АННОТАЦИЯ 4
Введение 3
1 Теоретические основы финансового обеспечения системы здравоохранения 6
1.1 Финансовое обеспечение деятельности медицинских учреждений: его содержание и
структура 6
1.2 Модели, механизмы и источники финансового обеспечения деятельности
медицинских учреждений 12
1.3 Нормативно-правовое регулирование финансового обеспечения медицинских
учреждений 16
2 Анализ и оценка финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений (на
примере Томской области) 23
2.1 Анализ источников финансового обеспечения медицинских учреждений 23
2.2 Оценка эффективности финансового обеспечения медицинских учреждений 32
3 Совершенствование финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений
(на примере Томской области) 39
3.1 Механизм управления финансовым обеспечением медицинских учреждений в
условиях повышения их самостоятельности 39
3.2 Организационно-финансовая модель функционирования региональной системы
здравоохранения 42
Заключение 54
Литература 58
Приложение А. Система финансирования здравоохранения в РФ 64
Приложение Б Основные демографические показатели Томской области на 1000 населения
65
Улучшение состояния здоровья населения на основе повышения доступности, качества оказываемых медицинских услуг, профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни являются приоритетными направлениями развития системы здравоохранения. Достижение данных социально-ориентированных целей невозможно без создания адекватных правовых, экономических и организационных условий для оказания медицинской ПОМОЩИ.
В современных социально-экономических условиях состояние и перспективы развития отечественного здравоохранения в значительной мере зависят не только от объема финансовых ресурсов, но и от особенностей применяемого механизма управления финансовым обеспечением. На сегодняшний день осуществляется внедрение новых источников финансирования и методов рационализации расходов медицинских учреждений, вводятся обновленные нормативы и показатели для обеспечения контроля за реализацией проводимых мероприятий по совершенствованию финансового обеспечения здравоохранения.
Таким образом, актуальность темы исследования по финансовому обеспечению деятельности медицинских учреждений в современных условиях обусловлена несколькими причинами:
Во-первых, финансовое обеспечение государственных медицинских учреждений имеет специфические особенности, которыми оно отличается как от анализа деятельности коммерческих организаций, так и от анализа хозяйствующих субъектов других видов экономической деятельности;
Во-вторых, пониманием того, что финансовое обеспечение - это управляемые и целенаправленно формируемые экономические отношения, возникающие между субъектами системы здравоохранения, связанные с формированием, распределением и использованием фондов денежных средств.
В-третьих, многообразием существующих проблем в отрасли здравоохранения, невозможностью их оперативного решения, слабым взаимодействием государственных, предпринимательских и страховых структур в финансировании отрасли.
В-четвертых, необходимостью целенаправленной деятельности по комплексной модернизации системы российского здравоохранения, изменении принципов оказания бесплатной медицинской помощи, увеличении объемов финансирования для эффективного финансового обеспечения медицинских учреждений.
Степень разработанности темы исследования. Проблема эффективной системы финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений занимает важное место в научной экономической литературе. Однако на сегодняшний день нет исследований комплексного характера, проведенных на базе современного отечественного законодательства отрасли здравоохранения. В трудах Голубевой Л.А., Ковалева В.В., Колосницыной МТ, Шеймана И М., Шишкина С В. освящены лишь некоторые проблемы финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений. Необходимо отметить, что в исследованиях современных авторов, таких как Никулина Н.Н., Березина СВ., Малышева С.А., Валиулина Г.В., Кривонос О В , Арутюнян Д А., рассматриваются лишь отдельные источники финансирования здравоохранения. В связи с последними изменениями нормативно-правовой базы существует необходимость по систематизации всех знаний для всестороннего и глубокого изучения финансового механизма отрасли здравоохранения.
Объект исследования - финансовое обеспечение деятельности медицинских учреждений Томской области в условиях социально-экономической нестабильности.
Предмет исследования - организационно-финансовые отношения, возникающие между субъектами системы здравоохранения, связанные с формированием, распределением и использованием ими финансовых ресурсов.
Цель исследования - проанализировать финансовое обеспечение деятельности медицинских учреждений Томской области, дать оценку эффективности региональной системы здравоохранения, а также разработать практические рекомендации по совершенствованию финансового механизма региональной системы здравоохранения.
Реализация заявленных целей предполагает решение следующих задач:
> Определить теоретические основы финансового обеспечения системы здравоохранения, а также выявить источники финансирования медицинских учреждений;
> Выделить специфические особенности и проблемы нормативно-правового регулирования финансового обеспечения учреждений здравоохранения,
> На примере Томской области провести анализ источников финансового обеспечения, а также оценить эффективность финансирования региональной системы здравоохранения;
> Определить особенности механизма управления финансовым обеспечением медицинских учреждений в современных условиях,
> Разработать организационно-финансовую модель функционирования системы здравоохранения Томской области, а также предложить направления по совершенствованию региональной системы здравоохранения для повышения ее эффективности и конкурентоспособности.
В ходе подготовки исследования были проанализированы работы таких авторов как Березина СВ, Никулина Н.Н, Кривонос О.В., Сопыряева Ю.Е., Сластушинская Т.В. и др, которые позволили уточнить цель и задачи исследования. В контексте исследуемой темы особый интерес представляют аналитические труды Банина А.С., Данилова А.В., Ермакова Б А., Гришина ЛА., Фаррахова АЗ, Оношко С.С.
Информационно-эмпирическая база исследования представлена, помимо вышеуказанных работ, законодательством Российской Федерации, документами законодательных и исполнительных органов РФ и Томской области, регулирующими финансовое обеспечение деятельности медицинских учреждений.
Для проведения исследования были использованы данные Министерства здравоохранения Российской Федерации, Федеральной службы государственной статистики, Департамента здравоохранения Томской области, Территориального фонда обязательного медицинского страхования Томской области, Бюро медицинской статистики.
Методическая база исследования. Для решения поставленных задач помимо традиционных методов сравнения, аналогии, обобщения, были использованы следующие общенаучные методы: наблюдение, сравнение, информационные и статистические методы, а также применялся контент-анализ отечественных периодических изданий
Научная новизна работы определяется как постановкой самой проблемы исследования, так и полученными результатами. Данная работа представляет собой специальное исследование, в котором дается комплексный анализ финансового обеспечения медицинских учреждений Томской области в современных условиях. Новизна заключаются в следующем:
■ обоснована необходимость внимания к реализации Территориальных программ государственных гарантий, дифференциации подушевых нормативов и расходов органов власти на финансирование оказания бесплатной медицинской помощи населению;
■ конкретизированы понятия «финансовое обеспечение», «финансовая политика», «финансовый механизм» здравоохранения;
■ выявлены ключевые факторы, влияющие на систему организации, регулирования и планирования финансовых отношений, способы формирования и использования финансовых ресурсов системы ОМС;
■ обозначена специфика организационно-финансовой модели регионального здравоохранения как социально-управляемого и экономически-управляемого процесса,
■ выработаны практические рекомендации по совершенствованию финансового механизма региональной системы здравоохранения и конструированию эффективной модели ее функционирования.
Одним из важнейших условий эффективного функционирования региональной системы здравоохранения являются целенаправленно формируемые экономические отношения для обеспечения финансовой устойчивости медицинских учреждений в современных условиях. Они способствуют повышению конкурентоспособности государственных медицинских учреждений, развитию системы медицинского страхования, расширению источников финансового обеспечения с учетом их целевого назначения.
Эффективное финансовое обеспечение деятельности учреждений здравоохранения предполагает использование финансового механизма для регулирования несбалансированности объемов поступлений финансовых ресурсов и потребностей в их расходовании.
На основе проведенного в работе анализа финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений Томской области дана оценка эффективности региональной системы здравоохранения, которая позволяет сделать следующие выводы:
1. На сегодняшний день сложилась полисубъектная система финансирования, которая предусматривает, что за счет бюджетных средств финансируются, главным образом, стратегические и программные направления в здравоохранении. Оказание медицинской помощи населению осуществляется на основе программы государственных гарантий, основным источником финансирования которой являются средства обязательного медицинского страхования.
2. Действующее законодательство предполагает наряду с ассигнованиями из бюджета также привлечение дополнительных средств из фондов обязательного и добровольного медицинского страхования, оказание учреждениями здравоохранения платных медицинских услуг. Данная интеграция источников финансирования свидетельствует о расширении прав медицинских учреждений в области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов Сочетание бюджетных и внебюджетных источников финансирования обусловлено не только ограниченными возможностями бюджета, но и потребностью включения учреждений здравоохранения в современные экономические отношения, повышением их экономической самостоятельности.
3. В настоящее время продолжается развитие одноканального финансирования, когда средства бюджетов различных уровней движутся к учреждениям здравоохранения через ТФОМС и СМО. Основными финансово-экономическими инструментами регионального здравоохранения являются одноканальное финансирование через систему ОМС, полный тариф, подушевое финансирование амбулаторно-поликлинической помощи. оплата по законченному случаю лечения в условиях стационара, а также частичное фондодержание.
4. К основным направлениям финансового обеспечения развития региональной системы здравоохранения относятся: во-первых, укрепление материально-технической базы, в том числе строительство, реконструкция объектов, капитальный ремонт медицинских учреждений, приобретение медицинского оборудования. Во-вторых, внедрение современных информационных систем в целях создания единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота. В-третьих, внедрение единых стандартов оказания и оплаты медицинской помощи.
5. Финансовый механизм ОМС Томской области имеет сложную структуру и включает в себя следующие составляющие: формирование финансовых ресурсов обязательного медицинского страхования, планирование объемов медицинской помощи, распределение финансовых ресурсов между медицинскими организациями, а также обеспечение финансовой устойчивости (контроля).
6. Механизм формирования финансовых ресурсов здравоохранения Томской области не является уникальным, данный механизм одинаков для всех субъектов РФ. Организационно-финансовая модель здравоохранения Томской области направлена на обеспечение баланса необходимой медицинской помощи и имеющихся в ОМС финансовых ресурсов.
7. Современная организационно-финансовая модель регионального здравоохранения обладает следующими особенностями: поставщиками медицинских услуг в системе ОМС выступают учреждения здравоохранения, потребителями - население, а покупателями медицинских услуг - страховые медицинские организации; в реализации территориальной программы государственных гарантий принимают участие медицинские организации различных форм собственности, в процессе движения целевых средств принимают участие коммерческие страховые медицинские организаций.
8 За последнее десятилетие произошли значительные изменения
организационно-финансовой модели функционирования региональной системы здравоохранения Томской области. Была сформирована единая система сбора и распределения денежных средств, обеспечивающая реализацию права граждан на получение бесплатной медицинской помощи, получила развитие страховая составляющая финансирования бесплатной медицинской помощи, были проведены масштабные проекты по модернизации материально-технической базы общественного сектора здравоохранения. В результате формирования обновленной организационно-финансовой модели здравоохранения Томской области наблюдается значительное улучшение медико-демографических показателей здоровья населения.
9. Реализация комплекса мероприятий по обновлению материально- технической базы медицинских учреждений, рост численности медицинских организаций в системе ОМС, расширение спектра осуществляемых видов медицинской помощи, реорганизация коечной мощности способствуют качественному удовлетворению потребностей населения в медицинских услугах.
10. Для дальнейшего совершенствования финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений Томской области были предложены рекомендации, включающие направления по развитию механизма внутрисистемного финансового контроля, повышению эффективности управления ресурсами медицинских учреждений, развитию конкуренции между страховыми медицинскими организациями, а также расширению страховой составляющей в системе финансового обеспечения Территориальной программы государственных гарантий.
В процессе написания работы была реализована главная цель проекта - проанализировано финансовое обеспечение деятельности медицинских учреждений Томской области, дана оценка эффективности региональной системы здравоохранения, а также предложен ряд рекомендаций по совершенствованию финансового механизма региональной системы здравоохранения.
Для реализации заявленной цели были решены основные задачи исследования. Наиболее существенные результаты сводятся к следующему:
> Определены теоретические основы финансового обеспечения системы здравоохранения, а также выявлены основные механизмы и источники финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений,
> Систематизированы специфические особенности и проблемы нормативно-правового регулирования финансового обеспечения учреждений здравоохранения,
> Произведен анализ финансового обеспечения системы здравоохранения Томской области, дана оценка эффективности реализации территориальной программы государственных гарантий;
> Определены особенности механизма управления финансовым обеспечением медицинских учреждений в современных условиях,
> Разработана организационно-финансовая модель функционирования системы здравоохранения Томской области, а также предложены рекомендации по ее совершенствованию.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут использоваться для системной оценки финансового обеспечения деятельности медицинских учреждений Томской области. Основные положения, результаты и выводы исследования могут найти применение при выработке рекомендаций теоретического и прикладного характера
1. О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения [электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.2011 №354-Ф3 (в ред. от 28 декабря 2016г. №354-Ф3) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. U R L: http://consu I tant. ru (дата обращения: 18.03.2017)
2. Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации [электронный ресурс]: федер. закон от 29.11.2010 №326-Ф3 (в ред. от 28 декабря 2016г. №326-Ф3) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 15.02.2017)
3. Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации [электронный ресурс]: федер. закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (в ред. от 03 апреля 2017г. №323-Ф3) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. UR.L:http://consultant,ru (дата обращения: 04.04.2017)
4. О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 28.11.2014 N 1273 (вред, от 17 ноября 2015г.)// КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 25.02.2017)
5. О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год [электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 19.12.2015г. №1382 (в ред. от 28 декабря 2015г.) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 25.02.2017)
6. О программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 19.12.2016г. №1403 (в ред. от 26 декабря 2016г.) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL: http://consultant.ni (дата обращения: 26.02.2017)
7. О внесении изменений в Правила обязательного медицинского страхования, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28 февраля 2011 г. N158H [электронный ресурс]: приказ Минздрава России от 20.11.2013 N 859ан (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2013 N 30489) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 10.03.2017)
8. Об утверждении Порядка организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию [электронный ресурс]: приказ ФФОМС от 01.12.2010 N 230 (Зарегистрировано в Минюсте России 28.01.2011 N19614) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL: http://consultant.ru (дата обращения: 10.03.2017)
9. Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования [электронный ресурс], приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 N 158н (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19998) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 10.03.2017)
10. Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [электронный ресурс]: закон Томской области от 27.12.2013 №227-03 (в ред. от 30 декабря 2014г. №227-03) // КонсультантПлюс. справочная правовая система. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 10.02.2017)
11. Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов [электронный ресурс]: закон Томской области от 30.12.2014 №193-03 (в ред. от 29 декабря 2015г. №193-03)// КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 10.04.2017)
12. Об областном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов [электронный ресурс]: закон Томской области от 28.12.2015 №198-03 (в ред. от 10 апреля 2017г. №198-03) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 12.04.2017)
13. Об областном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов [электронный ресурс]: закон Томской области от 29.12.2016 №174-03 (в ред. от II ноября 2016г. №174-03) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 16.04.2017)
14. Об утверждении государственной программы «Развитие здравоохранения в Томской области» [электронный ресурс]: постановление Администрации Томской области от 09.12.2014 №476а (в ред. от 04 апреля 2017г.) // КонсультантПлюс. справочная правовая система. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 17.03.2017)
15. Об утверждении областной Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Томской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [электронный ресурс]: постановление Администрации Томской области от 25.12.2013 №572а (в ред. от 29 января 2015г.) // КонсультантПлюс: справочная правовая система. URL:http://consultant.ru (дата обращения: 20.03.2017)
...52