Актуальность исследования. Построение правового демократического государства требует высококвалифицированных, юридически грамотных служащих в органах государственного и муниципального управления, в правоохранительных органах и иных общественных и государственных институтах, успешность деятельности которых определяется профессионализмом юридического работника. Наше общество остро нуждается в качественном улучшении подготовки таких специалистов для социокультурной сферы, какими являются юристы - посредники между личностью и обществом.
Необходимо отметить, что в современной отечественной психологии выполнено много исследований, посвященных различным психологическим аспектам личностного развития студентов, профессиональной деятельности и профессионализации личности. Эти вопросы рассматривались в контексте: специфики студенческого возраста как важного этапа личностного развития (Б.Г. Ананьев, М.Д. Дворяшина, Е.А.Климов, А.И. Крупнов, Н.М. Пейсахов, Ю.П. Поваренков, В.Е. Орёл, Е.И. Степанова, и др.), выявления сущности, этапов и детерминирующих факторов процесса становления профессионала и субъекта деятельности (К.А. Абульханова-Славская, В.А. Бодров, А.А. Деркач, В.П. Зинченко, А.В. Карпов, Е.Н. Кузьмин, А.К. Маркова, В.Д. Шадриков и др.).
Анализ научной литературы свидетельствует о том, что проблема профессиональной подготовки специалистов юридического профиля рассматривались в различных аспектах: это профессиональная готовность и пригодность (А.Э. Жалинский, В.М. Кроз, А.А. Рыбкина и др.); профессиональная компетентность (К.А. Букалов, В.В. Васильев, Н.Е. Елухина, В.В. Кожевникова, В.В. Романов и др.); профессионально значимые свойства личности (Е.С. Лапшова и др.); правовая культура и правовое образование (С.Л. Дегтярёв, В.Н. Карташов, А.А. Певцов и др.)
При исследовании модели (статической и динамической) личности студента, осваивающего профессию юриста в вузе, слабо представлены сведения о динамике отдельных качеств личности (ПВК, компетенций), необходимых для успешной подготовки профессионала.
В частности, не установлены изменения в структуре личности, характере взаимосвязи её составляющих и динамика этих показателей в период обучения в вузе.
Для выявления закономерностей развития личности правоведа в вузе часто используется метод поперечных срезов, который не позволяет исключить влияние артефактов (например, различия между курсами). Эта проблема может быть разрешена с помощью лонгитюдного метода исследования с применением единого психодиагностического инструментария.
особенностей динамики личностных качеств у студентов юридического факультета и недостаточной разработанностью концептуального и психологического фундамента этого процесса.
Цель работы - выявление закономерностей развития структуры личности студентов юридического факультета на вузовском этапе профессионализации.
В заключении обобщены результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования, сформулированы основные выводы, намечены перспективы дальнейших исследований. Проведённое диссертационное исследование позволило решить научную задачу, заключающуюся в выявлении и изучении закономерностей развития личности юриста на вузовском этапе профессионализации.
1. Постнова, А.А. Развитие личности правоведа в ВУЗе / А.А.Смирнов, А.А. Постнова // Психология обучения. - 2010. - № 2. - С. 49-64.
2. Постнова, А.А. Особенности профессиональной деятельности юриста / А.А. Постнова, А.А.Смирнов // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2012. - № 1. - С.110-113
3. Постнова, А.А. Динамика развития личности юриста в вузе / Н.Г. Живаев, А.А. Постнова, А.А.Смирнов // Вестник Университета (Государственный университет управления). Современная образовательная среда университета. - 2012. - № 7. - С.31-38
4. Постнова, А.А. Генезис компонентов личности юристов на вузовском этапе профессионализации / А.А. Постнова, А.А. Смирнов // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Сер.: Гуманитарные науки. 2012. № 3 (21). - 109-113
Монография:
1. Постнова, А.А. Динамика коммуникативных характеристик конфликтной компетентности личности на вузовском этапе профессионализации: монография / А.А. Постнова, А.А. Смирнов // Метакогнитивные основы конфликтной компетентности: монография / под науч. ред. проф. М.М. Кашапова. - Ярославль: ЯрГУ им. П.Г. Демидова, 2012. - С. 275-289.
психологический вестник. Вып. 27. - М.; Ярославль: Аверс-Плюс, 2010. - С. 156-158.
2. Постнова, А.А. Формирование личности правоведа в ВУЗе / А.А. Смирнов, А.А. Постнова // Вестник интегративной психологии: журнал для психологов. - Вып. 8. / под ред. В.В. Козлова. - Ярославль, 2010. - С.260¬261.
3. Постнова, А.А. Копинг-стратегии студентов юридического факультета / А.А. Смирнов, А.А. Постнова // Высшая школа на современном этапе: Проблемы преподавания и обучения: материалы международной научно-методической интернет-конференции, май-июнь 2009 года / под науч. ред. М.В. Новикова, И.А. Иродовой. - Ярославль: ЯГПУ, 2010. - С. 162-164.
4. Постнова, А.А. Параметры ответственности студентов юридического факультета // Дружининские чтения: Материалы 9-й Всероссийской научно¬практической конференции / под ред. И.Б. Шуванова, О.А. Михайленко, А.А. Никифоровой, С.С. Новиковой. - Сочи, 2010. - С.93-94.
5. Постнова, А.А. Исследование динамики представления человека о себе в группе (на примере студентов юридического факультета) // Коченовские чтения «Психология и право в современной России»: Сборник тезисов участников Всероссийской конференции по юридической психологии с международным участием. - М.: МГППУ, 2010. - С. 222-223.
6. Постнова, А.А. Место мотивации на успех в структуре личностных качеств студентов-юристов / А.А. Постнова // Ярославский психологический вестник. Выпуск 27. - М.-Ярославль: РПО, 2012. - С. 94-98.
7. Постнова, А.А. Динамика структуры личности студентов юридического факультета / А.А. Постнова // Вестник Интегративной психологии. Выпуск
11. - Москва-Ярославль, 2013. -С.254-256