АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 7
1. ТЕНЬ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: АНАЛИЗ, ВОСПРИЯТИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ 9
1.1. Тень как акцент в живописных и графических произведениях 9
1.1.1. Некоторые аспекты изображения тени в Средние века и эпоху Возрождения 10
1.1.2 Борьба света и тени в барочном искусстве 14
1.1.3 Повествовательные возможности тени в искусстве эпохи романтизма 18
1.1.4 Тень как символ в изобразительном искусстве в эпоху модерна 19
1.1.5 Основные подходы к изображению тени в искусстве модернизма 22
1.1.6 Воплощение тени в XXI веке 28
1.2 Теоретические основы построения тени 30
1.2.1 Виды источников освещения и их характеристики 31
1.2.2 Виды и цвет тени 32
2. СИЛУЭТ В ТЕНИ НА ПРИМЕРЕ СОЗДАНИЯ СЕРИИ ГРАФИЧЕСКИХ РАБОТ 35
2.1 Идейный замысел практической части 35
2.2 Пластический мотив и постановка натюрморта 35
2.2.1. Основные ошибки при составлении натюрморта 36
2.3 Эскизы и пробы техники печатной графики 37
2.4. Создание печатных форм 40
2.5 Печать тиража 41
2.6 Оформление эстампов 42
3. РАЗРАБОТКА АВТОРСКОГО КУРСА ПЛЕНЭРНОЙ ПРАКТИКИ «ПОИСК СВЕТА И
ТЕНИ» 44
3.1 Анализ программы дополнительного образования в системе 44
Детской Художественной школы 44
3.2 Особенности преподавания пленэрной живописи в системе дополнительного
образования детей 55
3.3. Возрастные особенности учащихся 12-14 лет 56
3.4 Проектирование занятий по теме «Поиск света и тени» для обучающихся 3 класса ДХШ 60
3.4.1 Краткая характеристика курса 60
3.4.2 Содержательное наполнение курса 61
3.4.3. Литература по курсу для подготовки преподавателя 68
3.5. Апробация авторского курса 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ А 77
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 86
ПРИЛОЖЕНИЕ В 97
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 127
Тень представляет собой пространственное оптическое явление. Она выглядит как зрительно воспринимаемый силуэт, который возникает на произвольной поверхности благодаря присутствию объекта (тела или вещества) между ней и источником света. Своими контурами тень в определенной степени и ввиду некоторых условий повторяет контуры этой преграды света. Выходит, что невозможно изучать тень отдельно от изображения света и рефлексов, сопутствующих освещению.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что восприятие света и тени является одним из основополагающих явлений в построении объема и целостного образа предмета. Если изобразить предмет путем набора линий, то получится плоская картина. Живые же реальные объекты изображаются путем передачи света и тени. Вместе с тем необходимо признать, что свет на картинах разных художников притягивает глаз значительно сильнее, нежели тень.
Степень разработанности проблемы определяется работами авторов, уже изучивших различные аспекты изображения тени.
Объектом исследования является тень в изобразительном искусстве.
Предметом исследования выступает тень, как основа пластического мотива.
Цель дипломной работы - проанализировать пластические возможности тени в изобразительном искусстве.
Задачи исследования:
1. Найти необходимый теоретический и иллюстративный материал по теме «Тень в изобразительном искусстве», изучить и проанализировать найденные источники.
2. Определить особенности использования и изображения тени в произведениях художников разных эпох, направлений и стилей.
3. Изучить теоретические сведения по построению теней.
4. Разработать проект графической серии.
5. Описать технологию создания графической серии.
6. Создать графическую серию в технике гравюры на картоне и коллаграфии.
7. Проанализировать программы дополнительного образования в Детской художественной школе в аспекте преподавания пленэрной живописи.
8. Разработать авторский курс пленэрной практики «Поиск света и тени» для обучающихся ДХШ.
Методы исследования:
1. Исторический метод - изучение исторической, искусствоведческой, методической, педагогической литературы, для решения поставленных задач.
2. Аналитический метод - анализ и систематизация полученных сведений о тени в изобразительном искусстве, а также анализ программы дополнительного образования в системе Детской Художественной школы.
3. Практический метод - применение теоретических знаний для воплощения серии графических работ.
4. Метод синтеза - создание авторского курса на основе полученного практического опыта и теоретического исследования темы с учетом психологических особенностей детей 12-14 лет.
Новизна работы заключается в том, что в ней впервые были обобщены теоретико-практические знания, касающиеся изображения тени в искусстве. Новизна состоит также в применении автором современной техники печатной графики. Специфика работы выражается в соединении декоративности с реализмом; в композиции присутствует повышенная стилизация. Ко всему прочему, автором используются необычные текстуры.
Структура исследования. В плане структуры выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 62 позиций, а также приложений на 50 листах. Общий объем работы составляет 128 страниц.
Ключевые слова: блик, гравюра, графическая серия, естественное освещение, искусственное освещение, падающая тень, пластический мотив, пленэр, полутень, рефлекс, свет, светотень, силуэт, собственная тень, тень, тон.
Исследовательская часть выпускной квалификационной работы позволяет проследить изменение подходов к изображению тени художниками в разные эпохи. В процессе написания исследовательской части была изучена история воплощения тени в искусстве. Рассматривались различные контексты бытования тени, ее пластические возможности, символическая составляющая и теоретические основы построения теней.
Практическая часть настоящей ВКР заключается в создании серии работ в технике высокой гравюры на картоне «Обыденная тень». В этой части диплома последовательно описывается процесс сбора материала, поиск пластических мотивов, этап разработки эскизов для графической серии.
Опыт, полученный при написании исследовательской части и в процессе создания серии графических работ, помог разработать авторский курс пленэрной практики под названием «Поиск света и тени». Для разработки авторского курса была проанализирована программа дополнительного образования в системе ДХШ № 1. Особое внимание при этом уделялось специфике реализации пленэрной живописи. Наряду с этим были изложены методические предложения, способствующие улучшению качества преподавания пленэра с учетом возрастных особенностей учащихся 12-14 лет.
Таким образом, необходимо признать, что поставленные задачи были в полной мере достигнуты.
1. Асмолов А.Г. Ребенок в культуре взрослых / А.Г. Асмалов, Н.А. Пастернак. - М. : Издательство Юрайт, 2023. - 150 с.
2. Бишофф У. Эдвард Мунк (1863-1944). Картины о жизни и смерти. / У. Бишофф; пер. с англ. А.И. Ильф. - Москва : АРТ-РОДНИК, 2003, - 100 с.
3. Визер В.В. Живописная грамота. Основы пейзажа / В.В. Визер - СПБ.: Питер, 2007.
- 192 с.
4. Визер В.В. Система цвета в живописи учебное пособие / В.В. Визер. - СПБ.: Питер, 2004. - 190 с.
5. Гомбрих Э. Тени в западном искусстве / Э. Гомбрих; Пер. с англ. Лия Эбраидзе. - М.: Альпина нон-фикшн, 2019. -115 с.
6. Давыдова. О.С. Связь времен: история искусств в контексте символизма. Коллективная монография в 3-х т. Книга третья. Часть III. Символизм в развитии / Отв. Ред. И сост.: О. С. Давыдова. - М.: БуксМАрт, 2020. - 576 с.
7. Данилова И.Е. Искусство средних веков и возрождения / И.Е. Данилова. -
М.: Советский художник, 1984. - 350 с.
8. Иттен И. Искусство цвета / И. Иттен ; пер. с нем. и предисл. Л. Монаховой. - 2-е изд. - М. : Д. Аронов, 2001. - 95 с.
9. Козлов В.И. Уроки изобразительного искусства в школе: проектирование, методика проведения, конспекты, рефлексия : учебное пособие для студентов учреждений высшего образования, обучающихся по направлению подготовки «Педагогическое образование», (профиль - «Изобразительное искусство и дополнительного образования») / В.И. Козлов.
- М : ВЛАДОС, 2019. - 365 с.
10. Корчаг Януш. Как любить ребенка /Януш Корчаг : пер. К. Сенкевич. - М.: АСТ, 2014. - 390 с.
11. Костерин Н.П. Учебное рисование / Н.П. Костерин. - М.: Просвещение, 1980. - 144 с.
12. Кузин В.С. Основы обучения изобразительному искусству в школе. Пособие для учителей / В.С. Кузин - М.: «Просвещение», 1977.
13. Леонардо да Винчи. Трактат о живописи / Л. да Винчи ; пер. с ит. А.А. Губарева. - Харьков : Фолио, 2013. - 218 с.
14. Ломов С. П. Аманжолов С. А. Цветоведение Учебн. пособие для вузов, по спец. «Изобразит. искусство», «Декоративно-прикладное искусство» и «Дизайн» С.П. Ломов, С.А. Аманжолов. - М. : ВЛАДОС, 2015. -144 с.
15. Пучков А.С. Методика работы над натюрмортом / А.С. Пучков, А.В. Триселев. - М.: Просвещение, 1982. - 86 с.
...60