АННОТАЦИЯ 2
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ КОМИКСА В ИЛЛЮСТРИРОВАННОЙ ИНСТРУКЦИИ 6
1.1 Определение комикса 6
1.2 Текстовые и иллюстрированные инструкции 10
1.2.1 Специфика поясняющей иллюстрации 12
1.3 Визуальное повествование в рамках инструктажа 14
1.3.1 Примеры эффективного использования элементов комикса 16
1.4 Использование комиксов-инструкций в образовательном процессе 19
2 СЕРИЯ ЛИФЛЕТОВ С КОМИКСАМИ НА ТЕМУ «ГАЙД ПО ВЫЖИВАНИЮ НА
КАФЕДРЕ» 25
2.1 Определение формы и содержания продукта 25
2.2 Выбор формата и способа печати 27
2.3 Подготовительная работа и сбор материалов 29
2.3.1 Создание сценария эпизодов комикса 30
2.3.2 Выбор стиля изображений 33
2.3.3 Раскадровка, работа с текстом и отрисовка иллюстраций 35
2.4 Допечатная подготовка 40
2.5 Реализация проекта 41
2.5.1 Реакция целевой аудитории 42
3 РАЗРАБОТКА АВТОРСКОГО КУРСА НА ТЕМУ «СОЗДАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ
ПРИ ПОМОЩИ КОМИКСА» 44
3.1 Краткое описание наполнения курса 44
3.2 Информация о возрастных особенностях молодежи 46
3.3 Содержательное наполнение занятий 50
3.4 Апробация занятия разработанного курса 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ А 70
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 90
ПРИЛОЖЕНИЕ В 103
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 126
На протяжении всей своей жизни человек пребывает в бесконечном потоке информации, которую он обрабатывает и ретранслирует другим. Разумеется, существуют разные формы представления информации: текст, изображение, аудио и видео. Человек может выбрать наиболее предпочтительные для себя способы восприятия и передачи информации. В этой связи большой популярностью пользуются креолизованные тексты. Фактура тексов такого рода сочетает в себе вербальный и невербальный компоненты. Разновидностью креолизованного текста является комикс.
Как известно, ещё до появления полноценного текста люди уже обменивались информацией посредством изображений, о чем свидетельствуют наскальные рисунки. Пиктограммы легко и просто доводили значимую информацию до сведения другого, и до определенного времени этого было достаточно для коммуникации. Однако, по мере развития люди перестали довольствоваться исключительно изображениями (иконическими текстами). Появилось понимание того, что вербальный текст способен передать смысл послания лучше и четче, правда, и здесь имеются определенные ограничения в виде языковых барьеров, например, (человек может не владеть кодом прочтения). Одно из оптимальных решений - это синтез вербального текста и изображения. Подобная комбинация достаточно удобна в плане восприятия и усвоения информации.
Основной критерий эффективной коммуникации - это осуществление коммуникативной цели инициаторов общения и достижение между ними консенсуса. При этом главным условием успешного общения является умение адресата проникнуть в коммуникативный замысел адресанта. Особенно важно учитывать это при выполнении трудовых операций. Должностные обязанности человека, этапы технологического процесса, техника безопасности, наконец - вся эта важная информация конвертируется в инструкции, которые часто представляют собой вышеупомянутые креолизованные тексты. Что касается комиксов-инструкций, то они были интегрированы в рабочий процесс сравнительно недавно. Важно отметить, что потенциал комикса как инструкции был продемонстрирован уже на советских заводах: плакаты по технике безопасности на производстве позволяли вновь прибывшим рабочим быстро и наглядно ознакомиться с правилами поведения на рабочем месте. В то же время комикс-инструкция в силу своего удобства актуализируется и в современности. Более того, расширяется контекст бытования этого феномена - комикс как инструкция начинает использоваться в образовательных и иных целях.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, сталкиваясь с каким-либо новым видом деятельности, человек нуждается в понятных инструкциях. В свою очередь корректное понимание информации зависит от способа ее представления. В этом смысле комикс действительно удобен, поскольку в нем зачастую комбинируются изображения и вербальный текст. Таким образом, информация воспринимается быстро и хорошо запоминается.
Цель работы состоит в разработке авторского курса по созданию инструкций в виде комиксов с опорой на проведенное теоретическое исследование и на полученный практический опыт при разработке серии лифлетов с комиксами на тему «Гайд по выживанию на кафедре».
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- Найти необходимый теоретический и иллюстративный материал по теме комикса, изучить и проанализировать найденные источники;
- Определить особенности комиксного изложения инструкции;
- Разработать проект серии лифлетов «Гайд по выживаю на кафедре»;
- Описать технологию создания серии лифлетов;
- Разработать программу занятий «Создание инструкций при помощи комикса» для молодежной аудитории.
Методология.
Метод анализа. Использовался в ходе написания теоретической части работы, в которой даются определения комикса, инструкции; раскрываются особенности применения комиксов-инструкций в различных областях.
Метод синтеза был применен для обобщения теоретической информации в области педагогики и эмпирического опыта в области изобразительного искусства, что впоследствии использовалось при составлении авторского курса.
Метод опроса и анкетирования применялся для сбора необходимой информации среди круга лиц, связанных с направлением темы продукта, для актуализации и конкретизации вопросов, которые освещаются в серии лифлетов.
Метод интерпретации был задействован при анализе работ учеников после проведения апробации одного из занятия авторского курса с целью определения успешности его создания и реализации.
Новизна представленной работы выражается в разработке программы занятий в рамках авторского курса, направленного на точечное изучение свойств комикса в аспекте создания иллюстрированных инструкций. Серии лифлетов с комиксами, созданные на основе теоретического исследования, могут быть многократно использованы при погружении в университетскую среду студентов младших курсов.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения разработанного авторского курса в педагогической практике, а также в использования серии лифлетов с комиксами на тему «Гайд по выживанию на кафедре» в образовательных целях.
Целью выпускной квалификационной работы на тему «Комикс как инструкция» являлась разработка авторского курса по созданию инструкций в виде комиксов с опорой на проведенное теоретическое исследование и на полученный практический опыт при разработке серии лифлетов с комиксами на тему «Гайд по выживанию на кафедре». Для решения поставленной цели были реализованы работы над теоретической и практической частями.
Теоретическая часть работы включала в себя исследование материалов, собранных по основной теме. Ключевые аспекты исследования касались определения комикса, его видов, специфики изображения, а также понятия инструкции, в частности, иллюстрированной инструкции, комикса-инструкции. Автором были проанализированы особенности создания и применения, а также области применения комиксов и комиксов- инструкций.
Практическая часть работы предполагала создание серии лифлетов с комиксами- инструкциями на тему «Гайд по выживанию на кафедре». Общее количество лифлетов составило три единицы. Каждый из лифлетов отражал актуальные вопросы подготовки работ по рисунку, живописи и композиции; их оформление и развеску в рамках итогового экзамена - просмотр работ, выполненных в течение всего семестра. На этапе определения темы продукта значительную помощь оказал проводимый устный и электронный опрос среди участников образовательного процесса на кафедре изобразительного искусства НИ ТГУ, а также личный опыт подготовки к экзамену. При создании продукта ВКР были использованы исследования, относящиеся к теме специфики создания комиксов и изображения инструкций. Для актуальности и достоверности предоставляемого материала были изучены сведения, касающиеся непосредственно требований подготовки к просмотру. Процесс включал в себя продумывание идеи сценария для каждого комикса-инструкции, раскадровку, отрисовку иллюстраций в едином стиле и подбор шрифта под данный стиль, а также само оформление лифлета. Работа по созданию изображения помогла усовершенствовать уже имеющиеся навыки в области создания цифровых изображений. Автору удалось в значительной степени уточнить и закрепить информацию о допечатной подготовке и печати цифрового продукта.
Все освоенные теоретические материалы и практический опыт, полученный в ходе выполнения продукта диплома, помогли при создании авторского курса на тему «Создание инструкций при помощи комикса». Курс направлен на изучение особенностей создания иллюстрированных инструкций, в частности комикса-инструкции. Возраст целевой аудитории был определен от 18 до 35, что позволило охватить возрастной диапазон, отвечающий запросам курса. Итогом авторского курса является изученный в полной мере материал и его практическое применение при создании собственного продукта (комикса- инструкции).
В конечном итоге, выполнение выпускной квалификационной работы помогло развить, улучшить и закрепить знания и навыки, полученные за весь период обучения. Цель была достигнута, а задачи, поставленные в ходе работы, были выполнены.
1. Абу Бакр Д. З. Проблема определения комикса / Д. З. Абу Бакр, Е. А. Березовская // Книжное дело: достижения, проблемы, перспективы: сборник материалов VI Международной научно-практической интернет-конференции: электронное издание. - Екатеринбург, 2017. - С. 4-8.
2. Андреева Е. Е. Особенности комикса как наглядного средства обучения / Е. Е. Андреева, Д. С. Спатаев. // Социально-экономические и демографические аспекты реализации национальных проектов в регионе: сборник статей X Уральского демографического форума: в 2-х т. - Екатеринбург: Институт экономики УрО РАН, 2019. - Т. 2. - С. 271-276.
3. Бейненсон В. А. КОМИКС КАК ФОРМАТ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКЕ // ЧЕЛЯБИНСКИЙ ГУМАНИТАРИЙ. - 2020. - № 3 (52). - С. 47-61.
4. Богданова В. О. Дидактический потенциал комикса // Социум и власть. - 2020. - № 6 (86). - С. 79-87.
5. Булатова А. В. Комикс как инструмент коммуникации с потребителем // Культурологические чтения - 2022. Культурное наследие и актуальные культурные практики: репрезентации, трансформации, перспективы: материалы Всероссийской (с международным участием) научно-практической конференции (Екатеринбург, 15-18 марта 2022 г.). - Екатеринбург, 2022. - С. 28-33.
6. Валентина В. Т. Комиксы как разновидность креолизованных текстов // Наука и образование. - 2022.
7. Ванчугов А. А. Комикс как рекламный жанр // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы II Международ. науч.-практ. конф. Екатеринбург, 18-20 апреля 2016 г.: в 2 т. - Екатеринбург, 2016. - Т. 2. - С. 93-96.
8. Васильева, Т. А. ОСОБЕННОСТИ ДИЗАЙНА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО КОМИКСА // АКАДЕМИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК УРАЛНИИПРОЕКТ РААСН. - 2020. - № 1 (52). - С. 84-89.
9. Гридина Т. А. ВЕРБАЛЬНЫЕ МНЕМОТЕХНИКИ КАК МЕХАНИЗМ КОДИРОВАНИЯ И ДЕКОДИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИИ / Т. А. Гридина, Н. И. Коновалова // Полилингвиальность и транскультурные практики. - 2014. - № 1. - С.128-1333
10. Должностные инструкции в комиксах. Нетрадиционные методы коммуникации с персоналом // Мотивация и оплата труда. - 2011. - №2. - С. 86-97.
11. Калитина К. В. Использование комиксов в образовательных технологиях как важного инструмента для передачи знаний // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2013. - Т. 3. - С. 2256-2260.
12. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. / Петренко В.Ф., Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф., Уфимцева Н.В. - М.: Высшая школа, 1990. - С. 180-186.
13. Курсакова, С. Н. «Возрастные особенности современной молодежи» Курсакова, С. Н.; БАЛАШОВСКИЙ ТЕХНИКУМ МЕХАНИЗАЦИИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА. - Саратов, 2020. - 1 с.
14. Макклауд С. Понимание комикса. Невидимое искусство / С. Макклауд. - М.: Белое яблоко, 2016. - 224 с.
15. Маклауд С. Создание комикса. Как рассказать историю в комиксах, манге и графических романах. / С. Маклауд. - М.: Белое яблоко, 2019. - 272 с.
..59