АННОТАЦИЯ 2
Введение 4
Глава 1 Нормативно-методическая база избирательной кампании 12
1.1 Нормативное регулирование выборов 12
1.2 Методическая база работы избирательных комиссий 21
Глава 2 Информационно-документационное сопровождение избирательной
кампании на примере выборов 18 сентября 2016 года 28
2.1 Информационно-документационное обеспечение основных этапов
избирательной кампании 29
2.2 Проведение избирательной кампании на примере города Томска 38
Заключение 51
Список источников и литературы 55
Приложение А (справочное) Образец журнала регистрации входящих документов в участковой избирательной комиссии 64
Приложение Б (справочное) Образец журнала исходящих документов в участковой избирательной комиссии 65
Приложение В (справочное) Информационный плакат Избирательной комиссии Томской области о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 18 сентября 2016 года «Я выбираю будущее!» 66
Приложение Г (справочное) Образец протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования по одномандатному избирательному округ
67 Приложение Д (справочное) Итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на территории Томского округа № 181 (политические партии) 70
Приложение Е (справочное) Итоги выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва на территории Томского округа № 181(кандидаты в депутаты) 71
Для современной России, как для демократического государства, важно развитие политической системы, её функционирование, легитимность и участие граждан в политической жизни государства. Как следствие законодатель уделяет особое внимание проведению выборов, посредством которых граждане избирают, тем самым выражая свое мнение, проявляя доверие или недоверие к действующей власти.
Подготовка и проведение выборов, в том числе и в части их информационно-документационного обеспечения, четко регламентируются законом, за соблюдением которого следят формируемые избирательные комиссии и наблюдатели. Кроме того, в современных демократических государствах неотъемлемой частью избирательной кампании является борьба кандидатов. С одной стороны, «правила игры» в этой борьбе задаются на законодательном уровне, а с другой стороны, реализация конкретной избирательной кампании уникальна и зависит от множества факторов: политической обстановки в регионе, политической ориентации самого кандидата, доступных ему ресурсов, наконец, профессионализма разработчиков и организаторов кампании.
В свете заявленной темы выпускной квалификационной работы особенно важным видится то, что предвыборные баталии кандидатов имеют документальное отражение, являются частью информационного наполнения кампании и могут запускать самостоятельные документационные процессы, имеющие также и правовые последствия.
Основной акцент в данной выпускной квалификационной работе сделан на информационно-документационное обеспечение выборов при подготовке и проведении голосования и деятельности избирательных комиссий. Под информационным обеспечением понимается информирование избирателей о предстоящих выборах через средства массовой информации. Документационное обеспечение предоставлено комплексом документов, которые создаются в ходе основных этапов избирательной кампании, а также методическими материалами избирательных комиссий.
Заявленная тема, вызывает значительный исследовательский интерес. В совокупности работ, посвященных различным аспектам данной темы, можно выделить несколько направлений. Во-первых, это исследования, посвященные истории развития политической системы России, политических партий и института выборов. К ним относятся работы А.В. Иванченко, А.Е. Любарева «Российские выборы от перестройки до суверенной демократии» и А.В. Кынева и А.Е. Любарева «Партии и выборы в современной России» . В фокусе этих исследований находятся в основном общероссийские процессы. Сходная проблематика, но на региональном уровне была изучена В.И. Козодоем, который значительное внимание уделяет электоральным процессам в деятельности политических партий, а также в работе органов государственной власти и местного самоуправления в Новосибирской области .
Ко второму направлению исследований относятся работы, посвященные правовому регулированию выборов, конкретному воплощению избирательного права. Примером такого исследования является работа И.В. Захарова и А.Н. Кокоткова .
В исследованиях третьего направления избирательные кампании рассматриваются в контексте их организации, тактического воплощения, использования конкретных способов и механизмов влияния на избирателя и нейтрализации политических конкурентов .
Наконец, в фокусе исследований четвертого направления находится непосредственно информационно-документационное обеспечение
избирательных кампаний. К сожалению, специальных исследований по теме работы найти не удалось. В основном встречаются работы, связанные исключительно с документационным, либо информационным обеспечением избирательной кампании. На Второй Всероссийской научно-практической конференции, организованной в 2005 году в Томском государственном университете, прозвучал доклад, Наталии Леонидовны Ерёминой , которая в настоящее время является членом избирательной комиссии Томской области. В докладе говорится о проблемах делопроизводства на избирательном участке, анализируется примерная номенклатура дел и оцениваются возможности применения информационных технологий для
документационного обеспечения деятельности участковых комиссий.
Информационное обеспечение избирательной кампании изучено в диссертации Нечипоренко Таисии Владимировны, автореферат который размещен в электронной библиотеке избирательной комиссии Томской области . Данная работа посвящена вопросам правового регулирования информационного обеспечения выборов, распространения информационных и агитационных материалов в период проведения избирательной кампании.
После анализа степени изученности темы в качестве объекта исследования была определена организация избирательной кампании в Российской Федерации. Предметом исследования является информационно - документационное обеспечение избирательной кампании в г. Томске.
Стоит уточнить, что в данной работе не рассматриваются материалы по документационному обеспечению кампании, которые создаются для внутреннего использования предвыборным штабом кандидата или партии, внутрипартийная документация, потому что не предоставляется возможным получить доступ к таким документам.
Целью выпускной квалификационной работы является характеристика процесса организации избирательной кампании на примере выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва 18 сентября 2016 года с точки зрения ее нормативного регулирования, информационного и документационного обеспечения.
Для достижения поставленной цели необходимо решение взаимосвязанных задач:
1) охарактеризовать нормативно-правовую базу, регламентирующую процесс организации и проведения избирательных кампаний;
2) описать сущность, методы и результаты информационного обеспечения избирательной кампании;
3) охарактеризовать основные комплексы документов, создаваемых в рамках избирательной кампании и требования к ним;
4) оценить влияние информационно-документационного обеспечения кампании на ее результаты.
Хронологические рамки работы охватывают период подготовки к выборам, начиная с 17 июня, когда президентом России был подписан указ о назначении выборов вплоть до дня голосования. В единый день голосования 18 сентября 2016 года, прошли выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Выборы депутатов впервые с 2003 года прошли по смешанной, мажоритарно¬пропорциональной системе.
Географические рамки исследования включают Томскую область, которая для проведения выборов была разделена на два одномандатных округа: 181-ый (Томский) и 182-ой (Обский).
В работе используются общенаучные методы исследования. С помощью метода анализа были выявлены основные правила организации избирательных кампаний, выделены ее этапы, которые впоследствии посредством метода синтеза были составлены в целостную картину. Также использовался метод сравнения для определений различий между предвыборными кампаниями различных политических партий. Применение основных положений системного подхода позволило рассматривать информационно-документационное обеспечение кампании, с одной стороны, как процесс, состоящий из множества элементов, а с другой стороны - как элемент более сложных систем (избирательная кампания, общественные институты).
Источниками для написания выпускной квалификационной работы, во - первых, стали нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации , содержащая в себе основы существования института выборов; Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» , который гарантирует равенство политических партий перед законом; Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» , который гарантирует свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах и референдуме; а также Устав муниципального образования «Город Томск» ; Положение «О Томской городской муниципальной избирательной комиссии» , которое определяет статус Томской городской муниципальной избирательной комиссии и порядок ее формирования.
Вторую группу источников составили методические материалы, разрабатываемые избирательными комиссиями для внутреннего использования. Например, на сайте избирательной комиссии Томской области существует раздел обучения, в котором предоставляется возможность дистанционного обучения организаторов выборов, находятся учебные фильмы, электронная библиотека с памятками, рекомендациями, сборниками материалов для участников избирательного процесса. Анализ данного раздела сайта позволил оценить внутреннюю методическую работу, ведущуюся сотрудниками избиркома, сделать выводы о проблемах, которые наиболее часто возникают в работке комиссии.
Особо ценным источником при написании выпускной квалификационной работы стала традиционная методическая разработка, издаваемая Российским центром обучения избирательным технологиям, которая представлена в форме Рабочего блокнота участковой избирательной комиссии , а также методические материалы , прилагаемые к его разделам. Рабочий блокнот создан в целях оказания помощи в разъяснении отдельных вопросов организации и проблемных ситуаций, которые могут возникнуть в участковой комиссии при проведении голосования, подсчете голосов и подведении итогов голосования. Методические материалы к разделам рабочего блокнота содержат образцы правильного заполнения документов, создаваемых в участковой комиссии, примерами таких документов могут послужить протоколы заседаний участковой комиссии, журналы регистрации входящих и исходящих документов, протоколы об итогах голосования.
В-третьих, комплекс источников пополнили разноплановые информационные материалы избирательных комиссий. Так на официальном сайте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации в открытом доступе размещены сведения о формировании избирательных комиссий субъектов РФ, а также «Календарь выборов», с помощью которого можно определить дату, уровень, вид и тип предстоящих выборов. На сайте избирательной комиссии Томской области в свободном доступе размещен архив выборов и референдумов, в котором помещены сведения о кандидатах и результаты прошедших выборов, начиная с 2001 года.
Источником для работы послужил Специальный информационный выпуск Центральной избирательной комиссии РФ , который предлагался для изучения избирателям непосредственно в день выборов депутатов Государственной Думы 18 сентября 2016 года. В данном печатном издании были представлены федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, а также биографические данные, сведения о доходах, имуществе и судимости кандидатов.
Также источниковую базу исследования пополнили специальные информационные материалы, которые раздавались избирателям участковыми комиссиями для информирования о предстоящих выборах, их дате, времени и месте проведения. Примером таких материалов служат плакаты и листовки, размещавшиеся на информационных стендах перед подъездами, а также помещавшиеся в почтовые ящики жителей города Томска.
Наконец, неоценимым по значимости источником стал личный опыт автора выпускной квалификационной работы в участковой избирательной комиссии № 168, входящий в состав Томского одномандатного округа
№ 181. Кроме того, автору удалось провести беседы с членами соседних участковых избирательных комиссий № 169 и № 187, а также
непосредственно с избирателями, приходившими голосовать на избирательный участок. Это позволило сформировать живое представление о реальной практике работы комиссии во всем ее многообразии.
Использованная литература и источники, применение обозначенных методов, позволяют раскрыть содержание темы, достичь поставленную цель и реализовать задачи исследования.
В современном мире избирательная кампания, как с точки зрения ее организации и проведения, так и с точки зрения участия, складывается из большого количество элементов и требует привлечения значительных сил и ресурсов. Для того чтобы кампания была успешной требуется внимание ко всем составляющим, и информационно-документационное обеспечение избирательной кампании - не исключение.
На законодательном уровне четко определены правовые рамки, в которых разворачиваются электоральные процессы. Сформированная система нормативных актов (законодательство о выборах, законодательство о политических партиях и избирательных комиссиях) регламентирует проведение всех этапов избирательных кампаний на всех уровнях и деятельность основных участников кампаний.
Закон определяет, какие документы, в какой последовательности должны быть созданы на различных этапах избирательной кампании, как кандидатами, так и избирательными комиссиями, порядок опубликования документов и требования к их хранению, в том числе и в долговременной перспективе.
Большую практическую работу по документационному обеспечению выборов проводит система избирательных комиссий, созданных на территории Российской Федерации, во главе с Центральной избирательной комиссией РФ.
При этом не менее значимой является и работа комиссий по созданию внутренних методических документов, содержащих разъяснения положений нормативных актов, комплекс рекомендаций, которым члены избирательной комиссии могут следовать при возникновении сложных ситуаций. Особенно важным представляется то, что такие методические документы не создаются «раз и навсегда», а перерабатываются после каждой избирательной кампании с целью учесть опыт прошедших выборов.
В ходе избирательной кампании создаются комплексы документов, которые являются неотъемлемой частью документационного обеспечения избирательной кампании. Особое внимание уделяется блоку документов, создаваемых при выдвижении и регистрации политических партий и кандидатов. К обязательным документам такого блока можно отнести списки представителей от политической партии, их биографические данные, сведения о доходах, имуществе и судимости выдвигаемых кандидатов. Перечисленная информация впоследствии будет использована для информационного обеспечения избирательной кампании.
В отдельный блок можно отнести агитационные материалы партий и кандидатов, к которым в свою очередь предъявляются законодательные требования. Все печатные и аудиовизуальные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика, тираж, дату выпуска, а также указание об оплате их изготовления из средств избирательного фонда и месте их распространения.
В системе документационного обеспечения избирательной кампании уделяют внимание документам, образовавшимся в ходе деятельности участковых избирательных комиссий. В этой системе особое внимание уделяется протоколу об итогах голосования, его заполнению, передачи и дальнейшем хранении.
Несомненно, одной из важнейших частей организации избирательной кампании является ее информационное обеспечение, которое включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию.
Информирование избирателей осуществляется в период всей избирательной кампании и регулируется не только избирательным, но и иными отраслями права, в первую очередь информационным.
В свою очередь агитация - специфический институт непосредственно избирательного права, наиболее подробно регулируется нормами избирательного законодательства, хотя по сути своей также представляет собой деятельность по производству и распространению информации.
Информирование избирателей о выборах, о кандидатах, политических партиях осуществляется на протяжении всей избирательной кампании. Обязанность информировать о кандидатах и партиях лежит на избирательных комиссиях. Для реализации этой обязанности законом гарантировано выделение комиссиям бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади в государственных СМИ. Избирательные комиссии также распространяют информационные материалы средствами наружной рекламы, выпускают листовки, плакаты. Основная задача комиссий - информирование о факте выборов, о порядке, о времени голосования. Информация о кандидатах (партиях) распространяется комиссиями в соответствии с требованиями закона в равных объемах.
Частью информационного обеспечения кампании является агитация. К методам предвыборной агитации относится: выпуск и распространение печатных, аудиовизуальных материалов; агитация на каналах телерадиовещаний, в периодических печатных и сетевых изданиях, а также проведение мероприятий в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс-конференций, интервью и выступлений. Отметим, что на практике именно распространение агитационных материалов является полем, в котором наиболее часто случаются конфликты между кандидатами, и где часто вспыхивает недовольство граждан. Подтверждением тому является практика реализации кампании по выборам депутатов Государственной Думы 18 сентября 2016 года в г. Томске.
Несмотря на значимость информационного и документационного обеспечения избирательной кампании и внимание к этому элементу со стороны законодателя, кандидатов и избирательных комиссий, можно сделать вывод, что они не являются основными слагаемыми успеха кандидата или партии, так как в современных условиях на первый план выходят административные, финансовые и информационные ресурсы. Значимость этого элемента в первую очередь в том, что от его реализации в строгом соответствии требованиям закона зависит сам факт допуска или недопуска кандидата к участию в кампании.
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной
Ассамблеей ООН 10.12.1948) [Электронный ресурс]. // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - М., 1997-2017. - Режим доступа:
http://www.consultant.ru /document/cons_doc_LAW_120805/, свободный (дата обращения: 26.04.2017).
2. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]:
принята всенар. голосованием от 12 дек. 1993 г.: (с учетом поправок от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ; от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ; от 5 февр. 2014 г. № 2- ФКЗ; от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // КонсультантПлюс: справочная
правовая система. - М., 1997-2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_28399/, свободный (дата обращения: 07.08.2016).
3. О референдуме Российской Федерации [Электронный ресурс]:
федер. конст. закон от 28 июня 2004 года № 5-ФКЗ (в ред. от 24 апреля 2008 г. № 1-ФКЗ). КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка. - М., 1997¬2017. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_
doc_LAW_48221/, свободный (дата обращения: 26.04.2017).
4. Об обеспечении конституционных прав граждан Российской
Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 ноября 1996 года № 138-Ф3: (в ред. от 09 ноября 2009 г. № 250-ФЗ). // Официальный сайт Центральной
избирательной комиссии России. - М., 2005-2017. - Режим доступа:
http://www.cikrf.ru/law/federal_law/ zakon_138.html/, свободный (дата
обращения: 20.02.2017).
5. О политических партиях [Электронный ресурс]: федер. закон от
11 июля 2001 г. № 95-ФЗ: (в ред. от 02 октября 2012 г. № 157-ФЗ). // Официальный сайт Центральной избирательной комиссии России. - М., 2005-2017. - Режим доступа:
http://www.cikrf.ru/law/federal_law/2001_95fz.html/, свободный (дата
обращения: 10.06.2017).
6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в
референдуме граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ: (в ред. от 16 декабря 2014 г. № 33-П) // // Официальный сайт Центральной избирательной комиссии России. - М., 2005-2017. - Режим доступа:
http: //www.cikrf.ru/law/federal_law/zakon_02_67fz_n. html/, свободный (дата обращения: 10.06.2017).
7. О выборах Президента Российской Федерации [Электронный
ресурс]: федер. закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ (в ред. от 20 октября 2011 г. № 287-ФЗ). // Официальный сайт Центральной избирательной
комиссии России. - М., 2005-2017. - Режим доступа:
http://www.cikrf.ru/law/federal_ law/zakon_19.html/, свободный (дата
обращения: 26.04.2017).
8. О Государственной автоматизированной системе Российской
Федерации «Выборы» [Электронный ресурс]: федер. закон от 10 января 2003 года (в ред. от 11 июля 2011 г. № 200-ФЗ) // Официальный сайт Центральной избирательной комиссии России. - М., 2005-2017. - Режим доступа:
http://cikrf.ru/law/federal_law/20fz.html, свободный (дата обращения: 09.06.2017).
9. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального
Собрания Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 18 мая 2005 года № 51-ФЗ (в ред. от 05 апреля 2016 г. № 92-ФЗ). //
Официальный сайт Центральной избирательной комиссии России. - М., 2005-2017. - Режим доступа:
http: //www.cikrf.ru/law/federal_law/zakon_51 .html/, свободный (дата
обращения: 25.04.2017).
10. О гарантиях равенства парламентских партий при освещении их
деятельности государственными общедоступными телеканалами и радиоканалами [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 апреля 2009 года № 95-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2013 г. № 396-ФЗ). // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. - [Б.м.]., 2005-2017. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/
proxy/ips/? docbody=&link_id=0&nd=102129512/, свободный (дата обращения: 26.04.2017).
11. О внесении изменений в Федеральный закон «О политических
партиях» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 02 октября 2012 года № 157-ФЗ: (в ред. от 3 февраля 2014 г №14-ФЗ). // ГАРАНТ.РУ Информационно-правовой портал. - М., 1990-2017. - Режим доступа:
http://www.base.garant.ru/70235832/, свободный (дата обращения: 26.04.2017).
12. О назначении выборов депутатов Государственной Думы
Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва [Электронный ресурс]: Указ Президента РФ от 17.06.2016 № 291. // Государственная система правовой информации. Официальный интернет-портал правовой информации. - [Б.м.]., 2005-2017. - Режим доступа:
http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001201606170001, свободный (дата обращения: 18.05.2017).
13. Календарный план мероприятий по подготовке и проведению
выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва [Электронный ресурс] : утвержден постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 20 июня 2016 года № 12/99-7 // Официальный сайт Центральной избирательной комиссии России. - М., 2005-2017. - Режим доступа:
http://www.cikrf.ru/analog/vib_d16/kalen_plan. html/, свободный (дата
обращения: 09.06.2017)
14. Устав (Основной Закон) Томской области [Электронный ресурс]:
принят решением Томской областной Думы от 26 июля 1995 года № 136 (в ред. от 15 мая 2015 г. № 64-ОЗ). // Официальный сайт избирательной комиссии Томской области. - Томск, 2017. - Режим доступа:
http://www. elect70.tomsk. ru/upload/acts/Ustav Osnovnoj_Zakon T omskoj_obl
asti prinjat_resheniem_To_file_250_137_4553.pdf, свободный (дата
обращения: 21.02.2017).
15. Об избирательных комиссии, комиссиях референдума Томской
области [Электронный ресурс]: Закон Томской области от 10 апреля 2003 года №5-ОЗ (в ред. от 05 мая 2016 г. № 49-ОЗ). // Официальный сайт избирательной комиссии Томской области. - Томск, 2017. - Режим доступа: http: //www. elect7 0. tomsk.ru/upload/acts/Zakon_T omskoj_oblasti_ot_10_04_2003 _N_50_OZ red ot_05_05_2_file_71_137_6179.pdf, свободный (дата
обращения: 20.05.2017).
...51