Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Усвоение младшими школьниками антонимической и синонимической парадигмы при изучении русской лексики

Работа №179621

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы36
Год сдачи2019
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические основы работы по изучению системных отношений в лексике
1.1. Лексика русского языка как система
1.2. Системность лексики и явление синонимии
1.3. Характеристика антонимической парадигмы в русском языке
Глава 2. Содержание работы по усвоению младшими школьниками системности лексики
2.1. Характеристика программ и учебников по русскому языку для начальной школы с точки зрения рассматриваемой проблемы
2.2. Методические условия формирования у младших школьников понятия о синонимической и антонимической парадигме
2.3. Экспериментальной работы по усвоению младшими школьниками системных отношений в лексике (на примере антонимической и синонимической парадигмы)
Заключение
Библиографический список

Идея системности языка отчетливо осознается учеными-методистами, которые считают необходимым рассмотрение парадигматических отношений в практике школьного преподавания русского языка. Одним из основных принципов, на который опирается методика изучения лексики и фразеологии в школе, является системный принцип, который ориентирует учащихся на сопоставление внешне сходных явлений (антонимов и синонимов, антонимов и многозначных слов и т.п.).
В своем исследовании мы исходим из теоретического положения о том, что лексика представляет собой не отдельные, разрозненные единицы, а определённую систему, части которой находятся в органической связи. Понятия о «системных отношениях» и «лексической парадигматике» следует использовать в практике школьного преподавания для более полного раскрытия значения слов, усвоения норм их употребления.
Практическое постижение системных отношений в языке было присуще работам русских и советских языковедов на всем протяжении истории отечественного языка и нашло отражение в работах М.М. Покровского (1959), В.В. Виноградова (1960, 1972), а затем в трудах Ю.Д. Апресяна (1974; 2003), Д.Н. Шмелева (2000), Л.А. Новикова (1972, 1973, 1999), П.Н. Денисова (1980), Э.В. Кузнецовой (1984), А.А. Уфимцевой (1962, 1969), Н.М. Шанского (2001), Ахмановой (2007) и других.
Работы ученых М.М. Покровского, Д.Н. Шмелева, М.Т. Баранова, М.Р. Львова. Л.А. Новикова, Л.А. Введенской и др. положили начало развитию этой проблемы и практической реализации идеи системности лексики в школе. Однако далеко не все аспекты этой проблемы получили освещение в научной и методической литературе.
Раскрытие системных отношений имеет существенное значение для усвоения норм словоупотребления и лексической сочетаемости. Так, тренируясь в подборе антонимов и синонимов, учащиеся смогут увидеть, что одним из существенных их признаков является одинаковая лексическая сочетаемость. Ошибка в подборе антонимов ведёт к образованию в речи лексических ошибок типа: «стрекоза была легкомысленной, а муравей трудолюбивым» (вместо легкомысленный - серьёзный, или ленивая - трудолюбивый). Таким образом, учитывая важность осознания системности в лексике, необходимо ее практически показывать учащимся в связи с изучением отдельных элементов лексической парадигмы: синонимов, антонимов, омонимов, многозначных слов и др.
Наше исследование затрагивает только антонимические и синонимические отношения в лексике и формирование на их основе лексикосемантического взгляда на слово. Именно «в умении устанавливать семантические связи данного слова с другими словами, в умении учащихся выделять в слове лексические и грамматические значения, - по словам М.Т. Баранова, - проявляется лексико-семантический взгляд на слово» [4, с. 16].
Проблема исследования: каковы методические условия, способствующие формированию у учащихся понятия о системности лексики при изучении явлений синонимии и антонимии.
Решение проблемы составляет цель исследования.
Объектом нашего исследования является методика изучения лексики в начальной школе.
Предмет исследования - методические условия усвоения младшими школьниками синонимической и антонимической парадигмы.
Гипотеза исследования: формирование представлений учащихся о системных отношениях в лексике на материале антонимической парадигмы будет эффективным при соблюдении следующих условий:
1) явления антонимии и синонимии изучаются на основе парадигматических отношений, существующих в русском языке;
2) подбираются и используются на уроках специальные упражнения, направленные на формирование у школьников понятия об антонимах и синонимах как членах лексической парадигмы, связанных с понятиями многозначности;
3) работа по изучению антонимической и синонимической парадигмы начинается с диагностики, устанавливающей уровень сформированное™ у учащихся экспериментального класса теоретических знаний и практических умений по определению синонимов и антонимов.
Предмет, объект и цель исследования определили его задачи:
• изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
• выявить возможности использования в практике школьного преподавания идеи системности лексики и формирования у учащихся представления о лексике как системе на основе парадигматических и синтагматических отношений слов-антонимов и синонимов;
• организовать опытно-экспериментальную работу по теме исследования.
Методы и база исследования. Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использована совокупность следующих методов: изучение и теоретический анализ лингвометодической и педагогической литературы; наблюдение; беседы с учащимися и учителями начальных классов; анализ продуктов деятельности учащихся, лингвометодический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой исследования является 3 класс
Структура работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две главы, заключение, библиографический список, приложение.
Во введении обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, методология и методы, показана его практическая значимость.
В первой главе «Теоретические основы работы по изучению системных отношений в лексике (на примере синонимической и антонимической парадигмы)» приведен анализ лингвистической литературы, представлено современного состояния проблемы исследования; раскрыты основные подходы к понятию системности лексики, синонимам и антонимам как элементам лексической системы.
Во второй главе «Содержание работы по усвоению младшими школьниками системности лексики при изучении антонимической и синонимической парадигмы» представлен анализ программ и учебников по проблеме исследования, описаны методические условия, способствующие усвоению школьниками синонимов и антонимов как элемента лексической системы языка, представлены все этапы проведённой экспериментальной работы, приведены сравнительные данные.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Антонимы и синонимы являются элементами лексической системы языка и служит показателем системных отношений в лексике. Идея системности лексики в адаптированном виде должна войти в школьный учебник для того, чтобы учащиеся могли рассматривать лексические явления в совокупности его парадигматических, синтагматических воплощений. Выявление системных связей антонимии и синонимии, антонимии и многозначности позволяет формировать у школьников лексико-семантический взгляд на слово.
Анализ действующих программ по русскому языку (авторов Т.Г. Рам- заевой, Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной, Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой) показал, что лексическая работа над явлениями синонимии и антонимии предполагается при изучении грамматического материала с целью развития умения правильно и точно употреблять в речи слова, близкие и противоположные по значению. В общей системе упражнений в учебниках «Русский язык» тех же авторов преобладают задания на нахождение синонимов и антонимов в предложениях и на подбор близких и противоположных по значению слов к предлагаемым лексическим единицам. Младшие школьники мало наблюдают связь синонимии и антонимии, синонимии и многозначности, антонимии и полисемии. Единичны задания по тренировке учащихся в подборе как однокоренных, так и разнокоренных синонимов и антонимов, по наблюдению над словообразовательными гнездами близких и противоположных по значению слов.
Анализ теоретической и практической части действующих учебников по теме исследования свидетельствует с том, что система заданий по изучению явлений антонимии и синонимии авторами предусмотрена, однако значительные резервы для изучения этих лексических явлений ещё есть (стилистический и функциональный аспекты). Многопланово может быть организована работа со словарями антонимов и синонимов.
Проведенная опытно-экспериментальная работа подтверждают плодотворность изучения антонимии и синонимии в тесной взаимосвязи. Осознание этих лексических понятий создает предпосылки для усвоения антонимов и синонимов как членов лексической парадигмы.
Организуя работу по антонимии на основе понятия синонимии, мы решали вопрос о выявлении смысловых связей между словами, так как эти связи влияют на значение, сочетаемость, сферу употребления слов. Одновременно работая над этими понятиями, дети сопоставляли, сравнивали явления окружающей действительности, находили в них сходные и противоположные признаки.
Формирование умения находить в предложениях и текстах изученные лексические явления, целесообразно употреблять их в речи помогло учащимся наиболее точно и ярке выражать свои мысли в устной и письменной форме.
Проведенное исследование и предложенные нами практические задания позволяют говорить о перспективности изучение антонимии и синонимии на основе выявления функциональных возможностей этих слов. Функциональный аспект изучения антонимов и синонимов позволил углубить знания учащихся о данном языковом явлении, оценивать его в стилистическом и коммуникативном аспекте, предупреждает многие лексические ошибки.
В рамках одной работы невозможно более подробно остановиться на характеристике всех возможных способов изучения синонимов и антонимов на уроках русского языка в начальной школе. Разработанные задания и упражнений по отдельным вопросам изучения темы будет полезной для учителей и студентов факультета, изучающих данную проблему.



1. Апресян, Ю.Д. Лексическая семантика. Синонимические средства языка /Ю.Д. Апресян - М.: просвещение, 1974. -321с.
2. Артешина, Л.В. Изучение антонимов как средство формирования понятия «системные отношения в лексике»: Автореф. дис. . канд. пед. наук. - Самара, 1997. - 16 с.
3. Ахманова, О.С. Очерки по общей и русской лексикологии. 2-е изд., стер. /О.С. Ахманова - М.: УРСС, 2005. - 294 с.
4. Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка. / М.Т. Баранов - М.: Просвещение, 1988. - 191 с.
5. Бахмутова, В.А. Выразительные средства русского языка. Лексика и фразеология: Учебное пособие /В.А. Бахмутова - Казань, 1977. -127с.
6. Брагина, А.А. Синонимы в литературном языке /А.А. Брагина - М.: просвещение,1986.
7. Будагов, Р.А. Введение в науку о языке /Р.А. Будагов - М.: Просвещение, 1958. - 321с.
8. Булаховский, Л.А. Введение в языкознание /Л.А. Булаховский - М.: Наука, 1953.
9. Буслаев, Ф.И. О преподавании отечественного языка. /Ф.И. Буслаев - М.: Наука, 2000. - 248 с.
10. Валгина, Н.С. Активные процессы в современном русском языке / Н.С. Валгина - М.: Дрофа, 2010. - 231 с.
11. Валгина, Н.С. Современный русский язык: учебное пособие для студ. филолог. факультетов / Н.С. Валгина, Д.Е. Розенталь, М.И. Фомина /Под ред. Н.С. Валгиной. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. - 567с.
12. Введенская, Л.А. Словарь антонимов русского языка: словарь /Л.А. Введенская - Ростов-на-Дону, 1971. - 372 с.
13. Введенская, Л.А. Современный русский литературный язык: учебное
пособие для вузов /Л.А. Введенская - Ростов-на-Дону, 2006. - 322 с.
14. Введенская, Л.А. Проблема лексической антонимии и принципы составления словаря антонимов /Л.А. Введенская - Ростов-на-Дону, 1973.
15. Вендина, Т.И. Введение в языкознание /Т.И. Вендина - М.: Высшая школа, 2002. - 288 с... 75


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ