АННОТАЦИЯ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Идиостиль А.П. Чехова и особенности его передачи в переводе 8
1.1. Понятие идиостиля и его основные характеристики 8
1.2 Индивидуальный стиль А. П. Чехова 11
1.2.1 Лаконизм и синтаксическая простота в прозе А. П. Чехова 12
1.2.2. Ирония как средство выражения авторской позиции 15
1.2.3. Стилистически маркированная лексика 18
1.3. Восприятие творчества А. П. Чехова в испаноязычном мире 21
1.4. Трудности передачи идиостиля А. П. Чехова 24
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Анализ передачи черт индивидуального авторского стиля А. П.
Чехова в испаноязычных переводах рассказов «Хамелеон» и «Толстый и тонкий» 32
2.1 Анализ передачи лаконичности текста 32
2.2 Анализ передачи иронии 40
2.3. Анализ передачи устаревшей лексики 48
Выводы по главе 2 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Произведения русских классиков пользуются неизменной популярностью у читателей по всему миру, являясь частью мирового литературного наследия. Их ценность заключается не только в отражении уникальных культурных и исторических особенностей России, но и в непревзойденном художественном своеобразии и универсальности затрагиваемых тем (любовь, смерть, смысл жизни, социальная несправедливость. Творчество таких писателей, как Толстой, Достоевский, Тургенев, Гоголь, открывает зарубежному читателю загадочную русскую душу и философскую глубину русской мысли. В рамках филологических и литературоведческих исследований особое внимание уделяется скрупулезному изучению идиостиля отдельных авторов, их уникальной системы языковых, композиционных и образных средств. Анализ идиостиля позволяет понять специфику мировосприятия и эстетические принципы писателя.
Творчество Антона Павловича Чехова, мастера краткой прозы и драматургии, неизменно привлекало и продолжает привлекать внимание исследователей в области лингвистики, стилистики, литературоведения и теории перевода. На протяжении многих десятилетий его лаконичные рассказы, повести и пьесы становились объектом глубокого и многоаспектного анализа. Ученые исследуют как формальные аспекты его языка (лексику, синтаксис, ритм прозы), так и содержательные, связанные с психологизмом текста, скрытым подтекстом и диалогичностью его произведений. Среди наиболее значимых и авторитетных работ, фундаментально изучающих чеховский идиостиль, выделяются труды: Дермана А.Б. «О мастерстве Чехова» (раскрывающий секреты его повествовательной техники), Полоцкой Э.А. «О поэтике Чехова» (анализирующую художественную систему писателя) и Барласа Л. Г. «Язык повествовательной прозы Чехова. Проблемы анализа» (фокусирующуюся на лингвостилистических особенностях). Эти классические исследования помогают глубже понять и систематизировать ключевые черты авторского стиля Чехова, а именно его лаконичность, тонкую иронию, глубочайший психологизм и умение передать драму.
Однако, несмотря на обширную исследовательскую базу, посвященную творчеству Чехова, передача его уникального идиостиля в переводах на иностранные языки, включая испанский, остаётся областью относительно малоизученной. Внимание к этой теме обусловлено принципиальной важностью для переводческой практики: как максимально точно передать не только смысл, но и неповторимые стилевые особенности, сохранив авторский стиль и художественное воздействие оригинала. Эта задача становится особенно острой и актуальной, когда речь идет о произведениях Чехова, насыщенных глубокими психологическими подтекстами, тонкой, часто невербально выраженной иронией, специфической разговорной и просторечной лексикой его прозы.
Существующие работы, посвященные переводу произведений А. П. Чехова на испанский язык, такие как исследование Марко Антонио Корнехо Убильюса «Русская классическая поэзия на испанском языке: эссе об опыте трудностях перевода», поднимают важные вопросы адекватности передачи особенностей речи героев, их внутреннего мира и характерной чеховской манеры повествования. Тем не менее, подобные исследования часто носят фрагментарный характер или рассматривают лишь отдельные аспекты перевода (например, лексические трудности или перевод диалогов). Они пока не охватывают всей системной сложности передачи целостного чеховского идио- стиля во всем богатстве его компонентов. Этот пробел указывает на насущную необходимость более детального, комплексного и системного анализа испанских переводов А. П. Чехова, который позволил бы оценить, насколько успешно переводчикам удается донести до испаноязычного читателя всю глубину и своеобразие гения русской литературы.
Актуальность исследования обусловлена значимостью углубленного изучения индивидуальных лингвостилистических особенностей текста А. П. Чехова как уникального явления русской литературы, а также недостаточной исследованностью данного вопроса, особенно в аспекте перевода его произведений на испанский язык.
Цель исследования - выявить приемы, используемые переводчиком для сохранения авторского стиля А. П. Чехова в испанских переводах рассказов «Хамелеон» и «Толстый и тонкий», выполненных Рене Портасом.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие идиостиля и выявить его основные характеристики;
2. Определить основные черты индивидуального авторского стиля А. П. Чехова;
3. Проанализировать особенности восприятия творчества А. П. Чехова в испаноязычном литературном контексте;
4. Провести сопоставительный анализ оригинальных текстов рассказов «Хамелеон» и «Толстый и тонкий» с их испанскими переводами на предмет передачи черт идиостиля А. П. Чехова;
5. Выявить способы передачи индивидуальных черт А. П. Чехова в испанских переводах Рене Портаса.
Объектом исследования является идиостиль А. П. Чехова. Предмет исследования - передача авторского стиля в переводе на испанский язык. В качестве материала для исследования были использованы повести А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и «Хамелеон» в оригинале, а также их испанские переводы, выполненные Рене Портасом.
В процессе написания выпускной квалификационной работы использовались такие методы как анализ, сравнение, обобщение, лексический, статистический, сопоставительный лингвостилистический метод, который включает в себя исследование различных аспектов содержания оригинальных и переводных текстов.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Первая глава посвящена исследованию идиостиля А.П. Чехова и особенностей его передачи в переводе. В ней рассматривается понятие идиостиля и его ключевые характеристики, детально анализируется индивидуальный стиль А. П. Чехова, включая такие аспекты как лаконизм и синтаксическая простота в его прозе, ирония как средство выражения авторской позиции, а также использование стилистически маркированной лексики. Глава также охватывает восприятие творчества А. П. Чехова в испаноязычном мире и рассматривает основные трудности, возникающие при передаче его уникального идиостиля. Вторая глава представляет собой практическое исследование, в рамках которого осуществляется анализ передачи черт индивидуального авторского стиля А. П. Чехова в испаноязычных переводах его рассказов «Хамелеон» и «Толстый и тонкий». Этот анализ сосредоточен на конкретных аспектах перевода: передаче лаконичности текста, передаче иронии и передаче устаревшей лексики.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что анализ перевода классического русскоязычного текста на испанский язык может явиться новым материалом для дальнейшего развития теории перевода и отечественного переводоведения. Кроме того, подобного рода исследование служит основанием для развития теории межкультурной коммуникации.
Практическая значимость работы обусловлена тем, что материалы исследования и полученные выводы могут быть использованы в переводческой практике, а также преподавании дисциплин «Теория и практика перевода», «Практика письменного перевода» и др.
Глава 1. Идиостиль А.П. Чехова и особенности его передачи в пере
воде
Будучи одним из наиболее значимых представителей отечественной прозы, А. П. Чехов выработал уникальный стиль, отличающийся удивительной точностью, сдержанностью и глубиной выразительности. Особенно ярко эти качества проявляются в таких знаковых произведениях писателя, как «Хамелеон» и «Толстый и тонкий». Именно в этих, казалось бы, небольших по объему рассказах писателю удается с поразительной полнотой раскрыть сложные социальные и психологические проблемы своей эпохи.
В рамках настоящего исследования особый фокус будет направлен на проблемы, возникающие при передаче этого уникального идиостиля в переводе. Работа переводчика по воссозданию чеховской стилистики на другом языке рассматривается как ключевая задача, сопряженная со значительными трудностями. Лаконизм и смысловая насыщенность чеховской прозы, нюансы иронии и подтекста, точность в выборе стилистически окрашенной лексики - все эти элементы создают серьезные вызовы для переводчика, стремящегося не только адекватно передать содержание, но и сохранить неповторимую художественную ткань оригинала.
Проведенное исследование позволило глубоко осмыслить уникальную природу идиостиля А. П. Чехова как целостной художественной системы, где лаконизм, ирония и стилистически маркированная лексика выступают не разрозненными приемами, а органичными элементами единого философско-эстетического видения. Эта система, пронизанная наблюдательностью, эмпатией и стремлением к художественной честности, позволяет Чехову через предельно сжатую форму рассказов, таких как «Хамелеон» и «Толстый и тонкий», обнажать сложные социальные механизмы, психологические метаморфозы персонажей и глубинный абсурд человеческого существования. Ирония здесь становится не просто украшением, а сущностным инструментом критики, реализуемым через контрасты поведения и столкновение языковых регистров.
Изучение переводов этих рассказов на испанский язык, выполненных Рене Портасом, выявило объективные трудности, с которыми сталкивается переводчик для передачи столь специфического стиля. Фундаментальные различия в грамматической структуре русского и испанского языков неизбежно смягчают фирменную чеховскую лаконичность, требуя определенной экспликации и приводя к статистически подтвержденному увеличению объема текста. Наибольшие трудности выявились при передаче устаревшей лексики и, особенно, «говорящих» фамилий: стратегия адаптации к современным нормам и транслитерация, хотя и обеспечили понятность для современного читателя, повлекли за собой частичную утрату исторического колорита, экспрессивной силы и, что наиболее ощутимо, комического эффекта имен, ослабив некоторые нюансы авторской иронии.
Однако ключевое открытие исследования заключается в демонстрации удивительной жизнеспособности художественной вселенной Чехова за пределами ее исходной языковой формы. Несмотря на неизбежные трансформации на уровне конкретных стилистических средств, анализ убедительно доказал, что сатирический посыл, психологическая глубина персонажей и острота социальной критики успешно сохраняются в испанских версиях. Эта устойчивость коренится в способности переводчика донести до читателя глубинные структуры текста: непоколебимую нарративную логику, проявляющуюся в абсурдности ситуаций (колебания Очумелова, мгновенная перемена в поведении Тонкого) и контрастности характеров; универсальную силу идейного содержания, критикующего чинопочитание, лицемерие и несправедливость; и, наконец, эмоционально-этический резонанс, порождаемый эмпатией автора и его бескомпромиссным взглядом на мир. Глубинная ирония Чехова, заложенная в самом повествовании, а не только в отдельных словах или именах, успешно преодолевает языковой барьер именно благодаря сохранению этих нарративных и психологических механизмов.
Таким образом, работа подтверждает фундаментальный тезис о приоритете художественной сущности над буквальным формальным соответствием в переводе классических текстов. Успех Рене Портаса, сумевшего передать дух Чехова вопреки объективным лингвистическим сложностям, является ярким свидетельством универсальности чеховского гения. Его произведения сохраняют свою актуальность и силу воздействия на другом языке не столько благодаря уникальным особенностям русского слога, сколько благодаря общечеловеческой значимости заложенных в них идей, непревзойденному мастерству в построении характеров и ситуаций, что находит отклик у читателей любой культуры.
Это исследование дает ценные ориентиры для переводческой теории и практики, подчеркивая, что истинная аутентичность перевода заключается не в механическом копировании всех формальных элементов, а в глубоком постижении авторского замысла и поиске адекватных средств для воссоздания целостного художественного впечатления и смыслового ядра произведения, обеспечивающего сохранение его эстетической и этической силы для новой аудитории.
1. Азарова Л. Е., Горчинская Л. В. Язык произведений А. П. Чехова / Л. Е. Азарова, Л. В. Горчинская // Вестн. Таганрог. гос. пед. ин-та им. А. П. Чехова. - 2011. - № 1с (спецвыпуск). - С. 83-86.
2. Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык / И. В. Арнольд. - М. : Флинта : Наука, 2002. - 384 с.
3. Аспиева, Л. С. Классификация книжной и разговорно-литературной лексики (на материале приставочных глаголов в идиолекте А.П. Чехова) / Л. С. Аспиева // Lingua-Universum. - 2006. - № 3. - С. 7-11.
4. Асташкина, Л. Н. Жизненное кредо Чехова. "А.П. Чехов - мастер короткого рассказа" / Л. Н. Асташкина // Инновации в современной науке : Материалы X Международного осеннего симпозиума, Таганрог, 29 ноября 2015 года / Центр научной мысли. - Таганрог: Издательство "Перо", 2015. - С. 11-18.
5. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов / О. С. Ахманова. - М. : УРСС, 2004. - 576 с.
6. Баранов А. Н. Постулаты когнитивной семантики / А. Н. Баранов, Д. О. Добровольский // Известия АН. Серия литературы и языка. - 1997. - Т. 56, № 1. - С. 11-21.
7. Блохин, А. В. Фразеологизмы как средство идиостиля А.П. Чехова / А. В. Блохин // Литература в меняющемся мире : сборник статей Всероссийской научно-практической конференции, Орехово-Зуево, 06 декабря 2014 года. - Орехово-Зуево: Московский государственный областной гуманитарный институт, 2014. - С. 3.
8. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / Н. С. Болотнова, И. И. Бабенко, А. А. Васильева. - Томск : ТГУ, 2001. - 321 с.
9. Болотнова Н. С. Коммуникативная стилистика художественного текста: лексическая структура и идиостиль / Н. С. Болотнова, И. И. Бабенко, А. А. Васильева ; под ред. Н. С. Болотновой. - Томск : ТГУ, 2001. - 303 с.
10. Болтаева С. В. Ритмическая организация суггестивного текста : автореф. дис. ... канд. филол. наук : 10.02.01 / С. В. Болтаева. - Екатеринбург, 2003. - 54 с.
11. Большакова Н. Н. Игровая поэтика в литературных сказках Михаэля Энде : дис. ... канд. филол. наук / Н. Н. Большакова. - Смоленск : Смоленский гос. ун-т, 2007. - 222 с.
12. Ван Л. Трагедийное начало прозы А.П. Чехова: от ситуации отчаяния к фатализму бытия / Л. Ван // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2024. - № 2-2. - С. 133-137.
13. Виноградов В. В. О языке художественной литературы / В. В. Виноградов. - М. : Гос. изд-во худ. лит., 1959. - 654 с.
14. Виноградов В. В. Стилистика, теория поэтической речи, поэтика / В. В. Виноградов ; АН СССР, Отд-ние лит. и языка. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1963. - 253 с.
15. Виноградов В. С. Перевод. Общие и лексические вопросы : учебное пособие / В. С. Виноградов. - М. : Университет, 2004. - 235 с...58