ДИСКУРСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА В МАСС-МЕДИЙНОМ ПРОСТРАНСТВЕ КНР (В АСПЕКТЕ РОССИЙСКО-КИТАЙСКИХ ОТНОШЕНИЙ)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ДИСКУРСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 7
1.1. Развитие понятия дискурсивная личность как продолжение теории
языковой личности 7
1.1.1. Языковая личность как объект лингвоперсонологии 7
1.1.2. Подходы к изучению языковой личности 11
1.1.3. Дифференциация понятий «языковая», «коммуникативная» и
«дискурсивная личность» 17
1.2. Дискурсивная личность в политическом дискурсе 20
1.2.1. Основные тенденции изучения политического дискурса на
современном этапе развития лингвистики 20
1.2.2. Модель анализа дискурсивной личности политика 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ДИСКУРСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА.... 30
2.1. Дискурсивная личность Владимира Путина с точки зрения
коммуникативной тональности дискурса 30
2.2. Дискурсивная личность Владимира Путина в ценностном,
познавательном и поведенческом аспектах 42
2.2.1. Ценностный аспект 42
2.2.2. Познавательный аспект 45
2.2.3. Поведенческий аспект 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
ГЛАВА 1. ДИСКУРСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ КАК ОБЪЕКТ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ 7
1.1. Развитие понятия дискурсивная личность как продолжение теории
языковой личности 7
1.1.1. Языковая личность как объект лингвоперсонологии 7
1.1.2. Подходы к изучению языковой личности 11
1.1.3. Дифференциация понятий «языковая», «коммуникативная» и
«дискурсивная личность» 17
1.2. Дискурсивная личность в политическом дискурсе 20
1.2.1. Основные тенденции изучения политического дискурса на
современном этапе развития лингвистики 20
1.2.2. Модель анализа дискурсивной личности политика 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. ДИСКУРСИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ ВЛАДИМИРА ПУТИНА.... 30
2.1. Дискурсивная личность Владимира Путина с точки зрения
коммуникативной тональности дискурса 30
2.2. Дискурсивная личность Владимира Путина в ценностном,
познавательном и поведенческом аспектах 42
2.2.1. Ценностный аспект 42
2.2.2. Познавательный аспект 45
2.2.3. Поведенческий аспект 49
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 57
Данная работа выполнена в рамках лингвоперсонологии - науки, которая исследует язык сквозь призму антропологического подхода и занимается описанием языковой личности. Кроме того, в исследовании используется термин «дискурсивная личность», появившийся как развитие теории языковой личности в работах лингвистов недавнего времени. Данное направление представляется автору перспективным, а избрание контекста масс-медийного пространства КНР для изучения языковой личности объясняется интересом автора к китайскому языку и культуре Китая.
Актуальность выбранной темы заключается в повышенном интересе к исследованию языковых, коммуникативных и дискурсивных характеристик личности в рамках науки лингвоперсонологии, а также личности в политическом дискурсе. Кроме того, в связи с текущими событиями в мире, персона Владимира Путина активно обсуждается в СМИ и масс-медийном пространстве КНР в том числе.
Новизна исследования состоит в изучении дискурсивной личности с позиции дискурса, бытующего в иноязычных масс-медиа.
Степень разработанности проблемы. В области изучения и описания языковой личности проведено большое количество исследований: В.В. Виноградовым, Г.И Богиным и Ю.Н. Карауловым сформирована теоретическая база; разработано несколько подходов к изучению личности с позиции языка, таких как структурный подход Ю.Н. Караулова и типологический метод В.И. Карасика. Тем не менее, по-прежнему имеет место разночтение основных терминов и разногласия по поводу структуры и моделей описания языковой личности, споры о разграничении понятий языковая, речевая, коммуникативная и дискурсивная личность и подходах к их изучению. К тому же, ощущается нехватка практических исследований на примере конкретных людей. Наиболее изученной областью в исследованиях языковой личности на сегодняшний день является рассмотрение языковой личности писателей и литературных героев. Исследователи анализируют языковую личность персонажей А.П. Чехова [Трещалина, 1998], Н. Тэффи [Елизарова, 1999], М.А. Булгакова [Смирнова, 2011] с целью проведения аналогий с реальными людьми и выявления их психотипов. Также активно изучаются языковые личности самих писателей, а именно Э. Хэмингуэя [Кузневич, 1999], В. Набокова [Каракуц-Бородина, 2000], Б. Акунина [Менькова, 2004] с целью углубленной интерпретации написанных ими произведений. Что же касается языковой личности в политической сфере и масс-медийном пространстве, исследований в этой области крайне мало. К тому же, они ориентированы либо на политиков прошлых эпох, которые уже стали историческими личностями [Попова, 2004; Кричун, 2011], либо на описание типического образа языковой личности какой-либо социальной сферы [Беспамятнова, 1994; Панова, 2004;Кочеткова, 1999]. Наряду с языковой личностью в современной лингвистике также широко изучается вторичная языковая личность [Мамонтова, 2010; Шашлова, 2006] и перевоплощенная языковая личность [Косинова, 2013]. В рамках коммуникативной лингвистики изучается коммуникативная личность [Саломатина, 2005], а теория дискурса включает разработку методологии исследования дискурсивной личности [Синельникова, 2011].
Объектом исследования в данной работе является дискурсивная личность Владимира Путина.
Предметом являются ценностные, концептуальные, коммуникативные и дискурсивные характеристики дискурсивной личности Владимира Путина, бытующие в масс-медиа КНР.
Цель исследования. Сформулировать основные характеристики дискурсивной личности Владимира Путина, отраженные в его текстах, адресованных китайской аудитории и переведенных на китайский язык.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал, касающийся лингвоперсонологии как дисциплины, изучающей языковую личность.
2. Обобщить в работе основные направления и тенденции в области изучения языковой личности, разграничить понятия языковой, коммуникативной и дискурсивной личности.
3. Подобрать практический материал в виде текстов, имеющих непосредственное отношение к изучаемой личности.
4. Проанализировать собранный практический материал на предмет дискурсивных характеристик личности Владимира Путина.
5. Провести лингвопрагматический анализ дискурса, конструируемого Владимиром Путиным в китайских СМИ.
6. Сделать выводы о средствах и способах, используемых Владимиром Путиным, для построения дискурса российско-китайских отношений в масс-медиа КНР.
Метод исследования.Метод структурного моделирования, концептуальный, компаративный, прагмалингвистический и дискурсивный анализ текстов.
Материал исследования. Основным источником информации для настоящей работы были статьи из интернет-версии газеты “ ^ Ш В'ф Ш ” (Хуаньцюшибао), которая является малоформатным изданием,возглавляемым редакцией «Женьминь жибао». Также были использованы статьи и видеозаписи новостных порталов (Синьлан Цзюньши),(Синьхуаван) и видеозаписи интервью с канала CCTV-13.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть вписаны в общую картину изучения личности в рамках лингвоперсонологии и использоваться для дальнейшего формирования терминологической базы данного направления.
Практическая значимость работы состоит в том, что изучение особенностей характеров современных политиков, специфики их поведения в межкультурном диалоге может способствовать более эффективной коммуникации на международной политической арене.
Апробация работы. Положения данного исследования освещались и обсуждались в докладе на международной научной конференции «Молодежь и наука» (Красноярск, 2016 г.), на региональной студенческой научно¬практической конференции на иностранных языках с международным участием «Актуальные вопросы региональных и международных исследований» (Новосибирск, 2016 г.) и на Международной научно¬практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (Красноярск, 2017 г.).
Актуальность выбранной темы заключается в повышенном интересе к исследованию языковых, коммуникативных и дискурсивных характеристик личности в рамках науки лингвоперсонологии, а также личности в политическом дискурсе. Кроме того, в связи с текущими событиями в мире, персона Владимира Путина активно обсуждается в СМИ и масс-медийном пространстве КНР в том числе.
Новизна исследования состоит в изучении дискурсивной личности с позиции дискурса, бытующего в иноязычных масс-медиа.
Степень разработанности проблемы. В области изучения и описания языковой личности проведено большое количество исследований: В.В. Виноградовым, Г.И Богиным и Ю.Н. Карауловым сформирована теоретическая база; разработано несколько подходов к изучению личности с позиции языка, таких как структурный подход Ю.Н. Караулова и типологический метод В.И. Карасика. Тем не менее, по-прежнему имеет место разночтение основных терминов и разногласия по поводу структуры и моделей описания языковой личности, споры о разграничении понятий языковая, речевая, коммуникативная и дискурсивная личность и подходах к их изучению. К тому же, ощущается нехватка практических исследований на примере конкретных людей. Наиболее изученной областью в исследованиях языковой личности на сегодняшний день является рассмотрение языковой личности писателей и литературных героев. Исследователи анализируют языковую личность персонажей А.П. Чехова [Трещалина, 1998], Н. Тэффи [Елизарова, 1999], М.А. Булгакова [Смирнова, 2011] с целью проведения аналогий с реальными людьми и выявления их психотипов. Также активно изучаются языковые личности самих писателей, а именно Э. Хэмингуэя [Кузневич, 1999], В. Набокова [Каракуц-Бородина, 2000], Б. Акунина [Менькова, 2004] с целью углубленной интерпретации написанных ими произведений. Что же касается языковой личности в политической сфере и масс-медийном пространстве, исследований в этой области крайне мало. К тому же, они ориентированы либо на политиков прошлых эпох, которые уже стали историческими личностями [Попова, 2004; Кричун, 2011], либо на описание типического образа языковой личности какой-либо социальной сферы [Беспамятнова, 1994; Панова, 2004;Кочеткова, 1999]. Наряду с языковой личностью в современной лингвистике также широко изучается вторичная языковая личность [Мамонтова, 2010; Шашлова, 2006] и перевоплощенная языковая личность [Косинова, 2013]. В рамках коммуникативной лингвистики изучается коммуникативная личность [Саломатина, 2005], а теория дискурса включает разработку методологии исследования дискурсивной личности [Синельникова, 2011].
Объектом исследования в данной работе является дискурсивная личность Владимира Путина.
Предметом являются ценностные, концептуальные, коммуникативные и дискурсивные характеристики дискурсивной личности Владимира Путина, бытующие в масс-медиа КНР.
Цель исследования. Сформулировать основные характеристики дискурсивной личности Владимира Путина, отраженные в его текстах, адресованных китайской аудитории и переведенных на китайский язык.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретический материал, касающийся лингвоперсонологии как дисциплины, изучающей языковую личность.
2. Обобщить в работе основные направления и тенденции в области изучения языковой личности, разграничить понятия языковой, коммуникативной и дискурсивной личности.
3. Подобрать практический материал в виде текстов, имеющих непосредственное отношение к изучаемой личности.
4. Проанализировать собранный практический материал на предмет дискурсивных характеристик личности Владимира Путина.
5. Провести лингвопрагматический анализ дискурса, конструируемого Владимиром Путиным в китайских СМИ.
6. Сделать выводы о средствах и способах, используемых Владимиром Путиным, для построения дискурса российско-китайских отношений в масс-медиа КНР.
Метод исследования.Метод структурного моделирования, концептуальный, компаративный, прагмалингвистический и дискурсивный анализ текстов.
Материал исследования. Основным источником информации для настоящей работы были статьи из интернет-версии газеты “ ^ Ш В'ф Ш ” (Хуаньцюшибао), которая является малоформатным изданием,возглавляемым редакцией «Женьминь жибао». Также были использованы статьи и видеозаписи новостных порталов (Синьлан Цзюньши),(Синьхуаван) и видеозаписи интервью с канала CCTV-13.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее результаты могут быть вписаны в общую картину изучения личности в рамках лингвоперсонологии и использоваться для дальнейшего формирования терминологической базы данного направления.
Практическая значимость работы состоит в том, что изучение особенностей характеров современных политиков, специфики их поведения в межкультурном диалоге может способствовать более эффективной коммуникации на международной политической арене.
Апробация работы. Положения данного исследования освещались и обсуждались в докладе на международной научной конференции «Молодежь и наука» (Красноярск, 2016 г.), на региональной студенческой научно¬практической конференции на иностранных языках с международным участием «Актуальные вопросы региональных и международных исследований» (Новосибирск, 2016 г.) и на Международной научно¬практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» (Красноярск, 2017 г.).
Лингвоперсонология как отдельная лингвистическая дисциплина зародилась на понимании того, что определенные черты личности, такие как тип речевого поведения, способ познания мира, способ репрезентации информации и другие могут быть изучены через языковые средства, которыми пользуется личность. Развитие этой идеи привело к появлению термина языковая личность, который помог сформировать концепцию исследования личности в языке. Со временем этот концепт оброс большим количеством эмпирического материала, сформировавшего основные теоретические положения лингвоперсонологии и методологию исследований. Кроме того, изучение языковой личности в рамках разных лингвистических дисциплин, с точки зрения различных методов и подходов сформировало новые термины, акцентирующие внимание на особых проявлениях языковой личности в речи, коммуникации, дискурсе. Одним из таких терминов является понятие дискурсивной личности, которое служит основой настоящего исследования.
Дискурсивная личность представляет собой проявление языковой личности в интеракции, при построении дискурса. Выбор термина «дискурсивная личность» в противовес терминам «языковая личность» и «коммуникативная личность» обусловлен тем, что в настоящем исследовании наибольшее внимание уделяется характеристикам дискурса, выстраиваемого Владимиром Путиным в масс-медиа КНР. Кроме того, используя термин «дискурсивная личность», мы имеем в виду, что предметом исследования становятся характеристики личности через призму дискурса, репрезентируемого в иноязычных СМИ посредством перевода, то есть проявление языковой личности в заданном контексте, ограниченном рамками политического дискурса на межкультурном уровне.
Поскольку целью данного исследования было изучение дискурсивной личности политика, наряду с прагмалингвистическим анализом текстов в работе также применялся дискурс-анализ текстов политической тематики с целью деконструкции политических технологий, осуществляемых посредством языковых средств. Анализ текстов с точки зрения коммуникативной тональности общения показал, что Владимир Путин как дискурсивная личность стремится к созданию серьезного дискурса, обладающего прямым значением, содержание которого превалирует над формой. Тем не менее, несмотря на преобладание серьезности общения, юмористическая тональность коммуникации также является неотъемлемой частью дискурсивной личности В.В. Путина, что проявляется в высокой популярности его юмористических высказываний среди китайской аудитории. Будучи политиком и представителем страны на международных переговорах, российский лидер не лишен сценарности общения и в ходе дискурсивных практик, направленных на установление дружеского контакта с китайской аудиторией, склонен к действиям, нежели аргументации и рассуждениям по поводу тех или иных вопросов. Деконструкция дискурса в ценностном, познавательном и поведенческом планах послужила выявлению ценностей и концептов, приоритетных для Владимира Путина как дискурсивной личности, а также технологий, служащих реализации определенных политических шагов и проявляющихся на лингвистическом уровне. В работе было выявлено, что основной коммуникативной технологией Владимира Путина в рамках российско-китайских отношений является построение дискурса дружбы, который станет основой выгодного для России и, возможно, для Китая сотрудничества. Средствами конструирования данного дискурса является обращение к китайским национальным ценностям, активная репрезентация в речи концептов с положительной коннотацией, сближение дистанции с главой КНР - Си Цзиньпином, а также другими известными деятелями Поднебесной.
Дискурсивная личность представляет собой проявление языковой личности в интеракции, при построении дискурса. Выбор термина «дискурсивная личность» в противовес терминам «языковая личность» и «коммуникативная личность» обусловлен тем, что в настоящем исследовании наибольшее внимание уделяется характеристикам дискурса, выстраиваемого Владимиром Путиным в масс-медиа КНР. Кроме того, используя термин «дискурсивная личность», мы имеем в виду, что предметом исследования становятся характеристики личности через призму дискурса, репрезентируемого в иноязычных СМИ посредством перевода, то есть проявление языковой личности в заданном контексте, ограниченном рамками политического дискурса на межкультурном уровне.
Поскольку целью данного исследования было изучение дискурсивной личности политика, наряду с прагмалингвистическим анализом текстов в работе также применялся дискурс-анализ текстов политической тематики с целью деконструкции политических технологий, осуществляемых посредством языковых средств. Анализ текстов с точки зрения коммуникативной тональности общения показал, что Владимир Путин как дискурсивная личность стремится к созданию серьезного дискурса, обладающего прямым значением, содержание которого превалирует над формой. Тем не менее, несмотря на преобладание серьезности общения, юмористическая тональность коммуникации также является неотъемлемой частью дискурсивной личности В.В. Путина, что проявляется в высокой популярности его юмористических высказываний среди китайской аудитории. Будучи политиком и представителем страны на международных переговорах, российский лидер не лишен сценарности общения и в ходе дискурсивных практик, направленных на установление дружеского контакта с китайской аудиторией, склонен к действиям, нежели аргументации и рассуждениям по поводу тех или иных вопросов. Деконструкция дискурса в ценностном, познавательном и поведенческом планах послужила выявлению ценностей и концептов, приоритетных для Владимира Путина как дискурсивной личности, а также технологий, служащих реализации определенных политических шагов и проявляющихся на лингвистическом уровне. В работе было выявлено, что основной коммуникативной технологией Владимира Путина в рамках российско-китайских отношений является построение дискурса дружбы, который станет основой выгодного для России и, возможно, для Китая сотрудничества. Средствами конструирования данного дискурса является обращение к китайским национальным ценностям, активная репрезентация в речи концептов с положительной коннотацией, сближение дистанции с главой КНР - Си Цзиньпином, а также другими известными деятелями Поднебесной.



