СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ МЧС РОССИИ)
|
Актуальность исследования. Профессиональная деятельность и подготовка к ней, как известно, есть одна из фундаментальных социально-психологических проблем. Принципиальное звучание она имеет по отношению к видам деятельности, которые характеризуются высокой политической, экономической и общественной значимостью. Одной из них является деятельность специалистов экстремального профиля. Процесс подготовки таких специалистов к трудовой деятельности представляется как субстанциональный. Специфическим управленческим звеном в этом процессе выступает младший командный состав образовательных организаций высшего образования МЧС России. Существенные последствия имеет оптимальность выбора и назначения лиц из числа обучающихся для исполнения обязанностей младших командиров. Для прогнозирования продуктивности управленческого взаимодействия руководителей и исполнителей признается важным учет их психологических особенностей. Формирование значительного перечня требуемых качеств командиров низового звена, в силу особенностей их положения среди иерархии управления, вызывает затруднения у вышестоящего руководства, которое вынуждено выделять из этого перечня наиболее существенные характеристики, как социально-психологические, так и личностные.
Другой проблемой, исследуемой в работе, является детерминация продуктивности деятельности разного рода факторами, среди которых важное место занимают социально-психологические.
Актуальность исследования связана и с тем, что процесс реформирования и оптимизации специализированных образовательных учреждений высшего образования МЧС России сопровождается сменой подхода к подготовке специалистов экстремального профиля. Поступая в вузы МЧС России, обучающиеся оказываются в таких условиях жизнедеятельности, которые отличаются необходимостью непрерывного взаимодействия с другими участниками служебной деятельности внутри образовательного подразделения. В этот период одной из проблем данной сферы профессиональной подготовки является реализация компетентностного подхода к обучению курсантов. Особое внимание при этом уделяется процессу формирования продуктивных отношений между субъектами образовательного и воспитательного процесса.
В работе также затронута проблема маргинальности статуса руководителя низового звена, которая конкретизируется с учетом специфики функционирования учебных подразделений вузов МЧС России. В связи с этим обоснованно возрастает интерес к стилевым проявлениям деятельности руководителей низового уровня, которыми в данном случае являются командиры младшего звена (сержанты).
Актуальность данного исследования диктуется общетеоретической значимостью обозначенной проблематики в сфере социальной и организационной психологии и необходимостью решения прикладных проблем, связанных с совершенствованием психологического отбора младших командиров на сержантские должности на первом году обучения и поддержкой оптимизированных отношений младших командиров с командованием курса и подчиненными курсантами.
В частности, возросло осознание значимости индивидуального подхода при формировании психологических качеств будущих специалистов экстремального профиля деятельности в процессе выполнения образовательных задач. Для социальной психологии эта проблематика имеет более широкое понимание и ряд специфических особенностей. Ее можно сформулировать как психологическое обеспечение эффективности работы непосредственных руководителей низового звена управления. Одним из первых на актуальность этой проблематики обратил внимание Р. Б. Гительмахер (1989, 1995). Автор указал, что в центре изучаемой проблемы на производстве - двойственное положение руководителей (бригадир - это рабочий и руководитель одновременно). Аналогичное положение занимают сержанты, которые одновременно остаются курсантами и являются командирами.
На сегодняшний день исследования, посвященные социально-психологическим детерминантам служебной деятельности специфических военизированных коллективов и двойственному статусу сержантского состава, единичны. Однако имеется значительное количество работ, рассматривающих подобного рода феномены на объектах социальной, производственной и экономической сфер.
Таким образом, на основе анализа актуальной социально-психологической теории и практики по проблематике социально-психологических детерминант служебной деятельности руководителей низового звена подразделений военной направленности определены цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования.
Цель исследования: выявить устойчивую совокупность социально-психологических и личностных характеристик младшего командного состава, детерминирующих стиль их командно-управленческого взаимодействия в рамках реализации служебной деятельности (на материале учебных подразделений вузов МЧС России).
Данная цель конкретизировалась в следующих задачах.
1. Осуществить теоретический анализ современного состояния и основных направлений изучения социально-психологических особенностей руководителей низового звена и их положения в управленческой структуре (на примере младшего командного состава учебных подразделений вузов МЧС России).
2. Разработать двумерную типологию командно-управленческого стиля руководителей низового звена на основе интеграции двух характеристик управленческой деятельности - характера взаимодействия с вышестоящим руководством и характера взаимодействия с подчиненными курсантами.
3. Выявить устойчивую совокупность социально-психологических и личностных характеристик в стиле служебных взаимоотношений младших командиров с курсантами подразделений, оказывающую влияние на показатели субъективной удовлетворенности подчиненных служебной деятельностью сержантов.
4. Определить устойчивую совокупность социально-психологических и личностных характеристик младших командиров курсантских подразделений, оказывающую, по мнению офицерского состава курса, влияние на выполнение ими своих должностных обязанностей.
5. Исследовать социально-психологические и личностные детерминанты служебной деятельности командиров младшего звена учебных подразделений вузов МЧС России, интегрируемые в устойчивые стилевые характеристики командно-управленческого взаимодействия, на аналитическом и структурном уровнях.
6. Обосновать применение дополнительных психодиагностических процедур в работе психологических служб вуза МЧС России для определения стиля командно-управленческого взаимодействия командиров младшего звена в учебных подразделениях.
Объект исследования: младший командный состав учебных подразделений вузов МЧС России.
Предмет исследования: социально-психологические и личностные
характеристики младшего командного состава учебных подразделений вузов МЧС России, детерминирующие их служебную деятельность.
Другой проблемой, исследуемой в работе, является детерминация продуктивности деятельности разного рода факторами, среди которых важное место занимают социально-психологические.
Актуальность исследования связана и с тем, что процесс реформирования и оптимизации специализированных образовательных учреждений высшего образования МЧС России сопровождается сменой подхода к подготовке специалистов экстремального профиля. Поступая в вузы МЧС России, обучающиеся оказываются в таких условиях жизнедеятельности, которые отличаются необходимостью непрерывного взаимодействия с другими участниками служебной деятельности внутри образовательного подразделения. В этот период одной из проблем данной сферы профессиональной подготовки является реализация компетентностного подхода к обучению курсантов. Особое внимание при этом уделяется процессу формирования продуктивных отношений между субъектами образовательного и воспитательного процесса.
В работе также затронута проблема маргинальности статуса руководителя низового звена, которая конкретизируется с учетом специфики функционирования учебных подразделений вузов МЧС России. В связи с этим обоснованно возрастает интерес к стилевым проявлениям деятельности руководителей низового уровня, которыми в данном случае являются командиры младшего звена (сержанты).
Актуальность данного исследования диктуется общетеоретической значимостью обозначенной проблематики в сфере социальной и организационной психологии и необходимостью решения прикладных проблем, связанных с совершенствованием психологического отбора младших командиров на сержантские должности на первом году обучения и поддержкой оптимизированных отношений младших командиров с командованием курса и подчиненными курсантами.
В частности, возросло осознание значимости индивидуального подхода при формировании психологических качеств будущих специалистов экстремального профиля деятельности в процессе выполнения образовательных задач. Для социальной психологии эта проблематика имеет более широкое понимание и ряд специфических особенностей. Ее можно сформулировать как психологическое обеспечение эффективности работы непосредственных руководителей низового звена управления. Одним из первых на актуальность этой проблематики обратил внимание Р. Б. Гительмахер (1989, 1995). Автор указал, что в центре изучаемой проблемы на производстве - двойственное положение руководителей (бригадир - это рабочий и руководитель одновременно). Аналогичное положение занимают сержанты, которые одновременно остаются курсантами и являются командирами.
На сегодняшний день исследования, посвященные социально-психологическим детерминантам служебной деятельности специфических военизированных коллективов и двойственному статусу сержантского состава, единичны. Однако имеется значительное количество работ, рассматривающих подобного рода феномены на объектах социальной, производственной и экономической сфер.
Таким образом, на основе анализа актуальной социально-психологической теории и практики по проблематике социально-психологических детерминант служебной деятельности руководителей низового звена подразделений военной направленности определены цель, задачи, объект, предмет и гипотезы исследования.
Цель исследования: выявить устойчивую совокупность социально-психологических и личностных характеристик младшего командного состава, детерминирующих стиль их командно-управленческого взаимодействия в рамках реализации служебной деятельности (на материале учебных подразделений вузов МЧС России).
Данная цель конкретизировалась в следующих задачах.
1. Осуществить теоретический анализ современного состояния и основных направлений изучения социально-психологических особенностей руководителей низового звена и их положения в управленческой структуре (на примере младшего командного состава учебных подразделений вузов МЧС России).
2. Разработать двумерную типологию командно-управленческого стиля руководителей низового звена на основе интеграции двух характеристик управленческой деятельности - характера взаимодействия с вышестоящим руководством и характера взаимодействия с подчиненными курсантами.
3. Выявить устойчивую совокупность социально-психологических и личностных характеристик в стиле служебных взаимоотношений младших командиров с курсантами подразделений, оказывающую влияние на показатели субъективной удовлетворенности подчиненных служебной деятельностью сержантов.
4. Определить устойчивую совокупность социально-психологических и личностных характеристик младших командиров курсантских подразделений, оказывающую, по мнению офицерского состава курса, влияние на выполнение ими своих должностных обязанностей.
5. Исследовать социально-психологические и личностные детерминанты служебной деятельности командиров младшего звена учебных подразделений вузов МЧС России, интегрируемые в устойчивые стилевые характеристики командно-управленческого взаимодействия, на аналитическом и структурном уровнях.
6. Обосновать применение дополнительных психодиагностических процедур в работе психологических служб вуза МЧС России для определения стиля командно-управленческого взаимодействия командиров младшего звена в учебных подразделениях.
Объект исследования: младший командный состав учебных подразделений вузов МЧС России.
Предмет исследования: социально-психологические и личностные
характеристики младшего командного состава учебных подразделений вузов МЧС России, детерминирующие их служебную деятельность.
В заключении диссертации сформулированы следующие выводы.
1. Поведение младшего командного состава усложнено характерной для него двойственностью статуса. Основой для стабильной продуктивности исполнения младшими командирами учебных подразделений вуза МЧС России служебных обязанностей является стиль командно-управленческого взаимодействия с руководимым подразделением и вышестоящими командирами.
2. Командно-управленческий стиль взаимодействия руководителей низового звена учебных подразделений вуза МЧС России формируется при сочетании двух направленностей: характер взаимодействия с вышестоящим руководством и характер взаимодействия с подчиненными курсантами. Уровень представленных параметров обеих направленностей отражает структуру стиля и признаки для его классификации.
3. В зависимости от структуры базовых социально-психологических качеств младших командиров определяются четыре основных стиля командно¬управленческого взаимодействия: двунаправленное командно-управленческое взаимодействие; приоритет продуктивного командно-управленческого взаимодействия с подчиненными; приоритет продуктивного командно¬управленческого взаимодействия с вышестоящим руководством; маргинальный командно-управленческий стиль.
4. Виды командно-управленческих стилей взаимодействия сержантского состава обусловлены использованием собственного опыта социализации, аналитического оценивания ситуативной и перспективной реальности. В основе каждого из выявленных стилей лежит присущая субъекту структура устойчивых психологических характеристик и мотиваций направленности на взаимодействие.
5. Продуктивность командно-управленческих стилей руководителей низового звена детерминируется организованностью структуры социально-психологических и личностных характеристик. Чем более организована структура личностных качеств руководителя, тем более выражены показатели продуктивности его служебной деятельности.
6. Важной детерминантой служебной деятельности младшего командного состава являются факторы субъективной удовлетворенности командиров курсов и подчиненных курсантов командно-управленческим взаимодействием с сержантским составом. Эмпирически доказан высокий уровень субъективности предъявляемых требований командиров курсов по отношению к служебной деятельности младших командиров, который состоит в воспитании у сержантов авторитарной позиции по отношению к подчиненному составу, неукоснительности в выполнении приказов и обеспечения бесконфликтности в подчиненном учебном подразделении.
7. Уровень субъективной удовлетворенности подчиненных курсантов направленностью и качеством управленческого взаимодействия командира младшего звена зависит от его ориентации на баланс авторитарно-агрессивной и дружелюбно-альтруистической направленности интерперсональных отношений. Дисбаланс копинг-стратегий в сторону «принятия ответственности» или «поиска социальной поддержки» оказывает отрицательное влияние на исследованные показатели удовлетворенности подчиненных.
8. Установлено наличие социально-перцептивных особенностей у курсантов. В отношении к деятельности сержанта могут возникать противоположные ожидаемым результаты ее восприятия, обозначенные как «феномены обратного ответа». Доказано наличие положительного отношения курсантов к демонстрации младшим командиром примеров подчинения вышестоящему руководству и безоговорочного выполнения его приказов и поручений; безоценочному отношению командира младшего звена к ошибкам подчиненного при реализации управленческого решения; наличию стабильного среднего балла успеваемости у младшего командира на уровне «4,0-4,2». Отрицательное отношение курсантов вызывает применение сержантом копинг-стратегии «принятие ответственности на себя»; а также включенность сержанта в творческие коллективы и спортивные секции вуза МЧС России; наличие акцента на поддержании благоприятной психологической атмосферы в подчиненном учебном подразделении.
9. Эмпирически обосновано применение дополнительных
психодиагностических процедур в работе психологических служб вуза МЧС России. Эти процедуры становятся необходимыми для определения предпосылок формирования и развития командно-управленческого стиля взаимодействия командиров младшего звена с курсантами и офицерами в учебных подразделениях. К числу психодиагностических методик, показавших наиболее существенные результаты в определении стиля командно-управленческого взаимодействия руководителей низового звена, относятся следующие: копинг-тест Р. Лазаруса, мак- шкала В.В. Знакова, опросник Т. Лири в модификации Л.Н. Собчик, методика изучения направленности личности В. Смекала и М. Кучеры, стандартизированный многофакторный метод исследования личности - СМИЛ, авторская анкета.
10. Психологические меры по совершенствованию служебных отношений младших командиров и курсантов изначально должны учитывать две группы предпосылок. На этапе выбора кандидатов для замещения должностей младшего командного состава необходимо с помощью психологической диагностики определить наличие устойчивых личностных характеристик (баланс импульсивности, активности, мужественности / пассивности / настойчивости и независимости суждений), а также социально-психологические особенности потенциальных кандидатов (баланс авторитарной, дружелюбной и зависимой интерперсональной позиции; наличие копинг-стратегий «положительная переоценка», «самоконтроль», «планирование решения проблемы», «конфронтационный копинг» и отсутствие преобладания копинг-стратегии «бегство-избегание»; направленность на себя и свое благополучие при реализации служебной деятельности; отсутствие выраженной склонности к манипулированию в ситуации межличностного взаимодействия). В ходе начального этапа становления младших командиров условием целенаправленного формирования их командно-управленческого потенциала является организация психологической поддержки служебной деятельности сержантов по трем направлениям: психодиагностические мероприятия, формулирование и реализация индивидуальных рекомендаций, обучение сержантского состава основам взаимодействия с подчиненными.
1. Поведение младшего командного состава усложнено характерной для него двойственностью статуса. Основой для стабильной продуктивности исполнения младшими командирами учебных подразделений вуза МЧС России служебных обязанностей является стиль командно-управленческого взаимодействия с руководимым подразделением и вышестоящими командирами.
2. Командно-управленческий стиль взаимодействия руководителей низового звена учебных подразделений вуза МЧС России формируется при сочетании двух направленностей: характер взаимодействия с вышестоящим руководством и характер взаимодействия с подчиненными курсантами. Уровень представленных параметров обеих направленностей отражает структуру стиля и признаки для его классификации.
3. В зависимости от структуры базовых социально-психологических качеств младших командиров определяются четыре основных стиля командно¬управленческого взаимодействия: двунаправленное командно-управленческое взаимодействие; приоритет продуктивного командно-управленческого взаимодействия с подчиненными; приоритет продуктивного командно¬управленческого взаимодействия с вышестоящим руководством; маргинальный командно-управленческий стиль.
4. Виды командно-управленческих стилей взаимодействия сержантского состава обусловлены использованием собственного опыта социализации, аналитического оценивания ситуативной и перспективной реальности. В основе каждого из выявленных стилей лежит присущая субъекту структура устойчивых психологических характеристик и мотиваций направленности на взаимодействие.
5. Продуктивность командно-управленческих стилей руководителей низового звена детерминируется организованностью структуры социально-психологических и личностных характеристик. Чем более организована структура личностных качеств руководителя, тем более выражены показатели продуктивности его служебной деятельности.
6. Важной детерминантой служебной деятельности младшего командного состава являются факторы субъективной удовлетворенности командиров курсов и подчиненных курсантов командно-управленческим взаимодействием с сержантским составом. Эмпирически доказан высокий уровень субъективности предъявляемых требований командиров курсов по отношению к служебной деятельности младших командиров, который состоит в воспитании у сержантов авторитарной позиции по отношению к подчиненному составу, неукоснительности в выполнении приказов и обеспечения бесконфликтности в подчиненном учебном подразделении.
7. Уровень субъективной удовлетворенности подчиненных курсантов направленностью и качеством управленческого взаимодействия командира младшего звена зависит от его ориентации на баланс авторитарно-агрессивной и дружелюбно-альтруистической направленности интерперсональных отношений. Дисбаланс копинг-стратегий в сторону «принятия ответственности» или «поиска социальной поддержки» оказывает отрицательное влияние на исследованные показатели удовлетворенности подчиненных.
8. Установлено наличие социально-перцептивных особенностей у курсантов. В отношении к деятельности сержанта могут возникать противоположные ожидаемым результаты ее восприятия, обозначенные как «феномены обратного ответа». Доказано наличие положительного отношения курсантов к демонстрации младшим командиром примеров подчинения вышестоящему руководству и безоговорочного выполнения его приказов и поручений; безоценочному отношению командира младшего звена к ошибкам подчиненного при реализации управленческого решения; наличию стабильного среднего балла успеваемости у младшего командира на уровне «4,0-4,2». Отрицательное отношение курсантов вызывает применение сержантом копинг-стратегии «принятие ответственности на себя»; а также включенность сержанта в творческие коллективы и спортивные секции вуза МЧС России; наличие акцента на поддержании благоприятной психологической атмосферы в подчиненном учебном подразделении.
9. Эмпирически обосновано применение дополнительных
психодиагностических процедур в работе психологических служб вуза МЧС России. Эти процедуры становятся необходимыми для определения предпосылок формирования и развития командно-управленческого стиля взаимодействия командиров младшего звена с курсантами и офицерами в учебных подразделениях. К числу психодиагностических методик, показавших наиболее существенные результаты в определении стиля командно-управленческого взаимодействия руководителей низового звена, относятся следующие: копинг-тест Р. Лазаруса, мак- шкала В.В. Знакова, опросник Т. Лири в модификации Л.Н. Собчик, методика изучения направленности личности В. Смекала и М. Кучеры, стандартизированный многофакторный метод исследования личности - СМИЛ, авторская анкета.
10. Психологические меры по совершенствованию служебных отношений младших командиров и курсантов изначально должны учитывать две группы предпосылок. На этапе выбора кандидатов для замещения должностей младшего командного состава необходимо с помощью психологической диагностики определить наличие устойчивых личностных характеристик (баланс импульсивности, активности, мужественности / пассивности / настойчивости и независимости суждений), а также социально-психологические особенности потенциальных кандидатов (баланс авторитарной, дружелюбной и зависимой интерперсональной позиции; наличие копинг-стратегий «положительная переоценка», «самоконтроль», «планирование решения проблемы», «конфронтационный копинг» и отсутствие преобладания копинг-стратегии «бегство-избегание»; направленность на себя и свое благополучие при реализации служебной деятельности; отсутствие выраженной склонности к манипулированию в ситуации межличностного взаимодействия). В ходе начального этапа становления младших командиров условием целенаправленного формирования их командно-управленческого потенциала является организация психологической поддержки служебной деятельности сержантов по трем направлениям: психодиагностические мероприятия, формулирование и реализация индивидуальных рекомендаций, обучение сержантского состава основам взаимодействия с подчиненными.
Подобные работы
- СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО КОМАНДНОГО СОСТАВА (НА МАТЕРИАЛЕ УЧЕБНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВУЗОВ МЧС РОССИИ)
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018



