ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ГРАЖДАН:
КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ РАМКА 26
1.1 Теории электорального поведения граждан 26
1.1.1. Концептуализация "электорального поведения" граждан 27
1.1.2. Школы изучения электорального поведения 29
1.2 Факторы электорального поведения граждан: теоретические аспекты 39
1.2.1. Структурные факторы электорального поведения граждан 39
1.2.2. Институциональные факторы электорального поведения граждан 56
1.2.3. Культурный фактор и выборы 67
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАН В РЕГИОНАХ ФРАНЦИИ И ЗЕМЛЯХ ГЕРМАНИИ: КАЧЕСТВЕННЫЕ АСПЕКТЫ 78
2.1. Факторы электоральных процессов в регионах Франции 78
2.1.1. Структурный фактор голосования во Франции 78
2.1.2. Институциональные факторы голосования в V Республике 84
2.1.3. Культурные факторы, влияющие на электоральное поведение граждан
Франции 93
2.2. Факторы электорального поведения в Германии 105
2.2.1. Структурные факторы электорального поведения граждан Германии 105
2.2.2. Институциональные факторы голосования в Германии 112
2.2.3. Культура как фактор формирования электоральных предпочтений
граждан Германии 118
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭЛЕКТОРАЛЬНОГО
ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАН НА СУБНАЦИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
ПОЛИТИКИ 135
3.1. Статистический анализ влияния структурных и культурных факторов на
голосование граждан 141
3.2. Качественный сравнительный анализ факторов электорального поведения
граждан 155
3.3. Пространственный эконометрический анализ голосования за партии в
регионах Франции и землях Германии 160
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 168
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 174
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. СТАТИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ДАННЫХ 220
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. КАЧЕСТВЕННЫЙ СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (QCA) 222 ПРИЛОЖЕНИЕ 3. ПРОСТРАНСТВЕННЫЙ ЭКОНОМЕТРИЧЕСКИЙ
АНАЛИЗ 229
Актуальность темы исследования. В 2015 году европейские страны столкнулись с большим притоком инокультурных по отношению к принимающему обществу мигрантов из стран Ближнего Востока и Северной Африки. Последствиями миграционного кризиса стали проблемы в различных сферах: от экономики до вопросов обеспечения безопасности и сохранения европейской идентичности, что привело к росту правопопулистских настроений. В политическое поле европейских стран вошли правопопулисты, призывающие закрыть границы и бороться с мигрантами, представляющими, по их мнению, угрозу безопасности: как экономической, так и физической. При этом правопопулистские партии не набрали необходимого большинства для оказания существенного влияния на нее (Франция и Германия) в электоральных циклах 2012 г. и 2017 г. Таким образом, существуют факторы, которые не позволяют правопопулистским настроениям детерминировать электоральные предпочтения граждан. Это определяет актуальность настоящего исследования.
Степень научной разработанности проблемы. Факторы, формирующие электоральные предпочтения граждан, изучались целым рядом зарубежных и отечественных исследователей.
Специалисты в области миграционных процессов сосредотачиваются на определении концепта «миграция» и различных подходах к пониманию и анализу изменений, происходящих во всех сферах жизни в связи с демографическими изменениями состава населения, исследуют трансформацию политики приема и адаптации мигрантов, определяют основные регионы исхода мигрантов, а также выделяют их характеристики (В.А. Ионцев, В.М. Моисеенко, Н.Г. Киреев, И.М. Мохова, Ж. Коста-Ласку, П. Кольер ). Проблематика адаптации мигрантов в общество, и вопросы, связанные с преодолением боязни определенного типа мигрантов раскрывается в работах М. Бартелеми и Т.Ю. Сидориной . Вопросами интеграции и механизмами адаптации занимался, в частности, М.И. Рыхтик, который выделял три типа стратегий интеграции мигрантов в принимающее общество (мультикульутрализм, ассимиляция и сегрегация) , а также В. Ионцев , представивший классификацию различных степеней интеграции мигрантов. Предметное рассмотрение мультикультурализма представлено в работах У.
5 6 7 8
Кимлика , Ч. Тейлора , В.А. Тишкова , Б.Парека , сегрегационной модели - в работах Х. Эссера , а ассимиляции - а работах М. Гордона и Р. Альбы . В своих работах К. Додд выделял четыре основные модели поведения мигрантов и инокультурных меньшинств в межэтническом взаимодействии в условиях адаптации.
В контексте вопросов интеграции и адаптации мигрантов важны работы, посвященные определению концепта «идентичность» и условиям его формирования, поскольку при формировании идентичности важным является определение «чужого», в данной работе - определения мигрантов, представителей инокультурных меньшинств. Этому посвящены работы У. Сафрана и С. Хантингтона , которые уделяли особое внимание причинам кризиса национальной идентичности на современном этапе в консолидированных демократиях и механизмам выстраивания национальной идентичности. В российской политической науке вопросами формирования идентичности занимались И.С. Семененко , В.В. Лапкин , а также Л.А. Фадеева .
На базе МГИМО проблематикой миграционных процессов занимаются Н.Н. Большова, О.В. Гаман-Голутвина, С.М. Хенкин, А.В. Веретевская .
Понятие популизм укрепилось в политической науке благодаря работе Г. Ионеско и Е. Геллнера , однако, авторы не давали четкого определения данному
понятию. И. Мени и И. Сарель19 свели основные характеристики популизма к таким сущностным аспектам, как постановка на вершину ценностной пирамиды народа, обвинение властей в злоупотреблениях своими полномочиями и требование возвращения власти народу, а К. Мюдде привел свое определение популизма. Под ним он понимал «тонкую» идеологию, в основе которой лежат положения о том, что существует антагонистическое разделение между истинным народом и коррумпированными элитами, а также политика должна быть выражением всеобщей воли . Среди отечественных исследователей,
рассматривающих феномен правого популизма, стоит отметить А.И. Тэвдой- Бурмули, Л.С. Окуневу, П.В. Осколкова .
Особенности электоральной культуры Г ермании раскрыты в работах Д. Берг- Шлоссера , который приводит исторические предпосылки формирования немецкой политической культуры, изучает особенности голосования по землям и освещает вопросы демократической культуры, национальной идентичности. Особенности политической культуры Франции отражены в работах С. Берштейна , который, в частности, отмечал, что политическое поведение зависит не столько от идеологических установок, сколько от господствующей в обществе политической культуры, от системы установленных политических мифов, образов и обычаев.
Вопросом влияния ценностей на электоральный выбор занимались М. Векчем, Ж.В. Капрара и Ш. Х. Шварц . В своих работах они, используя статистические методы исследования, анализировали влияние базовых ценностей на политическую активность граждан, взаимовлияние ценностей граждан и их политических предпочтений и электорального выбора, а также то, как либеральная и консервативная идеологии определяют исход голосования и как ценности формируют политические предпочтения граждан на современном этапе. В работах Ж. Мишела рассматривается взаимосвязь религии и тенденций голосования, О.Г. Харитоновой проанализирована роль ценностей католицизма, в том числе участие и субсидиарность. В работе С. Бойгельсдийка отмечалось, что ценностное разнообразие в рамках той или иной страны негативно отражается на экономических показателях.
Исследованию политической культуры посвящено большое количество работ. Р. Далтон рассматривал причины недоверия европейским политикам со стороны населения, которое более критично относится к принимаемым политиками решениям, более образованно и хорошо осведомлено о политической ситуации как в своих странах, так и на международной арене. Он отмечал, что в настоящее время электорат требует более высокого уровня эффективности проводимой политики и имеет более высокие ожидания от демократии.
На культурной карте мира, составленной Р. Инглхартом и К. Вельцелем , страны мира распределены по 2 ценностным осям, что позволяет понять культурные отличия между представителями европейских обществ и стран Магриба, выявить основные ценностные противоречия между представителями разных культур.
Исследования федерализма также релевантны для данного исследования, поскольку Г ермания - один из кейсов - является федеративным государством, что определяет специфику миграционной политики, способа принятия политических решений, формирования коалиций и отношений земель к принимаемой на федеральном уровне политике в отношении мигрантов (И.М. Бусыгина, В.Е. Чиркин ).
Среди исследователей моделей электорального поведения стоит отметить работы Колумбийской школы , основной фокус внимания которых направлен на изучение сообществ, их конфессиональной принадлежности, экономического статуса и социальных взаимоотношений, Мичиганской школы , в рамках которой была разработана концепция «воронки причинности», и ее оппонентов (приверженцы Рочестерской модели , в рамках которой электорат ведет себя рационально). На базе МГИМО изучением электорального поведения занимается Е.Ю. Мелешкина .
Исследовательский вопрос данной работы формулируется следующим образом: почему после миграционного кризиса граждане регионов Франции и земель Германии, симпатизируя правопопулистским партиям, голосуют за «классические» партии?
Объектом данного исследования является электоральное поведение граждан на субнациональном уровне политики во Франции и Германии.
Предметом исследования являются факторы электорального поведения граждан в регионах Франции и землях Германии.
Цель исследования состоит в определении влияния инокультурной миграции на электоральное поведение граждан в регионах Франции и землях Германии после миграционного кризиса в Европе.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть теории электорального поведения;
2. Выделить основные факторы электорального поведения граждан и дать их характеристику;
3. Проанализировать ключевые особенности и характеристики выделенных факторов в регионах Франции и землях Германии;
4. Выявить основные детерминанты электорального поведения граждан в департаментах Франции и землях Германии в период с 2011 по 2019 гг.;
5. Проследить, как менялись электоральные предпочтения в зависимости от изменений в экономической, политической и культурных сферах на субнациональном уровне политики;
6. Провести количественный и пространственный анализ электорального поведения и вычленить те факторы, которые оказались решающими при голосовании за партии;
7. На основе обобщения эмпирического материала исследования провести сравнительный анализ факторов электорального поведения граждан на субнациональном уровне политики.
Гипотеза данного исследования формулируется так: подъем
правопопулистов во Франции и Германии обусловлен политическим поведением граждан как ответ на инокультурную миграцию и миграционный кризис 2015 г.
Область исследования соответствует пункту 4. «Типы политических организаций», 8. «Место политического процесса в системе общественных процессов», 10. «Основные концепции политических изменений современности», 12. «Выборы как механизм политического участия, их роль и функции в политической жизни общества» паспорта специальности ВАК 23.00.02 «Политические институты, процессы и технологии», пункту 4.3.4 «Сравнительный анализ политических систем и политических культур» и пункту 4.3.4.1 Избирательный процесс раздела 4 «Политология» приоритетных направлений научных исследований МГИМО.
Обоснование границ исследования. Исходя из поставленного исследовательского вопроса, исследование направлено на изучение совокупности факторов, обусловивших электоральное поведение граждан во Франции и Германии. Эти две страны были выбраны для анализа в связи с тем, что, во - первых, в эти страны приезжает большое количество мигрантов, и они столкнулись с опасностью прихода правопопулистов к власти (выход Марин Ле Пен во второй тур президентских выборов во Франции 2017 г. и прохождение Альтернативы для Германии в Бундестаг в 2017 г.). Во-вторых, Франция и Германия, будучи странами, с которых началась европейская интеграция после подписания Парижского договора 1951 г. , считаются «ключевыми странами ЕС, определяющими дальнейшие векторы его развития по различным вопросам» . Эти страны называют «двигателем ЕС», который может провести определенную политику, которая будет принята в рамках ЕС , если она отвечает интересам обеих стран . В-третьих, принимая во внимание тот факт, что в докладе Королевского института международных отношений (Chatham House) 2017 г. миграционный кризис был отмечен в качестве одного из шести главных вызовов ЕС, а также учитывая, что Франция и Германия являются «наиболее влиятельными и важными странами ЕС», которые предлагают остальным странам-членам пути выхода из кризиса . В свою очередь, для того, чтобы понимать, что движет этими странами при принятии решений, необходимо проанализировать те политические процессы, которые происходят внутри этих государств. В-четвертых, следуя логике исследования наиболее отличающихся случаев , в рамках которого случаи подбираются по максимальному числу различающихся критериев, кроме одного параметра. Отметим, что Франция и Германия отличаются между собой, например, по структурным характеристикам общества , по политической системе , по типу политической культуры , по выстраиванию своей идентичности и т.д. В рамках данной работы общей характеристикой является недопущение к власти правопопулистских партий, тогда как две страны различаются по целому набору характеристик, которые были объединены в три большие группы факторов влияния на электоральное поведение. Были выделены институциональные факторы, к которым автор отнес территориальное устройство государств, форму правления, избирательную и партийную системы, политику интеграции и адаптации мигрантов. Вторая группа факторов - структурные факторы, к которым были отнесены миграционные процессы, экономические и демографические характеристики. Третья группа - культурные факторы, в том числе религиозные предпочтения граждан, разделяемые ценности, политическую культуру и традиции.
Для анализа был выбран субнациональный уровень политики, поскольку он является более репрезентативным с точки зрения распределения факторов, а также позволяет проследить глубинные процессы, определившие голосование граждан рассматриваемых стран. Субнациональные единицы имеют большое количество сходств, которые можно не учитывать, концентрируясь на отличиях (например, демографические, социо-экономические, культурные и политические). Такой уровень анализа соответствует требованиям дизайна наибольшего сходства . Субнациональный уровень значительно увеличивает число
наблюдений для количественного анализа....
В данной работе был проведен анализ электорального поведения граждан в регионах Франции и землях Германии после миграционного кризиса в Европе 2015 г. На основе изучения теоретических подходов к понимаю механизмов формирования электорального поведения граждан были выделены факторы, детерминировавшие голосование граждан на субнациональном уровне политики в двух электоральных циклах: для Франции - в 2012 и 2017 гг., для Германии - в 2013 и 2017 гг. Были выделены три группы факторов: институциональные, структурные и культурные факторы. Они, в свою очередь, были разделены на подгруппы. Так, институциональные факторы включили в себя такие характеристики, как политика интеграции и адаптации мигрантов, территориальное устройство государств, форма правления, типы избирательной и партийной системы, типы лидерства; структурные факторы - экономические и социально-демографические показатели; культурные факторы - ценностные и религиозные предпочтения граждан, особенности их политической культуры. Экономические, социально-демографические и ценностные показатели были операционализированы через такие переменные, как уровень безработицы, уровень бедности, уровень миграции и ее качественные характеристики, количество преступлений против мигрантов-мусульман, количество ксенофобских нападений, а также религиозная принадлежность граждан.
В рамках диссертационного исследования автор выполнил поставленные задачи, а именно, рассмотрел существующие теории электорального поведения граждан, выделил факторы электорального поведения граждан, привел их количественные и качественные характеристики (включая особенности политической культуры регионов Франции и всех земель Германии), описал и проанализировал ключевые характеристики электорального поведения граждан на субнациональном уровне политики, а также факторы, его детерминировавшие. С применением корреляционного, регрессионного, качественного сравнительного анализа и пространственного эконометрического анализа выявил детерминанты электорального поведения граждан в регионах Франции и землях Германии в двух электоральных циклах. Далее автор проследил, каким образом менялись электоральные предпочтения граждан в зависимости от изменений в выделенных трех группах факторов. Наконец, был проведен сравнительный анализ особенностей электорального поведения граждан как в рамках рассматриваемых кейсов, так и между ними.
В ходе проведения исследования автор пришел к выводу, что политика адаптации и интеграции мигрантов, выбранная тем или иным государством, определяет то, каким образом принимающее общество будет воспринимать мигрантов. При сегрегационной модели, присущей Германии, отношение к мигрантам складывается из представления о том, что, во-первых, они находятся на территории государства временно, во-вторых, они рассматриваются как средство заполнения рынка труда и обеспечения экономического развития государства, поэтому остальные аспекты взаимодействия с ними не стоят остро на повестке дня. Это соотносится и с отношением мигрантов к принимающему обществу, а именно, они принимают стратегию фильтра, что не способствует их тесному взаимодействию с принимающим обществом, но обеспечивает сосуществование на одной территории. Это было подтверждено показателями, распространёнными в западных землях Германии. Стоит обратить внимание на то, что миграционная повестка активно используется партией Альтернатива для Германии в восточных землях, так как они, в силу исторических причин, а также в силу худшего экономического положения, чем западные земли, потеряли свою идентичность и для создания позитивного образа себя, ищут виновного в своих неудачах. Таким образом, они конструируют свою идентичность от противопоставления себя «Другому», а именно - мигрантам-мусульманам, «демонизируя» их и возвышая себя, в первую очередь, в собственных глазах. Многофакторное районирование выявило тот факт, что в восточных землях уровень миграции низкий и не является инокультурной в полном смысле, однако, голосование за АдГ находится на высоком уровне.
Во Франции принятая политика ассимиляции подразумевает, что мигранты в конечном итоге будут обязаны принять правила и традиции принимающего общества. Это оказывает влияние на стратегию поведения мигрантов-мусульман, прибывающих в страну, которые прибегают к «борьбе» с принимающим обществом ради сохранения своей идентичности. Это находит свое отражение и в голосовании граждан Франции: в регионах с большим количеством инокультурной миграции (восточные регионы), граждане отдают предпочтение правопопулистам, выступающим с жёсткой антимиграционной политикой. При этом, согласно многофакторному районированию, в этих регионах также наблюдались низкие экономические показатели, помимо высокого уровня инокультурной миграции и большого количества преступлений против мигрантов-мусульман, что говорит о том, что как культурные, так и структурные факторы влияли на формирование электоральных паттернов поведения граждан в регионах.
При проведении пространственного эконометрического анализа автором было отмечено, что форма территориального устройства государства непосредственно влияет на тенденции голосования. В унитарном государстве, для которого характерна концентрация ресурсов в одном центре (чаще всего - в столичном регионе), тенденции голосования центрального региона определяют исход голосования в государстве в целом. Так, при многофакторном районировании и при кластеризации регионов Франции выбросом из общей тенденции является регион Иль-де-Франс, в котором все рассматриваемые независимые переменные имели высокие значения, однако, большую долю голосов получил Э. Макрон, а не М. Ле Пен, хотя в остальных регионах-высокие показатели независимых переменных в совокупности вели к голосованию за нее. В федеративном государстве - Германии - граждане в землях при голосовании исходят из необходимости удовлетворить земельные потребности. Кроме этого, большую роль в формировании электоральных предпочтений играет историческое прошлое земель и разделяемые в них ценности. Так, для западных земель характерно преобладание протестантской культуры, которая, в свою очередь, ведет к высоким экономическим показателям, а также к приверженности индивидуализму и меньшему консерватизму при терпимом отношении к чужакам, особенно если они способствуют повышению благосостояния граждан. Восточные же земли, в которых наблюдаются более низкие экономические показатели, а также утратившие свою идентичность после объединения, а именно, с одной стороны, отрицают свою социалистическое прошлое, с другой - ностальгируют по нему в силу существовавшей социалистической системе распределения благ, ожидают помощи от государства при собственной неактивности. В условиях, когда мигранты получают поддержку от государства в виде пособий, восточные земли склонны относиться к ним негативно, на чем «играют» правопопулисты, обвиняя мигрантов в неудачах восточных земель, что ведет к конструированию образа врага в виде инокультурных мигрантов. Кроме того, в федеративном государстве важно учитывать влияние пространства, отражающее тенденции голосования в соседних землях, что позволяет их разделить на кластеры и выявить те территориальные единицы, на которые может опираться та или иная партия: восточные земли являются электоральной базой Левых и Альтернативы для Германии, западные земли - СДПГ, а южные - преимущественно ХДС/ХСС.
В ходе проведения исследования было также выявлено, что территориальная реформа Франции снизила значимость связи между уровнем миграции и результатами голосования. Это привело к увеличению значимости такого структурного фактора, как экономические показатели, выраженные в уровне безработицы. Что касается Германии, то для нее значимое влияние на исход голосования оказали культурные факторы в их качественном и количественном выражении. Для Германии важным является раскол на «осси» и «весси», необходимость для восточных земель искать и выстраивать свою идентичность, тогда как западные земли рассматривают мигрантов как рабочую силу, задача которой состоит в поддержании экономического благосостояния земель при отсутствии острой необходимости интегрировать их в немецкое общество, что укладывается в сегрегационную модель адаптации мигрантов.
Кроме того, в результате регрессионного анализа автор выявил, что большое количество мигрантов ведёт к голосованию за «классические партии», что может быть связано с тем, что мигранты заполняют лакуны на рынке труда, что, в свою очередь, ведёт к улучшению экономических показателей граждан, а значит, смысла голосовать за популистов (не столь важно, за правых или левых) нет. В дополнение к этому регрессионный анализ подтверждает данный тезис - низкий уровень безработицы ведёт к голосованию за «классические» партии.
Стоит отметить, что и институциональный фактор играет роль при формировании электоральных предпочтений граждан. Федерализм, парламентаризм и смешанная электоральная система являются барьером для прихода правопопулистов к власти. Тогда как мажоритаризм, унитаризм и премьерско-президентская система могут способствовать тому, что к власти придут «аутсайдеры».
Таким образом, гипотеза, выдвинутая в начале исследования, о том, что подъем правопопулистов во Франции и Германии обусловлен политическим поведением граждан как ответ на инокультурную миграцию и миграционный кризис 2015 г., подтвердилась, поскольку, миграционный фактор детерминировал голосование во Франции и Германии. Можно сказать, что высокий уровень миграции ведёт к голосованию за «классические» партии. Однако, характер этого влияния носил неодинаковый характер для рассматриваемых стран. Во Франции голосование за Марин Ле Пен напрямую соотносилось с экономическими, демографическими и ценностными характеристиками, и на результат голосования влиял непосредственно уровень инокультурной миграции, что было показано при проведении многофакторного районирования. В Германии доля голосов за Альтернативу для Германии соотносилось с ценностным фактором, при этом миграционная повестка косвенно влияла на голосование, поскольку партия использовала инокультурную миграцию в целях конструирования идентичности восточных земель, утративших оную и нуждающихся в определении себя. При этом, миграция в восточных землях была, во-первых, ниже, а во-вторых, не является исключительно инокультурной, поскольку включает в себя не только сирийцев, чье количество начало расти только с 2016 г. и которых можно назвать представителями инокультурной миграции, но и бывших российских и польских граждан, а также других граждан Восточноевропейских государств, чьи ценностные и мировоззренческие установки не входят в противоречие с распространенными в Германии.
Францию и Германию объединяет тот факт, что институциональные и структурные факторы выступают той сдерживающей силой, которая не позволяет правопопулистам прийти к власти. Правопопулисты апеллируют к сензитивным для избирателей вопросам и пытаются задействовать культурный фактор, а именно, они обращаются к необходимости бороться с «чужаками» ради обеспечения собственного благополучия, поиску врага, виновного в неудачах. Проведенный автором анализ позволяет заключить, что учет институциональных, структурных, культурных факторов в комплексе позволяет прогнозировать исход будущих электоральных циклов в проанализированных автором странах
1. Автономов А.С. Конституционное (государственное) право зарубежных стран / Автономов А.С. М. - 2013. - 560 С. - ISBN. 978-5-7205-1030-5. - Текст: непосредственный.
2. Алехнович С.О. Проблемы теоретической интерпретации
централизма/децентрализма в федерализме / Алехнович С.О., Бекбосынов М.Б. - Текст: непосредственный. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. - 2010. - № 3. - С. 56-72.
3. Антропов Р.В. Особенности и современные тенденции развития избирательной системы Германии (на примере выборов в немецкий Бундестаг 2013 года) / Антропов Р.В. - Текст: непосредственный. // Избирательное право. - 2016. - № 2 (34). - С. 30-32.
4. Банковская энциклопедия: сайт / Уровень безработицы. - URL:
https: //banks.academic.ru/1840/Уровень_безработицы (дата обращения:
25.09.2020). - Текст: электронный.
5. Барановская М. Меркель считает появлении АдГ в Бундестаге «серьезной проблемой» / Барановская М. - Текст: электронный // DW. - 2017. - 24 сентября. - URL: https://www.dw.com/ru/меркель-считает-появление-адг-в- бундестаге-серьезной-проблемой/a-40664290 (дата обращения: 16.08.2020)
6. Баталов Э.Я. Политическая культура современного американского общества / Баталов Э.Я - М.: Наука - 1990. - 252 С. ISBN 5-02-007977-4. - Текст: непосредственный.
7. Баталов Э.Я. Политическая культура: понятие и феномен / Э.Я. Баталов. - Текст: непосредственный // Политика: проблемы теории и практики. Вып. VII, ч. 2. - М.: ИНИОН АН СССР, Ин-т молодёжи, 1990. С. 101-144.
8. Батырев С. Заслон от чужестранцев / Батырев С. - Текст:
непосредственный. // Эхо планеты. - 1993. - № 27 - С.7.
9. Бенюмов К. В СССР не было мультикультурности. И здесь не будет / Бенюмов К. Текст: электронный // Медуза. - 2018. - 28 мая. - URL: https://meduza.io/feature/2018/05/28/v-sssr-ne-bylo-multikulturnosti-i-zdes-ne- budet (дата обращения: 24.12.2018)
10. Большова Н.Н. Кризис «социального государства» и массовая миграция как вызовы современному государству-нации (на примере ФРГ) / Большова Н.Н. - Текст: непосредственный // Москва: Вестник МГИМО-Университета. - 2009. - № 5. - С. 1-15.
11. Бунин И.М. Выборы Макрона, или Выбор Франции: французская политика в 2017-2018 годах / Бунин И.М. - М.: Школа гражданского просвещения, 2018. - 200 С. ISBN 978-5-93895-122-8. Текст: непосредственный.
12. Бусыгина И.М. Германский федерализм: история, современное состояние, потенциал реформирования / Бусыгина И.М. - Текст: непосредственный // Полис. - 2000. - № 5. - С. 110.
13. Бусыгина И.М. Регионы Германии / Бусыгина И.М. - М.: Российская политическая энциклопедия. - 2000. - 350 С. ISBN 5-8243-0079-8. Текст: непосредственный.
14. Бусыгина И.М. Федерализм и этническое разнообразие в России. / Под ред. И.Бусыгиной и А.Хайнеманна-Грюдера. - РОССПЭН, 2010. - 212 с. ISBN: 978-5-8243-1320-8. Текст: непосредственный.
15. Веретевская А. В. Перспективы и препятствия для политики мультикультурализма в консолидированных демократиях Западной Европы: специальность 23.00.02 - политические институты, процессы и технологии дис. канд. полит. наук. / Веретевская Анна Вячеславовна : науч. рук. Ильин М.В. Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации. — Москва, 2012. - Текст: непосредственный.
...383