ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИРМЕННОЕ НАИМЕНОВАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО
ЛИЦА: ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 11
1.1. Исторический аспект развития института фирменного
наименования 11
1.2. Понятие и признаки фирменного наименования, как средства
индивидуализации предпринимательской деятельности 16
1.3. Юридическая основа прав на фирменное наименование 32
1.4. Правовое регулирование отношений складывающихся в сфере
использования фирменного наименования 41
ГЛАВА 2. КОММЕРЧЕСКОЕ ОБОЗНАЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 44
2.1. Понятие, признаки и форма коммерческого обозначения 44
2.2. Исключительное право на коммерческое обозначение 51
2.3. Правовые коллизии и противоречия правового института
коммерческого обозначения 57
ГЛАВА 3. СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
ФИРМЕННОГО НАИМЕНОВАНИЯ И КОММЕРЧЕСКОГО
ОБОЗНАЧЕНИЯ 62
3.1. Классификация различий понятий «фирменное наименование» и
«коммерческое обозначение» 62
3.2. Правовое значение различий фирменного наименования и
коммерческого обозначение в определении правового режима использования данных средств индивидуализации и распоряжения правами на них 68
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76
Средства индивидуализации предпринимательской деятельности всегда являлись актуальным предметом для исследований в юридической науке. Главной предпосылкой возникновения конкуренции среди участников гражданского оборота является развитие рыночной экономики. С развитием конкуренции предприниматели делают большие финансовые вложение в рекламные кампании, улучшение производимого ими товаров, работ и услуг для привлечения клиентов, ввиду чего появляется острая необходимость в индивидуализации своей деятельности (фирмы).
Проблема правового регулирования использования таких средств индивидуализации как фирменное наименование и коммерческое обозначение в гражданском законодательстве вызывает практический и научный интерес у многих юристов. Повышенное внимание обусловлено тем, что данные средства индивидуализации являются одними из мощнейших инструментов, с помощью которых создается имидж компании, а также локализация бизнеса на рынке товаров и услуг. Организация выделяется на фоне конкурентов, используя уникальное название и символику.
Актуальность исследования института фирменного наименования и коммерческого обозначения обусловлена тем, что в части четвертой ГК РФ они впервые получили комплексное правовое регулирование и были выделены в качестве самостоятельных правовых институтов. Ввиду этого институты фирменного наименования и коммерческого обозначения малоисследованы в отечественной юридической науке.
Разработка правового режима использования средств индивидуализации предприятий, отвечающего актуальным потребностям общества и экономики, представляется особо важной для большого числа участников гражданского оборота как правообладателей, так и потребителей.
Степень научной разработанности темы магистерской диссертации. Теоретические основы, правовое регулирование и юридическая основа прав на фирменное наименование подробно излагаются в работах Венедиктова Ю.С., Городова О.А., Записной Т.Н., Каз М.С., Тащиян Г.О., Клейменовой М.О., Кошелевой К.Е., Михайликова В.Л., Морозовой, Сорокиной А.И., Чежии Д.Ю., Кондрат Е.Н. и др.
В научных исследованиях Анашенко И.К., Бобкова С.А. Еременко В.И., Записной Т.Н., Кандаурова А.И., Нагаева С.В., Поповой С.И., Шульга А.К. более подробно рассматриваются понятие и теоретические основы института коммерческого обозначения.
Анашенко И.К., Рабаданова С.Р. в своих научных статьях дают сравнительно-правовой анализ понятий «фирменное наименование» и «коммерческое обозначение».
Объектом настоящей магистерской диссертации выступают общественные отношения, складывающиеся в сфере использования субъектами предпринимательской деятельности таких средств индивидуализации как фирменное наименование и коммерческое обозначение.
Предметом настоящей магистерской диссертации выступают фирменное наименование и коммерческое обозначение как самостоятельные гражданско-правовые институты, а также правовые нормы, содержащиеся в ГК РФ и иных нормативно-правовых актов, регулирующих институт фирменного наименования и коммерческого обозначения, судебная практика.
Цель диссертационного исследования заключается в комплексном рассмотрении и изучении теоретических основ и практических рекомендаций, направленных на эффективное использование средств индивидуализации участников гражданского оборота, а именно фирменного наименования и коммерческого обозначения организаций.
Исходя из поставленной цели, автором обозначены исследовательские задачи:
1. Исследовать институт фирменного наименования, а именно: понятие, признаки, функции, юридическую основу исключительных прав на фирменное наименование организации.
2. Изучить институт коммерческого обозначения, а именно: понятие, признаки, форма, исключительное право на коммерческое обозначение.
3. Провести сравнительно-правовой анализ двух гражданско-правовых институтов: фирменного наименования и коммерческого обозначения.
4. Рассмотреть актуальные правовые проблемы использования фирменного наименования и коммерческого обозначения и при выявлении таковых сформулировать предложения по их устранению и совершенствованию законодательства.
Методы исследования. Методологическую основу магистерской диссертации составили исторический, формально-логический, сравнительно¬правовой и метод комплексного и системного анализа.
Теоретическую основу исследования составили труды таких авторов, как: Анашенко И.К., Анисимов А.П., Бобков С.А., Бузанов В.Ю., Голофаев В.В., Горленко С.А., Гришаев С.П., Еременко В.И., Записная Т.В., Зенин И.А., Кандауров А.И., Каз М.С., Каравай Т.В. Козлова М.Н., Кошелева К.Е., Михайликов В.Л., Новоселова Л.А., Цитович П.П., Чежия Д.Ю., Якунаева С.Г. и других, а также судебная практика.
Нормативно-правовая основа. При написании данной магистерской диссертации автором были сделаны выводы и предложения, основанные на анализе норм действующего законодательства, а именно: Конституции РФ, Гражданского кодекса РФ (части четвертой), Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ, Федерального закона «Об
обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 №14-ФЗ и иных федеральных законов и нормативно-правовых актов.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики в форме судебных решений по конкретным делам.
Научная новизна магистерского исследования состоит в том, что в настоящей диссертации автором представлены решения по некоторым проблемным вопросам правового регулирования института фирменного наименования и коммерческого обозначения, в частности: определение понятий «фирменное наименование» и «коммерческое обозначение»; необходимость введения императивной нормы о регистрации коммерческих обозначений, и соответственно, единого реестра коммерческих обозначений и др. Кроме того, диссертантом сделаны соответствующие предложения по совершенствованию действующего гражданского законодательства в данной сфере.
На защиту выносятся следующие положения и выводы:
1) . Исходя из проведенного анализа норм действующего гражданского законодательства, регулирующего институт фирменного наименования, диссертантом был выявлен теоретический пробел дефиниции фирменного наименования.
В связи с чем полагаем необходимым внести изменения п.1 ст.1473 Гражданского кодекса Российской Федерации и изложить его в следующей редакции:
«Фирменным наименованием юридического лица признается наименование, определенное в учредительных документах коммерческой организации, включенное в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица».
2) . Проанализировав нормы действующего российского
законодательства, а также существующую судебную практику, представляется возможным внести предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего общественные отношения,
складывающиеся по поводу реализации исключительных прав на фирменное наименование.
Диссертантом сделан вывод о том, что преобладающее большинство исков, поступающих в суд, основаны на требовании обязать прекратить использовать фирменное наименование, тождественное или схожее до степени смешения с фирменным наименованием истца.
Полагаем возможным, на стадии регистрации юридического лица ввести экспертизу по проверке наличия или отсутствия фирменного наименования в единой базе. Обязанность по проведению экспертизы возложить на налоговые органы. В случае обнаружения регистрирующими органами тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования заявители с уже зарегистрированным фирменным наименованием коммерческой организации, наделить соответствующие органы полномочием в отказе регистрации юридического лица до того момента, пока коммерческая организация не сменит фирменное наименование и правонарушение будет устранено.
Данное положение позволит снять значительную нагрузку с судей ввиду того, что будет исключено нарушение прав на фирменное наименование.
В связи с чем предлагаем ввести соответствующие изменения в ГК РФ, а также ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ.
3) . Проведенный анализ норм действующего законодательства, а именно ст.54 и ст.1473 ГК РФ позволил сделать вывод о наличии существующего пробела в гражданском законодательстве, который заключается в следующем. Согласно ГК РФ правообладателем фирменного наименования может быть исключительно юридическое лицо, когда как некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели не имеют такого права.
Из вышеизложенного следует, что некоммерческие организации индивидуализируют себя с помощью наименования, а у индивидуальных предпринимателей такая возможность отсутствует. В связи с чем, магистрантом предлагается на законодательном уровне наделить индивидуальных предпринимателей правом на фирменное наименование. Дополнить содержание ст. 1473 ГК РФ следующей нормой: «Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель), выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое включается в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей».
Так же, предлагается установить требование к содержанию фирменного наименование индивидуального предпринимателя. Фирменное наименование индивидуального предпринимателя должно состоять из двух частей: обязательный корпус - словосочетание «индивидуальный предприниматель», произвольный - фамилия, имя и отчество гражданина, занимающимся предпринимательской деятельностью (в сокращенном фирменном наименование может быть использована аббревиатура ИП, а также фамилия и инициалы предпринимателя).
4) . Проанализировав нормы действующего гражданского
законодательства, мы пришли к выводу об отсутствии закрепленного на законодательном уровне определения понятия «коммерческое обозначение».
В этой связи, необходимо дополнить ст.1538 Гражданского кодекса Российской Федерации пунктом, закрепляющим четко сформулированное понятие «коммерческое обозначение».
По нашему мнению, Зенин И.А. дает наиболее точное и исчерпывающее определение говоря о том, под коммерческим обозначением следует понимать общеизвестное, незарегистрированное наименование предпринимателя, которое охраняется законом в силу его общеизвестности, без государственное регистрации.
5) . Так же в настоящей магистерской диссертации обосновывается необходимость введения государственного реестра коммерческих обозначений. По нашему мнению, с помощью введения данного реестра у неограниченного круга лиц появится возможность получать информацию о наличии или отсутствии определенного коммерческого обозначения, что существенно уменьшит риск использования аналогичных обозначений.
Цели введения реестра коммерческих обозначения состоят в следующем:
- судам будет гораздо проще установить момент возникновения исключительных прав на коммерческое обозначение (потому как сложно установить момент приобретения известности на определенной территории);
- у субъектов предпринимательской деятельности появится возможность для анализа существующих коммерческих обозначений, что в будущем позволит избежать правонарушений.
6) . Диссертантом предложена схема реализации государственной регистрации коммерческих обозначений. Государственная регистрация коммерческого обозначения может реализовываться путем подачи заявления правообладателем в уполномоченный государственный орган.
Обязанность ведение реестра коммерческих обозначений может быть возложена на налоговые органы или Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Теоретическая и практическая значимость данной магистерской диссертации предопределяется необходимостью развития теоретических основ правового регулирования институтов фирменного наименования и коммерческого обозначения. Теоретически значимым является само исследование в целом, так как оно носит комплексный характер и сочетает в себе теоретические и практический аспекты.
Выводы и предложения, содержащиеся в данной магистерской диссертации, могут повлиять на процесс расширения теоретических представлений об исследуемых правовых институтах. Диссертантом выдвинуты предложения по совершенствованию гражданского законодательства, регулирующего соответствующие отношения, которые могут быть использованы в нормотворческой деятельности.
Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования отражены в двух опубликованных научных статьях:
Алексеева М.А. Правовые коллизии коммерческого обозначение, как средства индивидуализации предприятий // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки: Актуальные вопросы политики и права. - №9(25). - 2018.
Алексеева М.А. Исторический аспект развития института фирменного наименования // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки: Актуальные вопросы политики и права. - №2(29). - 2019.
Структура магистерской диссертации. Структура настоящей магистерской диссертации обусловлена поставленными задачами и состоит из введения, трех глав, включающих в себя девять параграфов, заключения и списка использованной литературы.
В настоящей магистерской диссертации сделаны следующие выводы.
1) . С принятием главы четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве самостоятельных средств индивидуализации предпринимательской деятельности были выделены фирменное наименование (ст. 1473-1576 ГК РФ) и коммерческое обозначение (ст. 1538¬1541 ГК РФ).
Однако ни понятие «фирменное наименование», ни «коммерческое обозначение» не получили четкого закрепления в российском гражданском законодательстве, в связи с чем многие ученые-правоведы в своих трудах дают определения данным терминам, по-своему трактуя понятия «фирменное наименование» и «коммерческое обозначение».
По нашему мнению, фирменное наименование является более значимым и надежным средством индивидуализации предпринимательской деятельности.
Фирменное наименование - это словесное обозначение, включаемое в учредительные документы коммерческой организации (Устав), под которым фирма выступает в гражданском обороте.
Фирменное наименование подлежит обязательному включению в учредительные документы коммерческой организации (Устав) и государственной регистрации в установленном законом порядке в Едином Государственном Реестре Юридических Лиц. Оно может быть полным или сокращенным. Существует ряд требований, закрепленных на законодательном уровне, предъявляемых к фирменному наименованию.
Фирменное наименование коммерческой организации является ее интеллектуальной собственностью.
Для индивидуализации своей деятельности юридические лица и индивидуальные предприниматели так же могут использовать коммерческое обозначение.
Коммерческое обозначение - это средство индивидуализации, с помощью которого предприниматель индивидуализирует себя, свой бизнес, а также производимый им товар, выполняемые работы и оказываемые услуги.
На наш взгляд, коммерческое обозначение является менее надежным средством индивидуализации предпринимательской деятельности, однако не менее популярным.
В отличие от фирменного наименования, коммерческое обозначение не подлежит внесению в учредительные документы фирмы и обязательной регистрации в каком-либо из существующих государственных реестров, что, по нашему мнению, является существенным законодательным упущением.
Исключительным правом на коммерческое обозначение может обладать не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель и некоммерческая организация.
Целью использования коммерческого обозначения является выделение самой компании, а не продукта или услуг. В российском законодательстве отсутствуют требования, предъявляемые к коммерческому обозначению - нет ни одной нормы, которая бы регламентировала структуру коммерческого обозначение или же его форму. Оно может быть словесным, графическим, звуковым или комбинированным обозначением.
Если фирменное наименование юридического лица в основном используются в отношениях с профессиональными участниками рынка и органами государственной власти, то коммерческое обозначение предназначено исключительно для потребителей.
Исключительное право на коммерческое обозначение возникает в случае, если оно: становится общеизвестно на определенной территории; обладает достаточными различительными признаками.
В отличии от фирменного наименования, исключительные права на коммерческое обозначение отчуждаются. Правообладатель может передать право на коммерческое обозначение третьим лицам, например, по договору коммерческой концессии (франчайзинга). Также исключительное право на коммерческое обозначение заканчивается в случае, когда им не пользуются непрерывно на протяжении одного года.
2) . С принятием главы четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве самостоятельных средств индивидуализации предпринимательской деятельности были выделены фирменное наименование (ст. 1473-1576 ГК РФ) и коммерческое обозначение (ст. 1538¬1541 ГК РФ).
Исходя из проведенного анализа норм действующего гражданского законодательства, регулирующего институт фирменного наименования, диссертантом был выявлен теоретический пробел дефиниции фирменного наименования.
В связи с чем полагаем необходимым внести изменения п.1 ст.1473 Гражданского кодекса Российской Федерации и изложить его в следующей редакции:
«Фирменным наименованием юридического лица признается наименование, определенное в учредительных документах коммерческой организации, включенное в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица».
3) . Проанализировав нормы действующего российского законодательства, а также существующую судебную практику, представляется возможным внести предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего общественные отношения,
складывающиеся по поводу реализации исключительных прав на фирменное наименование.
Диссертантом сделан вывод о том, что преобладающее большинство исков, поступающих в суд, основаны на требовании обязать прекратить использовать фирменное наименование, тождественное или схожее до степени смешения с фирменным наименованием истца.
Полагаем возможным, на стадии регистрации юридического лица ввести экспертизу по проверке наличия или отсутствия фирменного наименования в единой базе данных на стадии регистрации юридического лица. Обязанность по проведению экспертизы возложить на налоговые органы, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц.
В случае обнаружения регистрирующими органами тождественности или схожести до степени смешения фирменного наименования заявители с уже зарегистрированным фирменным наименованием коммерческой организации, наделить правомочием отказать в регистрации юридического лица до устранения правонарушения, а именно смены фирменного наименования.
Данное положение позволит предотвратить нарушения исключительного права на фирменное наименование и снять значительную нагрузку с судей.
В связи с чем предлагаем ввести соответствующие изменения в ГК РФ, а также ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ.
Правовед Юшкова Е. в качестве существенного недостатка Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» выделяла отсутствие требований проверки на уникальность фирменного наименования создаваемой коммерческой организации
4) . Согласно ГК РФ правообладателем фирменного наименования может быть исключительно юридическое лицо, когда как некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели не имеют такого права.
Из вышеизложенного следует, что некоммерческие организации индивидуализируют себя с помощью наименования, а у индивидуальных предпринимателей такая возможность отсутствует. В связи с чем, магистрантом предлагается на законодательном уровне наделить индивидуальных предпринимателей правом на фирменное наименование. Дополнить содержание ст. 1473 ГК РФ следующей нормой: «Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (индивидуальный предприниматель), выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое включается в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей».
Так же, предлагается установить требование к содержанию фирменного наименование индивидуального предпринимателя. Фирменное наименование индивидуального предпринимателя должно состоять из двух частей: обязательный корпус - словосочетание «индивидуальный предприниматель», произвольный - фамилия, имя и отчество гражданина, занимающимся предпринимательской деятельностью (в сокращенном фирменном наименование может быть использована аббревиатура ИП, а так же фамилия и инициалы предпринимателя).
5) . Проанализировав нормы действующего гражданского законодательства, мы пришли к выводу об отсутствии закрепленного на законодательном уровне определения понятия «коммерческое обозначение».
В этой связи, необходимо дополнить ст.1538 Гражданского кодекса Российской Федерации пунктом, закрепляющим четко сформулированное понятие «коммерческое обозначение».
По нашему мнению, Зенин И.А. дает наиболее точное и исчерпывающее определение говоря о том, что: «Коммерческое обозначение представляет собой незарегистрированное, но общеизвестное наименование предпринимателя или результат его деятельности, охраняемое без специальной регистрации в силу его общеизвестности».
6) . Так же в настоящей магистерской диссертации обосновывается необходимость введения государственного реестра коммерческих обозначений. По нашему мнению, с помощью введения данного реестра у неограниченного круга лиц появится возможность получать информацию о наличии или отсутствии определенного коммерческого обозначения, что существенно уменьшит риск использования аналогичных обозначений.
Цели введения реестра коммерческих обозначения состоят в следующем:
- судам будет гораздо проще установить момент возникновения исключительных прав на коммерческое обозначение (потому как сложно установить момент приобретения известности на определенной территории);
- у субъектов предпринимательской деятельности появится возможность для анализа существующих коммерческих обозначений, что в будущем позволит избежать правонарушений.
7) . Диссертантом предложена схема реализации государственной регистрации коммерческих обозначений. Государственная регистрация коммерческого обозначения может реализовываться путем подачи заявления правообладателем в уполномоченный государственный орган.
Обязанность ведение реестра коммерческих обозначений может быть возложена на налоговые органы или Федеральную службу по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.
Из вышеизложенных тезисов можно сделать вывод о том, что фирменное наименование и коммерческое обозначения имеют свои специфические особенности, различный субъектный состав, основания возникновения, срок действия, возможности использования и отчуждения. Безусловно, фирменное наименование имеет большую степень надежности, чем коммерческое обозначение.
1. Конвенция, учреждающая Всемирную организацию
интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г.) // Справочно¬правовая система Гарант Платформа F1 Эксперт.
2. «Конвенция по охране промышленной собственности» (Заключенная в Париже 20.03.2883) (ред. от 02.10.1979) // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
3. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Российская газета. 25.12.1993. № 237; СПС «Гарант». 2018.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвёртая от 18.12.2006. № 230 - ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2006. № 52 (ч. 1). - Ст. 5496
5. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 27.12.2018) (с изм. и дом. вступ. в силу с 01.01.2019) // Ведомости съезда народных депутатов РСФСР. - 06.12.1990. - №24. - ст.357.
6. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 (ред. от 27.12.2018) // Российская газета. - 29.12.1995. - №248.
7. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной
ответственностью» от 08.02.1998 №14-ФЗ (ред. от 23.04.2018) // Российская газета. - 17.02.1998. - №30.
8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 №129-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета. - 10.08.2001. - №153.
9. Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 №161-ФЗ (ред. от 28.11.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Собрание законодательства Российской Федерации от 02.12.2002. - №48. - ст.4746.
10. Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 №4015-1 (ред. от 28.11.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // Российская газета. - 12.01.1993. - №6.
11. Федеральный закон «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 №134-ФЗ // Российская газета. - 11.08.2001. - №156.
12. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования "Российская Федерация" или "Россия", а также слов, производных от этого наименования» от 03.02.2010 N 52 (ред. от 25.09.2017) [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
13. Информационное письмо Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам «О регистрации коммерческих обозначений» от 30.01.2009 [Электронный ресурс] // Справочная правовая система «Консультант Плюс». Разд. «Законодательство».
14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ №5, Пленума ВАС РФ №29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26.03.2009 // Российская газета. - 22.04.2009. - №70
15. Определение Верховного Суда РФ от 16 мая 2016г. №305-КГ16-3706
Дело №А40-195593/2014 // Справочная правовая система «Консультант
Плюс». Разд. «Судебная практика»... 71