Введение 3
Глава 1. Теоретические подходы к миротворчеству ООН и их эволюция. 23
§1. Основные понятия и теоретические аспекты миротворческой деятельности («миротворчество», «мир», «безопасность») 23
§2. Концептуальные основы современного миротворчества 43
Глава 2. Система миротворчества ООН и ее эволюция 62
§1. Нормативно-правовая основа миротворческой деятельности ООН
62
§2. Силовые и несиловые инструменты миротворчества ООН 86
Глава 3. Трансформация национальных подходов к миротворчеству ООН 115
§1. Проблема трансформации и адаптации инструментов
миротворчества ООН к современным конфликтам 115
§2. Динамика миротворческих подходов на примере присутствия ООН в
Восточном Тиморе 148
Заключение 171
Список источников и использованной литературы 178
Актуальность темы исследования. Оценка деятельности человечества в сфере поддержания мира указывает на рост активности миротворческой деятельности. Обязательным элементом данной деятельности является создание международных организаций, обладающих не только политическим авторитетом, но и опирающихся на значительный военный потенциал, возможности финансово - экономического давления. Они призваны обеспечить необходимую стабильность в послевоенные годы, не допустить повторения глобальных военных конфликтов. Примерами таких структур можно считать Священный союз государств в XIX веке, Лигу Наций и ООН в XX столетии.
На протяжении большей части второй половины XX века действовало-ялтинское мироустройство, разрушенное в начале 90-х годов прошлого века вместе с развалом Советского Союза и всего социалистического блока. Вместе с этим произошла трансформация структуры конфликта. Вместо риска глобальной войны в разных точках мира вспыхнули многочисленные локальные и региональные войны. Все это потребовало корректировки подходов к обеспечению международной безопасности. В частности ООН, выступающая основным гарантом безопасности в мире, оказалась неспособна остановить появление все новых конфликтов и оказывать стабилизирующее воздействие на ситуацию в мире.
Х.П. де Куэльяр, ранее занимавший должность Генерального секретаря ООН, характеризует современные принципы миротворчества как главенство моральных принципов защиты . Таким образом, он стремится придать легитимность действиям, направленным на решение существующих конфликтов.
Актуальность выбранной темы исследовательской работы определяется следующими причинами:
Во-первых, в настоящее время существенно возросла опасность перерастания спорных ситуаций в открытые вооруженные конфликты различной интенсивности, обладающих значительно большими чем прежде негативными последствиями с точки зрения обострения гуманитарной ситуации в зоне конфликта. Разрушение биполярного мира не привело к исчезновению вооруженных столкновений, а привело к увеличению количества этнических конфликтов, открытой борьбе за ресурсы, массовой миграции, появлению все более совершенных видов вооружений — все это создает дополнительные риски для сохранения мира и стабильности. Вместе с тем появляются стимулы для активизации национальной и международной деятельности в области поддержания безопасности, не только на глобальном, но и региональном уровне.
Во-вторых, произошли принципиальные изменения в сущности миротворческой деятельности, изменилось институциональное обеспечение и формы реализации миротворчества. Зачастую его рассматривают в качестве инструмента, через который страны мира стремятся добиться своих национальных выгод. В первую очередь это характерно для государств, обладающих значительным военно-экономическим потенциалом. При этом нормы международного права нередко открыто игнорируются, и дискредитируется деятельность международных институтов, отвечающих за организацию миротворческой деятельности. В этой связи важно определить основные тренды, характерные для современного миротворчества.
В-третьих, увеличивается количество проводимых миротворческих операций, причем все большая их часть имеет превентивные цели. Как
результат, изменились формы реализации миротворчества. Вместо доминировавших ранее полицейских или военных операций приходят комплексные решения, предусматривающие сочетание военных действий, политических шагов и гуманитарной поддержки, причем именно последние два направления признаются доминирующими. Объясняется это повышенным вниманием международных СМИ и
неправительственных организаций к политико-правовым результатам конфликтов.
В-четвертых, Российская Федерация выступает за урегулирование возникающих по всему миру конфликтов и необходимость уделять приоритетное внимание гуманитарным проблемам. Соответственно, повышенное внимание целесообразно уделить анализу опыта ведения гуманитарной деятельности в международном пространстве, накопленного не только в мире, но и в РФ.
Степень научной разработки рассматриваемой проблемы следует оценить как широкую, но недостаточно глубокую. Исследованием миротворчества как одного из инструментов обеспечения глобального мира и безопасности занимаются не только западные, но и отечественные специалисты. Тем не менее, трактовки оценки миротворческой деятельности до настоящего времени не существует.
Среди отечественных представителей научного сообщества, рассматривающих вопросы организации миротворчества, природы и функционала данного явления, его особенностей в современных условиях, целесообразно выделить труды А. Г. Арбатова 2, А. В. Демуренко ,
A. А. Дремков 3 , Ю. Я. Киршина , А. А. Кокошина , А.А.Орлова ,
B. Н. Ремарчука и др.
В первое десятилетие XXI века были предприняты первые попытки исследования по проблематике гуманитарной деятельности, в том числе попытки определить место данного направления в системе миротворчества, например, труды Р. Аби-Сааб , А. И. Владимирова , Б. Б. Гали , О. Н. Жолновой , А. Г. Задохина , П. Кенеди , Ю. В. Морозова , Е. А. Степановой Д. Тренина и др.
В целом научные работы, связанные с изучением миротворчества, можно условно разделить на три основных группы.
Первая посвящена теоретическому рассмотрению
миротворчества, истории его развития и существующему нормативно-правовому обоснованию осуществления подобной деятельности представителями международного сообщества. В эту группу также входят работы, изучающие практическую сторону миротворческой деятельности как в границах отдельных стран, так и в наднациональном пространстве. Среди авторов следует выделить труды В.Ф.Заемского17 ,
A. В.Загорского , Ю. В. Запария , Ю.Г.Зиновского , О.Г.Карповича ,
B. Н.Конышева , О.В.Лебедевой и др.
Среди иностранных исследователей можно упомянуть работы
C. Bennett , K.P. Coleman , E. Greco , C. Hull Wiklund , О. Ramsbotham , P.D. Williams и др.
Вторая группа работ может рассматриваться в качестве дополнения к работам первой группы, исследования нацелены на изучение конфликтов и путей разрешения этнополитических конфликтов и технологий мирного урегулирования. Наиболее значимыми в данной категории выступают работы российских исследователей:
Н.В.Александрова29 30 , Т.А.Алексеевои , Н. А. Арбатова , А. И. Гушера , А.А.Казанцева , А.И.Кондратова , Л.И.Медведко и др.
В западноевропейской науке заявленной проблематикой занимались Дж.Доббинс , Ф. Г.Хоффман , М.Пью , Л.Сильбер , Е.Вайнер и др.
Работы третьей группы направлены на изучение особенностей миротворческой деятельности России. Соответственно, авторами подобных исследований выступают отечественные специалисты. Среди них следует выделить работы А.Г.Большакова , Я. А. Брынкина А.Л.Горбачева , Л. Е. Гришаевой В.А.Гурова , С. Д. Кватарадзе , А.Т.Ковальчука , А. А. Криворучко и др.
Анализ этих работ позволяет сделать вывод, что участие в миротворческой деятельности рассматривается как один из составных элементов обеспечения национальной безопасности и продвижения государственных интересов на международной арене.
Проведенные научные исследования миротворчества обеспечили формирование обобщенных теоретических знаний по предмету, методологии теории миротворчества, истории его развития, существующих парадигм и подходов, используемых на уровне отдельных государств и в международном пространстве. Кроме того, были определены основные типы возможных миротворческих операций, их правовое обеспечение на всех уровнях, представлены основные практики, накопленные до последнего времени.
Вместе с тем в научных работах, посвященных изучению миротворчества, тема обеспечения национальной безопасности как отдельного направления пока не получила должного рассмотрения. Использование возможностей миротворчества в контексте политического явления, ориентированного на достижение защиты интересов стран - участниц миротворческой деятельности, не получило должной оценки. Не было проведено и изучение особенностей миротворческой деятельности на современном этапе ее реализации, в то время как она изменилась за последние десятилетия. В работах российских авторов нет комплексной оценки потенциала миротворчества с точки зрения интересов российской национальной безопасности, а также накопленного за предыдущие годы опыта участия Российской Федерации в миротворческих операциях под эгидой ООН.
Оценка качества существующего понятийного аппарата в области миротворчества требует обращения к словарям, глоссариям по политологии, внешнеполитической деятельности, юриспруденции. Среди отечественных представителей науки, затрагивающих в своих работах данную тему, можно выделить С.В.Гунича , М.Ю.Зеленкова , А. С. Капто , А.И.Позднякова , В. М. Шамарова и ряда других специалистов, участвовавших в разработке понятий, концептов политико¬правовой сферы.
Основой для проводимых исследований выступила Конституция РФ, российские и международные нормативно-правовые акты в области национальной безопасности, международные акты, регламентирующие миротворческую деятельность, существующие доктрины, стратегии и иные документы программного характера, официальные ведомственные документы российского МИД, Минобороны, МВД и других государственных структур, материалы, издаваемые учебными заведениями.
Повышенное внимание при написании работы уделено исследованию существующих правовых норм на международном уровне, национального законодательства и других актов, определяющих деятельность государственных и наднациональных структур в сфере предотвращения конфликтных ситуаций и повышения уровня безопасности.
При написании диссертационной работы были задействованы служебные документы, определяющие порядок деятельности при реализации миротворческих действий различными международными организациями, включая ООН, СНГ, ОБСЕ, НАТО, Евросоюз, ОДКБ. Использовались также данные отечественных и западных профильных периодических изданий, публикации в интернете, научная литература по выбранной тематике.
....
Проведенная исследовательская работа в соответствии с поставленными целями позволяет сделать ряд выводов.
По итогам рассмотрения на сегодняшний день теоретических подходов миротворческой деятельности Организации Объединенных Наций можно констатировать следующее:
Во-первых, ООН рассматривает участников миротворческой деятельности в качестве государств, приверженных принципам безопасности, что способствует пропаганде данными странами своих государственных позиций на международной арене.
Во-вторых, все государства, вовлеченные в процессы миротворчества, опираются на стремление получить собственные выгоды: обеспечение безопасности, усиление позиций в проблемном регионе, повышение уровня значимости государства на международной арене, и можно предположить, что данная тенденция сохранит актуальность и в дальнейшем.
В-третьих, в ходе реализации миротворчества большая часть стран стремится опираться на политические способы решения конфликтных ситуаций, рассматривая силовое вмешательство в качестве крайней меры .
В-четвертых, на основе опыта миротворчества, накопленного за последние десятилетия в международном сообществе, имеется возможность сформировать полноценный понятийный аппарат для определения теории миротворчества. Данная теория является фрагментом более масштабной теории безопасности и опирается на существующий опыт разрешения представителями Организации Объединенных Наций различных кризисов, возникающих на национальном уровне или между разными странами.
Теория миротворчества предполагает также реализацию посткризисного урегулирования и восстановления органов власти.
Несмотря на внимание к вопросам миротворчества, отсутствует единый регламент, предполагающий консолидацию существующих концепций миротворчества и практического проведения миротворческих миссий в разных странах мира. Базовым документом является Устав ООН, закладывающий основы осуществления миротворчества. В системе международного права нет четкого закрепления правил применения миротворческих сил, причем не только в вопросах непосредственного принуждения участников к миру, но последующего постконфликтного урегулирования.
В-пятых, в ООН до настоящего времени не выработана единая позиция относительно баланса силовых и несиловых методик воздействия на участников конфликтов, основной формой которого теоретически являются именно мирные методы. Между тем, на практике действенность мирных способов воздействия оказывается незначительной, и успешно решить многие вопросы удается только за счет Организации Объединенных Наций, продолжающей сохранять свою актуальность и в XXI веке.
Вместе с этим после крушения биполярного мира произошли кардинальные изменения и в организации подходов к миротворчеству. ООН стала значительно чаще принимать участие в разрешении внутригосударственных конфликтов, возникающих в независимых странах в разных частях мира. Значительное количество подобных конфликтов вспыхнуло в 90-е годы. Примерами таких действий могут быть операции в Камбодже, Мозамбике и Таджикистане.
В большинстве случаев действия миротворцев регламентировались главой VII устава ООН, предусматривающей возможность использования силы в качестве ответа на агрессию одной из стран или с целью предотвращения угрозы миру.
В условиях отхода от традиционных ценностей миротворчества происходило нарушение и норм международного права. Все это не могло не сказаться негативно на результативности проводимых миротворцами операций.
В-шестых, после завершения «холодной войны» произошла трансформация самой природы конфликтов, на что необходимо реагировать Организации Объединенных Наций. Современные конфликты повсеместно сопровождаются гуманитарными катастрофами и огромными жертвами среди гражданских лиц, а не только комбатантов.
В современных условиях миротворческим контингентам в большинстве случаев приходится не предотвращать конфликты, а заниматься поддержанием мира и миростроительством. Причины этого кроются в стадии вовлечения миротворцев в конфликт. Они появляются в проблемной зоне не после подписания мирных соглашений, а в период активного ведения боевых действий. В результате достижение мира и поддержание мира являются задачами, решаемыми одним и тем же миротворческим контингентом. В результате сегодня наблюдается несоответствие между теорией миротворчества и практически осуществляемыми действиями.
Одной из самых успешных при этом стала операция на территории Восточного Тимора. Она позволила обеспечить мир между сторонами и проведение в новообразованной стране демократических выборов в органы власти.
В современных условиях изменяется и функционал миротворчества. Если первоначально на миротворцев возлагались в первую очередь задачи наблюдения, насколько стороны придерживаются соглашений о прекращении огня, то на современном этапе миротворческим силам приходится решать значительно больший круг задач. Зачастую эти задачи связаны с необходимостью восстановления экономики и системы государственности в странах, организации политических выборов, решении гуманитарных задач. От миротворцев требуется не только предотвращать конфликты, но и устранять первопричину их возникновения. Только в этом случае можно добиться стабильности и исключить риски возобновления кризиса.
Миротворческие силы не только в зонах размещения выполняют роль внешнего управления, но и функционируют в режиме превентивного недопущения разрастания конфликта. Подобная деятельность не требует применения вооруженных сил, а нуждается во владении технологиями управления конфликтами, использованием всего ассортимента политико¬экономических мер воздействия, позволяющих снизить степень противоречий в обществе
Опыт, полученный в рамках ведения миротворческой деятельности в последние десятилетия, показал Организации Объединенных Наций необходимость существенного реформирования всех процессов, начиная с предоставления миссии мандата СБ ООН, заканчивая практической реализацией полномочий, предоставляемых им.
Кроме того, реформирование института миротворчества должно обеспечить восстановление доверия к нему со стороны государств. В современных условиях роль миротворцев как защитников гражданского населения далеко не всегда выполнялась должным образом. Например, в Руанде миротворческие силы бросили мирных жителей на произвол судьбы, что привело к их массовым убийствам. В Боснии в Сребренице миротворцы из голландского контингента не предприняли никаких мер для защиты местного сербского населения. Каждый подобный факт негативно сказывается на имидже ООН и уровне доверия к миротворческим силам.
Проведение реформ должно обеспечить миротворцам дополнительные полномочия не только военного, но и в первую очередь политико-экономического характера, позволяющие более эффективно урегулировать конфликты, контролировать их дальнейшее нераспространение и осуществлять гуманитарную деятельность. Учесть необходимо и потребность в совершенствовании механизмов возвращения временно перемещенных лиц (беженцев) в места постоянного проживания, разоружения представителей противоборствующих сторон, формирования благоприятных условий для восстановления политического диалога и налаживания мирной жизни. Проведение подобных операций, обладающих комплексностью воздействия и максимальной продуманностью каждого шага, будет востребовано и с точки зрения эффективности использования выделяемых на них финансовых ресурсов. По результатам проведения таких операций возможно формирование условий для появления новых политических систем, основанных на принципах демократии.
Основной целью реформирования миротворчества является создание условий, при которых малые войны и конфликты будут затухать, а не трансформироваться в более масштабные войны, ведущие к гибели большого количества людей и огромному экономическому ущербу. По результатам реформирования можно будет говорить о росте качества планирования операций, что положительно скажется на эффективности операций, связанных с принуждением к миру и безопасности миротворческих контингентов в зоне конфликта. В таких условиях целесообразно внедрение механизмов раннего предупреждения конфликтов, позволяющего СБ ООН в течение месяца принимать решения о проведении миротворческих акций.
На сегодняшний день реформирование миротворчества играет важную роль. Сегодня в условиях внутригосударственных конфликтов миротворческие силы оказываются в двойственной ситуации. Во -первых, они должны выполнять свои обязательства в соответствии с мандатом ООН. Во-вторых, от них требуют соблюдения нейтрального статуса в условиях, когда одна из сторон откровенно нарушает достигнутые ранее договоренности о мире. В такой ситуации сохранение статуса нейтральности оказывается проблематичным, и в первую очередь с точки зрения достижения необходимой эффективности миротворческой миссии и создания дополнительных рисков для самих миротворческих сил. Избежать развития событий по неблагоприятному для себя сценарию миротворческие силы способны только при наличии изменений в правовом обеспечении.
При этом использование силового потенциала миротворцами должно быть обеспечено в контексте противодействия сторонам, которые пытаются сорвать миротворческую операцию . В четко регламентированных случаях применение силы миротворцами является необходимостью. В условиях, когда они обязаны обеспечить поддержание мира на определенной территории, контингент должен быть морально готов к противодействию с использованием силовых методов и оказанию решительного силового воздействия на сторону конфликта, выступающую инициатором его повторного возобновления.
Предлагаемое реформирование должно в результате стать основой для увеличения уровня защищенности самих миротворцев при выполнении миссий в проблемных регионах. Одной из особенностей миротворческой деятельности является необходимость пресечения любых фактов в зоне ответственности сил, но в пределах своих компетенций, опираясь на принципы миротворчества, которые используются в практике ООН.
Роль миротворчества ООН в XXI веке, как представляется, будет становиться все более востребованной, а повышенная роль должна быть отведена вопросам увеличения возможности национальных вооруженных сил государств-членов Организации Объединенных Наций, предоставляющих свои контингенты для участия в миротворческих операциях под эгидой ООН, эффективно противостоять возникающим угрозам.
В целом, результаты диссертационного исследования позволяют подтвердить сформулированную раннее гипотезу:
ООН на сегодняшний день является основным субъектом реализации миротворческой деятельности в мире, при этом подходы, понимание сущности миротворчества, выбор форм и методов его реализации постоянно менялся. Современный этап не является исключением: необходимость реагировать на качественно новые в
историческом плане вызовы и риски обусловливает необходимость изменения сущности, инструментов, методов миротворчества.
1. Более безопасный мир: наша общая ответственность. Краткий
обзор доклада Группы высокого уровня по угрозам, вызовам и переменам (A/59/565 + Corr.1) // Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://www.un.Org/ru/events/pastevents/a more secure world.shtml resume.s html (дата обращения: 30.11.2022).
2. Бутрос-Гали Б. Повестка дня для мира. Документ ООН A/47/277 S/24111 от 17 июня 1992 г./ Б. Бутрос-Гали / Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un- documents.net/a47-277.htm (дата обращения: 30.11.2022).
3. Бутрос-Гали Б. Доклад о работе Организации за период с сорок седьмой до сорок восьмой" сессии Генеральной Ассамблеи / Б. Бутрос-Гали. - Нью-Иорк. - 1993.- С. 47.
4. Военная доктрина Российской Федерации от 25.12.2014 г. N Пр-2976. // Официальный сайт МЧС России. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.mchs.gov.ru/dokumenty/2940 (дата обращения:
30.11.2022) .
5. Всеобъемлющее рассмотрение вопроса об операциях по поддержанию мира во всех их аспектах. Резолюция 19-й сессии ГА ООН (1964-1965 гг.) от 18.02.1965 г., A/RES/2006 (XIX) / Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://documents-dds- ny.un.org/doc/RESOLUTION/GEN/NR0/211/28/PDF/NR021128.pdf?OpenEle ment (дата обращения: 30.11.2022).
6. Декларация о недопустимости интервенции и вмешательства во внутренние дела государств. Принята резолюцией 36/103 Генеральной Ассамблеи от 9 декабря 1981 года // Официальный сайт ООН. -
[Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/internal affairs decl.s html (дата обращения: 30.11.2022).
7. Декларация о предотвращении и устранении споров и ситуаций, которые могут угрожать международному миру и безопасности, и о роли Организации Объединенных Наций в этой области. Принята резолюцией 43/51 Генеральной Ассамблеи от 5 декабря 1988 года // Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/place threatenning di sputes.shtml (дата обращения: 30.11.2022).
8. Декларация о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 2625 (XXV) Генеральной Ассамблеи ООН от 24 октября 1970 года // Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https ://www.un.org/ru/documents/decl conv/ declarations/intlaw principles. sht ml (дата обращения: 30.11.2022).
9. Декларация об усилении эффективности принципа отказа от угрозы силой или ее применения в международных отношениях. Принята резолюцией 42/22 Генеральной Ассамблеи от 18 ноября 1987 года // Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/useofforce refraining. shtml (дата обращения: 30.11.2022).
10. Декларация тысячелетия ООН A/RES/55/2. Глава II. С.2-3. 18
сентября 2000. // Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/summitdecl.shtml (дата обращения: 30.11.2022).
11. Департамент миротворческих операций ООН. // Официальный
сайт ООН. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://peacekeeping.un.org/ru/department-of-peace-operations (дата
обращения: 30.11.2022).
12. Доклад Генерального секретаря о Временной администрации
Организации Объединенных Наций в Восточном Тиморе S/2000/53 от 26 января 2000 г. // Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://documents-dds-
ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N00/261/64/PDF/N0026164.pdf?OpenElement (дата обращения: 30.11.2022).
13. Доклад Генерального секретаря ООН о положении в Восточном Тиморе S/2001/983 от 18 октября 2001 г. // Официальный сайт ООН. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://documents-dds- ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N01/583/29/IMG/N0158329.pdf?OpenElement (дата обращения: 30.11.2022).
14. Доклад Группы ООН по вопросам мирных операции” ООН. //
Официальный сайт ООН. —2000. - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/ods.asp?m=A/55/305 (дата
обращения: 30.11.2022).
15. Документ ООН А/59/565. 59 сессия. 2 декабря 2004 г. //
Официальный сайт ООН. - - [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/Runhighpanelreport.pdf (дата
обращения: 30.11.2022).
...229