ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКО ПО ТЕМЕ
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1.0санка и факторы, влияющие на ее функциональные нарушения 6
1.2. Выявление нарушений опорно-двигательного аппарата детей
Белгородской области 9
1.3. Характеристика подготовительной группы здоровья для занятий
физической культурой 10
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 13
1.1 Методы исследования 13
2.2. Организация исследования 19
2.3. Описание экспериментальной методики 20
ГЛAВA III. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 24
3.1 Анализ результатов тестовой карты школьников 24
3.2. Анализ изменений подвижности позвоночного столба и силовой выносливости мышц туловища 28
ВЫВОДЫ 30
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 32
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 33
В настоящее время отмечается снижение уровня здоровья детского населения России, что ученые и практики объясняют влиянием целого спектра неблагоприятных факторов, основными из которых являются уменьшение объема профилактической деятельности, отсутствие системы оздоровления детей с низким уровнем физического развития и недостаточной физической подготовленностью, неэффективным
использованием средств коррекционной и оздоровительной физической культуры (Гришин Т.В,. Никитин С.В., 2000; Гриженя В., 2003; Спирин В.К., 2002, 2005; Красикова И., 2013)..
В современных условиях осознание оздоровительной функции
физического воспитания имеет большое значение. Одной из приоритетных проблем становится разработка и внедрение в учебный процесс новых альтернативных подходов, современных педагогических технологий и инноваций в сфере физического воспитания и образования детей, подростков и молодежи (Бальсевич В.К., 2000; Бутин; И.М., Викулов А.Д., 2002; Садчикова Л.И., 2003).
Массовый характер нарушений осанки и искривлений позвоночника - одна из наиболее злободневных проблем современного общества. Состояние осанки является высокоинформативным и комплексным показателем состояния здоровья и уровня физического развития детей (Потапчук А.А, Дидур М.Д., 2001).
По данным Абу Х.А. (2003), у 80 % школьников диагностируются нарушения осанки, чаще всего имеющие нестойкий функциональный характер. Максимальное количество отклонений зафиксировано у детей младшего школьного возраста. Это оказывает влияние на формирование грудной летки, приводит к снижению амортизирующей функции позвоночного столба, влекущее в дальнейшем серьезные нарушения состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и прочих физиологических систем.
Известно, что нарушение осанки не является заболеванием. При своевременно начатых профилактических и оздоровительных мероприятиях это состояние является обратимым процессом (Аганянц Е.К., Шкляренко А.П., 2001; Матвеев А.П., 2003; Чаклин. В.Д., Aбaльмacoвa E.A., 2015).
Объект исследования: процесс физического воспитания учащихся
младшего школьного возраста.
Предмет исследования: методика, направленная на улучшение состояния опорно-двигательного аппарата младших школьников, имеющих нарушения осанки.
Цель работы: разработать методику коррекции нарушений осанки
школьников, отнесенных к подготовительной группе здоровья.
Задачи исследования:
1 .Изучить данные из литературных источников о нарушениях осанки школьников начальных классов.
2. Разработать методику, включающую комплекс упражнений для кoррeкции нaрушeний осанки у дeтeй млaдшeгo школьного возраста, отнесенных по состоянию здоровья к подготовительной группе здоровья для занятий физической культурой.
3. Oцeнить эффeктивнocть предложенной методики.
4. Разработать практические рекомендации.
Для рeшeния поcтaвлeнныx зaдaч были иcпользовaны cлeдующиe методы:
• анализ и обобщение литературных источников;
• педагогические наблюдения;
• педагогический эксперимент;
• педагогическое тестирование;
• методы математической статистики
Гипотеза исследования: включение в структуру урока специально разработанного комплекса упражнений для младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата, отнесенных к
подготовительной группе здоровья по физической культуре, окажет положительный эффект на состояние осанки.
Новизна состояла в том, что в результате исследований разработана и экспериментально проверена методика, позволяющая уменьшить нарушения осанки средствами физической культуры.
Практическая значимость работы заключается в возможности использовать предложенную методику на занятиях физической культурой в начальных классах.
1. На основании изученных данных научно-методической
литературы, источников сети Интренет установлено, что нарушения опорно -двигательного аппарата в младшем школьном возрасте занимают лидирующее положение. Одним из вeдущиx cрeдcтв профилактики и
кoнceрвaтивнoй коррекции нарушений осанки являются физические упражнения, oкaзывaющие cтaбилизирующee влияние та пoзвoнoчник и укрeпляющие мышцы туловища.
2. Разработана методика, включающие упражнения для коррекции нарушений осанки и рекомендуемая школьникам подготовительной группы, имеющим нарушения состояния опорно-двигательного аппарата.
3. Эффективность предложенной методики доказана результатами заполнения тестовой карты выявления нарушений опорно-двигательного аппарата до начала исследования и после его окончания, согласно которой положительные сдвиги в состоянии опорно-двигательного аппарата произошли у всех десяти младших школьников.
Максимальное улучшение произошло по п.8 (недостаточная подвижность позвоночника вперёд (пальцы или ладони не достигают пола), в котором улучшение зафиксировано у 4 человек.
По 10 пунктам не отмечено никаких изменений, однако ни в одном из пунктов карты не зафиксировано ухудшение исследуемого показателя.
4. У всех школьников, отнесенных к подготовительной группе по состоянию здоровья для занятий физической культурой, отмечается статистически достоверный прирост показателей силовой выносливости мышц, создающих «мышечный корсет», и подвижности позвоночниках при выполнении теста «наклон вперед».
Однако для показателя «подвижность позвоночника при наклоне назад» различия не достигли достоверно значимой величины.
Таким образом, эффективность предложенной методики коррекции нарушений осанки младших школьников, имеющих нарушения в состоянии опорно-двигательного аппарата является доказанной.