Актуальность исследования. Построение правового демократического государства требует высококвалифицированных, юридически грамотных служащих в органах государственного и муниципального управления, в правоохранительных органах и иных общественных и государственных институтах, успешность деятельности которых определяется профессионализмом юридического работника. Наше общество остро нуждается в качественном улучшении подготовки таких специалистов для социокультурной сферы, какими являются юристы - посредники между личностью и обществом.
Необходимо отметить, что в современной отечественной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности. Эти вопросы рассматривались в контексте: специфики студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Е.А.Климов, А.И. Крупнов, Н.М. Пейсахов, Ю.П. Поваренков, В.Е. Орёл, Е.И. Степанова, и др.), выявления сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.А. Бодров, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, А.В. Карпов, Е.Н. Кузьмин, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.).
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема профессиональной подготовки специалистов юридического профиля рассматривались в различных аспектах: это профессиональная готовность и пригодность (А.Э. Жалинский, В.М. Кроз, А.А. Рыбкина и др.); профессиональная компетентность (К.А. Букалов, В.В. Васильев, Н.Е. Елухина, В.В. Кожевникова, В.В. Романов и др.); профессионально значимые свойства личности (Е.С. Лапшова и др.); правовая культура и правовое образование (С.Л. Дегтярёв, В.Н. Карташов, А.А. Певцов и др.)
При исследовании модели (статической и динамической) личности студента, осваивающего профессию юриста в вузе, слабо представлены сведения о динамике отдельных качеств личности (ПВК, компетенций), необходимых для успешной подготовки профессионала.
В частности, не установлены изменения в структуре личности, характере взаимосвязи её составляющих и динамика этих показателей в период обучения в вузе.
Для выявления закономерностей развития личности правоведа в вузе часто используется метод поперечных срезов, который не позволяет исключить влияние артефактов (например, различия между курсами). Эта проблема может быть разрешена с помощью лонгитюдного метода исследования с применением единого психодиагностического инструментария.
особенностей динамики личностных качеств у студентов юридического факультета и недостаточной разработанностью концептуального и психологического фундамента этого процесса.
Цель работы - выявление закономерностей развития структуры личности студентов юридического факультета на вузовском этапе профессионализации.
В заключении обобщены результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейших исследований. Проведённое диссертационное исследование позволило решить научную задачу, заключающуюся в выявлении и изучении закономерностей развития личности юриста на вузовском этапе профессионализации.