Введение 3
Глава 1. Первые шаги русской дипломатии на Крите (1784-1787 гг.) 37
1.1. Предпосылки назначения российского представителя на о. Кандия (Крит), цели и задачи 37
1.2. Приезд консула на Крит в 1785 г., основные направления деятельности ... 49
1.3. Результаты работы миссии в 1785-1787 гг 71
1.4. Краткое резюме итогов пребывания русской консульской миссии на
Крите с сентября 1785 г. по март 1787 г 77
Глава 2. Российское вице-консульство на Крите (1800-1853 гг.) 78
2.1. Российские представители на Крите в 1800-1821 гг 78
2.2. Деятельность вице-консула Д’Эркюлля (1821-1827 гг.) 83
2.3. Назначение вице-консула П. Торона на Крит (1830 г.) 98
2.4. Дипломатическая деятельность П. Торона (1830-1853 гг.) 103
2.5. Деятельность П. Торона в интересах российской торговли,
мореплавания и российских подданных (1830-1853 гг.) 116
Глава 3. Деятельность российского императорского консульства на Крите в 1860-1866 гг 129
3.1. Цели и задачи учреждения российского консульства на Крите в 1860 г. . 129
3.2. Дипломатическая деятельность 150
3.3. Консульская деятельность 180
3.4. Краткое резюме итогов работы консульства в 1860-1866 гг 194
Заключение 195
Список источников и литературы 205
Настоящее исследование посвящено изучению дипломатической активности России на находившемся во власти Османской империи греческом острове Крит. Российская дипломатическая активность здесь реализовывалась прежде всего через работу консулов.
Актуальность темы для исторической науки состоит в том, что дипломатическая деятельность России в регионе Восточного Средиземноморья в целом и российское консульско-дипломатическое присутствие на Крите, в частности, являлись важным механизмом реализации внешнеполитических задач России на турецком направлении со второй половины XVIII века. Ведущими аспектами этой политики были противостояние Османской империи и защита геополитического влияния России за пределами Черноморской акватории в условиях растущей конкуренции с другими великими европейскими державами. Если общая картина деятельности российской дипломатии в регионе освещалась отечественными и зарубежными историками, то углублённый анализ отдельных её составляющих, к которым относится и консульское присутствие России на Крите в определённые периоды времени, рассмотрено слабо.
Важность для науки представленного нами исследования состоит именно в комплексном и детальном рассмотрении работы консульско-дипломатической службы на Крите в начальный период её существования с определением всего корпуса исторических источников, которые могут быть привлечены для объективно и научно обоснованной реконструкции событий.
Общественная значимость темы исследования заключается в том, что о деятельности русской миссии на острове, за исключением периодов критского восстания 1866-1869 гг. и миротворческой операции великих держав в 1897-1909 гг., практически ничего не известно. Самоотверженная работа русских дипломатов в деле защиты и продвижения российских интересов в регионе, а также оказания поддержки не только российским гражданам, но и местному греческому населению заслуживает того, чтобы память о ней была восстановлена.
Остановимся на краткой характеристике истории российского консульско- дипломатического присутствия на Крите, чтобы обосновать далее объект и предмет исследования, а также его хронологические рамки.
Внимание России к острову Крит сохранялось на протяжении столетий. Русская консульская миссия осуществляла свою деятельность на острове с 1784 по 1917 гг., за исключением периодов российско-турецких военных конфликтов. Однако каждый раз деятельность миссии возобновлялась, что свидетельствовало об отношении России к Криту как стратегически важной территории в планах по расширению российского влияния за пределы Черноморской акватории. Выгодное географическое положение острова в центре Восточного Средиземноморья на перекрестке ключевых морских коридоров Гибралтар - Суэц - Дарданеллы придавало ему геополитически важное значение центра всех торговых и военных маршрутов между Западной Европой, турецкими проливами и Ближним Востоком. Обойти вниманием этот второй по величине остров Средиземноморья было невозможно еще и потому, что его расположение привлекало к нему внимание других европейских морских держав - Франции и Англии, конкурирующих с Россией за влияние в регионе.
Российское дипломатическое присутствие в Восточном Средиземноморье получило развитие с конца XVIII века. В османских провинциях (Смирна, Хиос, Кипр, Египет, Сирия и др., в том числе на Крите) были открыты сразу несколько консульских представительств. Первоначально в задачи русской дипломатии входило способствовать активному распространению российского влияния за пределы Черноморского региона, опираясь на достигнутые договоренности с Османской империей (Кючук-Кайнарджийский мирный договор 1774 г. и торговый договор 1783 г.). Российские консульские представители изучали обстановку в ключевых регионах средиземноморских владений Османской империи, оценивали потенциальные угрозы интересам России, в том числе со стороны третьих стран, развивающих сотрудничество с Турцией в этом регионе, искали возможности для расширения торговых операций и налаживания отношений с христианскими народами Османской империи.
На следующем этапе, в первой половине XIX века русская дипломатия в Восточном Средиземноморье занималась решением греческого вопроса, связанного с началом греческого национально-освободительного движения. При этом русская дипломатия старалась не допустить бесконтрольного распада Османской империи, что усилило бы позиции западных держав в регионе, прежде всего Франции и Англии. После признания Греции независимым государством в 1830 г. начался процесс формирования нового греческого государства. В ходе Лондонских конференций союзных держав России, Франции и Англии в 1830-1832 гг. резидентам трех держав в Греции и адмиралам союзного флота предписывалось предотвращать или подавлять волнения (восстания) в Леванте с целью поддержания порядка в регионе . Задачей русской дипломатии было не допустить дестабилизации в Восточном Средиземноморье, угрожавшей установившемуся политическому балансу после решения греческого вопроса. В 1833 г. между Россией и Турцией был заключен Ункяр-Искелессийский договор, прочно закрепивший позиции и влияние России в регионе, что не могло не вызвать негативную реакцию со стороны Франции и Англии, ставшими союзниками Турции в Крымской войне 1853-1856 гг.
В результате поражения России в этой войне, ее позициям в регионе был нанесен существенный ущерб. В это время начался качественно новый этап деятельности русской дипломатии в Восточном Средиземноморье, связанный с необходимостью восстановить российское влияние на христианское население османских провинций. Однако условия Парижского мирного договора 1856 г., подписанного после окончания Крымской войны (в частности, запрет размещать военный флот России в Черном море), ограничивали возможности российской дипломатии. Также, по условиям договора, Франция и Англия выступали гарантами целостности Османской империи, и в этой связи любые активные действия России могли быть восприняты как угроза целостности Османской империи и повод к очередной войне с Россией. Тем не менее, условия, в которых приходилось действовать русским дипломатам в регионе Восточного Средиземноморья, не означали, что они не могут предпринимать смелые шаги в рамках поставленных перед ними задач. В виду отсутствия главного российского аргумента - военного флота, в этот период дипломатия стала главным средством защиты интересов России в регионе.
Русской дипломатии на Крите приходилось решать эти задачи, учитывая специфику социально-политического устройства этой османской провинции. Значительную часть населения острова составляли греки. После того, как в 1669 г. Крит перешел под управление турок, положение греческого православного населения постоянно ухудшалось. Ущемление их прав было заложено в самой системе османского управления. Вся власть (судебная, административная, уголовная) находилась в руках одного человека - турецкого генерал-губернатора (паши, вали), назначаемого Портой. От его решения зависели практически все вопросы жизнедеятельности населения. Поэтому, по сути, судьба греков зависела от его личных качеств и его отношения к иноверцам. Действовавший суд мехкеме, единственно признаваемый на основании османских законов общеоттоманский суд, возглавляемый кадием (мусульманским судьей) или муллой (мусульманским духовным служителем), руководствовался исключительно нормами шариата и никак не ограничивал власти губернатора в отношении христиан. Иногда власть на Крите предпринимала конкретные шаги, направленные на улучшение жизни греков, или точнее, их умиротворение. Такие действия носили эпизодический характер. После передачи Крита под управление египетского вице-короля Мехмеда-Али в 1830 г., его наместником на Крите Мустафой-пашой были проведены некоторые реформы в пользу греков, одна из них - учреждение административно-судебных инстанций - меджлисов. Однако, несмотря на то, что меджлисы состояли из христиан и мусульман (что уже являлось прогрессом), участие первых было минимальным. Православный епископ, который формально должен был присутствовать на заседаниях меджлиса, играл самую незначительную роль, так как все дела решались на основании норм шариата. Единственной областью жизни православных критян, в которую турецкие власти предпочитали не вмешиваться, являлись семейные дела. В таких случаях судьей или арбитром являлся митрополит или епископ, а губернатор служил только исполнительной силой его решения. Принятие в 1858 г. султанского фирмана (указа) о праве христиан избирать демогеронтии (советы народных старейшин), уже после того, как Крит снова перешел под прямую власть Османской империи, не могло в корне изменить ситуацию. Бесправное положение греков вызывало озабоченность единоверной России еще и потому, что являлось причиной постоянных волнений в греческой среде и создавало нестабильность на острове и в регионе. Этот фактор оказал существенное влияние на деятельность русской дипломатии на Крите.
Весь период своего существования русская консульская миссия располагалась в Канее (Ханье) - одном из трех главных административных центров (или округов - санджаков) острова, там же, где находилась резиденция генерал- губернатора и другие иностранные миссии. Два других центра - Кандия (Ираклион) и Ретимно** имели своих городских глав (каймакамов), назначавшихся непосредственно Портой, но подчинявшихся губернатору острова. В соответствии с дипломатическими документами, в конце XVIII века русская консульская миссия на Крите именовалась как «миссия в Кандии» (по названию острова ), в первой половине XIX века - российское вице-консульство на Крите, со второй половины XIX века - «Российское императорское консульство в Канее» по месту его расположения.
Объект и предмет исследования
Объектом нашего исследования является деятельность русской дипломатии в регионе Восточного Средиземноморья. Предметом исследования являются аспекты дипломатической и консульской деятельности российских представителей на Крите в 1784-1866 гг.
Хронологические рамки исследования определяются, как логикой развития событий, повлиявших на работу российских консулов (от возникновения консульской миссии в 1784 г. до начала на Крите восстания в 1866 г.), так и степенью исследования вопроса. Деятельность русской дипломатии на Крите во время критского восстания 1866-1869 гг. освещалась в отечественной историографии в работе И. Г. Сенкевич «Критское восстание 1866-1869 гг.».
Исходной точкой в деятельности русской дипломатии на Крите является 1784 г., когда в Петербурге было принято решение направить на остров первого российского консульского представителя К. О. Шпалкгабера. Однако, для анализа предпосылок, послуживших для отправки российского консула К. О. Шпалкгабера мы затронем события, которые произошли ранее 1784 г. К таковым относятся присоединение к России Крыма и заключение торгового трактата между Россией и Турцией в 1783 г. и последовавшее за этим намерение Франции установить контроль над островом Крит. Конечный хронологический рубеж исследования, как уже отмечалось, определяется началом восстания греческого населения на Крите в 1866 г.
Выбранные нами хронологические рамки охватывают неизученный период деятельности русской дипломатии на Крите.
Без внимания историков остается обширный круг документов, позволяющий восстановить во всех подробностях и нюансах деятельность консулов в 1784¬1866 гг. Это прежде всего материалы архивов (переписка консульских представителей России на Крите с Коллегией иностранных дел и Министерством иностранных дел Российской империи, российской императорской миссией в Константинополе, миссией в Афинах, критскими властями, а также внутренняя документация консульства, журналы учета консульской переписки, записи по делам торгового мореплавания и российских подданных, документы консульства, предназначенные для служебного пользования и др.), тексты договоров, соглашений, публикации Министерства иностранных дел Российской империи, мемуары дипломатов и путешественников с Крита, критская периодика.
Цель и задачи работы
В исследовании ставится цель осветить практически неизученную деятельность русской дипломатии на Крите в 1784-1866 гг. В задачи исследования входит:
1. Выявить круг источников, на базе которых можно составить представление о деятельности русской консульской миссии на Крите в 1784-1866 гг., и то, насколько они могут служить достоверным источником информации.
2. Проанализировать содержание донесений российских консулов с Крита и политическую переписку, относящуюся к становлению и деятельности русской дипломатии на Крите, изучить консульскую документацию российского представительства на Крите.
3. Определить этапы деятельности русской дипломатии на Крите.
4. Указать предпосылки назначения на Крит российских консульских представителей.
5. Определить задачи, стоящие перед русской консульской миссией на Крите.
6. Дать описание деятельности русской миссии на Крите, форм и методов ее работы, а также дать оценку ее результатов.
7. Определить вклад русской миссии на Крите в решение внешнеполитических задач России в регионе Восточного Средиземноморья.
Научные положения, выносимые на защиту:
1. Достоверными источниками информации, всесторонне освещающими деятельность русской дипломатии на Крите, являются архивные документы Коллегии иностранных дел, с 1802 г. - Министерства иностранных дел Российской империи, российской императорской миссии в Константинополе и русской консульской миссии на Крите, а также изданные справочные материалы МИД Российской империи, мемуары дипломатов и путешественников с Крита, критская периодика.
2. Донесения российских консулов с Крита, политическая переписка по вопросам их назначения и деятельности, а также консульская документация миссии позволяют составить четкое представление о становлении и работе русской дипломатии на Крите.
3. Деятельность русской дипломатии на Крите в 1784-1866 гг. состояла из трех этапов: первый - с 1784 по 1787 гг., второй - с 1800 по 1853 гг., третий - с 1860 по 1866 гг. В каждый из этих периодов консульская миссия имела специфику в определении задач, а также форм и методов деятельности.
4. Предпосылками для назначения первого русского консульского
представителя на Крит в 1784 г. стало присоединение Крыма к России в 1783 г., открытие торговых пристаней в Крыму, заключение в то же время российско- турецкого торгового соглашения и планы Франции установить контроль над Критом. Предпосылками для определения на Крит российских внештатных агентов (вице-консулов) стало отсутствие должной защиты российской торговли и мореплавания в регионе и развитие греческого национально-освободительного движения. Решение, принятое в Петербурге о назначении на Крит российского штатного представителя С. И. Дендрино и об открытии российского императорского консульства в 1860 г., было вызвано активным процессом
массового перехода критских православных греков в католицизм.
5. Задачей русской дипломатии на Крите в 1784-1787 гг. было расширить рамки российского присутствия и влияния в регионе и устранить потенциальную угрозу продвижению российских интересов, не допустив перехода Крита под контроль Франции и его использования в антироссийских целях. В задачи российских вице-консулов на Крите в 1800-1853 гг. входили защита интересов российской торговли и мореплавания, прав российских подданных, предоставление достоверных сведений о событиях на Крите в виду развивающегося на острове греческого национально-освободительного движения. В 1830 г. к этим задачам российских представителей добавилась новая цель - умиротворение Крита. Задачей русской дипломатии на Крите в 1860-1866 гг. было предотвращение процесса перехода критских православных греков в католицизм, получившего развитие на острове после Крымской войны 1853-1856 гг., противодействие усилению французского присутствия, восстановление российского влияния на христианское население...
Данная работа стала первым в отечественной и зарубежной историографии исследованием, посвященным деятельности русской дипломатии на Крите в 1784-1866 гг. В отличие от других научных работ, в которых деятельность российских консулов на Крите упоминалась эпизодически в связи с национально¬освободительной борьбой греческого народа, в ней впервые было дано комплексное поэтапное описание процесса становления и деятельности русской консульско-дипломатической миссии на Крите.
В результате проведенного исследования было установлено, что достоверным источником информации о деятельности русской консульской миссии на Крите могут служить документы из Архива внешней политики Российской империи и Исторического архива Крита. Это документы Коллегии иностранных дел и Министерства иностранных дел Российской империи, на основании которых были выявлены предпосылки и цели назначения российских консульских представителей на Крит, определены сроки пребывания консулов на острове; инструкции МИД России и российской императорской миссии в Константинополе консулам на Крите, из которых видны задачи, стоящие перед ними; дипломатическая и консульская переписка русской миссии на Крите с МИД России, императорской миссией в Константинополе и другими российскими представительствами в регионе Восточного Средиземноморья, благодаря которой была раскрыта деятельность консульских представителей России на Крите и ее результаты.
Была проделана трудоемкая работа по выявлению и обработке этих документов. Материалы Архива внешней политики Российской империи, относящиеся к деятельности русской дипломатии на Крите, были собраны из разных фондов Архива и систематизированы. Для ознакомления с Архивом русского императорского консульства на Крите, который находится в Историческом архиве Крита (г. Ханья, Греция) и представлен там в качестве одного из его фондов, было получено специальное разрешение от представителей греческой архивной службы на Крите.
С выявленными архивными материалами была проделана скрупулёзная работа, связанная с их введением в научный оборот. Подавляющая часть использованных документов, составленная на иностранных языках, была переведена на русский язык. Расшифровке подлежали не только документы на иностранных языках, но и переписка на русском языке конца XVIII века, при составлении которой применялась устаревшая на данный момент орфография, пунктуация, стилистика. Также разъяснению подлежали османские названия, которые российские консулы употребляли в своих донесениях с Крита.
В пользу достоверности архивных документов говорит то, что содержащаяся в них информация о деятельности русской дипломатии на Крите подтверждается другими источниками - изданиями Министерства иностранных дел Российской империи, воспоминаниями очевидцев деятельности русских представителей на Крите и критской периодикой, а также то, что полученные сведения не противоречат общеизвестным историческим данным об этом периоде.
В результате проделанной исследовательской работы, связанной с анализом донесений российских консулов с Крита и политической переписки по вопросам их назначения и деятельности, было установлено, что деятельность русской дипломатии на Крите в 1784-1866 гг. состояла из трех этапов. Первый - с 1784 по 1787 гг., второй - с 1800 по 1853 гг., третий - с 1860 по 1866 гг.
В отношении первого этапа было определено, что его началом стало принятие Высочайшего решения о назначении на о. Кандия (Крит) первого российского консульского представителя К. О. Шпалкгабера в 1784 г. Учреждение русской консульской миссии на Крите было связано со стремлением России в полной мере воспользоваться выгодными условиями, полученными ею по итогам подписания с Османской империей Кючук-Кайнарджийского мирного договора в 1774 г. Однако Россия не могла уверенно расширять свое влияние в регионе Восточного Средиземноморья до тех пор, пока не был решен вопрос о безопасности ее южных границ. И только после присоединения к России Крыма в 1783 г., обеспечившего безопасность ее черноморских рубежей, а также
заключения в это же время выгодного торгового трактата с Османской империей, российская дипломатия приступила к активным действиям в регионе. В 1784 г. были открыты сразу несколько российских консульских точек в Восточном Средиземноморье, в том числе на Крите. Согласно принятой в переписке того времени формулировке, российский консул на Крите (как, впрочем, и другие консулы) был назначен «для пользы службы и торговли российской». В русле общих задач русской дипломатии в регионе, связанных с наращиванием российского влияния за пределами черноморской акватории, в задачи российского консула на Крите входило утверждение российского присутствия на острове, отстаивание российских интересов и развитие торговли с Критом. Однако была еще одна причина, побудившая Петербург учредить консульский пост на Крите.
Присоединение к России Крыма вызвало негативную реакцию со стороны Турции и ее союзника Франции, имевшую серьезные торговые интересы и значительное влияние в регионе Восточного Средиземноморья. Обе державы справедливо полагали, что укрепив позиции в Черном море, Россия начнет активно продвигать свои политические и торгово-экономические интересы за его пределы, что приведет к нарушению геополитического баланса в Восточном Средиземноморье в пользу России. После нескольких неудачных попыток заставить Россию пересмотреть вопрос о статусе Крыма, предпринятых дипломатическим путем, Франция решила действовать более решительно и установить контроль над Критом. В 1783 г. в критский порт Суда на военном фрегате прибыли французские инженеры, задачей которых было укрепление критских крепостей. Одновременно из Мореи (Пелопоннеса) на остров прибыли турецкие войска для увеличения численности местного турецкого гарнизона. По некоторым данным, французы планировали взять остров под контроль и построить там казармы для 12 тысяч человек войска. Установление контроля Франции над Критом, имевшим стратегически важное расположение в регионе, могло привести к усилению позиций Франции в Восточном Средиземноморье в ущерб российским интересам (морское расстояние между Критом и Проливами примерно совпадает с расстоянием от Крыма до турецких Проливов).
Превращение Крита в опорный пункт военно-морских сил Франции и Турции создавало угрозу российской безопасности в случае возникновения российско- турецкого военного конфликта. По характеру военных приготовлений на острове не исключалась вероятность того, что его могут использовать именно в антироссийских целях.
Таким образом, основанием для назначения первого русского консула на Крит в 1784 г. стали условия Кючук-Кайнарджийского мирного договора, а предпосылками - присоединение Крыма к России в 1783 г., заключение в том же году российско-турецкого торгового договора и планы Франции взять Крит под свой контроль.
Назначение российского представителя на Крит должно было способствовать снижению потенциальных препятствий для продвижения российских интересов в регионе Восточного Средиземноморья. В задачи К. Шпалкгабера входило наблюдать за тем, что происходит на острове и своевременно сообщать обо всем российскому посланнику в Константинополе Я. И. Булгакову, оказывать консульскую поддержку российскому торговому мореплаванию, всячески способствовать развитию торговли российских поданных с Критом, устанавливать престиж России в христианской греческой среде. Уже в первых своих донесениях в Константинополь К. Шпалкгабер подтвердил планы французов занять остров Кандия. Основываясь на донесениях с Крита, российская императорская миссия работала над тем, чтобы подорвать доверие турецкой стороны к Франции, наглядно продемонстрировав намерения французов не только укрепить остров, но и взять его под свой контроль. Деятельность русской консульской миссии на Крите, заключавшаяся в предоставлении важных сведений о ситуации на острове, взаимодействии с христианским населением, развитии российской торговли с Критом и оказании консульской поддержки российскому торговому мореплаванию, способствовала снижению внешних угроз южным границам России после присоединения Крымского полуострова, распространению российского влияния на греческое население и продвижению российских интересов в регионе Восточного Средиземноморья. С началом Русско-турецкой войны 1787-1791 гг. деятельность миссии была приостановлена. Так завершился первый этап деятельности русской дипломатии на Крите.
Второй этап работы русской дипломатии на Крите был определен как деятельность российских внештатных агентов (вице-консулов) в 1800-1853 гг. Их назначение было связано с необходимостью обеспечивать защиту и покровительство российской торговле и мореплаванию. Именно в этом заключалась деятельность российского вице-консула на Крите в 1800-1807 гг. М. А .Бертранда. Во время очередного Русско-турецкого военного конфликта (1806-1812 гг.) деятельность русской консульской миссии на Крите была прекращена. Через год после окончания Русско-турецкой войны, в 1813 г. российский посланник в Константинополе А. Я. Италинский предложил увеличить штат вверенной ему миссии, а пост на Крите, среди прочих других, упразднить. Если судить по переписке с русской миссией на Крите, отложившейся в Архиве внешней политики Российской империи, то ее деятельность возобновилась в 1821 г. Тогда в связи с началом греческого освободительного движения в материковой Греции и на островах Архипелага назначение российского консульского представителя Д’Эркюлля (1821-1827 гг.) было вызвано необходимостью иметь точные сведения о происходящем на Крите, где значительную часть населения составляли греки. Россия была вовлечена в урегулирование греческого вопроса, и задачей Д’Эркюлля было информировать российскую императорскую миссию в Константинополе о событиях на острове. Благодаря его донесениям в Петербурге знали о возникновении и развитии национально-освободительного движения на Крите. Предпосылками для назначения российского вице-консула П.Торона в 1830 г. (после очередного российско-турецкого военного конфликта 1828-1829 гг.) стало, с одной стороны, удручающее состояние российской торговли в Восточном Средиземноморье, вызванное нестабильностью в регионе, с другой - организованная новым правителем Крита генералом Мустафой-пашой отправка войск на подавление протестующих критских греков, недовольных тем, что Крит не вошел в состав независимого греческого государства в 1830 г., а был передан под управление вице-короля Египта Мехмеда-Али. С одной стороны, открыто поддерживать критских повстанцев означало бы вновь поставить греческий вопрос, с таким трудом урегулированный. С другой - бросить единоверный греческий народ на произвол судьбы Россия тоже не могла. После изнурительных и продолжительных усилий по урегулированию греческого вопроса Россия не хотела возникновения нового конфликта в регионе и выступала за умиротворение Крита. Задачами российского вице-консула, помимо защиты интересов российской торговли и мореплавания, была реализация курса на умиротворение Крита. Торон должен был выступать своего рода гарантом безопасности греческого населения в случае если они согласятся подчиниться действующей власти. В русле задач по «замирению» Крита Торон взаимодействовал с действующей властью на острове в лице Мустафы-паши и представителями союзных держав Англии и Франции, оказывал содействие представителям военно-морских сил России, находящимся в Леванте для поддержания порядка, когда они прибывали на Крит...
1. Военная энциклопедия. Под ред. В.Ф.Новицкого. - СПб.: т-во И.В. Сытина, 1911-1915.
2. Энциклопедический словарь. Изд. Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон. - СПб.: 1890¬1905.
3. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Сост. А.Н.Чудинов. - СПб., 1894.
4. Энциклопедия мусульманского права. Сост. Н.Стребулаев. - СПб., 1904.
5. Указатель договоров, конвенций, соглашений и других международных ак¬тов, заключенных Россией с иностранными государствами и хранящихся в Архиве внешней политики России Архивного управления Министерства иностранных дел СССР. - М., 1951.
6. Правила издания исторических документов в СССР. - М., 1990.
7. Архив внешней политики Российской империи. Путеводитель. - 1995.
8. Похлебкин В.В. Внешняя политика Руси, России и СССР за 1000 лет в име¬нах, датах, фактах. Вып. I. Ведомства внешней политики и их руководители. Справочник. - М.: Международные отношения, 1992.
9. Wilson, David. British Consular Officials in the Ottoman Empire. - 2011.
Исследования
10. Арш. Г.Л. Греческое освободительное движение конца XVIII - начала XIX в. и русско-греческие связи (этеристы в России). - М.: Институт славянове¬дения и балканистики РАН, 1969.
11. Арш Г. Л. Адмирал П. И. Рикорд и его эпопея в Греции (1828-1833 годы) // Новая и новейшая история. - 2012. - № 3.
12. Арш Г.Л. Россия и борьба Греции за освобождение: от Екатерины II до Ни¬колая I. - М.: Индрик, 2013.
13. Бушуев С.К. А.М.Горчаков. Из истории русской дипломатии. Т.1. - М.: Инст-т востоковедения, 1944.
14. Внешняя политика России XIX и начала XX века. Документы Российского Министерства иностранных дел. Т. 1-17. - М., 1960-2005.
15. Галкин И.С. Дипломатия европейских держав в связи с освободительным движением народов Европейской Турции в 1905-1912 гг. - М.: Изд-во МГУ, 1960...192