АННОТАЦИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Инновационная деятельность как объект государственного регулирования 5
1.1 Инновационная деятельность: понятие, сущность и функции 5
1.2 Государственное регулирование инновационной деятельности 13
1.3 Налоговое регулирование инновационной деятельности в России: основные
методы и инструменты 19
2 Методические подходы к оценке эффективности налогового регулирования
инноваций 33
2.1 Необходимость оценки эффектичности налогового регулирования инноваций в
России 33
2.2 Оценка результативности налогового регулирования инноваций 35
3. Основные направления совершенствования налогового регулирования инновационной деятельности в России 47
3.1. Эволючия целей применения налогового регулирования инноваций 47
3.2. Направления совершенствования налогового стимулирования инноваций 49
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Возросшее в 21 веке внимание к эффективности налоговых преференций для научной и инновационной деятельности и издержкам на них объясняется сочетанием двух глобальных тенденций. Во-первых, в глобальном плане растет вклад науки и инноваций в устойчивое развитие и обеспечение конкурентоспособности стран, что, в свою очередь, диктует необходимость увеличения их государственной поддержки и повышения ее эффективности. Во-вторых, резкое удорожанием и усложнение научных исследований и разработок, возрастание рисков недостижения поставленных целей приводит к необходимости материальной поддержки их осуществления. Вызванная этим необходимость наращивания поддержки науки и инноваций сталкивается с объективной ограниченностью национальных ресурсов (в том числе бюджетных) и ужесточением требований к ее эффективности.
В России названные тенденции проявляются в программных документах налоговой политики, акценты которых в последние несколько лет заметно сместились от стимулирования экономического роста, модернизации экономики и инноваций к оценке масштабов и эффективности налоговых преференций (в том числе для научной и инновационной деятельности). Актуальность рассматриваемых вопросов для России объясняется прежде всего тем, что приоритеты государственной политики последнего десятилетия были связаны с переходом к инновационной модели развития, технологической модернизацией экономики и ростом ее конкурентоспособности, что требует также определения методов оценки эффективности оценки проводимых мер, в том числе и налогового стимулирования инноваций.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании современных методов налогового стимулирования инноваций для оценки их применения.
Для достижения данной цели были решены следующие задачи:
- дать теоретические основы осуществления инновационной деятельности;
- провести обзор методов государственного регулирования инновационной деятельности в России;
- раскрыть основные методы и инструменты налогового стимулирования инновационной деятельности, в том числе и за рубежом;
- определить основные методы оценки налогового стимулирования инновационной деятельности;
-вскрыть недостатки налогового стимулирования инновационной деятельности в России и определить направления её совершенствования.
Предмет исследования - налоговое стимулирование инновационной деятельности в РФ.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является инновационная деятельность РФ.
Для проведения исследования в рамках написания выпускной квалификационной работы были применены такие методы, как анализ, синтез, сравнение и расчетно- математические методы.
Методологической основой работы послужили монографические и коллективные работы отечественных и зарубежных авторов, а также статьи и другие публикации, пред-ставленные в периодической печати.
Приоритетную роль в социально-экономических отношениях в государстве играют финансовые принципы. Изменяя ставки налогов, вводя специальные налоги, применяя систему налоговых льгот и санкций, государство стимулирует развитие приоритетных от-раслей и ограничивает развитие других отраслей. Но наряду со способностью общественно-хозяйственной системы адаптироваться к государственным потребностям и с возможностью комбинировать совокупности налогов в такие системы, которые обеспечили бы, при возможном соблюдении этических принципов управления, эластичность на случай чрезвычайных государственных расходов, необходимо также соблюдение достаточности поступления денежных средств в бюджет для покрытия расходов.
В современных условиях повышения эффективности производства можно достичь преимущественно за счет развития инновационных процессов, получающих конечное выражение в новых технологиях, новых видах конкурентоспособной продукции. В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности. Говоря о сущности "инновации", как объекте государственного регулирования, необходимо рассматривать это понятие на уровне предприятия и отражать ее нацеленность на повышение эффективности деятельности предприятия в целом и как следствие, получении положительного финансового результата. Другими словами, представляется, что государственное регулирование инновационной деятельности должно носить качественный, а не количественный характер, то есть главной целью государства при создании благоприятной среды для организаций-новаторов является помощь предприятиям, на первых этапах их становления, в наращивании их инвестиционной привлекательности, путём оказания налоговых послаблений и компенсации наиболее значимых рисков.
В настоящее время перед государством возникает актуальная проблема поиска и выбора форм и методов воздействия на развитие инвестиционной активности, внедрение инноваций и формирование инвестиционных ресурсов предприятий. Эта проблема связана, в первую очередь, с низким уровнем технического вооружения труда и изношенностью парка оборудования. С помощью системы налогообложения государство может влиять на объем финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении предприятий, которые могут быть распределены между акционерами (учредителями) и (или) использованы как инвестиции, направлены на разработку и введение инноваций. Так, основные направления государственной научно-технической политики на среднесрочный и долгосрочный периоды определяются Президентом Российской Федерации на основе специального доклада Правительства с учетом предложений субъектов Российской Федерации.
Государственная поддержка и регулирование инновационной деятельности в РФ процессов заключается в формировании таких экономических условий и нормативно-правовых, которые смогли бы простимулировать экономических субъектов к приобретению новых знаний и технологий, проведению исследований, разработок и НИОКР, выпуску новых конкурентоспособных товаров. В настоящее время регулирование инновационной деятельности осуществляется государством с помощью прямых и косвенных методов. Лидирующую позицию в системе прямого регулирования занимает финансирование проведения инновационных проектов и НИОКР, также формирование инновационной инфраструктуры и правовое регулирование инновационной деятельности.
Важное место в системе регулирования инноваций занимают косвенные методы, к которым в основном относятся методы налогового регулирования инноваций. Налоговое регулирование инновационной деятельности в РФ полностью регламентировано Налоговым кодексом и реализуется двумя путями: (1) путем сокращения налогооблагаемой базы (осуществляется через отнесение различного рода инновационных расходов на издержки производства); (2) путем уменьшения налоговых ставок, вычетами налоговых платежей (находит отражение в различных льготах). В целом, механизм налогового стимулирования определяется как комплекс государственных мер, направленных на согласование противоречивых государственных и частных интересов в сфере налоговых отношений, с целью построения оптимального налогового механизма, позволяющего решать общегосударственные задачи.
К основным инструментам налогового стимулирования инноваций можно отнести:
Льготы по налогу на прибыль организаций, устанавливаемые главой 25 Налогового Кодекса РФ, а именно:
1) Предоставление инвестиционного налогового кредита. Так, в соответствии с главой 9 Налогового кодекса РФ, данный кредит может быть предоставлен на срок от 1 года до 5 лет, организациям-резидентам зоны территориального развития - на срок до 10 лет по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам (на имущество организаций, налогу на имущество физических лиц, налогу на игорный бизнес, транспортному налогу, транспортному сбору, земельному налогу). Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, указанных в статье 67 настоящего Кодекса, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
2) Льготы по налогу на прибыль организаций, устанавливаемые главой 25 Налогового Кодекса РФ, а именно:
- «амортизационная премия» - возможность отнесения на расходы отчетного или налогового периода расходов на капитальные вложения в размере не более 30% в зависимости от срока полезного использования основных средств, в том числе при достройке, дооборудовании, реконструкции, модернизации, техническом перевооружении, частичной ликвидации основных средств (п. 9 ст. 258 НК РФ);
- право организаций единовременно признавать некоторые виды расходов на НИ-ОКР, в том числе и безрезультатные, в том периоде, в котором завершены такие исследования или разработки и сторонами подписан акт сдачи-приемки, и с применением повышающего коэффициента 1,5%. Такие расходы включаются в состав прочих расходов. Исключение составляют так называемые «другие расходы», предусмотренные подп. 4 п. 2 ст. 262; 41
- право применения к основной норме амортизации специального коэффициента, но не более 3, в отношении амортизируемых основных средств, используемых только для осуществления научно-технической деятельности;
3) Льготы по налогу на добавленную стоимость, устанавливаемые главой 21 НК РФ.
К данным льготам относятся освобождение от уплаты НДС по операциям по реализации исключительных прав на изобретения, при выполнении организациями НИОКР за счет средств бюджетов средств РФФИ и ФРП; ввоз на территорию РФ технологического оборудования, аналоги которых не производятся в РФ, по перечню, утверждаемому Правительством РФ.
Для оценки эффективности налогового стимулирования инвестиционной деятельности исторически в России используют метод опроса организаций (ВШЭ, РСПП) по заранее определенной методологии эмпирического исследования. Так, на первом этапе ставятся цель и задачи исследования. Цель исследования обычно состоит в диагностике со-стояния налоговой поддержки научной и инновационной деятельности в Российской Федерации и подготовке предложений по повышению эффективности этой поддержки.
Для ее достижения должны быть поставлены следующие задачи:
- формирование перечня налоговых льгот для научной и/или инновационной деятельности, включаемых в обследование;
- разработка программы обследования (включая определение круга респондентов, разработку инструментария и др.) и его проведение;
- анализ результатов обследования (в том числе спроса респондентов на льготы, проблем их применения и причин неприменения, ожидаемых эффектов);
- подготовка рекомендаций по повышению эффективности налоговой поддержки научной и инновационной деятельности в Российской Федерации и направлениям ее исследований.
На втором этапе необходимо осуществить выборку организаций для проведения исследования. Обычно выборки состоят из трех групп: научные организации; вузы, выполняющие научные исследования и разработки; организации обрабатывающих производств. Выбор данных групп связан с необходимостью обеспечения их надлежащей однородности, а также тем, что действующие в России меры поддержки научной и/или инно-вационной деятельности зачастую предназначены только для определенной категории организаций либо ориентированы преимущественно на нее. На третьем этапе необходимо грамотно составить анкету для проведения опроса. Анкеты для опроса руководителей организаций должны включать вопросы об основных инструментах налоговой поддержки научной и инновационной деятельности. Для этих целей необходимо определится со списком основных налоговых льгот. Выбор налоговых льгот для включения в обследование обычно осуществляется на основе экспертной оценки их актуальности и значимости в системе инструментов государственной политики в сфере науки и инноваций, а также с учетом отмеченной выше целевой ориентации каждой из этих мер на ту или иную группу обследованных организаций.
На четвертом этапе необходимо провести эмпирическое исследование (опрос) среди выбранных организаций и определить удельный вес организаций, применивших данную налоговую льготу, в числе организаций данной группы (для обеспечения сравнимо-сти показателей и однородности).
На пятом, заключительном этапе необходимо сделать выводы о проведенном исследовании, а именно:
- определить список налоговых льгот, по которым были получены наибольшие значения удельных весов организаций, применяющих данную льготу (то есть понять, какие налоговые льготы являются самыми популярными);
- проанализировать основные характеристики данных организаций: размер, количество работников, аффилированнность с государством (то есть найти общие черты данных организаций и то, что их отличает друг от друга);
- определить список налоговых льгот, по которым были получены наименьшие значения удельных весов организаций, применяющих данную льготу (то есть понять, ка-кие налоговые льготы не используются) и проанализировать причины неиспользования данных льгот на основе опроса организаций и экспертов (несовершенство налогового за-конодательства и т.д.)
Помимо описания методологии проведения эмпирического исследования налогово¬го стимулирования инновационной деятельности, в работе также были предложены следующие механизмы налогового стимулирования инновационной деятельности в России на основе зарубежного опыта:
1) Предлагается следующая формулировка «патентного окна»: прибыль, полученная от реализации работ, товаров и услуг, инновационность которых подтверждена патентами, облагается налогом по ставке 15%. Такая ставка обосновывается тем, что бюджет РФ формируется большей частью из налогов на доходы (прибыль) и слишком низкая ставка «патентного окна»может спровоцировать увеличение дефицита бюджета РФ в краткосрочной перспективе, что может неблагоприятно сказаться на социально-экономическом положении в стране. Стоит учитывать, что внедрение потребует дополнительного финансирования для обеспечения достаточного контроля за соблюдением законодательства.
2) Что касается «супервычета», целесообразно внести серьезные изменения в рос-сийский аналог, а именно: увеличить повышающий коэффициент налогового вычета из базы налогообложения до 2 (200%) от абсолютной величины квалифицированных расходов на НИОКР в текущем налоговом периоде, а также упростить процесс доказательства прав на получение этой льготы. Тем самым ожидается повышение спроса на данную льготу, так как ее недостаточная популярность обосновывается необходимостью предоставления отчета о НИР в налоговые органы.
3) Относительно стимулирования частных пожертвований на НИОКР, предлагается внести кардинальные изменения в статью 219 НКРФ, предусмотреть возможность пожертвования индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, ввести повышающий коэффициент 1,5 на получение налогового вычета от суммы всех доходов в налоговом периоде, а также следует как минимум повысить ограничение вычета до 50% от суммы полученных доходов, подлежащих уплате в текущем налоговом периоде.
Таким образом, разработанные эффективные механизмы налогового регулирования инновационной деятельности на основе использования зарубежного опыта позволят улучшить инновационный климат в российской экономике и увеличить налоговые поступления в бюджет.
1. О науке и государственной научно-технической политике [Электронный ре-сурс] : федер. закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
2. Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений [Электронный ресурс] : федер. закон от 25.02.1999 N 39- ФЗ (последняя редакция) // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
3. Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ [Электронный ресурс] : в редакции федер. закона от 29.12.2017 г. N 455-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
4. Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ [Электронный ресурс] : в ред.от 29.12.2017г. N 455-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
5. Об инновационной политике органов государственной власти Московской области [Электронный ресурс] : закон Московской области от 10 февраля 2011 г. N 15/2011-ОЗ (принят постановлением Московской областной Думы от 3 февраля 2011 г. N 5/144-П) // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 9. Изменение срока уплаты налога, сбора, страховых взносов, а также пени и штрафа. Информационная система «КОНСУЛЬТАНТ» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 9, статья 66 [Электронный ресурс] : федер. закон от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 19.02.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Элек-трон. Дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
8. Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 25, ст. 258 [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М., 2018. - Доступ из локаль¬ной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации. Глава 21 [Электронный ресурс] : федер. закон от 5 августа 2000 года N 117-ФЗ // КонсультантПлюс: справ. правовая систе-ма - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
10. Налоговый кодекс Российской Федерации п. 7 ст. 262 [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // КонсультантПлюс: справ. пра-вовая система - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М., 2018. - Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
11. Налоговый кодекс Российской Федерации пп. 2 п.2 ст. 259.3 [Электронный ресурс] : федер. закон от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 04.06.2018) // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М., 2018. - Доступ из локаль¬ной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
12. Перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, рас-ходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в раз-мере фактических затрат с коэффициентом 1,5 [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: справ. правовая система - Версия Проф. - Электрон. Дан. - М., 2018. - Доступ из локаль¬ной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
13. Алексеева, М. Б. Анализ инновационной деятельности: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / М. Б. Алексеева. - М.: Юрайт, 2016. - 707 с.
14. Грачева Г. А. Инновационное поведение российских предприятий : учеб. по-собие / Г. А. Грачева, Т. Е. Кузнецова, В. А. Рудь, А. Б. Суслов. - М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2013. - 155 с.
15. Грузинов, В.П. Экономика предприятия (предпринимательская): учебное по-собие / В. П. Грузнов. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 415 с
...47