ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Формирование и развитие военно-промышленного комплекса Израиля 29
1.1. Формирование, эволюция и современное состояние ВПК Израиля 29
1.2. Роль США в становлении ВПК Израиля 45
ГЛАВА 2. Военно-техническое сотрудничество как инструмент всестороннего развития отношений Израиля со странами Западной, Восточной Европы и
Турцией 55
ГЛАВА 3. Специфика военно-технического сотрудничества Израиля с ведущими
странами Латинской Америки 88
ГЛАВА 4. Особенности, тенденции и перспективы военно -технического сотрудничества Израиля с основными государствами Азиатско-Тихоокеанского
региона 112
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 141
Список Аббревиатур 151
Список использованной литературы и источников 152
После окончания «холодной войны» широкое распространение получила точка зрения, согласно которой на первый план будут выходить невоенные методы выстраивания внешней политики: экономические, культурные, дипломатические и т.п. Однако нынешнее развитие мирового политического процесса является наглядным примером того, что военный потенциал будет еще долгое время оставаться наиболее действенным инструментом внешней политики и средством достижения политических целей отдельных государств. В данный момент наблюдается укрепление военных возможностей, а также усиление политической воли руководства различных государств, направленной на применение военной силы практически в любых регионах мира, особенно на Ближнем Востоке. Помимо наращивания военной мощи на земле, многие развитые государства также рассматривают космос и киберпространство в качестве основного направления в собственной парадигме национальной безопасности страны. Общемировые расходы на оборону в 2018 г. достигли максимальной отметки — 1,82 трлн долл., что на 2,6% выше показателей
предыдущего года .
Военные расходы в Азии и Океании увеличивались каждый год начиная с 1988 г., достигнув отметки в 507 млрд долл. в 2018 г. Это 28% от общемирового показателя по сравнению с 9% в 1988 г. В 2018 г. Индия увеличила свои военные расходы на 3,1% (66,5 млрд долл.). Военные расходы Пакистана выросли на 11% (рост аналогичен 2017 г.), достигнув 11,4 млрд долл. в 2018 г. Военные расходы Республики Кореи составили 201,1 млрд долл. в 2018г. — рост на 5,1% по сравнению с 2017 г. и самое высокое ежегодное увеличение с 2005 г. Некоторые страны Центральной и Восточной Европы значительно увеличили свои военные расходы в 2018 г. Польша увеличила траты на оборону на 9% в 2018 г. и довела их
до отметки в 11,6 млрд долл., в то время как расходы Украины выросли на 21% до 4,8 млрд долл. Расходы Болгарии, Латвии, Литвы и Румынии также выросли (с 18 до 24%) в 2018 г. Военные расходы в Южной Америке выросли на 3,1% в 2018 г. Можно с полной уверенностью сказать, что рост общемировых военных расходов напрямую связан с «перегревом» мирового политического пространства. Ухудшение глобальной и региональной международной обстановки вынуждает глобальных и региональных игроков усиливать свой военный потенциал, что является вполне рациональной реакцией на новые вызовы, которые перед ними возникают. На этом фоне развитие своего военно-промышленного комплекса (ВПК), а также расширение и укрепление военно-технического сотрудничества (ВТС) с основными и новыми партнерами является приоритетной задачей для Израиля. Заявленное исследование соответствует специальности 07.00.15 —
«История международных отношений и внешней политики».
Актуальность работы подчеркивается тем, что к концу ХХ в. Израиль не считался потенциальным конкурентом для ведущих игроков мирового рынка вооружений. Оценка возможностей ВПК Израиля того времени была верной, так как в числе его слабостей значились малые производственные мощности, отсутствие необходимой сырьевой базы и ограниченные людские ресурсы, но его научно-технический потенциал был недооценен. Современное положение Израиля в списке экспортеров на мировом рынке вооружений и широчайшая география экспорта вооружений собственного производства свидетельствуют именно об этом.
По мнению автора, при анализе существующей политики Израиля по линии ВТС невозможно игнорировать историю развития военно-промышленного комплекса Израиля и ход развития взаимоотношений в военной сфере в отдельных регионах мира. Важно определить факторы, повлиявшие на развитие израильского оборонного комплекса и исключительную активность на мировом рынке вооружений. Когда речь заходит об Израиле, безусловно, стоит отметить, что ключевым фактором будет являться его создание и существование в агрессивной среде. Перманентное «осадное» военное положение, агрессивное арабо-мусульманское окружение и по-прежнему неурегулированная палестинская проблема оказали колоссальное влияние на внешнюю политику государства Израиль, в том числе и на ее важную составную часть — военно-техническое сотрудничество. Развитие ВПК и расширение ВТС позволило Израилю обрести свою международную идентичность и способствовало его выживанию на Ближнем Востоке. Политическая цель стратегии вооруженных сил изначально строилась на принципе самообороны. Не случайно им было дано название ЦАХАЛ - «Армия обороны Израиля», однако самооборона должна была сочетаться с наступательной инициативой. При этом особо подчеркивается необходимость «внезапных контрнаступлений или упреждающих контратак» .
Еще в начале 1950-х годов Д. Бен-Гурион разработал теорию «враждебного арабского окружения», которая легла в основу доктрины израильской армии. Цели обороны сформулированы таким образом, что армия оставляла за собой право проводить военные рейды и пересекать границы арабских стран даже в отсутствии благоприятной международной обстановки. Таким образом, израильское руководство допускало открытое вмешательство во внутренние дела суверенных арабских государств . М. Даян, занимавший долгое время высшие посты в военной иерархии Израиля, сформулировал задачи ЦАХАЛ следующим образом: «На плечи народа ложится подготовка к войне, а на израильскую армию ложится задача ведения боя с важнейшей целью - создание мощной израильской государственности» . Лауреат Нобелевской премии мира и седьмой по счету премьер-министр Израиля (1977 -1983) М. Бегин заявлял в Кнессете: «Я глубоко убежден в необходимости начать превентивную войну против арабских государств без дальнейших колебаний. Так мы достигнем двух целей: во-первых, уничтожения арабской военной силы, а во-вторых, расширения нашей территории». Такого же мнения придерживался Д. Бен-Гурион, говоря накануне «тройственной агрессии» 1956 г., что «мы должны быть готовы к оккупации Тиранского залива» .
Стремительные процессы трансформации геополитической арены, изменение баланс сил в различных регионах мира, смена приоритетов во внутренней и внешней политике, изменение уровня научно-технического развития различных региональных акторов, а также формирование вокруг современного Израиля нового кольца «враждебности» оказывают непосредственное влияние на политику Израиля по линии ВТС. Одновременно со стремительными сдвигами, которые можно наблюдать на глобальной геополитической арене, а также в отдельно взятом регионе мира, просматриваются возможности для расширения сотрудничества между Израилем и различными странами, в частности по линии ВТС.
Тема исследования представляется весьма актуальной для отечественного востоковедения и дисциплин, связанных, прежде всего, с изучением истории международных отношений. Исследуемая тема способна стать исключительно полезной в рамках изучения израильской внешней политики. Ее анализ может быть важен в контексте изучения общей стратегии внешней политики современного Израиля. Изучение истории развития политики Израиля по линии ВТС, современное состояние и направление общей внешней политики, а также роль и место ВТС в общей стратегии внешней политики Израиля имеет практическое значение. Результаты исследования могут быть полезны для анализа различных подходов к выстраиванию политики по линии ВТС в современных условиях в конкретном регионе и с конкретной страной в свете реализации имеющихся и будущих задач внешней политики Российской Федерации. Данное исследование, а также его выводы могут быть использованы для подготовки учебных пособий, курсов по истории Ближнего Востока и внешней политике Израиля.
Хронологически исследование охватывает шестидесятилетний период с момента образования Государства Израиль в 1948 г. по 2018 г.
Методологические и теоретические основы исследования. Стратегия настоящего исследования заключается в том, что опора на результат анализа отдельных примеров политики по линии ВТС дает возможность сделать вывод относительно характерных особенностей данного направления внешней политики на различных этапах развития и с участием различных акторов. Именно поэтому одним из главных методов, который использовался в исследовании, является индуктивный метод — переход от частного (отдельно взятые отношения по линии ВТС) к общему (специфика выстраивания ВТС в конкретном регионе в различный период своего развития). Для достижения поставленных целей и задач в рамках диссертации были использованы следующие методы исторического исследования: историко-сравнительный метод, который предоставляет
возможность сопоставить между собой различные ситуации и определить их общие и различные черты. Историко-описательный метод позволяет дать характеристику отношениям Израиля по линии ВТС с отдельно взятыми странами и последовательно раскрыть закономерности политики Израиля в рамках этого направления в конкретном регионе. Комплексный подход к изучению темы исследования обеспечили историко-системный и историко-аналитический методы. Они позволили учесть общую совокупность международных и региональных факторов, которые оказали влияние на стратегию Израиля в сфере ВТС на разных этапах развития этого государства.
Теоретической базой исследования служит теория неореализма. Ее детали и особенности раскрыты в книге «Теория международной политики», опубликованной в 1979 г. Кеннетом Уолтцем . Автор исследования считает исключительно подходящими для данной работы взгляды и заключения К. Уолтца, а именно его убежденность в закономерном характере международных отношений и, следовательно, в возможности создания изучающей их рациональной теории. Рациональное заключение об анархическом характере международных отношении принципиально отличает их от внутриобщественных отношений, построенных на принципах иерархии, субординации, господства и подчинения, формализованных в рамках правового поля, главной нормой которого является монополия государства на легитимное насилие в границах своего внутреннего суверенитета. Анархичность международных отношений, отсутствие доминирующей верховной власти, а также правовых и моральных норм, которые могут на основе общего согласия эффективно регулировать взаимодействия основных акторов, предотвращая разрушительные для них и для окружающего их мира в целом конфликты и войны, сохранились без существенных изменений со времен Фукидида. К. Уолтц считает, что надеяться на реформирование данной сферы не стоит также, как и на построение международного порядка, основанного на правовых нормах, коллективной безопасности и решающей роли наднациональных организаций . Никто, кроме самого государства (в лице его политического руководства), не заинтересован в его безопасности. Укрепление общей безопасности и военной силы государства, его власти как способности оказывать влияние на другие государства, остается главным элементом его национальных интересов.
Подход, озвученный К. Уолтцем, особенно полезен для исследования, связанного с межгосударственными отношениями по линии ВТС. На данный момент Израиль является одним из самых развитых государств в мире, в частности в военной сфере. Он имеет достаточный потенциал производить передовое вооружение, качественное и количественное оснащение армии, но при этом имеет противоречивое положение на мировой арене и зачастую подвергается жестким осуждениям. Но это никак не мешает Израилю поддерживать высокий уровень собственного ВПК и способность поставлять на экспорт лучшие образцы Вооружения и Военной техники (ВиВт). Покупая израильское вооружение, государства стремятся увеличить свой военный потенциал для решения региональных и глобальных проблем, а также удовлетворить интересы
национальной безопасности. К. Уолтц исходит из того, что присущая международной системе склонность к войне (характеризуемая им как главная зависимая переменная) объясняется полярностью этой системы (независимой переменной). Действия государств и их политика могут быть объяснены не только внутренними факторами, но также поведением и политикой других государств. Проще говоря, мир делится на государства, которые прикладывают максимум усилий для того, чтобы сохранить свои лидирующие позиции на мировой арене и способность оказывать влияние на государства более слабые, завлекая их полностью в орбиту своего влияния. Также существуют государства, которые пытаются усилить свой военный потенциал в рамках достижения региональной безопасности, а также национальной безопасности, пытаясь тем самым защититься от влияния более сильных государств. По существу, увеличение военного потенциала и обороноспособности страны дает этим государствам возможность сохранить некоторую самостоятельность в принятии решений и даже гарантирует суверенитет.
Разумеется, многие положения и выводы, сформулированные К. Уолтцем, как и неореалистская теория в целом, неокончательны и небесспорны. Однако плодотворность выдвинутого им подхода к исследованию международной системы не вызывает сомнений.
Опорой для теоретической базы исследования служит теория рационального выбора, в рамках которой изучается проблема принятия решения с точки зрения наибольшей целесообразности. Формирование внешней политики является сложным процессом. Его ключевым элементом является выработка и принятие внешнеполитических решений, характер которых зависит от многих факторов11. Это и географическое положение государства, и наличие военной, а также экономической мощи, культурных особенностей, исторических традиций; это и тип сложившейся и функционирующей политической системы, социальная структура общества, индивидуальные особенности политических лидеров. Принятие внешнеполитического решения может оказать критическое воздействие не только на само государство, выработавшее его, но и на региональное окружение, а порой на международное политическое поле в целом. При принятии политических решений подразумевается определенная последовательность и рациональность в постановке задач. В наиболее общем виде они состоят в следующем:
1) определить суть проблемы;
2) осуществить выбор целей, которые должны быть достигнуты;
3) выявить возможные альтернативы;
4) выбрать наилучшие из них.
При анализе каждого из этапов могут применяться два метода: количественный и качественный. В зависимости от этого в теории рационального выбора выделяются два подхода: первый ориентирован на формализованные методы, второй — на неформализованные методы анализа. Последний особо подчеркивает роль национальных интересов, политических целей при оценке рационального выбора12. Данный подход логично раскрывает суть международных отношений в сфере ВТС, которые основываются исключительно на прагматизме, и любой актор, то есть импортер и экспортер, выбирает наилучший вариант среди имеющихся и возможных альтернатив. Это как нельзя лучше объясняет в целом суть отношений Израиля и импортеров его вооружений. Многие страны в рамках национальных интересов своей страны в регионе и на глобальном уровне во многом закрывают глаза на противоречивое положение Государства Израиль на международной арене, а также зачастую забывают о своих высказываниях и позициях в отношении палестинской проблемы и иных ситуаций.
Исследовательский вопрос настоящей работы состоит в следующем: в силу каких причин Израиль смог стать одним из крупнейших экспортеров вооружений в мире (пример: 6 место по стоимостному объему экспорта ВиВт в 2006-2013 гг. после США, России, Франции, Германии и Великобритании). При этом Израиль по своим размерам относится к числу самых маленьких стран мира (20,779 кв.
км). Это государство располагает ограниченными людскими ресурсами: в нем проживает порядка 9 млн человек и фактически отсутствуют любые виды полезных ископаемых, необходимые для непосредственного производства основных видов военной техники. Почему же тогда Израиль, имея такие «ограничители», является одним из самых эффективных поставщиков оружия в мире и какова роль ВТС во внешней политике Израиля?
С учетом сформулированного исследовательского вопроса и заданных хронологических рамок объектом данного исследования является военно-техническое сотрудничество Государства Израиль со многими странами на различных континентах, включая США, Россию, Турцию, Германию, Великобританию, Бразилию. Вне поля зрения настоящей диссертации остались вопросы, касающиеся специфики взаимоотношений Израиля с неарабскими странами африканского континента, прежде всего с ЮАР. Уровень торгово-экономических связей между Израилем и африканскими странами, расположенными ниже зоны Сахеля остается низким, с некоторыми из них ведется сотрудничество лишь по линии подготовки специалистов для различных отраслей экономики и местных ВС. Эта тема, как представляется, достаточно хорошо изучена российскими и западными специалистами .
Предмет исследования — уровень и интенсивность отношений по линии ВТС, характеристики и структура этого процесса, факторы, влияющие на эти отношения, а также роль ВТС в достижении внешнеполитических целей.
Цели и задачи исследования. Основной целью исследования является анализ современного состояния отношений по линии ВТС со странами, которые рассматриваются в работе, а также оценка степени влияния ВТС на отношения с конкретной страной и внешнюю политику Израиля в целом. Для достижения этой цели ставятся следующие задачи:
- описать и охарактеризовать историю развития ВПК Израиля;
- рассмотреть и проанализировать основные характеристики и современное состояние ВПК Израиля;
- провести анализ фактора ВТС в рамках внешнеполитических стратегий по преодолению региональной и международной изоляции Израиля;
- проанализировать основные характерные черты, тенденции и направления развития ВТС с отдельно взятыми странами;
- определить и проанализировать основные возможности и «ограничители» Израиля в стремлении увеличить свою роль на мировом рынке вооружений;
- проанализировать роль и степень влияния отношений в сфере ВТС на внешнюю и внутреннюю политику современного Израиля.
Степень разработанности темы. Интерес к Израилю в научной литературе всегда был стабильно высоким. Этот интерес можно связать с его непростым геополитическим положением, арабо-израильскими войнами, нерешенностью палестино-израильского конфликта, развитием его экономики в достаточно сложных условиях и особенностями внутриполитического устройства. Заданная тема исследования тесно связана с общей историей Государства Израиль. Ее изучение в границах отечественного исследовательского поля можно разделить на два периода: советский и современный. Работы, которые относятся к советскому периоду, имеют яркий политический окрас. В частности, отрицалась самостоятельность внешней политики Израиля, которая рассматривалась как продолжение внешней политики США в регионе и за его пределами. Израиль, в принципе, позиционировался как составная часть мирового «империализма». К подобным работам можно отнести труды Г.С. Никитиной , И.П. Блищенко, В.Д. Кудрявцева , Л.И. Медведко , Р.В. Борисова , А.Б. Волкова , Е.С. Евсеева , Ю.С. Иванова , Н.В. Покормяка , Б.Ф. Ямилинца . Весьма показательной в этом отношении является диссертация С.Ю. Глухова, защищенная в ИВ РАН в 1989 г., по теме «Возникновение и развитие ВПК Израиля», в которой автор предпринял попытку доказать, что «роль ВПК Израиля в глобальной стратегии империализма постоянно возрастает как результат крепнущего военно-политического партнерства с США» . И все же отметим, что проведенное С.Ю. Глуховым диссертационное исследование было первой попыткой в отечественном востоковедении провести сравнительный анализ по уровню милитаризации группы из 49 капиталистических стран, и выявить суммарный показатель, отражающий степень милитаризации Израиля в 1980-е годы.
Для современной отечественной историографии характерен
сбалансированный подход к изучению истории Израиля. Отметим в этой связи работы Т.А. Карасовой , И.Д. Звягельской , А.А. Корнилова .
Из многочисленных работ российских авторов, посвященных различным аспектам развития израильского общества, выделим монографию «Государство Израиль» , в третьем разделе которой проф. МГИМО А.В. Федорченко, анализируя эволюцию экономики Израиля, начиная с догосударственного периода и до начала XXI в. раскрывает объективные причины усиленной милитаризации страны после войны 1967 г. Кроме того, А.В. Федорченко дает адекватные определения военно-промышленному комплексу Израиля и израильскому военному сотрудничеству с другими странами. В своей фундаментальной работе «Экономика переселенческого общества» А.В. Федорченко делает исключительно важное для автора настоящей диссертации заключение: «В отличие от малых стран Западной Европы структур¬ные изменения в экономике Израиля происходили не только под влиянием ускорения в эпоху НТР процесса углубления международного разделения труда, а в значительной степени стимулировались военно-политическими факторами. Специализация на производстве вооружений и военной техники, по сути, выросла из импортзамещения по данному виду продукции. Но уже со второй половины 70-х гг. израильский истеблишмент постоянное внимание уделял обеспечению встречного потока продукции в военном внешнеторговом обороте. Диверсифицированное по номенклатуре изделий военное производство в сочетании с узким внутренним рынком малой страны настоятельно требовали решать проблему сбыта путем экспорта» . Развивая этот тезис, автор диссертации приходит еще к одному выводу: начиная экспортировать свою военную продукцию во многие страны мира, Израиль впоследствии использует завязавшиеся связи в сфере ВТС для выстраивания с ними впоследствии полноценных и разносторонних отношений. Отметим также статью Д.А. Марьясиса, посвященную анализу состояния ВПК Израиля на рубеже ХХ - XXI вв. . В этой публикации определены основные направления развития военной промышленности Израиля и ее главные особенности, рассматриваются отношения Израиля по линии ВТС с США, Индией и Россией. Указанные выше и, несомненно, заслуживающие особого внимания работы, в основном посвящены израильской экономике, и военная промышленность рассматривается как ее составная часть. Между тем в отечественном востоковедении, как представляется, недостаточно исследован аспект, касающийся развития роли ВПК и ВТС Израиля в формировании внешней политики государства на современном этапе.
Между тем в отечественном востоковедении, недостаточно исследован аспект, касающийся развития ВПК и ВТС Израиля, а также его роли во внешней политике. Пожалуй, только Д.А. Марьясис обращался к этой теме . Его статья посвящена анализу состояния ВПК Израиля на рубеже XX-XXI вв. В этой публикации определены основные направления развития военной промышленности Израиля и ее главные особенности. В некоторых своих работах проф. МГИМО А.В. Федорченко также затрагивает проблемы развития ВПК. Целый ряд работ А.В. Федорченко посвящены экономическому взаимодействию между РФ и Израилем, а также проблемам инновационного сотрудничества между странами. Указанные выше и, несомненно, заслуживающие особого внимания работы, в основном посвящены израильской экономике, и военная промышленность рассматривается только как ее составная часть.
Большой интерес представляют работы, посвященные механизму принятия политических решений и теоретическим факторам, определяющим внутреннюю и внешнюю политику Израиля. К ним относятся труды А.Д. Эпштейна , А.А. Корнилова .
Следует выделить ряд работ, посвященных внешней политике Израиля на начальной стадии его существования. Основные труды в этом направлении принадлежат перу Х. Эшед , М. Бречер , У. Бялер .
Сказанное выше позволяет сделать вывод, что в отечественной историографии степень влияния и роль ВПК и ВТС Израиля во внешней политике изучена недостаточно, некоторые аспекты этой темы затрагивались поверхностно и лишь в рамках общего контекста определенных исследований. Базовым ядром данного исследования являются две монографии, написанные израильскими авторами в конце 1980-х гг. Экономические и статистические показатели в данных работах, безусловно, устарели и на сегодняшний день не являются актуальными. Но отмеченные публикации сохраняют научную ценность, поскольку показывают и раскрывают основные принципы и этапы развития ВПК Израиля, а также отношения по линии ВТС с различными странами. В них объективно показаны роль и влияние данных явлений на внешнюю и внутреннюю политику Израиля, а также приведены базовые принципы, на которых основывается развитие ВПК современного Израиля и ВТС как части общей стратегии внешней политики Израиля. К первой подобной работе относится монография профессора Тель - Авивского университета Аарона Клаймана «Израильский радиус действия: продажа оружия как инструмент дипломатии» . В этой работе автор делает попытку объяснить, каким образом Израиль сумел стать крупным экспортером вооружения. Он также выделяет и анализирует целый ряд таких важнейших аспектов, связанных с данной темой, как развитие военно-промышленного комплекса страны, отношения с конкретными странами, роль поставок оружия для выстраивания израильской внешней политики, «ограничители», которые сдерживают амбиции Израиля в области экспорта вооружений.
Другая, заслуживающая внимания монография, была написана С. Райзером в 1989 г. и носит название «Военно-промышленный комплекс Государства Израиль: внешняя политика, вооружение, продажи вооружения и военная доктрина маленького государства» Автор рассматривает основные этапы развития военной промышленности Израиля, вводит в научный оборот такие понятия, как внутренний фактор (национальная безопасность, влияние на экономику страны) и внешний фактор (геополитическая обстановка в регионе). По мнению американского аналитика, эти факторы оказывали основное влияние на развитие военно-промышленного комплекса страны. Значительная часть работы посвящена самым крупным на тот момент военным проектам в стране, а также развитию отношений по линии ВТС с основным партнерами. Работы названных выше авторов содержат много статистики по продажам ВиВт в различные регионы мира, что позволяет сравнить показатели, скажем, конца 1980-х — начала 1990-х гг. с аналогичными современными показателями.
Отдельно стоит выделить работы, которые посвящены выстраиванию отношений Израиля с немусульманскими странами. Эта группа работ включает в себя исследования, публикации в научных изданиях и статьи в периодических изданиях следующих авторов: И.В. Рыжов , Н. Шемер , С. Волт , И. Шапир , И.Чен , Дж. Кемп , К. Бартон , Р. Сривастава . Перечисленные авторы делают упор на то, что Израиль, по существу, очень ограничен в развитии двусторонних отношений внутри своего региона из-за агрессивного соседства с арабскими государствами, в частности из-за исторических разногласий по нерешенному конфликту Израиля с палестинскими арабами. Именно поэтому Израиль с середины 1960-х гг. проводил активную политику по поиску альтернативных партнеров за пределами региона. Авторы утверждают, что отношения по линии ВТС с самого начала были базой для становления впоследствии полноценных отношений. Например, с начала 1980-х гг. Израиль активно поставлял в Китай определенные военные технологии. Военное сотрудничество только усилилось после разрыва Израилем военных связей с Тайванем и приобрело характер полноценных и многоуровневых отношений. Авторами отмечалось, что большинство быстро развивающихся азиатских стран опасались иметь открытые отношения с Израилем, особенно в военной сфере, из-за большой зависимости от поставок нефти и газа из ближневосточного региона, и поэтому имели закрытые каналы, по которым велись переговоры о поставке техники или участии военных советников в обучении личного состава.
Основным партнером Израиля в Азии по линии ВТС является Индия. Дж. Кемп47 48 пишет, что Израиль наряду с Российской Федерацией является основным поставщиком ВиВт Индии. Эти отношения, как с Индией, так и с Китаем находятся под пристальным вниманием США, которые негативно относились к военному сотрудничеству между Китаем и Израилем. Уже на тот момент Китай активно рассматривался военно-политической элитой США в качестве потенциального соперника регионального и глобального масштаба. К отношениям по линии ВТС между Индией и Израилем США относятся положительно, но готовы в любой момент вытеснить Израиль с этого рынка. Как отмечает И.В. Рыжков, отношения с Индией имеют самую стремительную динамику роста с немусульманскими странами, в первую очередь потому, что Индия является крупнейшим импортером ВиВт в мире и крупнейшим покупателем израильского ВиВт. Во-вторых, Индия имеет негативный опыт взаимоотношений с Пакистаном и достаточно сложный характер взаимоотношений с мусульманскими странами. В-третьих, рост отношений между двумя странами, в частности в военной сфере, соответствует интересам США, так как Индия рассматривается в качестве серьезного противовеса КНР в регионе .
К.Бартон в своей работе указывает на то, что отношения между Израилем и Индонезией носили закрытый характер. Как известно, Индонезия является одной из крупнейших мусульманских стран в мире и с самого начала своего существования занимала активно негативную позицию по отношению к Израилю, открыто поддерживая различные палестинские организации. Но это не мешало ей иметь тайные отношения с Израилем. Израиль периодически поставляет ВиВт в закрытом режиме, и информация о поставке того или иного вооружения становится открытой через несколько месяцев, если вообще становится таковой. Неоднозначность при формировании внешней политики некоторых государств по отношению к Израилю необходимо учитывать при изучении динамики развития контактов по линии ВТС между Израилем и отдельными регионами....
В соответствии с поставленными во введении целью и задачами в исследовании были рассмотрены отношения по линии ВТС Израиля с отдельными странами в конкретных регионах мира в период с момента образования Израиля в 1948 г. как независимого государства и вплоть до 2018 года.
По каждому региону, где Израиль проявляет себя как активный экспортер вооружений, была дана общая характеристика, которая позволяет понять его политические особенности, выявить факторы, влияющие на региональный рынок вооружений, и определить роль данного региона для израильской внешнеполитической стратегии. Анализ отношений по линии ВТС в исторической ретроспективе, политического контекста, в рамках которого принимались определенные политические решения, а также анализ политического процесса в определенной стране или регионе в целом позволяет определить роль ВТС в двухсторонних отношениях Израиля с каждой конкретной страной. Отдельно взятые примеры уникальны и имеют свои особенности, которые позволяют сделать целый ряд выводов, касающихся роли ВТС во внешней политике Израиля. В результате проведенного исследования было доказано следующее:
1. Получившее ранее широкое распространение в отечественной историографии представление о том, что ВПК Израиля возник как результат крепнущего военно-политического партнерства с США и ему была отведена особая роль в глобальной стратегии империализма на Ближнем Востоке, в действительности было производным идеологического противостояния в период двухполюсного миропорядка. В реальности Государство Израиль с момента своего образования находилось в арабо-мусульманском окружении, которое изначально заняло враждебную позицию в отношении нового ближневосточного государства. Создание сильного и независимого военно-промышленного комплекса явилось рациональным ответом на периодически возникающие угрозы национальной безопасности. Используя в основном внутренние интеллектуальные ресурсы, постоянно пополнявшиеся за счет притока новых иммигрантов, в том числе из стран с развитыми ВПК (США, Россия, Великобритания, Франция), в настоящее время в Израиле существует эффективно функционирующая, высокотехнологичная оборонная промышленность. Несмотря на общее снижение расходов на оборону и государственные заказы в 1990-х годах, ВПК Израиля в кратчайшие сроки осуществил процесс реструктуризации, позволивший в итоге ему стать передовой научно-исследовательской высокотехнологичной производственной базой по выпуску современного вооружения и техники, собственных управляемых и самоуправляемых самолетов, военных кораблей и бронетехники, а также электроники двойного назначения. По состоянию на сегодняшний день ВПК Израиля представляет собой основу экономики Израиля.
Израильская военно-политическая элита всегда рассматривала национальный ВПК не только как совокупность передовых государственных и частных компаний, производящих продукцию военного назначения, необходимую для обеспечения ЦАХАЛ. Перед ВПК ставилась всегда еще одна важнейшая стратегическая задача: ПВН, производимая для собственных нужд всегда должна обеспечивать качественное превосходство национальных вооруженных сил над армиями всех государств ближневосточного региона. Страна постоянно находилась в состоянии войны с враждебно настроенными соседями, и зависимость армии от поставок вооружения из -за рубежа была недопустима, поскольку угрожала национальной безопасности и самому существованию Израиля. Наличие собственного ВПК, превосходящего по своей мощи все страны региона, позволило Израилю сохранить политический суверенитет и свободу действий на региональной и международной арене на разных этапах своего существования. Жизненно важной потребностью для Израиля было обеспечение своих вооруженных сил качественными и сверхсовременными видами вооружения, которые можно было противопоставить армиям арабских государств. Таким образом, создание и развитие собственного военно-промышленного комплекса являлось логичным ответом на военную угрозу, исходящую от ряда мусульманских государств Ближнего Востока и военизированных террористических формирований.
2. Анализ эволюционного развития ВПК Израиля убедительно показывает, что если на начальных этапах существования Израиля он был призван обеспечить армию страны жизненно важными системами вооружения, которые были необходимы для выживания молодого государства, то на современном этапе примерно 75% созданных израильских систем вооружения поставляются на экспорт. Этот процесс стимулирует перманентное наполнение военного сектора заказами, а научно-исследовательские центры, где проводится модернизация уже имеющихся систем вооружения, получают должное финансирование и разрабатывают новые наукоемкие образцы сложной военной продукции. Такая гибкая система является результатом политических решений и прагматизма нескольких поколений руководителей страны. В настоящее время ВПК Израиля является важнейшей экономической составляющей страны и одним из наиболее значимых макроэкономических показателей, который отражает поступления и расходы по экспорту, импорту, реэкспорту, а также характеризует торговые связи еврейского государства с другими странами. Политическая воля руководства Израиля и принятые им решения, в частности первого премьер-министра Д. Бен¬Гуриона и его окружения, сыграли ключевую роль в формировании и развитии ВПК. Решение развивать собственный военный сектор и не надеяться исключительно на импорт вооружений оказало большое влияние на будущее государства в целом. В отличие от военно-политических противников по региону израильтяне старались максимизировать и интенсифицировать локальное производство продукции военного назначения. Военно-промышленный комплекс Израиля импортировал различные природные ресурсы, необходимые для производства вооружений, и в первые десятилетия существования «еврейского государства» не обладал достаточными людскими ресурсами для создания предприятий военного профиля со значительными производственными мощностями. Среди преимуществ, обеспечивших решение столь сложной задачи, можно отметить наличие научной базы, квалифицированных специалистов и непосредственное участие военных в процессе создания продукции военного назначения. На протяжении всего существования Израиля его военно¬промышленный комплекс имел исключительно тенденцию к росту и развитию. В результате на современном этапе страна размером с американский штат Нью- Джерси обладает одним из самых многопрофильных и развитых военно¬промышленных комплексов в мире.
3. Изучение международных связей Израиля по линии ВТС не оставляет сомнений, что это государство на протяжении всей его кроткой истории активно работает на разных направлениях и стремится установить позитивные отношения со многими странами мира, в том числе мусульманскими. Изучая активность Израиля в сфере военно-технического сотрудничества с разными группами стран, автор пришел к выводу, что израильское руководство стремится извлечь не только торгово-экономическую выгоду, но и пытается таким образом преодолеть региональную изоляцию Израиля, найти такие государства в мире, которые будут готовы сотрудничать с ним и поддерживать его политику на международной арене. Обозначить свое преимущество на мировых рынках вооружений Израилю помогает «перманентный» опыт участия в боевых действиях локального и регионального масштаба. Однако модель выстраивания отношений в сфере ВТС не ограничивается этой областью и, как правило, в дальнейшем принимает форму двустороннего сотрудничества по многим другим направлениям международной практики общения. Образование Израиля в условиях агрессивного окружения, в котором нужно перманентно вести борьбу за выживание, оказало серьезное влияние на внешнюю политику Израиля в регионе и на геополитическом пространстве. С самого начала израильская внешняя политика характеризовалась многовекторностью и не ограничивалась вовлеченностью в региональные проблемы. На раннем этапе существования военно-политическое руководство Израиля пришло к выводу, что изоляция арабского окружения будет достаточно продолжительной, и рациональным ответом на подобное положение дел станет активный поиск партнеров за пределами региона. Способность производить различные виды вооружения, модернизировать как западные образцы вооружений, так и советские платформы, а также наличие реального боевого опыта в современной войне и в противостоянии с различными военизированными террористическими организациями повстанческого типа служили военно¬политическому руководству Израиля надежным инструментом для налаживания отношений с различными государствами в разных частях света. Так, именно отношения по линии ВТС стали фундаментом, на котором крепятся отношения Израиля со странами латиноамериканского региона.
4. В основу отношений Израиля с различными странами по линии ВТС изначально был заложен принцип жесткого прагматизма. В расчет не принимались политические или идеологические предпочтения различных стран и их политического руководства. Израиль одинаково активно сотрудничает как со странами Западной Европы, где укрепились либерально-демократические ценности, так и с диктаторскими режимами Латинской Америки, включая Чили времен правления А. Пиночета. Израиль также делится опытом и оказывает поддержку в военной сфере странам, которые находились в сложной региональной ситуации, близкой к изоляции, как например, Сингапур. Примечательна позиция, занятая Израилем в Фолклендской войне 1982 г., во время которой он оказывал военную помощь Аргентине. Израиль также активно поставлял продукцию военного назначения диктаторскому режиму А. Самосы в Никарагуа и режиму А. Стресснера в Парагвае. Израильские военные специалисты обучали военному искусству членов праворадикальной военизированной группировки AUC в Колумбии. Одним словом, Израиль не гнушался извлекать экономическую выгоду из сотрудничества с правыми и диктаторскими режимами Латинской Америки, наполняя свой военный сектор доходами от продажи вооружений, а также налаживая локальные связи в регионе, из которых Израиль извлекает политическую и экономическую пользу на современном этапе. Зачастую политика Израиля по военно-технической поддержке правых режимов в Латинской Америке соответствовала интересам США, которые всячески пытались свести на нет влияние левых социалистических элементов в регионе в разгар «холодной войны».
5. В диссертационной работе прослеживается взаимообусловленность ВТС и израильской внешней политики, так как отношения с некоторыми странами ограничивались лишь военно-техническим сотрудничеством. Военно-политическое руководство Израиля пыталось выстраивать сотрудничество в сфере ВТС с различными странами, не придавая значения их идеологии, религии, политическому укладу и характеру проводимой политики. Такой подход полностью себя оправдал и позволил изменить некогда негативный имидж Г осударства Израиль в ООН и других влиятельных международных структурах и организациях. Несмотря на глобальное противостояние двух супердержав, США и СССР, Израиль чаще всего не был ограничен идеологией или «блоковой» политикой при выстраивании отношений с различными государствами, что обеспечивало политическому руководству широкое поле для маневров. Израиль, как правило, выстраивал отношения с конкретными странами и режимами, исходя исключительно из собственных политических и экономических интересов, которые порой совпадали с интересами его западных партнеров, а порой шли вразрез.
6. На современном этапе Израиль обладает развитым и наукоемким ВПК, чьи системы вооружений периодически проходят «обкатку» в боевых действиях. В последнее десятилетие израильские военные корпорации перешли от стратегии обыкновенного экспорта вооружений к образованию совместных предприятий в различных странах и регионах мира. Это способствует не только росту уровня двухсторонних отношений и имиджа Государства Израиль в мире, но благоприятствует успешному развитию совместных проектов в области передовой науки и техники в отраслях, не связанных с военным производством. Нанотехнологии для Израиля — это индустрия не будущего, а настоящего. Израиль является мировым лидером в этой области, сотрудничая с передовыми развитыми странами в революционных направлениях кибернетики, робототехники, коммуникации в сфере IT, освоении космического пространства. Нанотехнологии, прошедшие апробацию на военном поприще, успешно
применяются в мирных отраслях — медицине, сельском хозяйстве, энергетике, металлургии, легкой промышленности. По сравнению с другими отраслями промышленности радиоэлектронная отрасль является наиболее развитой, имеет наилучшие перспективы на будущее и обладает высокой
конкурентоспособностью. Наблюдается устойчивая тенденция к объединению израильских радиоэлектронных компаний с целью концентрации научных и производственных усилий, увеличения инвестиций, разработки новых видов продукции, расширения ассортимента продукции, увеличения объема экспорта и освоения новых мировых рынков. Характерный пример тому - регион Латинской Америки, где израильский военный сектор сменил модель освоения рынка вооружений. Если раньше израильтяне ограничивались активным экспортом ВиВт в данный регион и локальной работой военных специалистов, то теперь наблюдается закрепление в регионе крупных израильских военных корпораций посредством создания совместных предприятий или же покупку уже имеющихся. Израиль всегда был привлекательным партнером для региональных игроков, так как стабильно поставлял военную помощь, не требуя взамен соответствия различным социально-гуманитарным нормам или идеологии. На данном этапе Израиль всячески пытается за счет этих отношений улучшить свой имидж и положение на международной арене, в частности, повлиять на голоса этих государств при голосовании в СБ и ГА ООН. Можно с полной уверенностью утверждать, что ВТС зачастую является отправной точкой для формирования двухсторонних отношений между Израилем и конкретной страной. Так, отношения между Израилем и Вьетнамом вышли на новый уровень благодаря интенсификации отношений по линии ВТС. Израиль также является одним из ведущих поставщиков продукции военного назначения в Индию, которая является крупнейшим покупателем вооружений в мире. Взаимосвязи по линии ВТС являются очень важным звеном в отношениях между странами. Современный Израиль проявляет активность на рынке вооружений в Западной и Восточной Европе. Помимо положительного экономического эффекта от ВТС, военно-политическое руководство Израиля стремится извлечь политическую выгоду от подобных связей и, в частности, влиять на отношение этих стран к палестино-израильскому конфликту или к ядерной программе Ирана. Иногда ВТС используется Израилем исключительно как действенный политический инструмент. К примеру, ВТС стало отправной точкой политических договоренностей между Россией и Израилем. До недавнего времени Россия уступала многим странам мира по производству качественных дронов. Израиль, наоборот продвинулся в этом сегменте военных разработок, и его БПЛА пользуются спросом во всем мире. Чтобы исключить или отсрочить получение Ираном современных российских надежных систем ПРО, Израиль поставил в Россию различные образцы БПЛА, изучив которые специалисты значительно ускорили производство собственных образцов беспилотников различного класса, а РФ, в свою очередь, отказалась поставлять системы ПРО в Иран.
7. Отношения между Израилем и США являются уникальными и затрагивают различные сферы жизнедеятельности обоих государств. На протяжении всей истории Израиля США оказывали этому государству исключительную финансовую и военную поддержку, несопоставимую ни с одной другой страной мира. Колоссальная военная помощь, которая направляется в Израиль ежегодно, выраженная в перечислении денежных средств, финансировании различных военных проектов и разработок, помогла израильскому военному сектору стать одним из мировых лидеров. Зависимость Израиля от американской финансовой поддержки дает возможность военно-политическому руководству США оказывать давление на Израиль в вопросах экспорта вооружения в страны, которые в Вашингтоне рассматриваются как нежелательные. США также диктуют Израилю условия участия израильских компаний в различных тендерах на поставку продукции военного назначения партнерам или союзникам США, что позволяет им успешно конкурировать на мировом рынке вооружений. Контракт с Израилем на покупку новейших американских истребителей F-35 является ярким тому примером. С одной стороны, Израиль получает значительную военную помощь от США и гарантированно одними из первых получит новейшие американские технологии. С другой стороны, эта помощь имеет серьезные ограничения и, в действительности, является средством субсидирования военных корпораций США. Более того, сотрудничество с США значительно ограничивает географию экспорта израильского оружия, если оно использует американские технологии или денежную помощь, в том случае, если это оружие может повлиять на баланс сил в мире и поставить под угрозу безопасность США. Например, Израиль крайне заинтересован в оборонном рынке Китая, а китайские ВС и собственная оборонная промышленность хотят получить доступ к передовым военным технологиям. Поэтому военно-техническое сотрудничество между двумя странами давно осуществляется либо через подставные фирмы, либо через отправку оружия в другую страну, которая затем перепродает их КНР. Однако, как это было показано в диссертации, США могут оказывать политическое давление на Израиль и даже аннулировать ранее заключенные сделки. Кроме того, несмотря на все негативные аспекты такого сотрудничества, Израиль не может отказаться от политической, финансовой и военной поддержки своего главного стратегического союзника и вынужден прилагать все возможные усилия для поддержания своих отношений с США на высоком уровне.
Следует подчеркнуть, что тема исследования соприкасается с такими аспектами внешней политики, которые в Израиле часто имеют засекреченный характер, что затрудняет возможность проведения досконально выверенного анализа. Однако, как представляется, основные оценки, выводы и положения, вынесенные на защиту, подтверждаются проведенным диссертационным исследованием.
Автор признает, что за рамками работы остались некоторые направления, по которым Израиль осуществляет военно-техническое взаимодействие. В этой связи следует отметить, что не по всем странам, с которыми у Израиля имеются или имелись отношения по линии ВТС, есть материал и информация, основанные на достоверных источниках. Именно по этим соображениям диссертант принял решение дистанцироваться от получивших широкое хождение в некоторых печатных и электронных СМИ конспирологических версий о контактах производителей и экспортеров израильских вооружений с самыми невероятными клиентами и не рассматривать некоторые страны и регионы в качестве предмета настоящего исследования.
1. База данных по торговле оружием [Электронный ресурс] // ЦАМТО. — Режим доступа: http://www.armstrade. org/pages/main/databases/index. shtml
2. Ежегодник ЦАМТО-2013: статистика и анализ мировой торговли
оружием [Электронный ресурс] // ЦАМТО, 2013. — Режим доступа:
http://www.armstrade.org/pages/main/sub_year_2013/year_2013.pdf
3. Ежегодник ЦАМТО-2014: статистика и анализ мировой торговли
оружием [Электронный ресурс] // ЦАМТО, 2014. — Режим доступа:
http ://www.armstrade.org/pages/main/ sub_year_2014/year_2014.pdf
4. Ежегодник ЦАМТО-2015: статистика и анализ мировой торговли
оружием [Электронный ресурс] // ЦАМТО, 2015. — Режим доступа:
http://www.armstrade.org/pages/main/sub_year_2015/year_2015.pdf
5. Ежегодник ЦАМТО-2016: статистика и анализ мировой торговли
оружием [Электронный ресурс] // ЦАМТО, 2016. — Режим доступа:
http ://www.armstrade.org/pages/main/ sub_year_2016/year_2016.pdf
6. Ежегодник ЦАМТО-2017: статистика и анализ мировой торговли
оружием [Электронный ресурс] // ЦАМТО, 2017. — Режим доступа:
http://www.armstrade.org/pages/main/sub_year_2017/year_2017.pdf
7. Ежегодник ЦАМТО-2018: статистика и анализ мировой торговли
оружием [Электронный ресурс] // ЦАМТО, 2018. — Режим доступа:
http://www.armstrade.org/pages/main/magazines/yearly/report/methodics/index.shtml
8. Меир, Г. Моя жизнь [Электронный ресурс] : автобиография / Г. Меир. — Иерусалим: Библиотека Алия, 1985. — 560 с. — Режим доступа: http://goldameir.org.il/russian/1_4.htm
9. Официальные отчеты Генеральной Ассамблеи : вторая сессия :
пленарные заседания. — Т. 2. — 124-е заседание. — 291 с.
Источники на английском языке:
10. 15 May 1947 General Assembly Resolution 106 Constituting the UNSCOP
[Electronic resource] / UN General Assembly. — URL:
https://unispal.un.org/UNISPAL.NSFZ0/F5A49E57095C35B685256BCF0075D9C2
11. Ben-Gurion, D. Israel: Years of Challenge / D. Ben-Gurion. — Massadah: P.E.C. Press Ltd, 1963. — 235 p.
12. Ben-Gurion, D. Like Stars and Dust : essays from Israel’s Government Ye ar book / D. Ben-Gurion ; Ben-Gurion Research Center ; Ben-Gurion University of the Negev ; Ben-Gurion Heritage Institute. — 1997/ — 303 p.
13. European Union Code of Conduct on Arms Exports. — Basel, 1998.
14. Garcia, G.G. The birth of Israel: the drama as I saw it / G.G. Garcia. — New York: Alfred A. Knopf, 1949.
15. German Federal Foreign Office Country Report on Israel [Electronic resource]
/ German Federal Foreign Office/ — URL: http://www.auswaertiges-
amt.de/diplo/en/Laender/Israel. html
...221