Введение 4
Глава 1. Концептуальные основы Бюджетно-фискального союза ЕС 18
§ 1.1 Бюджетно-фискальный союз ЕС как часть Экономического и валютного союза ЕС 18
§ 1.2 Место Бюджетно-фискального союза ЕС в концепции обновлённого
«экономического управления» 33
§ 1.3 Место Бюджетно-фискального союза ЕС в концепции «нового
конституционализма» 42
Глава 2. Правовая оценка антикризисных механизмов и инструментов, их влияние на бюджетно-фискальное регулирование 46
§ 2.1. Правовые основы создания и функционирования антикризисных
инструментов и механизмов экономической составляющей ЭВС 48
§ 2.1.1. Европейский финансовый стабилизационный механизм 49
§ 2.1.2. Европейский финансовый стабилизационный фонд 54
§ 2.1.3. Европейский стабилизационный механизм 58
§ 2.2. Правовые рамки построения модели Бюджетно-фискального союза 73
§ 2.2.1. Принципы построения Бюджетно-фискального союза 74
§ 2.2.2. Дорожная карта развития Бюджетно-фискального союза 78
§ 2.2.3. Доклад пяти председателей о ключевых структурных элементах Бюджетно-фискального союза 81
§ 2.2.4. Инструмент «конвергенции и конкурентоспособности» 94
§ 2.2.5. Роль Европейского центрального банка в становлении элементов Бюджетно-фискального союза 96
Глава 3. Правовые основы Бюджетно-фискального союза 111
§ 3.1. Учредительные договоры Европейского Союза 111
§ 3.2. Вторичное право - Пакт стабильности и роста 114
§ 3.2.1. Превентивный и корректирующий механизмы Пакта стабильности и роста 116
§ 3.2.2. Реформа Пакта стабильности и роста 2005 г 119
§ 3.2.3. Реформа Пакта стабильности и роста 2011 г 131
§ 3.2.4. Бюджетные ограничения государств-членов ЕС 155
§ 3.3. Договор стабильности, координации и управления в Экономическом и
валютном союзе 159
Заключение 179
Список сокращений и условных обозначений 184
Список литературы 185
Актуальность исследования
Исследование по выбранной теме представляет научный интерес ввиду его новизны, актуальности и активного научного обсуждения в европейских и отечественных научных кругах. Развитие и дальнейшая интеграция Европейского Союза (далее - ЕС, Союз) на сегодняшний день осуществляется путем реформирования существующих межгосударственных отношений, моделей взаимодействия государств-членов ЕС с Союзом и укрепления институтов ЕС через наделение их дополнительными полномочиями. Одним из таких векторов направления интеграционных процессов является Экономический и валютный союз ЕС (далее - ЭВС).
Исследование в сфере правового регулирования компонента ЭВС, относящегося к запрету накапливать дефицит бюджета в государствах-членах ЕС (бюджетно-фискальному регулированию), актуально по нескольким причинам. Во-первых, активное развитие этой сферы и её правовое оформление обозначилось в период после масштабного экономического кризиса, с которым столкнулся ЕС в 2008-2010 гг. Таким образом, эта тема исследования относится к новейшему этапу реформирования ЭВС. Эти нововведения существенно изменили правила и процедуры, применявшиеся с момента перехода на третий этап ЭВС. Несмотря на короткий период реформирования 2011-2015 гг., сфера бюджетно-фискального регулирования существенно усложнилась. Количество актов вторичного права выросло с трёх до девяти. Для любой другой сферы этот рост нельзя было бы назвать значительным. Однако, учитывая, что два первоначальных регламента и одна резолюция просуществовали в неизменном виде с 1997 г., динамика последних лет становится значительной. Дополнительно были приняты два международных соглашения, оспоренных государствами- членами ЕС на соответствие учредительным договорам ЕС. Все эти документы правового характера, а также множественные политические заявления принимались в условиях узких временных рамок и необходимости действовать экстренно. В результате такой несистемной деятельности в ЕС образовался большой массив различных правил, механизмов и инструментов, которые необходимо систематизировать с целью понимания как текущих процессов, так и будущих шагов по развитию ЭВС.
Во-вторых, на фоне обширного реформирования экономической составляющей Экономического и валютного союза ЕС произошло смешение нескольких направлений: бюджетно-фискального, отвечающего за запрет накопления государственного долга и дефицита бюджета; финансового, предназначенного регулировать финансовые рынки Еврозоны; банковского, имеющего цель защитить банковскую систему ЕС и собственно экономического, в рамках которого происходит контроль ЕС за макроэкономическими показателями государств. В каждом из этих направлений действия ЕС и государств-членов предпринимались с разной степенью интенсивности и при помощи различных правовых инструментов. Заявление глав институтов ЕС 2015 г. о необходимости создания четырёх дополнительных союзов, отражающих направления развития ЭВС, порождает множество вопросов о месте новых образований в институциональной системе ЕС, об их правовом статусе и о распределении компетенций между ЕС и государствами-членами. Бюджетно¬фискальный союз как олицетворение обязательства государств-членов ЕС придерживаться сбалансированного, бездефицитного бюджета занимает особое место в этой дискуссии, поскольку именно неспособность отдельных стран зоны евро придерживаться допустимых лимитов дефицита бюджета была названа одной из причин кризиса суверенных долгов, начавшегося после 2008 г. По этим причинам представляется важным проанализировать все принятые правовые инструменты и выявить границы бюджетно-фискального регулирования (и потенциального Бюджетно-фискального союза), а также принципы, которые отделяют его от других анонсированных союзов сферы экономического сотрудничества в рамках ЭВС. Сам термин «Бюджетно-фискальный союз» является новым понятием в системе Экономического и валютного союза и требует пояснения в части его институционального положения, правового статуса и основополагающих принципов.
В-третьих, масштабное реформирование ЭВС способствовало началу широкой дискуссии среди европейских исследователей о будущей архитектуре экономического сотрудничества стран с единой валютой. Систематизация этих исследований, их классификация и анализ применимости в условиях действующих учредительных договоров является важной основой для понимания будущих интеграционных процессов в ЕС.
В-четвёртых, исследуемая область представляет интерес, в том числе, для Российской Федерации. Недостаток слаженного функционирования государств- членов ЕС в экономической сфере был назван одной из причин кризиса Еврозоны. А это означает, что ошибки ЕС на пути функционирования единой валюты могут и должны быть учтены при создании интеграционных образований, нацеленных на совместное развитие экономической деятельности. В полной мере это относится к Евразийскому экономическому союзу. Несмотря на отсутствие в данный момент на территории стран ЕАЭС единой валюты, учредительный договор не препятствует её созданию в будущем. В договоре о ЕАЭС содержатся положения о государственном долге и дефиците бюджета, которые аналогичны тем, что отражены в учредительных договорах ЕС. А это значит, что опыт проб и ошибок ЕС может стать наглядной схемой для ЕАЭС в случае более тесной конвергенции экономик и создания единой валюты.
Степень научной разработанности
Стоит отметить, что проблемы интеграционных процессов Европейского Союза изучаются отечественными исследователями уже длительное время. Европейские исследования в нашей стране нацелены на постоянное изучение динамики развития ЕС и на формирование собственной оценки процессов, происходящих на территории государств-членов ЕС.
Экономический и валютный союз ЕС является объектом пристального изучения отечественных политологов, экономистов и юристов. По этой теме проведены диссертационные исследования, написаны монографии и учебные пособия, созданы учебные курсы, отражающие как основы ЭВС, так и последние тенденции его развития. Цель настоящего исследования - продолжить традицию российских исследований в этой сфере, выявить основные положения текущей реформы ЭВС, изучить правовые акты сферы бюджетно-фискального регулирования и дать оценку возможности создания нового союза внутри ЭВС с позиции права.
Сфера исследований ЭВС тесно примыкает к банковскому праву ЕС (валютный компонент ЭВС) и финансовому праву ЕС. Тематика настоящего исследования, посвящённая бюджетной дисциплине государств-членов ЕС, относится к экономическому компоненту Экономического и валютного союза ЕС и таким образом встраивается в существующую систему исследований юристов- международников в сфере ЭВС ЕС.
Ввиду новизны темы и её продолжающегося развития настоящая работа является первым диссертационным исследованием, посвящённым исключительно правовым основам и проблемам бюджетно-фискального регулирования Экономического и валютного союза ЕС. В российской научной литературе по юриспруденции сложилась практика комплексного изучения ЭВС, причём значительная часть всегда отводилась валютной составляющей и деятельности ЕЦБ как наиболее детальной урегулированной сфере. Причина такого дисбаланса состояла в самой архитектуре ЭВС и малом количестве правовых актов на уровне ЕС, регулирующих его экономическую составляющую. В последние годы этот дисбаланс был скорректирован. После 2009 г. появилось значительное количество актов вторичного права, международных соглашений, а также судебная практика Суда ЕС и национальных судов по теме бюджетно-фискального регулирования. Как следствие, появилась необходимость и возможность рассмотрения новых элементов экономического компонента ЭВС с правовой точки зрения.
Среди трудов отечественных специалистов в области международного права и права ЕС для целей исследования данного исследования можно выделить монографии и статьи Бирюкова М.М., Бирюкова П.Н., Дерябиной Е.М., Исполинова А.С., Калиниченко П.А., Кашкина С.Ю., Касьянова Р.А., Марченко М.Н., Постниковой Е.В., Топорнина Н.Б., Цареградской Ю.К., Четверикова А.О., Энтина Л.М., Энтина М.Л., Юмашева Ю.М. и др. Среди последних диссертационных исследований, посвящённых правовому анализу Экономического и валютного союза, можно выделить работы Гришина А.В. (2010 г.), Давлиевой В.И. (2006 г.) и Пашковской И.Г. (2004 г.).
В настоящем диссертационном исследовании не даётся оценка исследуемых проблем с экономической, политической или социальной точек зрения. Тем не менее, для понимания полноты охвата темы автор отмечает работы отечественных экономистов и политологов в этой сфере. Среди отдельных исследователей можно выделить работы экономистов и политологов: Бажана А.И., Борко Ю.А., Буториной О.В., Кавешникова Н.Ю., Прохоренко И.Л., Сидоровой Е.А., Стрежнёвой М.В., Цибулиной А.Н.
По рассматриваемой в настоящем исследовании проблематике в последние годы выпущено несколько монографий видных исследователей-правоведов: П. Толека (P. Tolek), К. Туори и К. Туори (К. Tuori, К. Tuori), а также А. Хинарейос (А. Hinarejos), которая также является автором многочисленных статей и обзоров судебных решений по проблеме бюджетно-фискального регулирования.
Среди зарубежных авторов также можно выделить «брюссельские аналитические центры» - коллективы авторов, которые на протяжении последних семи лет пристально анализировали сферу бюджетно-фискального регулирования с позиции экономики, политики и права. Работы таких авторов включают в себя как анализ отдельных вопросов, так и отчёты, посвящённые обобщению основных исследовательских идей по определённым направлениям. Среди отдельных исследователей рассматриваемой проблематики можно выделить Б. де Витте (B. De Witte), П. Крейга (P. P. Craig), Ж. В. Луис (J.-V. Louis), Л. М. Поярес Пессоа Мадуро (L. M. Poiares Pessoa Maduro), Ж. К. Пири (J.-C. Piris), Ж. Пизани-Ферри (J. Pisani-Ferry), Д. фон Хагена (J. von Hagen), Ф. Шоркопфа (F. Schorkopf), Н. Ябко (N. Jabko).
Цель и задачи исследования
Целью диссертации является выявление правовых основ бюджетно-фискального регулирования, а также анонсированного в 2014 г. Бюджетно-фискального союза. Среди задач можно выделить следующие:
- дать определение бюджетно-фискального регулирования и Бюджетно-фискального союза с позиции права ЕС;
- выявить нормативно-правовые акты ЕС, относящиеся к бюджетно-фискальному регулированию, отделить их от остального массива правовых актов, посвящённых реформе экономического компонента ЭВС;
- определить принципы работы институтов ЕС по построению Бюджетно-фискального союза;
- определить место бюджетно-фискального регулирования и Бюджетно-фискального союза в структуре Экономического и валютного союза ЕС;
- установить периодизацию развития бюджетно-фискального регулирования в посткризисный период;
- оценить правомерность относящихся к бюджетно-фискальному регулированию инструментов и механизмов финансовой взаимопомощи государствам-членам ЕС в посткризисный период с позиции учредительных договоров;
- провести правовую оценку действий Европейского центрального банка в реализации отдельных элементов бюджетно-фискального регулирования;
- определить соответствие инструментов бюджетно-фискального регулирования праву ЕС на основе анализа судебной практики ЕС;
- установить критерии разграничения мер экономической и валютной политики ЕС на основании актов вторичного права и судебной практики ЕС;
- провести правовую оценку имплементации в национальное законодательство правил бюджетно-фискального регулирования.
Научная новизна
Диссертация является целостной, самостоятельной работой, отражающей правовой подход к проблеме реформы ЭВС в части усиления бюджетной дисциплины. В научный оборот введены правовые источники и судебные решения, посвящённые основной теме исследования.
Внимание европеистов-правоведов уже привлекала проблема неравномерного развития ЭВС. Новизна данного исследования проявляется в том, что впервые правовому анализу подвергается выявление основных особенностей именно бюджетно-фискального регулирования как одной из частей ЭВС, отражённой в учредительных договорах ЕС, во вторичном праве и в международных соглашениях государств-членов ЕС. Впервые самостоятельным объектом исследования становится регулирование бюджетной дисциплины и олицетворяющего её Бюджетно-фискального союза в качестве одной из частей ЭВС.
Хронологические рамки исследования охватывают 2010-2018 гг., что отражает последние нововведения в сфере экономической составляющей ЭВС. Использование отдельных источников и научных трудов 1970-х и 1990-х гг. призвано показать укоренившийся характер проблемы неразвитости контроля за бюджетной дисциплиной со стороны ЕС, однако основной правовой анализ сконцентрирован на периоде с 2005 г., после которого была произведена
объёмная реформа бюджетно-фискального регулирования.
Впервые в диссертационном исследовании вводятся следующие определения: бюджетно-фискальное регулирование как отражённый в праве ЕС комплекс норм, обязывающий государства-члены ЕС придерживаться бездефицитного бюджета; Бюджетно-фискальный союз как совокупность всех элементов для слаженной координации бюджетной дисциплины государств- членов ЕС и высшая точка развития бюджетно-фискального регулирования. Произведен последовательный правовой анализ всех реформ Пакта стабильности и роста с позиции основного объекта исследования. Введено и рассмотрено понятие «голосование методом обратного большинства», которое характеризует новый способ принятия решений в Совете ЕС по вопросам наложения санкций за неисполнение правил бюджетной дисциплины. Также осуществлено правовое исследование Договора стабильности, координации и управления в ЭВС 2012 г. и также произведена оценка имплементации его положений в национальное законодательство государств-членов ЕС. С учётом судебной практики ЕС проведено исследование соответствия учредительным договорам всех ключевых инструментов финансовой взаимопомощи государств-членов ЕС, принятых после 2010 г. с целью устранения последствия влияния мирового финансового кризиса 2007-2008 гг.
Практическая значимость работы
Проведение данного исследования будет способствовать дальнейшему научно-практическому изучению и развитию рассматриваемой темы. Оценка влияния различных факторов на интеграционные процессы в ЕС имеет большое значение в отечественной и зарубежной науке. Выявление положительных и отрицательных сторон европейской интеграции в рассматриваемой сфере формирует уникальный опыт, который может быть использован в рамках интеграционных процессов других региональных организаций, в том числе с участием России. В частности, положения Договора о Евразийском экономическом союзе (ст. 62-63, приложение №14 - протокол о проведении согласованной макроэкономической политики) также содержат требование о соблюдении бюджетной дисциплины. По этой причине исследование опыта ЕС по ликвидации ошибок, допущенных при формировании ЭВС, представляется ценным для будущего развития ЕАЭС в сфере сближения экономического развития государств-участников.
В условиях постоянных изменений в структуре ЕС наличие своевременных отечественных исследований представляется необходимой предпосылкой для правильного понимания современного развития международного и европейского права. Значимость исследования для практического применения проявляется также в возможности его использования в рамках учебного процесса непосредственно во время педагогической практики, а также впоследствии в рамках дисциплин, связанных с преподаванием международного и европейского права. В частности, таких правовых дисциплин как: «Право Европейского Союза», «Экономический и валютный союз ЕС».
...
Подводя итог исследованию правовых основ бюджетно-фискального регулирования в ЕС, стоит отметить две особенности. С одной стороны, это тщательная детализация существовавших раннее механизмов правового регулирования данной сферы (Пакт стабильности и роста). С другой - нехватка ключевых элементов, которые не позволяют отдельным механизмам правового регулирования этой сферы эволюционировать в полноценный Бюджетно - фискальный союз. Среди таких элементов можно выделить структуру (орган, учреждение) на уровне ЕС, надзирающую за соблюдением бюджетной дисциплины в государствах-членах ЕС. С 2017 г. в ЕС обсуждается возможность создания поста министра финансов ЕС, однако на данный момент эта инициатива не нашла своей поддержки. Не менее важный, но отсутствующий на сегодняшний день элемент - единый европейский фонд поддержки экономик государств-членов ЕС в кризисные периоды. Несмотря на усиление превентивных мер, направленных на соблюдение государствами-членами ЕС правил бездефицитного бюджета, ЕС не застрахован в будущем от возникновения новых кризисов суверенных долгов. На сегодняшний день фонд Европейского стабилизационного механизма, созданный в 2012 г., обладает лишь краткосрочными полномочиями по экстренному спасению государств-членов ЕС, пострадавших от мирового экономического и финансового кризиса. Он не является аналогом федерального бюджета, его размер ограничен, а средства нельзя использовать превентивно. В то же время предложения о создании постоянно действующего фонда встречают сопротивление со стороны государств-членов ЕС. Практика коллективного спасения Греции от дефолта вызвала недовольство со стороны государств- кредиторов, поскольку страны ЕС не желают нести ответственность за долги друг друга и не поддерживают инициативу превращения ЕС в союз, где сильные государства поддерживают экономически слабых соседей.
С правовой точки зрения учреждение Европейского стабилизационного механизма и его предшественников (инструментов взаимопомощи первого этапа развития бюджетно-фискального регулирования) представляется спорным с позиции их соответствия учредительным договорам. Это, прежде всего, потенциальное нарушение статьи 122 ДФЕС, предполагающей возможность оказания финансовой помощи государствам-членам со стороны ЕС в случае стихийных бедствий. Экономический и финансовый кризис, усугубившийся плохой экономического политикой в отдельных государствах-членах ЕС, трудно назвать стихийным бедствием. Помимо этого, программа Европейского центрального банка о приобретении на вторичном рынке облигаций государств- членов ЕС, входит в прямой конфликт со статьёй 125 ДФЕС о запрете перенимать на себя долги государств-членов ЕС, а ЕЦБ - уподобляться национальным центральным банкам и выступать в роли «кредитора последней инстанции».
В целом, проблема правового характера инструментов финансовой помощи возникла, когда ЕС попытался нарушить установившийся в ЭВС баланс сил. Проблема исторической несбалансированности ЭВС привела к тому, что учредительные договоры закрепили за валютной составляющей компетенцию ЕС, а за экономической - совместную компетенцию с государствами-членами. Если бы ЕС не начал предпринимать активных действий в сфере совместной с государствами-членами компетенции, проблема чёткого разделения экономической и валютной составляющих не появилась бы. С другой стороны, если бы изначально экономическая составляющая была в большей мере передана на уровень ЕС, этой проблемы также удалось бы избежать. По этой причине деление на экономические и валютные меры, которые вынужден был осуществить Суд ЕС в делах С-370/12 и С-62/14 - это отражение меняющегося распределения полномочий совместной компетенции в сторону больших полномочий для ЕС. Несмотря на установление чётких правил в договорах, принимаемые на практике решения демонстрируют размытость границ, а сфера совместной компетенции имеет тенденцию к переходу в сторону больших полномочий для ЕС через интерпретацию учредительных договоров. По этой причине, несмотря на то, что инструменты финансовой взаимопомощи были отнесены Судом ЕС к экономической составляющей ЭВС, где у государств-членов ЕС остаются широкие полномочия, их соотношение с запретами статей 122-125 ДФЕС остаётся под вопросом.
Помимо учредительных договоров и актов вторичного права, сферу бюджетно¬фискального регулирования определяют международные соглашения государств- членов ЕС. Подписанный в 2012 г. Договор стабильности, координации и управления в ЭВС дублирует отдельные положения Пакта стабильности и роста в части установления границ цикличного дефицита бюджета и критериев его погашения. Причина такого дублирования с юридической точки зрения бессмысленна, поскольку положения ПСР и Договора СКУ одинаково обязательны для государств-членов ЕС. Однако положения Договора СКУ об обязательстве государств-членов ЕС имплементировать положения III Раздела Договора и создании на национальном уровне независимых органов, следящих за соблюдением общеевропейских интересов в сфере экономики, представляют собой значительные шаги в сфере бюджетно-фискального регулирования. Они отражают новый метод регулирования в ЕС, основанный на глубокой интеграции целей и интересов ЕС в национальные правовые системы государств-членов.
Особую сложность в условиях первых лет после экономического кризиса в ЕС представляет выявление среди всего массива законодательных мер тех инструментов и механизмов, которые относятся к будущему Бюджетно - фискальному союзу, в противовес краткосрочным антикризисным мерам. Именно в связи с экстренностью принятия мер бюджетно-фискальное регулирование и основы соответствующего союза сложно отделить от общей реформы экономического управления в ЭВС. Однако это необходимо осуществлять в связи с возможностью раннего применения штрафных санкций в отношении государства-члена ЕС. Уже на стадии превентивных мер ПСР Совет ЕС может обязать государство-нарушителя предоставить процентный депозит размером 0,2% ВВП. В части корректирующих мер ПСР санкции также были введены на более ранних стадиях. Теперь беспроцентный депозит в размере 0,2 % ВВП предоставляется государством-нарушителем в самом начале инициированной в отношении него процедуры дефицита бюджета, а не в конце, как это было раньше.
Если рассматривать весь комплекс законодательных мер, принятых с момента начала кризиса, можно заметить, что ЕС двигается по пути комбинированного подхода в развитии экономического компонента ЭВС. В такой системе у государств остаются значительные полномочия по определению методов развития своей экономики, а институты ЕС устанавливают единые для всех цели экономического развития и осуществляют постоянный контроль за соблюдением этих целей.
В противовес комбинированному подходу есть две крайности. Первая - это децентрализованная модель, при которой государства-члены ЕС несут самостоятельную ответственность за соблюдение правил бюджетно-фискального регулирования: справляются со своими дефицитами бюджетов, не прибегая к помощи коллективных фондов спасения ЕС. Суверенный дефолт в такой модели возможен, и его необходимо выработать на уровне ЕС.
Вторая крайность - это федеральная модель, которая предполагает создание единых и обязательных правил для бюджетно-фискального и макроэкономического регулирования. Для государств-членов ЕС это будет означать значительную потерю суверенных прав в отношении формирования своей экономической политики. Однако эта потеря будет компенсирована возможностью финансового спасения из средств постоянно действующего европейского коллективного фонда. Управление этими процессами перейдёт Европейской комиссии, которая станет прообразом европейского правительства.
Обе модели направлены в разные стороны: децентрализованная модель - это шаг назад в достижении интеграционного единства государств-членов ЕС, а федеральная модель - это большой шаг вперёд, который трудно реализуем ввиду отсутствия политического консенсуса. В этих условиях наиболее приемлемым остаётся как раз комбинированный подход, при котором развитие ЭВС происходит в заданных изначально координатах разделения экономической и валютной составляющей. При этом экономическое регулирование продолжает своё развитие, и часть полномочий переходит на уровень ЕС, но значительная часть остаётся в руках государств-членов. Разделённого управления между ЕС и государствами-членами, при котором ЕС осуществляет руководство действиями государств-членов ЕС в экономической политике только при системном неисполнении рамочных обязательств. Особенностью комбинированного подхода также можно считать создание на национальном уровне государственных органов, осуществляющих политику ЕС. В частности, на данный момент речь идёт о бюджетно-фискальных органах в государствах-членах ЕС, которые созданы на основании вторичного права ЕС и международного договора между странами ЕС (Договор СКУ 2012 г.).
Несмотря на большое разнообразие механизмов правового регулирования сферы бюджетно-фискального регулирования, её основы заключены в экономическом компоненте ЭВС. Ключевое обязательство этой сферы о необходимости избегать дефицита бюджета содержится в 1 главе («Экономическая политика») VIII раздела («Экономическая и денежная политика») ДФЕС. А декларация № 30 в отношении статьи 126 ДФЕС напрямую связывает ЭВС с соблюдением бюджетной дисциплины, являющейся одной из опор экономической и бюджетной политики ЕС. Именно по этой причине все недостатки Бюджетно-фискального союза, будучи частью экономического компонента, были унаследованы непосредственно от ЭВС. Устранение исторических недостатков ЭВС - это основная задача институтов ЕС и государств-членов ЕС на пути дальнейшего развития ЕС.
1. Treaty on European union [Electronic resource] : consolidated version 2016 //
Official Journal of the European Union. - 2016. - Vol. 59. - C202. - P. 13-46. - Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=uriserv: OJ.C_.2016.202.01.0001.01 .ENG&toc=OJ:C:2016:20 2: TOC#C_2016202EN.01020101.
2. Treaty on the Functioning of the European Union [Electronic resource] :
consolidated version 2016 // Official Journal of the European Union. - 2016. - Vol. 59. - C202. - P. 47-200. - Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=uriserv: OJ.C_.2016.202.01.0001.01 .ENG&toc=OJ:C:2016:20 2: TOC#C_2016202EN.01020101.
3. Protocol № 12 on the excessive deficit procedure // Official Journal of the European Union. - 2016. - Vol. 59. - C202. - P. 279-280. - Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=uriserv: OJ.C_.2016.202.01.0001.01 .ENG&toc=OJ:C:2016:20 2: TOC#C_2016202EN.01020101.
4. Protocol № 4 on the statute of the European System of Central Banks and of the European Central Bank // Official Journal of the European Union. - 2016. - Vol. 59.
- C202. - P. 230-250. - Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=uriserv: OJ.C_.2016.202.01.0001.01 .ENG&toc=OJ:C:2016:20 2: TOC#C_2016202EN.01020101.
5. Protocol № 14 on the Euro Group // Official Journal of the European Union. -
2016. - Vol. 59. - C202. - P. 283. - Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.C_.2016.202.01.0001.01.ENG&toc=OJ:C:2016:20 2: TOC#C_2016202EN.01020101.
6. Protocol № 15 on certain provisions relating to the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland // Official Journal of the European Union. - 2016. - Vol. 59. - C202. - P. 284-286. - Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/legal- content/EN/TXT/?uri=uriserv:OJ.C_.2016.202.01.0001.01.ENG&toc=OJ:C:2016:20 2: TOC#C_2016202EN.01020101.
7. Treaty of Amsterdam amending the Treaty on European Union, the Treaties
establishing the European Communities and certain related acts [Electronic resource] // Official Journal of the European Communities. - 1997. - Vol. 40. - C340. - P. 1¬144. - Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/ALL/?uri=OJ:C: 1997:340:TOC.
8. Treaty establishing the European Community [Electronic resource] : consolidated
version 1992 // Official Journal of the European Communities. - 1992. - Vol. 35. - C224. - P. 1-130. - Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/legal-
content/EN/TXT/PDF/?uri=OJ:C:1992:224:FULL&from=EN.
9. Regulation (EU) No 472/2013 of the European Parliament and of the Council of 21 May 2013 on the strengthening of economic and budgetary surveillance of Member States in the euro area experiencing or threatened with serious difficulties with respect to their financial stability [Electronic resource] // Official Journal of the European Union. - 2013. - Vol. 56. - L140. - P. 1-10. - Режим доступа : http://data.europa.eu/eli/reg/2013/472/oj.
10. Regulation (EU) No 473/2013 of the European Parliament and of the Council of
21 May 2013 on common provisions for monitoring and assessing draft budgetary plans and ensuring the correction of excessive deficit of the Member States in the euro area [Electronic resource] // Official Journal of the European Union. - 2013. - Vol. 56. - L140. - P. 11-23. - Режим доступа :
11. Regulation (EU) No 1173/2011 of the European Parliament and of the Council of 16 November 2011 on the effective enforcement of budgetary surveillance in the euro area [Electronic resource] // Official Journal of the European Union. - 2011. - Vol. 54. - L306. - P. 1-7. - Режим доступа : http://data.europa.eu/eli/reg/2011/1173/oj.
12. Regulation (EU) No 1174/2011 of the European Parliament and of the Council of
16 November 2011 on enforcement measures to correct excessive macroeconomic imbalances in the euro area [Electronic resource] // Official Journal of the European Union. - 2011. - Vol. 54. - L306. - P. 8-11. - Режим доступа :
http://data.europa.eu/eli/reg/2011/1174/oj.
13. Regulation (EU) No 1175/2011 of the European Parliament and of the Council of 16 November 2011 amending Council Regulation (EC) No 1466/97 on the strengthening of the surveillance of budgetary positions and the surveillance and coordination of economic policies [Electronic resource] // Official Journal of the European Union. - 2011. - Vol. 54. - L306. - P. 12-24. - Режим доступа : http: //data.europa.eu/eli/reg/2011/1175/oj.
14. Regulation (EU) No 1176/2011 of the European Parliament and of the Council of 16 November 2011 on the prevention and correction of macroeconomic imbalances [Electronic resource] // Official Journal of the European Union. - 2011. - Vol. 54. - L306. - P. 25-32. - Режим доступа : http://data.europa.eu/eli/reg/2011/1176/oj.
15. Council Directive 2011/85/EU of 8 November 2011 on requirements for budgetary frameworks of the Member States [Electronic resource] // Official Journal of the European Union. - 2011. - Vol. 54. - L306. - P. 41-47. - Режим доступа : http://eur-lex.europa.eu/eli/dir/2011/85/oj.
...194