ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ СЛУЖЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА 18
1.1. Социально-психологические аспекты исследования межличностных
отношений в условиях служебной деятельности 18
1.1.1. Когнитивная сторона межличностных отношений в учебных
подразделениях вузов МЧС России 27
1.1.2. Эмоционально-чувственная сторона межличностных отношений в учебных
подразделениях вузов МЧС России 32
1.1.3. Поведенческий компонент межличностных отношений в учебных
подразделениях вузов МЧС России 38
1.2. Социально-психологические условия служебной деятельности младшего
командного состава учебных подразделений вузов МЧС России 43
1.3. Стилевые характеристики служебной деятельности младшего командного
состава 64
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА 72
2.1. Обоснование и организация исследования 72
2.2. Диагностический инструментарий исследования 77
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ЭМПИРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ДЕТЕРМИНАНТ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА УЧЕБНЫХ
ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ МЧС РОССИИ 91
3.1. Оценка социально-психологических и личностных характеристик командира младшего звена учебных подразделений вузов МЧС России 91
3.2. Социально-психологические детерминанты субъективной удовлетворенности курсантов и офицерского состава курсов взаимоотношениями с командирами
младшего звена 107
3.3. Субъективные детерминанты стиля командно-управленческого
взаимодействия в учебных подразделениях вузов МЧС России 131
3.4. Проблемы психологического отбора и сопровождения командиров младшего
звена в процессе формирования их управленческого потенциала 140
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 151
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 157
Актуальность исследования. Одной из фундаментальных социально-психологических проблем, как известно, является проблема профессиональной деятельности, а также подготовки к ней. Принципиальное значение эта проблема имеет по отношению к видам деятельности, которые характеризуются высокой политической, экономической и общественной значимостью. Одной из них выступает деятельность специалистов экстремального профиля. Важным представляется процесс подготовки таких специалистов к трудовой деятельности. Специфическим управленческим звеном в этом процессе выступает младший командный состав образовательных организаций высшего образования МЧС России. Существенные последствия имеет оптимальность выбора и назначения лиц из числа обучающихся для исполнения обязанностей младших командиров. Для прогнозирования продуктивности управленческого взаимодействия руководителей и исполнителей признается важным учет их психологических особенностей. Формирование значительного числа требуемых качеств командиров низового звена, в силу особенностей их положения среди иерархии управления, вызывает затруднения у вышестоящего руководства, которое вынуждено выделять из них наиболее существенные характеристики, как социально-психологические, так и личностные.
Другой проблемой, исследуемой в работе, является детерминация продуктивности деятельности разного рода факторами, среди которых важное место занимают социально-психологические факторы.
Актуальность исследования связана и с тем, что процесс реформирования и оптимизации специализированных образовательных учреждений высшего образования МЧС России сопровождаются сменой подхода к подготовке специалистов экстремального профиля. Поступая в вузы МЧС России, обучающиеся попадают в такие условия жизнедеятельности, которые отличаются необходимостью непрерывного взаимодействия с другими участниками служебной деятельности внутри образовательного подразделения. Одной из проблем данной сферы профессиональной подготовки в настоящий период является реализация компетентностного подхода к обучению курсантов. Особое внимание при этом уделяется процессу формирования продуктивных отношений между субъектами образовательного и воспитательного процесса.
В работе также затронута проблема маргинальности статуса руководителя низового звена, которая конкретизируется с учетом специфики функционирования учебных подразделений вузов МЧС России. В связи с этим, обосновано возрастает интерес к стилевым проявлениям деятельности руководителей низового уровня, которыми в данном случае являются командиры младшего звена (сержанты).
Актуальность данного исследования диктуется общетеоретической значимостью обозначенной проблематики в сфере социальной и организационной психологии и необходимостью решения прикладных проблем, связанных с совершенствованием психологического отбора младших командиров на сержантские должности на первом году обучения и поддержкой оптимизированных отношений младших командиров с командованием курса и подчиненными курсантами.
В частности, возросло осознание значимости индивидуального подхода при формировании психологических особенностей у будущих специалистов деятельности экстремального профиля в процессе выполнения образовательных задач. Для социальной психологии эта проблематика имеет более широкое понимание и ряд специфических особенностей. Ее можно сформулировать как психологическое обеспечение эффективности работы непосредственных руководителей низового звена управления. Одним из первых на актуальность этой проблематики обратил внимание Р.Б. Гительмахер (1989, 1995). Автор указал, что в центре изучаемой проблемы на производстве - двойственное положение руководителей (бригадир - это рабочий и руководитель одновременно). Аналогичное положение занимают сержанты, которые одновременно остаются курсантами и являются командирами.
На сегодняшний день исследования, посвященные социально-психологическим детерминантам служебной деятельности специфических военизированных коллективов и двойственному статусу сержантского состава, единичны. Однако имеется значительное количество работ, рассматривающих эти феномены на объектах социальной, производственной и экономической сфер.
Таким образом, на основе анализа актуальной социально-психологической теории и практики по проблематике социально-психологических детерминант служебной деятельности руководителей низового звена подразделений военной направленности определены цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования.
Цель исследования: выявить устойчивую совокупность социально-психологических и личностных характеристик младшего командного состава, детерминирующих стиль их командно-управленческого взаимодействия в рамках реализации служебной деятельности (на материале учебных подразделений вузов МЧС России).
Данная цель конкретизировалась в следующих задачах:
1. Осуществить теоретический анализ современного состояния и основных направлений изучения социально-психологических особенностей руководителей низового звена и их положения в управленческой структуре (на примере младшего командного состава учебных подразделений вузов МЧС России).
2. Разработать двумерную типологию командно-управленческого стиля руководителей низового звена на основе интеграции двух характеристик управленческой деятельности - характера взаимодействия с вышестоящим руководством и характера взаимодействия с подчиненными курсантами.
3. Выявить устойчивую совокупность социально-психологических и личностных характеристик в стиле служебных взаимоотношений младших командиров с курсантами подразделений, оказывающую влияние на показатели субъективной удовлетворенности подчиненных служебной деятельностью сержантов.
4. Определить устойчивую совокупность социально-психологических и личностных характеристик младших командиров курсантских подразделений, оказывающую, по мнению офицерского состава курса, влияние на выполнение ими своих должностных обязанностей.
5. Исследовать социально-психологические и личностные детерминанты служебной деятельности командиров младшего звена учебных подразделений вузов МЧС России, интегрируемые в устойчивые стилевые характеристики командно-управленческого взаимодействия, на аналитическом и структурном уровнях.
6. Обосновать применение дополнительных психодиагностических процедур в работе психологических служб вуза МЧС России для определения стиля командно-управленческого взаимодействия командиров младшего звена в учебных подразделениях.
Объект исследования: младший командный состав учебных подразделений вузов МЧС России.
Предмет исследования: социально-психологические и личностные характеристики младшего командного состава учебных подразделений вузов МЧС России, детерминирующие их служебную деятельность.
Общая гипотеза исследования: совокупность социально-психологических и личностных детерминант служебной деятельности младшего командного состава, при условии двойственности их статуса по отношению к курсантам и вышестоящим руководителям, интегрируется в устойчивые стилевые характеристики командно-управленческого взаимодействия, которые взаимосвязаны с продуктивностью служебной деятельности младшего командного состава.
Частные гипотезы исследования.
1. Стилевые характеристики командно-управленческого взаимодействия младшего командного состава могут быть дифференцированы на основе двух критериев: характер взаимодействия с вышестоящим руководством, характер взаимодействия с подчиненными.
2. Реализуемый стиль командно-управленческого взаимодействия командиров младшего звена будет влиять на продуктивность их служебной деятельности.
Методологическую основу исследования составили принципы социально¬психологической обусловленности психики и деятельности (С.Л. Рубинштейн, М.Г. Ярошевский, В.П. Зинченко), единства психики и деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Завалишина, Ю.П. Поваренков, А.В. Карпов, Г.М. Зараковский), а также субъектный подход (К.А. Абульханова- Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, Е.А. Климов и др.), с позиций которого изучается отношение субъекта деятельности к различным ее составляющим. Согласно данному подходу, человек, включаясь в процесс деятельности, приобретает специфические характеристики, которые, в свою очередь, по принципу детерминации, определяют качество и содержание этой деятельности.
Теоретическую основу исследования составили работы отечественных авторов (Г.И. Аксенов, Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, А.В. Петровский, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн). Аспекты социальной перцепции в управлении изучались научной школой Р.Б. Гительмахера и его последователями (В.И. Назаровым, В.В. Новиковым, И.Р. Сушковым). Проблема межперсональных отношений отражена в работах зарубежных исследователей А. Адлера, Г.С. Салливена. Изучение процесса формирования социальных отношений представлено в работах Г.М. Андреевой, Л.Д. Столяренко и др.
В соответствии с направленностью работы мы также опирались на актуальные исследования психологии военизированных коллективов (Е.Г. Баранов, А.Д. Глоточкин, А.А. Головачёв, О.В. Евтихов, Ю.В. Золотухина, В.В. Ковалев, О.М. Латышев, А.С. Черепанов).
Методы исследования. В соответствии с целью и задачами исследования применялись следующие методы и методики: теоретический анализ научных источников, наблюдение, анкетирование, методический комплекс валидизированных психодиагностических методик. Для определения мотивационной сферы личности командира младшего звена использовались: копинг-тест Лазаруса, мак-шкала В.В. Знакова, тест мотивации достижения А. Мехрабиана, методика изучения направленности личности В. Смекала и М. Кучера. Диагностика психологического профиля командиров младшего звена проводилась с помощью стандартизированного многофакторного метода исследования личности (СМИЛ). Изучение межличностных отношений в диаде «сержант-курсант» проводилось с помощью опросника Т. Лири в модификации Л.Н. Собчик и методики Дж. Морено «Социометрия». В работе были использованы методы наблюдения, диагностической беседы, анкетирования, экспертной оценки, групповой оценки личности (ГОЛ).
Кроме того, в исследовании была применена авторская анкета для изучения особенностей взаимоотношений младшего командного состава с подчиненными курсантами и командирами курсов, а также специфических составляющих их служебной деятельности.
При работе с эмпирическими данными исследования был использован метод оценки степени организованности корреляционных плеяд и характера их конфигурации (А.В. Карпов), а также методы математико-статистического анализа: сравнение выборочных средних величин, частотный анализ, корреляционный анализ - коэффициент корреляции Спирмена, факторный анализ, оценка различий между выборками с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Статистическая обработка данных проведена с помощью пакета программ Microsoft Excel, SPSS 14.0.
Исследование включало в себя четыре основных этапа.
Первый этап (2012-2013 гг.) - поисково-теоретический, на котором был проанализирован теоретический и эмпирический опыт исследования проблемы социально-психологических взаимоотношений в учебных подразделениях образовательных организаций высшего образования МЧС России, проблемы социально-психологического отбора и становления младших командиров, осуществлено концептуальное моделирование работы. Было проведено пилотажное исследование социально-психологических факторов, влияющих на взаимоотношения в курсантских коллективах. Составлена авторская анкета.
Второй этап (2013-2014 гг.) был посвящен эмпирическому исследованию социально-психологических детерминант служебной деятельности младшего командного состава учебных подразделений вузов МЧС России. Среди изучаемых детерминант, особую роль в работе уделено особенностям межличностных отношений командиров младшего звена, их социометрическому статусу, мотивационной сфере и личностным характеристикам сержантов. По промежуточным результатам исследования были опубликованы статьи.
Третий этап (2014-2016 гг.) - проведена статистическая обработка полученных эмпирических результатов. Публикация результатов исследования.
Четвертый этап (2017-2018 гг.) - заключительно-обобщающий, на котором были сформулированы основные выводы исследования, завершено оформление диссертационной работы, опубликован ряд статей.
Современные условия профессиональной деятельности специалистов экстремального профиля предъявляют особые требования к их подготовке в рамках обучения в образовательных организациях высшего образования МЧС России. Становление специалиста пожарной безопасности происходит в специфических условиях, характерных для военизированных организаций. Одним из этих условий является непрерывность взаимодействия между субъектами образовательного и воспитательного процесса в ситуации казарменного положения обучающихся. Важным представляется процесс формирования продуктивных отношений внутри курсантского подразделения. Функционирование курсантского подразделения определяется служебными, учебными, неслужебными (бытовыми) задачами, а также системой межличностных отношений. Важным «звеном» в реализации данных задач является руководитель низового уровня, которым является младший командный состав (сержантский состав).
Проведенное нами исследование было направлено на выявление социально¬психологических детерминант служебной деятельности младших командиров, которые могут оказывать существенное влияние на результативность работы подчиненного учебного подразделения.
В работе выполнен системный анализ исследований отечественных и зарубежных специалистов в области организационной и военной психологии. Данный анализ позволил определить существенные закономерности формирования межличностных отношений в учебных подразделениях вуза МЧС России, среди которых можно отметить как общие (в зависимости от возраста обучающихся, этапа формирования коллектива), так и специфические (особый тип управления, характерный для военизированных структур; специфика будущей профессиональной деятельности; условия обучения и службы).
Анализ литературных источников позволил обратить внимание на потребность современного этапа развития психологии управления в исследованиях, направленных на получение знаний об индивидуальных различиях руководителей, которые основываются на непосредственном управленческом взаимодействии. Данные различия отражаются в понятии стиля управления. Теоретический анализ указывает, что стиль общения и деятельности как совокупность устойчивой индивидуально своеобразной совокупности целей, действий, направленностей в специфической деятельности выступают в качестве одного из системообразующих факторов личности. Направленное использование знаний о стилистических особенностях командно-управленческой деятельности младшего командного состава является фактором формирования продуктивных взаимоотношений в курсантском подразделении. В данном исследовании поставленная задача была решена посредством выявления характерных стилей командно-управленческого взаимодействия сержантов с вышестоящим руководством и подчиненными курсантами. Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу о существование стилевых характеристик командно-управленческого взаимодействия младших командиров, которые детерминированы устойчивой совокупностью личностных и социально¬психологических характеристик и двойственностью их статуса.
Также проведенное исследование позволило:
- определить личностные и социально-психологические характеристики в стиле служебных взаимоотношений младших командиров с курсантами подразделений и вышестоящим руководством курсов, оказывающих влияние на показатели субъективной удовлетворенности служебной деятельностью сержантов;
- выявить личностные и социально-психологические детерминанты командно-управленческого стиля младшего командного состава на аналитическом и структурном уровнях;
- обосновать применение дополнительных психодиагностических процедур в работе психологических служб вуза МЧС России для определения стиля командно-управленческого взаимодействия командиров младшего звена в учебных подразделениях;
- разработать рекомендации по психологическому сопровождению младшего командного состава в процессе реализации ими служебной деятельности, направленные на формирование и поддержание продуктивного командно-управленческого взаимодействия в учебных подразделениях вуза МЧС России.
Таким образом, в процессе проведенного исследования была достигнута цель работы, доказана выдвинутая гипотеза, решены поставленные задачи.
Полученные результаты позволяют сделать следующие выводы:
1. Поведение младшего командного состава усложнено характерной для него двойственностью статуса. Основой для стабильной продуктивности исполнения младшими командирами учебных подразделений вуза МЧС России служебных обязанностей является стиль командно-управленческого взаимодействия с руководимым подразделением и вышестоящими командирами.
2. Командно-управленческий стиль взаимодействия руководителей низового звена учебных подразделений вуза МЧС России формируется при сочетании двух его направленностей: взаимопонимание с вышестоящим руководством основных стилей и психологически обоснованных подходов к их достижению; направления взаимодействия с подчиненными. Уровень представленности параметров обеих направленностей отражает структуру стиля и признаки для его классификации.
3. Виды командно-управленческих стилей взаимодействия сержантского состава обусловлены использованием собственного опыта социализации, аналитического оценивания ситуативной и перспективной реальности. В основе каждого из выявленных стилей лежит присущая субъекту структура устойчивых психологических характеристик и мотиваций направленности на взаимодействие.
4. Сравнительная эффективность командно-управленческих стилей руководителей низового звена определяется организованностью структуры социально-психологических и личностных характеристик. Чем более организованы структуры личностных качеств, тем более уверенную позицию в управленческой иерархии занимает руководитель низового звена.
5. Уровень субъективной удовлетворенности подчиненных курсантов направленностью и качеством управленческого взаимодействия командира младшего звена зависит от его ориентации на баланс авторитарно-агрессивной и дружелюбно-альтруистической направленности интерперсональных отношений. Дисбаланс копинг-стратегий в сторону «принятия ответственности» или «поиска социальной поддержки» оказывает отрицательное влияние на исследованные показатели удовлетворенности подчиненных.
6. Эмпирически доказан высокий уровень субъективности предъявляемых требований командиров курсов по отношению к служебной деятельности младших командиров, который состоит в воспитании у сержантов авторитарной позиции по отношению к подчиненному составу, неукоснительности в выполнении приказов и обеспечения бесконфликтности в подчиненном учебном подразделении.
7. Установлено наличие социально-перцептивных особенностей у курсантов. В отношении к деятельности сержанта могут возникать противоположные ожидаемым результаты ее восприятия, обозначенные как «феномены обратного ответа». К числу подобных явлений относятся:
- положительное отношение курсантов к демонстрации младшим командиром примеров подчинения вышестоящему руководству и безоговорочного выполнения его приказов и поручений; безоценочное отношение командира младшего звена к ошибкам подчиненного при реализации управленческого решения; наличие стабильного среднего балла успеваемости у младшего командира на уровне «4,0-4,2»;
- отрицательное отношение к результатам деятельности сержанта в случаях применения им копинг-стратегии «принятие ответственности на себя»; включенность сержанта в творческие коллективы и спортивные секции вуза МЧС России; наличие акцента на поддержании благоприятной психологической атмосферы в подчиненном учебном подразделении.
8. Эмпирически обосновано применение дополнительных психодиагностических процедур в работе психологических служб вуза МЧС
России. Эти процедуры становятся необходимыми для определения предпосылок формирования и развития командно-управленческого стиля взаимодействия командиров младшего звена с курсантами и офицерами в учебных подразделениях. К числу психодиагностических методик, показавших наиболее существенные результаты в определении стиля командно-управленческого взаимодействия руководителей низового звена, относятся: копинг-тест Р. Лазаруса, мак-шкала В.В. Знакова, опросник Т. Лири в модификации Л.Н. Собчик, методика изучения направленности личности В. Смекала и М. Кучеры, стандартизированный многофакторный метод исследования личности - СМИЛ, авторская анкета.
9. Психологические меры по совершенствованию служебных отношений младших командиров и курсантов изначально должны учитывать две группы предпосылок. На этапе выбора кандидатов для замещения должностей младшего командного состава необходимо с помощью психологической диагностики определить наличие устойчивых личностных характеристик (баланс импульсивности, активности, мужественности / пассивности / настойчивости и независимости суждений), а также социально-психологические особенности потенциальных кандидатов (баланс авторитарной, дружелюбной и зависимой интерперсональной позиции; наличие копинг-стратегий «положительная переоценка», «самоконтроль», «планирование решение проблемы», «конфронтационный копинг» и отсутствие преобладания копинг-стратегии «бегство-избегание»; направленность на себя и свое благополучие при реализации служебной деятельности; отсутствие выраженной склонности к манипулированию в ситуации межличностного взаимодействия). В ходе начального этапа становления младших командиров условием целенаправленного формирования их командно-управленческого потенциала является организация психологической поддержки служебной деятельности сержантов по трем направлениям: психодиагностические мероприятия, формулирование и
реализация индивидуальных рекомендаций, обучение сержантского состава основам взаимодействия с подчиненными.
1. Адлер, А. Понять природу человека / А. Адлер ; пер. Е. А. Цыпина. - СПб. : Академ. проект, 1997. - 256 с.
2. Азимов, Т. А. Сравнение стилей руководства / Т. А. Азимов, Л. Ю. Безнощук // Молодой ученый. - 2016. - № 11. - С. 590-593.
3. Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания / Б. Г. Ананьев. - СПб. : Питер, 2001. - 272 с.
4. Ананьев, Б. Г. Очерки истории русской психологии XVIII и XIX веков / Б. Г. Ананьев. - М. : Госполитиздат, 1947. - 68 с.
5. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1968. - 339 с.
6. Андреева, Г. М. Психология социального познания / Г. М. Андреева. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 288 с.
7. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для вузов / Г. М. Андреева. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2004. - 365 с.
8. Андриенко, Е. В. Социальная психология : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2001. - 264 с.
9. Аникина, В. Г. Психотехническая модель рефлексии: теоретические основания и описание / В. Г. Аникина // Психологический журн. - 2010. - Т. 31, № 6. - С. 50-56.
10. Анцупов, А. Я. Словарь конфликтолога / А. Я. Анцупов, А. И. Шипилов. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2006. - 526 с.
11. Анцыферова, Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование и психологическая защита / Л. И. Анцыферова // Психологический журн. - 1994. - Т. 15, № 1. - С. 3-18.
12. Анцыферова, Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» её бытия / Л. И. Анцыферова // Психологический журн. - 1993. - № 2. - С. 3-16.
13. Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл. - СПб. : Питер, 2003. -
270 с.
14. Арджирис, К. Организационное научение / К. Арджирис - М. : Инфа- М, 2004. - 312 с.
15. Арутюнова, М. И. Влияние различных стилей руководства на продуктивность управленческой деятельности в организации / М. И. Арутюнова, С. Э. Нижарадзе, М. И. Абузярова // Электронный научный журн. - 2016. -
№ 11-2 (14). - С. 65-68.
16. Бандурка, А. М. Юридическая психология : учебник / А. М. Бандурка, С. П. Бочарова, Е. В. Землянская. - Харьков : Изд-во Нац. ун-та внутр. дел, 2002. -
596 с.
17. Баранов, Е. Г. Влияние ролевых взаимоотношений между военнослужащими на конфликты в подразделении / Е. Г. Баранов. - М. : Воен. ун¬т, 1995. - 239 c.
18. Барановский, В. Д. Эмоции и познавательный процесс / В. Д. Барановский, В. В. Малов // Современные подходы к подготовке кадров для органов внутренних дел : Тез. Восьмой межвуз. научн.-метод. конф. - Иркутск :
ВСИ МВД РФ, 2003. - 269 с.
19. Барсуков, И. И. Социальное общение как фактор повышения эффективности деятельности воинских коллективов / И. И. Барсуков. - М. : ВПА,
1980. - 255 c.
20. Березин, Ф. Б. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения) / Ф. Б. Березин, М. П. Мирошников, Е. Д. Соколова. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Консультант плюс - новые технологии, 2011. - 320 с.
21. Берн, Э. Игры, в которые играют люди / Э. Берн / пер. с англ. - СПб. : Лениздат, 1992. - 400 с.
22. Бехтерев, В. М. Мозг и его деятельность / В. М. Бехтерев. - Л. ; М., 1928. - 327 с.
23. Бодалев, А. А. Восприятие человека человеком / А. А. Бодалев. - 2-е изд. - М. : Энциклопедист-Максимум ; СПб. : Міръ, 2015. - 240 с.
24. Бодалев, А. А. Восприятие человека человеком / А. А. Бодалев. - СПб.
: Изд-во ЛГУ, 2008. - 241 с.
25. Бодалев, А. А. Личность и общение : избр. психол. тр. / А. А. Бодалев.
- М., 1995. - 328 с.
26. Бодалев, А. А. Рабочая книга практического психолога: технология эффективной профессиональной деятельности : пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева.
- М. : Изд-во Института психотерапии, 2001. - С. 640.
27. Бойко, В. В. Социально-психологический климат коллектива и личность / В. В. Бойко, А. Г. Ковалёв, В. Н. Панферов. - М. : Мысль, 1983. - 284 c.
28. Борисова, С. Е. Влияние неадекватного стиля управления на профессиональное развитие личности сотрудника ОВД / С. Е. Борисова // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2002. - № 1(17). - С. 24-26.
29. Булгаков, А. В. Психологическая теория и практика межгрупповой адаптации (по материалам экспериментального исследования на кораблях ВМФ России) / А. В. Булгаков. - М. : МГОУ, 2006. - 229 с.
30. Бураканова, Г. А. Стиль руководителя и эффективность управления / Г. А. Бураканова // Пробл. теории и практики управления. - 2011. -№ 4. - С. 112-117.
31. Бурова, В. А. Социальные когнитивные функции при шизофрении и способы терапевтического воздействия / В. А. Бурова // Социальная и клиническая психиатрия. - 2009. - № 4. - С. 92-104.
32. Быков, С. В. Взаимосвязь интернальности как характеристики личности и профессиональной ответственности руководителя / С. В. Быков // Вестн. РУДН, серия «Психология и педагогика». - 2013. - № 4. - С. 44-47.
33. Военная педагогика и психология / А. В. Барабанщиков, В. П. Давыдов. Э. П. Утлик, Н. Ф. Феденко. - М. : 1986. - 240 с.
34. Военная психология: методология, теория, практика / П. А. Корчемный [и др.]. - М. : Воениздат, 2010. - 340 с.
35. Волкова, А. И. Психология общения / А. И. Волкова. - Ростов н/Д : Феникс, 2007. - 446 с.
36. Волкова, А. М. Влияние стиля управления руководителя на социально-психологический климат в организации / А. М. Волкова // Современное интеллектуальное пространство: идеи и решения : сб. по матер. II Междунар. науч.-практ. конф. / под ред. Т. Л. Мягковой. - Саратов, 2017. - С. 21¬26.
37. Гайдар, К. М. Социально-психологическая концепция группового субъекта: монография / К. М. Гайдар ; Воронеж. гос. ун-т. - Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. - 396 с.
38. Гайдар, К. М. Субъективный подход к психологии малых групп: история и современное состояние / К. М. Гайдар. - Воронеж : Изд-во Воронеж ун¬та, 2006. - 160 с.
39. Гайдар, К. М. Феномен идентичности группового субъекта / К. М. Гайдар // Вестн. ТГПУ. - 2009. - Вып. 11 (89). - С. 148-153.
40. Гительмахер, Р. Б. Рабочий и мастер (социально-психологический аспект) / Р. Б. Гительмахер. - М. : Высш. школа, 1989. - 36 с.
41. Глоточкин, А. Д. Формирование взаимоотношений в воинском коллективе (взвод, рота) на основе требований воинских уставов / А. Д. Глоточкин. - М. : ВПА, 1964. - 239 c.
42. Головачев, А. А. Ролевой конфликт в деятельности сержантов курсантских подразделений вуза : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05 / Головачев Александр Александрович. - Ярославль, 2000. - 184 с.
43. Головин, Д. В. Гендерные и возрастные особенности влияния стиля управления на организационную лояльность / Д. В. Головин, Н. Т. Тришина,
А. Ю. Чернов // Инновации в науке. - 2016. - № 11 (60). - С. 127-138.
44. Головин, С. Ю. Словарь практического психолога / сост. С. Ю. Головин. - Минск : Харвест, 1998. - 800 с.
45. Горелов, С. А. Саморазвитие как важнейшее условие эффективности деятельности руководителя ОВД / С. А. Горелов // Ученые записки Университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2011. - № 3 (73). - С. 41-44.
46. Горностаев, С. В. Психологические проблемы служебной лояльности сотрудников правоохранительных органов / С. В. Горностаев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 4. - С. 39-41.
47. Горянина, В. А. Психология общения : учеб. пособие для студ. вузов /
В. А. Горянина. - М. : Академия, 2002. - 416 с.
48. Григорьев, М. В. Личностные особенности подчиненных и предпочитаемый ими стиль управления (на примере военнослужащих) / М. В. Григорьев, Ю. Э. Макаревская // Человек. Сообщество. Управление. - 2017. - Т. 18, № 4. - С. 150-161.
49. Губин, В. А. Направленность на военно-профессиональную деятельность как категория психологии развития [Электронный ресурс] / В. А. Губин, А. Л. Загорюев // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2012. - № 4 (51). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/napravlennost-na-voenno- professionalnuyu-deyatelnost-kak-kategoriya-psihologii-razvitiya#ixzz3h4usq4RG.
50. Данилин, К. Е. Формирование внутригрупповых установок и рефлексивной структуры группы / К. Е. Данилин // Межличностное восприятие в группе. - М., 1981. - 450 с.
51. Дементий, Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения / Л. И. Дементий // Журн. прикладной психологии. -
2004. - № 3. - С. 20-25.
52. Дерюгин, П. П. Педагогическая значимость межличностных отношений в военных коллективах / П. П. Дерюгин. - М. : ВПА, 1991. - 268 c.
53. Дерябо, С. Гроссмейстер общения / С. Дерябо, В. Левин. - М. : Смысл, 2004. - 192 с.
54. Донцов, А. И. Психология коллектива / А. И. Донцов. - М. : Изд-во МГУ, 2006. -168 с.
55. Дубровина, И. В. Психология : учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан ; под ред. И. В. Дубровиной. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2001. - 464 с.
56. Душкин, А. С. Профессиографическое изучение деятельности сотрудников оперативных подразделений МВД России / А. С. Душкин, Е. А. Щелкушкина // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 4. - С. 106-117.
57. Евтихов, О. В. Развитие лидерских качеств младших командиров ВОУ МВД России / О. В. Евтихов // Психопедагогика в правоохранительных органах. -
2005. - № 1(23). - С. 31-35.
58. Еникеев, М. И. Общая и социальная психология / М. И. Еникеев : учебник для вузов. - М. : НОРМА, 2002. - 624 с.
59. Еремеев, Б. А. Отношение к человеку / Б. А. Еремеев // Психология общения : энциклопедический словарь / Учреждение РАО «Психологический институт» / под общ. ред. А. А. Бодалёва. - М. : Когито-Центр, 2011. - С. 84-85.
60. Ермизина, Ю. А. Характеристика и особенности стилей руководства [Электронный ресурс] / Ю. А. Ермизина // Молодой ученый. - 2017. - № 30. -
С. 32-34. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/164/45248/ (дата обращения: 17.04.2018).
61. Ермолаева, Е. П. Психология социальной реализации профессионала / Е. П. Ермолаева. - М. : Изд-во Института психологии РАН, 2008. - 347 с.
62. Ефимова, Н. С. Социальная психология : учебник для бакалавров / Н. С. Ефимова, А. В. Литвинова. - М. : Юрайт, 2013. - 442 с.
63. Журавлев, А. Л. Актуальные проблемы социально ориентированных отраслей психологии / А. Л. Журавлев. - М. : Изд-во Ин-та психол. РАН, 2011. - 560 с.
64. Журавлев, А. Л. К методике групповой оценки личности / А. Л. Журавлев // Теоретические и прикладные проблемы психологии познания людьми друг друга / Отв. ред. О. Г. Кукосян. - Краснодар, 1975. - С. 27-29.
65. Журавлев, А. Л. Психология управленческого взаимодействия (теоретические и прикладные проблемы) / А. Л. Журавлев. - М. : Изд-во Ин-та психол. РАН, 2004. - 476 с.
66. Журавлёв, А. Л. Роль системного подхода в исследовании психологии коллектива / А. Л. Журавлёв // Психологический журн. - 1988. - Т. 9, № 6. - С. 53-64.
67. Журавлёв, А. Л. Совместная деятельность как объект социально-психологического исследования / А. Л. Журавлев, П. Н. Шихирев, Е. В. Шорохова // Совместная деятельность: методология, теория, практика. - М. : Наука, 1988. - С. 19-36.
68. Журавлев, А. Л. Социальная психология : учеб. пособие / А. Л. Журавлев / Отв. ред. А. Л. Журавлев. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 351 с.
69. Журавлев, А. Л. Управление совместной деятельностью в зарубежной психологии: тенденции и перспективы исследований / А. Л. Журавлев, Т. А. Нестик // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. - 2009.- № 1. - С. 3-30.
70. Забродин, Ю. М. Психология личности и управление человеческими ресурсами / Ю. М. Забродин. - М. : Финстатинфарм, 2002. - 360 с.
71. Занковский, А. Н. Адаптация РМ-метода и его использование для изучения стратегий преодоления проблемных ситуаций в управленческой деятельности / А. Н. Занковский // Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа. - М. : Изд-во ИПРАН.
1999. - С. 233-252.
72. Занковский, А. Н. Организационная психология. - 3-е изд. / А. Н. Занковский. - М. : Форум, 2009. - 648 с.
73. Захаренко, С. В. Воспитание культуры служебных отношений у курсантов вузов / С. В. Захаренко // Сборник научных статей соискателей, адъюнктов и аспирантов. - Новосибирск, 2009. - № 3 - С. 75-81.
74. Знаков, В. В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и методика его исследования / В. В. Знаков // Психологический журн. - 2000. - Т. 21, № 5. - С. 16-22.
75. Золотухина, Ю. В. Социальные установки межличностного взаимодействия в условиях служебной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 19.00.05 / Золотухина Юлия Вячеславовна. - Ярославль, 2016. - 30 с.
76. Зоопсихология и сравнительная психология : учеб. пособие для студ. вузов / Г. Г. Филиппова. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2004. - 544 с.
77. Иванова, Н. Л. Проблема карьерного консультирования государственных и муниципальных служащих / Н. Л. Иванова, Е. Н. Дубиненкова // Психология обучения. - 2012. - № 1. - С. 114-123.
78. Иванова, Н. Л. Проблема профессиональных деформаций личности в современных исследованиях / Н. Л. Иванова // Психология обучения. - 2012. - № 3. - С. 4-15.
79. Ильин, Е. П. Стиль деятельности: новые подходы и аспекты / Е. П. Ильин // Вопр. психологии. - 1988. - № 6. - С. 85-93.
80. Исмагилова, А. Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А. Г. Исмагилова // Вопр. психологии. - 2000. - № 5. - С. 65-71.
81. Исмагилова, А. Г. Характеристика индивидуальных стилей педагогического общения воспитателей детских садов / А. Г. Исмагилова // Интегральное исследование индивидуальности: стиль деятельности и общения. - Пермь, 1992. - С. 68-78.
82. Кадыров, Р. В. Стиль руководства и трудовая мотивация у сотрудников экстремальных профессий / Р. В. Кадыров, И. С. Ильина, Е. Е. Волкова // Научное обозрение. - 2015. - № 6. - С. 355-362.
83. Калманов, Г. Б. Механизмы формирования негативных стереотипов поведения у сотрудников исправительных учреждений при осуществлении профессиональной деятельности / Г. Б. Калманов, В. Г. Козюля // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 1997. - № 2 (6). - С. 38-45.
84. Калюжный, А. С. Психология взаимоотношений в подразделении / А. С. Калюжный : учеб. пособие. - Н. Новгород : НГТУ, 2004. - 36 с.
85. Калюжный, А. С. Психология межличностного общения / А. С. Калюжный. - Н. Новгород : НГТУ, 2004. - 32 с.
86. Камю, А. Творчество и свобода / А. Камю. - М., 1990. - 374 с.
87. Каразеева, Ж. В. Оценка успешности педагогической деятельности преподавателей вузов, осуществляющих повышение квалификации государственных служащих / Ж. В. Каразеева // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. - 2010. - № 2 (60). - С. 62-67.
88. Карелин, А. А. Психологические тесты / под ред. А. А. Карелина. - В 2 т. - М. 2001. - Т. 2. - С. 54-64.
89. Карпов, А. В. Психология принятия решения : монография / А. В. Карпов ; Ин-т психологии РАН ; Яросл. гос. ун-т. - Ярославль, 2003. - 240 с.
90. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. - М. : - М. : Изд-во Ин-та психол. РАН, 2004. - 424 с.
91. Карпов, А. В. Психология труда : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 031000 «Педагогика и психология» / А. В. Карпов ; под ред. проф. А. В. Карпова. - М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 350 с.
92. Карпов, А. В. Психология менеджмента : учеб. пособие / А. В. Карпов. - М. : Гардарики, 2005. - 584 с.
93. Касперович, Г. П. Управленческий потенциал сотрудников силовых структур на гражданской государственной службе / Г. П. Касперович // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2006. - № 3(27). - С. 26-27.
94. Кашапов, М. М. Влияние личностных качеств на успешность организационно-управленческой деятельности выпускников ракетного училища / М. М. Кашапов, А. В. Субботин, А. С. Павлов // Вестн. Ярославского университета им. П. Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 2. - С. 92-96.
95. Кашапов, М. М. Конструктивная конфликтность как копинг-ресурс личности / М. М. Кашапов // Международная научно-практическая конференция «Психология стресса и совладающего поведения». - Кострома, 2013. - С. 247.
96. Кашапов, М. М. Профессионально важные качества как основа формирования профессиональной компетентности будущих офицеров / М. М. Кашапов, А. В. Субботин // Вестн. Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2014. - № 3-2. - С. 26-31.
97. Клюева, Н. В. Теоретическое и методическое обоснование подхода к социально-психологической подготовке государственных служащих / Н. В. Клюева // Конфликтология. - 2012. - Т. 2. - С. 102-109.
98. Клюева, Н. В. Формирование социально-психологической компетентности государственных служащих / Н. В. Клюева // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Серия: Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 4. - С. 12-16.
99. Ковалев, А. Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства / А. Г. Ковалев. - 2-е изд. - М. : Политиздат, 1978. - 279 с.
100. Кожевников, Д. Установка правил взаимоотношения между военнослужащими - важнейшее условие сплоченности и боевой слаженности воинского коллектива [Электронный ресурс] / Д. Кожевников. - Режим доступа: http://goup32441 .narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2009/2009-03-3.html.
101. Коломинский, Я. Л. Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности) / Я. Л. Коломинский. - Минск : Тера Системс,
2000. - 432 с.
102. Колосов, А. Социально-психологическая характеристика воинского коллектива [Электронный ресурс] / А. Колосов. - Режим доступа:
http://goup32441 .narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2007/2007-08-3.html.
103. Кон, И. С. Психологии ранней юности / И. С. Кон. - М., 1994. - 319 с.
104. Коно, Т. Стратегия и структура японских предприятий / Т. Коно. - М., 1987. - 383 с.
105. Копорулина, В. Н. Психологический словарь. - 3-е изд., доп. и перераб. / В. Н. Копорулина, М. Н. Смирнова, Н. О. Гордеева. - Ростов н/Д : Феникс, 2004. - 640 с.
106. Королев, Л. М. Психология управления : учеб. пособие / Л. М.
Королев. -
6-е изд. - М., 2017. - 184 с.
107. Корчемный, П. А. Военная психология: методология, теория, практика / П. А. Корчемный. - М. : Воениздат, 2010. - 340 с.
108. Корытова, Г. С. Защитное и совладающее поведение личности: теоретические основания / Г. С. Корытова. - Улан-Удэ : Изд-во Бурятского ун-та, 2006. - 890 с.
109. Красовская, А. Е. Влияние темпераментальных и типологических особенностей курсантов на межличностные отношения в учебных группах / А. Е. Красовская // Сборник научных статей № 3. - Голицыно, 2008. - С. 17-21.
110. Красовская, А. Е. Особенности психологической совместимости младших командиров курсантских учебных групп образовательных учреждений гуманитарного профиля / А. Е. Красовская // Вестн. университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 6. - С. 64-66.
111. Красовская, А. Е. Социально-психологические условия повышения психологической совместимости младших командиров в курсантских группах /
А. Е. Красовская // Вестн. Военного университета. - 2009. - № 3 (19). - С. 118-122.
112. Кричевский, Р. Л. Если вы руководитель... Элементы психологии менеджмента в повседневной работе / Р. Л. Кричевский. - М. : Дело, 1998. - С. 54.
113. Кричевский, Р. Л. Социальная психология малой группы : учеб. пособие для вузов / Р. Л. Кричевский, Е. М. Дубовская. - М. : Аспект-Пресс, 2009. - 318 с.
114. Крысько, В. Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях / В. Г. Крысько. - СПб. : Питер, 2006. - 320 с.
115. Крюкова, Т. Л. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) / Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк // Журн. практического психолога. - 2007. - № 3. - С. 93-112.
116. Кузин, Ф. А. Культура делового общения : практ. пособие. - 6-е изд., перераб. и доп. / Ф. А. Кузин. - М., 2002. - 320.
117. Культура организации: проблемы формирования и управления / А. Н. Асаул, М. А. Асаул, П. Ю. Ерофеев, М. П. Ерофеев. - СПб. : Гуманистика, 2006. - 212 с.
118. Куницына, В. Н. Межличностное общение / В. Н. Куницына, Н. В. Казаринова, В. М. Погольша. - СПб. : Питер, 2006. - 269 с.
119. Курганов, В. Н. Психологическое обоснование методов оценки профессиональной пригодности кандидатов на должности младших командиров пограничных органов ФСБ России : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / Курганов Владимир Николаевич. - М., 2009. - 26 с.
120. Латышев, О. М. Подготовка младших командиров курсантских подразделений в условиях вуза МВД России : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Латышев Олег Михайлович. - СПб., 1995. - 18 с.
121. Лебедев, И. Б. Копинг-поведение сотрудников ОВД : монография / И. Б. Лебедев. - М. : Московская академия МВД России, 2000. - 300 с.
122. Лебедев, И. Б. Психологические основы стресс преодолевающего поведения сотрудников ОВД : монография / И. Б. Лебедев. - М. : Единение, 2001. - 300 с.
123. Леонов, Н. И. Психология делового общения : учеб. пособие / Н. И. Леонов. - М., 2003. - 216 с.
124. Леонтьев, А. Н. Деятельность. Сознание. Личность / А. Н. Леонтьев. - М. : Политиздат, 1975. - 304 с.
125. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения : в 2 т. / А. Н. Леонтьев ; ред. В. В. Давыдова [и др.]. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 2. - 318 с.
126. Леонтьев, А. Н. Психология общения / А. Н. Леонтьев. - М., 1997. - 365 с.
127. Ломов, Б. Ф. К проблеме деятельности в психологии / Б. Ф. Ломов // Психологический журн. - 1981. - Т. 2, № 5, - С. 3-23.
128. Ломов, Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б. Ф. Ломов. - М. : Наука, 1984. - 444 с.
129. Ломов, Б. Ф. Общение как проблема общей психологии / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 1975. - 422 с.
130. Ломов, Б. Ф. Психические процессы и общение / Б. Ф. Ломов // Методологические проблемы социальной психологии. - М. : Наука, 1975. - С. 151¬164.
131. Магомед-Эминов, М. Ш. Трехфакторная модель когнитивной структуры мотивации достижения / М. Ш. Магомед-Эминов // Вестн. МГУ. Серия 14. Психология. - 1984. - № 1. - С. 57-59.
132. Мазилов, В. А. Коррупция как юридический и психологический феномены / В. А. Мазилов, В. Г. Морогин // Международная научно-практическая конференция «Чтения Ушинского». - Ярославль, 2015. - С. 385-396.
133. Максимов, А. Н. Рационализация стиля управления горрайорганом внутренних дел в системе мер повышения эффективности управленческой деятельности / А. Н. Максимов // Актуальные проблемы борьбы с преступлениями и иными правонарушениями : матер. Четвертой междунар. науч.-практ. конф. - Барнаул : Изд-во Барнаул. юрид. ин-та МВД России, 2006. - С. 227-228.
134. Марищук, В. Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 / Марищук Владимир Лаврентьевич. - Л., 1982. - 418 с.
135. Марченко, О. А. Исследование стилевых характеристик сотрудников ОВД / О. А. Марченко // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2007. - № 2 (34). - С. 140-146.
136. Марьин, М. И. Оценка и оптимизация психологического климата, стиля руководства в органах управления и подразделениях Государственной противопожарной службы : метод. пособие / М. И. Марьин, С. И. Ловчан, И. В. Иванихина ; под ред. Е. А. Мешалкина. - 2-е изд. - М. : ВНИИПО, 1998. 100 с.
137. Марютин, В. Особенности взаимоотношений в воинском коллективе. Способы разрешения межличностных конфликтов [Электронный ресурс] /
В. Марютин - Режим доступа: http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_- oporn_konspekt/2013/2013-02-2.htm.
138. Мельничук, И. А. Корреляционная зависимость типа общения и стиля управления в оценке руководителей высшего и среднего звена / И. А. Мельничук // Вестн. Омского университета. Серия «Экономика». - 2005. - № 4. - С. 151-154.
139. Менумеров, А. В. Самооценка и стиль управления у руководителей - государственных служащих / А. В. Менумеров, А. А. Гребнева, С. Е. Мишуточкин // Научно-теоретический журн. «Ученые записки». - 2011. - № 9(79). - С. 102¬106.
140. Мисуми, Д. Поведенческая наука лидерства (на японском языке) / Д. Мисуми. - Токио : Юхикаку, 1984. - 326 с.
141. Мокшанцев, Р. И. Социальная психология : учеб. пособие для вузов / Р. И. Мокшанцев, А. В. Мокшанцева. - М. : Инфра-М ; Новосибирск : Сибирское соглашение, 2001. - 212 с.
142. Мясищев, В. Н. Личность и неврозы / В. Н. Мясищев. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1960. - 426 с.
143. Мясищев, В. Н. Психические состояния и отношения человека / В. Н. Мясищев // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В. М. Бехтерева. - 1996. - № 1. - С. 8-14.
144. Мясищев, В. Н. Психология отношений : избранные психологические труды / В. Н. Мясищев ; под ред. А. А. Бодалёва. - М. : Модэк МПСИ, 2004. - 399 с.
145. Мясищев, В. Н. Структура личности и отношения человека к действительности / В. Н. Мясищев // Психология личности : тесты / под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, А. А. Пузырея. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - С. 35-38.
146. Назаров, В. И. Безопасность субъекта профессиональной деятельности: психолого-акмеологический анализ и подходы к изучению / В. И.
Назаров, Н. Л. Шлыкова // Личность. Культура. Общество. - 2003. - Т. V, № 1-2
(15-16). - С. 240-251.
147. Назаров, В. И. Опыт изучения социальной перцепции в управлении / В. И. Назаров // Вестн. Ярославского университета им. П.Г. Демидова. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 2. - С. 137-142.
148. Нартова-Бочавер, С. К. «Coping behavior» в системе понятий психологии личности / С. К. Нартова-Бочавер // Психологический журн. - 1997. - Т. 18, № 5. - С. 20-30.
149. Нельсон-Джоунс, Р. Теория и практика консультирования / Р. Нельсон-Джоунс. - СПб. : Питер, 2000. - С. 288-307.
150. Немов, Р. С. Социальная психология : учеб. пособие / Р. С. Немов, И. Р. Алтунина. - СПб. : Питер, 2008. - 432 с.
151. Нестик, Т. А. Психологические аспекты управления знаниями / Т. А. Нестик // Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / под ред. Б. З. Мильнера. - М. : Инфра-М, 2009. - С. 590-611.
152. Никишина, В. Б. Психология установки : хрестоматия : учеб. пособие для студентов факультетов клинической психологии / В. Б. Никишина, Ю. В. Золотухина. - М. : ФГУП НТЦ «Информрегистр» : Диппозитарий электронных изданий от 16 августа 2012. - № 0321202341.
153. Обозов, Н. Н. Межличностные отношения / Н. Н. Обозов. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1979. - 152 с.
154. Обозов, Н. Н. Психологическая культура взаимных отношений / Н. Н. Обозов. - М. : Знание, 1986. - 89 с.
155. Обозов, Н. Н. Психология малых групп и коллективов / Н. Н. Обозов // Социальная психология. История. Теория. Эмпирические исследования. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1979. - С. 121-174.
156. Обозов, Н. Н. Психология межличностных отношений / Н. Н. Обозов. - Киев : Наукова думка, 2006. - 192 с.
157. Обозов, Н. Н. Три подхода к исследованию психологической совместимости / Н. Н. Обозов, А. Н. Обозов // Вопр. психологии. - 1981. - № 6. -
С. 98-101.
158. Общая психология : словарь / под. ред. А. В. Петровского // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / ред.- сост. Л. А. Карпенко ; под общ. ред. А. В. Петровского. - М. : ПЕР СЭ, 2005. - 251 с.
159. Огурцов, А. П. Рефлексия / А. П. Огурцов // Новая философская энциклопедия. - Т. 3. - М. : Мысль, 2001. - С. 445-450.
160. Ольшанский, В. Б. Личность и социальные ценности / В. Б. Ольшанский. - М. : Просвещение. 2008. - 339 с.
161. Омаров, А. М. Руководитель: размышления о стиле управления / А. М. Омаров. - М. : Политиздат, 1984. - 366 с.
162. Организация и проведение профессионального психологического отбора в военно-учебных заведениях МО РФ : метод. рекомендации / под общ. ред. А. Г. Маклакова [и др.]. - М. : Воениздат, 2002. - 287 с.
163. Орлов, Ю. М. Обида. Вина / Ю. М. Орлов. - М. : Просвещение, 1990.
164. Парсонс, Т. Общетеоретические проблемы социологии / Т. Парсонс // Социология сегодня. Проблемы и перспективы. - М., 1965. - С. 25-41.
165. Парсонс, Т. Ценности, мотивы и системы действия. О структуре социального действия / Т. Парсонс. - М. : Академический проект, 2002. - 322 с.
166. Парыгин, Б. Д. Социально-психологический климат коллектива. Пути и методы изучения / Б. Д. Парыгин ; ред. В. А. Ядова. - Л. : Наука. Ленингр. отд., 1981. - 192 с.
167. Перевалов, В. Ф. Воинский коллектив. Диагностика отношений : монография / В. Ф. Перевалов. - М. : Воениздат, 1991. - 110 с.
168. Перевалов, В. Ф. Воинский коллектив. Динамика отношений / В. Ф. Перевалов. - М. : Воениздат, 1990. - 111 c.
169. Перевалов, В. Ф. Интенсификация подготовки офицеров к руководству подчиненными / В. Ф. Перевалов // Военная мысль. - 1994. - № 3. - С. 19-27.
170. Петров, В. П. Критический период развития и процесс профессионального становления курсантов ВВУЗа : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03 / Петров Виктор Павлович. - М., 1984. - 23 с.
171. Петровский, А. В. Вопросы истории и теории психологии / А. В. Петровский Избранные труды. - М., 1984. - 272 с.
172. Петровский, А. В. К построению социально-психологической теории коллектива / А. В. Петровский // Вопр. философии. - 1973. - № 12. - С. 71-81.
173. Петровский, А. В. Личность в психологии с позиции системного подхода / А. В. Петровский // Вопр. психологии. - 1981. - № 1. - 60 с.
174. Петровский, А. В. Личность. Деятельность. Коллектив / А. В. Петровский. - М. : Знание. 2008. - 384 с.
175. Петровский, А. В. Опыт построения социально-психологической концепции групповой активности / А. В. Петровский // Вопр. психологии. - 1973. - № 5. - С. 3-17.
176. Петровский, А. В. Основы теоретической психологии / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - М. : ИНФРА-М, 1998. - 528 с.
177. Петровский, А. В. Психологическая теория коллектива / А. В. Петровский. - М. : Педагогика, 1979. - 240 с.
178. Платонов, К. К. О системе психологии / К. К. Платонов. - М. : Мысль, 1973. - 216 с.
179. Платонов, К. К. Психология / К. К. Платонов, Г. Г. Голубев. - М., 1977. - 256 с.
180. Поваренков, Ю. П. Профессиональное становление личности : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.07 / Поваренков Юрий Павлович. - Ярославль, 1999. -
359 c.
181. Поваренков, Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека : монография / Ю. П. Поваренков. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 160 с.
182. Подоляк, Я. В. Личность и коллектив: психология военного управлении / Я. В. Подоляк. - М., 1989. - 350 c.
183. Потеряхин, А. Л. Психология управления. Основы межличностного общения / А. Л. Потеряхин. - Киев, 1999. - 384 с.
184. Прайс, Р. Ситуации риска / Р. Прайс // Психология социальных ситуаций : хрестоматия / под ред. Н. В. Гришина. - СПб. : Питер, 2001. - С. 354-362.
185. Прикладная социальная психология / под. ред. А. Н. Сухова, А. А. Деркача. - М. : Ин-т практ. психол. ; Воронеж : Изд-во НПО «Модэк», 1998. - 688 с.
186. Психологические основы профессиональной деятельности : хрестоматия / сост. В. А. Бодров. - М. : ПЕР СЭ; Логос, 2007. - 855 с.
187. Психология : учебник для пед. вузов / под ред. Б. А. Сосновского. - М.
: Юрайт, 2005. - 660 с.
188. Пугачев, В. П. Тесты, деловые игры, тренинги в управлении персоналом / В. П. Пугачев. - М., 2003. - 284 с.
189. Рабочая книга практического психолога : пособие для специалистов, работающих с персоналом / под ред. А. А. Бодалева, А. А. Деркача, Л. Г. Лаптева. - М. : Изд-во Института психотерапии, 2001. - 640 с.
190. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика (методики и тесты) : учеб. пособие / Д. Я. Райгородский. - Самара : Бахрах-М, 2001. - 672 с.
191. Раскумандрина, М. Е. Типология индивидуальных стилей подчинения
и их диагностика : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.03, 19.00.05 /
Раскумандрина Марина Евгеньевна. - Ярославль, 2005. - 231 с.
192. Родыгина, Ю. К. Психология управленческой деятельности : учеб. пособие / Ю. К. Родыгина. - СПб., 2013. - 117 с.
193. Романов, А. А. Управление персоналом: психология влияния / А. А. Романов, А. А. Ходырев. - Тверь ; М. : Лилия, 2000. - 216 с.
194. Росс, Л. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисбетт / пер. с англ. В. В. Румынского ; под ред. Е. Н. Емельянова, В. С. Магуна. - М. : Аспект Пресс, 1999. - 429 с.
195. Рубинштейн, С. Л. Бытие и сознание : монография / С. Л. Рубинштейн. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1957. - 328 с.
196. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 2003. - 713 с.
197. Рубинштейн, С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблема личности / С. Л. Рубинштейн // Психология личности. - М. : Изд-во МГУ, 1982. - С.16-20.
198. Рукавишников, А. А. Пособие по применению MMPI. - 3-е изд. / А. А. Рукавишников, Н. Г. Рукавишникова, М. Б. Соколова. - Ярославль : НПЦ «Психодиагностика», 2001. - 116 с.
199. Савина, О. А. Влияние стилей управления на эффективность руководства персоналом в образовательной организации / О. А. Савина // Образование в меняющемся мире: поиск ресурсов развития : матер. Всерос. науч.- практ. конф. с междунар. участием. - Мурманск, 2015. - С. 117-122.
200. Сарджвеладзе, Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой / Н. И. Сарджвеладзе. - Тбилиси : Мецниереба, 1989. - 151 с.
201. Сарычев, С. В. Социальная психология : учеб. пособие / С. В. Сарычев, О. В. Чернышова. - Курск : Университетская книга, 2015. - 125 с.
202. Сарычев, С. В. Экспериментальное исследование совместной деятельности и группового поведения в различных социальных условиях / С. В. Сарычев, А. С. Чернышев // Теор. и эксперим. психология. - 2010. - № 1. - С. 49¬63.
203. Свенцицкий, А. Л. Социальная психология управления производственным коллективом : дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.05 / Свенцицкий Анатолий Леонидович. - Л., 1979. - 399 с.
204. Селезнева, Е. В. Общение как среда для саморазвития личности : монография / Е. В. Селезнева. - М. : Изд-во РАГС, 2002. - 192 с.
205. Селиванова, З. К. Смысложизненные ориентации подростков / З. К. Селиванова // Социологические исследования. - 2001. - № 2. - С. 87-92.
206. Селигман, М. Новая позитивная психология / М. Селигман. - М. : София, 2006. - 368 с.
207. Семенов, И. Н. Проблемы рефлексивной психологии решения творческих задач / И. Н. Семенов. - М. : НИИОПП АПН СССР, 1990. - 216 с.
208. Семизоров, Н. И. Социально-политические аспекты интенсификации военно-профессиональной подготовки офицеров РВС : автореф. дис. . канд. филос. наук : 09.00.10 / Семизоров Николай Иванович. - М., 1996. - 22 с.
209. Середа, Е. А. Практикум по межличностным отношениям: помощь и личностный рост / Е. А. Середа. - СПб. : Речь, 2006. - 224 с.
210. Сидоренко, Е. В. Матрица лидерства / Е. В. Сидоренко // Национальный психологический журн. - 2007. - № 1(2). - С. 128-131.
211. Сидоров, П. И. Введение в клиническую психологию : учебник для студентов медицинских вузов. - Т. I / П. И. Сидоров, А. В. Парняков. - М. : Академ. проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2000. - 416 с.
212. Скрипкина, Т. П. Психология доверия : учеб. пособие / Т. П. Скрипкина. - М. : Академия, 2000. - 264 с.
213. Смирнова, Н. П. Представления об идеальном руководителе как основание психологической типологии подчиненных : автореф. дис. . канд. психол. наук : 19.00.05 / Смирнова Нина Павловна. - М., 2003. - 187 с.
214. Собчик, Л. Н. Диагностика индивидуально-типологических свойств и межличностных отношений / Л. Н. Собчик. - СПб., 2002. - 96 с.
215. Собчик, Л. Н. Изучение психологических особенностей летного состава стандартизированным методом исследования личности : пособие для авиационных врачей / Л. Н. Собчик, Н. А. Лукьянова. - М., 1978. - 70 с.
216. Собчик, Л. Н. Методы психологической диагностики. Вып. 3. Диагностика межличностных отношений. Модифицированный вариант интерперсональной диагностики Т. Лири : метод. рук-во / Л. Н. Собчик. - М., 1990. - 48 с.