М. В., Куфтяк, Е. В. Психология семьи: жизненные трудности и совладение с ними / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, Е. В. Куфтяк. - СПб.: Речь, 2005. - 240 с.
94. Кузнецова, Е. В., Петровская, В. Г., Рязанцева, С. А. Психология стресса и эмоционального выгорания: учебное пособие / Е. В. Кузнецова, В. Г. Петровская, С. А. Рязанцева. - Куйбышев: НГПУ, 2012. - 96 с.
95. Кузнецова, Л. В., Переслени, Л. И., Солнцева, Л. И. Основы специальной психологии / Л. В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; под ред. Л. В. Кузнецовой. - М.: Академия, 2002. - 480 с.
96. Куфтяк, Е.В. Психология семейного совладания: автореф. дис. . д- ра психол. наук: - 19.00.13 / Куфтяк Елена Владимировна. - М., 2011. - 46 с.
97. Куфтяк, Е.В. Совладающее поведение в семье, регулярно применяющей физические наказания детей: автореф. дис. . канд. психол. наук: - 19.00.13 / Куфтяк Елена Владимировна. - СПб, 2003. - 22 с.
98. Лабунская, В. А. Психология затрудненного общения: теория.
Методы. Диагностика. Коррекция: учебное пособие / В. А. Лабунская, Ю. А. Менджерицкая, Е. Д. Бреус. - М.: Академия, 2001. - 288 с.
99. Лабунская, В. А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В. А. Лабунская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. - 608 с.
100. Лапкина, Е. В. Психологическая защита и совладание: защитная система личности / Е. В. Лапкина // Ярославский педагогический вестник. 2011. - № 2 - Том II. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова. - С. 232-236.
101. Лебединская, К.С. Диагностика и коррекция нарушений поведения у подростков, страдающих олигофренией (методические рекомендации для педагогов-дефектологов, врачей вспомогательных школ) / К.С. Лебединская.
- М.: Мин. просвещения СССР, 1981. - 34с.
102. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В. В. Лебединский. - М.: Академия, 2003.- 144 с.
103. Левченко, И. Ю. Патопсихология: теория и практика: учебное пособие / И. Ю. Левченко. - М.: Академия, 2000. - 232 с.
104. Левченко, И. Ю., Ткачева, В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. - М.: Просвещение, 2006. - 239 с.
105. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев.
- М.: Смысл, Академия, 2005. - 352 с.
106. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2003. - 487 с.
107. Леонтьев, Д. А. Психологические ресурсы преодоления стрессовых ситуаций: к уточнению базовых конструктов // Психология совладающего поведения: материалы II Междунар. науч.- практ. конф / Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2010. - С. 40 - 42.
108. Леонтьев, Д. А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО) / Д. А. Леонтьев. - М.: Смысл, 2000. - 18 с.
109. Летникова, З. В. Психические расстройства, развивающиеся в
условиях одиночества у лиц позднего возраста (клиника, динамика, психосоциальная коррекция): автореф. дисс. . канд. мед. наук: 14.00.18 / Летникова Зинаида Владимировна. - М., 2004. - 26 с.
110. Лубовский, В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В. И. Лубовский. - М.: Педагогика, 1989. - 104
с.
111. Лурия, А.Р. Умственно отсталый ребенок / А.Р. Лурия. - М.: АПН РСФСР, 1960.- 204 с.
112. Магомед-Эминов, М. Ш. Трансформация личности / М. Ш. Магомед- Эминов. - М.: Психоаналитическая Ассоциация, 1998. - 496 с.
113. Майрамян, Р. Ф. Семья и умственно отсталый ребенок (психопатологические и психологические аспекты проблемы): автореф. дис. ... канд. мед. наук: 19.00.10 / Р. Ф. Майрамян. - М., 1976. - 24 с.
114. Макеева, А.И. О некоторых особенностях эмоциональной сферы людей, влияющих на восприятие или эмоции других / Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга // А.И. Макеева. - М.: 1979.- С. 56-57.
115. Маллер, А. Р. Помощь детям с недостатками развития / А. Р. Маллер. - М.: АРКТИ, 2006.-72 с.
116. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2005. - 960 с.
117. Мамайчук, И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии / И. И. Мамайчук. - СПб.: Речь, 2006. - 400 с.
118. Марищук, В.Л., Евдокимов, В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса / В.Л. Марищук, В.И. Евдокимов. - СПб.: Сентябрь, 2001. - 260 с.
119. Мастюкова, Е. М., Московкина, А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: учебное пособие / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
120. Мелехов, Д. Е. Психиатрия и актуальные проблемы духовной жизни
/ Д. Е. Мелехов. - М.: Свято-Филаретовский институт, 2011. - 168 с.
121. Моисеева, С. Н. Изучение влияния уровня осознанности смысложизненных ориентаций на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, стратегии совладания // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. - Краснодар: Изд. Центр «ХОРС», 2013. - №10. - С. 173-176.
122. Моисеева, С. Н. Изучение влияния уровня эмпатических способностей на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, копинг-стратегии // Теория и практика общественного развития. Научный журнал. - Краснодар: Изд. Центр «ХОРС», 2013. - №12/1. - С. 174¬177.
123. Моисеева, С. Н. Изучение влияния жизненных ориентаций оптимизма/пессимизма на выбор матерями, воспитывающими умственно отсталого ребенка, копинг-стратегий // Теория и практика общественного развития Научный журнал. - Краснодар: Изд. Центр «ХОРС», 2014. - №12/1.
- С.138-141.
124. Моисеева, С. Н. Исследование устойчивости результатов тренинговой программы по укреплению продуктивных способов совладния с трудностями у матерей, имеющих детей с интеллектуальной недостаточностью // Научное мнение. Научный журнал - СПб.: Санкт- Петербургский университетский консорциум, 2017.- № 4. - С. 93-96.
125. Морозов, В. Л., Васильева, А. Г. Невербальный слух и эмпатия / В. Л., Морозов, А. Г. Васильева. - М.: Институт психологии РАН, 1995.- Сер. 1.- № 2.- С. 253 - 260.
126. Московкина, А. Г., Пахомова, Е. В., Абрамова, А. В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей / А. Г. Московкина, Е. В. Пахомова, А. В. Абрамова // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: хрестоматия. - СПб.: Речь, 2007.
- 400 с.