Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ТВОРЧЕСТВА В АДАПТАЦИИ ЧЕЛОВЕКА К ВНЕДРЕНИЮ ЭЛЕМЕНТОВ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА (НА ПРИМЕРЕ ЖУРНАЛИСТИКИ)

Работа №179582

Тип работы

Диссертация

Предмет

философия

Объем работы183
Год сдачи2021
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Новые тенденции в философии и науке в контексте внедрения искусственного интеллекта 14
1.1. Междисциплинарные основания исследования искусственного интеллекта...15
1.2. Базовые направления философии искусственного интеллекта 28
1.3. Нейроэстетика и энактивизм. Творческий и аксиологический потенциал
искусственных нейронных сетей 42
Выводы к первой главе 58
Глава 2. Социокультурные особенности внедрения искусственного интеллекта 61
2.1. Современный этап развития творчества искусственного интеллекта 61
2.2. Социальные реакции на распространение искусственного интеллекта 75
2.3. Этика применения искусственного интеллекта: предложения и проекты 93
Выводы ко второй главе 106
Глава 3. Применение искусственного интеллекта: фреймы и повседневные практики 108
3.1. Особенности и этапы становления автоматизированой журналистики 108
3.2. Будущее человека и искусственного интеллекта в средствах массовой
информации 122
3.3. Искусственный интеллект, творчество и труд в период пандемии COVID-19
138
Выводы к третьей главе 149
Заключение 151
Список литературы

Актуальность исследования обусловлена возрастающей ролью цифровых технологий в жизни общества. 28 июля 2017 г. Правительством Российской Федерации утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации», которая предусматривает создание цифровой экономики, способной вывести страну на принципиально новый уровень развития. Важную роль в этом процессе играют сквозные технологии, в том числе искусственный интеллект (ИИ). 10 октября 2019 г. № 490 Указом Президента Российской Федерации «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» утверждена «Национальная стратегия развития искусственного интеллекта на период до 2030 года», согласно которой целями развития искусственного интеллекта в России являются «обеспечение роста благосостояния и качества жизни ее населения, обеспечение национальной безопасно сти и правопорядка, достижение устойчивой конкурентоспособности российской экономики, в том числе лидирующих позиций в мире в области искусственного интеллекта» .
Теоретические основы искусственного интеллекта были заложены еще в середине XX в., но переход на принципиально новый уровень произошел в 2010-х гг. благодаря активной работе над такой формой ИИ, как нейронные сети. В настоящее время нейронные сети получают широкое распространение, значительно облегчая работу специалистам во многих областях, однако вместе с тем они способны принести ряд проблем, приведя к кардинальным изменениям в процессе осуществления трудовой деятельности людей. Исследование предполагает, что творчество приобретает ключевое значение в период адаптации человека к повсеместному внедрению искусственного интеллекта, вследствие чего представляется необходимым изучить данное явление на примере журналистики, так как эта сфера, с одной стороны, в настоящее время подвержена автоматизации, а с другой — сильно зависит от уровня творческого потенциала работников.
Степень разработанности проблемы характеризуется необходимостью обращения к текстам разных научных направлений, что вызвано трансдисциплинарным подходом, лежащим в основе данного исследования.
Во-первых, большое внимание уделяется произведениям по философии искусственного интеллекта и философии сознания, связанным с такими направлениями, как физикализм, функционализм и когнитивный плюрализм, а также со смежными подходами энактивизма, трансгуманизма, критики «сильного» искусственного интеллекта и основ искусственных нейронных сетей (ИНС), например, работам А. Тьюринга, У. Мак-Каллока, У Питтса, Дж. Маккарти, Дж. Серла, Т. Нагеля, Д. Дэвидсона, Х. Дрейфуса, Ф. Варелы, Н. Бострома, С.Дж. Рассела, П. Норвига, Д. Чалмерса и др. Отдельно стоит отметить труды ведущих представителей российской философской школы искусственного интеллекта — А.Ю. Алексеева, Д.И. Дубровского, В.А. Лекторского, В.В. Васильева, А.С. Некрасова и др .
Во-вторых, важной частью исследования стало обращение к трудам по философии творчества, философии культуры и философии техники, среди которых можно выделить классические работы Н.А. Бердяева, Ф. Шеллинга, М. Хайдеггера, а также произведения современных авторов: А.В. Смирнова, А.А. Гусейнова, А .Л. Доброхотова, Н. М. Смирновой, А .В. Шестопала, В. Рамачандрана, С. Зеки и др.
В-третьих, в связи с тем, что искусственный интеллект является междисциплинарной областью знания, а также из-за рассмотрения автоматизации труда в период пандемии COVID-19 необходимо было ознакомиться с современными исследованиями в области нейрофизиологии, психологии, программирования, политологии, социологии, педагогики и юриспруденции .
Наконец, для понимания картины, формирующейся в средствах массовой информации, возникла потребность рассмотреть подходы Г.М. Маклюэна и Ф. Киттлера, теорию фреймов, структуралистский конструктивизм П. Бурдье, научные публикации, связанные с внедрением искусственного интеллекта в журналистику, в частности работы С. Андерсона, А. Ван Далена, Дж. Павлика, С. Лекомта и Л. Уикса , а также изучить публикации и интервью в зарубежных и отечественных Интернет-изданиях.
Объект исследования — связанный с автоматизацией интеллектуального труда процесс внедрения искусственного интеллекта в различные области, в том числе в журналистику.
Предмет исследования — творчество как способ адаптации человека к распространению технологий искусственного интеллекта в различных областях (на примере журналистики).
Цель исследования — оценить потенциал творческих способностей как ключевого фактора, отличающего естественный интеллект от искусственного, для того чтобы максимально эффективно преобразовать подход людей к сферам деятельности, в настоящее время наиболее подверженным автоматизации.
Для достижения цели исследования поставлены следующие задачи:
1. Выявление особенностей философского и научного взглядов на искусственный интеллект на современном этапе;
2. Анализ уровня развития технологий искусственного интеллекта в области творчества;
3. Уточнение социокультурного контекста распространения искусственного интеллекта;
4. Оценка развития этики искусственного интеллекта;
5. Определение основных характеристик и прогноз творческой деятельности человека и искусственного интеллекта в средствах массовой информации;
6. Сравнение социальных практик трудящихся до и в период автоматизации и пандемии COVID-19 (на примере журналистики).
Проблема исследования состоит в определении значения творчества в процессе приспособления человека к активному распро странению систем с элементами искусственного интеллекта в различных отраслях, в том числе в журналистике.
Область исследования соответствует п. 2.3. Человек как особый род сущего, п. 2.13. Философия человека в новое и новейшее время, п. 2.28. Модерн и постмодерн в исследовании феномена человека, п. 3.27. Культура и социум, п. 3.33. Исследование конкретных культурных феноменов в контексте общих закономерностей существования культуры паспорта специальности ВАК 09.00.13 Философская антропология, философия культуры; а также п. 12. Религии и новые идеологии как факторы международных отношений Приоритетных направлений научных исследований МГИМО.
Информационная база исследования. В работе использованы нормативные правовые акты, статистические данные, публикации в российской и зарубежной печати, результаты опросов общественного мнения и экспертные оценки.
Научная новизна состоит в следующем:
1. Выявлены некоторые особенности философского и научного взглядов на искусственный интеллект. Определена ведущая роль создания искусственных нейронных сетей в развитии творческого потенциала искусственного интеллекта. Делается вывод о необходимости комплексного подхода, сочетающего философский и научный опыт, к изучению процесса появления «умных машин» в сферах деятельности, которые требуют творческого начала.
2. Проанализирован уровень развития технологий искусственного интеллекта в области творчества. Обоснован тезис о том, что в настоящее время искусственный интеллект способен создавать творческие продукты (картины, музыку, тексты, новые решения некоторых научных проблем), однако сфера его деятельности на данный момент ограничена и невозможна без участия человека.
3. Уточнен социокультурный контекст распространения искусственного интеллекта в творческой деятельности человека. Показана неспособность людей отличить «естественное» творчество от «искусственного», что является одной из причин нарастания количества противников использования искусственного интеллекта. Уточняется роль движений, выступающих против внедрения ИИ, таких как неолуддизм и «медленное движение». Делается вывод о важности культурных установок в формировании отношения к искусственному интеллекту (на примере китайского прагматизма и использования цифровых технологий в период распро странения новой коронавирусной инфекции).
4. Сформулированы основные принципы, заложенные в современных документах с этическими рекомендациями в области ИИ; рассмотрены возможности обучения «умных машин» этическому поведению.
5. Определены характеристики применения искусственного интеллекта средствами массовой информации. Проведен основанный на «постчеловеческом» подходе Ф. Киттлера и теории фреймов SWOT-анализ автоматизированной журналистики, результаты которого использованы для краткосрочного прогноза развития данной области.
6. Проведен сравнительный анализ социальных практик трудящихся до и в период автоматизации и распространения SARS-CoV-2 в рамках структуралистского конструктивизма П. Бурдье.
Методологическая основа и методы исследования. В работе используются антропологический и аксиологический подходы, общенаучные методы системного, структурно-функционального и сравнительного анализа. Особенности трансдисциплинарного подхода, необходимого для данного исследования, потребовали обращения к специфическим приемам некоторых частных дисциплин, например, психологии, социологии, теории массовых коммуникаций.
Теоретическая значимость. Поскольку внедрение искусственного интеллекта происходит в большом количестве отраслей человеческой деятельности, в том числе в журналистике, анализ принципов, лежащих в основе данного процесса, поможет определить наиболее эффективные способы адаптации людей к автоматизации.
Крайне важной представляется нео бходимо сть исследования распространения искусственного интеллекта с позиции философии (как аналитической, так и философии культуры) и естественных наук в комплексе, а не независимо друг от друга, потому что раздельное изучение автоматизации, как можно видеть сегодня, не приводит к желаемым результатам и способствует нарастанию неопределенности.
Изучение социокультурного контекста, возникающего в ответ на внедрение искусственного интеллекта в различные сферы жизни, позволяет определить отношение людей к технологическим инновациям и выявить основные характеристики различных движений, появляющихся в виде реакции на развитие ИИ. Важно и рассмотрение современных подходов к формированию этических принципов в области искусственного интеллекта.
Наконец, обращение к анализу автоматизированной журналистики, вероятно, будет способствовать структуризации и обобщению процессов, происходящих в средствах массовой информации и в медиасреде, для дальнейшего перехода к выработке подходов, которые можно применить для решения проблем, возникающих из-за развития технологий искусственного интеллекта. Проведенный сравнительный анализ социальных практик журналиста до и в период автоматизации и пандемии позволит более точно подобрать способы развития творческого потенциала трудящихся в условиях усложнившейся экономической, социальной и политической ситуации.
Практическая значимость работы. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в курсах по философии искусственного интеллекта и философии творчества, а также в различных курсах, входящих в программу подготовки журналистов. Кроме того, результаты могут быть использованы средствами массовой информации, государственными структурами и частными компаниями для принятия решений о повышении квалификации сотрудников в условиях автоматизации интеллектуального труда.
Хронологические рамки исследования определены 2000-2021 гг., что связано с резким скачком в развитии искусственного интеллекта, вызванным использованием технологий больших данных для обучения искусственных нейронных сетей в начале XXI в.
Положения, выносимые на защиту:
1. В настоящее время искусственный интеллект является междисциплинарной областью с преобладанием исследований в сфере информационных технологий и нейрофизиологии. Социогуманитарное направление рассматривается разработчиками как дополнительное, однако в связи с ограничениями, имеющимися у современных подходов к ИИ, растет запрос на усиление взаимодействия с представителями философии, культурологии, социологии, искусствоведения. Таким образом, при изучении творческого потенциала
искусственного интеллекта и оценке перспектив его распро странения стоит использовать комплексный подход, опирающийся как на гуманитарные, так и естественно-научные дисциплины.
2. Искусственный интеллект, представленный в форме искусственных нейронных сетей, показывает высокие результаты в имитации творческой деятельности человека, но его возможности на данный момент сильно ограничены необходимостью обучения на больших объемах хорошо структурированных данных и зависимостью от разработчиков программ. Имеет смысл утверждать, что искусственные нейросети в творчестве проявляют себя как «слабый» искусственный интеллект.
3. Несмотря на ограниченность искусственных нейронных сетей, результаты их творческой деятельности до статочно высоко оцениваются обществом и вызывают дискуссии о необходимости остановить внедрение искусственного интеллекта, вследствие чего усиливаются движения, выступающие против научно-технического прогресса, в частности неолуддизм и «медленное движение». Вместе с тем можно утверждать, что отношение к ИИ зависит от культурных установок и варьируется у представителей разных стран.
4. Этика в сфере искусственного интеллекта является одной из самых актуальных тем последних лет. Хотя некоторые исследовательские группы пытаются развить у ИИ способность совершать моральный выбор, на международном уровне продвигается идея сохранить за человеком всю ответственность за действия «умных машин», а программам оставить статус инструментов и помощников, не обладающих субъектностью.
5. Искусственный интеллект достаточно активно используется средствами информации, в основном для автоматизации процесса написания текстов. Проведенный SWOT-анализ автоматизированной журналистики показал, что искусственный интеллект на данный момент не представляет угрозы для журналистов-людей, несмотря на вероятность потери некоторого числа рабочих мест последними, а скорее является новым вызовом, способным более полно раскрыть в человеке творческий потенциал.
6. Сравнительный анализ социальных практик позволяет предположить, что в условиях пандемии процесс распространения искусственного интеллекта ускорился, а экономические и социальные условия стали более неопределенными, в связи с чем возросла необходимость творческого переосмысления труда с упором на большую гибкость и сбалансированность переходов между реальной и цифровой средой.
Степень достоверности и научная апробация работы. Основные положения и выводы исследования представлены в виде докладов на ХХ111 Международных Шишкинских чтениях «Этика и религия в современном мире» (Москва, 23 декабря 2017 г.); Четвертой Международной научной конференции «Творчество как национальная стихия: медиа и социальная активность (Санкт-Петербург, 2-4 июля 2018 г.); Международной научно¬практической конференции «Журналистика XXI века: среда обитания» (Санкт- Петербург, 2-3 ноября 2018 г.); Юбилейной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Осенние коммуникативные чтения: к 20-летию открытия лингвистического образования в РосНОУ» (Москва, 29-30 ноября 2018 г.); XII Конвенте РАМИ «Мир регионов vs регионы мира» (Москва, МГИМО, 21-22 октября 2019 г.); VI Международной научной конференции «Творчество как национальная стихия: роль индивидуальности в творческом контексте XXI века» (Санкт-Петербург, 30 июня - 2 июля 2020 г.); ХХVI Международных Шишкинских чтениях «Ценности гуманитарного сотрудничества (к 75-летию ЮНЕСКО)» (Москва, 26 декабря 2020 г.); XIII Конвенте РАМИ «К 30- летию внешней политики новой России» (Москва, МГИМО, 14-16 октября 2021г.).
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Искусственный интеллект — это область знаний, занимающаяся исследованием процессов автоматизации. Если раньше в компьютерах видели только вычислительные приборы, способные хранить и извлекать информацию, или программы, строго следующие заданному алгоритму, то технологии искусственного интеллекта заставляют нас переосмыслить роль умных машин и рассмотреть в них устройства, которые могут конструировать, анализировать, интерпретировать и преобразовывать.
За прошедшие 20 лет нового столетия произошел резкий скачок развития технологий искусственного интеллекта, и теперь можно наблюдать процесс внедрения ИИ практически во все сферы жизни человека. В связи с расширением области применения «умных машин» возникает необходимость в разностороннем изучении этого явления, так как оно оказывает огромное влияние не только на политическую, экономическую и социальную повестку дня, но и заставляет заново поставить вопрос о том, что значит быть человеком и какими отличительными свойствами он обладает. В данной работе предпринимается попытка проанализировать происходящие вследствие внедрения искусственного интеллекта изменения в творческом процессе как в одной из самых важных характеристик исключительно человеческой деятельности.
Во-первых, стоит отметить необходимость применения трансдисциплинарного подхода к искусственному интеллекту. Хотя вполне закономерно утверждать, что изначально ИИ был частью кибернетики и области информационно-коммуникационных технологий, в которую допускались только математики, программисты и некоторые философы, работающие в аналитической традиции, теперь в силу успешного внедрения искусственных нейронных сетей в сферу искусства и других творче ских о бластей невозможно решить многочисленные этические, юридические, экономические, социальные и культурные вопросы без использования методов естественных наук, особенно физиологии и нейробиологии человека, а также подходов, выработанных такими философскими направлениями, как философская антропология и философия культуры. Рассмотренные в данном исследовании нейроэстетика и энактивизм являются примерами попыток, пусть и не всегда удачных, выработать комплексные подходы к искусственному интеллекту и сознанию человека, и представлены именно для того, чтобы обратить внимание на важность обращения к разным дисциплинам при изучении процессов, возникающих в связи с распро странением искусственного интеллекта.
Во-вторых, в работе установлено, что искусственные нейронные сети создают творческий продукт, представленный в различных формах, от стихотворных произведений до открытия новых видов антибиотиков, вследствие чего нельзя игнорировать взгляды философов культуры, искусствоведов и культурологов на внедрение ИИ, что, к сожалению, порой происходит в среде профессиональных разработчиков, а также философов, занимающихся исследованием сознания. Однако отмечается наличие большого количества ограничений, не позволяющих говорить о современном искусственном интеллекте как о самостоятельном субъекте, и на это, в свою очередь, представляется необходимым обратить внимание людей, работающих в тех сферах, где происходит развитие автоматизации, для предотвращения паники и недопущения распространения радикальных настроений. Вместе с тем формирование упомянутого выше комплексного подхода к искусственному интеллекту позволит произвести внедрение искусственного интеллекта с учетом человеческого фактора, социальных настроений и особенностей культур.
В-третьих, проведенный на примере средств массовой информации анализ автоматизированной журналистики показал, что использование «постчеловеческого» подхода, предложенного Ф. Киттлером, позволяет уйти от концепции искусственного интеллекта как угрозы творческому началу людей и рассмотреть его как инструмент для более полного раскрытия человеческого творческого потенциала. Согласно результатам сравнительного анализа социальных практик трудящихся до и во время автоматизации и пандемии (на примере журналистики), ИИ может превратиться в помощника, а не врага человека, только при условии приложения значительных усилий членов общества и институтов к созданию гибких и динамичных способов преображения жизненных процессов с преобладанием базовых гуманитарных ценностей.
Подводя итог, роль творчества в адаптации человека к внедрению элементов искусственного интеллекта можно представить следующим образом:
1. Творчество как ответ на возможный рост безработицы в мире. Современный мир (экономическая, научная, социальная, политическая, образовательная и многие другие области) не может существовать без компьютеров, и с распространением технологий искусственного интеллекта эта зависимость станет еще сильнее. Многие рабочие места оборудованы компьютерами и в перспективе будут подключены к разного рода ИИ-устройствам. Однако предсказать, приведет использование ИИ к сокращению или, наоборот, к росту числа рабочих мест, в данный момент крайне сложно, и иллюстрацией служат результаты многочисленных исследований, представленных в данной диссертации. Впрочем, в краткосрочной перспективе можно предположить, что на фоне экономического спада, вызванного пандемией, автоматизация скорее будет способствовать уменьшению шансов людей на трудоустройство. В связи с этим развитие творческих способностей людей, которые позволяют им выполнять смыслообразующую функцию и тем самым отличают их от искусственного интеллекта, видится одним из способов повышения конкурентоспособности человеческого труда.
2. Творчество как реакция на изменение количества свободного времени. Прогнозы по данному вопросу также различаются. Автоматизация может как сократить рабочее время, так и продлить его. Представляется возможным говорить о точечном влиянии искусственного интеллекта на увеличение или сокращение свободного времени в зависимости от личного опыта, социального статуса, места работы и формы занятости каждого человека. С одной стороны, ИИ может взять на себя рутинные интеллектуальные процессы и освободить время для отдыха или решения нестандартных, творческих задач, с другой — технологии ускорили нашу жизнь, успех в которой теперь во многом зависит от скорости выполнения задач, что в сочетании с ситуацией 2020-2021 гг. приводит к размыванию границы между работой и отдыхом и необходимостью работать без перерывов и выходных. Ориентированность людей на творчество позволит как «закрыть» освободившееся время полезной деятельностью, так и найти эффективные решения в случае еще большего возрастания жизненного темпа.
3. Творчество как фактор защиты права на личную жизнь. Распространение систем искусственного интеллекта приводит к увеличению транспарентности всех процессов, происходящих в обществе. Видеокамеры с технологией распознавания лиц, социальный рейтинг, алгоритмы по подбору контента в Интернете не оставляют места для сохранения анонимности и конфиденциальности. Рост прозрачности внешней стороны существования, который, если судить по многочисленным прогнозам, неизбежен, может быть скомпенсирован закрытием внутренних субъективных переживаний, и пребывание людей наедине с собой приведет к своего рода творческому перерождению, без которого, вероятно, жизнь в эпоху автоматизации процессов не будет полноценной.
4. Творчество как возможность обеспечить собственную безопасность при снижении уровня ответственности людей. При наличии шанса на перекладывание ответственности за действия, приведшие к негативным последствиям, на искусственный интеллект, представляется вполне вероятным, что физические лица и организации будут стараться его использовать. В настоящее время на уровне ЮНЕСКО поддерживается подход по возложению всей ответственности за действия ИИ на физических или юридических лиц на всех этапах жизненного цикла технологий, однако в случае негативного сценария развития событий только творчески развитые личности будут достаточно подготовлены к тому, чтобы противостоять как искусственному интеллекту, так и его владельцам, на всех уровнях — от нормативно-правового до физического.
5. Творчество как способ устранить угрозу человеческой уникальности. Если искусственный интеллект выполняет многое из того, что умеют делать люди, причем часто лучше и быстрее, то можно ли продолжать называть человека «венцом творения», обладающим присущими только ему свойствами? Стоит предположить, что да, так как и раньше изобретенные людьми устройства выполняли различные операции лучше, чем их создатели. Искусственный интеллект, как и любой другой инструмент, зависит от человека. Предоставлять ему право на автономность или нет — выбирать только его создателям, и, каким бы ни было решение, необходимо предварительно выработать не только базовые принципы этики искусственного интеллекта, но и оценить экономические, социальные и политические последствия любой из возможных альтернатив.
Таким образом, проведенное исследование показало, что проблема творчества играет важнейшую роль в процессе адаптации человека к внедрению технологий искусственного интеллекта. Дальнейшая работа по формированию комплексного подхода, включающего взгляды представителей различных сфер интеллектуальной деятельности (философии, науки, искусства), определена усложнением самой возможности творчества в его широком понимании — как активности деятеля, не находящегося под строгим контролем внешнего наблюдателя — программы. Связанная с успехами развития и внедрения ИИ в повседневные культурные практики рутинизация многих сфер, предполагавших еще совсем недавно акцент на человеке и открывавших тем самым условия для большей его свободной, творческой активности, также составляет серьезную проблему. Тем самым в ходе исследования подтвердилось предположение, что так называемый «субъективный фактор», негативное влияние которого на достижение желаемых результатов стремятся исключить технологии искусственного интеллекта, имеет и положительный потенциал.
Ответом на эти вызовы становится ускоренная выработка новых этических и правовых принципов, что требует учета новых векторов, возникших из-за включения искусственного интеллекта в ценно стное поле современной культуры. Стремление общества максимально безопасно пройти неизбежный период автоматизации предполагает развитие исследований в области изучения социокультурной динамики общественных настроений, а также способов гармонизации отношения людей к применению искусственного интеллекта в различных областях в сфере культуры. Обеспечение теоретического фундамента принятия антропологически корректных решений — основная задача философского изучения проблемы ИИ, и динамический подход к ее решению требует от научного сообщества дальнейших интеллектуальных и этических усилий.


1. Азимов, А. Весь Азимов. Я, робот. / А. Азимов; пер. с англ. С. Бережкова. — Москва : Эксмо, 2008. — 763 с. — ISBN 978-5-699-29174-8. — Текст : непо средственный.
2. Атлас новых профессий / Под ред. Д. Варламовой, Д. Судакова. — Москва : Интеллектуальная литература, 2020. — 456 с. — ISBN 978-5-907274-10-5. — Текст : непосредственный.
3. Бердяев, Н.А. Философия свободы. Смысл творчества / Н.А. Бердяев. — Москва: Правда, 1989. — 608 с. — Текст : непосредственный.
4. Бехтерева, Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни / Н.П. Бехтерева. Доп. Изд.
— Санкт-Петербург : Сова. — 2007. — 383 с. — ISBN 978-5-17-045472-3. — Текст : непосредственный.
5. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть / Ж. Бодрийяр. — Москва : «Добросвет», 2000. — 387 с. — ISBN 5-7913-0047-6. — Текст : непосредственный.
6. Бocтрoм, Н. Искусственный интеллект: этапы, угрозы, стратегии / Н. Бостром; пер. с англ. С. Филина. — Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2016. — 496 с. — ISBN 978-5-00057-810-0. — Текст : непосредственный.
7. Брокман, Д. Что мы думаем о машинах, которые думают: ведущие мировые ученые об искусственном интеллекте / Д. Брокман. — Москва : Альпина нон- фикшн, 2017. — 549 с. — ISBN 978-5-91671-775-4. — Текст : непосредственный.
8. Бурдье, П. Начала / П. Бурдье; пер. с фр. Н.А. Шматко. — Москва : Socio¬
Logos, 1994. — 288 с. — ISBN 5-86942-006-7. — Текст : непосредственный.
9. Бурдье, П. Социология политики / П. Бурдье. — Москва : Socio-Logos, 1993.
— 336 с. — ISBN 5-86709-005-1. — Текст : непосредственный.
10. Винер, Н. Кибернетика, или управление и связь в животном и машине / Н. Винер. — Москва : Наука; Главная редакция изданий для зарубежных стран, 1993. — 344 с. — Текст : непосредственный.
11. Гусейнов, А.А. Этика и культура. Статьи, заметки, выступления, интервью / А.А. Гусейнов. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, 2020. — 784 с. — (Классика гуманитарной мысли).
— ISBN 9785762109741. — Текст: непосредственный
12. Доброхотов, А.Л. Философия культуры / А.Л. Доброхотов. — Москва : Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — 557 с. — ISBN 978-5-7598-1191-6. — Текст : непосредственный.
13. Дрeйфуc, X. Чего не могут вычислительные машины. Критика искусственного разума / Х. Дрейфус; пер. с англ. Н. Родмана. — Москва : Прогресс, 1978. — 356 с. — Текст : непосредственный.
14. Искусственный интеллект: междисциплинарный подход. Под ред. Д.И. Дубровского и В. А. Лекторского. — Москва: ИИнтеЛЛ, 2006. — 448 с. — ISBN 5-98956-005-2. — Текст : непосредственный.
15. Локк, Дж. Опыт о человеческом разумении / Дж. Локк. — Сочинения: В 3-х т. Т.1; под ред. И. С. Нарского. — Москва : Мысль, 1985. — Текст : непосредственный....306



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ