Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЛИЯНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ САМОПОДАЧИ ОБРАЗА «Я» НА КОНФЛИКТНОСТЬ СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ

Работа №179558

Тип работы

Диссертации (РГБ)

Предмет

психология

Объем работы242
Год сдачи2002
Стоимость700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ВЛИЯНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ВИЗУАЛЬНОЙ САМОПОДАЧИ НА КОНФЛИКТНОСТЬ СУБЪЕКТА ОБЩЕНИЯ.
1.1. Современное состояние исследования психологических проблем конфликтности.
1.2. Самоподача как предмет психологического исследования
1.3. Психосемиотическая концепция визуальной самоподачи образа “Я” в общении
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ НЕАДЕКВАТОЙ ВИЗУАЛЬНОЙ САМОПОДАЧИ ОБРАЗА «Я» НА МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ОБЩЕНИЕ
2.1. Программа и этапы исследования ситуаций неадекватной визуальной самоподачи.
2.2. Разработка и апробация методики «Неадекватная визуальная самоподача».
2.3. Эмпирическое исследование влияния неадекватой визуальной самоподачи образа «я» на межличностное общение
ГЛАВА 3. КОНФЛИКТНОСТЬ ЛИЦ С РАЗЛИЧНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ ВИЗУАЛЬНОЙ САМОПОДАЧИ ОБРАЗА «Я» В ОБЩЕНИИ
3.1. Методы и процедура исследования
3.2. Изучение конфликтности у лиц с разным типом визуальной самоподачи образа «я» .
3.3. Стратегии визуальной самоподачи и конфликтность личности.
3.4. Взаимосвязь особенностей раскрытия образа «я» и конфликтности.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
5. Список используемой литературы
6. Приложение


Данная диссертация посвящена проблеме влияния визуальной самоподачи образа «Я» на конфликтность субъекта общения.
Актуальность исследования обусловлена логикой развития научного знания в данной проблематике и практическим интересом к вопросам конфликтологии, построения оптимального общения.
Область общепсихологического изучения визуальной самоподачи образа «Я» субъекта общения обозначена в современной отечественной психологии в рамках визуальной психосемиотики общения. В работах Е.А. Петровой и ее последователей (Р.Э. Варданян, 2000; М.Н. Котлярова, 2000; И.И. Петрова, 2001; А.А. Родионова, 2001; А.Н. Муханова, 2002 и др.) показаны как основные направления изучения визуальной самоподачи, так и разработан оригинальный психодиагностический инструментарий ее изучения. Визуальная самоподача образа «Я» в общении рассматривается как необходимое коммуникативное умение человека, эффективность которого определена уровнем развития у субъекта общения психосемиотической компетентности и рефлексии (Е.А. Петрова, 1999); связана с развитием ряда индивидуально-психологических (М.Н. Котлярова,2000; А.А. Родионова, 2001) и профессиональных качеств человека (М.Н. Котлярова, 2000; А.Н. Муханова, 2002). Визуальная самоподача образа «Я» характеризуется различными половозрастными особенностями, проявляющимися в мере представленности различных стратегий и способов самоподачи, доминировании тех или иных предъявляемых другим качеств образа «Я» (Р.Э. Варданян, 2000; И.И. Петрова, 2001).
Логика развития данного направления позволяет подойти к более углубленному анализу влияния различных особенностей визуальной самоподачи на процесс построения межличностного общения, в целом и конфликтность, в частности.
Роль невербальных характеристик общения в протекании конфликтности достаточно осознана в современной науке, однако проблема взаимосвязи визуальной самоподачи образа «Я» и межличностной конфликтности людей присутствует во многих работах лишь имплицитно (Г.М.Андреева., 1998; А.Я.Анцупов, 2000; А.А.Бодалев, 1994; Н.В.Гришина, 2000; А.И.Донцов, 1984; Е.А.Доценко, 1997; Я.Л.Коломинский, 1999; В.А.Лабунская, 1996; В.Н.Панферов, 1982; Л.А.Петровская, 1982; Е.А.Петрова,1998; А.А.Реан, 1999; Л.Б.Филонов, 1982; А.У.Хараш,1981 и др.).
На современном этапе развития психологии необходимо получение новых научных знаний о роли семиотических компонентов внешнего облика в возникновении и развитии межличностных конфликтов, выявление тех особенностей самоподачи субъекта, которые являются «конфликтогенными». Изучение проблемы не только углубит общенаучное понимание механизмов возникновения конфликтности, но и позволит осуществлять профилактику, коррекцию и поиск путей конструктивного разрешения конфликтов на невербальном уровне, подойти по новому к поиску путей коррекции лиц с повышенной конфликтностью.
Таким образом, актуальность настоящего исследования обусловлена, с одной стороны, практической значимостью сферы общения и ее оптимизации в жизни человека; с другой стороны, важностью общенаучного изучения невербального пласта конфликтности, в частности выявления влияния особенностей визуальной самоподачи образа «Я» на возникновение и развитие конфликтного взаимодействия в ситуации общения.
Объект исследования – самоподача образа «Я» субъекта общения.
Предмет исследования – особенности самоподачи образа «Я» у лиц с разной конфликтностью.
Цель исследования – изучить влияние особенностей визуальной самоподачи образа «Я» на конфликтность субъекта общения.
Гипотезой исследования послужило предположение о том, что: если в визуальной самоподаче образа «Я» субъекта общения наблюдается полоролевая неадекватность, на невербальном уровне преобладают «самоконструирующая» стратегия самоподачи, склонность к «самомаскировке» образа «Я» и недостаточно развита психосемиотическая рефлексия, то особенности такой самоподачи повышают конфликтность субъекта общения.
ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ:
в теоретическом плане - на основе теоретико-методологического анализа выявить состояние научного изучения проблемы в отечественной и зарубежной психологии, обосновать программу эмпирического исследования;
в методическом плане – осуществить подбор психодиагностических методик с целью изучения особенностей визуальной самоподачи образа «Я» и конфликтности у испытуемых; создать методический инструментарий для исследования влияния неадекватной статусно-ролевым ожиданиям самоподачи образа «Я» на конфликтность;
в эмпирическом плане – выявить меру влияния визуальной самоподачи на конфликтность субъекта общения.
Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования сложилась из положений: социально-перцептивного подхода об индикативной роли внешнего облика человека в межличностном познании (А.А.Бодалев, 1994; В.Н.Панферов, 1982 и др.); психологии невербального поведения об интерпретационной природе экспрессии человека (В.А.Лабунская, 1996), теории управления впечатлением о самопрезентации как факторе его формирования (И.Гоффман, 2000); визуальной психосемиотики общения о предпосылках, условиях, психологических основаниях, стратегиях и способах визуальной самоподачи (Е.А.Петрова); конфликтологии о социально-перцептивных регуляторах поведения человека в конфликте (А.Я.Анцупов, 2000; А.И.Шипилов, 2000; Н.В.Гришина, 2000 и др.).
Для решения поставленных задач использовались следующие методики исследования:
1) для диагностики различных особенностей визуальной самоподачи образа «Я» в общении: опросники «Визуальная самоподача образа «Я» в общении» (Е.А. Петрова, 1998); «Стратегии визуальной самоподачи образа «Я» в общении» и «Особенности содержания визуальной самоподачи образа «Я» в общении» (Е.А.Петрова, И.И.Петрова, 2000);
2) для диагностики влияния неадекватности визуальной самоподачи на конфликтность человека нами (в соавторстве) была разработана методика «Неадекватная самоподача» (Е.А.Петрова, А.В.Романова, 2001);
3) для диагностики особенностей конфликтности применялись адаптированный вариант методики «Стратегий поведения в конфликтных ситуациях» (К.Томаса,1998); проективный тест С.Розенцвейга «Методика рисуночной фрустрации» (в адаптированной обработке Н.В.Тарабриной,1984); опросники по изучению конфликтов (М.М. Безруких, 1998) и (А.Н. Сухова, А.А. Деркач, 1998); методика «Уровень соотношения «ценности» и «доступности» в различных жизненных сферах» (Е.Б.Фанталовой,1999);
4) для диагностики индивидуально-психологических свойств личности использовались: личностный опросник (16 PF) (Р.Кеттелл, 1999), опросник «Шкала реактивной и личностной тревожности» (Ч.Д. Спилберг в адаптации Ю.Ханина, 1980), опросник PEN (Г.Айзенк, С.Айзенк, 1963) и «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (ОФДСИ; В.М.Русалов, 1997).
Достоверность и надежность полученных результатов подтверждается теоретической обоснованностью, рассматриваемой в диссертационном исследовании проблемы; адекватностью методов исследования его цели и задачам; использованием взаимодополняющих методик, позволяющих получить ряд независимых психологических показателей; репрезентативностью выборки испытуемых и статистической значимостью различий между изучаемыми параметрами.
При обработке данных экспериментального исследования использовались методы корреляционного анализа (Т – критерий Стьюдента, коэффициенты корреляций Кенделла): метод углового критерия Фишера (сравнение 2-х выборок по % - ой доле эффекта) и другие инструменты статистического анализа данных.
Выборка для проведения эмпирического исследования формировалась на базе Московского Государственного Открытого Педагогического Университета им. М.А. Шолохова. В эксперименте приняли участие студенты в возрасте 18–20 лет. Общее число испытуемых составило 111 человек.
НА ЗАЩИТУ ВЫНОСЯТСЯ СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ:
1. Неадекватная статусно-ролевым ожиданиям визуальная самоподача образа «Я» субъекта общения является фактором, провоцирующем межличностную конфликтность, поскольку у воспринимающего (реципиента), повышаются негативные тенденции в отношении к партнеру, а именно: увеличивается склонность к внешнеобвинительным реакциям и реакциям самозащитного типа (по С. Розенцвейгу; 1984).
2. Доминирующая стратегия самоподачи (по Р. Баумейстеру; 1982) на визуальном уровне влияет на уровень конфликтности субъекта общения и тактику поведения человека в конфликте (по К.Томасу; 1998). При преобладании «самоконструирующей» стратегии визуальной самоподачи наблюдается высокая конфликтность и не склонность к тактике «компромисса», низкая степень социальной адаптации и приспособления; при «ублажающей» - низкая конфликтность и склонность к тактике «компромисса», высокая степень социальной адаптации и приспособления.
3. Особенности предъявления своего образа «Я» партнеру по общению, проявляемые в мере его «самораскрытия», «самомаскировки» и «самопрезентации» на визуальном уровне (Е.А.Петрова, И.И. Петрова, 2001) не влияют на меру конфликтности личности, хотя и связаны с особенностями общения человека. Лица, у которых «самопрезентация» является ведущим способом самоподачи, отличаются низкими показателями «сотрудничества», высокой нормативностью поведения, ответственностью и деловой направленностью. «Самомаскировка» свойственна субъектам с проницательностью, расчетливым подходом к событиям и окружающим. Выраженная тенденция к «самораскрытию» (на визуальном уровне) связана с низким уровнем самозащитных реакций, редким употреблением внешнеобвинительных реакций.
4. Развитие психосемиотической компетентности и рефлексии (по Е.А. Петровой; 1999) влияет на меру конфликтности субъекта общения. Наименее конфликтными являются лица «компетентно-рефлексивного» типа, наиболее - «некомпетентно-нерефлексивные» и «компетентно-нерефлексивные».
Научная новизна настоящего исследования заключается в том, что в нем психосемиотическая концепция общения обогащена новыми положениями, фактами, инструментарием и доказательствами, а именно:
- выявлено повышение негативных тенденций в отношении к воспринимаемому лицу при неадекватности его визуальной самоподачи полоролевым ожиданиям воспринимающего партнера;
- обнаружена взаимосвязь стратегии визуальной самоподачи, уровня конфликтности и тактики поведения человека в конфликте: «самоконструирующая» стратегия прямо связана с конфликтностью и обратно с «компромиссом», «ублажающая» - обратная зависимость с конфликтностью и прямая с «компромиссом»;
- обнаружены связи уровня развития стратегии «самораскрытия», «самомаскировки» и «самопрезентации» образа «Я» на визуальном уровне и таких особенностей общения, как мера сотрудничества, нормативность поведения и др.
- выявлена обратная зависимость между развитием уровня конфликтности и мерой сформированности психосемиотической рефлексии человека (на визуальном уровне);
- разработана методика «Неадекватная самоподача», позволяющая диагностировать показатели отношения к партнеру (по С.Розенцвейгу) в ситуациях адекватной и неадекватной самоподачи .
Теоретическая значимость работы состоит в определенном вкладе в развитие психосемиотической концепции самоподачи образа «Я» в общении, которая дополняется положением о конфлитогенной природе неадекватной визуальной самоподачи в общении, обогащается выводами о взаимосвязи конфликтности личности и таких особенностей импрессии субъекта общения, как: стратегии и способы визуальной самоподачи, уровень развития психосемиотической рефлексии в общении.
Практическая значимость работы состоит в том, что содержащиеся в ней теоретические положения, экспериментальные факты и выводы могут использоваться в практике психологического консультирования и тренинговой работы, при чтении курсов лекций и проведении практических занятий с студентами педагогических специальностей, а так же для людей, занятых в социальной сфере, для коррекционной работы с людьми, испытывающими трудности в общении.
Структура диссертации: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило достигнуть поставленной цели – изучить влияние особенностей визуальной самоподачи образа «я» на межличностную конфликтность.
В результате теоретического анализа и эмпирического исследования была подтверждена исходная общая гипотеза исследования о том, что - если в визуальной самоподаче образа «я» субъекта общения наблюдается полоролевая неадекватность, преобладает «самоконструирующая» стратегия и склонность к «самомаскировке» образа «я» и недостаточно развита психосемиотическая рефлексия, то особенности такой самоподачи выступают фактором, повышающим межличностную конфликтность.
В исследовании были решены поставленные теоретические и практические задачи:
- на основе теоретико-методологического анализа выявлено состояние научного изучения проблемы в отечественной и зарубежной психологии, обоснована программа эмпирического исследования;
– осуществлен подбор и разработка психодиагностических методик с целью изучения особенностей визуальной самоподачи образа «Я» и конфликтности у испытуемых;
- изучена конфликтность у лиц с разными особенностями визуальной самоподачи.
В соответствии со второй задачей диссертационного исследования нами была сконструирована методика «Неадекватная самоподача» (Петрова Е.А., Романова А.В., 2001),позволяющая изучить влияния неадекватной статусно-ролевым ожиданиям самоподачи образа «Я» на конфликтность.
Проведенное исследование позволило прийти к следующим общим выводам по диссертации:
1) Неадекватная статусно-ролевым ожиданиям ситуации общения, визуальная самоподача образа «Я» выступает фактором, провоцирующим межличностную конфликтность. Неадекватная самоподача приводит к увеличению внешне - обвинительных реакциям и реакций самозащитного типа воспринимающего.
2) Субъектам общения, у которых преобладает «ублажающая» стратегия визуальной самоподачи, свойственна низкая конфликтность и склонность к тактике компромиссу, высокая степень социальной адаптации и приспособления.
3) Людям, у которых преобладает «самоконструирующая» стратегия визуальной самоподачи наблюдается высокая конфликтность и не склонность к тактике компромисса, низкая степень социальной адаптации и приспособления
4) Лиц, у которых «самопрезентация» является ведущим способом самоподачи, характеризуют: низкие показатели сотрудничества, осознанное соблюдение норм и правил поведения, настойчивость в достижении цели, точность, ответственность, деловая направленность.
5) «Самомаскировка» в визуальной самоподаче свойственна субъектам с проницательностью, расчетливым подходом к событиям и окружающим.
6) Выраженная тенденция к «самораскрытию» (на визуальном уровне) связана с низким уровнем самозащитных реакций, редким употреблением внешнеобвинительных реакций. Наше предположение, что люди, у которых «самораскрытие» является ведущим типом самоподачи, характеризуются повышенной потребностью в общении и стремлением к лидерству – не подтвердилось.
7) У людей с «некомпетентно-нерефлексивным» типом визуальной самоподачи показатели внутренней конфликтности выше, чем у «некомпетентно-рефлексивных».
8) У людей с «компетентно-нерефлексивным» типом визуальной самоподачи показатели «соперничества» выше, чем у «некомпетентно-рефлексивных».
9) «Компетентно-нерефлексивные» лица менее адаптированы к ситуации фрустрации, чем «некомпетентно-рефлексивные».
Апробация результатов. Полученные в ходе работы данные были представлены в сообщениях на научно-практических конференциях: на Первой международной научно-практической конференции «Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен», г. Москва, 20-24 октября 1999 г., на Международной конференции «Психология общения 2000: проблемы и перспективы» г. Москва, 25-27 октября 2000 г., на V научно-педагогических чтениях МГСУ – апрель 2002 г. Материалы работы обсуждались на аспирантских семинарах и заседаниях кафедры психологии МГОПУ им. М.А.Шолохова в течении 1999 – 2002 гг.
Пути дальнейшего изучения проблемы автору видятся как в расширении изучаемых особенностей самоподачи, так и показателей конфликтности. Вне сомнений, целесообразно расширить инструментарий изучения конфликтности и контингент изучаемых лиц. Отдельным направлением дальнейшей работы могло бы стать изучение вопроса о связи индивидуально-психологических характеристик конфликтных лиц и их проявления в импрессии личности.



Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологических проблем. - М..: МГУ, 1990. – 240с.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1993. 175с.
Алешкин Н.И. Личностные особенности учащихся с трудностями общения: Дис. канд. психол. наук: 19.00.05/СПб. гос. ун-т. – СПб., 1997. – 171с.
Андреев В. И. "Конфликтология." - М., 1995. – с. 70.
Андреева Г.М. Психология социального познания. - М.: Аспект Пресс, 1997,- 239 с.
Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: Аспект Пресс, 1998.- 374с.
Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе. - М.: МГУ, 1978. - С. 167 – 169.
Андреева Г.М., Донцов А.И., Хараш А.У. Принципы исследования межличностного восприятия в условиях совместной групповой деятельности. - М., 1981. - с.68-85
Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 2000. – 551с.
Асмолов А.Г. Деятельность и установка. - М., 1979, - 150с.
Ассаджиоли Р. Духовное развитие и его кризисы//Психология человеческих проблем. – Минск, 1998. – С. 106 – 121.
Ассаджиоли Р. Психосинтез. – М., 1994.
Афонькова В.М. Конфликты в коллективе старшеклассников и пути их преодоления: Дис. канд. пед. наук. –М., 1975. – 201 с.
Бадмаев Б.Ц. Психология обучения речевому мастерству. – М.: Владос, 1999. – 224с.
Батаршев А.В. Психодиагностика способности к общению. – М.: Владос, 1999. – 176с.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. –Л.: Лениздат, 1992. – 399 с.
Блумер Г. Общество как символическая интеракция// Современная зарубежная социальная психология. Тексты. - М: Изд-во Моск. ун-та, 1984. - С.173-179.
Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.: МГУ, 1982. – 198 с.
Бодалев А.А. Личность и общение: избр. тр. - М.: Педагогика, 1983. – 272с.
БОДАЛЕВ А.А. О ВЗАИМОСВЯЗИ ОБЩЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ// ВОПР. ПСИХОЛ. 1994. - №1. - С. 122-127.
Бодалев А.А. О состоянии и задачах разработки психологии познания людьми друг друга// Психология межличностного познания, 1981.
Бодалев А.А. Проблемы гуманизации межличностного общения и основные направления их психологического изучения// Вопр. психол. – 1989. - №6. – С. 74- 82.
Бодалев А.А. Психология общения. - М., Изд-во «Институт практической психологии. Воронеж: НПО «БЬЮДЭК»,. 1996, 256с.
Бойко В.В. Энергия эмоций в общении. М.: 1996, - 469 .с.
Большой толковый энциклопедический словарь /под ред. Артура Ребера . –М.: Вече и АСТ, 2001. – 2т.
Борисов А.Ю. Роскошь человеческого общения. - М.: RISC, 1998. - 183 с.
Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание: конфликт!- Новосибирск: Наука. 1989.- С. 18 – 21.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев: Наукова думка, 1989.
Варданян Р.Э, Петрова И.И. Визуальная самоподача образа Я в общении и ее половозрастная специфика//Психология общения 2000: проблемы и перспективы: Тез. докл. Междунар. конф. 25-27 октября 2000 г. – Москва, 2000. – С. 61.
Василюк Ф.Е. Жизненный мир и кризис: типологический анализ критических ситуаций//Психол. журн. – 1995. Т. 16. - №3.- С.90 –101.
Василюк Ф.Е. Психологический анализ преодоления критических ситуаций: Дис. канд. психол. наук: 19.00.01/Моск. гос. ун-т. – М., 1981. – 214.
Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М.: МГУ, 1984. – 198 с.
Василюк Ф.Е. Структура образа// Вопр. психол. – 1993. - №5. - С.5-19.
Вересов Н.Н. Формула противостояния, или как устранить конфликт в коллективе.- М.: Флинт,1998. – 108с.
Гаврилица О.А. Ролевой конфликт работающей женщины: Дис. канд психол. - М., 1998. –185 с.
Гарбузов В.И. Нервные дети. Л.:, 1990 г.
Гоффман Ирвинг Представление себя другим в повседневной жизни. /пер. с англ. – М.: Канон-пресс-Ц, 2000. – 304с.
Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: Питер, 2000. - 464с.
Гришина Н.В. Я и другие: общение в трудовом коллективе Л., 1990.- с. 109.
Гуревич К.М., Борисова Е.М. Психодиагностическая диагностика. М.: УРАО, 1997.- 301с.
Джерелиевская М.А Установки коммуникативного поведения. – М.: 2000. – 191с.
Донцов А.И. Психология коллектива. – М.: МГУ, 1984. – 207с.
Донченко Е.А., Титаренко Т.М. Личность: конфликт, гармония Киев: Политиздат,1989. – 175 с.
Доценко Е.Л. Психология манипуляции: феномены, механизмы и защита. - М.: ЧеРо, Изд-во МГУ, 1997. – 344с.
Древицкая О.О. Факторы психической дезадаптации у младших школьников: Тез. докл. Междунар. конф. психиатр. 16-18 февр. 1998г. – Москва, 1998. – С. 79.
Дьяченко О.М., Веракса Н.Е. Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребенка дошкольника// Вопр. психол. - 1994. - № 2. - С. 77-86.
Егидес А.П. Как располагать к себе людей. – М., 1996. – 228 с.
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб.: Питер, 2001.- 360с.
Ерина С.И. Ролевой конфликт в деятельности руководителя первичного производственного коллектива: Дис. канд.психол. наук. – Л., 1982. – 224с.
Журбин В.И. Понятие о психологической защите в концепциях З.Фрейда и К.Роджерса. //Вопросы психологии, 1990, № 4 – С. 15.
Жутикова Н.В. Учителю о практике психологической помощи. М, 1988.
Зазыкин В.Г. Основы психологии проницательности. – М.:Тривола, 1997. - 88с.
Заиченко Н.У. Психология конфликта. - М.: РАПС, 2000. - 59с.
ЗАХАРОВ А.И. ДНЕВНЫЕ И НОЧНЫЕ СТРАХИ У ДЕТЕЙ. – СПБ.: СОЮЗ, 2000. – 441С.
Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986. - 127с.
Захаров А.И. Неврозы у детей и их психотерапия. - СПб., 1998.
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. - М, 1995г.
Зейгарник Б.В. Теории личности в зарубежной психологии. - М.: Изд-во Моск. ун-т~ 1982, с. 128.
Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. М.: Изд-во МГУ,1981.- с.46.
Зимбардо Ф . Застенчивость. - М.: Педагогика, 1991. – 207с.
Калмыкова Е.С. Внутриличностные противоречия и условия их разрешения: Дис. канд. психол. наук: 19.00.01/ Ин-т психол. АН СССР. – М., 1986. – 200с.
Каменская В.Г. Психологическая защита и мотивация в структуре конфликта. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 142с.
Климова Е.Н. Психологические детерминанты личностного конфликта в раннем юношеском возрасте. Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 1997- 18 с.
Ковалев С.В. Анатомия конфликта. //Подготовка старшеклассников к семейной жизни. М.: Просвещение, 1991. С. 93.
Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М.: Владос, 1999.- 174 с.
Конфликтология / Аллахвердова О.В., Викторов О.В., Иванов М.В., Иванова Е.Н., Кармин А.С., Липницкий А.В.; под ред. Кармина А.С. – СПб.: Лань, 2001. - 470с.
Конфликты: сущность и преодоление //Метод. мат-лы и рекомендации в помощь студентам пед. институтов, университетов, учителям, мастерам, произв. обучения, школьникам, преподавателям и методистам ИУУ.- ИПК, ФППК. М.: Моск. гор. ун-т усовершенствования учителей, 1990
Конюхов Н. И. Словарь – справочник по психологии. –М., 1996.- 154 с.
Кордуэлл М Психология А-Я. – М.: ГРАНД, 1999. – 440 с.
Корнелиус Х., Фэйр Ш. Выиграть может каждый. – Луганск, 1999. – 198с.
Котлярова М.Н Психологические и профессиональные особенности учителей с разной визуальной самоподачей: Автореф. дис. канд. психол. наук. – М., 2001.- 19 с
Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. - М.: Смысл, 1999. - 277с.
Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. - М.: МГУ, 1991. - 194 с.
Крогиус Н.В. Познание людьми друг друга в конкретной деятельности: Автореф. дис. канд. психол. наук. - Саратов, 1979. - 43с.
Кудрявцев С.В. Межличностный конфликт как причина насильственного преступления: Дис. канд психол. - М., 1989. –201 с.
Кузьменкова О.В. Психологические особенности внутриличностных противоречий профессионального развития учителя: Дис. канд. психол. наук: 19.00.07/ Психол. ин-т РАО. – М., 1997. – 151с.
Лабунская В.А. Введение в психологию невербального поведения: Метод. указания к спецкурсу «Психология экспрессивного поведения». - Ростов н/Д., 1994. – 46с.
Лабунская В.А. Интерпретация и коррекция невербального поведения в общении// Эмоциональные и познавательные характеристики общения. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост. ун-та, 1990. - С. 71-108.
Лабунская В.А. Невербальное поведение. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1986. – 134 с.
Лабунская В.А. Особенности развития способности к психологической интерпретации невербального поведения// Вопр. психол. – 1987. - №3. - С. 70-77.
Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. - Ростов н/Д.: «Феникс», 1999. – 592с.
Латынов В.В. Конфликт: протекание, способы разрешения, поведения конфликтующих сторон// Иностр. Психол. – 1993.Т1. – №2. С.87-93.
Левин К. Разрешение социальных конфликтов. - СПб.: Речь, 2000.- 407 с.
Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера: Пер. с англ. - М.: Компания ПАНИ, 1996. – 417с.
Лоуэн А. Язык тела/ Пер. с англ. Н.Б. Буравиной. - СПб.: «Академический проект», 1997. – 383с.
Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999. – С.639.
Малисова И.Ю. Рефлексивный и коммуникативный компоненты межличностного понимания: Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1995. – 24с.
Матвеева Л.В., Аникеева Т.Я., Мочалова Ю.В. Психология телевизионной коммуникации. - М.: УМК Психология, 2000, 362с.
Меграбян А., Психодиагностика невербального поведения. – СПб.: Речь, 2001.- 256с.
Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс,1968.
Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал (психологические проблемы). – М., 1994. – 216 с.
Моисеев Д.Л. Особенности межличностных конфликтов госслужащих и пути их разрешения: Дис. канд психол. - М., 1997.
Муханова А.Н. Профессиональные особенности самоподачи /V Ежегод. чтения МГСУ. – М., 2002.- С.53-57.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ