ПРИНЦИПЫ ДИАЛОГИЧНОСТИ В СОЗДАНИИ ФИЛЬМА ОБ АРХИТЕКТУРЕ НА ПРИМЕРЕ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ФИЛЬМА «АРХИТЕКТУРА ЧУВСТВ» *
|
Введение 3
1 Теоретическое определение диалогичности в разговорах об архитектуре 7
1.1 Определение концепции диалога в современных коммуникативных
условиях 7
1.2 Опыт предшественников. 15
1.3 Особенности документального кино. 24
2 Документальный фильм «Архитектура чувств» 27
2.1 Подготовка к съемке документального фильма 27
2.2 Процесс создания документального фильма «Архитектура чувств» 29
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 44
1 Теоретическое определение диалогичности в разговорах об архитектуре 7
1.1 Определение концепции диалога в современных коммуникативных
условиях 7
1.2 Опыт предшественников. 15
1.3 Особенности документального кино. 24
2 Документальный фильм «Архитектура чувств» 27
2.1 Подготовка к съемке документального фильма 27
2.2 Процесс создания документального фильма «Архитектура чувств» 29
Заключение 43
Список использованных источников и литературы 44
Актуальность обусловлена тем, что коммуникация в современном обществе за последние годы претерпела радикальные изменения благодаря цифровизации и развитию интернета. Появление новых информационных технологий и массовое распространение интернета стали отправной точкой для формирования принципиально новой коммуникативной среды.
В статье WebCanape ссылаются на статистику интернета и социальных сетей России на 2025 год DataReportal. Пользователи из России проводят в интернете более 8 часов в день. Одна из причин этого, общение с семьей и друзьями, которая составляет 65,5 процента. в России насчитывается 133 миллиона интернет-пользователей (92,2% населения), а 106 миллионов человек активно пользуются социальными сетями (73,4% населения).
Е.П. Олесина в своей работе «Диалогичность как форма существования современной художественной культуры» пишет, что в современном мире культура становится объемной, благодаря объединения различных культур. Это требует постоянного взаимодействия между разными культурными позициями. Диалог культур становится необходимым условием существования и развития общества, особенно в условиях глобализации. Например, современное образование активно строится на принципах диалога культур, где акцент ставится на различных точках зрения.
Таким образом, интернет и социальные сети сделали общение более активным, разнообразным и доступным, позволяя людям легко общаться в любое время и с кем угодно. Диалогичность становиться универсальным инструментом для изучения культуры и развития личности.
Цель: создание документального фильма в жанре исследования с использованием принципов диалогичности в познании влияния архитектуры на человека.
Объект исследования: диалогичность в фильме, посвященном архитектуре.
Предмет: документальный фильм с использованием приема
диалогичности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные принципы диалогичности.
2. Исследовать влияние архитектуры на эмоции человека и с помощью каких факторов состоится диалог между героями.
3. Выявить особенности подхода в визуализации диалога об архитектуре у других режиссеров и создать документальный фильм об архитектуре с раскрытием принципов диалогичности.
Теория диалогичности в киноискусстве применяется, однако специфика применения этих принципов в фильмах об архитектуре исследована меньше. Междисциплинарный характер темы затрагивает аспекты определения диалогичности и анализа влияния архитектуры на эмоциональное состояние человека.
Документальный фильм рассмотрит несколько сооружений со своим особенным архитектурным стилем. У каждого такого сооружения будут присутствовать архитекторы Клара и Вова. Они будут делиться своими чувствами, которые приобретают от влияния данной архитектуры. Их эмоции отличаются тем, что герои контрастируют друг с другом. Клара - девушка, приближенная к живописи и искусству. Она ищет новые смыслы, пытается относиться к архитектуре, как к чему-то высокому. Вова - молодой человек, который воспринимает архитектуру консервативно, у него академический взгляд на здания. Он изучает архитектуру по-научному, не пытаясь придать ей дополнительных значений. Между ними состоится диалог, который ведет к более обширному пониманию рассматриваемого объекта.
Съемки проходили в Томске. Места для съемок были выбраны следующие локации: Сибирский ботанический сад, дворик у Института искусств и культуры, Российско-немецкий дом и здание отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации.
В дворике у Института искусств и культуры были отсняты сцены с Кларой, которая рассказывает про себя, про зарождение любви к архитектуре и почему здание Института искусств и культуры оказывает необычное влияние на человека, а также почему дворик при этом здании интересен для изучения. В Сибирском ботаническом саду Вова и Клара обсуждает свое восприятие здания ботанического сада, какие у него есть особенности, почему важно рассматривать то или иное здание с разных ракурсов. У Российско-немецкого дома герои обсуждают важность разнообразия архитектуры, как культурный код необходим в сооружениях и как русская идентичность может повлиять на человека. Здание Центрального банка поражает героев своим масштабом. Они обсуждают, как грозность и величие может вселять не страх и ужас, а патриотизм и гордость у человека.
Структура работы имеет две основные части, логически связанных между собой. Первая глава посвящена теории. Эта глава закладывает фундамент исследования, то есть рассматривает теоретические основы диалогичности, а также дополнительно анализирует влияние архитектуры на эмоции человека как фактор появления диалога. Данная глава описывает понятие диалогичности, его историко-философские корни, в которой отсылаются к диалогической идеи Бахтина. Также, уделено внимание к применению диалогичности в кинематографе и специфику ее проявления в документальном кино. Вторая глава посвящена практической части. Здесь происходит непосредственный анализ фильма «Архитектура чувств» сквозь призму теоретических положений, изложенных в первой главе. Анализируются конкретные приемы и методы, использованные режиссером для создания диалогического эффекта. Диалогичность представлена через работу с героями и через формирования визуального языка фильма. Главное внимание уделяется тому, как эти приемы формируют восприятие архитектуры зрителем, создавая многогранную картину.
Благодаря определению диалогичности в теоретической части, получается подробнее провести анализ диалога на примере документального фильма «Архитектура чувств». Заключение обобщает полученные результаты и делает выводы о роли диалогичности в создании фильма об архитектуре.
В статье WebCanape ссылаются на статистику интернета и социальных сетей России на 2025 год DataReportal. Пользователи из России проводят в интернете более 8 часов в день. Одна из причин этого, общение с семьей и друзьями, которая составляет 65,5 процента. в России насчитывается 133 миллиона интернет-пользователей (92,2% населения), а 106 миллионов человек активно пользуются социальными сетями (73,4% населения).
Е.П. Олесина в своей работе «Диалогичность как форма существования современной художественной культуры» пишет, что в современном мире культура становится объемной, благодаря объединения различных культур. Это требует постоянного взаимодействия между разными культурными позициями. Диалог культур становится необходимым условием существования и развития общества, особенно в условиях глобализации. Например, современное образование активно строится на принципах диалога культур, где акцент ставится на различных точках зрения.
Таким образом, интернет и социальные сети сделали общение более активным, разнообразным и доступным, позволяя людям легко общаться в любое время и с кем угодно. Диалогичность становиться универсальным инструментом для изучения культуры и развития личности.
Цель: создание документального фильма в жанре исследования с использованием принципов диалогичности в познании влияния архитектуры на человека.
Объект исследования: диалогичность в фильме, посвященном архитектуре.
Предмет: документальный фильм с использованием приема
диалогичности.
Задачи исследования:
1. Проанализировать основные принципы диалогичности.
2. Исследовать влияние архитектуры на эмоции человека и с помощью каких факторов состоится диалог между героями.
3. Выявить особенности подхода в визуализации диалога об архитектуре у других режиссеров и создать документальный фильм об архитектуре с раскрытием принципов диалогичности.
Теория диалогичности в киноискусстве применяется, однако специфика применения этих принципов в фильмах об архитектуре исследована меньше. Междисциплинарный характер темы затрагивает аспекты определения диалогичности и анализа влияния архитектуры на эмоциональное состояние человека.
Документальный фильм рассмотрит несколько сооружений со своим особенным архитектурным стилем. У каждого такого сооружения будут присутствовать архитекторы Клара и Вова. Они будут делиться своими чувствами, которые приобретают от влияния данной архитектуры. Их эмоции отличаются тем, что герои контрастируют друг с другом. Клара - девушка, приближенная к живописи и искусству. Она ищет новые смыслы, пытается относиться к архитектуре, как к чему-то высокому. Вова - молодой человек, который воспринимает архитектуру консервативно, у него академический взгляд на здания. Он изучает архитектуру по-научному, не пытаясь придать ей дополнительных значений. Между ними состоится диалог, который ведет к более обширному пониманию рассматриваемого объекта.
Съемки проходили в Томске. Места для съемок были выбраны следующие локации: Сибирский ботанический сад, дворик у Института искусств и культуры, Российско-немецкий дом и здание отделения по Томской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации.
В дворике у Института искусств и культуры были отсняты сцены с Кларой, которая рассказывает про себя, про зарождение любви к архитектуре и почему здание Института искусств и культуры оказывает необычное влияние на человека, а также почему дворик при этом здании интересен для изучения. В Сибирском ботаническом саду Вова и Клара обсуждает свое восприятие здания ботанического сада, какие у него есть особенности, почему важно рассматривать то или иное здание с разных ракурсов. У Российско-немецкого дома герои обсуждают важность разнообразия архитектуры, как культурный код необходим в сооружениях и как русская идентичность может повлиять на человека. Здание Центрального банка поражает героев своим масштабом. Они обсуждают, как грозность и величие может вселять не страх и ужас, а патриотизм и гордость у человека.
Структура работы имеет две основные части, логически связанных между собой. Первая глава посвящена теории. Эта глава закладывает фундамент исследования, то есть рассматривает теоретические основы диалогичности, а также дополнительно анализирует влияние архитектуры на эмоции человека как фактор появления диалога. Данная глава описывает понятие диалогичности, его историко-философские корни, в которой отсылаются к диалогической идеи Бахтина. Также, уделено внимание к применению диалогичности в кинематографе и специфику ее проявления в документальном кино. Вторая глава посвящена практической части. Здесь происходит непосредственный анализ фильма «Архитектура чувств» сквозь призму теоретических положений, изложенных в первой главе. Анализируются конкретные приемы и методы, использованные режиссером для создания диалогического эффекта. Диалогичность представлена через работу с героями и через формирования визуального языка фильма. Главное внимание уделяется тому, как эти приемы формируют восприятие архитектуры зрителем, создавая многогранную картину.
Благодаря определению диалогичности в теоретической части, получается подробнее провести анализ диалога на примере документального фильма «Архитектура чувств». Заключение обобщает полученные результаты и делает выводы о роли диалогичности в создании фильма об архитектуре.
Подводя итоги, хочется сказать, что благодаря документальному фильму получилось раскрыть тему «Принципы диалогичности в создании фильма об архитектуре на примере документального фильма «Архитектура чувств».
Обращаясь к теории, можно сделать вывод, что диалогичность - это фундаментальная характеристика современного общества и речи. Бахтин рассматривает диалогичность как ключевой принцип, определяющий отношения между людьми и противостоящий монологизму. Она предполагает наличие общего опыта (апперципирующей массы) у собеседников.
Документальный фильм «Архитектура чувств» изначально задает общую тему для диалога между архитекторами Вовой и Кларой. Они детально обсуждают различные здания. Также на протяжении всего фильма диалог раскрывает характеры и мысли героев. Каждый предлагает рассмотреть архитектуру со своей точки зрения, но в итоге герои приходят к общим мыслям, а где-то им не удается найти единого ответа. В случае, когда герои не приходят к общему выводу, диалог становится незавершимым. В конечном итоге, диалог состоялся, и завершается он тем, что тема еще не закрыта и на многие вопросы ответить придется зрителю.
Обращаясь к теории, можно сделать вывод, что диалогичность - это фундаментальная характеристика современного общества и речи. Бахтин рассматривает диалогичность как ключевой принцип, определяющий отношения между людьми и противостоящий монологизму. Она предполагает наличие общего опыта (апперципирующей массы) у собеседников.
Документальный фильм «Архитектура чувств» изначально задает общую тему для диалога между архитекторами Вовой и Кларой. Они детально обсуждают различные здания. Также на протяжении всего фильма диалог раскрывает характеры и мысли героев. Каждый предлагает рассмотреть архитектуру со своей точки зрения, но в итоге герои приходят к общим мыслям, а где-то им не удается найти единого ответа. В случае, когда герои не приходят к общему выводу, диалог становится незавершимым. В конечном итоге, диалог состоялся, и завершается он тем, что тема еще не закрыта и на многие вопросы ответить придется зрителю.





