Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР СПЛОЧЁННОСТИ ВОИНСКОГО КОЛЛЕКТИВА (НА ПРИМЕРЕ РОТ КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ИНСТИТУТА)

Работа №17960

Тип работы

Авторефераты (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы27
Год сдачи2015
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
568
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Актуальность темы исследования. Проблема формирования воинских коллективов, а также факторов и закономерностей этого процесса давно находится в фокусе внимания социальной психологии (С.Ф. Аксёнов, 2001; А.Н. Агафонов, 1988; Ю.Н. Арзамаскин, Л.А. Бублик 1996; А.Г. Караяни, 1997; А.В. Барабанщиков, 1973; С.С. Бубнова, 1999; А.Д. Глоточкин 1973; К.А. Войцеховский, 1994; Н.Ф. Феденко, В.В. Шеляга, 1967; Ю.П. Зуев 1988; Ю.В. Ковалевич, 1994; А. Коупленд, 1991; Б.В. Кузьменко, 1997; В.Г. Михайловский, 1995; В.Ф. Перевалов, 1991; Я.В. Подоляк, 1989; А.В. Серый, 2002; Т.С. Спешилова, 2013; Э.П. Утлик, 1993; М.С. Яницкий, 2000, 2011; У. Томас и Ф. Знанецкий, 1960; Kluckhohn, 1951; M. Rokeach, 1973; B. Schloeder и др.). В этих и других исследованиях раскрываются вопросы структуры, механизмов формирования воинского коллектива, даётся подробная характеристика его особенностей.
В свою очередь проблематика формирования системы высших ценностей долгое время находилась на периферии научного психологического анализа. Исключение составляли ряд исследований в области педагогической психологии, которые рассматривали проблему духовно-нравственных ценностей в аспекте воспитания и развития детей, подростков и организации их внутреннего мира (Л.И. Ларионова, Н.С. Лейтес, А.А. Семенова, Дж. Фельдхъюзен).
Сейчас ситуация меняется. Понятие «духовный мир», «духовные ценности» в последнее время используется достаточно активно (А.К. Абульханова-Славская, Л.И. Анциферова, Е.Ф. Василюк, А.В. Карпов, Е.Б. Старовойтенко, С.С. Бубнова, М.З. Гарванова, Я. Гудечек). Исследование духовного мира человека в парадигме «духовные способности» выполнено В.Д. Шадриковым. Понятие «личностного смысла» как основы духовно-нравственного существования человека представлено в исследованиях Д.А. Леонтьева, Е.В. Субботского, В.В. Козлова. Ценностно-смысловая сфера личности нашла отражение в исследованиях многих отечественных учёных (А.Г. Асмолов, Б.С. Братусь, Ф.Е Василюк, Б.Ф. Вилюнас, А.В. Запорожец, Б.В. Зейгарник, В.В. Столин, Е.В. Субботский, А.У Хараш и др.). Механизмы смысловых образований конкретизированы в работах (Л.И. Анциферова, А.Г. Асмолова, А.А. Бодалёва, Т.М. Буякаса, Л.С. Выготского, Д.Н. Завалишина, Е.А. Климова, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьева, А.А. Реан, А.П. Фонарёва и др.). Формирование ценностно-смысловых образований влияет на развитие личности, её самосознание, сказываются на эффективности её жизни и деятельности. Можно констатировать, что существует серьёзная научно-методологическая база для рассмотрения частных проблем в области духовного развития.
Вместе с тем существуют острейшие противоречия, согласно которым с одной стороны главными детерминантами сплочённости выступают некоторые личностные образования, которые выходят за пределы ценностной структуры, а с другой стороны сплочённость традиционно изучается в рамках традиционных парадигм социальной психологии формирования малой группы. Для разрешения данного противоречия необходимо рассмотреть систему ценностей в другом аспекте. Наиболее популярный подход М. Рокича постулирует две группы ценностей: терминальные и инструментальные, которые входят в личностную структуру направленности. Однако при формировании сплочённости конкретные терминальные или инструментальные ценности становятся не достаточными для регуляции поведения и ценностную роль начинают выполнять сами личностные структуры, обеспечивая поведение более высокого социального уровня. В частности многие личностные образования, такие как направленность, интересы, мировоззренческие принципы, идеалы начинают приобретать характер ценностных регуляторов поведения, практически включаясь в ценностную структуру.
Как выйти из этого противоречия? Для этого необходимо использовать принцип метасистемности как способ решения этой проблемы. Таким образом, одним из методологических оснований работы выступает метасистемный подход (А.В. Карпов). Наряду с общепризнанными подходами (системный, интеграционный) метасистемный подход до последнего времени не был применен к понятию ценностей. В нашем исследовании он используется в классическом виде. Высшие ценности, отражающие нравственные и моральные категории общества через такие структуры как направленность, мировоззрение, идеалы становятся личностными высшими личностными образованиями и регуляторами социально-личностного поведения. Такие ценности (аналог «Б»-Ценности по А. Маслоу) фактически являясь структурами личности мы назвали «ядерными», и именно в этом статусе они приобретают метасистемный характер.
Одной из важных проблем является изучение роли ценностей в формировании воинского коллектива. В этой области ещё много нерешённых вопросов, хотя и не менее важных в свете общей проблемы. Практически все исследователи подчёркивают как важнейшую характеристику воинского коллектива требование высокой духовной общности военнослужащих, единство их ценностных ориентаций, влияние этих факторов на сплочённость воинской группы. Однако представленные исследования подчёркивают это влияние на уровне общеметодологического подхода с акцентом в область этико¬нравственных и аксиологических характеристик. Вместе с тем, проблема психологической структуры нравственных ценностей, их функциональной и регуляторной роли остается на сегодня слабо разработанной. Философский и социологический подход к определению «духовно-нравственных ценностей» выступает первым ограничением для психологического анализа.
При этом следует отметить, что имеющиеся теоретические подходы и прикладные исследования, независимо от их географической принадлежности или теоретической ориентации, объединяет определённая фрагментарность и односторонность в анализе проблемы общечеловеческих и нравственных ценностей и их роли в формировании воинского коллектива.
Осмысление ценностной системы военнослужащих как специфической характеристики духовного мира, её онтологии и влияния на социальное взаимодействие в воинском коллективе становится на сегодняшний день важнейшей задачей для понимания природы и сущности этого явления.
Психологической сущностью, реализующей систему нравственных ценностей личности, являются духовные способности и состояния. Анализ философской и психологической литературы показывает, что категория духовных способностей разработана недостаточно.
Социально-психологическая концепция высших психологических ценностей как одной из форм детерминации сплочённости субъектов разрабатывается впервые, хотя в социальной психологии, социологии, философии и экономике накоплен большой материал, позволяющий разработать социально-психологическую концепцию операционализирующую ценности как высшую регулятивную структуру социального взаимодействия. Для понимания системы высших ценностей важно понять отношение категорий «деятельности» и «поведения» в области нравственного развития. Субъектно¬деятельностный подход к исследованию личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлёв, А.Н. Леонтьев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн, В.Д. Шадриков и др.) широко представленный в отечественной психологии, должен стать определяющим для рассмотрения функциональной роли нравственных ценностей как фактора формирования воинского коллектива.
Соответствие диссертации паспорту научной специальности 19.00.05
Диссертационное исследование соответствует п. 3 «Социальная психология групп» в вопросе рассмотрения малых групп и формирования в них сплочённости и п. 5 «Практические приложения социальной психологии» паспорта специальности ВАК 19.00.05 - социальная психология (психологические науки).
Учитывая всё это можно сказать, что существует социальный заказ на глубокий и всесторонний анализ данного вопроса, а современная наука предоставляет достаточные основания для его полноценного научного раскрытия.
Цель работы: выявление роли и места уровня развития системы ценностей личности в сплочённости воинского коллектива и разработка психологического инструментария способствующего развитию высших ценностей в условиях обучения военной профессиональной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В заключении обобщаются основные теоретические и эмпирические результаты, обосновываются практические рекомендации для оптимальной воспитательной работы с курсантами с точки зрения эффективного формирования системы ценностей и сплочённости, формулируются выводы и перспективы дальнейшего изучения данной проблемы.
Выводы
На основе полученных в ходе исследования результатов мы пришли к следующим выводам:
1. Высшие ценности являются составляющими духовного мира личности. Они
имеют содержание и динамику - духовное состояние и психическую форму в виде духовных способностей. При этом они относятся к направленности и мировоззрению личности, следовательно, становятся атрибутом сознания. В области психологии разработка высших ценностей имеет представленность в понятиях «ценности» и «ценностные ориентации». Они связаны с когнитивной и мотивационной сферой личности. Духовные способности и духовные состояния реализуются целостной психологической системой.
2. Определяющим условием для нормального функционирования воинского коллектива является сплочённость. Базовым основанием высокой сплочённости является система высших ценностей военнослужащих. Внутренние противоречия высших ценностей, отражающиеся на социальных взаимодействиях и сплочённости группы. Например, стремление к индивидуальности и независимости оценивается курсантами высоко (выступает высшей ценностью), но входит в противоречие со значимостью дисциплины, ответственности и коллективизма. Это отражает противоречивость положения курсантов. Регулятивная роль ценностей проявляется во взаимосвязи её с требуемым поведением для включения в группу и регулируется когнитивным компонентом отношений в подразделении.
3. Формирование социального поведения и, в частности сплочённости воинской группы, регулируется такими личностными структурами как мировоззрение, направленность, идеалы, интересы и т. п., которые в этом случае приобретают роль ценностных регуляторов. В результате личностные структуры становятся ценностями более высокого порядка, «ядерными» ценностями, которые с одной стороны, выступают системой более высокого порядка, регулирующую нравственное и моральное поведение человека, а с другой включаются в личностную структуру ценностей. Таким образом, ядерные ценности становятся метасистемными регуляторами сплочённости группы.
4. Доказано наличие значимых связей высших ценностей и метасистемного уровня личности через связь с рефлексией и сплочённостью группы (по параметрам совместимости и психологического климата). Ядерные ценности внутри общей системы ценностей образуют относительно самостоятельную субсистему, отражающую, метасистемный уровень регуляции поведения личности. Этот уровень по своей структурной организации «встроен» в общесистемный уровень ценностей личности. В процессе профессионализации происходит переход отдельных ценностей с аморфного уровня регулирования на метасистемный, что подчёркивается системообразующим характером рефлексии.
5. В результате исследования подтвердилась гипотеза, что структура высших ценностей отражает взаимодействие субъекта со средой, имеет системную организацию, процессуальную динамику и регулятивные функции. Система ценностей имеет сложную структуру, включающую базовые (ядерные) ценности и поверхностные. Ядерные ценности сохраняются на всех этапах профессионализации и выполняют регулятивную роль в поведении личности. Поверхностные ценности меняют своё значение в личностном поведении в зависимости от курса.
6. Система ядерных ценностей военнослужащих формируется на основе общепсихологических закономерностей ценностей, но имеет и свою специфику. Последняя отражается в противоречивости системы ценностей и необходимости приоритетного выбора со стороны личности. По модели Ш. Шварца выделенные ценности отражают полюс консерватизма (безопасность, традиции) и самовозвышения (достижения, власть). Т. е. представители данной группы отличаются стремлением к личному успеху, компетентности в соответствии с социальными стандартами, успешности и амбициозности. Выражено стремление к социальному статусу или престижу, доминированию над людьми и ресурсами. Однако это не отрицает уважения, принятия обычаев и идей, которые существуют в культуре, следования им и обеспечение безопасности для других людей и себя, стремление к гармонии, стабильности взаимоотношений, единства общества. Формирование предпочитаемых ценностей идет в направлении от неформального лидера - к формальному.
7. Сплочённость рот курсантов соответствует среднему уровню с тенденцией к высокому. Все показатели сплочённости, регистрируемые в нашем исследовании, имеют связи с системой ценностей на содержательном, структурном и регулятивном уровнях. Кроме этого зафиксированы связи сплочённости с рефлексией. Наличие всех этих связей даёт нам основания сделать вывод о регуляторной взаимосвязи системы высших ценностей со сплочённостью на метасистемном уровне.
8. Система высших ценностей у курсантов отличается противоречивостью. Противоречие характеризуется взаимным отрицанием ряда высших ценностей и парадоксальными связями, как между самими ценностями, так и между ценностями и сплочённостью группы. Это обусловлено спецификой воинской профессии, отражённой в противоречивых профессиональных требованиях (например, защищать человека и применять к нему насилие одновременно).
9. На основе проведённого исследования разработана «Программа по адаптации системы ценностей курсантов и формированию сплочённости группы» по оптимизации воспитательной работы в группе курсантов с целью формирования адекватной системы высших ценностей и наиболее благоприятного психологического климата.



1. Спирин, А.В. Структура духовно-нравственных ценностей воинского коллектива / А.В. Спирин, П.Ю. Наумов // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. - 2013. -
№ 4. - С. 41-44.
2. Спирин, А.В. Духовно-нравственные ценности военнослужащих внутренних войск МВД России как фактор успешного выполнения служебно-боевых задач / А.В. Спирин // В мире научных открытий. - Красноярск: Научно-инновационный
центр. - 2013. - № 7 (43). - С. 220-237.
3. Спирин, А.В. Сформированность духовно-нравственных ценностей личности как фактор сплочённости воинского коллектива / А.В. Спирин // European Social Science Journal. - Москва-Рига: Международный исследовательский институт. - 2013. -
№ 12.2 (39). - С. 317-322.
4. Спирин, А.В. Коммуникативные способности личности военнослужащего внутренних войск МВД России в современном социальном пространстве / А.В. Спирин, М.В. Чихачёв // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск: Новосибирский государственный педагогический университет. - 2014. - № 3. - С. 58-61.
Монографии и учебные пособия:
5. Спирин, А.В. Альбом схем по военной психологии (по специальности 030901 «Правовое обеспечение национальной безопасности») [Учебное пособие] / А.В. Спирин, А.А. Зотов // Учебное пособие. - Новосибирск: Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. - 2013. -
142 с.
6. Спирин, А.В. Социально-гуманитарное исследование качества образования и психолого-педагогических проблем воинских коллективов [Монография] / А.В. Спирин, М.В. Чихачёв, А.С. Шадрин, Р.Н. Шматков // Монография. - Красноярск: Научно¬исследовательский центр. - 2013. - С. 91-109.
Другие публикации:
8. Спирин, А.В. О структуре духовно-нравственных ценностей личности курсанта как будущего офицера / А.В. Спирин // Сборник материалов межвузовской научно¬практической конференции: «Реализация ФГОС ВПО в вузах внутренних войск МВД России: проблемы и перспективы», Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. - Новосибирск: Издательство НВИ
ВВ МВД России. - 2013. - С. 137-142.
9. Спирин, А.В. Структура духовно-нравственных ценностей будущего офицера / А.В. Спирин // Сборник материалов международной научно-практической конференции: «Интегративная психология: теория и метод». Журнал Седьмая волна психологии. - Ярославль: Издательство МАПН Международная академия психологических наук. - 2013. - № 10. - С. 324-326.
10. Спирин, А.В. Проблема исследования сущности и природы духовно-нравственных ценностей в научной литературе / А.В. Спирин // Журнал «Психология XXI столетия. Новые возможности». Материалы ежегодного Международного Конгресса. - Новосибирск, Ярославль: Издательство МАПН Международная академия психологических наук. - 2013. - С. 256-268.
11. Спирин, А.В. О качествах личности военнослужащего в системе духовно-нравственных ценностей воинского коллектива / А.В. Спирин // Сборник материалов международной научно-практической конференции: «Девиации и аддикции
современного общества: анализ, превенция, коррекция», Новосибирский
государственный педагогический университет. - Новосибирск: Издательство НГПУ Новосибирский государственный педагогический университет. - 2013. С. 263-272.
12. Спирин, А.В. Актуализация противоречий существующих при проведении и защите диссертационных исследований адъюнктами внутренних войск МВД России / А.В. Спирин // Сборник материалов межвузовской научно-практической конференции с международным участием «Направления и перспективы развития образования в военных институтах внутренних войск МВД России». Новосибирский военный институт внутренних войск имени генерала армии И.К. Яковлева МВД России. - Новосибирск: Издательство НВИ ВВ МВД России. - 2013. - № 1. - С. 196-205.
13. Спирин, А.В. Основные факторы духовно-ценностного воспитания кадетов /А.В. Спирин // Ярославский психологический вестник. - Ярославль-Москва: Издательство РПФ «Титул». - 2014. - № 29. - С. 76-79.
14. Спирин, А.В. К вопросу о качествах личности военнослужащего в системе духовно-нравственных ценностей воинского коллектива / А.В. Спирин // Материалы Международной научно-практической конференции: «Теория и практика интегративной психологии». Вестник интегративной психологии. Международная академия психологических наук. - Ярославль-Москва: Издательство ООО «Аверс Плюс». - 2014. - № 12. - С. 202-205.
15. Спирин, А.В. Специфика воинского коллектива и условия его сплочённости / А.В. Спирин, Н.Я. Большунова // Ярославский психологический вестник. - Ярославль- Москва: Издательство РПФ «Титул». - 2015. - № 32. - С. 63-67.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ