ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Ценности и оценки культурного наследия в контексте формирования национального самосознания абхазов 26
1.1. Становление национального самосознания абхазов в условиях
социокультурных трансформаций абхазского общества 26
1.2. Категория культурного наследия в его ценностно-смысловом
значении 47
1.3. Оценка культурно-исторического наследия в дискурсе
актуальной культурной политики и ее перспективных направлений 58
Выводы по Главе 1 78
ГЛАВА 2. Этнокультурный кодекс «Апсуара» — феномен культурного наследия и инструмент формирования национального самосознания 81
2.1. Кодекс «Апсуара» как ориентир духовно-нравственного
развития человека в традиционной культуре Абхазии 81
2.2. Особенности абхазского языка как объекта нематериального
историко-культурного наследия 99
2.3. Системно-уровневый механизм сохранения и перспективного
развития культурного наследия абхазского народа 114
Выводы по Главе 2 133
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 137
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 144
БИБЛИОГРАФИЯ 145
СПИСОК ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 176
ПРИЛОЖЕНИЕ 177
Актуальность исследования
Современный миропорядок наряду с политическими и геополитическими вызовами, которые очевидны, сталкивается с проблемами глубинного, скрытого от непосредственного восприятия характера, обусловленными процессами национального самосознания и этнокультурной идентичности. Последствия глобализации, размывание государственных границ, десуверенизация и разрушение национального культурного наследия, продвижение современных трендов, популяризирующих массовую культуру, представляются если не угрозой, то риск-фактором для традиционных обществ . Именно национальное самосознание, являясь исторически и культурно обусловленным феноменом, выступает сегодня ключевым ресурсом единства и целостности нации, фактором создания, сохранения и развития государства. Формирование национального самосознания на новом витке развития абхазского общества всецело зависит от возрождения и сохранения ценностей и традиций, обеспечивающих диалог времен и культур.
Абхазия — небольшая страна с численностью населения около 250 тыс. человек, но ее традиции, нравы и культура представляют уникальное явление. Исторически культурная самобытность Абхазии формировалась под влиянием традиций горской, южнокавказской и средиземноморской цивилизаций, что, в значительной мере, обусловлено особенностями ее географического положения. Как пишет выдающийся ученый-кавказовед Ю. Н. Воронов, «...заселенная абхазами территория всегда служила как бы мостом между Северным Кавказом и побережьем Черного моря. Второе направление связей определяло море — вдоль его берегов издавна двигались корабли в сторону Малой Азии и Крыма. В этой связи можно вспомнить такие приморские цивилизации, как, например: Греция, Рим, Византия, Генуя, с которыми древние предки абхазов также были в теснейшем контакте. Немаловажную роль играло и то, что основание треугольника, занятого абхазами, было открыто воздействиям с юго-востока, откуда вела подгорная дорога (“Абхазский путь”), которой пользовались завоеватели и купцы» .
Кавказский регион, находясь на стыке цивилизаций Запада и Востока, в эпицентре межрегиональных и глобальных политических событий, исторически переживал сложнейшие военно-политические, миграционные и этнокультурные процессы, оказывающие существенное влияние на развитие его коренных народов, в том числе абхазов, их дальнейшее сосуществование. Судьбоносные события, происходившие в этом регионе в XIX-XX вв. (русско-кавказская война, массовая депортация коренных этносов, колонизация их стран, перекраивание этнических и политических границ, репрессии против целых народов), явились детонатором современных военно-политических столкновений,
этнодемографических и этнокультурных процессов.
Сегодня Республика Абхазия существует и развивается как самостоятельное демократическое государство, входя в постсоветское геополитическое пространство закавказских республик. Насущной для страны задачей является выход из состояния внешнеполитической изоляции и экономической блокады, установление культурных связей и дипломатических отношений с иностранными государствами .
С момента становления независимости Абхазии как суверенного государства вопросы, касающиеся абхазского культурного наследия и исторической самобытности народа, приобрели особую актуальность. Понимание проблематики культурного наследия в новых условиях потребовало реконструкции сложившихся социально-политического и социокультурного дискурсов. В постсоветский период многие народы бывшего союза, утратив общегосударственную идею, обратились к собственной истории в поисках своей досоветской и постсоветской национальной самобытности, к формированию новой этнонациональной идентичности, основывающейся на новом взгляде на ценность национальной истории .
Значимой для современного социокультурного дискурса является проблема поиска адекватных инструментов формирования национального самосознания абхазов, среди которых особое место придается нематериальному культурному наследию, его интерпретации как восходящего процесса и его объектов как инструментов трансляции и передачи традиционных ценностей и смыслов . Особое место среди нематериального культурного наследия абхазов принадлежит этнокультурному кодексу «Апсуара», морально-этические, мировоззренческие и правовые нормы которого составляют духовный стержень представителей нации, приверженность которым обеспечивают самобытность и выживание малочисленного народа.
Актуальность предпринятого исследования подкрепляется государственными документами, определяющими культурную политику современной Абхазии как приоритетную в развитии государства .
Историческая оценка культурного наследия Абхазии, претерпевшей серьезные социокультурные трансформации, сегодня начинает возрождаться в трудах ученых различных областей социогуманитарного знания. Особый потенциал заключает в себе культурология, позволяющая исследовать проблему исторического наследия как ведущего фактора развития национального самосознания абхазов в условиях современных социокультурных трендов.
Несмотря на имеющиеся достижения, научный социокультурный и социально-политический дискурс в современной Абхазии находится на начальном этапе своего становления. Это обусловлено в том числе и тем фактом, что ценнейшие научные труды по абхазоведению, традиционной культуре и новейшей истории Абхазии, собранные в научно-исследовательских, государственных и архивных учреждениях, подверглись уничтожению в ходе грузино-абхазской войны, что нанесло серьезный ущерб исторической памяти и научному познанию.
Вышесказанное подтверждает актуальность и социокультурную востребованность специального научного исследования роли культурного наследия в сохранении и развитии абхазского общества и государства.
Степень разработанности проблемы
В контексте исследуемой темы актуальными являются труды российских и зарубежных авторов, посвященные следующим аспектам:
- проблематике культурного наследия: определению сущности данного понятия (Ю. А. Веденин, Т. С. Курьянова) ; разработке его структуры (Д. Б. Исмоилова, А. А. Силаев, Л. Смит, С. П. Мамонтов, А. Н. Панфилов) ; определению критериев (Ю. Ю. Курашов и Ю. М. Бердюгина, И. В. Кондаков, И. А. Едошина, Д. С. Добрынин, В. С. Коренная) ; выявлению способов сохранения и развития (П. Е. Юдин, Л. А. Климов, А. А. Ларкина и А. С. Горбачева, Е.
A. Маковецкий, Ю. А. Годованца, Т. М. Миронова, А. А. Копсергенова, К.
B. Хоанг, С. Джусти) ; пониманию нормативной ценности культурного наследия (П. А. Флоренский, Н. А. Бердяев, О. Шпенглер, В. С. Степин, Д. Вьехо-Розе, К. Гоулдинг, С. ван дер Аювера, Г. Эшворт и Дж. Танбридж) ;
- вопросам национального самосознания и национальной идентичности: как взаимосвязанным но не тождественным понятиям (Э. Г. Александренков; Ю. В. Арутюнян; О. М. Гусейнов и Ж. О. Гусейнова; С. В. Вальцев и В. В. Ильюшкин, П. Дуара, Е. Н. Кремер) ; как факторам развития общества и государства (Д.С. Лихачев, П. И. Кушнер, Н. Г. Скворцов, И. В. Крюков, Н. И. Воронина, К. Б. Соколов, С. Ю. Иванова, А. В. Коновалова, Ф. Зантадески, Дж. К. Блантшли, З. У. Хаитов, M. A. Маджумдар) ; как показателям культурной зрелости нации (И. Ю. Пекарская, В. Г. Бабаков, В. М. Семенов, Ю. А. Серебрякова) ;
- исследованию культурной политики, роли национального вопроса в межкультурном взаимодействии (О. Н. Астафьева, В. С. Глаголев, Т. М. Гуревич, Е. В. Воевода, Т. В. Зонова, М. В. Силантьева, А. В. Шестопал, Е. Э. Шишлова, Х. Гиблер и В. Меркель, Дж. Макуиган, A. Хамильтон) .
В контексте исследуемой темы актуальными являются труды абхазских и российских ученых по абхазоведению, посвященные следующим направлениям:
- проблеме культурно-исторического происхождения абхазского народа (С. П. Басария, С. Ш. Салакая, А. Д. Фадеев, А. А. Олонецкий, А. Н Генко, П. Гарб) ; истокам становления национального самосознания (З. В. Анчабадзе, Э. Н. Тужба, А. Ю. Алиев, М. И. Зухба, Э. А. Гургулия) ; сохранению историко-культурного наследия Абхазии (Л. Р. Герзмава, Л. А. Агрба, Ж. Г. Гадукян, И.
А. Джопуа, Ш. Г. Кайтан, И. В. Цулая, А. Ю. Скаков, Г. Т. Шамба) ; культурной сущности абхазского языка (В. А. Чирикба, И. Х. Дамения, Б. Г. Джонуа, Б. А. Хагуш, Л. В. Цвейба) ; социокультурным и социополитическим условиям развития абхазской нации (Т. А. Ачугба, М. Б. Квициния, О. В. Маан, А. Г. Цвижба) ;
- исследованию этнокультурного кодекса «Апсуара»: как феномена культурно-исторического наследия абхазов (О. Н. Дамения, Д. М. Дасаниа, А.
Э. Куправа, Н. Ч. Хашиг, Р. Г. Читашева, Г. В. Смыр ); как свода неписанных морально-этических законов и правил (Ш. Д. Инал-Ипа, В. Л. Бигвава, Т. Г. Айба ), как духовного стержня представителей нации (М. Ф. Анкваб, М. В. Айба, М. А. Лабахуа, А. В. Логинов, Г. Г. Тхагапсова, О. С. Козэль ).
Нормативно-правовыми документами, основополагающими для исследования темы диссертации, являются следующие: Конвенции ЮНЕСКО «Об охране всемирного природного и культурного наследия», «Об охране нематериального культурного наследия»; «Концепция развития культуры Республики Абхазия на период до 2025 года», законы Республики Абхазия «О культуре», «Об историко¬культурном наследии Республики Абхазия», Указы Президента Республики Абхазия «Об утверждении Государственного списка объектов историко¬культурного наследия Республики Абхазия», «Об утверждении списка государственных историко-архитектурных, археологических и историко¬культурных заповедников Республики Абхазия»23 .
В научной литературе и официальных документах обоснована необходимость реализации потенциала культурного наследия в его влиянии на развитие абхазского общества, но не раскрыты в полной мере способы и приемы его сохранения. В связи с этим возникает ряд противоречий, которые требуют разрешения и проявляются на следующих уровнях:
- на культурно-политическом уровне между признанием ценности культурного наследия малочисленных народов для всего человечества и ограничением возможностей участия абхазского государства во взаимообогащающем культурном обмене;
- на культурно-прикладном уровне между актуальностью проблемы сохранения культурного наследия и недостаточным осмыслением потенциала его нематериального компонента в формировании национального самосознания;
- на национально-государственном уровне между стремлением абхазов к возрождению национального самосознания и недостаточным учетом в государственной культурной политике генезиса данного явления;
- на социально-индивидуальном уровне между признанием этнокультурного кодекса «Апсуара» в качестве ориентира духовно-нравственного развития и недооценкой роли каждого человека как его создателя и творца;
- на теоретико-прикладном уровне между признанием определяющего влияния культурного наследия на развитие общества и государства и несработанностью механизма его сохранения и перспективного развития.
Выявленные противоречия обусловили проблему исследования: каков механизм сохранения и реализации потенциала культурного наследия в его влиянии на формирование национального самосознания и развитие абхазского общества. Данная проблема определила тему исследования: «Культурное наследие абхазского народа как инструмент формирования национального самосознания».
Область исследования
Область исследования отвечает паспорту специальности 5.10.1. Теория и история культуры, искусства и соответствует следующим пунктам: 6. Культура и цивилизация в их историческом развитии; 9. Историческая преемственность в сохранении и трансляции культурных ценностей и смыслов; 16. Роль культурного и природного наследия в жизнедеятельности общества; 17. Механизмы и практики культурного наследования; 18. Культурно-историческая память и культурное наследие; 19. Охрана культурного и природного наследия; 23. Мораль как феномен культуры; 36. Культура и национальный характер; 39. Язык как феномен культуры, как проявление национального своеобразия и фактор межкультурного общения; 44. Культурная политика общества, национальные и региональные аспекты культурной политики.
Объект исследования — национальное самосознание абхазского народа.
Предмет исследования — культурное наследие абхазов как инструмент развития национального самосознания
Цель исследования — научное обоснование механизма сохранения культурного наследия в контексте формирования национального самосознания и развития абхазского общества и государства.
Гипотеза исследования — потенциал культурного наследия в его влиянии на развитие общества и государства окажется реализованным, если
- раскрыть социокультурную динамику становления национального самосознания абхазского народа;
- изучить сущность понятия «культурное наследие абхазов» в его влиянии на развитие национального самосознания;
- представить структурные компоненты этнокультурного кодекса «Апсуара» как феномена культурно-исторического наследия;
- раскрыть особенности абхазского языка в его влиянии на культурную самобытность малого народа;
- определить механизм сохранения и перспективного развития культурного наследия абхазов.
Задачи исследования
1. Выявить динамику формирования национального самосознания абхазского народа в условиях социокультурных трансформаций.
2. Раскрыть сущность понятия «культурное наследие абхазов» в контексте формирования национального самосознания.
3. Обосновать этнокультурный кодекс «Апсуара» как феномен культурно-исторического наследия.
4. Рассмотреть особенности языка как объекта нематериального культурного наследия.
5. Определить механизм сохранения и перспективного развития культурного наследия абхазов.
Информационная база исследования
В исследовании использованы публикации ученых на русском, абхазском и английском языках в сфере социогуманитарного знания: культурологии, философии, истории, этнографии, языкознания, педагогики. Информационную основу исследования составили также труды по абхазоведению, собранные в научной базе абхазской интернет-библиотеки «Апснытека».
Хронологические рамки исследования охватывают период с конца XIX в. по настоящее время, что представляет значительный срез научных публикаций и при этом позволяет проследить тенденции в развитии предмета исследования. В исключительных случаях, для лучшего понимания некоторых аспектов историко¬культурного наследия Абхазии, виделось необходимым рассмотреть более ранние источники.
Научная новизна исследования
Новизна и уникальность представленного научного дискурса обусловлена рядом факторов: самобытным культурным наследием абхазов; многовековым стремлением к национальной независимости; созданием суверенного государства, особенностями его развития в условиях социокультурных и социально¬политических трансформаций.
Научная новизна исследования заключается в том, что впервые
- определена динамика формирования национального самосознания абхазов, имеющая нелинейный характер, отражающая социальные, культурные и политические трансформации и включающая ряд исторических этапов от самоназвания нации к ее самоутверждению;
- раскрыта сущность понятия культурного наследия абхазов в контексте формирования национального самосознания, выявлена особая роль нематериального культурного наследия как восходящего процесса передачи из поколения в поколение духовно-нравственных норм и традиционных ценностей;
- обоснована уникальная значимость этнокультурного кодекса «Апсуара» как феномена культурного наследия и инструмента формирования национального самосознания абхазов, определены ее структурные компоненты (морально¬этические ценности, мировоззренческие установки, правовые нормы);
- рассмотрена социокультурная сущность абхазского языка, который занимает особое место в ряду объектов нематериального культурного наследия, выражает в символах, наделенных ценностями и смыслами, путь становления и развития народа;
- определен системно-уровневый механизм сохранения и перспективного развития культурного наследия абхазского народа, включающий комплекс мероприятий, реализуемых на международном, межстрановом, государственном и индивидуальном (человеческом) уровнях.
Методологическая основа исследования
Исследование потенциала культурного наследия в развитии абхазского общества и государства базировалось на использовании комплекса методологических подходов:
- аксиологического, указавшего на особое значение нематериального культурного наследия в формировании национального самосознания абхазов;
- цивилизационного, обеспечившего изучение динамики развития национального самосознания в контексте социокультурных и социополитических трансформаций;
- социокультурного, позволившего оценить возрастающую роль культурного фактора в социальных преобразованиях национального государства;
- исторического, продемонстрировавшего богатую культурную традицию абхазского народа, нуждающуюся в научном обосновании специальных мер по ее сохранению;
- системно-уровневого, применение которого легло в основу определения специального механизма сохранения культурного наследия народа в условиях современных вызовов и угроз;
- культурологического, указавшего на уникальную роль каждого человека как субъекта сохранения и развития национальной культуры и культурного наследия.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования: методы теоретического анализа
(историографический, сравнительно-сопоставительный, ретроспективный);
констатирующие (изучение, обобщение, систематизация); эмпирические (контент-анализ, SWOT-анализ); прогностические (разработка механизма сохранения и перспективного развития культурного наследия).
Теоретический фундамент исследования
Историческая оценка культурного наследия Абхазии, претерпевшей серьезные социокультурные и социально-политические трансформации, сегодня возрождается посредством междисциплинарной коммуникации ученых различных отраслей социогуманитарного знания: культурологии (З. К. Бгаушева, Н. Н. Изотова, С. А. Ляушева, Г. В. Смыр); философии (М. Б. Квициния, О. Н. Дамения, М. А. Лабахуа, В. Р. Бганба); истории (С. Ш. Салакая, З. В. Анчабадзе, А. Э. Куправа, Ш. Д. Инал-Ипа, В. В. Авидзба, В. Ш. Авидзба, Р. Г. Читашева, Б. Х. Бгажнаков, И. Ш. Агрба, А.Г. Цвижба, Ю. Н. Воронов /кавказовед/); языкознания (В. А. Чирикба, О. В. Маан, Х. С. Бгажба, Б. А. Хагуш, А. Ю. Скаков); этнологии (С. П. Басария, А. Т. Ачугба, Д. М. Дасания, И. А. Аджинджал, П. Гарб); социологии и антропологии (Э. Н. Тужба, П. К. Квициния); филологии и педагогики (В. А. Бигвава, Б. В. Шинкуба, М. Ф. Анкваб, Л. А. Агрба, О. С. Козэль).
Недостаточно реализованным остается потенциал культурологии в исследовании проблемы исторического наследия как ведущего фактора развития национального самосознания абхазов в условиях приобретенной независимости. Настоящее исследование позволяет восполнить этот пробел.
Теоретическая значимость исследования
Вкладом в культурологическую науку является теоретическое обоснование определяющей роли культурного наследия в формировании национального самосознания абхазов, которое выступает ведущим фактором сохранения целостности и единства общества и государства.
В исследовании уточнены и систематизированы базовые культурологические понятия применительно к развитию абхазского общества: «культурное наследие», «национальное самосознание», «национальная и культурная идентичность».
Обоснована значимость нематериального культурного наследия как ведущего инструмента формирования национального самосознания и самоопределения абхазского народа.
Раскрыты этапы становления национального самосознания малого народа в условиях социокультурных и социально-политических трансформаций. Показана роль международного, межстранового, государственного и индивидуального (человеческого) уровней в сохранении национального самосознания и самоопределении этноса.
Охарактеризована особая роль индивидуального уровня в развитии и сохранении культурного наследия малого народа, заключающаяся в реальном участии каждого человека как представителя нации в процессе передачи этнокультурного кода, представляющего собой свод духовно-нравственных норм и ценностей и получившего народное название «Апсуара».
Практическая значимость результатов исследования
Разработан комплексный механизм сохранения и перспективного развития культурного наследия абхазов.
Представлены рекомендации по разработке перспективных направлений культурной политики с учетом нового этапа развития общества, обозначена необходимость объединения усилий государства, общественности и науки для преодоления возникающих вызовов и угроз.
Особое внимание уделено изучению специфики и рисков развития национального языка как объекта нематериального культурного наследия и инструмента формирования национального самосознания абхазов.
Фактологически доказано, что скрепляющей силой абхазского общества, гарантом целостности и единства государства является возрождение культурного наследия, важным компонентом которого выступает неписаный свод морально¬этических, мировоззренческих и правовых норм и ценностей — «Апсуара», что в переводе означает «абхазство».
Анализ исторического опыта абхазского народа в его стремлении к национальной независимости и государственному суверенитету,
предоставленный в исследовании, может быть полезен для изучения другим малым народам.
Апробация и внедрение результатов исследования
Основные результаты и выводы исследования обсуждались в МГИМО МИД России, а также на межвузовских, всероссийских и международных семинарах и конференциях: XIX межвузовском семинаре «Лингвострановедение: методы анализа, технологии обучения» (22-23 июня, Москва, 2021 г.); Международной научно-практической конференция «Сохранение культурного наследия России» (3 мая, Москва, 2021 г.), XV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Язык. Образование. Культура» (27 мая, Курск, 2021 г.), VIII Международной научно-практической конференция «Би-, поли-, транслингвизм и лингвистическое образование» (2-3 декабря, Москва, 2022 г.).
Надежность и достоверность полученных результатов обеспечены исходными методологическими позициями и теоретической базой, адекватных задачам и логике исследования; применением оптимального инструментария и набора методов с учетом их взаимодополняемости; выводами, сделанными на основании качественного и количественного анализа полученных данных.
По теме диссертации опубликованы четыре научные статьи в рецензируемых изданиях из перечня ВАК, целесообразность публикации в которых подтверждена Международным экспертным советом МГИМО.
Публикации автора в рецензируемых научных изданиях из перечня ВАК по специальности, отражающие основные положения глав и параграфов диссертации:
1. Тванба Л. Р. «Апсуара» как ориентир духовно-нравственного развития человека в традиционной культуре Абхазии / Л. Р. Тванба // Личность. Культура. Общество. — 2022. — Т. 24. — № 2. — С. 158-165. — DOI: 10.30936/1606-951x- 2022-24-2-158-165.
2. Тванба Л. Р. Значение этикета в традиционном абхазском обществе на
примере фольклора / Л. Р. Тванба, М. А. Бения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. — 2021. — Вып.
4(289). — С. 121-128. — DOI: 10.53598 / 2410-3691-2021-4-289-121-128.
3. Тванба Л. Р. Культурная политика Республики Абхазия как инструмент
сохранения историко-культурного наследия [Электронный ресурс] / Л. Р. Тванба, Е. Э. Шишлова // Общество: философия, история, культура (культурология). — 2022. — № 10. — С. 156-160. — Режим доступа:
https://doi.org/10.24158/fik.2022.10.26 (дата обращения: 25.01.2023).
4. Тванба Л. Р. Становление национального самосознания абхазов в
условиях социокультурных трансформаций абхазского общества [Электронный ресурс] / Л. Р. Тванба // Культура и образование: научно-информационный журнал вузов культуры и искусств. — 2022. — № 2(45). — С. 55-62. — Режим доступа: http://doi.org/10.24412/2310-1679-2022-245-55-62 (дата обращения:
25.01.2023).
5. Тванба Л. Р. Системно-уровневый механизм сохранения и перспективного развития культурного наследия малочисленного народа (на примере Абхазии) / Л. Р. Тванба, Е. Э. Шишлова // Концепт: философия, религия, культура. — 2023. — Т. 7, № 1. — С. 96-108. — Режим доступа: https://doi. org/10.24833/2541-8831-2023-1-25-96-108 (дата обращения: 21. 03. 2023).
Положения, выносимые на защиту
1. Определяющий фактор развития и сохранения абхазского общества — национальное самосознание, которое обеспечило выживание абхазов как малого народа в условиях глобализации, позволило выстоять в условиях многовековой социально-политической напряженности и привело к созданию самостоятельного суверенного государства. Первой ступенью проявления национального самосознания явилось самоназвание нации (VIII в.), а итоговым показателем уровня зрелости национального самосознания — национальное самоутверждение (настоящее время). Стратегической задачей государства, ученых и общественности сегодня является объединение усилий для формирования национального самосознания абхазов с целью преодоления новых вызовов и угроз.
2. Национальное самосознание абхазов, развиваясь в контексте социально¬
политических и социокультурных трансформаций абхазского общества, охватывает ряд исторических этапов: создание Абхазского царства — «Золотой век» становления самосознания абхазов (VIII в.); период Великого изгнания — угроза исчезновения этноса (1810-1919 гг.); включение в состав Грузинской ССР — ослабление национального самосознания (1931-1992 гг.); обретение
государственной самостоятельности — возрождение самосознания нации (1992- 1993); развитие республики как частично признанного государства — самоутверждение абхазов на основе стремления к сохранению культурного наследия (настоящее время).
3. Культурное наследие абхазского народа представляет культурно-исторический процесс, имеющий восходящий характер, включающий в себя действия по сохранению исторической памяти с целью созидания настоящего и будущего опыта поколений. Уникальность наследия обусловлена тем, что его объектами служат не материальные носители, а культурные инструменты, передающие ценности и смыслы, обеспечивающие связь поколений и формирующие национальное самосознание и национальное самоопределение. Особым инструментом формирования национального самосознания выступает абхазский язык, как основополагающий элемент в структуре нематериального культурного наследия, как национальное культурное достояние. Осмысление человеком социокультурной ценности абхазского языка (а не только использование как средства информационно-коммуникативной деятельности) является основанием для этнокультурной идентичности.
4. Механизм сохранения культурного наследия и его перспективного
развития как обеспечивающий формирование национального самосознания и самобытности этноса представляет комплекс мер и охватывает систему уровней в их иерархии: международный уровень, реализуемый в контексте создания единой нормативно-правовой базы; региональный (межстрановой) уровень, реализуемый в контексте взаимообогащающего культурного обмена; государственный уровень, реализуемый в контексте государственной культурной политики; индивидуальный (человеческий) уровень, реализуемый субъектом культурно-исторического процесса. Определение системно-уровневого механизма сохранения и
перспективного развития самобытных культур отвечает жизненным интересам малочисленных народов, позволяет осмыслить ценность отдельных культур в общечеловеческом формате.
5. Этнокультурный кодекс «Апсуара», складывающийся на протяжении многих веков и передающийся из поколения в поколение, нуждающийся в изучении и кодификации, обрел статус духовно-нравственного ориентира познания и деятельности человека в культуре Абхазии, служит инструментом консолидации общества, гарантирует его культурную самодостаточность и национальную суверенность.
Неписаный кодекс «Апсуара», являясь продуктом народного творчества, позволяет оценить роль индивидуального, человеческого уровня как особенно значимого в едином механизме сохранения нематериального культурного наследия. «Апсуара» демонстрирует значимость каждого человека как субъекта исторического наследия, участвующего не только в процессе передачи этнокультурного кода, но и его обновлении и обогащении с учетом требований времени.
Структура диссертационного исследования
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии (всего 260 источника) и приложения. Объем диссертации составляет 184 страницы. В ней приведены 7 таблиц и 3 рисунка.
Настоящее исследование посвящено теоретико-методологическому обоснованию определяющей роли культурного наследия в формировании национального самосознания и развитии абхазского общества и государства, что отвечает проблеме исследования, послужило достижению поставленной цели и решению исследовательских задачи.
Абхазская самобытная культура и сформированное на ее основе национальное самосознание народа в его стремлении завоевать право быть абхазами заложили фундамент, на котором сегодня существует абхазская государственность. Современные задачи абхазского государства состоят в том, чтобы восстановить историческую справедливость, возродить культурное наследие народа, укрепить единство и целостность нации.
Национальное самосознание, как осознание нацией себя, своих национальных ценностей, а индивидом — осознание последних на основе собственной национальной принадлежности, является одной из значимых составляющих национального феномена. Именно национальное самосознание, как осознание принадлежности субъекта к этнической общности, служит первостепенным основанием консолидации народа.
Национальное самосознание абхазов формировалось в сложных социополитических и социокультурных условиях и прошло в своем развитии ряд исторических этапов, демонстрирующих его существенную роль в становлении и преобразовании абхазского государства: создание Абхазского царства — «Золотой век» становления самосознания нации (VIII в.); период Великого изгнания — угроза исчезновения абхазов (1810-1919 гг.); включение в состав Грузинской ССР — нивелирование национальной культуры и науки, ослабление самосознания нации (1931-1992 гг.); обретение государственной
самостоятельности — возрождение национального самосознания (1992-1993 гг.); развитие республики как частично признанного государства — самоутверждение абхазов на основе сохранения культурного наследия (настоящее время). Выделенные этапы позволили проследить нелинейную динамику в становлении самосознания абхазов, которое сопровождалось периодами подъема, спада вплоть до угрозы исчезновения, возрождения и последующего самоутверждения. Выявленная динамика показала, что первой ступенью формирования национального самосознания является самоназвание нации, а итоговым показателем уровня зрелости национального самосознания является ее самоутверждение.
Основным фактором становления национального самосознания абхазского народа выступает нематериальное культурное наследие. Базовым для настоящей работы является понимание культурного наследия как культурного процесса, имеющего восходящий характер и включающего в себя действия по сохранению исторической памяти с целью созидания настоящего и будущего опыта поколений. Объектами наследия выступают нематериальные памятники, как образцы ценностных нормативных отношений, как культурные инструменты, формирующие национальное самосознание и национальное самоопределение. Формами нематериального наследия являются родной язык, устные традиции, исполнительные искусства, мифология, знания, навыки, обычаи, традиционные формы коммуникации, которые передаются из поколения в поколение, постоянно воссоздаются сообществами и группами и формируют у них чувство самобытности и преемственности.
Среди объектов нематериального наследия абхазов особое место занимает неписаный этнокультурный кодекс «Апсуара», дословно обозначающий «абхазство» — то, что делает абхаза самим собой. Притчи и истории о нормах поведения, передающиеся в устной форме из поколения в поколение формировали морально-этический компас члена абхазского общества.
Сохранение и перспективное развитие исторического наследия, возрождение традиционных ценностей и смыслов является приоритетной сферой в дискурсе государственной культурной политики Республики Абхазия. Основные институты, реализующие государственную культурную политику в Республике Абхазия, — министерство культуры и взаимодействующие с ним общественные неправительственные объединения, фонды, диаспоральные и благотворительные организации.
Применение SWOT-анализа как метода стратегического прогнозирования и планирования позволило рекомендовать перспективные направления культурной политики Абхазии в сфере сохранения историко-культурного наследия, как то: укрепление и всестороннее развитие культурного, гуманитарного и социально¬экономического сотрудничества с Российской Федерацией; развитие межкультурного взаимодействия с ближними народами Северного и Южного Кавказа; повышение эффективности взаимодействия различных институтов, реализующих культурную политику; разработка проектов, ориентированных на привлечение финансовых ресурсов на добровольной основе через диаспору и родственные народы; взаимообогащающая коммуникация и обмен опытом с независимыми и компетентными исследователями; продвижение культурного имиджа страны в международном формате с использованием в том числе туристического бизнеса.
Определяющим ресурсом сохранения традиционной самобытности абхазов и формирования их как целостной нации служит передающийся из поколения в поколение и признающийся членами общества в качестве ориентира их поведения и деятельности этнокультурный кодекс «Апсуара», структурными компонентами которого являются следующие состовляющие:
- морально-этические ценности;
- мировоззренческие установки;
- нормы обычного права.
В условиях современного периода развития Абхазии единство «Апсуара», государственного языка и государственности выражает национальную идею республики, обеспечивает способность ответить на новые геополитические вызовы и угрозы.
В силу особой значимости «Апсуара» для развития всех сторон абхазского общества можно выделить следующие актуальные задачи в сфере ее дальнейшего научного исследования: создание в рамках абхазоведения научной теории абхазства; разработка методологии исследования этнокультурной основы «Апсуара»; подготовка сводного текста морального кодекса «Апсуара» для всеобщего изучения.
Культурную основу «Апсуара» составляет абхазский язык, передающий из поколения в поколение ценности и смыслы нематериального культурного наследия. Для абхазского общества актуально осмысление родного языка не только как средства своей интеллектуальной, информационной деятельности, но, прежде всего, как объекта величайшей культурной ценности, основы этнокультурной идентичности . Абхазский язык, занимая особое место в ряду нематериальных объектов культурно-исторического наследия, олицетворяет душу народа, выражая в символах, наделенных ценностями и смыслами, путь его становления и развития.
Абхазский язык, отражая культурные, экономические, географические, политические особенности развития народа, обладает рядом уникальных черт: богатым алфавитом; необычной фонетической системой (сочетанием бедности вокализма и богатства консонантизма); сложным произношением; обилием исконной лексики; наличием заимствований (из турецкого, мегрельского, грузинского и русского языков). «Несмотря на влияние других народов и культур, абхазский язык сохранил свои удивительные архаичные и первородно чистые строй и звучание, представляя собой неисчерпаемый источник информации по древнейшей истории народов Кавказа», — писал выдающийся абхазовед Ю. Н. Воронов.
Сохранение родного языка особенно актуально для малочисленных народов, т.к. обеспечивает их выживание и дальнейшее развитие. Абхазский язык сегодня признан ЮНЕСКО вымирающим языком. Среди проблем, с которыми сталкивается современное абхазское общество, — языковая неграмотность городского населения, в том числе молодежи, культивирование изучения иностранных языков, повсеместное влияние Интернета и др. Среди первоочередных мер, необходимых для его спасения, государство, ученые и общественность выделяют следующие: создание в стране соответствующей идеологии, направленной на укоренение и развитие родного языка; разработка сертифицированных программ обучения, которые давали бы возможность внедрить язык в среду молодого поколения; оказание финансовой поддержки со стороны государственных и неправительственных организаций по развитию и реализации проектов, нацеленных на сохранение родного языка; учреждение Академии абхазского языка и литературы, в ведение которой входила бы работа над вопросами литературного языка.
В поисках решения насущной для человечества проблемы защиты культуры, в том числе малых народов и ими накопленного столетиями наследия, обеспечивающего развитие общества и государства, в исследовании разработан комплексный механизм сохранения и перспективного развития культурного наследия.
Комплексный механизм сохранения и перспективного развития культурного наследия в контексте формирования национального самосознания абхазов включает систему следующих уровней:
1. международный уровень защиты и развития культурного наследия, реализуемый в контексте создания единой нормативно-правовой базы.
2. региональный (межстрановой) уровень охраны и развития культурного наследия, реализуемый в контексте взаимообогащающего культурного обмена.
3. государственный уровень охраны и развития культурного наследия,
реализуемый в контексте государственной культурной политики.
4. индивидуальный уровень охраны и развития культурного наследия,
реализуемый человеком как субъектом культурно-исторического процесса.
Для проведения эффективной культурной политики на международном, региональном и государственном уровнях (которая отличается формальным вектором направленности «сверху вниз») необходимо проявление не только бережного, но и персонифицированного отношения к национальному достоянию, чтобы каждый гражданин ощущал свою причастность к его ценностям, был осведомлен о рисках утраты объектов культурного наследия, имел возможность быть его творцом. В свою очередь, стремление каждого отдельного индивида (неформальный вектор направленности «снизу вверх») к сохранению культурных традиций, первостепенное значение среди которых имеет соблюдение принципов «Апсуара», поспособствует укреплению национального самосознания и станет незаменимым ресурсом в деле сохранения наследия.
В основе осмысления особой значимости индивидуального, человеческого уровня в социальном развитии — культурологический подход, который позволил рассмотреть проблему сохранения культурного наследия как специфического вида духовной деятельности человека и проанализировать ее через призму системообразующих культурных понятий, таких как нормы и ценности, традиции и интересы, уклад и образ жизни.
Разработка целостного механизма сохранения и перспективного развития культурного наследия как инструмента формирования национального самосознания абхазов стала возможной благодаря применению системно-уровневого подхода, который указал на необходимость учета широкого спектра разноуровневых процессов, характеризующих экономические, политические, географические аспекты развития народа.
Богатое культурное наследие абхазов обеспечивает сегодня консолидацию общества, служит инструментом формирования национального самосознания, способствует определению достойного места среди других народов.
Настоящая диссертация не претендует на исчерпывающее освещение рассматриваемой проблемы и предлагает следующие направления дальнейшего исследования и реализации: разработка единой Стратегии сохранения
культурного наследия Республики Абхазия, интегрирующей международный, межстрановой, государственный и индивидуальный уровни; создание подлинного сводного текста кодекса «Апсуара» как ресурса развития общества и государства;
143
продвижение культурного имиджа страны в широком международном формате
путем взаимообогащающего культурного и туристического обмена.
1. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml (дата обращения: 28.08.2022).
2. Декларация ЮНЕСКО, касающаяся преднамеренного разрушения
культурного наследия. Принята 17 октября 2003 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры [Электронный ресурс] // Организация Объединенных Наций. Декларации. — 2003. — Режим доступа:
http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/summitdecl.shtml (дата
обращения: 28.08.2022).
3. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в
Российской Федерации за 2018 год [Электронный ресурс] // Российская газета. — 10.06.2019. — Режим доступа: https://rg.ru/documents/2019/06/11/a1701940-
dok.html (дата обращения: 28.08.2022).
4. Закон «О государственном языке Республики Абхазия» от 29 ноября 2007 г. № 1891-с-IV [Электронный ресурс] // Конституция Республики Абхазия. — Режим доступа: http://presidentofabkhazia.org/ (дата обращения: 19.06.2022).
5. Закон «О культуре» от 1 августа 2000 г. № 588-с-ХIII [Электронный ресурс] // Конституция Республики Абхазия. — Режим доступа: https://minkult.apsny.land/ (дата обращения: 28.08.2022).
6. Закон «Об историко-культурном наследии» от 23 февраля 1998 года
№ 407-с-ХШ [Электронный ресурс] // Конституция Республики Абхазия.— Сухум, 2007. — 16 с. — Режим доступа:
https://minkult.apsny.land/images/docs/OB_ISTORIKO- KULTURNOM_NASLEDII.pdf (дата обращения: 28.08.2022).
7. Конвенция о защите и интеграции коренного и другого населения,
ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах. Принята 27 июня 1989 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее семьдесят шестой сессии [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—ed_norm/—
normes/documents/normativeinstrument/wcms_c107_ru.htm (дата обращения: 28.08.2022).
8. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ
жизни в независимых странах [Конвенция 169]. Принята 27 июня 1989 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее семьдесят шестой сессии [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml (дата
обращения: 28.08.2022).
9. Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия.
Принята 16 ноября 1972 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/heritage.shtml (дата
обращения: 28.08.2022).
10. Конвенция об охране и поощрении разнообразия форм культурного самовыражения. Принята 20 октября 2005 года Генеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры [Электронный ресурс]. — 2005. — Режим доступа: http://www.conventions.ru/ viewbase.php (дата обращения: 28.08.2022).
11. Конвенция об охране нематериального культурного наследия. Принята 17
октября 2003 года Г енеральной конференцией Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры [Электронный ресурс] // Цифровая база ЮНЕСКО. — Режим доступа:
https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/cultural_heritage_conv.shtml (дата обращения: 28.08.2022).
12. Конвенция об охране подводного наследия. Принята 2 ноября 2001 года
[Электронный ресурс] // Цифровая библиотека ЮНЕСКО. — 2003. — Режим доступа: http://unesdoc. unesco.org/images/0013/001325/132540r.pdf (дата
обращения: 28.08.2022).
13. Концепция развития культуры Республики Абхазия на период до 2025
года [Электронный ресурс]. — Режим доступа:
https://minkult.apsny.land/dokumenty (дата обращения: 16.08.2022).
14. Концепция социально-экономического развития до 2025 года
[Электронный ресурс]. — Сухум, 2020. — Режим доступа:
http: //presidentofabkhazia.org/doc/pozdravlenij a/?ELEMENT_ID=3660&print=Y (дата обращения: 28.08.2022).
15. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой
дискриминации. Принята резолюцией 2106 (XX) Генеральной Ассамблеи от 21 декабря 1965 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/raceconv.shtml (дата
обращения: 28.08.2022).
...260