Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ФРЕЙМИНГА В ФОРМИРОВАНИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ

Работа №179666

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

политология

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


АННОТАЦИЯ 5
1 ПОВЕСТКА ДНЯ И ФРЕЙМИНГ: СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ 8
1.1 Понятие повестка дня: политическая и медиаповестка дня 8
1.2 Определение и эффект фрейминга 15
1.3 Фреймирование в массмедиа и роль СМИ в конструировании политической повестки
дня 23
2 УСТАНОВЛЕНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПОВЕСТКИ ДНЯ С ПОМОЩЬЮ ФРЕЙМИНГА
В РОССИЙСКИХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕКАНАЛА «ДОЖДЬ») 34
2.1 Обоснование методики исследования 34
2.2 Значение фрейминга в формировании политической повестки дня (на примере
телеканала «Дождь») 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 58
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Актуальность. В настоящее время информационно-коммуникационные технологии внедряются во все сферы общественной жизни, преобразуют её социальные, культурные, экономические и политические структуры. С каждым днём значение информации и коммуникации растёт и предопределяет развитие мирового политического пространства. В этом контексте средствам массовой информации отводится далеко не последнее место. Несмотря на то, что массмедиа оказывают влияние на общественное сознание людей и обладают мощным манипулятивным потенциалом, они не должны рассматриваться как всесильный институт по насаждению определённых идей аудитории. Их эффективность подтверждается тем, что массмедиа могут давать моральную оценку событиям, акцентируют внимание аудитории на наиболее важных вопросах, которые на данный момент являются актуальными и интерпретируют их в зависимости от используемого инструментария, которыми и выступают повестка дня как набор ключевых тем, формируемых и транслируемых средствами массовой информации, и фрейминг, как рамка восприятия информации для интерпретации определённых событий в СМИ. В отличие от пропаганды, которая напрямую навязывает определённые смыслы и указывает на то, каким образом необходимо относиться и воспринимать объект, указанные выше методы только направляют человека к правильному пониманию события или объекта за счет его собственного опыта и знаний. Таким образом, транслируемая в новостях СМИ информация об этом объекте или явлении не воспринимается реципиентом в качестве информационного насилия, а, значит, с большей вероятностью будет им принята.
Исследовательская работа является продолжением изучения темы политических коммуникации и повестки дня, однако ключевое внимание было уделено анализу процесса фрейминга в массмедиа. Понимание фрейминга как медийной технологии, используемой СМИ для интерпретации новостных сообщений с целью их упрощения и лучшего восприятия аудиторией, позволит нам сделать вывод о том, каким образом этот процесс влияет на расставление акцентов в новостном сообщении, конструирует политическую повестку дня и как он формирует отношение людей к политическому лидеру, событиям и в целом государству.
Анализ медиафреймов представляет особый интерес для политологической науки, так как он позволяет понять скрытые механизмы социального влияния СМИ. Важно отметить, что новостные сообщения — это не объективные представления о реальности, а скорее реконструкция с разных ракурсов части медиареальности. Медиафрейминг, в данном случае, является достаточно тонким, но мощным способом воздействия на аудиторию, который способен повлиять и изменить общественное мнение людей. Более того, в отличие от западной коммуникативистики, где исследования в области фрейминга находятся на пике популярности, в российском научном поле анализу данного процесса уделяется недостаточно внимания. Устойчивый интерес к теории фрейминга только начинает формироваться, и рассматривается данная теория, по большей степени, в контексте психологии, социолингвистики, социологии и иных общественных наук. Попыток применить данную теорию к проблемам политической коммуникативистики, в частности, в рамках исследовательской работы, к выявлению роли этот процесса в конструировании политической повестки дня в СМИ, пока не так много.
В связи с этим, мы полагаем, что анализ работ западных и отечественных исследователей по вопросам соотношения понятий «повестка дня» и «фрейминг», уточнение терминологического аппарата данных категорий, которые используются преимущественно в зарубежных работах по коммуникативистике, а также применение данных теорий к массмедиа путём изучения политической повестки дня на примере российских СМИ будет весьма полезным для исследователей, занимающихся данной проблематикой.
Степень научной разработанности. В отечественной и зарубежной научной литературе по теме изучения формирования политической повестки дня и теории фрейминга имеет смысл выделить несколько значимых блоков.
Первый блок представлен работами классиков теории массовой коммуникации, а также исследователей феномена массмедиа: У. Липпман, П. Лазарсфельд, Г. Лассуэл, Э. Ноэль- Нойман. Анализ работ данных авторов помог обозначить влияние СМИ на общественное сознание людей и выявить предпосылки для появления теории «повестка дня».
Второй блок специально посвящен вопросам формирования повестки дня. Здесь представляют ценность научные статьи исследователей М. Маккомбса и Д. Шоу, которые первыми ввели в научный оборот понятие «повестка дня». В отечественной науке данная проблематика поднимается в работах Е. Г. Дьяковой, А. Д. Трахтенберг, И.М Дзялошинского, М.И. Дзялошинской и Е.Б. Шестопал, которая исследует преимущественно политическую повестку дня.
Третий блок представлен работами авторов, занимающихся теорией фреймов и фреймовых систем: классики в исследовании фреймов - М. Мински, Г. Бейтсон, И. Гофман, анализ работ которых позволил дать определение понятию «фрейм» и выделить особенности конструирования данного феномена. В отечественной научной литературе особый интерес представляют работы В.С. Вахштайна, который занимается исследованиями теории фреймов и изучает вопросы её использования для интерпретации данных.
Четвертый блок представлен массивом работ исследователей, которые занимаются изучением теории фрейминга, медиафрейминга и изучением эффекта фрейминга - Р. Энтман, Ш. Айенгар, У. Гамсон и А. Модильяни, Д. А. Шойфеле и Д. Тьюксбери. Анализ данных работ позволил обозначить определения терминов («фрейминг», «медиафрейминг»), которыми мы апеллируем в данной работе и рассмотреть их представленность в массмедиа. Среди отечественных авторов, занимающихся данной проблематикой, можем выделить научные статьи А. А. Казакова, Н.Ф. Пономарёва, А.В. Россошанского, в которых авторы исследуют теоретические аспекты соотношения подходов к установлению повестки дня и фрейминга, а также выявляют новостные ценности российских СМИ.
Отметим, что в рамках исследовательской работы в вопросе о соотношении категорий «повестка дня» и «фрейминг» мы придерживаемся точки зрения Д. А. Шойфеле и Д. Тьюксбери и их сторонников и считаем данные феномены самостоятельными и нетождественными, так как они базируются на разных принципах работы с информацией, транслируемой СМИ. Подробнее данный вопрос рассмотрен в теоретической части ВКР.
Отдельным блоком стоит выделить диссертацию и научные статьи В.А. Сдельникова, в которых автор рассматривает технологические приёмы формирования негативного имиджа России. К таким технологиям автор относит и фрейминг.
Итак, в научном поле достаточно подробно представлены проблемные вопросы по тематике нашего исследования и в целом задают для нас существенную теоретическую базу. Основная сложность заключалась лишь в том, что большинство научных работ западных исследователей написаны на языке оригинала и не имеют адаптированного варианта на русском языке ввиду только зарождающегося интереса в отечественном научном поле к вопросам о соотношении понятий «повестка дня» и «фрейминг». В связи с этим, анализ теоретических аспектов по исследуемым вопросам занял достаточное количество времени. Более того, на наш взгляд для того, чтобы сделать выводы о роли фрейминга в конструировании политической повестки дня применительно к российским массмедиа, необходимо провести эмпирическое исследование.
Объект исследования - фрейминг в медийной сфере политической коммуникации;
Предмет исследования - формирование политической повестки дня с помощью медиафрейминга новостей;
Цель исследования - определить специфику использования технологии медиафрейминга, в частности для конструирования политической повестки дня в российских СМИ на примере телеканала «Дождь»;
Исходя из поставленной цели, были определены следующие задачи исследования:
• изучить понятие «повестка дня» и подходы к его осмыслению;
• дать определение термину политическая повестка дня и медиаповестка, выявить их сходства и различия;
• изучить теоретические подходы к пониманию терминов «фрейм» и «фрейминг» в западной и отечественной литературе;
• дать характеристику категории «медиафрейминг» и выявить особенности данного процесса;
• обозначить соотношение понятий «повестка дня» и «фрейминг»;
• с помощью контент-анализа выделить актуальную политическую повестку дня, которую транслирует телеканал «Дождь» на начало 2019 года;
• на основе полученных в ходе эмпирического исследования данных сделать вывод о роли фрейминга в формировании политической повестки дня;
Эмпирическая база исследования представляет собой выборку материалов с официального сайта телеканала «Дождь» с пометкой «новости» за период 01.01.2019-30.04.2019 г.
Научный подход - политико-коммуникационный;
Методы исследования: в исследовательской работе используются общенаучные методы, такие как анализ и синтез теоретического материала, обобщение и сравнение. В соответствии с целями и задачами для прикладной части исследования выбраны качественный и количественный контент-анализ, мониторинг СМИ и дескриптивный метод для описания полученных результатов исследования. Использование метода количественного и качественного контент-анализа позволит выявить перечень тем, которые входят в актуальную политическую повестку дня телеканала «Дождь», изучить то, как описывается тот или иной объект или событие. Помимо этого, данный метод позволяет отследить, сопровождался ли конкретный медиатекст фотографией или какой-либо иллюстрацией, а также выявить, какие выражения использовались для описания того или иного политического события, в данном случае использование языковых средств при описании медиафреймов.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, основная часть, состоящая из двух глав, заключение, список использованных источников и литературы, приложение. Первая глава «Повестка дня и фрейминг: соотношение понятий» представлена тремя разделами, в которых рассматривается феномен «повестки дня», политическая и медийная повестки дня, выявляются их отличительные черты в политической коммуникации. Также анализируется категория «фрейм» и рассматривается процесс медиафрейминга в медиареальности. Должное внимание уделено вопросу о соотношении терминов «повестка дня» и «фрейминг» в политической медиареальности. Вторая глава работы «Установление политической повестки дня с помощью фрейминга в российских СМИ» (на примере телеканала «Дождь») представляет собой прикладную часть исследования, где основной фокус внимания уделён анализу тем, входящих в политическую повестку дня телеканала «Дождь» и выявлению роли фрейминга в конструировании политической повестки дня.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время политическая коммуникация является неотъемлемой частью современного мира, в рамках которой происходит конструирование виртуальной политической реальности и наделение ее определенными смыслами. При этом политика больше чем другие сферы общественной жизни нуждается в специальных средствах связи между носителями власти, политическими акторами и их партнёрами, государством и гражданами, а политические коммуникации, в свою очередь, являются самым характерным показателем возникновения политических отношений и обеспечивают функционирование этих связей в политическом пространстве. В данном случае значимая роль отводится массмедиа, так как именно они при помощи различных изощренных приемов, таких как установление «повестки дня» и технологии медиафрейминга, создают особую отличную от повседневного мира реальность медиа, которая является наиболее доступной и понятной для аудитории. Поэтому вопросы конструирования политической повестки дня и технологии медиафрейминга являются приоритетным направлением деятельности СМИ и требуют детального изучения, что и было предпринято в рамках исследовательской работы.
В ходе работы все поставленные задачи были решены, а именно:
1. Было дано определение понятию «повестка дня», рассмотрены подходы к осмыслению данного термина. Исследованием повестки дня занимались как российские, так и зарубежные учёные, поэтому в ходе теоретического анализа их работ было выявлено общее определение понятия «повестка дня». В широком смысле под повесткой дня следует понимать перечень тем и проблем, которые являются актуальными в определенный период времени и формируются средствами массовой информации с целью отражения важных социальных проблем общества.
2. Под политической повесткой следует понимать набор ключевых идей, тем и ценностей, которые власть кладет в основу своей текущей политики. Также было зафиксировано, что медиаповестка дня - это определённый список тем и событий, на которые СМИ акцентируют своё внимание, считая их наиболее важными, поэтому включают их в число необходимых к освещению. Отметим, что в отношении медиаповестки выявлено, что она конструируется непосредственно СМИ. Однако в рамках данной работы, мы придерживались точки зрения, что на формирование медийной повестки прямо или опосредованно влияют властные структуры, что позволило нам рассматривать политическую повестку дня, отражённую в медийном пространстве. Главное сходство политической и медиаповестки дня установлено в том, что они оказывают значительное влияние на политическое сознание индивида. Различие же наблюдается во внутренней характеристике повесток. Так, в медиаповестке основными компонентами являются доминирующие в СМИ темы публикаций, а в политической повестке - задачи и вопросы, имеющие первостепенное значение для политических акторов.
3. Изучение теоретической литературы по теме фрейма позволило выявить определение данного феномена. Имеет смысл заключить, что фрейм является главной идеей коммуникационного текста, раскрывающей суть и содержание основного сюжета информационного сообщения. Отметим, что фрейм акцентирует внимание на конкретной информации о предмете коммуникации, делая её ещё более заметной, что увеличивает вероятность того, что отображённая в СМИ информация будет воспринята и сохранена в памяти аудитории. В рамках исследования под фреймингом следует понимать, с одной стороны, центральную идею, рамку, объяснительную схему, которую СМИ используют для донесения основного посыла медиасообщения аудитории. Но также фрейминг мы рассматривали как медийную технологию, которую активно используют массмедиа для интерпретации медиасообщения. Таким образом, использование технологии фрейминга позволяет сфокусировать внимание аудитории на контексте освещения событий.
4. Было выявлено, что в основе любой публикации СМИ лежит медиафрейм, который по словам У. Гамсона и Модильяни, является главной идеей медиатекста. Также отмечено, что фреймирование в СМИ основано на текстовом и символическом описании события или явления, именно поэтому медиафрейминг использует различные приёмы для интерпретации медиасообщений, а именно приём метафоризации. Отмечено, что использование метафор способствует расстановке акцентов в медиатексте, помогает сфокусировать внимание аудитории на конкретных сторонах проблемы и облегчает восприятие идей. Но в то же время, метафора может стать приёмом введения в заблуждение читателя и будет способствовать формированию у аудитории негативного мнения о политическом деятеле или конкретном событии.
5. Было обозначено, что в вопросе о соотношении терминов «повестка дня» и «фрейминг» мы придерживаемся точки зрения Д. А. Шойфеле, Д. Тьюксбери, которые разграничивают данные понятия, считая их самостоятельными, но вместе с тем взаимосвязанными терминами, комплексное использование которых позволяет достичь высокого влияния на общественное сознание аудитории.
6. С помощью метода контент-анализа был выявлен перечень тем, которые попали в актуальную повестку дня за обозначенный временной период. Установлено, что внимание телеканала сосредоточено, преимущественно, на освещении повестки дня международного масштаба (политическая революция в Венесуэле и взаимоотношения России и США на их фоне). Повестка дня, где поднимаются темы внутренней политики, акцентирует внимание на освещении проблем российского общества (экономический кризис, коррупция, проблемы в регионах), в которых виноват Президент В. В. Путин.
7. На примере исследуемого СМИ, было доказано, каким образом технология
фрейминга влияет на интерпретацию тем политической повестки дня. Отметим, что
использование технологии фрейминга в СМИ способствует навязыванию определённых смысловых рамок аудитории. Происходит это с помощью трансляции уже
проинтерпретированной информации. Однако, на то, каким образом будет выглядеть данная информация, влияет несколько аспектов. Важно учитывать и политику издания/телеканала, и саму позицию СМИ, а также финансирование массмедиа. В рамках нашего исследования было выявлено, что смыслонесущие конструкции, а именно метафоры, употребляемые в СМИ, позволяют усилить, сформировать негативные ассоциации и мнения у аудитории по отношению к политическому лидеру (в частности, В.В. Путину) или общественно-политической проблеме (наиболее ярко представлено в активации фрейма «конфликт» в отношении событий в Венесуэле). Более того, использование технологии фрейминга способствовало трансляции негативной риторики телеканала и усилению отрицательной рамки восприятия политических событий, которые попали в повестку дня. Также, на наш взгляд, стоит учитывать, что данные выводы о роли фрейминга и используемых им приёмов (метафор) в формировании политической повестки дня носят частный характер и доказаны только на примере телеканала «Дождь». Предполагается, что анализ массмедиа государственного толка приведёт к иным результатам.
Говоря о практической значимости данной работы отметим, что результаты данного эмпирического исследования могут быть использованы для проведения более глобального исследования, где нам представляется возможным, к примеру, сравнить технологии, которые используют российские и американские СМИ в вопросах формирования имиджа Президента В.В. Путина и в целом, России.



1. Блэкаут в Венесуэле: в больницах гибнут пациенты, население пьет воду из рек, а
Мадуро винит США [Электронный ресурс] // Tvrain.ru. - 12.03.2019. - URL:
https://tvrain.ru/teleshow/here and now/posledstvija blekauta v venesuele-481868/ (дата обращения: 03.05.2019)
2. Ведущая «Слабого звена» и рефери драк политологов: кто поведет «Единую Россию»
в Мосгордуму [Электронный ресурс] // Tvrain.ru. - 28.02.2019. - URL:
https://tvrain.ru/teleshow/vechernee shou/veduschaja slabogo zvena i referi-481281/ (дата обращения: 24.04.2019)
3. В Венесуэле лидер оппозиции объявил себя президентом [Электронный ресурс] //
Tvrain.ru. - URL:
https://tvrain.ru/news/v venesuele lider oppozitsii objavil sebja prezidentom-479228/ (дата обращения: 25.04.2019)
4. В Каракасе сожгли чучела Трампа, Гуайдо и Мадуро [Электронный ресурс] // Tvrain.
ru. - 22.04.2019. - URL:
https://tvrain.ru/teleshow/here and now/v karakase sozhgli chuchela trampa guajdo i m aduro-484368/ (дата обращения: 02.05.2019)
5. В Карелии депутат написал на сугробе «Путин помоги убрать кучю» [Электронный
ресурс] //Tvrain. ru. - 27.02.2019. - URL:
https://tvrain.ru/news/v karelii mestnyj deputat napisal na sugrobe putin pomogi ubrat kuchju na nego pozhalovalis v politsiju-481179/ (дата обращения: 24.04.2019)
6. Второе пришествие Медведева, чудь белоглазая в Кремле, и почему Украину точно
возглавит еврей [Электронный ресурс] // Tvrain.ru. - 05.03.2019. - URL:
https://tvrain.ru/teleshow/belkovskij na dozhde/premera programmy epoha belkovskogo- 481498/ (дата обращения: 23.04.2019)
7. «Все находится вне контроля российских властей»: Михаил Дмитриев о главной
проблеме российской экономики [Электронный ресурс] // Tvrain.ru. - 22.01.2019. -
URL: https://tvrain.ru/teleshow/dengi prjamaja linija/mihail dmitriev-479131/ (дата
обращения: 26.04.2019)
8. Выборы на Украине: Зеленский и Порошенко выходят во второй тур, Тимошенко не
признает поражение [Электронный ресурс] // Tvrain.ru. - 31.03.2019. - URL:
https://tvrain.ru/articles/vybory na ukraine-483037/ (дата обращения: 02.05.2019)
9. График новых ударов по России. Когда в США примут новые санкции и насколько они
болезненны для Кремля [Электронный ресурс] // Tvrain.ru. - 22.02.2019. - URL: https://tvrain.ru/teleshow/politika prjamaja linija/grafik novyh udarov po rossii kogda- 480917/ (дата обращения: 02.05.2019)
10. Дебатируют на Украине, а летит в Путина, рецепт Венесуэлы от Трампа, и первобытное
кремлевское племя [Электронный ресурс] // Tvrain.ru. - 08.04.2019. - URL:
https://tvrain.ru/teleshow/dw na dozhde/debatirujut na ukraine-483458 / (дата
обращения: 02.05.2019)
11. «Джек-потрошитель» во власти: почему Евгений Пригожин — американский персонаж
российской политики [Электронный ресурс] // Tvrain.ru. - 30.01.2019. - URL:
https://tvrain.ru/teleshow/politika prjamaja linija/dzhek potroshitel-479585/ (дата
обращения: 02.05.2019)
12. Дегтярёв А.А. Процесс принятия и осуществления решений в публично¬
государственной политике: динамический цикл и его основные фазы [Электронный ресурс] /А.А. Дегтярёв // Журнал «ПОЛИС. Политические исследования». - Электрон. дан. - URL: https://www.civisbook.ru/files/File/Degtyaryov 2004 4.pdf (дата
обращения: 05.04.2019)
13. Дзялошинский И.М., Дзялошинская М.И. Личная повестка дня: исследуем приоритеты аудитории [Электронный ресурс] / И.М. Дзялошинский., М.И.Дзялошинская //КиберЛенинка — научная электронная библиотека открытого доступа. - Электрон. дан. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/lichnaya-povestka-dnya-issleduem-prioritety- auditorii (дата обращения: 01.04.2019)
14. Дьякова Е.Г. Массовая коммуникация и власть в теории установления повестки дня
[Электронный ресурс] / Е.Г. Дьякова // КиберЛенинка — научная электронная библиотека открытого доступа. - Электрон. дан. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/massovaya-kommunikatsiya-i-vlast-v-teorii-ustanovleniya- povestki-dnya (дата обращения: 01.04.2019)
15. Жириновский подал иск к экс-главе московского бюро The Financial Times из-за
упоминания связей с КГБ [Электронный ресурс] // Tvrain.ru. - 19.02.2019. - URL:
https://tvrain.ru/news/zhirinovskij podal isk k eks glave moskovskogo bjuro the financi al times iz za upominanija svjazej s kgb-480718/ (дата обращения: 23.04.2019)
...95


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ