ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ
|
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ С УНИВЕРСИТЕТСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ 12
1.1. Специфика университетского педагогического образования 15
1.2. Проблема подготовки педагогических кадров в дореволюционной России 21
1.3. Основные проблемы университетской подготовки педагогических кадров высшей квалификации в советский период 37
1.4. Университетское педагогическое образование на современном
этапе. Основные направления преобразований 48
Выводы 54
Глава 2. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА) 57
2.1. Цели и задачи подготовки педагогических кадров 57
2.2. Содержание подготовки педагогических кадров 78
2.3. Средства, формы, методы и технологии подготовки педагогических кадров 98
2.4. Факторы, влияющие на динамику изменения профессорско-преподавательского состава 136
2.5. Формирование студенческого контингента 162
Выводы 194
Заключение 196
Список использованных источников и литературы 201
Приложения 212
Глава 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ С УНИВЕРСИТЕТСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ 12
1.1. Специфика университетского педагогического образования 15
1.2. Проблема подготовки педагогических кадров в дореволюционной России 21
1.3. Основные проблемы университетской подготовки педагогических кадров высшей квалификации в советский период 37
1.4. Университетское педагогическое образование на современном
этапе. Основные направления преобразований 48
Выводы 54
Глава 2. СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ (НА ПРИМЕРЕ МОРДОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА) 57
2.1. Цели и задачи подготовки педагогических кадров 57
2.2. Содержание подготовки педагогических кадров 78
2.3. Средства, формы, методы и технологии подготовки педагогических кадров 98
2.4. Факторы, влияющие на динамику изменения профессорско-преподавательского состава 136
2.5. Формирование студенческого контингента 162
Выводы 194
Заключение 196
Список использованных источников и литературы 201
Приложения 212
Подготовке педагогических кадров с университетским образованием всегда придавалось большое значение. В различные периоды развития российского общества успешная деятельность университетов рассматривалась как один из важнейших показателей благополучия государства. Университеты как учебные заведения, подготавливающие преподавателей, всегда играли исключительную роль в системе народного образования и особое внимание уделялось именно качеству профессиональной подготовки университетского студенчества, из фонда которого пополнялись педагогические коллективы школ. Вместе с тем необходимо отметить, что качество психолого-педагогической подготовки студентов университета, получающих квалификацию педагога, желает оставлять лучшего. Настоящее исследование направлено на изучение подготовки педагогических кадров в образовательной системе «Университет». Рассмотрение и анализ системы подготовки педагогических кадров осуществлялись на базе Мордовского государственного университета, который отражает особенности отечественного университетского образования, имеющего давние традиции в подготовке педагогических кадров.
История высшего образования в Мордовии ведет свое начало с 1931 года, когда был образован Мордовский Агропедвуз, преобразованный впоследствии в Мордовский педагогический институт, основной целью которого была подготовка учителей средней школы.
Актуальность работы обусловлена историческим процессом коренного изменения целей, содержания и методов подготовки педагогических кадров с университетским образованием и выходом высшего образования на качественно новый уровень в соответствии с социально-экономическими изменениями в стране в целом и в Республике Мордовия в частности.
1. Актуальность среды и ситуации. Высшая школа страны в настоящее время столкнулась с большими проблемами, которые выражаются и в социальных, и в экономических изменениях. В системе подготовки кадров с высшим образованием произошел коренной ценностный переворот, который заключается в том, что за короткий период (менее чем 10 лет) образование стало утилизированным. На смену старым ценностям, выражающимся в подготовке специалиста для работы в коллективе, строительства оптимального общества и поднятия страны в целом пришли совершенно иные ценностные установки. В современном либеральном и индивидуализированном обществе возникла потребность в активной и деловой личности, деятельность которой либо незначительно связана, либо совсем не имеет никакого отношения к педагогической области. В связи с этим, теряется основной мотив получения высшего образования - стать профессионалом в своей области науки и получить педагогические навыки для «передачи» своих знаний последующим поколениям.
2. Актуальность контекста Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. В условиях изменяющихся ценностных ориентаций в высшем образовании, для МГУ имени Огарева, находящемся на своеобразном распутье в плане подготовки педагогических кадров, возможны два пути развития. С позиций первого пути, университет может стать узким, то есть увеличить отсев студентов, уменьшить количество преподавателей, тем самым, достигая оптимизации и улучшения качества образования. Второй путь возможного развития университета, курс на который уже частично взят руководством вуза, заключается в одновременном выполнении университетом наряду с педагогической еще и социальной функции. В настоящий момент университет активно борется с социальными противоречиями (в частности, с противоречием между желанием обучаться и невозможностью поступить в вуз из-за конкурса) путем приема на обучение практически всех желающих получить образование. В результате такого расширения университета, количество выпускаемых профессиональных кадров значительно превышает востребованность. Подавляющее большинство выпускников не связывает свою дальнейшую деятельность с полученной специальностью, особенно данная тенденция распространена среди выпускников педагогических специальностей. Поэтому, учитывая сложившиеся условия, подготовка педагогических кадров должна твердо опираться на принципы качественной профессиональной подготовки и ценностного воспитания.
3. Актуальность перспективы. Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в стране позволяет сделать предварительные выводы о том, что в указанных сферах жизнедеятельности наметились небольшие, но положительные сдвиги. И хотя в данный момент Россия находится в периоде относительной стабилизации, который не требует специализированной подготовки кадров, тем не менее, если страна в скором будущем возьмет курс, направленный на научный прогресс, то сразу же встанет необходимость в качественной подготовке кадров. Поэтому уже сегодня необходимо начать осуществление подготовки высококвалифицированных и профессионально подготовленных специалистов, которые в будущем могли бы способствовать научному прорыву в условиях прогнозируемого бурного роста общества.
Кроме того, актуальность исследования определяется следующими конкретными факторами:
- социальным заказом современного общества на высококвалифицированного педагога, способного осуществлять качественную подготовку и воспитание подрастающего поколения;
- профессионально-объективными потребностями современного общества в подготовке квалифицированных кадров, имеющих высокие профессиональные качества, позволяющие ориентироваться в условиях прогресса.
Указанные обстоятельства подчеркивают насущную потребность в более глубоком исследовании проблемы подготовки педагогических кадров в университете с новых теоретико-методологических позиций, позволяющих комплексно рассмотреть системообразующие компоненты педагогической системы «университет» в их непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости.
Данная проблема является составной частью комплексного исследования проблемы научно-теоретических и практических аспектов подготовки педагогических кадров в условиях университета, разрабатываемого на кафедре педагогики Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.
Степень разработанности проблемы. Особенности университетского образования в целом рассмотрены достаточно широко российскими и зарубежными учеными, так как вопрос различия и разграничения специальной и общенаучной подготовки кадров, представленной соответственно в специальных учебных заведениях и в университетах, стал волновать ученых еще со времен образования первых университетов. В данной диссертационной работе особый акцент делается на труды современных ученых с их пониманием проблем университетской подготовки педагогических кадров.
Теоретической основной диссертации явились теоретическая база и научный аппарат, разработанные в исследованиях по специфике подготовки педагогических кадров с университетским образованием (Е. П. Белозерцев, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кульмина, М. А. Кодзоев, Н. И. Мешков, Л. С. Нечепоренко, А. В. Троцко, Г. И. Саранцев, А. А. Касьян); по историческим аспектам развития университетского образования с России (Н. Г. Кушков, А. М. Арсеньев, Ф. Г. Паначин, Н. А. Пенчко, В. В. Григорьев); по структуре и содержанию высшего образования (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов); по проблемам формирования основ педагогического профессионализма у студентов университета (Т. И. Руднева, В. М. Антипова, А. Я. Арет); по возможностям возрождения классического университетского образования (А. И. Сухарев, С. И. Бреев, В. А. Болотов); по вопросам развития личностных качеств и педагогической направленности студентов как будущих педагогов (В. А. Сластенин, Н. Е. Воробьев, Б. Т. Лихачев). Значительный вклад в разработку данного исследования внесли работы С. И. Кисельгофа, касающиеся формирования у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования, а также труды Ш. Х. Чанбарисова о формировании советской университетской системы.
Большое значение разработке проблем улучшения университетской подготовки педагогических кадров уделялось и учеными нашей республики. Широкое освещение данной проблематики представлено в сборниках научных трудов Мордовского государственного университета последних лет: «Совершенствование качества университетской подготовки преподавателя» (1985), «Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе» (1993), «Подготовка педагога в системе университетского образования» (2001). История развития университета в Мордовии представлена в многочисленных юбилейных изданиях 2001 года, посвященных 70-летию существования высшего учебного заведения в республике.
Проблеме повышения квалификации учителя уделил внимание целый ряд мордовских ученых. В начале 90-х годов А. И. Сухаревым, М. П. Глебочкиным, В. И. Гришановым и Н. И. Мешковым была подготовлена Программа деятельности Мордовского университета по подготовке и повышению квалификации учителя, которой также отведено значительное место в разработке проблемы исследования. Вышеназванные авторы представили глубокий анализ отдельных вопросов, относящихся к истории развития высшего университетского образования в России и в Мордовии и к проблематике целей и содержания университетской подготовки педагогических кадров.
Цель исследования - системный анализ проблемы подготовки педагогических кадров с университетским образованием.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
• изучить архивные материалы и документы о народном образовании, в том числе имеющие непосредственное отношение к его центральному звену - высшей школе;
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
• выявить характерные особенности системы подготовки педагогических кадров в Мордовском государственном университете;
• проследить изменение целей педагогического образования в их связи с политической и экономической обстановкой в стране;
• дать комплексный историко-педагогический анализ причин изменения целей и содержания подготовки учителей в Мордовском государственном университете;
• выявить характеристики профессорско-преподавательского и студенческого контингента как основных субъектов педагогического процесса в их динамическом развитии.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в педагогической системе «Университет».
Предмет исследования - подготовка педагогических кадров с университетским образованием (на примере Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева).
Методологическую основу исследования составляют:
- идеи системного подхода, позволяющие рассматривать университетскую модель подготовки кадров с педагогическим образованием как систему взаимосвязанных необходимых элементов, включающих цели, содержание, средства и субъектов педагогического образования в многоуровневой структуре, ориентированной на подготовку педагогических кадров. С другой стороны, университет при этом рассматривается как элемент более общей системы воспроизводства педагогических кадров и социальной структуры общества в целом, на которую оказывают влияние системные факторы иного уровня: экономические, идеологические, культурные и пр. Наиболее ярко этот подход, применительно к интересующей нас проблеме представлен у Н. В. Кузьминой и В. А. Сластенина;
- субъект-субъектный характер взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса;
- личностно-ориентированный подход к анализу образовательного процесса, связанный с постановкой в центр исследования конкретного участника образовательного процесса;
- сравнительно-исторический подход, позволяющий представить развитие системы педагогического образования в динамике и в контексте более общих процессов, происходящих на уровне страны в целом;
- современные фундаментальные научные исследования по оптимизации университетского педагогического образования.
При раскрытии темы диссертации исследователем использовались следующие методы:
• теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы;
• изучение и анализ документов по системе подготовки педагогических кадров;
• изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме эффективности подготовки педагогических кадров в университетской среде;
• сравнительный историко-педагогический анализ системы подготовки педагогических кадров с университетским образованием в диахроническом аспекте.
Источниковую базу диссертации составляет широкий спектр архивных данных, предоставленных Центральным государственным архивом Республики Мордовия, Архивом Мордовского государственного университета, Центром документации новейшей истории Республики Мордовия, а также архивом Российской государственной библиотеки имени Ленина (г. Москва). Помимо этого, были использованы Отчеты о выполнении программы развития Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система подготовки педагогических кадров в университете имеет внутреннюю, воспроизводящуюся во времени структуру из пяти основных компонентов формирования педагогов в университете, включающую цель, содержание, средства подготовки и субъекты педагогического процесса - преподавателей и студенческий контингент.
2. Система подготовки педагогических кадров в университете функционирует как единство инвариантной составляющей, обеспечивающей внутреннюю целостность педагогической системы, связанной с непосредственной передачей традиционных педагогических и гуманистических ценностей, обеспечивая при этом процесс необходимого воспроизводства общества и вариативной составляющей, связанной с адаптацией этой системы к изменяющейся конкретно-исторической реальности.
3. С момента возникновения университетов в России подготовка педагогических кадров в них отличается специфическими чертами, связанными с гармоническим сочетанием универсальной подготовки, обеспечивающей высокую степень творческой самостоятельности педагога и формирование собственно педагогических навыков. Выделяются две модели подготовки педагогических кадров, одна из которых ориентирована на педагога-универсала, способного к самостоятельной творческой деятельности по «передаче» знаний и умений последующим поколениям; вторая модель связана с подготовкой специалиста, для которого приоритетными ценностями являются собственно педагогические знания. Мы предполагаем, что соотношение между потребностями общества в специалистах той или иной модели подготовки определяется логикой развития общества в целом.
4. В Мордовском государственном университете реализована высокоэффективная система подготовки кадров с педагогическим образованием, опирающаяся на достаточную для ее перспективного развития инфраструктурную базу, включающую в себя техническую (кабинет и кафедра педагогики, необходимые аудиторные площади), учебную (значительное место педагогических дисциплин в учебных планах), научную (аспирантура, возможность широкой издательской деятельности) и дополнительную составляющую (структура получения дополнительных педагогических навыков вожатого, система воспитательной работы со студентами).
5. Периодизация развития системы педагогического образования должна учитывать как логику внутреннего роста университета в целом и системы подготовки педагогических кадров в частности, так и факторы внешнего влияния: государственная идеология и государственные планомерные программы развития, экономические параметры, обеспеченность инфраструктурными возможностями, меняющиеся показатели социальной перспективности и престижа профессии, степень автономии вузовской системы.
Гипотеза исследования. Подготовка педагогических кадров с университетским образованием будет эффективной, если:
- она будет рассматриваться как системное явление, обусловленное взаимовлиянием и взаимодействием всех компонентов;
- предложенный комплекс педагогических условий и средств реализуется с учетом принципов непрерывности, целостности, личностно-ориентированного характера;
- созданы определенные педагогические условия, научно-методическое и технологическое обеспечение реализации системы в практике.
Научная новизна исследования:
1. Диссертация представляет собой целостное историко-педагогическое исследование, впервые осуществленное в рамках системного подхода с учетом необходимых системообразующих элементов: цели, содержание, средства и субъекты процесса подготовки педагогических кадров с университетским образованием.
2. На основе историко-педагогического анализа архивных материалов определена система подготовки педагогических кадров в университете.
3. Выявлены, научно обоснованы и документально подтверждены условия функционирования и средства развития целей, содержания и методов подготовки педагогических кадров с университетским образованием.
4. Определены непосредственные взаимосвязи процесса подготовки педагогических кадров в университете с социальными, политическими и экономическими условиями жизни страны, а также с насущными потребностями общества в педагогах различной профессиональной направленности в различные периоды.
5. В работе впервые на научном уровне рассматриваются различные типы направленности подготовки педагогических кадров в университете: педагогов для вуза, школы, а также для временных коллективов. В научный оборот вводится обширный новый архивный материал.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении специальных курсов по истории педагогики, истории высшего образования в Мордовии, современным методам подготовки педагогических кадров. Результаты и основные выводы исследовательской работы смогут быть учтены при составлении учебных планов и программ подготовки педагогических кадров в системе университетского образования.
Научная апробация работы. Основные результаты данного исследования были изложены диссертантом в выступлениях на Международной научно-практической конференции «Роль женщин в развитии высшего образования в XXI веке» (Санкт-Петербург, 2001), на Всероссийской научной молодежной школе «Традиционные проблемы гуманитарных наук глазами молодых» (Саранск, 2001), на IX межвузовской научно-методической конференции «Реализация национально-регионального компонента в содержании образования» (Рязань, 2002), на ежегодных Огаревских чтениях, на кафедре педагогики Мордовского госуниверситета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений с графиками и таблицами.
История высшего образования в Мордовии ведет свое начало с 1931 года, когда был образован Мордовский Агропедвуз, преобразованный впоследствии в Мордовский педагогический институт, основной целью которого была подготовка учителей средней школы.
Актуальность работы обусловлена историческим процессом коренного изменения целей, содержания и методов подготовки педагогических кадров с университетским образованием и выходом высшего образования на качественно новый уровень в соответствии с социально-экономическими изменениями в стране в целом и в Республике Мордовия в частности.
1. Актуальность среды и ситуации. Высшая школа страны в настоящее время столкнулась с большими проблемами, которые выражаются и в социальных, и в экономических изменениях. В системе подготовки кадров с высшим образованием произошел коренной ценностный переворот, который заключается в том, что за короткий период (менее чем 10 лет) образование стало утилизированным. На смену старым ценностям, выражающимся в подготовке специалиста для работы в коллективе, строительства оптимального общества и поднятия страны в целом пришли совершенно иные ценностные установки. В современном либеральном и индивидуализированном обществе возникла потребность в активной и деловой личности, деятельность которой либо незначительно связана, либо совсем не имеет никакого отношения к педагогической области. В связи с этим, теряется основной мотив получения высшего образования - стать профессионалом в своей области науки и получить педагогические навыки для «передачи» своих знаний последующим поколениям.
2. Актуальность контекста Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева. В условиях изменяющихся ценностных ориентаций в высшем образовании, для МГУ имени Огарева, находящемся на своеобразном распутье в плане подготовки педагогических кадров, возможны два пути развития. С позиций первого пути, университет может стать узким, то есть увеличить отсев студентов, уменьшить количество преподавателей, тем самым, достигая оптимизации и улучшения качества образования. Второй путь возможного развития университета, курс на который уже частично взят руководством вуза, заключается в одновременном выполнении университетом наряду с педагогической еще и социальной функции. В настоящий момент университет активно борется с социальными противоречиями (в частности, с противоречием между желанием обучаться и невозможностью поступить в вуз из-за конкурса) путем приема на обучение практически всех желающих получить образование. В результате такого расширения университета, количество выпускаемых профессиональных кадров значительно превышает востребованность. Подавляющее большинство выпускников не связывает свою дальнейшую деятельность с полученной специальностью, особенно данная тенденция распространена среди выпускников педагогических специальностей. Поэтому, учитывая сложившиеся условия, подготовка педагогических кадров должна твердо опираться на принципы качественной профессиональной подготовки и ценностного воспитания.
3. Актуальность перспективы. Современная политическая, экономическая и социальная обстановка в стране позволяет сделать предварительные выводы о том, что в указанных сферах жизнедеятельности наметились небольшие, но положительные сдвиги. И хотя в данный момент Россия находится в периоде относительной стабилизации, который не требует специализированной подготовки кадров, тем не менее, если страна в скором будущем возьмет курс, направленный на научный прогресс, то сразу же встанет необходимость в качественной подготовке кадров. Поэтому уже сегодня необходимо начать осуществление подготовки высококвалифицированных и профессионально подготовленных специалистов, которые в будущем могли бы способствовать научному прорыву в условиях прогнозируемого бурного роста общества.
Кроме того, актуальность исследования определяется следующими конкретными факторами:
- социальным заказом современного общества на высококвалифицированного педагога, способного осуществлять качественную подготовку и воспитание подрастающего поколения;
- профессионально-объективными потребностями современного общества в подготовке квалифицированных кадров, имеющих высокие профессиональные качества, позволяющие ориентироваться в условиях прогресса.
Указанные обстоятельства подчеркивают насущную потребность в более глубоком исследовании проблемы подготовки педагогических кадров в университете с новых теоретико-методологических позиций, позволяющих комплексно рассмотреть системообразующие компоненты педагогической системы «университет» в их непосредственной взаимосвязи и взаимозависимости.
Данная проблема является составной частью комплексного исследования проблемы научно-теоретических и практических аспектов подготовки педагогических кадров в условиях университета, разрабатываемого на кафедре педагогики Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.
Степень разработанности проблемы. Особенности университетского образования в целом рассмотрены достаточно широко российскими и зарубежными учеными, так как вопрос различия и разграничения специальной и общенаучной подготовки кадров, представленной соответственно в специальных учебных заведениях и в университетах, стал волновать ученых еще со времен образования первых университетов. В данной диссертационной работе особый акцент делается на труды современных ученых с их пониманием проблем университетской подготовки педагогических кадров.
Теоретической основной диссертации явились теоретическая база и научный аппарат, разработанные в исследованиях по специфике подготовки педагогических кадров с университетским образованием (Е. П. Белозерцев, В. А. Кан-Калик, Н. В. Кульмина, М. А. Кодзоев, Н. И. Мешков, Л. С. Нечепоренко, А. В. Троцко, Г. И. Саранцев, А. А. Касьян); по историческим аспектам развития университетского образования с России (Н. Г. Кушков, А. М. Арсеньев, Ф. Г. Паначин, Н. А. Пенчко, В. В. Григорьев); по структуре и содержанию высшего образования (К. Д. Ушинский, Н. И. Пирогов); по проблемам формирования основ педагогического профессионализма у студентов университета (Т. И. Руднева, В. М. Антипова, А. Я. Арет); по возможностям возрождения классического университетского образования (А. И. Сухарев, С. И. Бреев, В. А. Болотов); по вопросам развития личностных качеств и педагогической направленности студентов как будущих педагогов (В. А. Сластенин, Н. Е. Воробьев, Б. Т. Лихачев). Значительный вклад в разработку данного исследования внесли работы С. И. Кисельгофа, касающиеся формирования у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования, а также труды Ш. Х. Чанбарисова о формировании советской университетской системы.
Большое значение разработке проблем улучшения университетской подготовки педагогических кадров уделялось и учеными нашей республики. Широкое освещение данной проблематики представлено в сборниках научных трудов Мордовского государственного университета последних лет: «Совершенствование качества университетской подготовки преподавателя» (1985), «Оптимизация университетского педагогического образования на современном этапе» (1993), «Подготовка педагога в системе университетского образования» (2001). История развития университета в Мордовии представлена в многочисленных юбилейных изданиях 2001 года, посвященных 70-летию существования высшего учебного заведения в республике.
Проблеме повышения квалификации учителя уделил внимание целый ряд мордовских ученых. В начале 90-х годов А. И. Сухаревым, М. П. Глебочкиным, В. И. Гришановым и Н. И. Мешковым была подготовлена Программа деятельности Мордовского университета по подготовке и повышению квалификации учителя, которой также отведено значительное место в разработке проблемы исследования. Вышеназванные авторы представили глубокий анализ отдельных вопросов, относящихся к истории развития высшего университетского образования в России и в Мордовии и к проблематике целей и содержания университетской подготовки педагогических кадров.
Цель исследования - системный анализ проблемы подготовки педагогических кадров с университетским образованием.
Реализация этой цели предполагает решение следующих задач:
• изучить архивные материалы и документы о народном образовании, в том числе имеющие непосредственное отношение к его центральному звену - высшей школе;
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по исследуемой проблеме;
• выявить характерные особенности системы подготовки педагогических кадров в Мордовском государственном университете;
• проследить изменение целей педагогического образования в их связи с политической и экономической обстановкой в стране;
• дать комплексный историко-педагогический анализ причин изменения целей и содержания подготовки учителей в Мордовском государственном университете;
• выявить характеристики профессорско-преподавательского и студенческого контингента как основных субъектов педагогического процесса в их динамическом развитии.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в педагогической системе «Университет».
Предмет исследования - подготовка педагогических кадров с университетским образованием (на примере Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева).
Методологическую основу исследования составляют:
- идеи системного подхода, позволяющие рассматривать университетскую модель подготовки кадров с педагогическим образованием как систему взаимосвязанных необходимых элементов, включающих цели, содержание, средства и субъектов педагогического образования в многоуровневой структуре, ориентированной на подготовку педагогических кадров. С другой стороны, университет при этом рассматривается как элемент более общей системы воспроизводства педагогических кадров и социальной структуры общества в целом, на которую оказывают влияние системные факторы иного уровня: экономические, идеологические, культурные и пр. Наиболее ярко этот подход, применительно к интересующей нас проблеме представлен у Н. В. Кузьминой и В. А. Сластенина;
- субъект-субъектный характер взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса;
- личностно-ориентированный подход к анализу образовательного процесса, связанный с постановкой в центр исследования конкретного участника образовательного процесса;
- сравнительно-исторический подход, позволяющий представить развитие системы педагогического образования в динамике и в контексте более общих процессов, происходящих на уровне страны в целом;
- современные фундаментальные научные исследования по оптимизации университетского педагогического образования.
При раскрытии темы диссертации исследователем использовались следующие методы:
• теоретико-методологический анализ психолого-педагогической литературы;
• изучение и анализ документов по системе подготовки педагогических кадров;
• изучение и обобщение педагогического опыта по проблеме эффективности подготовки педагогических кадров в университетской среде;
• сравнительный историко-педагогический анализ системы подготовки педагогических кадров с университетским образованием в диахроническом аспекте.
Источниковую базу диссертации составляет широкий спектр архивных данных, предоставленных Центральным государственным архивом Республики Мордовия, Архивом Мордовского государственного университета, Центром документации новейшей истории Республики Мордовия, а также архивом Российской государственной библиотеки имени Ленина (г. Москва). Помимо этого, были использованы Отчеты о выполнении программы развития Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева.
Положения, выносимые на защиту:
1. Система подготовки педагогических кадров в университете имеет внутреннюю, воспроизводящуюся во времени структуру из пяти основных компонентов формирования педагогов в университете, включающую цель, содержание, средства подготовки и субъекты педагогического процесса - преподавателей и студенческий контингент.
2. Система подготовки педагогических кадров в университете функционирует как единство инвариантной составляющей, обеспечивающей внутреннюю целостность педагогической системы, связанной с непосредственной передачей традиционных педагогических и гуманистических ценностей, обеспечивая при этом процесс необходимого воспроизводства общества и вариативной составляющей, связанной с адаптацией этой системы к изменяющейся конкретно-исторической реальности.
3. С момента возникновения университетов в России подготовка педагогических кадров в них отличается специфическими чертами, связанными с гармоническим сочетанием универсальной подготовки, обеспечивающей высокую степень творческой самостоятельности педагога и формирование собственно педагогических навыков. Выделяются две модели подготовки педагогических кадров, одна из которых ориентирована на педагога-универсала, способного к самостоятельной творческой деятельности по «передаче» знаний и умений последующим поколениям; вторая модель связана с подготовкой специалиста, для которого приоритетными ценностями являются собственно педагогические знания. Мы предполагаем, что соотношение между потребностями общества в специалистах той или иной модели подготовки определяется логикой развития общества в целом.
4. В Мордовском государственном университете реализована высокоэффективная система подготовки кадров с педагогическим образованием, опирающаяся на достаточную для ее перспективного развития инфраструктурную базу, включающую в себя техническую (кабинет и кафедра педагогики, необходимые аудиторные площади), учебную (значительное место педагогических дисциплин в учебных планах), научную (аспирантура, возможность широкой издательской деятельности) и дополнительную составляющую (структура получения дополнительных педагогических навыков вожатого, система воспитательной работы со студентами).
5. Периодизация развития системы педагогического образования должна учитывать как логику внутреннего роста университета в целом и системы подготовки педагогических кадров в частности, так и факторы внешнего влияния: государственная идеология и государственные планомерные программы развития, экономические параметры, обеспеченность инфраструктурными возможностями, меняющиеся показатели социальной перспективности и престижа профессии, степень автономии вузовской системы.
Гипотеза исследования. Подготовка педагогических кадров с университетским образованием будет эффективной, если:
- она будет рассматриваться как системное явление, обусловленное взаимовлиянием и взаимодействием всех компонентов;
- предложенный комплекс педагогических условий и средств реализуется с учетом принципов непрерывности, целостности, личностно-ориентированного характера;
- созданы определенные педагогические условия, научно-методическое и технологическое обеспечение реализации системы в практике.
Научная новизна исследования:
1. Диссертация представляет собой целостное историко-педагогическое исследование, впервые осуществленное в рамках системного подхода с учетом необходимых системообразующих элементов: цели, содержание, средства и субъекты процесса подготовки педагогических кадров с университетским образованием.
2. На основе историко-педагогического анализа архивных материалов определена система подготовки педагогических кадров в университете.
3. Выявлены, научно обоснованы и документально подтверждены условия функционирования и средства развития целей, содержания и методов подготовки педагогических кадров с университетским образованием.
4. Определены непосредственные взаимосвязи процесса подготовки педагогических кадров в университете с социальными, политическими и экономическими условиями жизни страны, а также с насущными потребностями общества в педагогах различной профессиональной направленности в различные периоды.
5. В работе впервые на научном уровне рассматриваются различные типы направленности подготовки педагогических кадров в университете: педагогов для вуза, школы, а также для временных коллективов. В научный оборот вводится обширный новый архивный материал.
Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при чтении специальных курсов по истории педагогики, истории высшего образования в Мордовии, современным методам подготовки педагогических кадров. Результаты и основные выводы исследовательской работы смогут быть учтены при составлении учебных планов и программ подготовки педагогических кадров в системе университетского образования.
Научная апробация работы. Основные результаты данного исследования были изложены диссертантом в выступлениях на Международной научно-практической конференции «Роль женщин в развитии высшего образования в XXI веке» (Санкт-Петербург, 2001), на Всероссийской научной молодежной школе «Традиционные проблемы гуманитарных наук глазами молодых» (Саранск, 2001), на IX межвузовской научно-методической конференции «Реализация национально-регионального компонента в содержании образования» (Рязань, 2002), на ежегодных Огаревских чтениях, на кафедре педагогики Мордовского госуниверситета.
Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений с графиками и таблицами.
Процесс прогрессивного развития общества зависит от большого количества факторов, среди которых важное место занимает фактор воспроизводства знаний, навыков, ценностей общества во времени, обеспечивающийся в процессе педагогической деятельности. От того, насколько эффективно она функционирует, впрямую зависят темпы роста той или иной культуры, ее способность адаптироваться к постоянно изменяющимся запросам времени, гибкость и жизненная сила.
Ключевым, в системе функционирования педагогической деятельности, является фактор подготовки педагогов, функцию реализации которого с периода средневековья взяли на себя университеты, к которым присоединились педагогические вузы и некоторые другие учебные заведения. Особенностями университетской подготовки педагогических кадров с периода ее зарождения и до нашего времени является ее двойная ориентация, с одной стороны, преследующая цель воспитания универсального специалиста, имеющего широкое и современное научное мировоззрение и способного к самостоятельному креативному мышлению, с другой стороны - связанная с передачей навыков педагогической деятельности студентам, которые получают образование, непосредственно связанное с последующей педагогической деятельностью. Таким образом, система высшей школы в нашей стране фактически готовит специалистов- преподавателей по двум основным моделям: преподаватель-универсал, способный к всесторонней творческой деятельности и имеющий широкий гуманистический кругозор (университетская модель) и преподаватель-специалист (институтская модель), обладающий более глубокими знаниями и навыками в сфере собственно педагогической деятельности.
Мы полагаем, что в зависимости от наиболее общих запросов времени более актуальной становиться подготовка специалистов того или иного из этих типов. В частности, в условиях достаточно стабильного социально-экономического и культурного развития, когда степень востребованности педагогических кадров стабильно большой и уровень престижа этой профессиональной группы на высоко уровне в большей востребован второй тип подготовки. В условиях системной не-стабильности возрастает потребность в специалистах, обладающих навыками адаптации к различным сферам деятельности, так как социальные гарантии занятости в собственно педагогической сфере общество представляет в меньшей степени.
Важной задачей гражданского общества и государства является поддержание разумного баланса между этими направленностями.
Типичным примером структуры работающей по первому типу является Мордовский государственный университет, где с момента его образования и по сей день, ведется целенаправленная работа по подготовке педагогических кадров. Первоначально эта задача декларировалась для единственного на тот момент вуза Мордовии как важнейшая, что было отражено в его специфике и названии. Позже, после получения университетского статуса эта задача стала одной из важнейших и сохраняет свой приоритет в условиях постоянно изменяющейся конкретно-исторической реальности. С 1957 года, когда на базе педагогического института стал функционировать Мордовский государственный университет, с изменением статуса учебного заведения коренным образом преобразились цели и содержание подготовки кадров, которая стала осуществляться в соответствии с принципами классического университета. Тем не менее, в рамках этих принципов долгое время существовали противоречия, так как условия развивающегося общества требовали наибольшей технократизации обучения и подготовки профессиональных кадров для сельского хозяйства и промышленности республики. В связи с этим гуманитарная направленность обучения, характерная для университетов, имеющих статус классических, в 70-х годах существенно сократилась. И только с начала 90-х годов Мордовский государственный университет стал постепенно возвращать себе классический статус: увеличилось количество и объем дисциплин гуманитарной направленности, руководством вуза стали поддерживаться гуманитарные научные исследования, стали проходить различные конференции гуманитарного профиля, большое внимание стало уделяться педагогической и психологической подготовке студентов как будущих преподавателей.
В ходе анализа подготовки специалистов педагогического профиля с университетским образованием выявлена система из пяти основных компонентов формирования педагогов в университете, включающая в себя цель, содержание, средства подготовки и субъекты педагогического процесса - преподаватели и студенческий контингент. Каждый из этих компонентов функционирует как единство инвариантной составляющей (универсальное гуманистическое ядро содержания образования, общая направленность формирования структуры педагогического и студенческого составов и т.д.) и вариативных проявлений, отражающих реальные процессы, происходящие в обществе. Первая (инвариант) обеспечивает внутреннюю целостность педагогической системы, связанной с непосредственной передачей традиционных педагогических и гуманистических ценностей, обеспечивая при этом процесс необходимого воспроизводства общества.
Вариативные проявления, фактически, определяют характер включения системы подготовки педагогических кадров в системы более высокого уровня (через выявление факторов влияния на нее внешних стимулов). К таким факторам внешнего системного влияния, в частности, относятся государственная идеология и государственные планомерные программы развития, экономические параметры, от изменения которых зависит нормальное функционирование сферы образования, ее обеспеченность инфраструктурными возможностями, меняющиеся показатели социальной перспективности и престижа профессии, степень автономии вузовской системы.
В зависимости от принципиальных изменений соотношения между инвариантом и вариативным составляющими (внутренними и внешними) мы можем предложить методологическое основание для периодизации развития различных аспектов системы подготовки педагогических кадров в вузе. Обобщая их в целом, можно сделать вывод о том, что Мордовский государственный университет (на базе педагогического института) пережил в своем развитии
- этап становления целей, поиска наилучшей модели содержания образования, оптимизации условий для обеспечения стабильности педагогического и студенческого состава (30-50 гг.)
- этап интенсивного роста, связанного с развитием экономики республики и страны, который корректировал общую педагогическую модель в направлении специализации и технократизации, в условиях интенсивного роста студенческого и преподавательского коллективов (60-первая половина 70-х гг.).
- этап стабильного роста в условиях планового развития и гармонизации гуманистической и технократической составляющей, на фоне стабилизации студенческого и преподавательского состава при постепенном росте его качества. (середина 70-х - 80-е гг).
- этап адаптации к новым социальным и экономическим условиям, характеризующийся увеличением состава студентов и преподавателей за счет наиболее востребованных и престижных сфер деятельности, корректировкой цели и содержания педагогического образования в направлении большей гибкости и универсальности, преодолением трудностей социально-бытового характера, связанных с нестабильностью финансово-экономического положения.
Отметим, что через все перечисленные этапы университет прошел уверенно, сохранив доминирующие позиции в научной и культурной жизни республики. За более чем семидесятилетний период своего функционирования университет увеличил численный состав студенческого контингента почти в 110 раз (от 210 человек в 1931 году до 23003 - в 2001), количество преподавателей возросло в 93 раза (с 16 человек на момент открытия Мордовского агропедвуза до 1493 - в 2001 году). Кроме того, образовательный процесс в настоящее время (2002-2003 учебный год) осуществляют 142 кафедры (для сравнения, в 1931 году были оформлены всего 4 кафедры, в 1957 году их количество равнялось 23).
Квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева в настоящее время достигло оптимума (доля остепененности преподавателей в 2001 году составила более двух третей от общего числа педагогического состава - преподавателей, имеющих ученую степень или звание, в этом 2001-2002 учебном году было 66,8 % от общего числа). Такие цифры могут служить показателем того, что в данный момент сложилась оптимальная структура состава педагогических кадров и их воспроизводства самим университетом, в результате чего многие преподаватели МГУ им. Н. П. Огарева широко востребованы в других вузах Мордовии (Мордовский педагогический институт имени Евсевьева, Саранский кооперативный институт). В некоторых вузах (Мордовский гуманитарный институт, Саранский гуманитарный университет) преподавание осуществляется преимущественно за счет университетских педагогов.
Но, несмотря на это, в системе подготовки педагогических кадров в университете сохраняется ряд проблем, основными из которых являются:
1. Отсутствие на кафедре педагогики собственного диссертационного совета по защите диссертаций на соискание степени педагогических наук, в результате чего аспиранты кафедры пользуются услугами совета Мордовского государственного педагогического института.
2. Недостаточная педагогизированность непедагогических факультетов Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, которая оставляет острую необходимость введения специальной психолого-педагогической подготовки для высшей школы, предназначенной, прежде всего, для тех студентов, которые станут аспирантами и преподавателями своих факультетов.
Таким образом, университет представляет собой своеобразную педагогическую систему открытого, динамического и органического характера, способную к адаптации и творческому росту, настроенному на преодоление наиболее значительных социальных проблем, стоящих перед студентами, получающими в нем педагогическое образование.
Исходя из этого, мы выходим на новый проблемный уровень, где актуальность приобретают вопросы соотносимости моделей подготовки педагогических кадров в Мордовском государственном университете и других университетах Поволжья (в плане выявления типичных и специфических черт), устойчивости усвоенных академических традиций в структуре педагогической деятельности его выпускников и, особенно, степени эффективности их самореализации в условиях современной реальности как в Республике Мордовия, так и за ее пределами, которая может служить объективным критерием эффективности самой системы подготовки педагогических кадров. Впрочем, каждая из этих проблем выходит за рамки задач нашего научного исследования, определяя дальнейшие тенденции разработки рассмотренной проблематики и обозначая дальнейшие горизонты научного поиска. Их разрешение связано с необходимостью использования методов исследования междисциплинарного характера и выходом на новый научный уровень.
Ключевым, в системе функционирования педагогической деятельности, является фактор подготовки педагогов, функцию реализации которого с периода средневековья взяли на себя университеты, к которым присоединились педагогические вузы и некоторые другие учебные заведения. Особенностями университетской подготовки педагогических кадров с периода ее зарождения и до нашего времени является ее двойная ориентация, с одной стороны, преследующая цель воспитания универсального специалиста, имеющего широкое и современное научное мировоззрение и способного к самостоятельному креативному мышлению, с другой стороны - связанная с передачей навыков педагогической деятельности студентам, которые получают образование, непосредственно связанное с последующей педагогической деятельностью. Таким образом, система высшей школы в нашей стране фактически готовит специалистов- преподавателей по двум основным моделям: преподаватель-универсал, способный к всесторонней творческой деятельности и имеющий широкий гуманистический кругозор (университетская модель) и преподаватель-специалист (институтская модель), обладающий более глубокими знаниями и навыками в сфере собственно педагогической деятельности.
Мы полагаем, что в зависимости от наиболее общих запросов времени более актуальной становиться подготовка специалистов того или иного из этих типов. В частности, в условиях достаточно стабильного социально-экономического и культурного развития, когда степень востребованности педагогических кадров стабильно большой и уровень престижа этой профессиональной группы на высоко уровне в большей востребован второй тип подготовки. В условиях системной не-стабильности возрастает потребность в специалистах, обладающих навыками адаптации к различным сферам деятельности, так как социальные гарантии занятости в собственно педагогической сфере общество представляет в меньшей степени.
Важной задачей гражданского общества и государства является поддержание разумного баланса между этими направленностями.
Типичным примером структуры работающей по первому типу является Мордовский государственный университет, где с момента его образования и по сей день, ведется целенаправленная работа по подготовке педагогических кадров. Первоначально эта задача декларировалась для единственного на тот момент вуза Мордовии как важнейшая, что было отражено в его специфике и названии. Позже, после получения университетского статуса эта задача стала одной из важнейших и сохраняет свой приоритет в условиях постоянно изменяющейся конкретно-исторической реальности. С 1957 года, когда на базе педагогического института стал функционировать Мордовский государственный университет, с изменением статуса учебного заведения коренным образом преобразились цели и содержание подготовки кадров, которая стала осуществляться в соответствии с принципами классического университета. Тем не менее, в рамках этих принципов долгое время существовали противоречия, так как условия развивающегося общества требовали наибольшей технократизации обучения и подготовки профессиональных кадров для сельского хозяйства и промышленности республики. В связи с этим гуманитарная направленность обучения, характерная для университетов, имеющих статус классических, в 70-х годах существенно сократилась. И только с начала 90-х годов Мордовский государственный университет стал постепенно возвращать себе классический статус: увеличилось количество и объем дисциплин гуманитарной направленности, руководством вуза стали поддерживаться гуманитарные научные исследования, стали проходить различные конференции гуманитарного профиля, большое внимание стало уделяться педагогической и психологической подготовке студентов как будущих преподавателей.
В ходе анализа подготовки специалистов педагогического профиля с университетским образованием выявлена система из пяти основных компонентов формирования педагогов в университете, включающая в себя цель, содержание, средства подготовки и субъекты педагогического процесса - преподаватели и студенческий контингент. Каждый из этих компонентов функционирует как единство инвариантной составляющей (универсальное гуманистическое ядро содержания образования, общая направленность формирования структуры педагогического и студенческого составов и т.д.) и вариативных проявлений, отражающих реальные процессы, происходящие в обществе. Первая (инвариант) обеспечивает внутреннюю целостность педагогической системы, связанной с непосредственной передачей традиционных педагогических и гуманистических ценностей, обеспечивая при этом процесс необходимого воспроизводства общества.
Вариативные проявления, фактически, определяют характер включения системы подготовки педагогических кадров в системы более высокого уровня (через выявление факторов влияния на нее внешних стимулов). К таким факторам внешнего системного влияния, в частности, относятся государственная идеология и государственные планомерные программы развития, экономические параметры, от изменения которых зависит нормальное функционирование сферы образования, ее обеспеченность инфраструктурными возможностями, меняющиеся показатели социальной перспективности и престижа профессии, степень автономии вузовской системы.
В зависимости от принципиальных изменений соотношения между инвариантом и вариативным составляющими (внутренними и внешними) мы можем предложить методологическое основание для периодизации развития различных аспектов системы подготовки педагогических кадров в вузе. Обобщая их в целом, можно сделать вывод о том, что Мордовский государственный университет (на базе педагогического института) пережил в своем развитии
- этап становления целей, поиска наилучшей модели содержания образования, оптимизации условий для обеспечения стабильности педагогического и студенческого состава (30-50 гг.)
- этап интенсивного роста, связанного с развитием экономики республики и страны, который корректировал общую педагогическую модель в направлении специализации и технократизации, в условиях интенсивного роста студенческого и преподавательского коллективов (60-первая половина 70-х гг.).
- этап стабильного роста в условиях планового развития и гармонизации гуманистической и технократической составляющей, на фоне стабилизации студенческого и преподавательского состава при постепенном росте его качества. (середина 70-х - 80-е гг).
- этап адаптации к новым социальным и экономическим условиям, характеризующийся увеличением состава студентов и преподавателей за счет наиболее востребованных и престижных сфер деятельности, корректировкой цели и содержания педагогического образования в направлении большей гибкости и универсальности, преодолением трудностей социально-бытового характера, связанных с нестабильностью финансово-экономического положения.
Отметим, что через все перечисленные этапы университет прошел уверенно, сохранив доминирующие позиции в научной и культурной жизни республики. За более чем семидесятилетний период своего функционирования университет увеличил численный состав студенческого контингента почти в 110 раз (от 210 человек в 1931 году до 23003 - в 2001), количество преподавателей возросло в 93 раза (с 16 человек на момент открытия Мордовского агропедвуза до 1493 - в 2001 году). Кроме того, образовательный процесс в настоящее время (2002-2003 учебный год) осуществляют 142 кафедры (для сравнения, в 1931 году были оформлены всего 4 кафедры, в 1957 году их количество равнялось 23).
Квалификационный уровень профессорско-преподавательского состава Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева в настоящее время достигло оптимума (доля остепененности преподавателей в 2001 году составила более двух третей от общего числа педагогического состава - преподавателей, имеющих ученую степень или звание, в этом 2001-2002 учебном году было 66,8 % от общего числа). Такие цифры могут служить показателем того, что в данный момент сложилась оптимальная структура состава педагогических кадров и их воспроизводства самим университетом, в результате чего многие преподаватели МГУ им. Н. П. Огарева широко востребованы в других вузах Мордовии (Мордовский педагогический институт имени Евсевьева, Саранский кооперативный институт). В некоторых вузах (Мордовский гуманитарный институт, Саранский гуманитарный университет) преподавание осуществляется преимущественно за счет университетских педагогов.
Но, несмотря на это, в системе подготовки педагогических кадров в университете сохраняется ряд проблем, основными из которых являются:
1. Отсутствие на кафедре педагогики собственного диссертационного совета по защите диссертаций на соискание степени педагогических наук, в результате чего аспиранты кафедры пользуются услугами совета Мордовского государственного педагогического института.
2. Недостаточная педагогизированность непедагогических факультетов Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева, которая оставляет острую необходимость введения специальной психолого-педагогической подготовки для высшей школы, предназначенной, прежде всего, для тех студентов, которые станут аспирантами и преподавателями своих факультетов.
Таким образом, университет представляет собой своеобразную педагогическую систему открытого, динамического и органического характера, способную к адаптации и творческому росту, настроенному на преодоление наиболее значительных социальных проблем, стоящих перед студентами, получающими в нем педагогическое образование.
Исходя из этого, мы выходим на новый проблемный уровень, где актуальность приобретают вопросы соотносимости моделей подготовки педагогических кадров в Мордовском государственном университете и других университетах Поволжья (в плане выявления типичных и специфических черт), устойчивости усвоенных академических традиций в структуре педагогической деятельности его выпускников и, особенно, степени эффективности их самореализации в условиях современной реальности как в Республике Мордовия, так и за ее пределами, которая может служить объективным критерием эффективности самой системы подготовки педагогических кадров. Впрочем, каждая из этих проблем выходит за рамки задач нашего научного исследования, определяя дальнейшие тенденции разработки рассмотренной проблематики и обозначая дальнейшие горизонты научного поиска. Их разрешение связано с необходимостью использования методов исследования междисциплинарного характера и выходом на новый научный уровень.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УНИВЕРСИТЕТЕ (13.00.01)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2003 - Особенности подготовки педагогических кадров в университете
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 470 р. Год сдачи: 2003 - ИСТОРИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР В 1931-1952 ГГ.
(ПО МАТЕРИАЛАМ НОВООСКОЛЬСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УЧИЛИЩА)
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2018 - РОЛЬ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«КОМПЬЮТЕРНАЯ И ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА»
В ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ И ИНФОРМАТИКИ
Дипломные работы, ВКР, информатика. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2018 - Региональные социокультурные процессы в образовательной практике (на примере истории АГГПУ им. В.М. Шукшина)
Магистерская диссертация, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПОДГОТОВКИ
УЧИТЕЛЕЙ ХИМИИ ДЛЯ РАБОТЫ В ШКОЛАХ
ПРЕВОСХОДСТВА ТАТАРСТАНА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - АРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ (1940 - НАЧАЛА 1960-Х ГГ.)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



