Введение 3
Глава 1. Связь кинопропаганды и «мягкой силы» 10
1.1 Концепция «мягкой силы» и ее влияние на массы 10
1.2 Кинопропаганда как один из самых эффективных сегментов «мягкой
силы» 21
1.3 Кинопродукция в условиях холодной войны как инструмент «мягкой
силы» США 31
Глава 2. Становление и влияние на массы кинопропаганды США в 1950 -х .. 40
2.1 Внедрение в курс внешней политики и становление кинопропаганды
США в 1950-х 40
2.2 Методы влияния на зрителя кинопропаганды в условиях начала
«холодной войны» 55
2.3 Сравнение кинопропаганды США и СССР: выявление слабых и
сильных сторон 66
Заключение 74
Источники: 79
Кинофильмы: 81
Литература: 83
Актуальность темы исследования. Термин «массовая культура» возник в 40-х гг. XX в. в текстах Макса Хоркхаймера и Дуайта Макдональда , посвящённых критике телевидения, и получил широкое распространение благодаря трудам представителей Франкфуртской социологической школы. Массовая культура (масс-культура), выступающая в роли одного из факторов «мягкой силы», объединяет в себе кинематограф, телевидение, литературу и представляет собой сложную структуру, так как важнейшие ее ресурсы расположены вне контроля правительства, и ее результаты в существенной степени находятся в зависимости от признания со стороны принимающей ее аудитории. Помимо этого, ресурсы масс -культуры зачастую функционируют опосредованно, создавая условия для политики, но при этом для достижения желаемых результатов требуется достаточно большое количество времени.
Распространение информации способно привести к желаемому результату или предупредить его. Но, в основном, ресурсы «мягкой силы» медленнее, более диффузны и менее громоздки, чем ресурсы жесткой власти.
На всем протяжении XX в. можно заметить, что руководство США активно использовало «мягкую силу» во внешней политике, так как «жесткие» методы не были уместными в случае конфронтации с равной по силе державе - СССР. Взаимное уничтожение в случае открытых военных действий побудили США пользоваться именно «мягкими» методами ведения внешней политики, делая упор на информационно-психологическую, а также культурную стратегии, то есть привлечение союзников путем привлекательности американского образования, ценностей, образа жизни и идеологии. Данная стратегия доказала свою эффективность, превратив культуру в мощное оружие.
Необходимо заметить, что не только средства массовой информации (СМИ), но и различные формы искусства (кино, эстрада, литература, живопись, музыка) становятся формами влияния на сознание масс, создают политические предпочтения, принимая на себя функции идеологии. Таким образом, массовая культура превращается в своеобразную идеологию, «властительницу умов». Одним из самых эффективных сегментов массовой культуры является кинематограф, продемонстрировавший себя еще в период Второй мировой войны как весьма действенный инструмент для передачи какой-либо идеи на массовую аудиторию, а после, закрепивший это звание в послевоенные годы.
Цель. Целью данной работы является выявление значимости кинопропаганды США как инструмента «мягкой силы» в период 1950-1961 гг.
Для достижения поставленной цели было необходимо решить ряд задач:
1) рассмотреть концепцию «мягкой силы», ее эффективность и влияние на массы;
2) изучить историко-социальные условия развития кинопропаганды США;
3) изучить, каким образом кинопропаганда воздействует на зрителя с психологической точки зрения;
4) выявить эффективность кинопропаганды как инструмента «мягкой силы»;
5) сравнить кинопропаганду США и СССР для выявления слабых и сильных сторон.
Хронологические рамки исследования охватывают 1950-1961 гг., то есть все время развития и наиболее активного применения масс-культуры США в ходе «холодной войны».
В условиях нового послевоенного миропорядка от руководства США требовалось активное использование пропаганды. Именно в 1950 г. выходит «Кампания правды» Гарри Трумэна, а также директива СНБ-68. Эти документы закладывают основы ведения информационной войны. Особое место в плане занимает кинематограф, как наиболее эффективный и доступный всем метод доведения информации. Во время правления Дуайта Эйзенхауэра началось массовое производство пропагандистских фильмов, связанное с тем, что президент был в хороших отношениях со многими режиссерами того времени. Помимо этого, на пятидесятые годы пришелся расцвет американского телевидения. Телевизор становится не предметом роскоши, а обыденным предметом техники в каждом доме. Телевизионные сети постоянно увеличиваются, растет количество телеканалов, государство инвестирует в телевещание огромные деньги. Ежедневно показывают голливудские фильмы, наполненные пропагандой в отношении коммунизма. Таким образом, выбранный временной отрезок наиболее ярко отражает развитие и становление кинематографа как сильнейшего сегмента пропаганды.
1961 г. обусловлен окончанием президентства Дуайта Эйзенхауэра. Именно в годы его правления были заложены основы американской кинопропаганды, который действовали на всем протяжении холодной войны. Таким образом, в данном исследовании мы рассматриваем развитие и становление кинопропаганды США.
Методология исследования. В выпускной работе были использованы общенаучные и специальные методы исследования. Среди общенаучных можно назвать методы анализа, синтеза, аналогии, дедукции, индукции и другие. Эти методы позволили добиться глубокого понимания целей, которые ставило перед собой руководство США в сфере внутренней и внешней политики, помогли качественно проанализировать кинематограф того времени.
Среди специальных методов следует назвать метод контент-анализа, ивент-анализа, историко-системный, статистический, историко-генетический.
Метод контент-анализа использовался при анализе кинокартин с содержанием пропаганды и статистических данных американского кинопроката периода с 1950-1961 гг.
Ивент-анализ осуществлялся в ходе исследования динамики событий и последовательности событийных данных выбранного периода. Он позволил представить сложные социальные, политические и иные процессы в виде событийного ряда, то есть в удобной для восприятия и управления форме. В ходе ивент-анализа выявились основные тенденции развития событий, а также влияние одного события на другое.
Историко-системный метод позволил сопоставить содержание и формы реализации массовой культуры как части информационного сопровождения внешней политики США на разных этапах «холодной войны». Пользуясь литературой, просматривая ленты кинематографа того времени, читая различные публикации, можно понять, как именно развивалась массовая культура в годы «холодной войны».
Статистический метод помог выявить эффективность кинопропаганды и то, каким образом она влияла на американское общество. Использовались опросы американцев, датированные разными годами, на тему «Как вы относитесь к гражданам СССР?», анализировалась статистика просмотров пропагандистских фильмов и пр.
Также, в исследовании используется историко-генетический метод, позволяющий изучить происхождение и этапы развития конкретных исторических явлений и проанализировать причинность их изменений.
Анализ источников. В качестве источников привлекались документы, исследования, а также произведения кинематографа.
Директива СНБ-68 стала одним из ключевых источников в данном исследовании, так как именно в ней отражены основные принципы ведения пропагандистской борьбы. Также, в документе ставятся задачи и цели внешней политики США при условии противостояния с СССР. В целом, директива СНБ-68 задала направление ведения конфронтации со стороны США, учитывая и «мягкие» и «жесткие» методы.
Различные кинофильмы, снятые в период с 1950 по 1961 гг. и отражавшие действительность того времени, послужили немаловажным инструментом для изучения поставленной темы, так как исследование времен «холодной войны» путем визуального и аудио сопровождений обеспечивают полное погружение в антураж того времени. Фильм «Человек на канате» 1953 г., на мой взгляд, является самым знаковым произведением, пропагандистского характера. В фильме фигурируют гиперболизированные отрицательные стороны коммунизма, отталкивающие представители коммунизма и другие приемы, направленные на ненависть к советскому режиму.
Также, в ходе исследования привлекались зарубежные документы, такие как «Foreign Relations of the United States, 1951, National Security Affairs; Foreign Economic Policy, Volume I, Document 328»4. Данный документ был полезен при изучении кинопроизводства США, а именно проблем, с которыми столкнулись кинопроизводители в начале 1950-х гг. Также, в нем отражены данные о повышенном финансировании институтов, затрагивающих психологическое воздействие на граждан США и стран Европы, таких как кино и радио производство, что свидетельствует о политике Соединенных Штатов, направленной на «мягкое» противостояние с СССР путем пропагандистского влияния.
Речи Дуайта Эйзенхауэра «Chance for Peace» и «Atoms for Peace» применялись в ходе исследования при изучении централизации пропагандисткой стратегии, ее структурирования и оформления.
Анализ литературы. В качестве исследовательской литературы привлекались работы отечественных и зарубежных авторов. Особенно актуальными и полезными для написания данной курсовой работы стали книги Д. В. Суржика и А. М. Бетмакаева . Данные работы послужили основой для постановки научной проблемы и в курсовой работе, а также были задействованы для погружения в спектр проблем взаимодействия США и СССР в период холодной войны. Статья Леонида Савина «Жесткая, мягкая и умная сила во внешней политике США» была очень полезна для написания первого параграфа выпускной квалификационной работы, так как помогла разобраться в концепции «мягкой силы» и ее влиянии на массы. Автор вводит понятие «power», подразделяет их на три вида, обличает плюсы и минусы “soft power”, “hard power” и “smart power”, а также объясняет почему США выбрали концепцию “soft power”.
Полезной для изучения проблемы также стала книга А. В. Валюженича «Внешнеполитическая пропаганда США. Историко-политический очерк» . В работе освещаются истоки, формы, методы, средства и сама система организации американской внешнеполитической пропаганды. Автор прослеживает развитие и становление внешнеполитической пропаганды США с конца XVIII в. до наших дней. В книге раскрывается деятельность американских пропагандистских организаций во время Второй мировой войны и в послевоенный период. Также рассматриваются организационные основы и деятельность правительственного аппарата внешнеполитической пропаганды и его зарубежных филиалов в период 1970-х гг.
Для определения концепции «мягкой силы», ее эффективности и влияния помогли работы Джозефа Ная “Bound to Lead: The Changing Nature of American Power” и “Soft Power: The Means to Success in World Politics” . Несмотря на то, что понятие «мягкая сила» существовало и до работ Джозефа Ная, а он лишь дал ему четкое определение и устоявшийся термин, в ходе исследования работы данного автора оказались очень полезными, так как помогли разобраться в истоках «мягкой силы» и ее воздействии.
Целью данной работы было выявление значимости кинопропаганды США как инструмента «холодной войны» в период 1950 -1961 гг. Оригинальность данного исследования заключается в рассмотрении кинопропаганды как полноценного инструмента «мягкой силы» США. Другие работы по данной теме фокусируются на кинопропаганде как на второстепенной вещи, которая не играла особой роли в распространении американской культуры по миру. В моем же исследовании кинопропаганды находится в центре внимания и является одним из важнейших и эффективнейших инструментов «мягкой силы» США периода 1950-1961 гг.
Чтобы разобраться в данном вопросе был поставлен ряд задач: рассмотреть концепцию «мягкой силы», ее эффективность и влияние на массы; изучить историко-социальные условия развития кинопропаганды США; выявить эффективность кинопропаганды как сегмента «мягкой силы»; изучить каким образом кинопропаганда воздействует на зрителя с психологической точки зрения; сравнить кинопропаганду США и СССР для выявления слабых и сильных сторон.
В первой главе было рассмотрено само понятие «мягкой силы» с точки зрения ее эффективности, ее влияния и значимости в условиях противостояния. Было выяснено, что «мягкая сила» является более эффективной, чем «жесткая», а также, что она работает в долгосрочной перспективе и является критерием стабильного развития государства, говорит о его готовности к диалогу, показывает является государство доброжелательным и открытым, или оно настроено более агрессивно и консервативно. В данном случае был применен историко-системный анализ.
Таким образом, поскольку руководство США хотело закрепить свои позиции на долгие годы и победить во всех последующих культурно-идеологических противостояниях, они избрали путь «мягкой силы» для достижения желаемого результата, так как знали, что культура является 74
неотъемлемой частью социума и если продвинуть свою культуру в другие страны, то можно получить сторонников по всему миру.
Далее, мы рассмотрели такое понятие как кинопропаганда, ее феномен, влияние и значимость как инструмента «мягкой силы». Было выявлено, что кино является самым легкоусвояемым видом передачи информации, который может нести в себе пропагандистские идеи, доходящие до любого зрителя. При грамотном использовании кино становится самым эффективным инструментом «мягкой силы» за счет своей простоты и доходчивости. Историко-системный и историко-генетический методы были использованы на данном этапе исследования.
Рассмотрение кинопродукции США в период с 1950-1961 гг. показало, что на начальном этапе руководство страны постановило кинопропаганду как самый важный инструмент «мягкой силы», способный помочь в достижении поставленной цели - победы в идеологическо-культурной конфронтации с СССР. Изучая материалы, относящиеся к данному исследованию, можно сделать вывод, что еще до 1950 г. власти США начали внедрять кинопропаганду в курс внешней политики США, разрабатывая различные методы влияния на зрителя, а также занимались строительством различных институтов и организаций, направленных на разработку и распространение кинопропаганды в массы. Данная стратегия оказалась намного выигрышнее стратегии СССР, которая, по сути, игнорировала конфронтацию с США в медиа-культурной сфере. Метод контент-анализа, ивент-анализ, историко¬системный и историко-генетический методы были использованы при рассмотрении данного блока.
Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что кинопропаганда являлась значимым элементом «мягкой силы» США, закрепленной во внешней политике страны и являвшейся охотно спонсируемой сферой. Также, эффективность кинопропаганды отражена в статистических данных опросов американцев, которые после нескольких лет просмотра пропагандистских фильмов решили для себя, что коммунисты являются врагом номер один для каждого уважающего себя американца . Помимо этого, мы можем судить об эффективности кинопропаганды по тому факту, что американская культура проникла в другие страны, даже в Россию и Японию - страны, которые являлись врагами США.
Важно отметить, что руководство США, осознав, кинопропаганда достаточно эффективна как инструмент влияния на массы, даже после победы над коммунизмом не стало пренебрегать ею во внешней политике. Безусловно, сейчас на кинопропаганду приходится небольшой процент всех фильмов, однако определенный пропагандистский оттенок можно проследить практически в каждом продукте, будь то демонстрация шикарного американского уклада жизни или восхваление армии США. Помимо этого, даже в фильмах производства США после 2000-х гг. мы можем заметить сцены, дискредитирующие образ России и русских, например кинокартины «Хитман» , «Пипец-2» , «Красный воробей» и другие. Данный факт подчеркивает продолжающееся противостояние между США и РФ в культурной сфере.
Также, именно кинопродукты производства США являются самыми кассовыми в мире . Это свидетельствует о том, что кинопроизводство США является самым успешным на планете, а американская культура прижилась или стала узнаваемой далеко за пределами Соединенных Штатов. Например, в любом уголке планеты знают фильмы «Титаник» , «Аватар» , а вот российские фильмы знают далеко не везде. Статистический метод и метод контент-анализа позволили сделать данный вывод.
В ходе исследования были выявлены психологические приемы с помощью, которых кинопропаганда воздействует на зрителя. В основном влияние происходит за счет таких чувств как страх и зависть. Это не случайно, так как именно негативные эмоции воздействуют на человека в большей степени нежели позитивные . Из этого можно сделать вывод, что руководство США использовало психологическое давление посредством кинематографа, отдавая себе отчет в том, что это весьма недемократичный прием, отличающийся долей жестокости.
Также, был произведен анализ кинопропаганды СССР в период 1950- 1961гг. Были выявлены слабые и сильные стороны, направленность и эффективность. Из анализа последовал вывод - пропаганда СССР была направлена на жителей своей страны и стран, находящихся под влиянием коммунизма. Это стало главной ошибкой, так как советская кинопропаганда не была рассчитана на мир. Руководство просто не посчитало важным распространять свою культуру на другие страны, ограничившись лишь удерживанием уже занятых позиций, то есть пропагандой коммунизма в СССР и прокоммунистических странах.
Подводя итог, можно сказать, что кинопропаганда была одной из самых значимых для руководства США сфер. Данное утверждение доказывается тем фактом, что в кинопроизводство США спонсировали огромные деньги, договаривались с киностудиями на счет определенных посылов в кинолентах и пр.
Стоит отметить, что киноиндустрия США до сих пор находится на высоте, и не может не влиять на культуру других стран, ведь американские фильмы выходят в прокат по всему миру. Гипотеза, озвученная в начале исследования подтверждена, данный факт отражен во множестве документов, касающихся внедрения кинопропаганды во внешнеполитический курс. Также, мы можем проследить следствие выбранной политики - ухудшение отношения к коммунистам и победу идеологии США. Кинопропаганда является эффективным инструментом «мягкой силы», который успешно используется до сих пор.
1. Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП(б)—ВКП(б), ВЧК—ОГПУ—НКВД о культурной политике. 1917—1953 / под ред. акад.
А. Н. Яковлева. М.: МФД, 1999. C. 868. URL: https://imwerden.de/publ-14532 (дата обращения: 14.04.2024).
2. Address on Foreign Policy at a Luncheon of the American Society of Newspaper
Editors, April 20, 1950. National Archives, Harry S. Truman Library and Museum. URL: https://www.trumanlibrary.gov/library/public-
papers/92/address-foreign-policy-luncheon-american-society-newspaper-editors (дата обращения: 14.04.2024).
3. Dwight D. Eisenhower, 8 December 1953: Atoms for Peace. URL: https://www.iaea.org/about/history/atoms-for-peace-speech (дата обращения: 14.04.2024).
4. Dwight D. Eisenhower, April 16, 1953: Chance for Peace. URL:
https://millercenter.org/the-presidency/presidential-speeches/april-16-1953- chance-peace (дата обращения: 14.04.2024).
5. Fearing F. Influence of the Movies on Attitudes and Behavior // The Annals of
the American Academy of Political and Social Science, The Motion Picture Industry, Sage Publications, Inc. in association with the American Academy of Political and Social Science. - 1947. - Vol. 254. - P. 70-79. - URL:
https://www.jstor.org/stable/1026142 (дата обращения: 14.04.2024).
6. Foreign Relations of the United States // National Security Affairs; Foreign
Economic Policy. - 1951. - Vol. I, Document 332. (12.10.1951). URL:
https://history. state. gov/historicaldocuments/frus 1951v01/d332 (дата
обращения: 14.04.2024).
7. Foreign Relations of the United States, 1951, National Security Affairs; Foreign
Economic Policy, Volume I, Document 328. (08.08.1951) URL:
https://history. state. gov/historicaldocuments/frus 1951v01/d328 (дата
обращения: 14.04.2024).
8. Foreign Relations of the United States, 1951, National Security Affairs; Foreign
Economic Policy, Volume I, Document 328. (08.08.1951) URL:
https://history. state. gov/historicaldocuments/frus 1951v01/d328 (дата
обращения: 14.04.2024).
9. George Kennan, 22 february 1946: Long Telegram. URL:
https://nsarchive2. gwu. edu/coldwar/documents/episode- 1/kennan. htm (дата
обращения: 14.04.2024).
10. National Security Act. Public Law 235 of July 26, 1947; 61 STAT. 496 URL: https://www.dni.gov/index.php/ic-legal-reference-book/national-security-act- of-1947 (дата обращения: 14.04.2024).
11. National Security Council Report, NSC-68, “United States Objectives and
Programs for National Security” (14.04.1950). URL:
https://pages.ucsd.edu/~bslantchev/courses/nss/documents/nsc68.html (дата обращения: 14.04.2024).
12.Smith-Mundt Act. Public Law 80-402, 62 Stat. 6 Passed Congress/Enrolled Bill: Jan 27, 1948. URL: https://www.usagm.gov/who-we-
are/oversight/legislation/smith-mundt/ (дата обращения: 14.04.2024).
13. Strategy, Dept. of Navy, Washington, D.C., 1997, p. 10. URL:
https://history.defense.gov/Portals/70/Documents/quadrennial/QDR1997.pdf7v er=2014-06-25-110930-527 (дата обращения: 14.04.2024).
14. U.S. Forces in the European Theater, G3. "Plan TOTALITY: Alert Plan for
Defense in the Event of Aggression. Germany. - 1946. URL:
https://books.google.ru/books/about/Plan_Totality.html?id=bnuCGwAACAAJ (дата обращения: 14.04.2024).
15. Winston Churchill, 5 March, 1946: The Sinews of Peace ('Iron Curtain Speech').
URL: https://www. nationalarchives.gov. uk/education/resources/cold-war-on-
...136