Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Управление торговыми потоками на основе матричного анализа взаимной торговли в системе стран ЕАЭС

Работа №179519

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы97
Год сдачи2019
Стоимость4600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы развития ЕАЭС 11
1.1. Предпосылки образования ЕАЭС 11
1.2. Цели, задачи, основные направления сотрудничества между
странами в рамках ЕАЭС 22
1.3. История развития экономического сотрудничества стран ЕАЭС .. 26
Глава 2. Анализ внешнеэкономического сотрудничества стран ЕАЭС 34
2.1. Характеристика экономического потенциала стран ЕАЭС 34
2.2. Матричный анализ торговых потоков между странами ЕАЭС 40
2.3. Анализ торгово-экономического сотрудничества стран ЕАЭС 54
Глава 3. Перспективы развития сотрудничества в странах ЕАЭС 65
3.1. Основные направления развития торгово-экономического
сотрудничества стран в рамках ЕАЭС 65
3.2. Перспективы экономической интеграции стран в рамках ЕАЭС ... 72
Заключение 84
Список использованных источников 87
Приложения 97


Актуальность исследования. В настоящее время происходят стремительные изменения мировой экономической архитектуры. Глобализация экономических отношений дополняется взаимодействием государств-партнеров на уровне региональных блоков, эпоха моноцентризма постепенно уступает место плюралистическому взгляду на взаимодействие национальных экономик. Международное сообщество обсуждает перспективы формирования региональных пространств, государства-члены которых могут интегрироваться друг с другом больше, чем со странами вне объединения, а система двусторонних и многосторонних отношений и соглашений будет выстраиваться не только между отдельными странами, но и между экономическими блоками. Как составная часть мировой экономики, страны-участницы ЕАЭС оказались вовлечены в преобразования и современные тенденции на мировой площадке. Договор о Евразийском экономическом союзе, подписанный 29 мая 2014 года, определяет основные принципы, цели и задачи сотрудничества между государствами-членами. Спустя полтора года лидеры государств-членов закрепили векторы экономического развития ЕАЭС до 2030 года. Решением Высшего Евразийского экономического совета от 16 октября 2015 года № 28
утверждены Основные направления экономического развития ЕАЭС.
Основными направлениями экономического развития ЕАЭС назван стратегический документ, определяющий направления экономического развития государств-членов в рамках ЕАЭС, исходя из имеющихся ресурсов и объективных возможностей преимуществ их совместного использования. Документ подытожил результаты переработки опыта успешных интеграционных блоков, национальных стратегий и планов интеграции государств-членов, уроков кризиса, текущей региональной и глобальной ситуации, перспектив развития нынешних ведущих стран, их потенциальных конкурентов, позиций бизнес-сообщества и экспертного сообщества.
Несмотря на политическую нестабильность и неопределенность, которая существует сегодня в мировой экономике, определение основных направлений координации экономических политик выглядит крайне важным и своевременным. Фактически этот документ устанавливает возможность выстраивания национальных экономических стратегий на совместной платформе для обеспечения взаимодействия, координации позиций, предсказуемости и устойчивости в последующем развитии наших стран. Для достижения цели экономического развития ЕАЭС - обеспечения качества и устойчивости экономического роста государств-членов в результате интеграции, был сформулирован ряд приоритетов:
• способствовать проведению согласованных политик во всех возможных сферах экономики, достижению национальных долгосрочных и среднесрочных интересов в целях повышения стабильности и конкурентоспособности экономик государств-членов;
• сформировать резервные источники экономического развития на основе реализации конкурентных преимуществ стран-участниц и ЕАЭС в целом;
• повысить взаимную открытость и значимость экономик государств- членов путем устранения существующих барьеров на едином рынке ЕАЭС, формирования единых рынков, транзите грузов по территории Союза, минимизации ограничений и исключений в отношении свободного движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы;
• способствовать укреплению позиций государств-членов на рынке третьих стран и в международных организациях.
Успешная реализация этих задач в ходе сотрудничества по основным направлениям, а также в реальном секторе экономики и услуг, может обеспечить дополнительный рост ВВП ЕАЭС к 2030 году на $ 210 млрд. Эффект от участия в ЕАЭС к 2030 году для государств-членов приблизительно оценивается в 13% дополнительного прироста ВВП. Потенциал (накопленный эффект к 2030 году) привлечения инвестиций из третьих стран за счет размера рынка и привлекательности интеграционных проектов может составить $ 90 млрд, рост экспорта нефти и газа ЕАЭС - 71,3 млрд долларов. (рост на 11.6%). За счет ускорения роста деловой активности объем взаимной торговли продуктами промежуточного потребления может вырасти на 80%.В целом, к 2030 году результаты экономического развития ЕАЭС должны проиллюстрировать глобальную конкурентоспособность и усиление позиций интеграционного объединения в мировой экономике. ЕАЭС должен быть активно представлен в системе «интеграции интеграций», которая уже развивается - системе взаимодействия и решения глобальных проблем на уровне интеграционных объединений. Если в краткосрочной и среднесрочной перспективе планируется использовать имеющиеся ресурсы и текущие конкурентные преимущества государств- членов, долгосрочное развитие ЕАЭС будет способствовать улучшению структуры экономик стран-участниц и основываться на лучших практиках нормативного регулирования для повышения конкурентоспособности экономики.
Степень разработанности проблемы. Проблемам Евразийского экономического союза посвящено немало работ. Труды М.Н. Чечуриной [98], С.Г. Стоякина [85], Р.И. Хасбулатова [92] в основном посвящены общим положениям международной экономической интеграции. Особое внимание процессу формирования ЕАЭС уделили Н.С. Зиядуллаев [37], Т.А. Мансуров [57], а уже аспекты управления в рамках переходного периода к Союзу раскрыли С.Ю. Глазьев [23], С.С. Кундрюков [54], О.А. Гришина [24], Б.К. Иришев [42], О.Н. Мисько [65], С.Е. Нарышкин [69] выявили и подробно проанализировали проблемы и перспективы развития евразийской интеграции. Общая оценка потенциала экономик государств - членов ЕАЭС была произведена Е.Ю. Винокуровым [21], в результате которой Н.С. Зиядуллаев [37] подвел общие итоги существования Союза.
Вопросы развития экономической интеграции и внешней торговли также широко освещены в зарубежной и отечественной научной литературе. В исследованиях О.П. Зайцевой [35], Г.В. Морозовой [67] представлен теоретический анализ международной и региональной экономической интеграции. В разработку проблем интеграции национальных хозяйств в мировую экономику внесли вклад С.Г. Стоякин [85], И.Е. Ткаченко [88], Л.М. Энтин [102], В. Хачатурян [93], Т.Н. Нешатаева [71]. Вместе с тем, несмотря на преобладающее количество опубликованных материалов по рассматриваемой теме, многие аспекты развития интеграционных процессов бывших советских республик все еще вызывают острые дискуссии в отечественной литературе.
Целью исследования является анализ особенностей управления потоками взаимной торговли в системе стран ЕАЭС, а также выявление проблем и перспектив сотрудничества стран ЕАЭС.
Поставленная цель предопределяет соответствующие задачи:
1. Исследовать предпосылки образования ЕАЭС, задачи и основные направления сотрудничества стран в рамках ЕАЭС.
2. Рассмотреть характеристику и историю развития экономического сотрудничества стран ЕАЭС.
3. Оценить экономический потенциал стран ЕАЭС в их взаимной торговле.
4. Провести матричный анализ торговых потоков между странами ЕАЭС, на основании этого выявить особенности торгово-экономического сотрудничества стран ЕАЭС.
5. Изучить основные направления развития торгово-экономического сотрудничества стран в рамках ЕАЭС и наметить перспективы экономической интеграции стран в рамках Союза.
Объект исследования: торговые потоки взаимной торговли в системе стран ЕАЭС.
Предмет исследования - оценка состояния и управление торговыми потоками взаимной торговли в системе стран ЕАЭС.
Нормативно-правовой основой исследования являются Таможенный кодекс Таможенного союза, Решения Высшего Евразийского экономического совета, Договор о Евразийском экономическом Союзе.
Эмпирической основой исследования являются информационно - аналитические отчеты и сборники, выпущенные Евразийской экономической комиссией, статистика Евразийской экономической комиссии внешней и взаимной торговли товарами, социально-экономическая статистика ЕАЭС.
Теоретической основой исследования послужили труды в области права, политологии и экономики известных отечественных и зарубежных авторов, работы которых посвящены различным аспектам и проблемам развития ЕАЭС.
Методологическую основу исследования составляет комплекс мер научного познания, среди которых синтез, индукция, дедукция, системный поход, графический, статистический, аналитический и сравнительно - правовой метод.
Данное исследование проводилось с непосредственным использованием следующих методов: теоретический, экономико¬
статистический и сравнительный анализы, синтез, логический метод обработки информации.
Источники исследования. Нормативные и законодательные акты Исполнительного комитета СНГ, Секретариата ЕАЭС; законы государств Евразийского экономического союза; статистические данные и аналитические материалы Межгосударственного статистического комитета СНГ, Евразийской экономической комиссии, а также министерств сельского хозяйства и национальных служб государственной статистики Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии и России.
Научная новизна работы заключается в формулировке новой проблемы, подходах к анализу практического опыта и определении тенденций углубления интеграционных процессов стран ЕАЭС. Разработаны научно-методологические рекомендации по оптимизации торговых взаимоотношений стран Союза.
Апробация результатов исследования. Основные результаты работы прошли апробацию и получили положительную оценку на семинарах и научных сессиях в НИУ БелГУ.
По материалам диссертации автором были подготовлены следующие научные статьи:
1. Ю.О. Чурсина. Внешняя торговля стран ЕАЭС с третьими странами / Сборник научных трудов VII Международной научно-практической конференции, посвященной празднованию Дня университета НИУ «БелГУ». - Белгород, 2018 г. с.295-298
2. Ю.О. Чурсина. Сотрудничество стран в рамках ЕАЭС: проблемы и
перспективы развития/ Ю.О. Чурсина; НИУ БелГУ // Электронный архив открытого доступа Белгородского государственного университета. - Белгород, 2018. - Режим доступа:
http://dspace.bsu.edu.ru/handle/123456789/23256.
3. Ю.О. Чурсина. Взаимная торговля в системе стран ЕАЭС: проблемы и перспективы развития/ Сборник научных трудов Международной научно - практической конференции - Белгород, 2018г. с.322-325
Практическая значимость работы заключается в том, что основные результаты диссертации могут быть применены консультативно-экспертными органами стран ЕАЭС в ходе прогнозирования развития внешнеэкономической сферы России, Белоруссии и Казахстана, в целях повышения качества и эффективности их взаимодействия.
Структура диссертации. Настоящая магистерская работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Введение отображает актуальность темы магистерской диссертации, ее практическую и теоретическую значимость, цель и задачи исследования с выделением объекта и предмета исследования.
В первой главе «Теоретические основы развития ЕАЭС» рассматриваются основные направления развития Союза, дается характеристика ЕАЭС, его целей, задач, этапов развития.
Во второй главе «Анализ внешнеэкономического сотрудничества стран ЕАЭС» представлена характеристика стран ЕАЭС, проводится исследование показателей интеграции торгового сотрудничества стран-членов Союза, проводится матричный анализ торговых потоков между странами ЕАЭС, на основании которого выявляются особенности торгово-экономического сотрудничества стран ЕАЭС.
В третьей главе «Перспективы развития сотрудничества в странах ЕАЭС» раскрываются действующие проблемы осуществления интеграционной кооперации стран-членов ЕАЭС, а также направления развития и эффективности взаимодействия в условиях глобальной экономики.
В заключении выведены основные выводы и рекомендации на основании анализа выбранной темы магистерской диссертации.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе исследования были сделаны следующие выводы.
1. Евразийский экономический союз - это союз стран, в рамках которого обеспечивается свобода перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение согласованных политик во всех возможных сферах экономики, так как только это позволит устранить старые и исключить появление новых барьеров.
Основными задачами Союза являются:
- создание условий для стабильного развития экономики государств- членов с целью повышения уровня жизни их населения;
- стремление сформировать единый рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза;
- комплексная модернизация, сотрудничество и
конкурентоспособность национальных экономик в мировой экономике.
2. Государствами - участниками Евразийского экономического союза
являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Киргизская Республика и Российская Федерация. ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и повышения
конкурентоспособности национальных экономик и создания условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
3. Таможенный союз ЕАЭС - форма торгово-экономической интеграции стран-участников, предусматривающая единую таможенную территорию, в пределах которой во взаимной торговле товарами не применяются таможенные пошлины и ограничения экономического характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования при торговле с третьими странами. Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории стран-участников Таможенного союза, а также искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства-члены Таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией.
4. С учетом статистических данных, можно сказать, что Россия остается определяющей силой евразийской экономической интеграции, ее доля в ВВП (88%) и населении (84%) интеграционного объединения. В рамках интеграционной группировки Россия является ключевым партнером остальных стран-участниц, на ее долю приходится более 80% всего объема торговли Союза. А это значит, что «здоровье» российской экономики во многом определяет состояние экономик всего ЕАЭС.
За 2015-2017 годы в товарной структуре взаимной торговли государств-членов ЕАЭС наибольшую долю занимают минерально-сырьевые товары (33,4% от объема взаимной торговли), из которых 81,7% поставляется Российской Федерацией на рынок ЕАЭС. Значительные поставки машин, оборудования и транспортных средств (16,4% от объема взаимной торговли), из которых 60% приходится на Российскую Федерацию и 37,1% - на Республику Беларусь. Доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья составляет 15,2% от объема взаимной торговли, из которых 56% приходится на Республику Беларусь и 34,7% - на Российскую Федерацию. Поставки металлов и изделий из них составляют 10,6% объема взаимной торговли, из которых 67,2% приходится на Российскую Федерацию.
За исследуемый период произошло сокращение доли машин и оборудования во взаимной торговле стран-членов ЕАЭС. Сначала в 2015 году этот показатель вырос на 2%, но в 2017 году произошло снижение на 6% и доля машин и оборудования установилась в размере 16%. Доля остальных групп товаров во взаимной торговле за исследуемый период практически не изменилась.
Образование Евразийского экономического союза означает создание общего рынка товаров с классическими эффектами увеличения масштаба и разнообразия, что способствует повышению эффективности и росту экономического потенциала стран-членов. Республика Беларусь, Казахстан, Россия, Армения, Кыргызстан начали сотрудничать задолго до создания соответствующего объединения в его современном виде.
В долгосрочной перспективе наличие единого экономического пространства поможет создать условия для стабильного экономического развития, роста и развития производства, свободного перемещения и адаптации торговых потоков, выбора места размещения организаций (прибыльных и инвестиционных центров, трудовых центров), а также развития конкуренции на трансграничных рынках и использования эффективных технологий.
Сокращение исключений, ограничений и барьеров вызовет конкуренцию между юрисдикциями государств-членов ЕАЭС, что положительно скажется на инвестиционном и деловом климате каждого государства-члена и Союза в целом. Проводить согласованную политику в соответствии с Договором о союзе, дает исчерпывающие меры, чтобы снизить уровень зависимости от внешних негативных явлений, в том числе кризисных явлений и снижения рисков устойчивого экономического роста государств-членов, что упрощает достижение долгосрочных национальных целей, стимулирует экономическое сотрудничество, создание соответствующих производственных цепочек и т. д. реализация основных направлений не потребует финансирования, не направлена на решение стратегических национальных проблем.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7- ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) [Электронный
ресурс] //Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Декларация о евразийской экономической интеграции (Москва, 18 ноября 2015 г.). [Электронный ресурс] URL: http://base.garaKot.ru/2571742/
3. Договор о Евразийской экономической комиссии (Москва, 18 ноября 2015 г.) [Текст] // Бюллетень международных договоров. - 2015. - № 1. - С. 51-69.
4. Договор о статусе Основ законодательства Евразийского экономического сообщества, порядке их разработки, принятия и реализации (Астана, 18 июня 2014 г.) [Текст] // Бюллетень международных договоров.
2014. - № 3. - С. 67-72.
5. Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2010 г.) [Текст] // Бюллетень международных договоров.
2015. - №5. - С. 9-15.
6. Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) - Высший евразийский экономический совет [Электронный ресурс]. - URL: http: //www.co№sulta№t.ru/
7. Договор о присоединении Армении к ЕАЭС - Высший евразийский
экономический совет [Электронный ресурс]. - URL:
http: //www.co№sulta№t.ru/
8. Долгосрочный прогноз экономического развития Евразийского экономического союза до 2030 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.eurasia№commissio№.org
9. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением
Межгосударственного Совета ЕАЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17) (ред. от 10.10.2014) [Электронный ресурс] //Собрание
законодательства РФ, 13.12.2010. - №50. - ст. 6615.
10. Авдокушин Е.Ф., Сизов В.С. Глобализация и международная экономическая интеграция: учебник [Текст] // Е.Ф. Авдокушин. - М.: Издательство Магистр, 2015. - 514 с.
11. Афанасьев, В. Н. Моделирование и прогнозирование временных рядов [Текст] // В. Н. Афанасьев. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 292 с.
12. Барская В.В. ЕАЭС и ЕАЭС: история создания и перспективы [Текст] / В.В. Барская // Экономика и социум. - 2017. - №4(17) - С. 94-103.
13. Бекяшев, К.М. Правовой статус Евразийской экономической комиссии Lexrussica [Текст] // К.М. Бетяшев. - М.: ЮНИТИ, 2013. - 286 с.
14. Благих, И.А., Дубянский А.Н. История экономических учений [Текст] /Под ред. А.Н. Дубянского. - М.: Изд-во Юрайт, 2014. - 611 с.
15. Большой юридический словарь [Текст] / Под ред. А.Я. Сухарева, В.Д. Зорькина, В.Е. Крутских. - М. СЛОВО, 2009. - 880 с... 102

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ