Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Источники прецедентности в белгородской поэзии

Работа №179523

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы66
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
16
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Глава 1. Теоретические аспекты исследования прецедентных феноменов
1.1. Категория интертекстуальности и прецедентности.
Принципы классификации прецедентных единиц
1.2. Прецедентные феномены как образное отражение культуры. Уровни и источники прецедентности
1.3 Классификация источников прецедентных феноменов
Глава 2 . Сферы-источники прецедентных феноменов в белгородской поэзии
2.1. Краткие сведения о поэзии Белгородчины 21
2.2. Прецедентные феномены со сферой-источником «Литература» 24
2.3. Прецедентные феномены со сферой-источником «Религия и мифология» 31
2.4. Прецедентные феномены со сферой-источником «Фольклор» 37
2.5 Прецедентные феномены со сферой-источником «История и культура» 41
2.6 Прецедентные топонимы в художественно-поэтическом дискурсе белгородских авторов 45

Список использованной литературы 56
Источники фактического материала 64
Приложение 65

Явление прецедентное™ в настоящее время становится объектом пристального внимания лингвистов. По мнению Г.Г. Слышкина, этот интерес объясняется «глубокими культурными корнями». «В данном случае, - полагает он, - отечественная культура не склонна к текстопорождению. В дискурсах различных слоёв общества налицо тенденции к ностальгическому переживанию текстовых ценностей прежней эпохи, к осмыслению и компиляции текстов других культур, прежде недоступных по идеологическим причинам» [Слышкин 2000].
В данном исследовании прецедентные феномены рассматриваются в связи с проблемой их источников в дискурсе белгородской поэзии.
Явление прецедентных феноменов, воссоздающее менталитет представителей определенной лингвокультуры, наиболее широко представлено в художественных произведениях и публицистике. Именно с этим связано внимание ученых к анализу прецедентных феноменов как значимых моделей вербализации культуры в языке. Поскольку с позиций категорий интертекстуальности и прецедентности творчество белгородских авторов изучено недостаточно, исследование функциональной нагруженности системы интертекстуальных и прецедентных средств, воплощенных в произведениях писателей Белогорья, является актуальным.
Изучение использования явления прецедентности как особого феномена литературной речи, начало которому было положено в психолингвистике и теории коммуникации при проведении ассоциативных экспериментов (Супрун, Клименко, Титова 1975; Караулов 1988, и др.), активно развивается в современной лингвистике [Караулов 1986 и 1987; Супрун 1995; Костомаров, Бурвикова 2000; Слышкин 1999 и др.].
Применительно к анализу художественного произведения прецедентность освещается в работах М.А. Гасановой (2005), O.A. Пономаревой (2008), О.М. Крижовецкой (2008). Прецедентые феномены рассматривались также в трудах по психолингвистике: Ю.А. Сорокин (1985), В.П. Белянин (1988), A.A. Леонтьев (2001), Т.Н. Медведева (2006). В исследовании представлено описание источников прецедентных феноменов, выявленных в художественных произведениях белгородских авторов. Такие художественные элементы в контексте литературного дискурса создают особый прецедентный мир.
Прецедентные единицы [лат. praecedens (praecedentis) - идущий впереди, предшествующий] - это единицы, производные от уже существующих языковых /дискурсивных знаков и служащие примером, основанием (смысловым и структурным элементом) для последующих случаев их языкового употребления в новом контексте.
К прецедентным феноменам относят прецедентные тексты, прецедентные высказывания, прецедентные имена.
Объект данного исследования - прецедентные феномены текста, используемые авторами в белгородской поэзии.
Под прецедентными феноменами мы понимаем уже «отмеченные» ранее в литературном дискурсе и традиционно выступающие в качестве «готовых» элементов текста единицы.
Предмет изучения - источники прецедентных феноменов, используемые авторами в белгородской поэзии.
Цель работы - выявление и описание источников прецедентных феноменов в структуре прецедентного мира анализируемых авторов, что предполагает функциональный и культурологический анализ прецедентных знаков.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. проанализировать понятийно-терминологический аппарат
современных исследований в области теории прецедентности;
2. выявить и описать функциональные и культурологические
особенности прецедентных единиц в белгородской поэзии;
3. определить основные источники прецедентных феноменов в
художественно-поэтическом дискурсе Белогорья;
4. выявить и описать основные типы прецедентных феноменов, предпочтительных для художественно-поэтического дискурса белгородских авторов.
Теоретико-методологическую основу исследования составил ряд теорий, концепций и подходов в лингвистике, лингвокультурологии, истинность и эффективность которых подтверждена практикой и обоснована в трудах таких ученых, как М.М. Бахтин (1979), Ю.Н. Караулов (1987), В.Г. Костомаров, М.В. Вербицкая (2000), Г.Г. Слышкин (2000), В.В. Красных (2002), В.И. Карасик (2003), Д.Б. Гудков (2003), Е.А. Нахимова (2007) и др.
В качестве методов исследования были использованы следующие: метод лингвистического описания, включающий интерпретацию, сравнение и обобщение анализируемых единиц, аналитический метод, позволяющий представить видовую и функциональную классификации прецедентных феноменов в белгородской поэзии. В качестве материала исследования используются поэтические тексты современных белгородских авторов: В. Кичигиной, (Кичигина В. Утоление жажды: стихи / В. Кичигина.
- 2-е изд., перечит. и доп. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГу», 2017; Кичигина В. Приговорённый любить: стихи / В. Кичигина. - Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017), В.М. Игина (Игин В.М. Дары любви: Лирика - Белгород, 2014), Л. Ясновой (Яснова Л. Адреса. Избранное. Стихи.
- Белгород: ООО «Эпицентр», 2017; Яснова Лана. ДЕТЕРМИНИЗМ ГЕНДЕРА, или ИСПОВЕДЬ ЛИРИЧЕСКОЙ ГЕРОИНИ. Опыт стихотерапии.
- Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2011; Лана Яснова, Зеркала - Новокузнецк: «Союз писателей», 2015; Яснова Л. Личное дело: стихи. - Белгород: ООО «Эпицентр», 2018)), Н.В. Дроздовой (Дроздова, Наталья Владимировна. День пленэра: стихотворения / Н.В. Дроздова. - Белгород: КОНСТАНТА, 2014).
Посредством сплошной выборки из произведений указанных авторов Белогорья был сформирован корпус прецедентных феноменов,
анализируемых в настоящей работе.
Научная новизна исследования состоит в выявлении прецедентных единиц, а также в описании источников прецедентности в белгородской поэзии; в работе проанализированы различные виды прецедентных феноменов; новизна исследования связана также с толкованием ряда идиостилистических особенностей автора при создании прецедентного мира художественного произведения.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно вносит определенный вклад в развитие междисциплинарных подходов в изучении языка и культуры, языка и коммуникации, лингвокультурологии, состоящий в расширении и усовершенствовании процесса выявления и толкования культурологической ценности прецедентных текстов.
Практическая значимость состоит в том, что теоретический материал и результаты исследования могут быть использованы в ходе лекционных занятий по лингвистическому анализу текста, спецкурсов и семинаров по теории языка, лингвокультурологии, стилистике языка, ономастике, теории художественного дискурса.
Структура работы. Исследование состоит из Введения, двух глав, Заключения, Списка использованной литературы.
Во Введении обосновываются выбор темы, её актуальность и научная новизна, определяются объект, предмет и задачи исследования, перечисляются применённые методы и приёмы, устанавливаются исходные теоретические позиции, характеризуется анализируемый материал, даётся краткий обзор научных позиций лингвистов, определяющих современные подходы к проблемам прецедентности.
В первой главе исследования рассматривается специфика художественного текста, излагаются теории, посвящённые прецедентности как лингвокультурному феномену, в основе которого лежат интертекстуальные связи, рассматриваются различные типы прецедентных феноменов, а также классификация источников прецедентности..
Во второй главе рассматриваются источники всей совокупности прецедентных феноменов в художественных произведениях авторов Белгородчины, создающих особый прецедентный мир литературного дискурса; выделяются основные типы прецедентных единиц,
предпочтительные для поэтического дискурса Белогорья.
В Заключении подводятся итоги проделанной работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теория прецедентности - это одно из наиболее важных и активно развивающихся направлений современной лингвистики.
Существенными компонентами информации в художественном тексте кроме всех позиций выдвижения являются прецедентные феномены, пополненные не только эстетическим, но и национально-этнокультурными составляющими.
Произведения белгородских поэтов соответствуют ожиданиям и предпочтениям представителей того сообщества, в котором они реализуются. Авторы употребляют прецедентные феномены, небезызвестные их широкому окружению (включая бывших и новых соотечественников).
Поэты используют прецедентные феномены не только как специальный художественный прием, показывающий этнокультурную принадлежность своего персонажа: прецедентные феномены в
художественном тексте влияют на развитие сюжета текста, на характер персонажей, на отношение автора к изображаемым событиям.
Прецедентные высказывания, имена и названия используются в основном для того, чтобы показать этническую идентичность персонажа и автора, часто при этом с предваряющими их соответствующими комментариями для читателя, а также для придания выразительности, усиливают степень образности текста. Прецедентный феномен часто вводится в название или эпиграф произведения, что вызывает интерес читателя к познанию одной из реалий культуры; знакомит с эмоциональной и содержательной составляющей той ситуации, которая является для автора важной. Прецедентные события и ситуации используются авторами, чтобы показать, на фоне каких исторических событий происходили или проходит жизнь персонажей. С помощью упоминаний исторических фактов (аллюзий) в текстах оформляются взгляды и отношение авторов к историческим фактам.
Проведенное исследование показало, что в текстах белгородских авторов активно используются специальные средства, направленные на акцентирование прецедентных феноменов в составе текста. К числу таких средств относится повышенная частотность использования, наличие определенной системы прецедентных единиц, использование прецедентных феноменов в сильной позиции (заголовок, первая и последняя фразы текста и предмет др.), разнообразие прецедентных феноменов по видам, сферам- источникам, по форме представления и иным параметрам, рассредоточенность прецедентных феноменов, то есть их присутствие в различных частях текста, взаимодействие с иными образными средствами (метафора, антитеза, аллюзия, гипербола и др.).
В ходе работы были исследованы основные теоретические положения интертекстуальности и было установлено, что прецедентные феномены являются средствами вербализации прецедентов в художественном произведении и представляют собой неотъемлемую составляющую категории интертекстуальности, так как могут быть представлены как интертекстуальные включения и отсылки. Прецедентные феномены подразделяются на прецедентное имя, прецедентное высказывание, прецедентную ситуацию, прецедентный текст. В анализируемых художественных произведениях наиболее частотным видом прецедентных феноменов является прецедентное имя.
Изучение ряда работ позволило нам определить, что прецедентный мир выступает как комплексное лингвоконцептологическое и лингвокультурное образование, состоящее из всей совокупности прецедентных феноменов, составляющих прецедентную плотность текста, а именно: прецедентных имен, прецедентных высказываний, прецедентных ситуаций, прецедентных текстов, а также составляющих их упоминаний, аллюзий, цитаций, квазицитаций, иноязычных выражений, устойчивых выражений (фразеологизмов, идиом, пословиц, поговорок, афоризмов, крылатых фраз).
В данной работе были рассмотрены основные сферы-источники прецедентных феноменов в художественно-поэтическом дискурсе
белгородских авторов. Нами были выделены следующие сферы-источники: литература, религия и мифология, фольклор, история и культура.
Количественный анализ употребляемых поэтами прецедентных феноменов в изучаемых текстах дает возможность установить обильно используемый подвид прецедентных феноменов - имена, выступающие в роли центра прецедентного мира белгородской поэзии. Периферию прецедентного мира образуют аллюзии, устойчивые выражения, цитации, квазицитации, иноязычные вкрапления.
Статистический анализ исследуемых текстов белгородских поэтов показал, что прецедентные феномены со сферой-источником «Литература» составляют - 28%, со сферой-источником «Религия и мифология» - 27%, со сферой-источником «Фольклор» и «История и культура» по 17%. Прецедентные топонимы занимают 11% исследуемых единиц.
Отметим наибольшее количество прецедентных феноменов со сферами-источниками - Литература, Религия, Мифология - в поэзии Ланы Ясновой, в произведениях И.А Чернухина лидируют прецедентные единицы со сферой-источником История, тексты Н. Дроздовой изобилуют прецеденными феноменами группы Религия. Описание источников прецедентности предоставляет исследователю интересный материал для оценки эрудиции, жизненного опыта, политических предпочтений, речевого мастерства автора, а также для оценки авторского представления о сходных качествах адресата.
Культурологические особенности прецедентного мира белгородской поэзии заключаются в том, что автор использует значимые для него и других национальных сообществ, узнаваемые, независимо от возрастных, социальных и характеристик читателя, а значит, отражающие ценностный потенциал данного лингвокультурного сообщества.
Несмотря на разнородность прецедентных феноменов, их объединяют следующие признаки: 1) значимость в познавательном и эмоциональном отношениях; 2) сверхличностный характер; 3) постоянная возобновляемость в речи.
Важную роль в играют прецедентные имена, которые реализуют свою коннотацию, будучи употребленным не только в прямом, но и в переносном значении, в качестве метафоры, символа, способствуя расширению культурного контекста поэтического произведения.
В выборе прецедентных единиц белгородские авторы находятся в русле общерусской поэтической традиции . Важно отметить, что в творчестве корифеев белгородской поэзии (И.А. Чернухин, В. Молчанов и др.) наблюдается преобладание фольклорно-мифологических включений прецедентных элементов над книжными (литературными).
В качестве основных признаков прецедентных имен и аргументов самого факта их прецедентности мы полагаем значимыми следующие параметры: 1) регулярная воспроизводимость, повторяемость
соответствующих имен в текстах, связанность соответствующих имен с классическими произведениями; 2) общеизвестность соответствующих феноменов или хотя бы их известность большинству членов лингвистического сообщества; 3) прецедентные имена как единицы языка и речи выступают репрезентантами прецедентных концептов - ментально-вербальных единиц, которые используются для представления, концептуализации и оценки действительности при построении картины мира и ее фрагментов; прецедентное имя - это всегда имя культурного концепта; 4) неденотативное использование того или иного имени в функции культурного знака, связь с известной ситуацией (прецедентная ситуация); 5) связь с метонимией: топонимы способны метонимически обозначать некие события, людей, эпохи, время и др., в этом случае прецедентность выступает как результат метонимического переноса, что, в свою очередь, позволяет говорить о метонимическом характере прецедентности.
Таким образом, выявление и описание фактического материала позволяет говорить о продолжении в индивидуально-авторских картинах мира белгородских поэтов устойчивых литературно-поэтических традиций, что выражается в выборе прецедентных феноменов.
Дальнейшее развитие теории прецедентности и практики ее исследования приведет к постановке новых проблем, к обновлению и совершенствованию научного инструментария, который используется для исследования прецедентности.


1. Алефиренко Н.Ф. Методология и методы современной лингвистики [Текст]: учебное пособие / Алефиренко Н.Ф., Чумак-Жунь И.И.
- Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2014. - 124с.
2. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов) [Текст]: / Е. Е. Анисимова. - М.: Академия, 2003. - 128с.
3. Антипов Г. А. Текст как явление культуры [Текст]: / Г. А. Антипов, О. А. Донских, И. Ю. Марковина, Ю. А. Сорокин. - Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1989. - 196с.
4. Антропонимика [Текст]: Сб. статей.//Отв.ред. В.А. Никонов, А.В. Суперанская. - М.: Наука, 1970. - 360с.
5. Арнольд И. В. Семантика. Стилистика. Интертекстуальность [Текст]: Сб. статей / И. В. Арнольд. - СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 1999. - 444с.
6. Арнольд, И. В. Читательское восприятие интертекстуальности и герменевтика [Текст]: / И. В. Арнольд // Интертекстуальные связи в художественном тексте: межвузовский сб. науч. тр / отв. ред. И. В. Арнольд.
- СПб. : Образование, 1993. - С.23-36.
7. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений. Оценка. Событие. Факт / Н. Д. Арутюнова. - М.: Наука, 1988. - 341с
8. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека [Текст]: / Н. Д. Арутюнова. - М., Языки русской культуры,1999. - 896с.
9. Ахманова О. С. «Вертикальный контекст» как филологическая проблема [Текст]: / О. С. Ахманова, И. В. Гюббенет // Вопросы языкознания.
- 1977. - № 3. - С.47-54.
10. Бабенко Л.Г. Лингвистический анализ художественного текста. /Л.Г. Бабенко, Ю.В. Казарин. - М.: Флинта, 2005. - 496 с.
11. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика /Р. Барт. - М.: Прогресс, 1994. . - 616с.
12. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин - М.: Издательство Искусство, 1986. - 446с.
13. Болотов В. И. Множественное число имени собственного и апеллятива / В. И. Болотов // Имя нарицательное и собственное. - М.: Наука, 1978. - С. 93- 106.
14. Бондалетов В. Д. Русская ономастика / В. Д. Бондалетов. - М. : Просвещение, 1983. - 224с.
15. Будаев Э. В. Метафора в политическом интердискурсе / Э. В. Будаев, А. П. Чудинов. - Екатеринбург, 2006. - 215с... 79


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ